Повторение, обобщение, итоговый контроль — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Повторение, обобщение, итоговый контроль

2021-02-01 113
Повторение, обобщение, итоговый контроль 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обобщающее повторение по учебной дисциплине, подведение итогов, подготовка к промежуточной контрольной работе. Обсуждение заданий для летнего чтения.

Контрольное чтение (проверка техники чтения).

Контрольная работа за учебный год (промежуточный контроль на выявление уровня литературного развития обучающихся).

Произведения для заучивания наизусть

1. И.А. Крылов. 1-2 басни (по выбору)

2. А.С. Пушкин. «Зимнее утро»

3. М.Ю. Лермонтов. «Тучи»

4. М.Ю. Лермонтов. «Утёс»

5. Н.А. Некрасов. «Железная дорога» (отрывок)

6. Стихотворение о Великой Отечественной войне (1–2 на выбор)

Произведения, рекомендуемые для

внеклассного (самостоятельного) чтения

1. А.С. Пушкин. Послание «И.И. Пущину»

2. А.С. Пушкин. «Повести Белкина». Повесть «Барышня-крестьянка»

3. М.Ю. Лермонтов. Баллада «Три пальмы»

4. Ф.И. Тютчев. Стихотворение «С поляны коршун поднялся»

5. А.А. Фет. Стихотворения «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…»

6. А.П. Чехов. Рассказ «Лошадиная фамилия»

7. Г. Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга»

8. К. Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда …», «Каким бы малым ни был мой народ …»

9. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид» (12–ый подвиг)

10. Геродот. «Легенда об Арионе»

11. Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот»

12. Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка»

Примерная тематическая и терминологическая лексика

Примерные слова и словосочетания

Фольклор, обрядовый фольклор, пословица, мудрое изречение, поговорка, народное выражение, загадка, малый жанр УНТ.

Древнерусская литература, летопись, историческое событие, вымысел, летописец.

Басня, баснописец, литературный жанр, басенный жанр, мораль, олицетворение, аллегория.

Лицей, лицеист.

Эпизод, антитеза.

Роман, рассказ, сюжет, глава, литературный герой, лирический герой, писатель, поэт, баллада, повествование, рассказчик, мастер, талант.

Пейзаж, духовный мир, духовность, чувствительность, трудолюбие, патриотизм.

Эпиграф, композиция, реалистичность, образность, фантастичность.

Литературная судьба, сказ, эпос.

Юмор, юмористический рассказ, кульминация, юмористическая ситуация, разоблачение лицемерия, роль художественной детали.

Лирика как род литературы, лирическое произведение, пейзажная лирика.

Служение, признание, нравственный.

Предсказание, феерия, сказка-быль, лирическое произведение, сказочное и реальное.

Эпизод, фабула, самобытность героев рассказа, проблема, проблематика, авторская позиция.

Прозаик, драматург, режиссёр, реабилитирован, критик.

Юмор, чувство юмора, лукавый.

Миф, мифология, письменность, легендарные герои, Олимпийские игры.

Эпос, поэма. Новелла. Философская сказка-притча.

Зарубежная литература.

Литературный жанр, литературный герой, сюжет, повествование.

Примерные фразы

Загадки – это любимый жанр фольклора детей и взрослых.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Бытовая сказка отличается от волшебной тем, что …

Литература Древней Руси повествовала о том, что было, существовало в прошлом.

Тревожные военные события угрожали Киеву разорением, а жителям – гибелью.

Я считаю, что основная мысль (главная идея) этого произведения …

В баснях часто встречаются олицетворения: животные или неодушевленные предметы могут говорить, думать, чувствовать.

Басни учат видеть пороки, недостатки и исправлять их. Басни учат нас быть честными, справедливыми, трудолюбивыми, отзывчивыми.

Чтобы передать своё отношение к персонажам, автор использовал такие средства как …

Я думаю, что автору удалось передать … (свою заботу, тревогу, свои ожидания, сомнения) при помощи таких метафор (сравнений, эпитетов) …

Отношение автора к своему герою пронизано такими чувствами как …

Я считаю, что семейное воспитание писателя (поэта) повлияло на его дальнейшее творчество. С самого детства он …

Литературные сказки близки к народным тем, что …

Я нашёл в тексте описание комнаты (дома, пансиона, внешности главного героя …).

