Раздел 5. Повторение и систематизация изученного в 8 классе — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Раздел 5. Повторение и систематизация изученного в 8 классе

2021-02-01 60
Раздел 5. Повторение и систематизация изученного в 8 классе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Морфология. Предлог, союз, частица как служебные части речи. Междометие как часть речи.

Синтаксис и пунктуация. Основные единицы синтаксиса. Простое предложение. Двусоставные предложения. Односоставные предложения. Второстепенные члены предложения.

Контрольная работа № 8 за учебный год.

* Раздел «Развитие речевой деятельности»

Русский язык как развивающееся явление. Тема и основная мысль текста; заглавие текста. Описание памятника культуры. Характеристика человека. Рассуждение.

Примерные виды деятельности обучающихся: пересказ текста; написание изложения с грамматическим заданием и без него; написание сочинения в форме письма; написание сжатого изложения от 3-го лица; написание сочинения (в т.ч. сочинения-миниатюры); соотнесение изображения памятника культуры с публицистическим текстом о нём; составление рассказа-описания (описание памятника культуры); написание сочинения по заданной теме; анализ заданного текста, вычленение в его составе микротем, составление плана; подготовка устных сообщений на заданную тему; написание сочинения по групповому портрету; создание текста-инструкции; изложение/продуцирование рассказа-рассуждения; подготовка устного выступления по картине/на заданную тему; деление текста научного стиля на абзацы, составление вопросного плана к нему; пересказ текста по плану; продуцирование рассказа с элементами творчества (с опорой на рисунок или фотографию и заданный речевой материал) и др.

Примерная тематическая и терминологическая лексика

Примерные слова и словосочетания

Служебные части речи, предлог, употребление предлогов, непроизводные предлоги, непроизводные предлоги, простые предлоги, составные предлоги.

Союз, простые союзы, составные союзы, сочинительные союзы, подчинительные союзы.

Частица, разряды частиц, формообразующие частицы, смыслоразличительные частицы, раздельное написание, дефисное написание, отрицательные частицы.

Междометие, дефис в междометиях.

Единицы синтаксиса, виды словосочетаний, главное слово, зависимое слово, подлежащее, сказуемое, простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое, прямое дополнение, косвенное дополнение, согласованные определения, несогласованные определения, обстоятельство места, обстоятельство времени, обстоятельство причины, обстоятельство цели, обстоятельство образа действия, обстоятельство условия, обстоятельство уступки, односоставные предложения, назывные предложения, определённо-личные предложения, неопределённо-личные предложения, безличные предложения, неполные предложения.

Сложносочинённые предложения, сложноподчинённые предложения, бессоюзные предложения.

Знаки препинания (завершения, разделения, выделения).

Примерные фразы

Основное назначение языка – быть средством общения.

Текст – это единица синтаксиса. Предложение – это единица синтаксиса. Словосочетание – это единица синтаксиса.

Текст и предложение выполняют коммуникативную функцию.

Словосочетание выполняет номинативную функцию.

По цели высказывания предложения бывают трёх видов: повествовательные, вопросительные, побудительные.

Я записал(а) словосочетания и составил(а) их схемы.

Мы записали предложения с прямым (обратным) порядком слов.

Мы подчеркнули грамматическую основу предложения.

Мы устанавливали отличие предложения от словосочетания.

Мы выяснили (узнали, вспомнили, прочитали), что глагольное сказуемое выражается глаголом в одном из наклонений.

Мы выяснили (узнали, вспомнили, прочитали), что составное именно сказуемое состоит из двух элементов: из глагола-связки и именной части.

В этом предложении мы будем (не будем) ставить тире между подлежащим и сказуемым.

В первом предложении две грамматические основы, а во втором – одна.

Примерные выводы

В состав сложного предложения входят простые предложения. Чаще всего они отделяются друг от друга запятой.

Знаки препинания в сложном предложении выделяют или разделяют простые предложения, которые входят в состав сложного. Это означает, что знаки препинания бывают разделительными и выделительными. Одна запятая разделяет простые предложения в бессоюзном сложном предложении и союзном сложносочинённом предложении. Это разделительный знак препинания. Двумя запятыми выделяется придаточное предложение в сложносочинённом предложении, если оно находится внутри главного. Это выделительный знак препинания.

Синтаксис – это раздел науки о языке. В синтаксисе изучаются словосочетание, предложение, текст и правила их построения.

Слово – это основная единица синтаксиса. Оно служит для обозначения предметов, их признаков, явлений и их отношений. Текст и предложения используются людьми для общения. Каждое предложение состоит из слов, поэтому в синтаксисе изучаются слова как члены предложения. Слова в предложениях используются не отдельно, а в словосочетаниях, поэтому в синтаксисе изучаются словосочетания.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Связь, при которой одно слово зависит от другого, называется подчинительной. Подчинительная связь в словосочетании выступает в виде согласования, управления, примыкания.

Сочетание подлежащего и сказуемого – это грамматическая основа. Грамматическая основа не относится к словосочетаниям.

Я буду выполнять синтаксический разбор словосочетания. Сначала я выделю словосочетание из предложения. Потом я укажу главное и зависимое слово. Затем мне нужно будет определить, какими частями речи являются главное и зависимое слово, какими средствами связи они соединены. После этого я определю вид словосочетания по главному слову. Потом я укажу вид подчинительной связи: согласование, управление или примыкание.

Все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, называются второстепенными. Второстепенные члены предложения поясняют главные члены предложения. Второстепенные члены предложения могут пояснять другие второстепенные члены предложения, с которыми они составляют словосочетания. Второстепенные члены предложения могут соединяться с другими членами предложения тремя способами: согласованием, управлением, примыканием. По значению и синтаксической роли в предложении второстепенные члены делятся на три группы: дополнения, определения, обстоятельства.

Дополнение – это второстепенный член предложения. Он обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.

Определение – это второстепенный член предложения. Определение обозначает качества, свойства, признаки предметов и явлений. Определение отвечает на вопросы какой? чей? который? Оно служит для распространения и пояснения другого члена предложения – главного или второстепенного.

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, обозначающий разные обстоятельства, при которых происходит действие. Обстоятельство отвечает на вопросы о месте, времени, причине, цели и образе действия. Обстоятельства поясняю, распространяют сказуемое и другие члены предложения.

В двусоставном предложении два главных члена. Это подлежащее и сказуемое. Двусоставные предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными.

В односоставном предложении только один главный член. Его нельзя назвать подлежащим или сказуемым. Это просто главный член односоставного предложения. Односоставные предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными. В распространённом односоставном предложении, кроме главного члена, есть второстепенные члены.

Назывные (номинативные) предложения – это односоставные предложения. В них главный член обычно выражается существительным в именительном падеже или сочетанием числительного с существительным.

Определённо-личные предложения называют действие, которое совершает говорящий или собеседник. Главный член односоставного определённо-личного предложения выражен глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения или 2-го лица повелительного наклонения. В определённо-личных предложениях глагол своей формой указывает на вполне определённое лицо.

Неопределённо-личные предложения называют действие, которое совершает неопределённое лицо. Главный член неопределённо-личного предложения может быть выражен глаголом в форме 3-го лица настоящего или будущего времени. Также главный член может быть выражен глаголом во множественном числе в прошедшем времени и условном наклонении.

Безличные – это односоставные предложения. В них не назван тот, кто производит действие.

КЛАСС

(5-й год обучения на уровне ООО)

Содержание обучения русскому языку в 9 классепредставлено следующими разделами: «Повторение изученного», «Синтаксис. Пунктуация», «Повторение и систематизация изученного в 9 классе», «Развитие речевой деятельности».


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.