Раздел 1. Бактерии. Грибы. Лишайники — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Раздел 1. Бактерии. Грибы. Лишайники

2021-02-01 107
Раздел 1. Бактерии. Грибы. Лишайники 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Бактерии – доядерные организмы. Отличительные особенности доядерных организмов. Бактериальная клетка, отличия бактериальной клетки от клетки растений и животных. Разнообразие бактерий, их распространение. Питание и размножение бактерий.

Роль бактерий в природе и жизни человека. Роль бактерий в природе и жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы – царство живой природы. Отличительные признаки царства грибов и особенности строения грибов. Сходство грибов с растениями и животными. Строение грибной клетки. Питание грибов. Размножение грибов.

Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Съедобные, ядовитые и плесневые грибы, особенности их строения и процессов жизнедеятельности. Правила сбора грибов.

Грибы – паразиты растений, животных и человека, особенности строения и жизнедеятельности. Меры борьбы с грибами-паразитами.

Лишайники – комплексные симбиотические организмы. Особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Многообразие и распространение лишайников. Лишайники – индикаторы степени загрязнения окружающей среды. Роль лишайников в природе и жизни человека. Охрана лишайников.

Демонстрации

Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья, лишайники), муляжи плодовых тел шляпочных грибов.

Лабораторные работы

Изучение грибных спор. Выращивание белой плесени.

Строение и разнообразие шляпочных грибов.

Практические работы

Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Водоросли, общая характеристика. Многообразие и среда обитания водорослей. Особенности строения и размножение водорослей.

Многообразие одноклеточных и многоклеточных зелёных водорослей. Особенности строения, многообразие и приспособленность к среде обитания бурых и красных водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.

Высшие споровые растения.Происхождение, общая характеристика. Жизненный цикл высших споровых растений.

Моховидные – высшие растения. Среда обитания, особенности питания. Особенности строения печёночных и листостебельных мхов. Размножение мхов. Значение мхов в природе и жизни человека.

Папоротниковидные. Папоротниковидные – высшие споровые растения. Местообитание и особенности строения папоротников, их усложнение по сравнению с мхами. Размножение папоротников.

Плауновидные. Хвощевидные. Общая характеристика. Значение папоротников, плаунов, хвощей в природе и жизни человека.

Голосеменные – отдел семенных растений. Общая характеристика. Возникновение семенного размножения – важный этап в эволюции растений. Отличие семени от споры. Первоначальные сведения о преимуществах семенного размножения. Жизненный цикл голосеменных. Значение голосеменных.

Разнообразие хвойных растений. Характеристика хвойных растений.

Покрытосеменные, или Цветковые. Высокоорганизованная и господствующая группа растительного мира. Многообразие покрытосеменных. Значение покрытосеменных.

Разнообразие и строение семени. Особенности строения семени однодольного и двудольного растения. Биологическая роль семени.

Виды корней и типы корневых систем. Функции корня. Виды корней. Типы корневых систем. Строение корня, зоны корня.

Видоизменения корней. Влияние условий среды на рост и развитие корня. Видоизменения корней.

Побег. Листорасположение. Значение побега в жизни растений. Почка – зачаточный побег. Виды и строение почек. Генеративные и вегетативные почки. Рост и развитие побега. Управление ростом и развитием побега.

Строение стебля. Стебель как часть побега. Строение стебля. Разнообразие стеблей. Значение стебля.

Внешнее строение листа. Основные функции листа. Разнообразие листьев по величине, форме, окраске. Внешнее строение листа: форма, расположение на стебле, жилкование.

Клеточное строение листа. Строение кожицы листа и её функции. Строение и роль устьиц. Строение мякоти и жилок листа. Видоизменения листьев.

Видоизменения побегов. Корневище, клубень, луковица.

Строение и разнообразие цветков. Цветок – видоизменённый укороченный побег. Развитие цветка из генеративной почки. Строение цветка. Околоцветник. Цветки правильные и неправильные, обоеполые и раздельнополые. Двудомные и однодомные растения.

Соцветия. Виды соцветий. Биологическое значение соцветий.

