Для увеличения абсолютной силы необходим Метод максимальных усилий - поднятие максимального веса, преодолевая максимальное сопротивление. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Для увеличения абсолютной силы необходим Метод максимальных усилий - поднятие максимального веса, преодолевая максимальное сопротивление.

2021-02-01 3466
Для увеличения абсолютной силы необходим Метод максимальных усилий - поднятие максимального веса, преодолевая максимальное сопротивление. 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Проблемная ситуация № 1

Одной из важнейших методических проблем при воспитании силовых способностей является проблема выбора величины внешнего сопротивления (отягощения). Задачей тренировок являлось воспитание у занимающихся абсолютной силы. Для решения данной задачи тренер применял следующую методику: I) основное средство — упражнения строго регламентированного характера; 2) непредельный вес отягощения, средний темп выполнения упражнений, максимальное количество повторений упражнения в одном подходе. Спустя некоторое время после проведения повторного тестирования он обнаружил, что прирост абсолютной силы незначителен, а показатели силовой выносливости ощутимо возросли.

 

Задание 1. Определите методическую ошибку тренера.

 

Задание 2. Устраните ошибки, обнаруженные вами в данной методике. Дайте обоснование правильности своего ответа.

 

Для увеличения абсолютной силы необходим Метод максимальных усилий - поднятие максимального веса, преодолевая максимальное сопротивление.

Использования веса отягощения 90-95% от максимального веса

Тренер же использовал метод динамических усилий где использовал вес отягощения 30% от максимального, такие упражнения приводят к росту силовой выносливости.

Другой ответ:

Ошибка: в весе отягощения, в темпе выполнения упражнения, в количестве повторений.

Решение: Метод максимальных усилий.

· Вес отягощения 95-100% от максимального

· 1-3 повторения(2-5 серий) (отдых 2-5 минут меду сериями)

· Темп выполнения упр произвольный

Абсолютная сила – это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела.

Силовая выносливость – это способность мышц производить максимальное усилие в течение длительного времени, без существенной потери в силе мышечных сокращений.

Т.к. метод до отказа повышает специальную подготовленность в компоненте силовой выносливости.

Проблемная ситуация № 2

Одним из основных методических направлений в методике воспитания силовых способностей является преодоление непредельных отягощений (сопротивлений) с предельным числом повторений. В процессе организации учебно-тренировочных занятий со своими учениками для решения задач воспитания собственно-силовых способностей (абсолютной силы) тренерами «А» и «Б» были применены разные методики. Тренер «А» использовал в основе своей методики применение непредельных отягощений с предельным числом повторений. Тренер «Б» использовал в занятиях предельный вес отягощений, а количество повторений в одном подходе составляло 1—3 раза. Спустя некоторое время было проведено тестирование занимающихся по данным методикам у своих тренеров. Показатели прироста собственно-силовых способностей, занимающихся у тренера «Б» превысили показатели занимающихся у тренера «А».

 

Задание. Определите и обоснуйте: 1) чем обусловлена разница достигнутых показателей у занимающихся; 2) в чем причина и как можно объяснить, что использование методики работы с около предельными и предельными отягощениями дает лучший эффект формирования техники двигательных действий, нежели использование непредельных отягощений с предельным числом повторений?

 

Ответ:

 

1) Разница достигнутых показателей обусловлена применением различных методик

2) Собственно-силовые способности проявляются при относительно медленных сокращениях мышц, в упражнениях, выполняемых около придельными, придельными отягощениями

Работа с легким весом и методов «до отказа» направлена на воспитание силовой выносливости.

 

Метод максимальных усилий – превосходит все остальные распространенные методы. Он улучшает межмышечную и внутримышечную координацию, поскольку тело адаптируется только к воздействию, которое на него оказывается. Метод максимальных усилий дает наибольшую прибавку в силе. Несмотря на то, что не является из ряда вон выходящим страдать от утомления, повышенного давления в состоянии покоя, нервозности и депрессии от использования этого метода, он наиболее популярен среди атлетов и лифтеров высшего уровня. Его не стоит использовать в изолированных упражнениях, а лучше использовать для таких движений как подъем штанги на грудь, рывок, присед, жим лежа и тяга становая.

