Раздел 2. Эволюция растений и животных, их охрана — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Раздел 2. Эволюция растений и животных, их охрана

2021-02-01 79
Раздел 2. Эволюция растений и животных, их охрана 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Этапы эволюции органического мира. Палеонтологические доказательства эволюции. Первые растения и животные, заселившие воды древнего океана. Возникновение фотосинтеза. Гетеротрофные и автотрофные организмы. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

Освоение суши растениями и животными. Освоение суши растениями и животными. Геологическое прошлое Земли. Риниофиты – первые наземные растения. Прогрессивные черты организации членистоногих. Эволюция хордовых.

Демонстрации

Отпечатки растений и животных, палеонтологические доказательства эволюции.

Раздел 3. Экосистемы

Экосистема. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Взаимоотношения организмов разных царств в экосистеме. Цепи питания как пути передачи энергии в экосистеме. Значение круговорота веществ в природе.

Среда обитания организмов. Экологические факторы. Среда обитания организмов. Экологические факторы. Абиотические факторы. Приспособленность организмов к абиотическим факторам.

Биотические и антропогенные факторы. Биотические факторы. Межвидовые отношения организмов. Антропогенные факторы.

Искусственные экосистемы. Их особенности.

Демонстрации

Структура экосистемы (динамическая модель); пищевые цепи; типы взаимодействия разных видов в экосистеме (симбиоз, паразитизм, хищничество); растения и животные разных экологических групп.

Раздел 4. Человек как биологический вид

Науки о человеке и их методы. Значение знаний о человеке. Науки о человеке. Методы изучения организма человека.

Биологическая природа человека. Расы человека. Человек как биологический вид. Сходство строения человека и животных. Отличия человека от животных. Расы.

Происхождение и эволюция человека. Антропогенез. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека.

Демонстрации

Модели, коллекции, влажные препараты, иллюстрирующие сходство человека и животных; модель «Происхождение человека»; остатки материальной первобытной культуры человека; иллюстрации представителей различных рас человека.

Раздел 5. Общий обзор организма человека

Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Ткани: эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная. Полости тела. Органы. Системы органов.

Регуляция процессов жизнедеятельности. Гомеостаз. Регуляция жизнедеятельности. Нейрогуморальная регуляция. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рецептор. Эффектор.

Демонстрации

Таблицы с изображением строения и разнообразия клеток, тканей, органов и систем органов организма человека.

Самонаблюдения

Самонаблюдения мигательного рефлекса и условий его проявления и торможения; коленного рефлекса и др. Определение собственного веса и измерение роста.

Лабораторная работа

Изучение микроскопического строения тканей организма человека.

Раздел 6. Опора и движение

Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей. Состав и строение кости. Рост костей. Виды костей: трубчатые, губчатые, плоские, смешанные. Свойства костей.

Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы. Сустав. Кости черепа: лобная, теменные, височные, затылочная, клиновидная и решётчатая.

Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов. Позвоночник как основная часть скелета туловища. Скелет конечностей и их поясов.

Строение и функции скелетных мышц. Основные группы скелетных мышц

Работа мышц и её регуляция. Мышцы синергисты и мышцы антагонисты. Атрофия мышц. Утомление и восстановление мышц. Изучение влияния статической и динамической работы на утомление мышц. Гладкие мышцы.

Нарушения опорно-двигательной системы. Травматизм. Рахит. Осанка. Остеохондроз. Сколиоз. Плоскостопие. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы. Профилактика нарушений опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма.

Демонстрации

Скелет и муляжи торса человека, череп, кости конечностей, позвонки, распилы костей; приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.

Самонаблюдения

Работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки.

Лабораторные работы

Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека.

Изучение влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Практические работы

Выявление плоскостопия (домашнее задание).

Распознавание на наглядных пособиях органов опорно-двигательной системы.

Повторение

Обобщающее повторение по разделам «Многообразие животного мира», «Эволюция растений и животных, их охрана», «Экосистемы», «Человек как биологический вид», «Общий обзор организма человека», «Опора и движение».

Примерные виды деятельности обучающихся:

– восприятие (слухозрительно и на слух) речевого материала по учебной дисциплине, включая терминологическую и тематическую лексику учебной дисциплины, а также лексику, необходимую для организации учебной деятельности;

– воспроизведение (устно, письменно, устно-дактильно) терминов, понятий, обозначающих объекты природы, выражающих временные и пространственные отношения и т.д.;

– наблюдение за объектами природы, выделение их признаков, сравнение, обобщение, оформление выводов, построение рассказов, отражающих содержание лабораторных работ;

– комментирование фрагментов видеофильмов о животном мире.