Плоды. Строение плодов. Классификация плодов. Функции плодов. Распространение плодов и семян.

Размножение покрытосеменных растений. Опыление, его типы. Роль опыления в образовании плодов и семян. Оплодотворение у цветковых растений, образование плодов и семян. Биологическое значение оплодотворения.

Классификация покрытосеменных. Признаки растений классов Двудольные и Однодольные. Семейства покрытосеменных растений.

Класс Двудольные.

Класс Однодольные.

Демонстрация

Живые и гербарные экземпляры растений разных отделов, классов и семейств покрытосеменных; микропрепараты тканей растений; культурные растения региона; приспособленность растений к жизни в разных средах обитания.

Лабораторные работы

Изучение внешнего строения водорослей.

Изучение внешнего строения мхов (на местных видах).

Изучение внешнего строения папоротника (хвоща).

Изучение строения и многообразия голосеменных растений.

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений.

Изучение органов цветкового растения.

Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.

Изучение видоизмененных побегов (луковица, корневище, клубень).

Практические работы

Распознавание наиболее распространенных растений своей местности.

Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур.

Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей.

Повторение

Обобщающее повторение по разделам «Бактерии. Грибы. Лишайники», «Многообразие растительного мира».

Примерные виды деятельности обучающихся:

– восприятие (слухозрительно и на слух) речевого материала по учебной дисциплине, включая терминологическую и тематическую лексику учебной дисциплины, а также лексику, необходимую для организации учебной деятельности;

– воспроизведение (устно, письменно, устно-дактильно) терминов, понятий, обозначающих объекты природы, выражающих временные и пространственные отношения и т.д.;

– наблюдение за объектами природы, выделение их признаков, сравнение, обобщение, оформление выводов, построение рассказов, отражающих содержание лабораторных работ;

– ведение Дневников наблюдений: оформление зарисовок, фиксация результатов наблюдений и выводов;

– оценка с эстетической точки зрения представителей растительного мира; поиск информации (в т.ч. с использованием ресурсов Интернета) о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках (в т.ч. с использованием ресурсов Интернета), анализ и оценка данной информации, её перевод из одной формы в другую.

Примерная тематическая и терминологическая лексика

Примерные слова и словосочетания

Систематика, систематические категории, классификация, Карл Линней, вид, признаки вида, критерии вида, доядерные, ядерные, бактериальная клетка, бактерии, гетеротрофы, автотрофы, паразиты.

Гнилостные, почвенные, уксуснокислые, молочнокислые, клубеньковые бактерии, грибы, грибница (мицелий), гифы, плодовое тело, споры, почкование, белый гриб, сыроежка, лисичка, мухомор, бледная поганка. Грибы: съедобные, ядовитые, шляпочные, плесневелые. Грибы: головнёвые, ржавчинные, мучнисто-росяные. Фитофтора, симбиотические организмы, слоевище.

Разнообразие лишайников, пармелия, ксантория, уснея, кладония, растительная клетка, хлоропласты. Многообразие водорослей, ульва, макроцистис, фукус, фитоплактон, хроматофор, зооспора, спорофит, гаметофит, гамета, зигота, ризоиды. Зелёные водоросли, бурые водоросли, красные водоросли, агар-агар, высшие споровые растения, риниофиты, спорангий, жизненный цикл, яйцеклетка, сперматозоид, моховидные, печёночные мхи, листостебельные мхи, протонема, вайя, заросток, плаун, хвощ, плауновидные, пыльца, голосеменные, семязачаток, семя, эндосперм. Хвойные, сосна, ель, лиственница, можжевельник, цветок, плод, дерево, кустарник, трава, однолетние, двулетние, многолетние. Семенная кожура, зародыш, семядоля, однодольные, двудольные.

Главный, боковые, придаточные корни, стержневая и мочковатая корневые системы, корневой чехлик, корневой волосок. Зоны корня, корнеплоды, корневые клубни, воздушные корни.

Побег. Почка верхушечная, пазушная, придаточная, вегетативная, генеративная. Конус нарастания, узел, междоузлие, пазуха листа, листорасположение, пробка, кора, луб, камбий, древесина, сердцевина, листья черешковые и сидячие, простые и сложные. Жилкование сетчатое, параллельное, дуговое.