Метод непредельных отягощений. Сущность метода состоит в том, что непредельный вес человек поднимает максимально возможное число раз (до отказа). В рамках этого подхода можно выделить несколько частных методов в зависимости от величины отягощения (метод малых отягощений – повторный максимум 19–25 раз; средних – П.М. – 7–12; больших – П.М. – 4–6).

 

Отягощения целесообразно нормировать в пределах от 50% до 80% от индивидуального максимума, что в пересчете на ПМ составит от 14 до 5 повторений. Оптимальными для занятий считаются отягощения в диапазоне 50–60%, что составит предельное число повторений 14–16 раз в одном подходе. Число подходов в каждом упражнении 3 и более, а видов упражнений в одном занятии 2–3, интервалы отдыха между подходами – порядка 3–4 мин. Количество занятий в неделю – не менее 3. При таком режиме одновременно растет сила и увеличивается мышечная масса.

 

Следует иметь в виду, что отягощения, меньше 35–40% от максимально возможных (ПМ–20–25) существенного влияния на рост силы не оказывают.

 

Данным методом невозможно добиться максимального развития силы, т.к. наиболее ценные для прироста силы последние два-три повторения в каждом подходе, выполняются на фоне утомления центральной нервной системы. В связи с этим сила и частота эффекторных импульсов оказывается несколько ниже предельно возможной, а следовательно, и менее эффективно развивающей.

 

Метод предельных и околопредельных отягощений (максимальных усилий). Метод считается основным для развития максимальной силы. Предельным отягощением считается такое, которое человек может выполнить без эмоционального напряжения всего один раз. Околопредельные отягощения – два–три раза, что составляет примерно 85–95% от максимума.

 

Метод характеризуется следующими параметрами нагрузки: вес отягощении 85–95% от максимального (ПМ–1–3), число подходов 5–6, интервалы отдыха между подходами 5–8 мин. Количество занятий в неделю – не чаще 1–2 раз.

 

Таким образом, основная ценность метода заключается в том, что он позволяет развивать максимально возможную силу человека, при в общем-то не высоких суммарных объемах нагрузки. Дело в том, что заниматься с такими отягощениями чаще, чем один–два раза в неделю, не рекомендуется даже квалифицированным спортсменам. Кроме того, занятия с предельными весами обычно не ведут к росту мышечной массы.

 

Недостаток метода. Его применение в основном ограничивается высококвалифицированными спортсменами, поэтому в массовой физкультурной практике он, как правило, нецелесообразен. Во-первых, возможны травмы, особенно в поясничном отделе, во-вторых, трудно контролировать технику движения. Следует также признать, что кроме сказанного, метод может принести серьезный вред здоровью. Так, при занятиях с предельными отягощениями происходит большое натуживание и соответствующая задержка дыхания. Сокращение межреберных мышц, мышц живота и диафрагмы вызывает повышение внутригрудного давления, сжатие стенок сосудов и затруднение в работе сердечной мышцы. Все это препятствует нормальному кровоснабжению работающих органов и, прежде всего – головного мозга. Длительное чрезмерное натуживание в связи с этим может привести к потере сознания. Натуживания следует избегать, особенно в занятиях

 

силовыми упражнениями с подростками, у которых стенки кровеносных сосудов достаточно слабы из-за быстрого роста тела в длину;

Проблемная ситуация № 3

Тренером при решении задачи воспитания быстроты реакции у легкоатлетов на стартовый выстрел были обнаружены стабилизация и остановка показателей быстроты реакции. Возникло противоречие между необходимостью нарушения

стабилизации, улучшением быстроты реакции и незнанием тренера, как это сделать.