Этот рассказ является автобиографическим.

Нравственным называют то, что относится к духовной жизни человека, к морали.

Я думаю, что автор … написал свой рассказ … для того, чтобы …

Мы прочитали по ролям разговор …

Я думаю (считаю), что этот рассказ интересен тем, что автор честно рассказал в нём о самом себе, о своих чувствах, поступках …

На мой взгляд, самым главным в книгах это писателя является то …

Я подготовил сообщение о жизни и творчестве … Я сделал презентацию о …

Во время летних каникул я хочу начать читать книгу …

У меня есть список произведений для чтения во время летних каникул.

Примерные выводы

Фольклором называют народное знание, народную мудрость. Словесным фольклором называют устное народное творчество, потому что он создавался народом, передаваясь от одного поколения к другому.

Сказкой называют занимательный рассказ о необыкновенных событиях, фантастических приключениях.

Басней называют краткий рассказ нравоучительного характера. Он может быть стихотворным и прозаическим. Басня имеет иносказательный, аллегорический смысл.

Басня содержит мораль. Мораль – это нравоучительный вывод.

Баллада – это особое стихотворение. В его основе лежит историческое событие с напряжённым сюжетом.

Рифма – это созвучие окончания стихотворных строк.

В ХХ веке русские поэты остались внимательными к природе. Они пишут свои произведения на те же темы, что и поэты прошлого века. Но поэтический язык в ХХ веке изменился. В нём стало больше индивидуальных эпитетов, сравнений, метафор.

Сергея Есенина роднит с природой крестьянское происхождение. Как многие русские люди, он любит езду зимой на санях, веселье деревенской молодёжи. Когда человек любит родную природу, обращается к ней, он становится лучше …

КЛАСС

(3-й год обучения на уровне ООО)

Введение

У человека должны быть любимые произведения...

Диагностика уровня литературного развития обучающихся (стартовая диагностика, контрольная работа). Контрольное чтение (проверка техники чтения).

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Предания

Предания «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник» (извлечения).

*Основы теории литературы

Предание.

** Речевой практикум

Примерные виды деятельности обучающихся: определение семантики слов по толковому словарю, включение их в структуру высказываний; подготовка рисунка по содержанию предания, пересказ текста с опорой на рисунок и др.

Пословицы и поговорки

Отражение народной мудрости в пословицах и поговорках.

*Основы теории литературы

Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

** Речевой практикум

Примерные виды деятельности обучающихся: подготовка устного сообщения о собирателях пословиц и поговорок; продуцирование высказываний, разъясняющих содержание пословиц и поговорок и др.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

О древнерусской литературе

Х век – время появления древнерусской литературы. О «Повести временных лет». «Из похвалы князю Ярославу и книгам» (отрывок из «Повести временных лет»).

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок).

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» (извлечения). Нравственные заветы Древней Руси. Гимн любви и верности.

*Основы теории литературы

Поучение. Житие.

Контрольная работа по тематическим разделам «Устное народное творчество» и «Из древнерусской литературы».

** Речевой практикум

Примерные виды деятельности обучающихся: определение семантики слов по словарю, включение их в структуру высказываний; пересказ изучаемых древнерусских текстов современным языком; составление устной / письменной характеристики героя древнерусской литературы и др.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов

Сведения об учёном и поэте. «К статуе Петра Великого».

*Основы теории литературы

Ода.

** Речевой практикум

Примерные виды деятельности обучающихся: пересказ текста о М.В. Ломоносове как учёном и поэте и др.

Контрольная работа по разделам «Устное народное творчество», «Из древнерусской литературы», «Из литературы XVIII века».

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин

Слово о поэте и писателе. «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»).

«Станционный смотритель». Образ рассказчика. Судьба Дуни. Положение «маленького человека» в обществе. Трагическое и гуманистическое в повести.

*Основы теории литературы

Повесть.

