У ленивого Федорки всегда отговорки — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

У ленивого Федорки всегда отговорки

2021-02-01 187
У ленивого Федорки всегда отговорки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Воспитатель вспоминает с детьми правила, которые существуют в каждой семье: быть внимательными друг к другу, помогать родным, заботиться о них, выполнять просьбы старших. – Помогаете ли вы старшим? В каких семейных делах вы принимаете участие? – А теперь послушайте рассказ об одной девочке и подумайте, бываете ли вы иногда похожи на нее? (Г. Браиловская "Ушки-неслушки").

Пришел папа с работы, просит дочку:

 – Дай мне, пожалуйста, тапочки, Анюта!

– А я не слышу, – отвечает Анюта, – у меня ушки-неслушки.

– Анюта, – зовет из кухни мама, – отнеси, пожалуйста, хлебницу на стол, дочка!

– А я не слышу, – отвечает Анюта, – у меня ушки-неслушки.

– Куда же это я свои очки дела? Не поищешь, Анюточка, – просит бабушка. – А я не слышу, – отвечает Анюта, – у меня ушки-неслушки. Отложил дедушка газету, вздохнул.

– Ведь вот, – говорит, – досада! А я собрался спросить, что тебе на праздник подарить – большую куклу или заводную машинку? Или книжку?

– Куклу, куклу! – обрадовалась Анюта.

– Ой, что-то ничего не слышу. Уши точно ватой вдруг заложило. Не слышу ничего. – Что было дальше? Придумайте продолжение рассказа.

– Почему Анюта не слышала обращений папы, мамы и бабушки?

 – Почему Анюта услышала слова дедушки?

– Почему дедушка не захотел услышать Анюту? (Она обманула всех. Она не захотела помочь родным.)

– Как вы назовете девочку, которая не хочет помогать своим родным, да еще делает вид, что не слышит их просьб?(Обманщица, ленивая, невежливая.)

– Правильно ли поступил дедушка, когда тоже не услышал просьбу внучки?

– Объясните пословицу "У ленивого Федорки всегда отговорки".

– Подходит ли эта пословица к истории про Анюту?

"Надо вещи убирать – не придется их искать»

В ходе беседы педагог знакомит детей с правилами бережного отношения к вещам; напоминает о необходимости беречь свое время. Воспитатель читает рассказ Л. Воронковой "Маша-растеряша".

Жила-была девочка Маша. Утром встало солнышко, заглянуло в окно. А Маша спит. Пришла мама.

 

– Маша, поднимайся, Маша, одевайся! Светит солнышко с утра, в детский сад идти пора! Маша проснулась, открыла глаза:

 – Встану – не устану. Я немножко полежу да в окошко погляжу.

А мама опять:

– Маша, поднимайся, Маша, одевайся!

 Нечего делать – надо подниматься, надо чулки надевать. Оглянулась Маша – а чулок-то нет!

– Где же, где мои чулки? Обыщу все уголки. Их на стуле нет И под стулом нет. На кровати нет, Под кроватью нет… Ищет Маша чулки, никак не найдет. А кошка на стуле мурлычет-приговаривает:

– Ищешь, ищешь – не найдешь, А разыщешь – так пойдешь. Надо вещи убирать - Не придется их искать. И воробьи за окном Машу поддразнивают:

– Опоздаешь, Маша, Маша-растеряша! А Маша все ищет:

– И под стулом нет, И на стуле нет… Да вот же они – у куклы в кроватке!

Мама спрашивает:

– Маша, скоро?

Маша отвечает:

– Надеваю чулки, Обуваю башмаки. Заглянула под кровать, а там только один башмак стоит, а другого нет:

 – Под кроватью нет,На кровати нет, И под шкафом нет… А кошка ходит, все свое мурлыкает-приговаривает:

– Ищешь, ищешь – не найдешь, А разыщешь – так пойдешь. Надо вещи убирать - Не придется их искать. Подошел к окошку петушок и запел:

– Опоздаешь, Маша, Маша-растеряша!

Стала Маша просить петушка:

– Петушок, петушок, Разыщи мой башмачок! Петушок поискал-поискал – нет башмачка во дворе. А башмачок-то вот где – на столе стоит.

Мама спрашивает:

– Маша, скоро?

А Маша отвечает:

– Вот надену платье И пойду гулять я! А платья тоже нет нигде!