Задание: 1) найдите пути улучшения показателей быстроты реакции на стартовый выстрел; 2) определите, каким еще способом, отличным от выполнения стартового ускорения, можно еще воспользоваться тренеру для улучшения показателей быстроты простой двигательной реакции. Дайте обоснование правильности вашего ответа.

1)Быстрота реакции на стартовую команду (вы стрел, свисток и т. п.) до некоторой степени может быть развита с помощью простых упражнений, выполняемых под ожидаемую или неожиданную короткую и резкую команду тренера.

Например:

1. В ходьбе по кругу — на неожиданный резкий, короткий сигнал тренера (хлопок в ладоши, свисток) выполнить прыжок вверх или в сторону, приседание, и т. п. Упражнение целесообразно проводить в форме соревнования: после каждого сигнала из игры выбывает спортсмен, выполнивший упражнение последним.

2. Стоя, по ожидаемому сигналу тренера выполнить прыжок вверх из исходного положения «низкий старт». Упражнение также проводится в форме соревнования, определяются победители в парах, затем они соревнуются между собой, и так до выявления быстрейшего.

3. По ожидаемому сигналу тренера выполнить про стой бросок (от груди или из-за головы) набивного мяча. Упражнение проводится в форме соревнования, как и упражнения 1, 2.

4. Во время игры в баскетбол (футбол, волейбол) по неожиданному, но специально оговоренному и заранее продемонстрированному сигналу тренера принять положение упора лежа. Упражнение проводится в форме соревнований. После каждого сигнала из игры выходит спортсмен, выполнивший упражнение последним.

2)Быстрота реакции на стартовую команду может быть улучшена двумя методами. Это:

* аналитический метод улучшения быстроты реакции;

* сенсорный метод улучшения быстроты реакции.

☀Аналитический метод развития быстроты реакции

Аналитический метод улучшения быстроты реакции предусматривает, что тренировка реакции проводится в несколько облегченных условиях, раз дельно по элементам.

Например, при тренировке низкого старта сначала раздельно отрабатывается реакция на вы стрел стартера, причем спортсмен выполняет упражнение в более удобном для себя положении высокого старта, а затем быстрота ухода с колодок, но уже без стартовой команды.

Сенсорный метод развития быстроты реакции

☀Сенсорный метод улучшения быстроты реакции основан на том, что у спортсмена развивается чувство времени, а это, в свою очередь, как показывают исследования, улучшает реакцию. Этот метод предусматривает три этапа тренировки.

На первом этапе спортсмен максимально быстро выполняет короткие стартовые ускорения (в плавании, напри мер, 10—12 м), и тренер сообщает ему время каждого ускорения.

На втором этапе на этих же ускорениях спортсмен должен сам определить свое время.

На третьем этапе эти тренировочные ускорения спортсмен выполняет с различным заданием тренера.

Несколько труднее обстоит дело с тренировкой быст роты реакции на более сложный раздражитель, так называемой реакции на движущийся объект и реакции на изменение обстановки (реакции выбора).

Быстрота реакции на стартовую команду (вы­стрел, свисток и т. п.) до некоторой степени может быть развита с помощью простых упражнений, выполняемых под ожидаемую или неожиданную короткую и резкую команду тренера.

Например:

1. В ходьбе по кругу — на неожиданный резкий, ко­роткий сигнал тренера (хлопок в ладоши, свисток) выполнить прыжок вверх или в сторону, приседание, и т. п. Упражнение целесообразно проводить в форме со­ревнования: после каждого сигнала из игры выбывает спортсмен, выполнивший упражнение последним.

2. Стоя, по ожидаемому сигналу тренера выполнить прыжок вверх из исходного положения «низкий старт». Упражнение также проводится в форме соревнования, определяются победители в парах, затем они соревнуют­ся между собой, и так до выявления быстрейшего.

3. По ожидаемому сигналу тренера выполнить про­стой бросок (от груди или из-за головы) набивного мяча. Упражнение проводится в форме соревнования, как и упражнения 1, 2.

