Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.
Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Содержание парциальной программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:
1. полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5. сотрудничество ДОУ с семьей;
6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в художественно-эстетической деятельности;
8. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9. учет этнокультурной ситуации развития детей.
Программа построена на основе учёта конкретных условий ДОУ, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:
- Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
- Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Экспериментальная деятельность направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Ведущая идеи программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально деятельности для формирования естественнонаучных представления дошкольников.
Цель программы:
Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон,
выявлять зависимости.
1. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
3. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
4. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
1.2 Целевые ориентиры образовательного процесса
В соответствии с Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155 «…целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников…».
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,
- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности».
1.3 Планируемые результаты освоения программы детей 5 - 6 лет
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание. Ребенок:
- интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);
- задает вопросы взрослому, в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;
- любит экспериментировать;
- способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности);
- принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
1.4 Характеристика возрастных особенностей воспитанников от 5 до 6 лет
Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности.
Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.
При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда.
Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития.
Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития.
Содержательный раздел
2.1 Задачи программы:
1. Формировать у детей элементарные естественно – научные представления;
2. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей);
3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
4.Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
5.Создать условия для экспериментальной деятельности.
6.Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи, умения делать выводы.
7.Способствовать развитию психических процессов (внимание, память, мышление).
8.Активизировать речь детей, пополнить словарный запас.
2.2 Модель образовательного процесса
Примерный календарь тематических недель
месяц
| неделя
| тема
|
Сентябрь
| 1-4
| «Экспериментирование с песком и глиной»
|
Октябрь
| 1-4
| «Экспериментирование с песком и глиной»
|
ноябрь
| 1-4
| «Экспериментирование с воздухом»
|
декабрь
| 1-4
| «Экспериментирование с воздухом»
|
январь
| 1-4
| «Экспериментирование с водой»
|
февраль
| 1-4
| «Человек».
|
март
| 1-4
| «Экспериментирование с деревом»
|
апрель
| 1-4
| «Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом»
|
май
| 1-4
| «Экспериментирование с почвой»
|
2.3 Планирование с учетом темы недели
Сентябрь - Октябрь
«Экспериментирование с песком и глиной»
Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно
и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты,
развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать.
Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.
Оборудование: Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки
(тарелочки, сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики,
мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки,
банка, карандаш.
Тема экспериментальной деятельности
| Задачиэкспериментальной деятельности
| Интеграция образовательных областей
| Взаимодействие с родителями
|
Тема 1: Песочная страна
| Закрепить знания детей о свойствах песка.
| Познание (математика): измерение сыпучих предметов с помощью условной мерки. Социализация: Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.
| Консультация «Опытно –
экспериментальная деятельность
в жизни старших дошкольников».
|
Тема 2: Песчаный конус.
| Помочь определить, может ли песок двигаться
| Художественное творчество: «Сюрприз для гнома» (рисование цветным песком) Здоровье: Физминутка «Ладонь в ладонь»
| Беседа дома с детьми: кто такие учёные;
что такое эксперимент
|
Тема 3: Глина, какая она?
| Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная)
| Художественное творчество: моделирование изделий из глины.
Социализация: Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.
| Памятка: «Чего нельзя и что
нужно делать для поддержания интереса
детей к познавательному
экспериментированию».
|
Тема 4: Песок и глина – наши помощники.
| Уточнить представления о свойствах песка и глины, определить отличия
| Художественное творчество: Ленка из глины по замыслу Здоровье: физминутка. «По дорожке ты шагай»
| Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.
|
Тема 5: Ветер и песок
| Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком
| Художественное творчество «Песчаные художники» (сдувание песка на лист бумаги) Игра-рефлексия «Цветок для Винни-Пуха»
| Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Сшить халаты “ученых” для экспериментирования, сделать эмблемы.
|
Тема 6: "Свойства мокрого песка"
| Познакомить со свойствами мокрого песка
| Коммуникация: развитие речи: «Что произойдёт, если…» Художественное творчество «Куличики из песка»
| Обновление картотеки условных обозначений «Свойства»
|
Тема 7: «Песочные часы»
| Знакомство с песочными часами
| Художественное творчество «Песчаные художники» Познание: «Что было до..» (О.В.Дыбина) Тема: «Часы».