Примерная тематическая и терминологическая лексика

Примерные слова и словосочетания

Царство «Животные». Классификация животных. Охрана животных. Простейшие. Органелы. Внутриклеточное пищеварение. Корненожки. Жгутиконосцы. Инфузории. Амёбиаз. Сонная болезнь. Пендинская язва. Кокцидиоз. Малярия. Радиолярии. Фораминиферы.

Ткань: покровная, мышечная, соединительная, нервная. Орган. Системы органов.

Кишечнополостные. Медуза. Полип. Регенерация. Гермафродит. Рефлекс.

Классы: гидроидные, сцифоидные, коралловые полипы. Чередование поколений. Планула.

Черви. Кожно-мускульный мешок. Плоские черви. Классы червей: сосальщики, ленточные, ресничные. Тип: круглые черви, кольчатые черви. Целом. Замкнутая кровеносная система.

Моллюски. Брюхоногие и двустворчатые моллюски. Мантия. Мантийная полость. Тёрка. Сердце. Класс Головоногие моллюски. Мозг. Реактивное движение моллюсков. Наутилусы. Каракатицы. Осьминоги. Кальмары.

Членистоногие. Членистые конечности. Класс «Ракообразные». Линька. Инстинкт.

Класс «Паукообразные». Сенокосцы. Скорпионы. Пауки. Клещи. Паутина. Ядовитые железы.

Класс «Насекомые». Развитие с неполным превращением. Развитие с полным превращением. Жуки. Бабочки. Двукрылые и перепончато-крылые насекомые. Блохи. Общественные насекомые.

Тип «Хордовые». Бесчерепные. Личиночно-хордовые. Позвоночные. Хорда.

Позвоночник. Двухкамерное сердце. Нервная система: центральная и периферическая. Боковая линия. Малёк. Хрящевые и Костные рыбы.

Рыболовство. Промысловые рыбы. Рыбоводство. Класс «Земноводные». Трёхкамерное сердце. Головастик. Холоднокровные животные.

Класс «Пресмыкающиеся». Ящерицы. Змеи. Черепахи. Крокодилы.

Класс «Птицы». Теплокровность. Клюв. Перья. Зоб. Воздушные мешки. Четырёхкамерное сердце.

Надотряд: пингвины, страусовые, Типичные птицы. Порода.

Класс «Млекопитающие». Волосяной покров. Млечные железы. Матка. Диафрагма. Плацента. Плод. Беременность. Роды.

Первозвери, настоящие звери. Низшие млекопитающие. Высшие млекопитающие.

Домашние животные. Животноводство. Крупный рогатый скот. Свиноводство. Мелкий рогатый скот. Звероводство.

Эволюция. Палеонтология. Одноклеточные. Колониальные. Многоклеточные.

Риниофиты. Папоротники, хвощи, плауны. Голосеменные. Покрытосеменные. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие.

Редкие виды. Красная книга. Заповедники. Национальные парки.

Экосистема. Круговорот веществ. Пищевые связи. Цепи питания. Сообщество.

Экологические факторы. Абиотические факторы. Свет. Температура. Влажность. Ярусы.

Биотические и антропогенные факторы. Конкуренция. Паразитизм. Хищничество. Симбиоз. Агроценоз.

Анатомия и физиология человека. Психология. Медицина. Гигиена. Здоровье. Человек разумный. Расы человека: европеоидная, монголоидная, экваториальная.

Антропология. Антропогенез Архантропы. Палеоантропы. Неоантропы. Социальная эволюция.

Уровни организации человека. Межклеточное вещество. Эпителиальная, мышечная, соединительная и нервная ткани.

Органы. Полости тела. Системы органов. Функциональная система.

Гомеостаз. Нейрогуморальная регуляция. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рецептор. Эффектор.

Диафиз. Эпифиз. Надкостница. Кости: трубчатые, губчатые, плоские, смешанные.

Сустав. Кости черепа: лобная, теменные, височные, затылочная, клиновидная и решётчатая.

Грудная клетка. Крестец. Таз.

Брюшко скелетной мышцы, сухожилие, фасция. Мимические мышцы. Брюшной пресс. Диафрагма. Мышцы синергисты и антагонисты. Атрофия мышц. Утомление. Восстановление. Рахит. Осанка. Остеохондроз. Сколиоз. Плоскостопие. Травма. Травматизм.

