О шестой заповеди блаженства — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

О шестой заповеди блаженства

2021-02-01 62
О шестой заповеди блаженства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Шестая заповедь блаженства показывает очень важную вещь — чистота делает человека способным видеть Бога: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Евангелие от Матфея 5: 8). Конечно, речь идет не просто о чистоте как отсутствии грязи, а о чистоте сердца. Сердечная чистота обычно подразумевает искренность, открытость. Есть даже такое слово - «чистосердечие».

Слово «сердце» всем нам знакомо. И не как один из жизненно важных органов человеческого тела, а как средоточие чувств и эмоций.

Оскверняют человека прежде всего нечистые помыслы, которые гнездятся там, где следует пребывать таким добродетелям, как любовь, милосердие, кротость. Вспомним главную заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» (Евангелие от Матфея 22, 37). Вот чем должно быть наполнено или, лучше, чем должно жить наше сердце. Так средоточие наших чувств, наш жизненно важный духовный орган (по аналогии с сердцем телесным) должен жить любовью к Богу, передавая этот импульс всему: душе, разуму, чувствам.

Но если сердце живет противоположным — злобой, вожделением, завистью, то любви уже не остается места. Вот чем действительно оскверняется человек. Это и есть та скверна греховная, от которой мы можем отмыться через покаяние. Настоящая духовная чистота — это чистота внутренняя. Чистота внешняя может быть обманчива. Мы привыкли гнаться именно за внешним. А ведь порой внешняя чистота становится ширмой для внутренней скверны, так или иначе, но проявляющейся вовне.

Шестая заповедь блаженства учит нас тому, что нравственная жизнь христианина сосредоточена на жизни внутренней, потому что от нее зависит и внешнее состояние. Прежде всего нужно отсечь, отогнать от себя нечистые помыслы — мысли, соглашаясь с которыми мы переходим и к греховным поступкам.

Чистота сердца — это отсутствие в сердце, душе и разуме всего того, что отдаляет нас от Бога.

Но что подразумевает окончание заповеди — «Бога узрят»? Узреть — значит увидеть. Как можно увидеть Бога и что это означает? Сын Божий, ставший человеком, являет нам Бога, делает нас способными увидеть Бога. Слово «видеть», или «узреть», как и слово «сердце», несет духовный смысл. Вообще, в Священном Писании видеть зачастую означает «целостно познавать, видеть духовными очами». Душа, запятнанная, оскверненная грехами, не может увидеть или познать Бога. Только очистившись от скверн, мы становимся способными к познанию. Ведь иногда даже в обычной жизни мы можем прозреть: увидеть что-то таким, каково оно есть на самом деле, правильно понять и оценить ситуацию. Нечто подобное происходит и в жизни духовной: чистое сердце прозревает и видит Бога, познает Его, наполняется Его любовью. Великий русский подвижник и святой XX века, преподобный Силуан Афонский учил: «Чтобы познать Господа, не надо иметь ни богатства, ни учености, но надо быть послушливым и воздержанным, иметь смиренный дух и любить ближнего, и Господь возлюбит такую душу, и Сам явит Себя душе, и будет учить ее любви и смирению, и все полезное даст ей, чтобы обрела она покой в Боге», и, «сколько бы мы ни учились, все равно не возможно познать Господа, если не будем жить по Его заповедям».

- Источник: https://pravoslavie.ru/76066.html

*** *** ***

О чистом сердце

«Никто из нас не может иметь сердца пустым, но... всякий имеет в сердце своем одно из двух: или благодать Духа Святаго посредством веры и добрых дел, или лукавого диавола за неверие, нерадение о заповедях Божиих и делание злых дел» /христ.: Симеон Новый Богослов. Т. 2. 1993, с.337/.

Некоторые свойства чистого сердца:

- безобразность: «Сердце чисто то, которое всегда предствавляя Богу память безвидною и безобразною, готово бывает единым от Него впечатлениями печалится, в каких Он обычно благоволит явным Себя ей делать» /христ.: Каллист и Игнатий Ксанфопулы. 1900, с.385/;

- бесстрастность: чистое сердце у того, «кто не только не бывает тревожим и тяготим какою-либо страстию, но и не помышляет даже ни о чем худом, или мирском...» / христ.: Симеон Новый Богослов. Творения. Т. 2. 1993, с.562/;

- сострадание и милосердность: «в том состоит чистота сердца, чтобы, видя грешников, или немощных, иметь к ним сострадание и быть милосердным» /христ.: Макарий Египетский. 1998, с.114/;

- позитивность: «Когда всех людей видит кто хорошими, и никто не представляется ему нечистым и оскверненным, тогда подлинно чист он сердцем» /христ.: Исаак Сирин. 1993, с.97/.