| Оформление папки «Мои открытия».
|
Тема 8: «Песок и глина»
| Дать детям представление о влиянии высоких температур на песок и глину.
| Художественное творчество Моделирование из глины «Олешек» Безопасность:Формировать представления о вреде грязи для человека и способах борьбы с нею
| Создание альбома: «Наши открытия»
|
Ноябрь – декабрь
«Экспериментирование с воздухом»
Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.
Оборудование: Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки. свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины.
|
Тема экспериментальной деятельности
| Задачиэкспериментальной деятельности
| Интеграция образовательных областей
| Взаимодействие с родителями
|
Тема 1: Этот удивительный воздух
| Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха
| Художественное творчество Ручной труд Смешарики» (нитяные работы, изготовленные способом обмотки клеевой нитью воздушного шара) Коммуникация:Упражнять детей в выражении своих знаний, воспоминаний, предположений с помощью правильно оформленных монологических высказываний
| Памятка: «Практические советы и рекомендации по совместному с детьми экспериментированию»
|
Тема 2: Парусные гонки
| Показать возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании
| Художественное творчество «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку) Здоровье: физминутка «Ветер»
| Изготовление корабликов из бумаги способом оригами по схеме.
|
Тема 3: Вдох - выдох
| Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.
| Художественное творчество «Рисование мыльными пузырями»Здоровье:Закреплять знания детей о здоровом образе жизни
| Консультация «Экспериментируем вместе с папой».
|
Тема 4: Сухой из воды
| Помочь определить, что воздух занимает важное место в жизни человека.
| Здоровье: Дыхательная гимнастика. Познание: Закрепить знания о том, как сохранить и укрепить здоровье.
| Фотовыставка: «Как мы экспериментируем».
|
Тема 5: Поиск воздуха
| Уточнить понятия детей о том, что воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ.
| Коммуникация: Придумать с родителями сказку «О воздухе» Здоровье: Формировать понимание необходимости сохранять воздух чистым, знать источники загрязнения воздуха, понимать опасность загрязненного воздуха для здоровья.
| Практикум: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»
|
Тема 6: Муха – цокотуха
| Уточнить знания детей о воздухе, о его значении для насекомых.
| Художественное творчество Конструирование «Жуки» (из природного материала).
Чтение художественной литературы: «Муха-цокотуха» К.И. Чуковского
| Консультация «Соблюдение правил безопасности». Цель: познакомить с правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.
|
Тема 7: Воздух при нагревании расширяется
| Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе.
| Здоровье Закаливание с помощью воздушных ванн.
Безопасность: Соблюдать правила безопасности при работе.
| Совместное детско-взрослое творчество: изготовление книжек-малышек.
|
Тема 8: В воде есть воздух
| Дать представление о том, что в воде тоже есть воздух, как можно увидеть воздух в воде.
| Чтение художественной литературы. «Что ты знаешь о рыбах» Автор: Заплетная С., Курникова Т. Коммуникация: формирование умений работать во заимодействии
| Совместное развлечение детей и родителей «Моя семья». Цель: формировать желание сделать близким и дорогим людям приятное
|
Январь
«Экспериментирование с водой»
Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:
Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками;
Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
Оборудование: Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал, краски, травяной настой ромашки или календулы, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер).
|
Тема экспериментальной деятельности
| Задачиэкспериментальной деятельности
| Интеграция образовательных областей
| Взаимодействие с родителями
|
Тема 1: Пар — это тоже вода
| Дать детям понятие о том, что пар — это тоже вода. Познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.
| Художественное творчество «Волшебная вода» (колорит). Безопасность: формировать аккуратность во время работы со стеклянным оборудованием.
| Буклет «Экспериментируем дома». Цель: познакомить родителей с играми – экспериментами, которые они могут провести дома вместе с детьми.