– В чем пойду гулять я? Потерялось платье! Платье в горошину, Куда оно положено? И на стуле нет И под стулом нет…

А кошка все свое мурлычет-приговаривает:

– Ищешь, ищешь – не найдешь, А без платья не пойдешь… Надо вещи убирать - Не придется их искать. Опоздаешь, Маша, Маша-растеряша!

Но тут Маша увидела свое платье. Обрадовалась:

– Платье в горошину На полочку заброшено!

Мама говорит:

– Больше ждать я не могу!

А Маша отвечает:

– Я бегу-бегу-бегу!

 

 Бежит Маша в детский сад, торопится. А ребята в детском саду уже позавтракали и пошли гулять. Они увидели Машу и закричали:

– Опоздала, Маша, Маша-растеряша!

– Давайте подумаем, почему Маша опоздала в детский сад.

– Что сказала Маша, когда ее разбудила мама? (Я немножко полежу.)

– Кто из вас ведет себя также? А кто умеет быстро вставать?

– Почему Маша долго собиралась в детский сад?

– Где находились ее чулки, башмаки, платье?

– Можно ли сказать, что Маша бережно относилась к своим вещам?

– Кто поддразнивал Машу, когда она искала свои вещи?

– Теперь мы знаем, почему Маша опоздала в детский сад. (Она не сразу встала, долго искала свои вещи.)

 Обсуждая с детьми этот вопрос, воспитатель объясняет им, что необходимо беречь свое время. За время, потраченное на поиск вещей, можно было и позавтракать, и поиграть, и погулять. – Нарисуйте комнату, в которой все вещи лежат на своих местах. Затем воспитатель проводит инсценировку по рассказу.

Еще один секрет вежливости

В ходе этой беседы воспитатель напоминает детям о том, что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.

 – Вспомните, какое волшебное слово узнал Павлик и как оно ему помогло? (В. Осеева. "Волшебное слово".) А как нужно было произнести это слово? (Тихо, глядя в глаза тому, к кому обращаешься.) – А вот как повел себя Буратино, когда пришел на урок к Мальвине. (Сцена из пьесы А. Толстого "Золотой ключик".) Мальвина (приветливо). Здравствуйте, дети!

Буратино (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к классу). Здравствуйте! Мальвина. Что ты такой невеселый, Буратино?

Буратино. Невеселый и все. А тебе что от меня надо?

 Мальвина (с обидой). Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?

 Буратино. А что я тебе такого сказал?

Мальвина. Ничего особенного ты мне не сказал, но ты так со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.

Буратино. Вот еще, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!

 Мальвина. Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже с папой Карло!

Буратино. Подумаешь – тон! Может быть, я иногда говорю немного громко или капризно. Зато я люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я,

конечно, засмеялся и спросил его: "Ну, как посадка прошла?" А он обиделся и ушел. А что плохого я ему сказал? А разве я один так разговариваю и шучу? Есть такие

ребята, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся. Давайте не будем думать, кто хуже себя ведет, а просто станем все лучше. Хорошо я придумал, Мальвина?

Мальвина. Очень хорошо, Буратино.

Затем воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

– Как Буратино оправдывал свое поведение? (Другие тоже бывают грубыми.)

– Что придумал Буратино, чтобы исправиться? (Просто станем все лучше.)

– Какие принято говорить слова, когда хотят извиниться за грубость, шалость? (Простите, извините, прошу прощения.)Ответ на этот вопрос можно найти в стихотворении. Воспитатель читает отрывок стихотворения А. Шибаева "Добрые слова" и предлагает детям отгадать слово, которое герой хотел услышать от Вити: Встретил Витю я, соседа,

- Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

 Налетел из-за угла!

– Что Витя должен был сказать соседу?

 Но – представьте – зря от Вити

Ждал я слова… (извините).

 – Витя не извинился? Как мы его назовем? (Невежливый.)

– А теперь послушайте стихотворение "Я не плачу" (Г. Ладонщиков) и подумайте, что мальчик хотел сказать маме.

 Мама сильно рассердилась,

Без меня пошла в кино.

Жалко мне, что так случилось,

Но не плачу все равно.

Я за шалости наказан,

Справедливо, может быть,

Только я прощенья сразу

Не решился попросить.

 А теперь сказал бы маме:

"Ну прости в последний раз!"

 Я не плачу, слезы сами,

Сами катятся из глаз.

