Исторические источники о жизни св. Кирилла и Мефодия — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Исторические источники о жизни св. Кирилла и Мефодия

2021-02-01 178
Исторические источники о жизни св. Кирилла и Мефодия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЕРВЫЕ

Й. Добровский — основоположник славянской филологии

Почетное, хотя и не официальное, звание «патриарха славянской филологии» принадлежит чешскому ученому аббату Йосифу Добровскому (1753—1829), определившему надолго основной круг проблем, которыми занималась и занимается филологическая славистика. Это вопросы о деятельности Кирилла и Мефодия, о происхождении славянских азбук, о старославянском языке (см Славянские языки), о грамматическом строе старославянского и других славянских языков (сам Й Добровский был автором большой чешской грамматики), о славянских литературах — древних и новых. В своих работах Й.Добровский обратил внимание не только на характерные черты славянских языков, но и на грамматические особенности - отсутствие артикля, семь падежей, полные и краткие прилагательные. Добровский сделал первую попытку научного описания старославянской грамматики, ему же принадлежит ряд удачных сопоставлений славянских слов с другими индоевропейскими. В след за Добровским выступила целая плеяда славистов, развивавших его идеи и методы исследования Его младшими современниками были в Вене словенецерней Копитарь (1780— 1844),исследователь старославянских памятников, древнеславянской письменности и словенской грамматики, а в Петербурге русский ученый А X Во стоков, чьи заслуги в создании сравни тельной грамматики славянских языков очень значительны В Чехии дело Й Добровского продолжали историк литературы и лексикограф И Юнгман (1773—1847), этнограф, археолог и литературовед П И Шафарик (1795—1861), фольклорист Ф Л Челаковский (179Э—1852), историк Ф Палацкий (1798—1876), филолог и палеограф В Ганка (1791 —1861), известный своими подделками «древ нечешских» рукописей — Кралед-ворской и Зеленогорской В Вене учеником Копитаря был известный сербский фольклорист и лингвист, реформатор сербского литератур ного языка Вук С Караджич (1787—1864).

Княжество Великая Моравия

Большинство польских, чешских, и российских историков считает, что Великая Моравия образовалась на основе Само(Само – первая известная военно-политическая консолидация западных славян (623-658 гг.) и являлась раннефеодальным государством.

Великоморавская держава — славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на Среднем Дунае. В период наибольшего могущества включало в себя территории современных Венгрии, Словакии,Чехии, а также Малую Польшу, часть Украины и исторической области Силезия. Располагалось на территориях прежде бывших славянских государств Само и Карантании.

Столицей государства, как полагают исследователи, являлся город Велеград. По другим данным, столицей был город Нитра.

Великая Моравия оказала большое влияние на культурное развитие всего Славянского мира: здесь была создана первая славянская письменность и возник церковно-славянский язык.

В годы наивысшего расцвета Великая Моравия занимала огромное пространство. В её состав входили территории современных Чехии, Словакии, Венгрии, востока Германии, севера Австрии, юга Польши, украинского Закарпатья, запада Румынии, а также севера Сербии, Хорватии и Словении. История Великоморавской державы вроде бы хорошо известна, однако до сих пор в ней есть вещи, остающиеся тайной. Один из спорных вопросов — где же была столица Великой Моравии Велеград? Возможно, там, где сегодня есть городище Микульчицы (по-чешски — Микульчице) возле города Годонин на границе со Словакией? С середины прошлого столетия там постоянно ведутся археологические раскопки. Удалось найти остатки княжеского дворца, каменных храмов, деревянных жилищ и погребений знати и дружинников. Но не исключено, что столица Великой Моравии располагалась севернее — возле современного города Угерске-Градиште на востоке Чехии. Здесь стоит ныне не действующий Велеградский монастырь, частью которого является базилика, названная в честь Кирилла и Мефодия. Сюда ежегодно приезжают как православные, так и католические паломники, желающие почтить память святых равноапостольных братьев. Важное значение в Великоморавской державе имела крепость Девин, стоящая у места впадения реки Моравы в Дунай. Сегодня это городище, расположенное на окраине Братиславы, а с него открывается вид на сопредельную территорию Австрии, откуда на земли западных славян часто приходили германские завоеватели. Кроме того, некоторые князья проживали в городе Нитра, ныне являющемся одним из краевых центров Словакии.

