Технология, опирающаяся на познавательный интерес — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Технология, опирающаяся на познавательный интерес

2021-02-01 100
Технология, опирающаяся на познавательный интерес 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

 

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Содержание парциальной программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

1. полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5. сотрудничество ДОУ с семьей;

6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в художественно-эстетической деятельности;

8. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9. учет этнокультурной ситуации развития детей.

 Программа построена на основе учёта конкретных условий ДОУ, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:

  • Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
  • Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Экспериментальная деятельность направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

 Ведущая идеи программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально деятельности для формирования естественнонаучных представления дошкольников.

 

Цель программы:

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

 

Задачи:

1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон,

выявлять зависимости.

1. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.

2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

3. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

4. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.

 

1.2 Целевые ориентиры образовательного процесса

В соответствии с Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155 «…целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга),  и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников…».

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,
  • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности».

 

1.3 Планируемые результаты освоения программы детей 5 - 6 лет

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание. Ребенок:

- интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);

- задает вопросы взрослому, в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;

- любит экспериментировать;

- способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности);

- принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

 

1.4 Характеристика возрастных особенностей воспитанников от 5 до 6 лет

Наряду с  новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности.

Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.

При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда.

 Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития.

Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития.

 

 

Содержательный раздел

 

2.1 Задачи программы:

1. Формировать у детей элементарные естественно – научные представления;

2. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей);

3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

4.Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

5.Создать условия для экспериментальной деятельности.

6.Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи, умения делать выводы.

7.Способствовать развитию психических процессов (внимание, память, мышление).

8.Активизировать речь детей, пополнить словарный запас.

 

2.2 Модель образовательного процесса

Примерный календарь тематических недель

месяц неделя тема
Сентябрь 1-4 «Экспериментирование с песком и глиной»
Октябрь 1-4 «Экспериментирование с песком и глиной»
ноябрь 1-4 «Экспериментирование с воздухом»
декабрь 1-4 «Экспериментирование с воздухом»
январь 1-4 «Экспериментирование с водой»
февраль 1-4 «Человек».
март 1-4 «Экспериментирование с деревом»
апрель 1-4 «Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом»
май 1-4 «Экспериментирование с почвой»

 

2.3 Планирование с учетом темы недели

 

Сентябрь - Октябрь

«Экспериментирование с песком и глиной»

Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно

и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты,

развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Оборудование: Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки

(тарелочки, сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики,

мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки,

банка, карандаш.

Тема экспериментальной деятельности Задачиэкспериментальной деятельности Интеграция образовательных областей Взаимодействие с родителями Тема 1: Песочная страна Закрепить знания детей о свойствах песка. Познание (математика): измерение сыпучих предметов с помощью условной мерки. Социализация: Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу. Консультация «Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников». Тема 2: Песчаный конус. Помочь определить, может ли песок двигаться Художественное творчество: «Сюрприз для гнома» (рисование цветным песком) Здоровье: Физминутка «Ладонь в ладонь» Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент Тема 3: Глина, какая она? Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная) Художественное творчество: моделирование изделий из глины. Социализация: Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу. Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». Тема 4: Песок и глина – наши помощники. Уточнить представления о свойствах песка и глины, определить отличия Художественное творчество: Ленка из глины по замыслу Здоровье: физминутка. «По дорожке ты шагай» Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей. Тема 5: Ветер и песок Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком Художественное творчество «Песчаные художники» (сдувание песка на лист бумаги) Игра-рефлексия «Цветок для Винни-Пуха» Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Сшить халаты “ученых” для экспериментирования, сделать эмблемы. Тема 6: "Свойства мокрого песка"   Познакомить со свойствами мокрого песка Коммуникация: развитие речи: «Что произойдёт, если…» Художественное творчество «Куличики из песка» Обновление картотеки условных обозначений «Свойства» Тема 7: «Песочные часы» Знакомство с песочными часами Художественное творчество «Песчаные художники» Познание: «Что было до..» (О.В.Дыбина) Тема: «Часы». Оформление папки «Мои открытия». Тема 8: «Песок и глина» Дать детям представление о влиянии высоких температур на песок и глину. Художественное творчество Моделирование из глины «Олешек» Безопасность:Формировать представления о вреде грязи для человека и способах борьбы с нею Создание альбома: «Наши открытия»

Ноябрь – декабрь

«Экспериментирование с воздухом»

Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Оборудование: Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки. свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины.

