Конспект по теме: Формы государства: понятие и элементы — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Конспект по теме: Формы государства: понятие и элементы

2021-02-01 88
Конспект по теме: Формы государства: понятие и элементы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Группа 12ПСО

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Пакшина ПавлаКонстантиновича, студента юридического факультета ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. ОГАРЕВА», «Исследование теорий происхождения государства: к постановке проблемы».

 

 

В статье Павла Пашкина обозначены основные доктринальные позиции по вопросу происхождения государства. Однако, Павел рассматривает не все теории происхождения государства, а только основные. Он даёт определение «государства» в дисциплине «Теория Государства и права» из Большого юридического словаря: «определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся на средства и меры принуждения».

Все перечисленные теории Пашкин разделил на две группы: Первая группа - элита появляется без насилия (теологической, патриархальной, органической, психологической теория и теории общественного договора) Вторая - насильственные действия в процессе получения власти (материалистическая теория и теория насилия).

Далее разберём, как Павел преподнёс сами теории, и как он их нам объяснил. Теологическая теория происхождения государства говорит о том, что государство создал Бог либо оно возникло с божественной помощью. Патриархальная теория говорит о том, что государстворазрастанием семьи из поколения в поколение. Органическая теория предполагает появление государства из общества естественным путём подобно клеткам человеческого тела, которые по мере развития организма начинают «специализироваться» выполнять определённые функции. Психологическая теория говорит, чтогосударство и право появились с помощью особенностичеловеческой психики. Материалистическая теория рассматривает государственный аппарат как инструмент господствующего класса для подавления классового противника. Теория насилия заключается в том, что, согласно её положениям, государство возникло благодаря завоеванию одного племени другим, где победитель и становился господствующим. Один вопрос будет мучать нас всегда, какие же причины возникновения государства – верные? Ответа нет до сих пор. Кто-то говорит, что все эти причины повлияли на появление и на развитие государства, кто-то спорит, что есть ещё теории его возникновения, а они есть, но с ними большинство людей просто не согласны.

Павел нам пишет, что эти теории объясняют смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государственного аппарата.

Чтобы понять какая из теорий близка к истине, он начал сопоставлять их с научными исследованиями и современными фактами. Он пишет, что Неолитическая революция дала толчок для возникновения городских поселений, ремесел, письменности и систем рационального знания, что является определяющими факторами возникновения государства. И я с ним полностью согласна, я тоже считаю, что на определенном этапе развития общества государство не могло не возникнуть.

Далее Павел пытается выделить наиболее достоверныепричины возникновения государства. Для начала он избавился от несостоятельных теорий таких как: теологическая теория, органическая и психологическая. Он приходит к выводу, что более достоверные теории это –патриархальная, теория общественного договора,материалистическая и теория насилия. Мне очень близка его позиция и я бы, скорее всего, даже утверждала, что он прав.

Конец своей статьи Павел посвятил раскрытию теории насилия.

Я считаю, что студенту, который учится на юриста, очень помогла бы эта статья понять историю возникновения государства, также эта статья помогла мне и поможет ещё множеству студентов. Я рекомендую эту статью к прочтению, к автору претензий нет, я полностью поддерживаю все, что он описал и аргументировал.

 

 

ПРАВО И ПРАВОВАЯ СИСТЕМА

Основные учения о праве

Существуют следующие основные концепции права: естественно-правовая, историческая, нормативистская, материалистическая, психологическая, социологическая

 

 

 

20.11.2020

Эссе на тему:

«Форма правления современной России: de facto и de jure»

 

Форма государственного правления — это важный элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.

Форма правления показывает:
как создаются высшие органы власти в государстве,
их структуру,
какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

Среди основных форм правления выделяют:
Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.
Республика — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определенный срок и несут полную ответственность перед избирателями.

Что же касается России, то стоит сказать, что это государство - самобытная, уникальная федерация, построенная на договорно-конституционном правовом фундаменте. Механизмом регулирования и самонастройки федеративных отношений выступают двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъектами Федерации (например, с Республикой Татарстан) о разграничении предметов ведения и полномочий.

По количеству субъектов Российская Федерация занимает первое место в мире. Большое число таких субъектов может привести к неуправляемому качеству.

Российская Федерация относится к форме правления: «Смешанная республика» — форма государственного правления, которую нельзя считать ни президентской, ни парламентарной республикой
Высшие органы власти и должностные лица несут ответственность перед населением, которая может быть выражена в следующем:
они избираются на определенный срок, по истечении которого полномочия могут не продлеваться;
возможно досрочное прекращение полномочий.