** Речевой практикум

Примерные виды деятельности обучающихся: подготовка сообщения / презентации с использованием ресурсов Интернета и справочной литературы о творческой деятельности А.С. Пушкина; пересказ фрагмента повести «Станционный смотритель»; составление плана характеристики Самсона Вырина с последующим письменным оформлением сообщения с опорой на план; поиск в Интернете иллюстраций к повести и их комментирование и др.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Слово о поэте и писателе. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века. Столкновение Степана Парамоновича Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Образ Калашникова. Оценка героев с позиций народа и автора. Особенности сюжета поэмы.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва».

*Основы теории литературы

Поэма. Фольклоризм литературы.

** Речевой практикум

Примерные виды деятельности обучающихся: подготовка сообщения / презентации с использованием ресурсов Интернета и справочной литературы о творческой деятельности М.Ю. Лермонтова; составление сравнительной характеристики Калашникова и Кирибеевича; подготовка и написание сочинения-миниатюры на тему «Нравственная оценка Степана Калашникова» и др.

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Николай Васильевич Гоголь

Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба» (в сокращении). Сюжетная линия произведения. Изображение людей и природы в повести. Образ Тараса Бульбы. Образы Остапа и Андрия. Повесть «Тарас Бульба» – «поэма о любви к родине».

*Основы теории литературы

Роды литературы: эпос. Литературный герой.

** Речевой практикум

Примерные виды деятельности обучающихся: пересказ фрагментов текста (разные виды пересказа); составление плана характеристики Тараса Бульбы с последующим продуцированием связного высказывания; составление сопоставительной характеристики Остапа и Андрия; подготовка и написание сочинения-миниатюры «Авторская оценка Тараса Бульбы»; поиск в Интернете иллюстраций к произведению, их комментирование и др.

Иван Сергеевич Тургенев

Слово о писателе. «Бирюк»: сюжетная линия. Быт крестьян в рассказе. Образ главного героя. Особенности изображения пейзажа в рассказе. Отношение автора к бесправным и обездоленным.

Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».

*Основы теории литературы

Стихотворение в прозе. Лирическая миниатюра.

** Речевой практикум

Примерные виды деятельности обучающихся: продуцирование / пересказ текста о жизни и творчестве писателя; составление сравнительной характеристики Бирюка и мужика; составление связного высказывания о крестьянском быте по содержанию рассказа «Бирюк»; письменный анализ эпизода рассказа по предварительно составленному плану и др.

Николай Алексеевич Некрасов

Слово о писателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Образ княгини.

*Основы теории литературы

Поэма. Историческая поэма.

** Речевой практикум

Примерные виды деятельности обучающихся: составление устного рассказа о поэте; устная и письменная характеристика княгини Трубецкой с опорой на предварительно составленный план; обсуждение иллюстративного материала к поэме и др.

Контрольная работа по творчеству Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева и Н.А. Некрасова.

Лев Николаевич Толстой

Слово о писателе (детство, юность, начало литературного творчества).

«Детство» (главы из повести). «Классы»; взаимоотношения детей и взрослых. «Наталья Савишна»; проявление чувств героя. «Maman»; анализ собственных поступков героя.

*Основы теории литературы

Автобиографическое художественное произведение. Герой-повествователь.

** Речевой практикум

Примерные виды деятельности обучающихся: пересказ фрагментов текста (разные виды пересказа); составление плана анализа эпизода с опорой на предварительно подготовленный план; подготовка и написание сочинения «Главный герой повести и его духовный мир» и др.

Антон Павлович Чехов

Слово о писателе. Рассказ «Хамелеон», его сюжетная линия, смысл названия. Осмеяние трусости и угодничества в рассказе «Хамелеон».

*Основы теории литературы

Сатира и юмор как формы комического.

** Речевой практикум

Примерные виды деятельности обучающихся: подготовка сообщения / презентации с использованием ресурсов Интернета и справочной литературы о биографии А.П. Чехова; пересказ рассказа / фрагмента; подготовка и написание сочинения «Осмеяние трусости и угодничества в рассказе А.П. Чехова "Хамелеон"» и др.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.