|
Тема 2: С водой и без воды
| Познакомить с некоторыми свойствами воды. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)
| Художественное творчество «Волшебная вода» («Красочные
брызги»).
| Родительское собрание. «Поможем воде стать чистой»
|
Тема 3: Замораживаем воду
| Дать детям понятие о том, что снег — это замерзшая вода.
| Художественное творчество Аппликация «Снежинка». Социализация: формировать старание и дружеское отношение между детьми во время выполнения опытов и заданий.
| Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.
|
Тема 4:Вода не имеет формы
| Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда.
| Художественное творчество «Путешествие капельки» (рисование по - мокрому). Коммуникация: активизировать речь детей, богатить словарь новыми словами.
| Консультация для родителей по экспериментированию с водой. Цель: предложить некоторые опыты, которые можно провести со своими детьми дома.
|
Февраль
«Человек».
Цель: Формировать у детей знания о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, значении каждого органа в жизни человека. Закреплять знания детей о соблюдении личной гигиены и сохранении здоровья.
Оборудование: стетоскоп, фанендоскоп, линзы разных размеров, фонарики, музыкальные инструменты, продукты питания, поднос, вата, духи, веер.
|
Тема экспериментальной деятельности
| Задачиэкспериментальной деятельности
| Интеграция образовательных областей
| Взаимодействие с родителями
|
Тема 1: Проверим слух
| Познакомить детей с органом слуха – ухом, как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны уши, как надо заботиться об ушах. Показать - как человек слышит звук.
| Дидактические игры: «Узнай по голосу» «Музыкант» Здоровье: Беседа «Зачем нужно беречь уши»
| Памятка: «Береги уши»
|
Тема 2: Наши помощники - глаза
| Познакомить детей с органом зрения как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны глаза, как надо заботиться о глазах. Помочь определить, для чего человеку нужны глаза.
| Художественное творчество «Братья близнецы». (Рисование глаз способом монотипия предметная) Познание: создание проблемной ситуации «Найти дорогу закрытыми глазами»
| Заучивание стихотворения А.П.Мартынова «Для чего нужны глаза»
|
Тема 3: Взаимосвязь органов вкуса и запаха
| Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.
| Дидактическая игра:
«Определи на вкус», «Определи по запаху»
| Приобщить родителей к созданию, оформлению уголка «Ароматерапии».
|
Март
«Экспериментирование с деревом»
Цель: Познакомить детей со свойствами дерева. Овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта. Развивать умение определять существенные признаки и свойства (структура поверхности, твёрдость, прочность, не тонет, лёгкое). Стимулировать желание детей для самостоятельного эстетического преобразования предметов.
Оборудование: кора разных деревьев, большая миска, вода комнатные растения, целлофановые пакеты, земля, лупы, стека.
|
Тема экспериментальной деятельности
| Задачиэкспериментальной деятельности
| Интеграция образовательных областей
| Взаимодействие с родителями
|
Тема 1: Тонет - не тонет
| Знакомство со свойствами коры дерева
| Художественное творчество: «Чудо-дерево» (оттиск корой)
| Подбор с родителями пословиц и поговорок о лесе и растениях
|
Тема 2: Посадим деревце
| Дать детям понятие - что растение добывает воду через корневую систему
| Художественное творчество Лепка из солёного теста «Волшебное дерево» чтение художественной литературы:Инсценировка произведения:» Чудо-дерево»
| Посадка деревьев на участке.
|
Тема 3: Есть ли у растения органы дыхания?
| Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.
| Познание (экология) Тема: «Лес – как экосистема» Физическая культура: Развитие двигательной активности по средствам танцевальных движений
| Памятка: «Береги лес!»
|
Тема 4: Почему осенью опадают листья?
| Помочь установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги.
| Художественное творчество: «Пейзаж» (рисование на коре деревьев) Худ.слово: В.Нирович «Листопад», В Шульжик «Листоход», Белозеров «Осень».
| Сбор и оформление гербария.
|
Апрель
«Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом»
Цель: Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Оборудование: Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы.