– Почему мальчик плачет? (Он наказан за шалости. Мама сердится, она не взяла его в кино.)

– О чем жалеет мальчик? (Мальчик сразу не попросил у мамы прощения.)

– Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а злое слово может сделать человеку больно. Недаром в народе говорят: "Слово лечит, слово и ранит".

Воспитанность и вежливость

Воспитатель вместе с детьми вспоминает правила вежливости. В ходе беседы выясняется, что вежливый человек не только пользуется вежливыми словами, но и с их помощью выражает свое отношение к окружающим, что умение хорошо относиться к окружающим, проявлять к ним уважение называется воспитанностью. Воспитатель предлагает детям послушать отрывок из произведения Г. Остера "Зарядка для хвоста"

– Воспитание, что это? – спросила мартышка.

– Это много чего, – сказала бабушка.

– В двух словах не скажешь. Ну вот ты, мартышка. Если я сейчас сорву и дам тебе банан, что ты сделаешь?

– Спелый банан? – уточнила мартышка.

– Очень спелый, – кивнула бабушка.

– Съем! – сказала мартышка.

Бабушка неодобрительно покачала головой.

– Сначала скажу "спасибо", – поправилась мартышка. – А потом съем!

– Ну что ж, ты поступишь, как вежливая мартышка! – сказала бабушка. – Но вежливость – это еще не все воспитание! Хорошо воспитанная мартышка сначала предложит банан товарищу!

– А вдруг он его возьмет?! – испугалась мартышка.

Слоненок ничего не сказал, но про себя он тоже подумал, что если предложить банан товарищу, то никакой товарищ от банана не откажется, если, конечно, он умный, этот товарищ.

– Нет! Воспитанной быть не интересно! – сказала мартышка.

– А ты попробуй! – Бабушка сорвала спелый и сочный банан и протянула его мартышке: – Попробуй!

– Что пробовать? – спросила мартышка. – Банан? Или быть воспитанной?

Бабушка ничего не ответила. Мартышка посмотрела на банан, потом на бабушку. Потом опять на банан. Банан был очень спелый и удивительно вкусный на вид. – Большое спасибо! – сказала мартышка и уже открыла рот, чтобы съесть банан, как вдруг заметила, что на нее очень внимательно смотрит слоненок. Вернее, не на нее, а на ее банан. Мартышка смутилась.

– Ты ведь не очень любишь бананы? – спросила она слоненка. – Ты ведь, наверно, их почти совсем не любишь, правда?

– Нет, почему же? – возразил слоненок. – Я их довольно сильно люблю.

Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы по прочитанному произведению: – Почему мартышке не понравилось быть воспитанной? (Надо делиться бананом.)

– Как мартышка спросила слоненка, любит ли он бананы? Какой ответ она хотела услышать? Что ответил слоненок на вопрос мартышки?

– Как должна была поступить мартышка, чтобы про нее сказали "воспитанная"?

– Давайте дочитаем эту сказку и узнаем, как поступила мартышка....

 

 

– Да? – сказала мартышка упавшим голосом. – Ну, тогда – на! И мартышка отдала слоненку свой банан. Слоненок сказал "спасибо" и стал очищать банан от кожуры. К слоненку подошел попугай. Слоненок вздохнул и положил перед попугаем очищенный банан.

– Бери! Это тебе! – сказал слоненок. Попугай поблагодарил слоненка, взял банан и понес его удаву.

– Удав, – сказал попугай. – Прими от меня этот прекрасный банан!

– Я принимаю его от тебя с глубокой благодарностью! – сказал удав, взял банан и протянул его мартышке.

Сначала мартышка очень удивилась, а потом сильно обрадовалась.

– Я поняла! Поняла! Воспитанной быть очень интересно! – Как вы думаете, что было дальше. (Педагог подводит детей к мысли, что нужно разделить банан на всех.)

Кто кого обидел?

В беседе педагог знакомит дошкольников с проявлениями несправедливости по отношению к своим товарищам; продолжает воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Воспитатель читает рассказ И. Бутмана "Снежки".... Рома с Таней, соседи по квартире, играли во дворе в снежки. Роме почему-то не везло, и Таня все время в него попадала. Рома даже обиделся. Когда мамы позвали ребят обедать, он положил в карманы несколько снежков и решил запустить их в

Таню прямо в квартире. После обеда Рома полез в пальто, но снежков там не было. "До чего же вредная девчонка, – возмутился Рома, – мало того, что украла мои снежки, так еще и налила в карман воды".