Смешанную форму правления принято разделять на полупрезидентскую и полупарламентскую, которые отличаются друг от друга различным уровнем приближенности либо к президентской, либо к парламентской форме. Чтобы определить, к какой же из разновидности относится Россия необходимо рассмотреть правой статус президента во взаимоотношениях с другими высшими органами государственной власти, а также характер данных взаимоотношений.

При полупрезидентской форме правления президент, являясь главой государства, избирается населением напрямую. Парламент избирается также населением, наряду с главой государства; здесь действует премьер-министр, который непосредственно руководит правительством. Само же правительство не назначается, а только формируется президентом из представителей большинства парламента. Это является главным отличием от президентской формы правления.

В Конституции РФ указано, что Президент принимает или отклоняет подачу в отставку Правительством, либо может на основе своего решения отправить Правительство в отставку. Президент назначает весь кабинет министров. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы, и, в случае трехкратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства, президент имеет право распустить Государственную Думу. В том числе Государственная Дума может быть распущена в случае выражения вотума недоверия в адрес Правительства. Это не говорит о том, что президент в любом из случаев будет распускать Государственная Думу, он может согласиться с ней и отправить в отставку правительство.

В юридической науке форма правления понимается, как способ организации верховых органов государственной власти, порядок формирования и полномочия высших государственных органов, характер их взаимоотношений между друг другом и населением.

Как можно понять уже из самого понятия, форма правления определяет факторы, образующие основу государства, являющиеся его отправной точкой. Учитывая и то, что форма правления не является абсолютно статичной, знания и представления о ней актуальны в любых условиях, так как, имея наиболее полную и объективную информацию о форме правления, возможно, прогнозировать ход дальнейшего развития государства, предлагать методы его преобразования.

Слово де-факто происходит от латинского de facto и в буквальном переводе означает "на деле", "фактически". Это слово используют в ситуациях, когда предмет обсуждения не имеет официального статуса. Так, в юриспруденции (правоведении) это слово означает "используется или является действительностью, но не установлено официально".

Проще говоря, де-факто используют вместо "на практике", "фактически".

А противоположность де-факто - де-юре. Это слово тоже пришло из латинского и означает "юридически", "по праву". Де-юре - это что-то, что является официальным, принято законом. Де-юре можно заменить словами " юридически", "официально", "формально".

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА

Понятие и формы реализации права

Правореализация - это трансформация заложенных в юридических нормах требований в правомерное поведение субъектов. Если этого не происходит, то власть оказывается неспособной обеспечить стабильность и порядок в обществе. При этом правомерное поведение может быть как добровольным, так и принудительным, т.е. совершаемым под угрозой применения санкций

В науке различают четыре основные формы реализации права: 1) соблюдение; 2) использование; 3) исполнение; 4) применение.

-При соблюдении воздерживаются от совершения противоправных действий, иными словами, соблюдают требования правовых норм.

Особенности данной формы реализации заключаются в следующем: а) это в основном пассивная форма поведения субъектов - воздержание от совершения неправомерных действий; б) это наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов - от рядового гражданина до президента, от самых нижестоящих структур до парламента и правительства; в) она касается главным образом правовых запретов; г) осуществляется вне конкретных правоотношений; д) происходит в большинстве случаев естественно, обычно, незаметно, никак не фиксируется.

- При исполнении субъекты исполняют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, реализуя тем самым соответствующие правовые нормы.

- Использование – это такая форма реализации права, когда субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности, удовлетворяют законные интересы, осуществляют своюправодееспособность.

- Применение. В процессе реализации нормы права не только соблюдаются, исполняются и используются, но и применяются уполномоченными на то органами и должностными лицами к соответствующим субъектам, фактам, событиям.

 

03.12.2020

ФОРМЫ ПРАВА И ПРАВОТВОРЧЕСТВО

Понятие и виды форм (источников) права

В литературе существуют две основные точки зрения на проблему соотношения понятий "источник права" и "форма права":

а) согласно первой - названные понятия тождественны

б) согласно второй - понятие "источник права" более широкое, чем понятие "форма права".

Последняя точка зрения является господствующей на сегодняшний день.

Действительно, если исходить из общепринятого значения слова "источник" как "всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки", то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора:

1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.)

2) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.)

3) источник в формально-юридическом смысле - это и есть форма права.

