Анализ посещенного лекционного занятия 2 — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Анализ посещенного лекционного занятия 2

2021-02-01 211
Анализ посещенного лекционного занятия 2 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учебная дисциплина: «Педагогика высшей школы» Тема занятия: «Активные методы и формы занятий. Характеристика и отличительные особенности»

Преподаватель: кандидат педагогических наук, доцент Шитова Ирина Юрьевна

«Активные методы и формы занятий. Характеристика и отличительные особенности» - одна из тем в дисциплине «Педагогика высшей школы» в модуле «Методы и формы организации обучения в вузе» для магистрантов второго курса. Согласно учебно-методическому комплексу и рабочей программе на изучение данной темы отводится 3 часов аудиторной работы (лекционное занятие – 1 час, семинарское занятие – 2 часа) и 3 часов на самостоятельную подготовку магистрантов.

Проводя анализ лекционного занятия, проводимого кандидатом педагогических наук, доцентом, можно отметить следующие моменты:

Классификация лекции

Учебный материал был подан в информационной форме. Лекция в учебном курсе является тематической.

Структура лекции

План лекции был доведен до аудитории в начале лекции, на протяжении всей лекции преподаватель следовал плану.

Способ изложения учебного материала, который определяет структуру лекции является концентричный (все преподавание строится вокруг одного центра, которым является поставленная проблема; рассматриваемая проблема все время держится в поле зрения, к ней постоянно возвращаются, постепенно углубляя и развивая представления о ней и предлагая способы ее решения).

На протяжении всей лекции четко прослеживается структура (вступление, основная часть, выводы). Лекция состояла из следующих трех вопросов:

Назначение, сущность, структура, содержание дидактические функции, особенности организации и проведения вузовской лекции. Интерактивная лекция. Методика анализа качества проведения вузовской лекции

Содержание лекции

Содержание лекции включало в себя: научность и информативность (современный научный уровень) материала лекции: доказательность и аргументированность; наличие достаточно ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств. Связь с предыдущим и последующим материалом. предметные и межпредметные связи.

Содержания лекции соответствовало дидактическим принципам высшего образования:

связь теории с практикой, практического опыта с наукой; систематичность и последовательность обучения; доступность знаний; прочность усвоения; активность, сознательность и самостоятельность студентов в учебе и т. д.

Во время лекционного занятия была рассмотрена сущность и разновидности активных форм и методов обучения.

Были рассмотрены такие методы обучения:

По источнику приобретения знаний, умений, навыков:

- словесные;

- наглядные;

- практические.

По степени активности и самостоятельности обучающихся:

- объяснительно-иллюстративные;

- информационные;

- частично-поисковые;

- проблемные;

- исследовательские.

- Активные формы проведения занятий: лекция-диалог, проблемная лекция, консультация, собеседование, реферат, экскурсия, выездное занятие, деловая игра, диспут, «круглый стол», конференция.

- Активные методы проведения занятий: средства наглядности, занятие по методике самообразования, проблемное обучение, практическое задание, проблемное задание, анализ конкретных ситуаций, диалог, дискуссия, полемика.

- Активные формы проведения занятий.

 

 

- Лекция

- Виды лекций (наиболее часто используемые): лекция-диалог, проблемная лекция.

- Важнейшие требования к лекции: научность, высокий теоретический уровень, связь с жизнью, ясность, доходчивость, научная доказательность.

- Консультация – разъяснение преподавателя по сложному и актуальному теоретическому вопросу, проблеме.

- Виды консультаций:индивидуальная, групповая, обзорная, по отдельным вопросам.

- Собеседование – специально организованная беседа по какой-нибудь теме. Его цель – помочь путем обмена мнениями глубже понять изучаемую проблему.

- Реферат – краткое изложение в письменном виде содержания статьи, книги; сообщение на занятии, конференции, сделанное на основе изучения первоисточников, анализа и обобщения педагогического опыта.

- Наряду с анализом теоретического содержания темы в реферате должен быть анализ конкретных примеров из педагогической практики, а также обобщение и выводы, имеющие значение для улучшения учебно-воспитательной работы.

-   Конференция – форма коллективного изучения и обсуждения актуальных теоретических и научно-практических проблем.