4. Во время игры в баскетбол (футбол, волейбол) по неожиданному, но специально оговоренному и заранее продемонстрированному сигналу тренера принять поло­жение упора лежа. Упражнение проводится в форме со­ревнований. После каждого сигнала из игры выходит спортсмен, выполнивший упражнение последним.

Быстрота реакции на стартовую команду может быть улучшена двумя методами. Это:

  • аналитический метод улучшения быстроты реакции;
  • сенсорный метод улучшения быстроты реакции.

Проблемная ситуация № 4

В методике воспитания быстроты, разрабатываемой различными тренерами, встречаются различные противоречия. Одно из них следующее: с одной стороны, чтобы повысить скорость выполнения какого-либо движения, его нужно многократно повторять; с другой — многократные повторения приводят к образованию двигательного динамического стереотипа и вследствие этого к стабилизации параметров движений. Причем стабилизируются не только пространственные характеристики, но и временные — скорость и частота. Образуется так называемый скоростной барьер. Стабилизация скорости — главная причина, мешающая значительному повышению скоростных возможностей.

 

Задание. Определите проблему и укажите возможные пути ее решения.

Ответ:

Проблемная ситуация № 6

Проблемная ситуация № 7

Проблемная ситуация № 8

Прав тренер Б так как в круговую тренировку можно включить упражнения для отдельного вида спорта, например, (перешагивание через барьеры, выполнение нижней передачи волейбольного мяча, выполнения каких либо бросков в борьбе)

 

Проблемная ситуация № 9

· 1. Метание малого мяча в цель (щит-мишень) из фронтальной стойки и И.п. левая нога впереди.

· 2. Метание малого мяча с расстояния 6 м в щит на дальность отскока.

· 3. Метание малого мяча в определенную зону.

· 4. Метание малого мяча на дальность из различных (ранее изученных) исходных положений.

· 5. В парах. Имитация начала финального усилия. Метающий находится в И.и. для метания с места, стоя боком в направлении метания, рука отведена назад и выпрямлена. Партнер, стоя сбоку-сзади, держит метающего правой рукой за кисть, левой, упираясь в лопатку, подталкивает его вперед. Движение начинается с поворотом правой ноги пяткой наружу с последующим ее разгибанием, продвижением таза вперед палевую ногу и продвижением грудыо вперед- вверх. Одновременно с этим рука сгибается в локтевом суставе. Партнер, придерживая кисть, помогает согнуть в нужном направлении руку в локтевом суставе, дает почувствовать работу мышц в этом положении.

· 6. Метание малого мяча стоя боком в направлении метания. Перед выполнением броска 1—2 раза сымитировать начало финального усилия и после возвращения в И.п. выполнить бросок.

· 7. Метание малого мяча с места стоя боком в направлении метания в коридор шириной 10 м.

· 8. Имитация постановки левой ноги и захвата снаряда при выполнении броскового шага.

· 9. Метание малого мяча с одного шага. Упражнение выполняют в парах. Партнеры находятся друг от друга на расстоянии, обеспечивающем ловлю мяча после отскока от земли.

· 10. Метание малого мяча с одного шага на дальность в коридор шириной 10 м. Проводится в виде соревнования, с объявлением результатов, предоставляя каждому учащемуся три попытки.

Для успешного овладения техникой метания необходимо развивать у школьников физические качества, в первую очередь, гибкость и скоростно-силовые. Все учителя физической культуры знают, что одним из важных условий для овладения правильной техникой метаний является хорошая подвижность в плечевом и локтевом суставах и грудном отделе позвоночника. В этих целях полезны следующие упражнения.