Примерные фразы

Животные могут активно реагировать на внешние раздражители. Животные распространены по всей Земле.

Простейшим свойственны все жизненные функции.

Закономерности исторического развития живой природы изучает эволюционная биология.

Организмы разных царств живой природы обитают совместно, оказывают взаимное влияние и составляют единое целое.

Науки, изучающие человека, тесно связаны.

Характерная биологическая черта большинства млекопитающих – живорождение.

Изучением происхождения и эволюции человека занимается наука антропология.

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов: растений, животных, грибов и других.

Опорно-двигательная система человека состоит из двух частей: пассивной (скелет) и активной (мышцы).

Класс насекомых делят на отряды, один из которых – это жесткокрылые, или жуки.

Мир современных птиц очень разнообразен, в этом классе выделяют три надотряда: пингвины, страусовые и типичные птицы.

Я узнал(а) о классификации животных и охране животного мира.

Я знаю, как выявить черты сходства и различия в строении животных разных систематических групп.

Я умею использовать знания о животных в повседневной жизни.

Я узнал(а) о том, как наблюдать за ростом, развитием и поведением животных.

Я научилась (научился) объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных.

Я могу проанализировать и оценить последствия деятельности человека в экосистемах.

Я узнал(а) о месте и роли человека в системе органического мира.

Я научилась распознавать основные расы человека.

Я узнал(а) о строении клеток и тканей человека, их функциях.

Я могу охарактеризовать особенности строения организма человека на различных уровнях организации.

Я знаю, как распознавать на наглядных пособиях органы опорно-двигательной системы.

Я узнал(а) о том, как оказать доврачебную помощь себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.

Примерные выводы

В настоящее время на земле существует около 2 миллионов видов животных. Они разнообразны по образу жизни, внешнему виду, внутреннему строению. Животные способны активно реагировать на внешние раздражения. Большинство животных передвигается, чтобы спастись от врагов или найти корм. Животные добывают себе пищу, поедая растения, грибы или других животных.

Самое большое многообразие животных наблюдается там, где тепло и влажно. Это тропики. Но многие животные приспособились к жизни в суровых условиях: в засушливых пустынях, полярных льдах, на горных вершинах и в глубинах океанов.

Подцарство «Одноклеточные», по-другому простейшие, включают таких животных, которые сочетают в себе функции клетки и организма. Тело простейших состоит из одной клетки. Такая клетка – это целый организм, ведущий самостоятельное существование. Простейшие имеют все жизненные функции: дыхание, питание, выделение, обмен веществ, раздражимость, движение, размножение.

К типу «Кишечнополостные» относят около 9 тысяч видов многоклеточных животных. Они имеют простое строение. Представители этого типа – медузы, актинии, коралловые полипы, гидры. В основном они живут в морях. Только немногие виды приспособились к обитанию в пресных водоёмах.

Класс «Пресмыкающиеся» объединяет первых настоящих наземных позвоночных животных. Их размножение и развитие происходит на суше. Большинство видов пресмыкающихся откладывает крупные яйца. Яйца покрыты кожистой оболочкой или твёрдой известковой скорлупой. Из яиц выходят маленькие, но уже сформировавшиеся животные. Дыхание у пресмыкающихся лёгочное. Среди пресмыкающихся есть животные наземные, подземные, живущие на деревьях. Некоторые виды пресмыкающихся обитают в воде, но большинство ведёт наземный образ жизни. Большинство пресмыкающихся – это хищники, но есть и растительноядные. Таковы, например, все сухопутные черепахи.

Животноводство – это широкая отрасль сельского хозяйства. Она включает пчеловодство, рыбоводство, птицеводство, а также разведение одомашненных млекопитающих. Например, это коровы, козы, овцы, лошади, свиньи, кролики. Человек разводит и выращивает их, чтобы обеспечить себя пищевыми продуктами (мясом, молоком) и промышленным сырьём (шерстью, кожей).

Организмы разных царств живой природы обитают совместно, влияют друг на друга, составляют единое целое. Наука экология изучает отношения организмов между собой и их взаимодействие с неживой природой.

Знания о своём организме нужны каждому человеку. Это нужно, чтобы знать, как вести здоровый образ жизни, сохранять своё здоровье в неблагоприятных условиях. Науки, изучающие человека, – это анатомия человека, физиология человека, психология, медицина, гигиена. Эти науки тесно связаны друг с другом.

КЛАСС

(5-й год обучения на уровне ООО)


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.