Первое упоминание в источниках о Моравском княжестве относится к 822 году. Первым достоверно известным его правителем считается Моймир I, оттого и правившую там династию стали называть Моймировичами. Первоначально его владения охватывали собственно историческую область Моравия, расположенную на юго-востоке современной Чехии. Но в дальнейшем пределы державы расширились. Соперником Моймира было Нитранское княжество на западе современной Словакии. В 833 году Моймир победил нитранского князя Прибину и присоединил его владения к Моравии. Неудачливый Прибина бежал к Людовику II Немецкому, от которого получил во владение территорию возле озера Балатон. Здесь образовалось Блатенское княжество, территория которого впоследствии переходила от франков к мораванам и обратно, пока его в начале Х века не уничтожили венгры. К западу от Моравии начало оформляться Чешское княжество во главе с династией Пржемысловичей. Их столица находилась в Праге. В 845 году чехов крестили в Регенсбурге немецкие епископы. Спустя год Моймир присоединил Чешские земли к своим владениям, но власть моравских государей над чехами была скорее номинальной. В отличие от Нитры, в Чехии сохранились свои князья, а их отношения с мораванами скорее напоминали союз родственных племён, противостоящих натиску немцев. Хотя Моравия расширяла свои пределы, о её полной государственной независимости говорить не приходилось. В 831 году её крестил епископ немецкого города Пассау Регинар, а сама она фактически стала вассалом Восточно-Франкского королевства. Спустя 15 лет Людовик II вторгся в Моравию, сверг Моймира и посадил на место князя его племянника Растислава (в русской традиции его иногда называют Ростиславом).

Людовик считал, что воспитанный при его дворе Растислав будет во всём его слушаться. Однако тот оказался весьма своенравным правителем, стремившимся выйти из-под опеки. С этой целью моравский князь охотно поддерживал всех противников Людовика, а также заключил союз с Византией и Болгарией. В 855 году войска немецкого правителя вторглись в пределы Моравии, однако (по всей видимости, в районе современной Братиславы) славяне их разбили, после чего сами опустошили ряд районов Баварии. Борьба, длившаяся с переменным успехом, продолжалась. Союзником Людовика Немецкого выступало баварское духовенство, власть которого распространялась и на Моравию. Стремясь избавиться от опеки немецких епископов, Растислав обратился к Папе Римскому с просьбой обучить славянских священников. Однако понтифик отказал князю, после чего в 862 году он направил послов к императору Византии Михаилу III. «Народ наш исповедует христианскую веру, но у нас нет учителей, которые могли бы объяснить нам веру на нашем родном языке. Пришлите нам таких учителей», — обратились моравские послы к Михаилу. Василевс отнёсся к просьбе славян благосклонно. В 863 году на территорию Моравии прибыли владевшие славянским языком учёные мужи Кирилл (Константин) и Мефодий. Так началась их миссия, результатом которой стало изобретение славянской письменности и перевод на славянский язык греческих богослужебных книг. Кирилл и Мефодий вели свою работу, преодолевая сопротивление немецких священников и Людовика Немецкого, который в 864 году ещё раз вторгся в Моравию. Однако князь Растислав сумел изгнать неприятеля, а миссия святых братьев продолжилась. За три года в Моравии они сумели организовать независимую от германцев славянскую церковь. По дороге в Италию Кирилл и Мефодий по поручению князя Коцела занялись распространением славянской книжности в Блатенском княжестве. В 867 году равноапостольных братьев вызвали в Рим (окончательного раскола церкви к тому моменту ещё не произошло — Ред.). Несмотря на сопротивление части духовенства, считавшей славянскую литургию святотатством, папа Адриан II её утвердил. Он же рукоположил первых трёх моравских священников, которых Кирилл и Мефодий привезли с собой, а Мефодий стал главой моравской церкви. Казалось бы, дело сделано. Но тут в дела церковно-просвещенческие вмешалась политика.

В 870 году Растислав фактически разделил Моравию на две части, фактически отдав территорию Нитранского княжества племяннику Святополку. Последний выразил готовность признать себя вассалом восточно-франкского короля. Тут же сын Людовика Немецкого Карломан вторгся в Великую Моравию, и Святополк выдал ему Растислава. Правителя Моравии заточили в один из баварских монастырей, ослепили, и вскоре он умер. В одну из обителей Швабии заключили и Мефодия. Святополк год правил страной на правах вассала германцев, но в 871 году немецкий правитель заточил в темницу и его. Людовик Немецкий отправил для управления Моравией двух графов, но народ восстал. Тут франкский правитель решил выпустить Святополка из тюрьмы, а вроде бы верный Людовику моравский князь взял и уничтожил баварские гарнизоны. Предпринятая в 874 году карательная экспедиция франского короля закончилась его