- Виды конференций): теоретическая конференция (актуальные проблемы теории обучения и воспитания); научно-методическая (психолого-педагогические проблемы; вопросы методики обучения и воспитания, практического использования наиболее эффективных форм и методов работы; обобщение педагогического опыта и новейших достижений педагогической науки); научно-практическая (анализ содержания, форм и методов работы; рассмотрение актуальных вопросов учебно-воспитательной работы в конкретном образовательном учреждении).

 

«Круглый стол» - форма коллективного обсуждения актуальных вопросов науки, теории и практики.

 

- Диспут – публичное устное обсуждение какой-либо спорной проблемы, на котором заслушиваются доклады по данной проблеме.

- Деловая игра – форма деятельности, имитирующая те или иные практические ситуации. Виды деловых игр и достигаемые ими цели: учебные (овладение определенными умениями и навыками); оценочные оценка знаний и умений, полученных обучающимися); исследовательские (поиск новых или отработка и совершенствование известных приемов той или иной деятельности).

 

- Экскурсия – одна из эффективных форм наглядного обучения, учебно-воспитательной работы.

- Целесообразно проводить экскурсии после изучения курса, темы.

- Можно проводить экскурсии и перед изучением темы (экскурсия-вступление).

- Средства наглядности – наглядные пособия, технические средства обучения, используемые в учебном процессе, позволяют существенно повысить эффективность восприятия.

- Виды наглядных пособий: Натуральные – предметы производства. Изобразительные: 1) образные – фотография, рисунок, картина, плакат; 2) условно-схематические – карта, диаграмма, схема, таблица. Технические средства обучения: 1) средства массовой информации – телевидение, радио, кино; 2) локальные технические средства обучения: экранные (диапозитивы, диафильмы, транспаранты), звуковые (грампластинки, магнитозаписи, лазерные диски), экранно-звуковые (видеомагнитозаписи, лазерные видеодиски).

-

- Правильное использование средств наглядности позволяет: сократить время изучения проблемы на; улучшить понимание рассматриваемой проблемы на; повысить уровень запоминания учебного материала.

- Проблемное обучение – система методов, при которой учащиеся получают знания не в готовом виде, а в результате самостоятельной деятельности, решения учебных проблем.

- Уровни проблемного обучения: 1. Преподаватель ставит и формулирует проблему, направляет учащихся на самостоятельный поиск ее решения. 2. Преподаватель только называет проблему, а учащиеся сами формулируют и решают ее. 3. Учащиеся самостоятельно осознают и формулируют проблему, исследуют способы ее решения.

- Способы организации проблемного обучения: 1. Проблемное изложение учебного материала. 2. Поисковая беседа, в ходе которой учащиеся под руководством преподавателя решают учебные проблемы. 3. Самостоятельная работа поискового характер

- Проблемное задание – учебное задание, сформулированное в виде проблемного вопроса.

- Целью проблемных заданий должно быть теоретическое осмысление реальных проблем, поиск путей их практического решения.

- Диалог – беседа, обмен мнениями между двумя или несколькими людьми, имеющие целью доказательство определенной мысли или системы взглядов.

- Диалог – недогматический способ раскрытия мысли; форма диспута, дискуссии; форма совместного размышления.

- Особенности диалога как метода ведения занятия: незапланированный характер; обилие вопросительных предложений; контекстуальность, не заданная, ситуативность.

- Полемика – спор или обсуждение различных вопросов, один из действенных методов развития познавательной активности.

 

- Дискуссия – коллективное обсуждение спорного вопроса, проблемы с целью установления путей их решения; один из методов активизации учебного процесса.

 

- Анализ конкретных ситуаций – один из активных методов изучения актуальных проблем, укрепления связи теории с практикой.

- Виды ситуаций: ситуации-иллюстрации; ситуации-упражнения; ситуации-оценки; ситуации-проблемы.

- Практическое задание – вид самостоятельной работы, имеющий целью формирование навыков и умений применения приобретенных знаний в практической деятельности.

- Формы заданий: индивидуальные и коллективные.

- Создание проблемных ситуаций, использование приемов эвристической беседы; учет индивидуальных особенностей магистрантов.

Использование приемов закрепления учебного материала: повторение, вопросы на проверку внимания и усвоения; подведение итогов в конце рассмотренного вопроса и всей лекции.

Преподаватель обходился без опорных материалов. Регламент занятия выдержан в полной мере. Все вопросы были рассмотрены.

Рациональное сочетание методических приемов традиционной педа­гогики и новых методов обучения (проблемного, программного, контекстного, деятельностного и др.). Наличие необходимых средств наглядности и технических средств.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.