– Почему Рома обиделся? (Он не смог попасть снежком в Таню.)

– Как Рома решил отомстить Тане?

 – Прав ли был Рома?

– Можно ли сказать, что Рома хороший друг?

– Почему нам хочется посмеяться над Ромой?

Я самый главный

В процессе беседы педагог продолжает воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть вместе. Воспитатель читает детям рассказ С. Лежневой "Как Вова праздновал день рождения"....

 У Вовки был день рождения. С самого утра ему надарили множество подарков, и он ходил гордый и важный в новом костюмчике. А потом в гости пришли друзья, и мама посадила всех за стол и дала каждому по куску очень красивого и вкусного пирога с вишнями.

 – А мне нужно положить еще кусок пирога, – громко заявил Вовка и уверенно объяснил: – Потому что у меня день рождения и я сегодня самый главный.

Мама улыбнулась и отрезала Вовке еще небольшой кусочек. Потом все вышли из-за стола и стали рассматривать подарки.

 

 

– Не трогайте руками, – суетился Вовка, – вы можете нечаянно сломать. Я тогда расстроюсь, а это неправильно – ведь у меня сегодня праздник. И ребята потихоньку загрустили, ведь как можно играть в игрушки, если их не трогать руками. Тогда Костик, лучший Вовкин друг, неожиданно сказал:

– Давайте пойдем во двор, там хоть побегать можно. Вовка тут же надулся. Еще бы! Во дворе все равны, кто же там будет помнить про его день рождения.

Воспитатель предлагает несколько концовок этого произведения и просит детей выбрать подходящую: 1) дети пошли во двор, а Вовка остался дома и проскучал весь вечер; 2) дети стали петь, танцевать, играть, и Вовка был рад, что все так хорошо закончилось.

– Почему Костик предложил пойти играть во двор? … Как не должны поступать друзья? (Друзья не должны требовать, чтобы к ним проявляли особое внимание. Нельзя запрещать трогать игрушки; предлагать, как Костя, всем уйти с праздника в знак обиды.)

Обиженные друзья.

Используя стихотворение А. Барто, педагог объясняет детям, что нельзя обижать своих гостей, что любой подарок надо принимать с благодарностью. Воспитатель читает стихотворение А. Барто "Несли мы облако с собой".

Несли мы облако с собой,

Букет сирени голубой.

Мы срезали для Наденьки

 Сирень в пришкольном садике.

Взглянула Надя на сирень:

– Какой красивый сорт!

Но он завянет через день,

Купили б лучше торт!

 От торта польза есть –

 Его же можно съесть!

Я торт люблю с орехами…

 За тортом бы поехали!

Ну Наденька, ну скромница!

 Мы не могли опомниться.

– Почему Наде не понравился подарок друзей?

– С каким чувством друзья несли сирень в подарок Наденьке?

 – Как друзья отреагировали на заявление Нади? (Оскорбились, обиделись.)

 – Почему Надю назвали скромницей? Была ли она на самом деле скромной девочкой? Как ее можно назвать?(Невежливой, невоспитанной.) Любой подарок надо принимать с благодарностью. Нельзя критиковать подарок, выражать свое неудовольствие.

– Вы все любите день рождения и всегда с удовольствием бываете у своих друзей на этом празднике. Почему вы любите этот праздник? Только ли потому, что вам дарят

 

подарки?Разве менее важно то, что соберутся друзья, что вы вместе весело проведете время: поиграете, потанцуете? Самый большой праздник, когда хорошо и весело всем. В свободное время воспитатель организует игру "День рождения".

 

Не завидуй другому

В ходе беседы воспитатель стремится объяснить детям, что нельзя обижаться и злиться на друга, если у него что-то получается лучше; что нельзя подвергать друга опасности. Воспитатель рассказывает детям:

... Костя и Толик дружили с трех лет, с тех пор как пришли в детский сад. Они вместе строили из деревянного конструктора разные дома, башни, замки. Однажды Костя позвал друга в гости. Толик принес новый металлический конструктор, который недавно получил в подарок. Рассмотрев рисунки моделей, друзья решили строить самолеты. У Толика работа спорилась, самолет получался такой же, как на рисунке. Скоро он был готов. А у Кости дело не ладилось, он сердился, разбирал и снова начинал собирать модель. Наконец, он заявил, что ему надоело строить какой-то непонятный самолет. Толик хотел помочь, но друг сердито отказался. "Давай лучше проверять смелость", – предложил Костя. Толик отказался: "После болезни врач запретил мне бегать и прыгать. Я маме обещал". Толик был небольшого роста, худенький. Особенно это бросалось в глаза, когда он находился рядом с Костей, загорелым крепышом. Костя засмеялся: "Подумаешь, нельзя!" Было еще тепло. Костя открыл окно, сел на подоконник и свесил ноги на улицу: "Лезь сюда, садись, как я".