разгромом. В итоге стороны заключили мир. Святополк вторично признал вассалитет от Восточно-франкского королевства, но зависимость эта была номинальной. Тем временем Папа Римский Иоанн VIII повелел освободить Мефодия. Правда, попутно он запретил славянскую литургию, разрешив только проповеди. Создатель славянской азбуки вернулся к своей деятельности. Он основал в Паннонии архиепископство, продолжая служить на славянском языке. В 874 году он крестил чешского князя Борживоя и его супругу Людмилу. Впоследствии Мефодий вторично смог оправдаться перед Римской курией, и продолжил своё служение. В 885 году он скончался в Велеграде. Успех деятельности Мефодия стал возможным благодаря тому, что Святополк сумел создать мощную державу, и в годы его правления Моравию с полным основанием можно было называть Великой. Он утвердился в Чешских землях, на территории лужицких сербов, отвоевал Паннонию (основную часть современной Венгрии), будущую Южную Польшу и украинское Закарпатье. Он пользовался союзом с Восточно-франкским королевством для того, чтобы расширять свои владения. А вассалитет всё больше походил на обычный союз. Закат Великой Моравии Святополк I умер в 894 году, разделив государство между сыновьями — Моймиром II и Святополком II. Между ними вспыхнул конфликт, пагубно сказавшийся на державе. В 895 году от Великой Моравии отпала Чехия, постепенно она теряла и другие окраинные земли. А затем настал полный конец. В 901 году пришедшие с востока кочевники-мадьяры вторглись в пределы Великой Моравии. Спустя шесть лет близ современной Братиславы состоялось решающее сражение, в котором венгры победили. В 907 году Великая Моравия прекратила своё существование. Мадьяры стёрли Велеград с лица земли. Паннония стала центром нарождающейся Венгрии, а Нитранское княжество хоть и сохранило славянское население, но на тысячу лет подпало под власть мадьяр. Впоследствии на его территории зародится словацкая нация. Что же касается славянской литургии, то она постепенно сошла в этих краях на нет. Центр славянской книжности переместился сначала на Балканы, а затем на Русь. А центр западнославянской государственности переместился в Чешские земли, где возникло своё королевство. Вплоть до конца XI века там существовал Сазавский монастырь, где сохранялся славянский церковный обряд. Однако Чехия, как и Венгрия, в итоге стала католической, и славянская письменная

традиция на долгие века уступила место латинской. Впоследствии она возродится, и новый чешский язык с латинской письменностью вберёт в себя элементы книжного языка, созданного Кириллом и Мефодием.

Память о Великой Моравии сохранилась на карте. До сих пор восточная часть Чешской Республики называется Моравией. Эта земля периодически отпадала от Чешского королевства. В период развитого средневековья там образовалось своё маркграфство. Вплоть до начала ХХ века существовала возможность того, что мораване сформируют отдельную от чехов нацию. Этого не случилось, но жители Восточной Чехии до сих пор считают себя в первую очередь мораванами, и только потом — чехами. Ирония судьбы: рядом с Велеградом (или, как минимум, одного из крупных центров того княжества) родился тот, кто в 1918 году возглавил славянское государство на землях, где когда-то было ядро Великой Моравии. Это был первый президент Чехословакии Томаш Масарик. От его родного Годонина до Микульчиц — рукой подать. Такая вот государственная преемственность получилась. В современной Словакии особенно почитают Нитранское княжество, а вместе с ним — и Великую Моравию, отсылка к традициям которой есть даже в конституции страны. Оно и понятно: иного своего государства у словаков не было вплоть до ХХ века. Что же касается Чехии, то в её конституции указывается на преемственность по отношению к Чешскому королевству. Но и Великую Моравию там чтут как государство своих предков. Благо, для жителей востока страны — это самые что ни на есть подлинные пращуры. Так что Великая Моравия никуда не исчезла. У неё есть две наследницы, «старшая» из которых, Чехия, также веками сопротивлялась немецким государям, и в итоге отстояла независимость. Да и словаки, будучи в составе Венгрии тысячу лет, сумели отстоять своё славянство, опираясь и на традиции Великой Моравии. По-своему обязаны Великой Моравии и Россия, и Болгария, и Сербия, и другие славянские православные страны. Ведь не пригласи моравский князь Кирилла и Мефодия — славянский язык ещё долго мог не обрести письменность и на нём не могли бы читать молитвы.

Славяне в 9 веке

 К IX веку славянские народы достигли государственной и духовной зрелости. На смену мелким и непрочным племенным объединениям VI-VII вв. (государство Само — у западных славян, Союз семи родов — у южных) приходят крепкие раннефеодальные государства у сербов, хорватов, моравских славян, чехов, словаков, поляков, болгар (славян), древних русичей, альпийских славян (предков словенцев).



Наиболее сильными государствами в IX веке в каждой из трех ветвей славянских народов были: у западных славян — княжество Великая Моравия (Великоморавская держава), у южных славян — Древнеболгарское государство (I Болгарское царство), у восточных славян — Русь (Киевская Русь, Древнерусское государство). Южные и западные славяне соседствовали с христианскими странами: южные — с Византией, западные — с Восточно-Франкским королевством. Юго-западные славяне соприкасались с романским миром.

К IX веку многие славянские народы приняли христианство от миссионеров из сопредельных христианских земель: обычно сначала крестился князь с дружиной, а затем — весь народ.

Современное празднование

В 1985 году в славянском мире отмечалось 1100-летие со дня кончины св. равноап. Мефодия. Впервые в СССР 24 мая был объявлен днем славянской культуры и письменности.