 

Проблемная ситуация № 10

В процессе разучивания двигательных действий выделяют два основных методических подхода: 1) разучивание действия в расчлененном виде с последующим объединением частей в целостное действие. Методы, соответствующие этому подходу, называют «методами расчленено-конструктивного упражнения»; 2) разучивание действия по возможности в целостном виде с избирательным вычленением отдельных деталей. Методы, типичные для этого подхода, называют кратко «методами целостного упражнения». Первый путь избирают, если разучиваемое действие (либо совокупность действий) поддается расчленению на относительно самостоятельные элементы, без существенного искажения их характеристик. В тех случаях, когда расчленение целостного приводит к изменениям самой сути движения и резкому искажению их структуры, выбирают второй путь.

Структура целого вначале обычно упрощается за счет исключения отдельных, относительно самостоятельных деталей, которые по мере освоения основного механизма действия соединяются с ними и совершенствуются на фоне целостного выполнения.

Задание 1. Определите порядок расчленения целостного двигательного действия на примере избранного вида спорта (для первого пути).

Задание 2. Определите последовательность освоения того или иного элемента техники избранного вида спорта. При решении и предъявлении результата обоснуйте правильность вашего ответа.

 

1 вопрос

Бросок через спину захватом за отворот рукав

Борцы в правосторонней стойке

1. Правильная тяга рук, рука что держит рукав тянет на себя и вверх так же как и рука что держит отворот, вместе с тем локоть движется под противоположную руку

2. Правильная постановка ног, правая нога ставится промеж ног противника поворачивая ногу горизонтально к противнику после левая нога встаёт параллельно с правой, правая нога в процессе переходи в вертикальное положение по отношению к противнику

3. Тоже что с ногами только на согнутых ногах

4. Согласование рук и ног в броске

2 вопрос

Легче начать с рук, используется упражнения учикоми,

Проблемная ситуация № 11

1) задачу, связанную с использованием метода стандартно-непрерывного упражнения;

Задача: Развитие общей выносливости на уроке физической культуры (Лыжная подготовка)

2) задачу, которая может быть решена с помощью метода стандартно-интервального упражнения;

Задача: Развитие быстроты на уроке физической культуры (челночный бег)

 

3) задачу, связанную с использованием метода переменно-непрерывного упражнения;

Задача: Развитее быстроты простой реакции на уроке физической культуры (Смена направления бега по сигналу свистка)

 

4) задачу, которая может быть решена с помощью метода переменно-интервального упражнения.

Задача: Совершенствования физических качеств посредством круговой тренировки

Проблемная ситуация № 12

1) Методы опосредованной наглядности. Они создают дополнительные возможности для восприятия занимающимися двигательных действий с помощью предметного изображения. К ним относятся: демонстрация иллюстративного материала (наглядных пособий, учебных видео- и кинофильмов, киноциклограмм и т. п.), макетной демонстрации игровой площадки, слаломной трассы, рисунки фломастером на специальной доске.

С помощью видеофильмов демонстрируемое движение можно замедлить, остановить в любой фазе и прокомментировать, а также многократно повторить.

Рисунки фломастером на специальной доске являются оперативным методом демонстрации отдельных элементов техники физических упражнений а также тактических действий в игровых видах спорта.

Немаловажную роль в обеспечении наглядности во время выполнения упражнений играет введение в обстановку действия наглядных ориентиров(флажков, разграничительных линий, щитов с разметкой, которые указывают направление, амплитуду и форму траектории движений, точки приложения усилий).

2) Методы направленного прочувствования движений – направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела. К ним относятся:

• направляющая помощь преподавателя при выполнении двигательного действия (например, проведение преподавателем руки занимающегося при обучении финальному усилию в метаниях малого мяча);

• выполнение упражнений в замедленном темпе;

• фиксация положения тела или отдельных его частей в определённые моменты двигательного действия;

• использование специальных тренажёрных устройств, позволяющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения движения.