Тема экспериментальной деятельности Задачиэкспериментальной деятельности Интеграция образовательных областей Взаимодействие с родителями Тема 1: Этот удивительный воздух Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха Художественное творчество Ручной труд Смешарики» (нитяные работы, изготовленные способом обмотки клеевой нитью воздушного шара) Коммуникация:Упражнять детей в выражении своих знаний, воспоминаний, предположений с помощью правильно оформленных монологических высказываний Памятка: «Практические советы и рекомендации по совместному с детьми экспериментированию» Тема 2: Парусные гонки Показать возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании Художественное творчество «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку) Здоровье: физминутка «Ветер» Изготовление корабликов из бумаги способом оригами по схеме. Тема 3: Вдох - выдох Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха. Художественное творчество «Рисование мыльными пузырями»Здоровье:Закреплять знания детей о здоровом образе жизни Консультация «Экспериментируем вместе с папой». Тема 4: Сухой из воды Помочь определить, что воздух занимает важное место в жизни человека. Здоровье: Дыхательная гимнастика. Познание: Закрепить знания о том, как сохранить и укрепить здоровье. Фотовыставка: «Как мы экспериментируем». Тема 5: Поиск воздуха Уточнить понятия детей о том, что воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ. Коммуникация: Придумать с родителями сказку «О воздухе» Здоровье: Формировать понимание необходимости сохранять воздух чистым, знать источники загрязнения воздуха, понимать опасность загрязненного воздуха для здоровья. Практикум: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома» Тема 6: Муха – цокотуха Уточнить знания детей о воздухе, о его значении для насекомых. Художественное творчество Конструирование «Жуки» (из природного материала). Чтение художественной литературы: «Муха-цокотуха» К.И. Чуковского Консультация «Соблюдение правил безопасности». Цель: познакомить с правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома. Тема 7: Воздух при нагревании расширяется Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе. Здоровье Закаливание с помощью воздушных ванн. Безопасность: Соблюдать правила безопасности при работе. Совместное детско-взрослое творчество: изготовление книжек-малышек. Тема 8: В воде есть воздух Дать представление о том, что в воде тоже есть воздух, как можно увидеть воздух в воде. Чтение художественной литературы. «Что ты знаешь о рыбах» Автор: Заплетная С., Курникова Т. Коммуникация: формирование умений работать во заимодействии Совместное развлечение детей и родителей «Моя семья». Цель: формировать желание сделать близким и дорогим людям приятное

Январь

«Экспериментирование с водой»

Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:

Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками;

Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Оборудование: Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал, краски, травяной настой ромашки или календулы, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер).

Тема экспериментальной деятельности Задачиэкспериментальной деятельности Интеграция образовательных областей Взаимодействие с родителями Тема 1: Пар — это тоже вода Дать детям понятие о том, что пар — это тоже вода. Познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного. Художественное творчество «Волшебная вода» (колорит). Безопасность: формировать аккуратность во время работы со стеклянным оборудованием. Буклет «Экспериментируем дома». Цель: познакомить родителей с играми – экспериментами, которые они могут провести дома вместе с детьми. Тема 2: С водой и без воды Познакомить с некоторыми свойствами воды. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) Художественное творчество «Волшебная вода» («Красочные брызги»). Родительское собрание. «Поможем воде стать чистой» Тема 3: Замораживаем воду Дать детям понятие о том, что снег — это замерзшая вода. Художественное творчество Аппликация «Снежинка». Социализация: формировать старание и дружеское отношение между детьми во время выполнения опытов и заданий. Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми. Тема 4:Вода не имеет формы Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда. Художественное творчество «Путешествие капельки» (рисование по - мокрому). Коммуникация: активизировать речь детей, богатить словарь новыми словами. Консультация для родителей по экспериментированию с водой. Цель: предложить некоторые опыты, которые можно провести со своими детьми дома.

Февраль

«Человек».

Цель: Формировать у детей знания о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, значении каждого органа в жизни человека. Закреплять знания детей о соблюдении личной гигиены и сохранении здоровья.

Оборудование: стетоскоп, фанендоскоп, линзы разных размеров, фонарики, музыкальные инструменты, продукты питания, поднос, вата, духи, веер.

Тема экспериментальной деятельности Задачиэкспериментальной деятельности Интеграция образовательных областей Взаимодействие с родителями Тема 1: Проверим слух Познакомить детей с органом слуха – ухом, как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны уши, как надо заботиться об ушах. Показать - как человек слышит звук. Дидактические игры: «Узнай по голосу» «Музыкант» Здоровье: Беседа «Зачем нужно беречь уши» Памятка: «Береги уши» Тема 2: Наши помощники - глаза Познакомить детей с органом зрения как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны глаза, как надо заботиться о глазах. Помочь определить, для чего человеку нужны глаза. Художественное творчество «Братья близнецы». (Рисование глаз способом монотипия предметная) Познание: создание проблемной ситуации «Найти дорогу закрытыми глазами» Заучивание стихотворения А.П.Мартынова «Для чего нужны глаза» Тема 3: Взаимосвязь органов вкуса и запаха Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. Дидактическая игра: «Определи на вкус», «Определи по запаху» Приобщить родителей к созданию, оформлению уголка «Ароматерапии».

Март

«Экспериментирование с деревом»

Цель: Познакомить детей со свойствами дерева. Овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта. Развивать умение определять существенные признаки и свойства (структура поверхности, твёрдость, прочность, не тонет, лёгкое). Стимулировать желание детей для самостоятельного эстетического преобразования предметов.

Оборудование: кора разных деревьев, большая миска, вода комнатные растения, целлофановые пакеты, земля, лупы, стека.