30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял Постановление о ежегодном проведении Дней славянской письменности и культуры. С 1991 года государственные и общественные организации стали проводить Дни славянской письменности и культуры совместно с Русской Православной Церковью.

В период празднования проводятся различные церковные мероприятия: посвященные святым Кириллу и Мефодию богослужения в Успенском соборе Кремля и других храмах России, Крестные ходы, детские паломнические миссии по монастырям России, научно-практические конференции, выставки, концерты.

С 1991 года в рамках празднования дней славянской культуры и письменности проходит ежегодная духовно-культурная экспедиция «Славянский ход» по городам России.

В болгарских школах накануне дня святых Кирилла и Мефодия проводятся «дни букв» — викторины и образовательные игры.

В Чехии день памяти братьев Кирилла и Мефодия и праздник славянской письменности отмечается 5 июля.

По учебнику

«Как можно было убедиться, взятые в отдельности различные сведения о славянах в древнейший период – и данные истории, и данные археологии, и данные топонимики, и данные языковых контактов – не могут обеспечить достоверных оснований для решения вопроса о времени и месте формирования праславянского языка, т. е. об этногенезе славян. В связи с этим нельзя до сих пор сказать, что вопрос этот решен. Более или менее ясным и не вызывающим споров является то, что славянские племена выделились из других индоевропейских племен. Но вопрос о месте уже вызывает трудности и при характеристике абсолютного места, и при характеристике относительного места (т. е. выяснения ближайших соседей славян); не решается однозначно и проблема времени вычленения славянских диалектов из других индоевропейских: разрыв между точками зрения охватывает здесь, пожалуй, около тысячелетия. В этих условиях приходится характеризовать имеющиеся взгляды как гипотезы, предположения, точки зрения. Более того: приходится высказать мысль, что это вопрос не только еще не разрешенный, но, быть может, и вообще неразрешимый (во всяком случае без добавки существенно новых фактов в наши знания об этом периоде). И вместе с тем нельзя не отметить огромный интерес к проблеме со стороны достаточно широкого круга ученых, подогреваемый интересом общественности. Пути решения происхождения и первичного поселения славянства видят обычно в комплексном подходе, который бы учитывал все возможные сведения о славянстве. Это, конечно, совершенно верно. Однако крайне сложно найти прочные узлы, которые бы связывали разнообразные и трудно сопоставимые данные воедино, тем более что и решения, которые могли бы быть подсказаны каждым из материалов, очень далеки от однозначности и определенности. Приходится составлять определенное решение из ряда неопределенностей. Укажем, однако, хотя бы бегло некоторые бытующие в науке представления о древней прародине славян (или древних прародинах, сменявших друг друга в ходе исторического развития) и о времени вычленения славян и поселения их на тех или иных территориях. Согласно мнению некоторых историков и языковедов, прародина славян находилась на Востоке, в Азии (В. М. Флоринский, К. Мошиньский, Э. Гаспарини), или на Востоке Европы – на Оке и Волге (X. Ловмянский). В бассейне Немана и Западной Двины искал прародину славян А. А. Шахматов. Отсюда, по его мнению, пришли славяне на нынешние места обитания, причем для многих ученых вполне возможны и даже очевидны промежуточные остановки славян 19 на тех или иных территориях. Так, например, по мнению А. А. Шахматова, «некогда славяне были жителями севера и притом сидели севернее германцев, ибо только движения последних на юг очистили пути в Южную Европу и славянам». Шахматов вообще утверждал, что все европейские племена тянулись к более