Толик боялся. После болезни у него все еще кружилась голова. "Значит, тебе слабо. Эх ты, трусишка!" – насмехался Костя. Толик не выдержал обвинений в трусости и устроился на подоконнике рядом с Костей. Так они молча сидели некоторое время. Вдруг внизу раздался кошачий вопль. Толик невольно наклонился посмотреть, голова у него закружилась, и он полетел вниз. Внизу под окном (это был второй этаж) дворник свалил землю для посадок, а сверху прикрыл ее огромной кучей листвы. В эту кучу и упал Толик. Это его спасло.

 – Почему Костя заставлял Толика "проверять смелость"? (Он завидовал другу, который умел строить самолеты.)

– Кто виноват в падении Толика?

– А Толик виноват в том, что позволил втянуть себя в глупую и опасную историю?

 – Как называется чувство, вызванное успехом другого? (Зависть.) Это плохое чувство?

– Вспомните сказки, в которых завистливые люди попадают в беду

 

С чего начинается дружба

Педагог объясняет детям, что приветливость, проявление внимания, взаимопомощь помогают подружиться. Воспитатель рассказывает детям:

Наступило лето. Все разъехались. Однажды я вышел погулять. Во дворе никого. Стало скучно. Но вот из соседнего подъезда выбежал мальчик с мячом. Он стал гонять мяч по площадке. Я подошел посмотреть. Мальчик не обращал на меня

 

никакого внимания. Я уже думал пойти домой. Но тут я увидел девочку с прыгалками в руках. Посмотрев в нашу сторону, она подошла к нам, улыбнулась и сказала: "Здравствуйте". Мы удивились, но ответили: "Здравствуй". Девочка продолжала улыбаться. "Давайте вместе играть", – предложила она. Мы познакомились: девочку звали Олей, а мальчика – Ромой, и стали все вместе играть в мяч. Было весело. Почти каждый день мы придумывали новые игры. Я научил новых знакомых играть в шахматы, а Рома учил нас игре в бадминтон. Когда у Оли заболела нога, мы навещали ее и по поручению ее мамы ходили в магазин и аптеку. Это было хорошее лето. Я нашел хороших друзей. И как оказалось, на всю жизнь.

– Что помогло детям подружиться?

– Вспомните, как вы познакомились со своими друзьями.

 Обобщая высказывания детей, воспитатель подчеркивает, что дружба начинается с доброго слова, улыбки, проявления сочувствия, совместной игры и т. д.

– А как вы себя чувствуете, когда рядом нет друзей?

 Воспитатель знакомит детей с переживаниями крокодила Гены (Э. Успенский "Гена и его друзья").

В одном городе "…жил да был крокодил по имени Гена. Каждое утро он просыпался в своей маленькой квартире, умывался, завтракал и отправлялся на работу в зоопарк. А работал он в зоопарке… крокодилом. Придя на место, он раздевался, вешал на гвоздик костюм, шляпу и тросточку и ложился на солнышке у бассейна. Когда кончался рабочий день, Гена тщательно одевался и шагал домой, в свою маленькую

квартирку. Дома он читал газеты, весь вечер играл сам с собой в крестики-нолики. Однажды, когда он проиграл сам себе сорок партий подряд, ему стало очень грустно. „А почему я все время один? – подумал он. – Мне надо обязательно завести себе друзей“. И, взяв карандаш, он написал такое объявление: „Молодой крокодил пятидесяти лет хочет завести себе друзей“. Скоро к нему позвонила девочка Галя, потом Чебурашка. Они стали дружить втроем: каждый вечер играли в крестики-нолики. А когда заболела Галя, Гена и Чебурашка навещали ее, и ей не было скучно. А крокодил Гена сыграл в театре вместо Гали в спектакле Красную Шапочку. Дети-зрители были удивлены и очень довольны, долго хлопали и просили повторить. Так друзья помогали друг другу. По объявлению приходило много желающих найти друзей. Тогда было решено построить Дом дружбы для всех".

