Центры-школы славянской книжности в средневековой Славии — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Центры-школы славянской книжности в средневековой Славии

2021-02-01 162
Центры-школы славянской книжности в средневековой Славии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Одной из основной проблемой в палеославистики – это перемещение центров — школ славянской книжности — в средневековой Славии.

Палеославистика — это комплекс наук о старославянском языке и древней славянской книжности.

Преславская книжная школа является первой славянской книжной школой в мире. Она создана Наумом — одним из учеников Кирилла и Мефодия — в 886 г. в болгарской столице Плиска. Школа основана по велению болгарского князя Бориса І, который встретил с почестями трёх учеников Кирилла и Мефодия — Климента, Наума и Ангелария, гонимых немецким католическим духовенством из-за распространения ими славянского богослужения среди западных славян. В 893 г. Симеон I перенёс основную деятельность школы в новую болгарскую столицу Преслав.

Самые старые в мире текстовые образцы на кириллице найдены возле Преслава, что подтверждает основное достижение Преславской книжной школы, которым является создание современной славянской письменности — кириллицы. Существует и альтернативная гипотеза,:436 согласно которой кириллица была создана учеником Кирилла и Мефодия Климентом Охридским в Охридской книжной школе.

Преславская книжная школа является самым важным литературным и культурным центром Первого Болгарского царства и всех славянских народов в ІХ — X веках. Основной деятельностью в школе была переводческая; в ней переводили Библию и священные христианские книги на понятный всем славянам старославянский язык.

Кроме переводческой деятельности, в школе велась активная творческая, учебная и художественная работа. В ней писались оригинальные литературные произведения, обучались ученики, создавалась керамика. Одним из лучших поэтов Преславской книжовной школы считается Константин Преславский, который написал Азбучную молитву. Среди выдающихся творцов школы встречаются имена Черноризец Храбр, Иоанн Экзарх и другие.

Деятельность Преславской книжной школы прекратилась в 972 г., когда она была полностью сожжена византийским императором Иоанном I Цимисхием.

Охридская книжная школа — один из древнейших культурных центров Болгарии. Основана при Пантелеимоновом монастыре в 886 году в Охриде (ныне Охрид находится в Северной Македонии) Климентом Охридским по указанию князя Бориса I для обучения болгар славянской письменности. С IX века в школе использовался новосозданный славянский алфавит — кириллица, однако до XII века применялась и глаголица. С 893 года школу возглавил Наум Охридский.

Во время своей просветительской деятельности Климент обучил в общей сложности 3500 учеников (в том числе будущего Девольского епископа Марка) — народных учителей, церковных лиц и проповедников. Качество работ школы несколько снизилось после смерти первых двух руководителей, однако она оставалась заметным очагом южнославянской культуры до XII века, а окончательно потеряла значение лишь в 1767 году, когда оттоманский султан и Константинопольский патриарх упразднили Охридскую архиепископию.

Изгнанники отправились на юг – одни к хорватам, другие на юго-восток – в Болгарию.

· В западно-болгарской области Македонии, где действовал выдающийся ученик Мефодия Климент Охридский, возник центр славянской письменности, где было создано много рукописей. Причем в памятниках была сохранена орфографическая и грамматическая традиция в том виде, в котором она установилась в кирилло-мефодиевских оригиналах.

· Во время правления болгарского царя Симеона государственный центр Болгарии Преслав становится центром славянской книжности на востоке Болгариию. Из преславского круга писателей выдающимся был Иоанн Экзарх. Здесь книжники пользовались тем же языком, что и на западе Болгарии; между двумя центрами поддерживались и личные связи, и обмен рукописями. Но в восточноболгарских рукописях были более значительные отступления от языковых норм. Отступили в Преславе и от графической традиции: глаголицу заменили кириллицей. В Преславе было создано много рукописей, списки с которых позже распространялись среди славянства.

· В Моравии и Чехии, несмотря на жестокие преследования славянская письменность не совсем прекратилась. Известны, хотя и немногочисленные, старославянские памятники, написанные здесь в X и даже в XI вв. (Киевские листки, Пражские отрывки и некоторые другие). Предполагают, что это был результат деятельности учеников Мефодия Горазда и Лаврентия. Следы их с момента изгнания загадочно исчезают, а славянское богослужение в Моравии, несмотря на запрет, не прекратилось.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.