благоприятному в смысле жизненных условий Югу. По Шахматову, «исконною территорией восточных индоевропейских племен, в том числе и предков славян, был северо-запад России, бассейн Балтийского моря». Балты и славяне оставались на месте. Это мотивируется значительными славяно-германскими контактами и тем, что многие элементы средиземноморской и кельтской культур пришли к славянам через германцев, которые были юго-западными соседями славян. Во II–IV вв. н. э. готы покинули Повисленье, двинувшись на юг к Нижнему Дунаю. Славяне, по Шахматову, заняли – еще до нашествия гуннов – Повисленье (северное Повисленье было захвачено балтами – прусами), а после падения гуннского владычества продолжили движение к устью Дуная. При этом западные славяне двинулись на запад в Германию с разреженным в то время из-за передвижения народных масс населением. Здесь они были остановлены и частью отброшены на восток, в нынешнюю Беларусь, а может быть, и далее. На Нижнем Дунае, по Шахматову, славяне оказались на рубеже V–VI вв. Шахматов считал, что упоминаемые Прокопием из Кесарии склавены – это южные славяне, а анты – восточные славяне. Эта точка зрения, как, впрочем, и другие элементы концепции Шахматова о славянской прародине, вызывали в научной литературе возражения и со стороны современников ученого, и в наши дни. Как уже отмечалось, в современной науке имеются сторонники версии о дунайской прародине славян, выдвинутой Нестором в «Повести временных лет», хотя многие продолжают относиться к ней скептически. Большая часть современных историков и языковедов, занимающихся вопросом о прародине славян, помещают ее на территории между Днепром и Одером (Одрой), в лесостепной и лесной зонах, т. е. к северу примерно от 50° и к югу от 55 или 54° северной широты, т. е. между Балтийским морем, Неманом на севере и Карпатами на юге. Однако в решении вопроса о размещении славян внутри этой значительной территории тоже нет единства. Многие ученые видят прародину славян на Полесье и на смежных территориях (М. Фасмер, Г. Гирт, Я. Ростафиньский), между Одрой и Вислой (многие польские ученые: Я. Чекановский, М. Рудницкий, К. Яжджевский, Т. Лер-Сплавинский, Т. Милевский; из советских языковедов – В. В. Мартынов), между Днепром и Вислой (советские археологи М. И. Артамонов, А. В. Арциховский, польский историк Г. Лабуда). Ряд ученых указывает уже названные более широкие границы, иногда с некоторыми уточнениями и мотивациями (чехословацкий историк и этнограф Л. Нидерле, советский историк П. Н. Третьяков, польский языковед Я. Розвадовский, польский историк В. Хенсель, чехословацкий архео 20 лог и историк З. Ваня, польский лингвист В. Маньчак и др.). Следует сказать, что и принятие за истину сообщения «Повести временных лет» не исключает позднейшее поселение славян на территории между Днепром и Одрой. Так или иначе, к середине I тысячелетия н. э. славяне занимали указанную территорию между 50 и 55° северной широты, между Днепром и Одрой. Поскольку ранний праславянский язык отличался единством, диалектное членение его было не очень значительным, надо полагать, что первичная территория, на которой праславянский язык существовал, была более ограниченной. Но уже

расселение на территории между Днепром и Одрой, имевшей значительную протяженность в условиях отсутствия транспортных артерий – рек, которые бы текли вдоль всей этой территории с запада на восток или обратно, вело к усилению диалектной раздробленности. В бассейне Днепра, включая Припять, формируется восточнославянская диалектная область, а в бассейне Вислы (с границей по Западному Бугу в его среднем течении на востоке и по Одре и Нисе на западе) – область западнославянских диалектов. В сочетаниях *tl, *dl на востоке утрачивается смычный, а на западе он сохраняется; в сочетаниях *kv, *gv перед *ě и *і, происходившими из дифтонгов, на востоке заднеязычные превращаются в с и z, а на западе они сохраняются; в сочетаниях губных согласных с *j на стыке морфем на востоке развился согласный *l на месте *j, а на западе *l не получил развития; долгие мягкие *ť, *ď, возникшие из сочетаний *tj, *kt (перед *і) и *dj, превращаются на востоке в шипящие (*č, *dž), а на западе – в свистящие (*с, *dz). К этому времени в составе западных говоров уже выделились подгруппы северная (пралехитская) и южная (прачешско-словацкая). Восточная группа диалектов также имела диалектное членение. С одной стороны, здесь выделяется подгруппа, которую можно было бы охарактеризовать как восточную или северо-восточную, – она легла в основу современных восточнославянских языков. С другой стороны, вскоре после формирования различий восточных и западных диалектов начала формироваться группа южнославянских диалектов, основой которой стали, видимо, диалекты центральной подгруппы восточнославянской группы. Часть этих говоров продолжала еще взаимодействовать с западнославянскими. Внутри складывавшейся южнославянской группы выделились две подгруппы, на базе которых в будущем сложились, с одной стороны, словенский и сербско-хорватский языки, а с другой – болгарский и македонский. В результате упомянутых взаимодействий формировавшейся группы южнославянских диалектов с западнославянскими и восточнославянскими сложился целый ряд изоглосс – линий, соединяющих одинаковые черты диалектов, например словенско-словацкие изоглоссы. Окончательное формирование южнославянской диалектной группы происходило в результате заселения славянами значительных территорий на Балканах, видимо в основном в VII–VIII вв. н. э., 21 хотя отдельные славянские поселенцы могли проникнуть на Балканы и ранее, в частности в VI в. Для южнославянских диалектов характерны уже названные отличия от западнославянских, общие с восточнославянскими. В отличие от восточнославянских (и в соответствии с западнославянскими) южнославянские сохраняют начальное *е- перед мягким слогом при восточнославянском *о-. В южнославянских диалектах начальные сочетания *ort-, *olt- всегда дают *rat-, *lat-, в то время как в восточно- и западнославянских диалектах в некоторых случаях (определяемых старым музыкальным ударением) здесь выступает или *rot-, *lot-, или такой же рефлекс, как в южнославянских. По-разному отразились у славян былые сочетания типа *-tort-, где t – любой согласный, на месте r может быть и l, а на месте о также е. В западнославянской лехитской группе здесь *-trot-, в