Сердце необходимо очищать:

- «Бог одного от нас требует, того, чтоб сердце наше было очищаемо посредством внимания» /христ.: Симеон Новый Богослов. Т. 2. 1993, с.191/;

- «Кто желает видеть Господа внутри себя, тот прилагает усилие очищать сердце свое непрестанным памятованием о Боге» /христ.: Исаак Сирин. 1993, с.38/;

- Видишь, что сосуд исполненный ничего другого не вмещает. Тако имеется сердце человеческое, которое подобно есть сосуду. Когда оно исполнено будет любовию мира сего и попечением мирских вещей, не вмещает Слова Божия в себя...» /христ.: Тихон Задонский. Т. 4. 1836, с.94-95/;

- «Войди вниманием в сердце свое и исследуй тщательно, какими помыслами, какими расположениями и пристрастиями оно особенно занято и какая страсть наиболее господствует над ним и тиранствует в нем; потом против этой страсти прежде всего и поднимай оружие и ее побороть старайся. На этом и сосредоточь все внимание и заботу, с одним только исключением, что когда подымется между тем другая какая страсть случайно, то ею следует тебе тотчас заняться и ее прогнать и потом опять обращать оружие против главной своей страсти, которая непрестанно выказывает свое присутствие и власть. Ибо как во всякой борьбе, так и в нашей невидимой, следует противоборствовать тому, что самим делом берет в настоящий момент» /христ.: Никодим Святогорец. 1991, с.66-67/;

- «Заглядывай чаще в свое сердце, опускайся в глубь его (глубоко сердце человека); приведи в ясность сознания все, что в нем есть худого, и измечи во вздохах сожаления или в горьких слезах раскаяния всякое зло, скрывающееся во глубине сердечной... Главное занятие христианина в этой жизни должно быть очищение своего сердца, чтобы очищенное сердце способно было в будущей жизни узреть Бога... К очищению сердца направлены почти все таинства, или вся благодать Духа, присущая таинствам: крещение — это баня сердца или пакибытия человека; таинство миропомазания — утверждает чистоту сердечную, дарованную благодатию Божиею в крещении; покаяние — вторая баня сердечная после крещения; причащение соединяет христианина чрез очищенное сердце с пречистым Христом...» /Ч. 2: Иоанн Кронштадтский. 1900, с.103-104/.

Святитель Феофан Затворник выделял два способа очищения сердца — деяние и созерцание. Он писал: «они начинают вместе, в истинно шествующем, и идут рука об руку; но в начале деяние идет впереди, а потом опережает его созерцание, под конец же и совсем поглощает его» /христ.: Феофан Затворник. 1995, с.441/.

Очищается сердце при помощи молитвы: «В молитве бей прямо в грешное сердце, в его особенные вопиющие, надоедающие недостатки, выжимай их из него; не щади себя; пролей об них слезы: со слезами выйдут. А коль пощадишь сердце, не тронешь его: вся дрянь — так и останется, и нет тебе пользы от молитвы» /Ч. 2: Иоанн Кронштадтский. 1900, с.109/. Плодом же многотрудного дела борьбы, очищения и хранения является чистое сердце.

В злое сердце входит ожесточение (Евангелие от Марка 3:5) и похоти (Библия. Рим.1:24). Но нераскаянное сердце виновато само: «по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Библия. Рим.2:5). В злое сердце может проникнуть дух злобы, как во время тайной вечери диавол «вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его» (Библия. Ин.13:2).

Поэтому всеми силами надо очищать сердце и святить в сердцах своих Господа Бога (Библия. 1Пет.3:15). А первой и наиглавнейшей заповедью и Ветхого и Нового Завета является: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим...» (Евангелие. Мф.22:37; сравн.: Мк.12:30; Лк.10:27).

В чистом же сердце зрится и обитает сам Бог:

- «Человек, очистивший сердце свое, не только уразумеет свойства творений Божиих, но, прошедши всю лествицу оных, узрит, по возможности, и самого Бога» /христ.: Максим Исповедник. 1835, с.263/;

- «У того, кто установился в трезвении или старается установиться в нем, чистое сердце соделывается мысленным небом, с своим солнцем, луною и звездами, и бывает вместилищем невместимого Бога» /христ.: Филофей Синайский. 1900, с.144/;

- «Войди в себя, пребывай в сердце своем; ибо там — Бог. Он не оставляет тебя, но ты оставляешь Его» /христ.: Ефрем Сирин. Т. 4. 1995, с.349/; «Дивно сие, братия мои; весьма досточудно и неизреченно для дольних. Недоступный для всякого ума входит в сердце и обитает в нем; Сокровенный от огнезрачных обретается в сердце. Земля не выносит стопы Его; а чистое сердце носит Его в себе. Небо — мало для пяди Его, а сердце — обитель Его. Небо объемлет Он горстию Своею, и одна пядень пространства — жилище Его» /там же, с.350/.