|
Тема экспериментальной деятельности
| Задачиэкспериментальной деятельности
| Интеграция образовательных областей
| Взаимодействие с родителями
|
Тема 1: Парящий самолет
| Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Познакомить с физическим явлением «магнетизм»
| Познание: Определение частей света с помощью компаса на прогулке. помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими, через какие материалы и вещества может воздействовать магнит;
| Создание мини-лаборатории «Мир магнитов»
|
Тема 2: Притягивает - не притягивает
| Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Изучить влияние магнетизма на разные предметы
| Художественное творчество: «Помоги зайчонку» (рисование при помощи магнита и металлической пластинки, которая в краске) Физическая культура: Развитие двигательной активности по средствам танцевальных движений.
| Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.
|
Тема 3: Как достать скрепку из воды, не замочив рук
| Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею
| Дидактическая – магнитная игра «Оденем куклу на прогулку» Магнитный конструктор и поделки из него.
| Совместное создание кукольного театра на магнитах.
|
Тема 4: Рисует магнит или нет
| Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков;
| «Крутится, вертится…» (при помощи нескольких магнитов с разными красками) Социализация: развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;
| Закрепление знаний детей о свойствах магнита «Удивим родителей» Проведение опытов вместе с родителями и умение дать ему научное обоснование.
|
Май
Экспериментирование с почвой.
Цель: Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.
Оборудование: Почва; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, лупы, ящик для рассады, глина, песок, семена укропа, лейка, совок, палочки для рыхления.
|
Тема экспериментальной деятельности
| Задачиэкспериментальной деятельности
| Интеграция образовательных областей
| Взаимодействие с родителями
|
Тема 1: «Домашняя засуха»
| Дать представление о том, что в земле есть вода.
| Труд в уголке природы. Рыхление почвы разными способами. Социализация: Формирование умения согласовывать свои действия с действиями партнера;
| Консультация: «Организация детского экспериментирования в летний период»
|
Тема 2: «Где лучше расти»
| Знакомство со свойствами почвы
| Труд: Работа в огороде. Сбор природного материала для поделок, экспериментов. Коммуникация: Обогащение словаря детей.
| Сбор природного материала для поделок, экспериментов.
|
2.4 Технологии обучения
- технология, опирающаяся на познавательный интерес (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин - В.В. Давыдов);
- технология проблемного обучения;
- технология сотрудничества (В.Дьяченко, А.Соколов и др.);
- проектная технология.
Игровая технология
Концептуальные идеи и принципы:
- игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
- игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;
- постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
- игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
- использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;
- цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
- механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.
Технология сотрудничества
Концептуальные идеи и принципы:
- позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
- уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
- неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
- диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
- сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
- сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
Проектная технология
Концептуальные идеи и принципы:
- развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметно-пространственной среды;
- особые функции взрослого, побуждающего ребёнка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к её возникновению, включение ребёнка в обсуждение путей решения поставленной проблемы;
- способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется через детальную разработку проблемы (технологию);
- интеграция образовательных содержаний и видов деятельности в рамках единого проекта совместная интеллектуально – творческая деятельность;
- завершение процесса овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Формы организации обучения
· Беседы,
· опыты, эксперименты,
· наблюдения,
· познавательные игры,
· моделирование (триз),
· проблемные ситуации,
· алгоритмы,
· опорные карточки,
· планы – схемы,
· пиктограммы, таблицы,
· календарь природы.
Материал уголка эспериментирования:
- Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
- утилизированный материал: проволока, мех, ткань, пробки;
- разные виды бумаги, ткани;
- медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
2.5 Программно-методический комплекс образовательного процесса
Перспективное планирование составлено на основании программ:
• О. В. Дыбина, В.В.Щетинина, Поддъяков Н.Н. "Ребёнок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников", ТЦ Сфера, 2017
• Н. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду, Мозаика-Синтез, 2010
• Н. А. Рыжова «Наш дом - природа». Блок занятий «Я и природа», Карапуз, 2005
• Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом». Опыты и эксперименты для дошкольников, ТЦ Сфера, 2018