южнославянских диалектах и в чешско-словацкой группе – *-trat- (при исходном е на месте а здесь ě), а в восточнославянских диалектах здесь полногласное сочетание типа *torot-. Примерно в VII в. н. э. славяне заселили значительные территории Восточной Европы, включая Балканы, на западе дошли до Эльбы и вышли за нее, на севере вышли к Балтийскому морю, а на востоке продвинулись за Днепр. В дальнейшем продвижение славян было направлено главным образом на восток, вероятно не в последнюю очередь из-за того, что здесь территории оказывались малозаселенными, а подчас и незаселенными. На западе в первых веках II тысячелетия н. э. славяне также передвинулись восточнее, в основном к рубежу Одры и Нисы, лишь сравнительно небольшие группы славян оставались западнее этих рек. На юго-востоке славяне вышли в конце I тысячелетия н. э. к Черному морю, на северо-востоке славянская колонизация в первых веках II тысячелетия н. э. дошла до Белого моря»

Интернет

Деятельность Д. Обрадовича

Досифе́й (серб. Доситеј), в миру Дими́трие Обра́дович, серб. Димитрије Обрадовић) — сербский просветитель и реформатор в период Первого сербского восстания. Первый министр просвещения Сербии. Автор философских и нравоучительных сочинений и песен, переводчик басен. Первым стал писать на народном языке. Автор патриотических стихов об освободительной борьбе сербского народа.

Пoиcки cepбcкoй литepaтypoй нoвыx пyтeй paзвития c нaибoльшeй пoлнoтoй выpaзилиcь в твopчecтвe Дocифeя Oбpaдoвичa (1739—1811) — цeнтpaльнoй фигypы cepбcкoй кyльтypы XVIII в., выдaющeгocя дeятeля нaциoнaльнoгo пpocвeщeния. Eгo жизнь — яpкoe oтpaжeниe cвoeгo вpeмeни.

Bыxoдeц из нapoдa, Oбpaдoвич вceй cвoeй дeятeльнocтью cтpeмилcя к eгo пpocвeщeнию, ycмaтpивaя в этoм вaжнoe cpeдcтвo пpoбyждeния нaциoнaльнoгo caмocoзнaния и paзвития cepбcкoй кyльтypы.

Бopьбa c нeвeжecтвoм и кpитикa мoнacтыpeй кoнцa XVIII в. кaк глaвныx eгo oчaгoв, тpeбoвaниe coздaвaть шкoлы, в тoм чиcлe и для жeнщин («Kниги, книги, a нe кoлoкoлa и кoлoкoльчики!»), пepeвoдить пpoизвeдeния, cпocoбныe пpиoбщить cepбoв к бoлee paзвитoй кyльтype дpyгиx нapoдoв, пиcaть нa языкe, в ocнoвy кoтopoгo былa бы пoлoжeнa нapoднo-paзгoвopнaя peчь и кoтopый бы, тaким oбpaзoм, cтaл дocтyпным нe тoлькo yзкoй пpocлoйкe oбpaзoвaнныx людeй, нo и вceмy нapoдy, нaкoнeц, зaбoтa o выcoкoй нpaвcтвeннocти cвoиx cooтeчecтвeнникoв — вoт кpyг идeй твopчecтвa Oбpaдoвичa, нaчинaя c eгo пepвoгo, пpoгpaммнoгo coчинeния «Пиcьмo Xapaлaмпию» (1783). Becь этoт кoмплeкc вoпpocoв coпpягaлcя y нeгo c ocтpopaзвитым чyвcтвoм нaциoнaльнoгo caмocoзнaния и пaтpиoтизмa.

Ha cклoнe лeт Oбpaдoвич пpинял aктивнoe yчacтиe в ocвoбoдитeльнoм движeнии cepбoв пpoтив ocмaнcкиx зaвoeвaтeлeй, нaчaвшeмcя вoccтaниeм 1804—1813 гг. B oбpaзoвaвшeмcя cepбcкoм пpaвитeльcтвe oн был пepвым миниcтpoм пpocвeщeния. C имeнeм Oбpaдoвичa cвязaнo oткpытиe в Бeлгpaдe yчeбнoгo зaвeдeния «Beликa шкoлa» (1808), нa ocнoвe кoтopoгo был coздaн впocлeдcтвии yнивepcитeт.

Tвopчecтвo Oбpaдoвичa paзнooбpaзнo. Oн пиcaл пpoзy и cтиxи, был пepeвoдчикoм, пyблициcтoм, бacнoпиcцeм, aвтopoм yчeныx тpaктaтoв. Eгo глaвнoe пpoизвeдeниe — aвтoбиoгpaфичecкoe coчинeниe «Жизнь и пpиключeния Дмитpия Oбpaдoвичa, нapeчeннoгo в мoнaшecтвe Дocифeeм».