Очищенное сердце, как новорожденного младенца, нужно воспитывать и образовывать. Об этом еп. Феофан Затворник писал: « Образовывать сердце значит воспитывать в нем вкус к вещам святым, Божественным, духовным, чтобы, обращаясь среди них, оно чувствовало себя как бы в своей стихии, находило в том сладость, блаженство, ко всему же другому было равнодушно... » /христ.: Феофан Затворник. 1908, с.238/.

- Источник: статья «Сердце: христианское учение». https://azbyka.ru/serdce-xristianskoe-uchenie#svoystva_serdtsa (в этой статье найдете многое: Библейское учение о сердце, святоотеческое учение о сердце, Чистое сердце, Свойства сердца, Сердце и Богообщение, Сердце и молитва, Сердце и физикализм, Сердце и ум).

*** *** ***

· Для очищения вашей души могут посылаться оскорбления, поношения и клевета, а так же скорби и искушения. Об этом много найдёте у святых отцов, а также в книге  «Основы искусства святости» Епископ Варнава (Беляев) Глава 5. § 6 Очистительное действие страданий:

Страдания и искушения человеку посылаются (сокращено):

1) В наказание за грехи (Ин. 5, 14; Втор. 32, 24; Иер. 2, 30). «Отними грех, и болезней не будет, ибо они бывают в нас от греха», - говорил преп. Серафим Саровский, ссылаясь на св. Василия Великого.

2) Для устрашения живущих. В этих целях за малые проступки полагается часто большое наказание, чтобы «всякий, впоследствии покусившийся на то же, знал уже, что и он, подобно тем людям, осужден будет и что если отлагается в настоящее время его накзание, то оно постигнет его в день будущего судного испытания» (преп. Иоанн Кассиан). Из библейских примеров можно указать: Лк. 13, 1-5; Деян. 5, 10; Числ. 15, 35.

3) Для усовершения человека, приведения его в смиренное состояние, а чрез то и в совершенный покой душевный. «Как лекарства истребляют нечистоту худых соков в теле, - говорит св. Исаак Сирин, - так и жестокость скорбей очищает сердце от лукавых страстей».

4) Еще скорби посылаются Богом для очищения невольных погрешностей, от которых, «яко человеки», не свободны и сами святые. Этот случай надо отличать от первого. Грешники страдают за свои собственные грехи, они несут наказание. А праведники уже очистились от грехов или имеют малейшие и легкие. Потому Бог скорбями очищает в них эти недостатки, «яко злато в горниле» - по любимому выражению святых отцов (Прем. 3. 6; Ис. 1, 25). Иногда же великие святые просто подвергаются наказаниям и искушениям затем, чтобы не думали много о своей сверхъестественной чистоте сердца (Откр. 3, 19; Пс. 25, 2; Евр. 12, 5-9). Таким образом, они не наказание терпят, а наоборот, страданиями увеличивают и без того великие дарования свои.

Вот как Исаак Сирин описывает, каким целям служат искушения, испытываемые различными типами людей. «Подвижники бывают искушаемы, чтобы присовокупить им к богатству своему; расслабленные — чтобы охранять им себя от вредного; погруженные в сон (разумеется духовный, в сон нерадения. - Еп. Варнава) — чтобы приготовиться им к пробуждению; далеко отстоящие (от спасения. - Еп. Варнава) — чтобы приблизиться им к Богу; свои Богу (то есть святые. - Еп. Варнава) — чтобы веселиться им с дерзновением».

5) Для испытания человека. Так искушаема была вера Авраама, Иова и других (Быт. 22, 12; Иов. 40, 3; Втор. 8, 2; Пс. 80, 8). Благодаря этому добродетели святых выходят наружу и доставляют многим большую пользу.

6) Для обнаружения славы Божией. Об этом говорится в святом Евангелии: Ин. 9, 3; 11, 4 (исцеление слепорожденного и воскрешение Лазаря).

*** *** ***

Ø В конце времен пища будет отравлена, но, кто будет вкушать с молитвой – не будет отравлен, пища пойдёт на пользу. Перед тем как вкушать пищу, нужно помолиться (специальными для этого молитвами) и попросив благословения Господа, перекрестить пищу со словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

… без молитвы нельзя вкушать пищу, а молиться можно не обязательно вслух, мы же «про себя» тоже молимся. В Библии есть такие примеры, когда молитва была без слов, а Господь сказал: Что ты вопиешь ко Мне? (Исх. 14, 15). То есть молиться можно всегда, а если нет возможности перекреститься – то, как Моисей: крест начертав Моисей, впрямо жезлом Чермное море пресече, то есть начертал крест жезлом. И когда вкушали пищу и нельзя было перекреститься, то, например, в тарелке крест святой изображали ложечкой на пище. То есть находили люди способ, как исполнить молитву и как получить благословение.

(Источник: О самом важном. Протоиерей Валериан Кречетов. Издание Данилова мужского монастыря. - М.: Даниловский благовестник, 2011. - 176 с. С. 57-58.)


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.