– Почему крокодил Гена загрустил и захотел подружиться с кем-нибудь?

– Как Гена нашел друзей?

– Какое важное правило дружбы вы узнали из этого рассказа? (Нужно помогать друг другу.)

– А теперь давайте продолжим рассказ и придумаем, как друзья проводили время в Доме дружбы.

 По предложению воспитателя дети могут создать свой Дом дружбы. Взаимопомощь В ходе бесед по этой теме воспитатель знакомит детей с таким понятием, как взаимопомощь. Педагог подчеркивает, что помогать нужно не только знакомым, но и незнакомым людям. На примере художественных произведений он объясняет детям,

 

что настоящая помощь бескорыстна, но иногда, чтобы помочь другому человеку, требуется немало сил и времени. Но все это компенсируется глубоким чувством удовлетворения от собственной полезности окружающим.

"Я задаром спас его".

Педагог продолжает знакомить детей с понятием "взаимопомощь". Воспитатель предлагает детям вспомнить, кто и как им помог, когда они в этом нуждались. На основании высказываний детей педагог делает вывод: – Нужно обязательно помочь человеку, который в этом нуждается. Если же вы сами не можете это сделать, попросите о помощи окружающих. Рядом всегда окажутся отзывчивые, внимательные люди, готовые прийти на помощь. Таким был известный всем герой. Вы его сразу узнаете. (С. Михалков "Дядя Степа")

Что случилось? Что за крик?

– Это тонет ученик!

Он упал с обрыва в реку

- Помогите человеку!

На глазах всего народа

Дядя Степа лезет в воду

Жив здоров и невредим

 Мальчик Вася Бородин.

Дядя Степа в этот раз

Утопающего спас.

За поступок благородный

 Все его благодарят.

– Попросите что угодно,

 - Дяде Степе говорят.

– Мне не нужно ничего

- Я задаром спас его.

– Как можно назвать поступок дяди Степы? (Добрый, смелый, благородный.)

– А что вам понравилось в поступке дяди Степы? Что сказал дядя Степа, когда его хотели наградить?Что такое бескорыстная помощь (6–7 лет)

В процессе беседы педагог, опираясь на художественные произведения, объясняет детям, что такое бескорыстная помощь.

– Каждый из нас может оказаться в затруднительном положении, в беде, – начинает беседу воспитатель.

– Поэтому оказать помощь тому, кто в ней нуждается, – закон не только для людей, но и для животных. Послушайте рассказ о том, как белочка помогла дятлу. (В. Сухомлинский "Как белочка дятла спасла".)

 Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Нечего есть Дятлу: сколько ни стучит о лед, до коры не достучится. Сколько ни бьет клювом шишку, зернышки не

 

 

вылущиваются. Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слезы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда

– Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.

 – Почему это ты, Дятел, плачешь?

– Нечего есть, Белочка…

 Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку. Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом. А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.

– Почему белочка и бельчата радовались: ведь они лишились части своих зимних запасов? (Белочка и бельчата спасли жизнь дятлу, а это главное.)

– Дятел обращался к белке за помощью? (Она сама увидела, что ему плохо.)

– Каким словом можно назвать помощь, которую белочка оказала дятлу? (Это бескорыстная помощь, не требующая платы, награды.) Воспитатель раскрывает значение слова "бескорыстный", опираясь на произведение С. Михалкова "Дядя Степа"– Очень важно вовремя увидеть, кому нужна помощь и оказать ее. Но помогать другим людям должны не только взрослые, но и дети, как, например, мальчик из рассказа Валентины Осеевой "Просто старушка"

.... По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко, старушка поскользнулась и упала.

 – Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:

– Это твоя бабушка?

– Нет, – ответил мальчик.

– Мама? – удивилась подружка.

– Нет!

– Ну, тетя? Или знакомая?

– Да нет же, нет! – ответил ей мальчик. – Это просто старушка.

– Почему девочка задавала так много вопросов мальчику, который помог старушке подняться и собрать упавшие вещи? О чем говорят эти вопросы? (Девочка считала, что помогать нужно только родным и знакомым.)

– Что мальчик помог понять девочке, оказав помощь "просто старушке"? (Помощь надо оказывать всем, кто в ней нуждается.)

                                         


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.