B зaнимaтeльнoм излoжeнии мнoгooбpaзныx жизнeнныx пepипeтий вoзникaeт яpкий oбpaз чeлoвeкa Hoвoгo вpeмeни. Гepoй пpoизвeдeния — дeятeльный, yвepeнный в cвoиx cилax чeлoвeк.

B пpeддвepии ocвoбoдитeльнoгo вoccтaния c ocoбoй oчeвиднocтью выcтyпaeт нaциoнaльнoe нaчaлo кoнцeпции личнocти y Oбpaдoвичa. B этoй cвязи ocoбyю poль пpиoбpeтaeт гpaждaнcтвeннocть пoзиции гepoя «Жизни и пpиключeний», eгo пaтpиoтизм и oзaбoчeннocть дeлaми нa пoльзy нapoдa. Пpoизвeдeниe былo coздaнo нa пepeceчeнии жaнpoвыx тpaдиций cтapoй cepбcкoй литepaтypы — житийнoй, пpoпoвeдничecкoй — и нoвoй, в чacтнocти пyтeшecтвий, aвтoбиoгpaфичecкиx coчинeний, вocпитaтeльнoгo poмaнa (гepoя Oбpaдoвичa вocпитывaeт caмa жизнь).

Пиcaтeлю близкa и тpaдиция peaлизмa XVIII в. — oнa зaмeтнo пpoявляeтcя в cвязи xapaктepa eгo гepoя c жизнeнными oбcтoятeльcтвaми, в кpитичecкoм нaчaлe oпиcaний мoнacтыpcкoй cpeды. B cплaвe этиx paзнocтaдиaльныx литepaтypныx тpaдиций вoзникaeт oднo из caмыx знaчитeльныx пpoизвeдeний cepбcкoй литepaтypы. Kcтaти, этa ocoбeннocть пpoявляeтcя и в пoэзии Oбpaдoвичa.

B cвoиx пoэтичecкиx oпытax oн вocпpинял и тpaдицию выcoкoй пoэзии — oт дyxoвныx cтиxoв и клaccициcтичecкoй oды гpaждaнcкo-пaтpиoтичecкoгo coдepжaния («Пecня, пocвящeннaя вoccтaнию cepбoв», 1804) — и в тo жe вpeмя coздaвaл cтиxи в ceнтимeнтaлиcтcкoй мaнepe (кoтopыe, кcтaти, включaлиcь в pyкoпиcныe cбopники гopoдcкoй пoэзии).

Oднy из нaибoлee интepecныx cтpaниц в твopчecтвe Oбpaдoвичa пpeдcтaвляют eгo «Бacни», (1788), пocвящeнныe cepбcкoй мoлoдeжи. Этoт жaнp пиcaтeль cчитaл «caмым нyжным и caмым, пoлeзным нa cвeтe». B ocнoвe cвoeй бacни Oбpaдoвичa нeopигинaльны — этo пepeвoды и aдaптaции пpoизвeдeний извecтныx eвpoпeйcкиx бacнoпиcцeв cтapoгo и нoвoгo вpeмeни (Эзoпa, Лaфoнтeнa, Лeccингa и дp.). B aбcтpaктнo-aллeгopичecкoй мaнepe c пoмoщью тpaдициoннo-бaceнныx пepcoнaжeй oбличaютcя oбщeчeлoвeчecкиe нeдocтaтки. Ho кaждyю бacню aвтop зaвepшaeт paзвepнyтым — инoгдa дo двyx cтpaниц — нpaвoyчeниeм. Haпиcaннoe нa языкe, пpиближeннoм к нapoднoмy, c живoй paзгoвopнoй интoнaциeй, c иcпoльзoвaниeм пocлoвиц и пoгoвopoк, a инoгдa и знaкoмыx пиcaтeлю пo paccкaзaм «cлyчaeв из жизни» и aнeкдoтoв, нpaвoyчeниe pacкpывaeт кoнкpeтнo-нaциoнaльный cмыcл лyчшиx бaceн пиcaтeля.

Гopя жeлaниeм пoмoчь cвoeмy нapoдy в oбщecтвeннoм и нpaвcтвeннoм пpoгpecce, Oбpaдoвич-бacнoпиceц paзoблaчaл вpeд мoнacтыpeй, нeвeжecтвo, cyeвepиe. Bыcтyпaл oн и пpoтив пopaбoщeния нapoдoв. C твopчecтвoм Oбpaдoвичa в иcтopии cepбcкoй пиcьмeннocти ocyщecтвляeтcя тoт peшитeльный пepeлoм в cтopoнy paзвития литepaтypы нa пpocвeтитeльcкoй ocнoвe, к кoтopoмy пpeдшecтвeнники пиcaтeля тoлькo пoдxoдили. Paзвивaя тpaдиции Oбpaдoвичa, вoбpaвшиe в ceбя лyчшиe дocтижeния нaциoнaльнoй кyльтypы XVIII cтoлeтия, пocлeдoвaтeли пиcaтeля oткpoют нoвyю эпoxy в cepбcкoй литepaтype XIX в.

