Картотека бесед по нравственному воспитанию — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Картотека бесед по нравственному воспитанию

2021-02-01 75
Картотека бесед по нравственному воспитанию 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Картотека бесед по нравственному воспитанию

 

 

Сказка «Жадный кармашек»

На платьице у Алёнки жил-был жадный кармашек. Ему нравилось, когда в него что-нибудь клали, и не нравилось, когда вынимали. По его мнению, Алёнка была совсем не бережливая: то даст кому-нибудь свою игрушку, то поделиться чем-нибудь вкусненьким. «Лучше бы всё это в кармашек клала», - думал он. Вот и стал он девочке нашёптывать: «Ты братишке дала своего зайчика, а он тебе взамен ничего не дал! Подружке конфетку дала, а она тебе что? Никому ничего не давай, лучше в кармашек прячь!» Алёнка была хорошей девочкой, очень послушной. Вот и послушалась она своего кармашка и стала делать, как он ей советовал. И стал он толстеть и толстеть, потому что в нём теперь лежала много всяких вещей, но ему всё было мало. Он непременно хотел хранить какие-нибудь необыкновенные сокровища. А у Алёнкиной мамы были красивые бусы. И вот, когда мамы не было дома, он уговорил девочку достать их и спрятать в него. Алёнка подошла к шкафу, подставила стул, на него – табуретку и залезла на самую верхнюю полку. Девочка достала бусы – большие, длинные, красивые. Но они не захотели помещаться в кармашке, он был для них слишком мал. Кармашек растянулся немного, и несколько бусин вошли в него, потом он растянулся ещё, затрещал и порвался! Из него посыпались бусы, конфеты, яблоко, зайчик и ещё много - много всего. Алёнка очень расстроилась. И решила никогда больше не слушаться советов жадных кармашков. А мама, когда пришла домой, отпорола кармашек, а на него пришила красивый шёлковый цветок.

Беседа по содержанию сказки:

- Почему сказка называется «жадный кармашек»?

- Правильно ли поступила девочка, когда послушала кармашек?

- Почему всё не поместилось в кармашек?

- Как надо было поступить?

- Что такое жадность?

- Как бы вы поступили, если ваш кармашек оказался тоже таким жадным?

- Кого можно назвать жадным?

- Покажите, как вы оцениваете поступок Алёнки, когда она послушала кармашек? (дети показывают кружок-символ коричневого цвета)

- Покажите, как вы оцениваете поступок Алёнки, когда она самостоятельно приняла решение? (кружок жёлтого цвета).

Предложить детям упражнение-тренинг «Как бы ты разделил игрушки». Каждому ребёнку предлагается пять красивых игрушек, их надо разделить.

- Как ты будешь их делить? (себе и другу, себе и другим детям, себе и брату или сестре). Оценить поступки детей. Предложить детям попрощаться и стоя в кругу провести эстафету дружбы: дети берут друг друга за руки и передают воображаемую игрушку. Воспитатель подводит итог: Вы стали ещё добрее, подарили друг другу красивую игрушку. В каждом поселилась ещё одна частичка доброты и тепла. Дети получают от воспитателя по волшебной, красивой звёздочке.

Фея учит вежливости

В процессе беседы воспитатель вместе в детьми вспоминает правила вежливого обращения.

- Некоторые дети, - начинает беседу воспитатель, - не знают правил вежливости (как Павлик из рассказа «Волшебное слово» В. Осеевой). А некоторые знают эти правила, но не выполняют их. Мамам и папам бывает очень обидно, когда их детей называют не воспитанными.

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение И. Токмановой и придумать ему название.

Маша знала слов немало,

Но одно их них пропало,

И оно – то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

И по целым дня

Ей мама

Про него твердит упрямо:

- Почему

Такой пустяк

Не запомнишь

Ты никак?

Но молчит она как рыба

Вместо каждого…(спасибо)!