3) Методы срочной информации. Эти методы предназначены для получения преподавателем и занимающимися с помощью различных технических устройств срочной информации по ходу или после выполнения двигательных действий с целью их коррекции, либо для сохранения заданных параметров (темпа, ритма, усилия, амплитуды и др.). Например: различные тренажёрные устройства (велоэргометры, беговые дорожки (тредбаны), гребные тренажёры, оборудованные встроенными компьютерами), которые позволяют управлять системой регулирования нагрузки, а также тензоплатформы, электрогониометры, фотоэлектронные устройства, свето- и звуколидеры.

Просто метод наглядности

1) Метод непосредственной наглядности – показ упражнений преподавателем или его помощником. Этот метод предназначен для создания у занимающихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия. Непосредственный показ (демонстрация) движений преподавателем или одним из занимающихся всегда должен сочетаться с методами использования слова, что позволяет исключить слепое, механическое подражание. При этом необходимо обеспечить удобные условия для наблюдения: оптимальное расстояние между демонстрантом и занимающимися, плоскость основных движений (например, стоя к занимающимся в профиль легче показать технику бега с высоким подниманием бедра или маховые движения в прыжках в высоту с разбега и т. п.), повторность демонстрации в разном темпе и в разных плоскостях, наглядно отражая структуру действия.

Проблемная ситуация№  13

Принцип сознательности и активности обучения – это принцип, предусматривающий взаимосвязь педагогического руководства и активной, творческой и сознательной деятельности учащихся

Сущность принципа сознательности и активности в педагогике Принцип сознательности и активности в педагогике предполагает осознанного процесса усвоения учащимися знаний и умений, в результате осуществления активной практической и познавательной деятельности. Сознательность обучения – это положительное (позитивное) отношения учащихся к процессу обучения, понимании значения получаемых знаний, сущности изучаемых проблем, осознания необходимости и важности обучения. Сознательное усвоение знаний учащимися зависит от ряда факторов и условий: мотив обучения; характер и уровень познавательной деятельности; организации педагогического процесса; применяемых педагогом методов, средств и приемов обучения.

При отсутствие этого метода у учащихся не будет мотивации и желания обучаться дальше что скажется на плохом усвоение материала.

Принцип наглядности в обучении способствует тому, что ребенок имеет возможность увидеть предмет или действие в его реальном, действительном виде, в связи с чем, у ребенка формируется правильное представление о нем.

При отсутствии этого метода у обучающего могут возникнуть трудности с выполнением упражнений так как он не сможет представить и понять его выполнение.

Принцип доступности и индивидуализации в физическом воспитании означает требование оптимального соответствия задач, средств и методов физического воспитания возможностям занимающихся.

При реализации принципа должна быть учтена готовность занимающихся к обучению, выполнению той или иной трениро­вочной нагрузки и определена мера доступности задания.

Готовность к выполнению заданий зависит от уровня физичес­кого и интеллектуального развития занимающихся, а также от их субъективной установки, выражающейся в преднамеренном, це­леустремленном и волевом поведении.

Назначение принципа доступности и индивидуализации заклю­чается в следующем:

1) обеспечить для каждого занимающегося наиболее оптималь­ные условия для формирования двигательных умений и навыков,
развития физических качеств, совершенствования физической
работоспособности;

2) исключить негативные, вредные последствия для организ­ма человека от чрезмерных, непосильных тренировочных нагру­зок, требований, заданий.

 

№25

Хавьер Стомайор – кубинский прыгун в высоту

Рекорд: прыжок в высоту на 2 метра 45 см.

Усэйн Болт – легендарный легкоатлет

Вид спорта: легкая атлетика.

Рекорд: пробежал дистанцию в 100 метров за 9,58 секунд и 200 метров за 19,19 секунд.

Уилт Чемберлен набрал 100 очков в одном матче Филадельфией Уорриорз» и «Нью-Йорк Никс» 55 подборов

Европы по лёгкой атлетике в Штутгарте советский метатель молота Юрий Седых в одной из попыток отправил снаряд на 86 метров 74 сантиметра

Наталья Лисовская добилась мирового рекорда по толканию ядра в 1987 году - 22,63 метра.