 

Выделяют четыре основные формы права:

- Нормативный акт

- Правовой обычай

- Юридический прецедент

- Нормативный договор

Нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. К их числу относятся: конституция, законы, подзаконные акты и т.п.

Нормативный акт - одна из основных, наиболее распространенных и совершенных форм современного континентального права Германии, Франции, Италии, России и т.п.;

Правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям. Обычное право - хронологически первая форма права, которая господствовала в эпоху феодализма. И хотя правовой обычай используется в ряде современных правовых семей (традиционной, религиозной), в российской юридической системе роль правового обычая незначительна (например, согласно ст. 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);

Юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел. Распространен преимущественно в странах общей правовой семьи - Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д. Во всех этих государствах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах. Признание прецедента источником права означает признание правотворческой функции суда;

Нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.; коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз).

 

Юридическая техника

Юридическая техника - это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности. Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясностей, двусмысленности.

Юридическая техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует собой определенный уровень правовой культуры конкретного общества. Техническими средствами являются юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.).

В качестве юридических конструкций выступают те или иные правовые режимы, юридический состав правонарушения и т.п.

К техническим правилам относятся:

1) ясность и четкость, простота и доступность языка правовых актов

2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний

3) последовательность в изложении юридической информации

4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.

Технические приемы - это способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурная организация правового акта (вводная часть - преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).

Юридическая техника подразделяется на следующие виды: законодательная (правотворческая); систематизация нормативных актов; учет нормативных актов; правоприменительная.

 

Группа 12ПСО

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Пакшина ПавлаКонстантиновича, студента юридического факультета ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. ОГАРЕВА», «Исследование теорий происхождения государства: к постановке проблемы».

 

 

В статье Павла Пашкина обозначены основные доктринальные позиции по вопросу происхождения государства. Однако, Павел рассматривает не все теории происхождения государства, а только основные. Он даёт определение «государства» в дисциплине «Теория Государства и права» из Большого юридического словаря: «определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся на средства и меры принуждения».

Все перечисленные теории Пашкин разделил на две группы: Первая группа - элита появляется без насилия (теологической, патриархальной, органической, психологической теория и теории общественного договора) Вторая - насильственные действия в процессе получения власти (материалистическая теория и теория насилия).

Далее разберём, как Павел преподнёс сами теории, и как он их нам объяснил. Теологическая теория происхождения государства говорит о том, что государство создал Бог либо оно возникло с божественной помощью. Патриархальная теория говорит о том, что государстворазрастанием семьи из поколения в поколение. Органическая теория предполагает появление государства из общества естественным путём подобно клеткам человеческого тела, которые по мере развития организма начинают «специализироваться» выполнять определённые функции. Психологическая теория говорит, чтогосударство и право появились с помощью особенностичеловеческой психики. Материалистическая теория рассматривает государственный аппарат как инструмент господствующего класса для подавления классового противника. Теория насилия заключается в том, что, согласно её положениям, государство возникло благодаря завоеванию одного племени другим, где победитель и становился господствующим. Один вопрос будет мучать нас всегда, какие же причины возникновения государства – верные? Ответа нет до сих пор. Кто-то говорит, что все эти причины повлияли на появление и на развитие государства, кто-то спорит, что есть ещё теории его возникновения, а они есть, но с ними большинство людей просто не согласны.

Павел нам пишет, что эти теории объясняют смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государственного аппарата.

Чтобы понять какая из теорий близка к истине, он начал сопоставлять их с научными исследованиями и современными фактами. Он пишет, что Неолитическая революция дала толчок для возникновения городских поселений, ремесел, письменности и систем рационального знания, что является определяющими факторами возникновения государства. И я с ним полностью согласна, я тоже считаю, что на определенном этапе развития общества государство не могло не возникнуть.

Далее Павел пытается выделить наиболее достоверныепричины возникновения государства. Для начала он избавился от несостоятельных теорий таких как: теологическая теория, органическая и психологическая. Он приходит к выводу, что более достоверные теории это –патриархальная, теория общественного договора,материалистическая и теория насилия. Мне очень близка его позиция и я бы, скорее всего, даже утверждала, что он прав.

Конец своей статьи Павел посвятил раскрытию теории насилия.

Я считаю, что студенту, который учится на юриста, очень помогла бы эта статья понять историю возникновения государства, также эта статья помогла мне и поможет ещё множеству студентов. Я рекомендую эту статью к прочтению, к автору претензий нет, я полностью поддерживаю все, что он описал и аргументировал.