- Нужно ли учить Машу говорить «спасибо»? Зачем?

- Родители делают все, чтобы научить своих детей вежливости. Но не у всех родителей это получается. Послушайте, что решили сделать родители, чтобы научить своих детей вежливости.

Однажды родители решили обратиться к старичку, который помог Павлику стать вежливым. Этот старичок был знаком с одной доброй Феей. Она пообещала помочь бедным папам и мамам. Фея пригласила всех невежливых детей в сказочный город. Но предупредила, что помочь она сможет только тем, кто действительно захочет узнать правила вежливости и кто будет их выполнять.

Когда дети входили в сказочный город, Фея дотрагивалась до каждого своей волшебной палочкой. От прикосновения палочки щеки у детей становились красными от стыда за свою невежливость.

В сказочном городе дети должны были внимательно слушать и смотреть, как общаются очень вежливые сказочные жители. Встречаясь, жители улыбались и говорили «здравствуйте», а прощаясь – «до свидания». Если они обращались с

 

 

просьбой, они не забывали сказать «пожалуйста». За помощь, угощение благодарили словом «спасибо».

Когда все дети научились вежливости, из щеки стали обычного цвета. Счастливые родители захотели чем – нибудь отблагодарить Фею, но она отказалась: «Благодарите жителей этого города, у которых учились дети. А мне награда – ваша радость».

- Как по – другому можно назвать вежливые слова? (Нужные, волшебные…)

- Давайте повторим вежливые слова, которые мы знаем.

В свободное время можно организовывать игру «Город вежливых». Одним из условий этой игры является использование слов, которые дети усвоили в беседе.

Воспитанность и вежливость

Воспитатель вместе с детьми вспоминает правила вежливости. В ходе беседы выясняется, что вежливый человек не только пользуется вежливыми словами, но и с их помощью выражает свое отношение к окружающим, что умение хорошо относиться к окружающим, проявлять к ним уважение называется воспитанностью.

Воспитатель предлагает детям послушать отрывок из произведения

Г. Остера «Зарядка для хвоста»:

- Воспитание, что это? – спросила мартышка.

- Это много чего, - сказала бабушка. – В двух словах не скажешь. Ну вот ты, мартышка. Если я сейчас сорву и дам тебе банан, что ты сделаешь?

- Спелый банан? – уточнила мартышка.

- Очень спелый, - кивнула бабушка.

- Съем! – сказала мартышка.

Бабушка неодобрительно покачала головой.

- Сначала скажу «спасибо», - поправилась мартышка. – А потом съем!

- Ну что ж, ты поступишь как мартышка! – сказала бабушка. – Но вежливость – это еще не все воспитание! Хорошо воспитанная мартышка сначала предложит банан товарищу!

- А вдруг он его возьмет?! – испугалась мартышка.

Слоненок ничего не сказал, но про себя он тоже подумал, что если предложить банан товарищу, то никакой товарищ от банана не откажется, если, конечно, он умный, этот товарищ.

- Нет! Воспитанной быть не интересно! – сказала мартышка.

- А ты попробуй! - Бабушка сорвала спелый банан и протянула его мартышке: - Попробуй!

- Что попробовать? – спросила мартышка. – Банан? Или быть воспитанной?

Бабушка ничего не ответила. Мартышка посмотрела на банан, потом на бабушку. Потом опять на банан. Банан был очень спелый и удивительно вкусный на вид.

- Большое спасибо! – сказала мартышка и уже открыла рот, чтобы съесть банан, как вдруг заметила, что на нее очень удивительно смотрит слоненок. Вернее, не на нее, а

 

 

на ее банан. Мартышка смутилась. – Ты ведь не очень любишь бананы? – спросила она слоненка. – Ты ведь, наверно, их совсем не любишь, правда?

- Нет, почему же? – возразил слоненок. – Я их довольно сильно люблю.

Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы по прочитанному произведению.