Корневище, клубень, луковица, пестик, тычинка, венчик, чашечка, околоцветник: простой, двойной. Семязачаток, однодомные, двудомные, соцветие, соплодие, околоплодник, плоды простые и сложные, сухие и сочные, односемянные и многосемянные, опыление, пыльцевое зерно, зародышевый мешок, пыльцевая трубка, двойное оплодотворение. Класс: двудольные, однодольные. Семейство. Крестоцветные, розоцветные, паслёновые, сложноцветные, мотыльковые. Семейство Злаки. Соломина. Семейство Лилейные.

Примерные фразы

Пихта сибирская встречается в зоне тайги.

Размножаются бактерии путём деления.

К охраняемым видам грибов относятся сетконоска сдвоенная и решёточник красный.

Бледная поганка – ядовитый гриб, похожий на шампиньон.

Побег состоит из стебля и листьев.

Я считаю, что промышленная деятельность человека наносит ущерб природе.

Я узнал(а), что корни растений укрепляют почву, а опавшая листва и хвоя сохраняют в ней влагу.

Я понял(а), что вид, это основная единица систематики.

Я научился (научилась) сравнивать организмы разных царств живой природы.

Я научился (научилась) отличать съедобные шляпочные грибы от ядовитых.

Я могу обосновать роль бактерий и грибов в круговороте веществ в природе.

Примерные выводы

Лишайники – это группа организмов: сожительство (симбиоз) гриба и водоросли. Лишайники были известны ещё до нашей эры. В настоящее время известно более 20 тысяч видов лишайников. Одни лишайники очень малы, их не видно невооружённым глазом. Другие лишайники занимают большие площади, например, ягель. Лишайники нельзя относить ни к растениям, ни к животным, ни к грибам.

Шампиньон – это ценный съедобный гриб. Его выращивают во многих странах мира. Эти грибы растут на почвах, которые богаты перегноем: в скверах, на газонах парков, на мусорных кучах, около парников, животноводческих ферм. Шампиньоны любят хорошо увлажнённую почву и тепло. Шампиньоны – сапротрофы, поэтому они не требуют света.

Бледная поганка – это ядовитый гриб, который похож на шампиньон. Но у поганки нижняя сторона шляпки зеленовато-белая, а у шампиньона – розовая.

Желчный гриб – это ядовитый гриб. Он похож на белый, но верхняя часть его пенька покрыта рисунком в виде чёрной или тёмно-серой сетки. Мякоть желчного гриба на изломе краснеет.

Водоросли – это самые древние растения на Земле. Они очень разнообразны. Среди водорослей есть одноклеточные и многоклеточные растения. Разные группы водорослей имеют свои особенности.

Мхи в основном распространены на хорошо увлажнённых местах. Реже они встречаются в засушливых областях. В сухой период они находятся в состоянии покоя, а при выпадении осадков возобновляют жизнедеятельность. У мхов есть стебель и листья. Исключение составляют некоторые виды примитивных печёночных мхов. Настоящих корней у мхов нет. Их заменяют ризоиды, которыми мхи укрепляются в почве и всасывают воду. Тело мхов расчленено на стебель и листья, а размножаются они спорами. За это мхи относят к высшим споровым растениям. Различают печёночные и листостебельные мхи.

Папоротники широко распространены по всему земному шару. Они растут и на суше, и в воде. Существует больше 10 тысяч видов папоротников. Большинство папоротников растёт в тенистых местах. Все папоротники имеют корень, стебель и листья. Размеры папоротников различны: от нескольких миллиметров до 20 метров высотой.

Хвойные леса России образованы разными видами ели, пихты, сосны и лиственницы. Древесина хвойных растений используется для строительства, изготовления мебели. Ещё это сырьё для производства бумаги, спирта, пластмассы и других материалов.

Большинство хвойных растений – это вечнозелёные растения. Но среди них есть листопадные растения, например, лиственница. Хвойные растения широко распространены на территории нашей страны.

КЛАСС

(4-й год обучения на уровне ООО)


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.