 

Проблемная ситуация №

При обучении двигательным действиям у воспитанника происходит некий спад в технике движения.

Наряду с методами, которые чаще всего используются для развития физических качеств, существует и группа методов, применяемых, главным образом, в процессе освоения двигательных действий:

целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения);

расчлененно-конструктивный;

сопряженного воздействия.

Метод целостно-конструктивного упражнения применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).

Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.

Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия (движения) возможно закрепление ошибок в технике. Следовательно, при освоении упражнений со сложной структурой его применение нежелательно. В этом случае предпочтение отдается расчлененному методу.

Расчлененно-конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.

 

Проблемная ситуация №

В течении года всем спортсменам приходиться участвовать на соревнованиях различных уровней.

Задание. Необходимо выбрать наиболее эффективные методы и способы психологической подготовки к соревнованиям.

Общим принципом методики психологической подготовки спортсмена является воздействие как на сознание, так и на подсознание. Методы и психопедагогические мероприятия должны использоваться с учетом уровней воздействия на организм и поведение человека.

Лекции и беседы направлены на психологическое образование спортсменов. Их содержание должно включать в себя: объяснение особенностей психических состояний, характерных для спорта; обучение специфическим приемам, поведенческим актам и т.п. Следует помнить, что основным методом воздействия на сознание спортсмена является убеждение.

Беседы с другими людьми при спортсменах. Содержание бесед косвенно направлено на спортсмена. В данном случае основной метод воздействия – косвенное внушение.

Гетеротренинг (сеанс обучения аутогенной тренировке). В состоянии расслабления спортсмены изучают и повторяют специально разработанные формулы самовнушения.

Внушенный отдых. Спортсмену внушается покой, отдых в состоянии полного расслабления при ощущении приятной тяжести тела и тепла в мышцах. В состоянии полудремоты он воспринимает словесные формулы (не повторяя и не противодействуя, не напрягаясь и не отвлекаясь). Метод воздействия – внушение, воздействие на сознательный и подсознательный уровни.

Внушенный сон (гипноз) с сохранением высокой восприимчивости спортсмена к тому, что говорит ведущий. Воздействие на подсознание. Метод – императивное внушение.

6. Аутотренинг. Самостоятельное, без посторонней помощи использование заранее подготовленных или изученных ранее внушений в состоянии глубокого расслабления. Целью является перевод внушений в самовнушения, совершенствование механизмов саморегуляции. Метод -самовнушение.

Размышления и рассуждения. Это способы перевода внушений в самовнушения, но только методом самоубеждения

1. Контрольные мероприятия.

Проводятся в виде соревнований в определенном спортивном коллективе (внутригрупповые соревнования), для которых характерны следующие элементы психологической напряженности: спортивная конкуренция, стремление каждого спортсмена к победе, соревновательный дух, желание показать высокие спортивные результаты и т.п.

Важно, что присутствуют на этих соревнованиях посторонние люди (родители, знакомые, друзья спортсменов, руководители спортивной организации), что повышает значимость мероприятия в глазах спортсменов-участников. Также следует соблюдать основные для данного вида спорта традиционные ритуалы, правила ведения спортивной борьбы.

2. Товарищеские встречи.

Проводятся в виде соревнований в определенной спортивной группе с приглашением спортсменов из других спортивных коллективов (межгрупповые соревнования) в присутствии других людей и с соблюдением всех правил и ритуалов в целях обеспечения высокой значимости мероприятия для спортсменов-участников.

3. Психофизические упражнения.

Эти упражнения характеризуются выполнением определенных тактических задач при наличии физической нагрузки и способствуют развитию и совершенствованию не только адаптационных возможностей спортсмена к экстремальным условиям, но и воспитанию его волевых и физических качеств.