Тема экспериментальной деятельности Задачиэкспериментальной деятельности Интеграция образовательных областей Взаимодействие с родителями Тема 1: Тонет - не тонет Знакомство со свойствами коры дерева Художественное творчество: «Чудо-дерево» (оттиск корой) Подбор с родителями пословиц и поговорок о лесе и растениях Тема 2: Посадим деревце Дать детям понятие - что растение добывает воду через корневую систему Художественное творчество Лепка из солёного теста «Волшебное дерево» чтение художественной литературы:Инсценировка произведения:» Чудо-дерево» Посадка деревьев на участке. Тема 3: Есть ли у растения органы дыхания? Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании. Познание (экология) Тема: «Лес – как экосистема» Физическая культура: Развитие двигательной активности по средствам танцевальных движений Памятка: «Береги лес!» Тема 4: Почему осенью опадают листья? Помочь установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги. Художественное творчество: «Пейзаж» (рисование на коре деревьев) Худ.слово: В.Нирович «Листопад», В Шульжик «Листоход», Белозеров «Осень». Сбор и оформление гербария.

Апрель

«Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом»

Цель: Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Оборудование: Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы.

Тема экспериментальной деятельности Задачиэкспериментальной деятельности Интеграция образовательных областей Взаимодействие с родителями Тема 1: Парящий самолет Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Познакомить с физическим явлением «магнетизм» Познание: Определение частей света с помощью компаса на прогулке. помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими, через какие материалы и вещества может воздействовать магнит; Создание мини-лаборатории «Мир магнитов» Тема 2: Притягивает - не притягивает Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Изучить влияние магнетизма на разные предметы Художественное творчество: «Помоги зайчонку» (рисование при помощи магнита и металлической пластинки, которая в краске) Физическая культура: Развитие двигательной активности по средствам танцевальных движений. Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами. Тема 3: Как достать скрепку из воды, не замочив рук Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею Дидактическая – магнитная игра «Оденем куклу на прогулку» Магнитный конструктор и поделки из него. Совместное создание кукольного театра на магнитах. Тема 4: Рисует магнит или нет Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков; «Крутится, вертится…» (при помощи нескольких магнитов с разными красками) Социализация: развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей; Закрепление знаний детей о свойствах магнита «Удивим родителей» Проведение опытов вместе с родителями и умение дать ему научное обоснование.

Май

Экспериментирование с почвой.

Цель: Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

Оборудование: Почва; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, лупы, ящик для рассады, глина, песок, семена укропа, лейка, совок, палочки для рыхления.

Тема экспериментальной деятельности Задачиэкспериментальной деятельности Интеграция образовательных областей Взаимодействие с родителями Тема 1: «Домашняя засуха» Дать представление о том, что в земле есть вода. Труд в уголке природы. Рыхление почвы разными способами. Социализация: Формирование умения согласовывать свои действия с действиями партнера; Консультация: «Организация детского экспериментирования в летний период» Тема 2: «Где лучше расти» Знакомство со свойствами почвы Труд: Работа в огороде. Сбор природного материала для поделок, экспериментов. Коммуникация: Обогащение словаря детей. Сбор природного материала для поделок, экспериментов.

 

2.4 Технологии обучения

  • игровая технология;
  • технология, опирающаяся на познавательный интерес (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин - В.В. Давыдов);
  • технология проблемного обучения;
  • технология сотрудничества (В.Дьяченко, А.Соколов и др.);
  • проектная технология.

Игровая технология

Концептуальные идеи и принципы:

  • игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
  • игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;
  • постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
  • игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
  • использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;
  • цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
  • механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

 

Технология сотрудничества

Концептуальные идеи и принципы:

  • позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
  • уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
  • неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
  • диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
  • сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
  • сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.

 

Проектная технология

Концептуальные идеи и принципы:

  • развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметно-пространственной среды;
  • особые функции взрослого, побуждающего ребёнка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к её возникновению, включение ребёнка в обсуждение путей решения поставленной проблемы;
  • способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется через детальную разработку проблемы (технологию);
  • интеграция образовательных содержаний и видов деятельности в рамках единого проекта совместная интеллектуально – творческая деятельность;
  • завершение процесса овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

 

 Формы организации обучения

· Беседы,

· опыты, эксперименты,

· наблюдения,

·  познавательные игры,

· моделирование (триз),

· проблемные ситуации,

· алгоритмы,

· опорные карточки,

· планы – схемы,

·  пиктограммы, таблицы,

·  календарь природы.

 

 Материал уголка эспериментирования:

  • Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
  • утилизированный материал: проволока, мех, ткань, пробки;
  • разные виды бумаги, ткани;
  • медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

2.5 Программно-методический комплекс образовательного процесса

Перспективное планирование составлено на основании программ:

• О. В. Дыбина, В.В.Щетинина, Поддъяков Н.Н. "Ребёнок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников",  ТЦ Сфера, 2017

• Н. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду, Мозаика-Синтез, 2010

• Н. А. Рыжова «Наш дом - природа». Блок занятий «Я и природа», Карапуз, 2005

• Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом». Опыты и эксперименты для дошкольников, ТЦ Сфера, 2018


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.