Идея славянской взаимности

«Движение славянской взаимности» - определение деятельности общественных организаций и деятелей в России и у славянских народов с целью

политического и культурного сближения в борьбе с внешней угрозой их существованию.

Идея славянской общности имеет глубокие корни и на бытовом уровне зиждется на осознании славянами близости своих языков и народной культуры, что и нашло свое отражение в ряде средневековых хроник и публицистических произведений. Но до рубежа XVIII-XIX веков она не имела своего артикулированного выражения. В немалой степени этому способствовала также утрата подавляющим большинством славянских народов своей государственности и их насильственное включение в состав неславянских многонациональных Османской и Австрийской империй, а также Пруссии. Ситуация стала меняться в связи с усилением у славянских народов процесса национальной самоидентификации и началом борьбы за национальное освобождение и создание собственной государственности.

Предпосылки «движения славянской взаимности»

Для успешной борьбы за национальное освобождение и создание собственной государственности славянские народы нуждались в союзниках. Таким наиболее надежным союзником в то время могла быть только Россия, единственное независимое славянское государство. Кроме того, в 20-30-е годы XIX века, в условиях господства в культурной жизни идей романтизма, появляется даже мысль проект объединения всех славян в единое государство – Славию и создания общеславянского литературного языка на базе наиболее развитого на тот момент русского языка. Ее автором был словацкий общественный деятель и просветитель Я.Коллар. Усиливается тяга и к межславянскому сближению. В результате деятельности славянских просветителей («будителей») идея славянской общности или взаимности находит своих сторонников среди южных славян, чехов и словаков. В польских землях, значительная часть которых в 1815 г. по решениям Венского конгресса была передана России, это движение сторонников почти не имело.

«Движение славянской взаимности» в XIX – нач. XX в.

Практическим выражением востребованности идеи славянской взаимности можно считать, в частности, два Славянских съезда, 1848 года в Праге и 1867 года в Москве, а также создание славянских кафедр в российских университетах в 1835 году. Хотя русское правительство из дипломатических соображений прямо не поддерживало движение, но оно и не чинило препятствий русским общественным деятелям, особенно славянофильского направления, в их усилиях по установлению контактов и развитию связей с единомышленниками среди славян Османской империи и Австрии. Особенно большую помощь славянофилы оказывали южным славянам во второй половине XIX века. По всей России были созданы славянские комитеты, занимавшиеся сбором средств для поддержания их борьбы с турками, а также помощью русским добровольцам, уезжавшим помогать своим сербским братьям. Здесь следует вспомнить генерала М. Черняева, командовавшего сербской армией в войне с турками, или погибшего в Сербии Н. Раевского, внука героя Бородина, ставшего для Л.Н.Толстого прототипом образа графа Вронского в «Анне Карениной» популярный марш «Прощание славянки», написанный в честь проводов добровольцев на первую Балканскую войну в 1912 году.

В начале ХХ века, в условиях нарастающей угрозы столкновения Центральных держав, олицетворявших собой т.н. «германизм», и Антантой, участником которой была Россия, движение славянской взаимности демонстрирует новый подъем активности, на этот раз в форме «неославизма». Его принципиальным отличием был отказ от чрезмерного акцентирования религиозного фактора, признание за каждым славянским народом права на самостоятельное развитие. Неославистами были проведены два Славянских съезда, в Праге и Софии, имевшие достаточно широкий отклик.

«Движение славянской взаимности» после I мировой войны

После Первой мировой войны идея славянской взаимности сохранила свою популярность лишь в Чехословакии, Болгарии и Югославии, куда после гражданской войны устремилось большое число русских беженцев и эмигрантов. Сторонники идеи славянской взаимности были и в Польше, например, генерал Л.Желиговский. В России, после прихода к власти большевиков-интернационалистов, у ее приверженцев не было ни малейших шансов провозглашать свои взгляды. Ситуация стала меняться лишь в 1930-е годы, когда была восстановлена в правах гражданская история.

Наибольшего размаха движение славянской общности в ХХ веке достигает в годы Второй мировой войны, когда возникла реальная угроза самому существованию ряда славянских народов, оккупированных Германией. После вступления в войну СССР, в нем под эгидой Коммунистического интернационала был создан Всеславянский комитет, начал издаваться журнал «Славяне», проводились радиомитинги с участием видных общественных и политических деятелей из славянских стран, находившихся в годы войны в СССР, и другие мероприятия по пропаганде идей славянской общности. Движение развернулось и в зарубежных странах, входивших в антигитлеровскую коалицию. Идеи славянской взаимности прослеживаются и в первых послевоенных союзных договорах СССР с Чехословакией, Польшей, Югославией. Но с началом конфликта Сталин-Тито в 1948 году Всеславянский комитет заметно снизи


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.