Использование психофизических упражнений требует: 1) постановки и решения конкретной тактической задачи; 2) наличия физической нагрузки (в качестве «помехи» для решения психологической задачи). Например, перед легкоатлетом ставится тактическая задача, связанная с прохождением дистанции (1/2 – бежать в среднем темпе, затем в максимальном), при этом на спортсмена одевается специальный пояс, увеличивающий его вес (тяжесть пояса зависит от тренированности спортсмена).

4. Психотехнические упражнения.

В их основе лежит выполнение определенных психологических задач в условиях максимальной точности технических действий соревновательного характера.

Осуществление этих упражнений требует: 1) постановки и решения достаточно сложных (в зависимости от уровня мастерства спортсмена) психологических задач; 2) использования для решения поставленной задачи основных технических соревновательных действий. Например, боксер должен по сигналу тренера выполнить определенный удар (или серию ударов), причем оценивается и быстрота реакции спортсмена на сигнал тренера, и быстрота и точность технических действий. Или боксер должен за 10 с нанести максимальное количество ударов, а оцениваться при этом будут техническое исполнение, количество и сила ударов.

5. Интеллектуальные задачи (безфизической нагрузки и технических действий).

Этот прием требует: 1) разработки специальных задач, включающих в себя теоретические описания соревновательных ситуаций (экстремальных); 2) решение их спортсменом за определенное время (срок зависит от опытности спортсмена); 3) последующего обсуждения принятого спортсменом решения (эффективность, рациональность, оптимальность предполагаемых действий).

По времени применения эти средства и методы делятся на:

1) предупреждающие;

2) пред соревновательные;

3) соревновательные;

4) постсоревновательные

Проблемная ситуация №

Тренеры, воспитывая специальную выносливость в работе субмаксимальной и большой интенсивности, кроме продолжительной работы широко используют повторное преодоление отрезков, сильно укороченных по сравнению с избранной соревновательной дистанцией. Выбор относительно коротких отрезков обусловлен стремлением приучить занимающегося к длительному передвижению на более высоких скоростях, чем он в состоянии это сделать вначале на дистанции в целом. Поскольку однократное прохождение короткой дистанции окажет слишком малое воздействие на организм, её проходят в каждом отдельном занятии многократно, добиваясь большого тренировочного эффекта.

Следует помнить, что одна и та же дистанция в зависимости от подготовленности занимающихся может относиться к различным зонам мощности.

Задание 1. Определите метод развития специальной выносливости, по которому работают многие тренеры.

Задание 2. Назовите основной метод развития специальной выносливости по вашей специализации. Аргументируйте ответ.

Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития

Специальная выносливость- способность выполнять определённую деятельность, избранную предметом специализации без ухудшения её параметров. При воспитании специальной выносливости в упражнениях субмаксимальной мощности решается три задачи: повышение анаэробных возможностей; улучшение аэробных возможностей, в частности совершенствование деятельности СС и дыхательной систем; повышение физиологических и психологических границ устойчивости к сдвигам внутренней среды, вызванных наряжённой работой.

для успешного решения двигательной задачи (например, силовая

выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д

С этой целью при прохождении дистанции используют различные по интенсивности и длительности ускорения (спруты) методом повторно-переменного и повторно-прогрессирующего упражнения. Постепенно интенсивность спрутов увеличивается от 3-5сек до 1-1,5мин. Огромное значение имеет воспитание волевых качеств: надо уметь заставить себя продолжать работу с необходимой интенсивностью, несмотря на трудность.

1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой

умеренной и переменной интенсивности; 2) метод повторного

интервального упражнения; 3) метод круговой тренировки; 4) игровой метод; 5) соревновательный метод (табл. 2).

Проблемная ситуация №

Задачей СБУ также может выступать тренировка конкретного физического качества, которое необходимо спортсмену для улучшения спортивного результата. Например, если мы тренируем скоростно-силовые качества, то будем выполнять бег 30-60 или 100 метров продолжительностью 10 подходов в около максимальном темпе.

Обычно в тренировочном занятии решается до двух задач из трех предложенных. При этом 2 и 3 задачи не рекоменду


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.