 

 

Конспект по теме: Формы государства: понятие и элементы

Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режима.

Элементами формы государства являются:

1) форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;

2) форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;

3) политический (гос.) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (гос.) режимы.


 

Признаки монархии:

1) Власть передается по наследству

2) Осуществляется бессрочно

3) Не зависит от волеизъявления населения

Монархии бывают:

- Абсолютная, т. е. в них отсутствуют представительные учреждения народа, а единственным носителем суверенитета государства является монарх

- Ограниченные, в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие гос. органы, ограничивающие власть главы государства

Признаки республики:

1) Выборность власти

2) Ограниченность срока полномочий

3) Зависимость от избирателей

- Президентская - президент исполняет главную роль, он избирается народом либо коллегией выборщиков, у него отлагательноевето - запрет

- Парламентская - правительство формируется законодательным органом, оно имеет право выражать вотум доверия и недоверия к главе государства

- Смешанная - совместно исполняют роль парламент и президент, они избираются народом

Соотношение типа и формы государства

Конкретная форма государства предопределяется историческим типом государства. Но кроме этого она зависит и от других факторов:

1) уровня экономического развития общества;

2) соотношения классовых сил;

3) историко-национальных и культурных традиций;

4) международной обстановки

 

 

Форма государственного устройства

Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

 

Политический режим: понятие, признаки, виды

Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти.

ДемократическийАнтидемократический

- Либерально-демократический - Тоталитарный
- Консервативно-демократический - Фашистский
и др. - Авторитарный
- Деспотический

 

Особенности политического режима:

1. формирование представлений об основных системах власти

2. политический режим - совокупность способов, средств и методов практического осуществления государственной власти

3. политический режим обеспечивает стабильность и определенную упорядоченность политической власти

4. политический режим определяется уровнем развития интенсивностью социально - политических процессов

Признаки государственного режима:

1. степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также способы формирования

2. соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности

3. характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти народом

4. положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата

5. место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти

6. тип политического поведения; характер политического лидерства

7. доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти

8. политическое и юридическое положение и роль в обществе "силовых" структур государства (армия, полиция и т.д.)

9. меру политического плюрализма, многопартийности

Демократия - народовластие, власть народа.

Основные характеристики демократического режима:

- провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина

- решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства

- предполагается существование правового государства и гражданского общества

- выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их отчетность избирателям

- силовые структуры находятся под демократическим контролем общества

- доминируют метода убеждения, компромисса

- политический плюрализм, многопартийность

- гласность, СМИ свободны от цензуры

- осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов) власть

Основные характеристика тоталитаризма:

1. государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни

2. общество практически полностью отчужденно от политической власти, но оно не осознает этого, т.к.формируется представления "единства" народа и власти.

3. монопольный государственный контроль над экономикой, СМИ, культурой, религией и т.д.

4. государственная власть формируется бюрократическим способом и недоступна для контроля со стороны народа

5. доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор

6. господство одной партии

7. фактически устраняется плюрализм; централизация государственной власти во главе с диктатором

Авторитарный режим - государственно - политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия и т.п.) при минимальном участии народа.

Основные характеристики авторитаризма:

1. концентрация власти в руках одного или нескольких взаимосвязанных органов, которые подчиняют себе все остальные

2. игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную

3. роль представительных органов власти ограничена, хотя они могут существовать

4. суд выступает по сути вспомогательным органом

5. сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц

6. в качестве методов государственности управления доминируют командные, административные и отсутствует террор

7. существует частичный плюрализм

8. права и свободы человека и гражданина провозглашаются, но не обеспечиваются во всей полноте

9. силовые структуры обществу практически неподконтрольные и используются подчас

Авторитаризм - самоуправство, тирания.

Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных тем, что:

1) тоталитаризм - устанавливается всеобщий контроль, авторитаризм - наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю

2) тоталитаризм - систематический террор по отношению к противникам, авторитаризм - тактика "Выборочного" террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции

Политический режим современной России

- Авторитарно - бюрократический режим, атрибуты демократии

- Утверждение идей парламентаризма, плюрализма, наличие многопартийности, политической оппозиции, специфического разделения властей,

- Выборы Президента

- Наличие парламента - Федеральное Собрание

- Гласность

Политический режим современной России

Современная политическая действительность в России больше ассоциируется с авторитарно-бюрократическим режимом, хотя и характеризующимся определенными внешними, формальными атрибутами демократии.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.13 с.