- Почему мартышке не понравилось быть воспитанной? (Надо делиться бананом.)

- Как мартышка спросила слоненка, любит ли он бананы? Какой ответ она хотела услышать? Что ответил слоненок на вопрос мартышки?

- Как должна была поступить мартышка, чтобы про нее сказали «воспитанная»?

- Давайте дочитаем эту сказку и узнаем, как поступила мартышка.

- Да? – сказала мартышка упавшим голосом. – Ну, тогда – на!

И мартышка отдала слоненку свой банан. Слоненок сказал «спасибо» и стал очищать банан от кожуры. К слоненку подошел попугай. Слоненок вздохнул и положил перед попугаем очищенный банан.

- Бери! Это тебе! – сказал слоненок.

Попугай поблагодарил слоненка, взял банан и понес его удаву.

- Удав, - сказал попугай. – Прими от меня этот прекрасный банан!

- Я принимаю его от тебя с глубокой благодарностью! – сказал удав, взял банан и протяну его мартышке.

Сначала мартышка очень удивилась, а потом сильно обрадовалась.

- Я поняла! Поняла! Воспитанной быть очень интересно!

- Как вы думаете, что было дальше. (Педагог подводит детей к мысли, что нужно разделить банан на всех.)

В свободное время можно сделать инсценировку по этой сказке.

Вежливая просьба

В ходе этой беседы воспитатель помогает детям осознать значение вежливых слов при обращении к кому-либо с просьбой. Педагог начинает беседу о Павлике (по рассказу В. Осеевой "Волшебное слово"; позднее можно прочитать это произведение целиком).

 ... Жил-был мальчик Павлик. Он обижался на всех, потому что никто не выполнял его просьбы. Однажды Павлик сидел в парке на скамейке и с обидой думал о том, что сестра не дала ему краски, бабушка не дала пирожок и прогнала с кухни, а брат не взял кататься на лодке. Вдруг он увидел старичка, который направлялся к скамейке. Старичок сел рядом и спросил у Павлика, почему он такой грустный. Мальчик рассказал о своих горестях, о том, что его никто не жалеет. Старичок хитро улыбнулся и пообещал, что откроет ему один секрет: подскажет волшебное слово, которое сделает его просьбы выполнимыми.

– Кто догадался, какое слово надо сказать, чтобы просьба была выполнена? (Пожалуйста.)

 

– Всегда ли слово "пожалуйста" помогает исполниться желаемому? Что еще нужно, чтобы оно стало действительно волшебным?

– Слово "пожалуйста" могло и не помочь Павлику.

Старичок предупредил мальчика, что это слово нужно произносить тихо, глядя в глаза тому, к кому обращаешься с просьбой. Только тогда оно станет волшебным. Поэтому Павлик, глядя в глаза сестре, попросил тихим голосом: "Лена, дай мне одну краску, пожалуйста". (Педагог просит детей повторить, что и как сказал Павлик сестре (2–3 индивидуальных ответа).) Затем он обратился к бабушке: "Бабушка, дай мне кусочек пирожка, пожалуйста". Павлик получил краски и попробовал пирожок. Волшебное слово и то, как его сказал Павлик, подействовало даже на брата. Он взял Павлика кататься на лодке.

 В свободное время воспитатель организует игры детей, в которых они используют вежливые слова, обращаясь друг к другу.

Урок дружбы (5–6 лет)

В ходе беседы педагог напоминает детям о том, что с друзьями надо делиться. Воспитатель читает детям рассказ "Урок дружбы" М. Пляцковского.

 ... Жили два воробья – Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю. "Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется", – подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю. Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.

– Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.

– Не надо… Зачем?.. – стал отмахиваться крылышками Чик.

– Ты нашел, ты и клюй!

– Но мы же с тобой друзья, – сказал Чирик.

– А друзья все должны делить пополам. Разве не так?

– Ты, наверное, прав, – ответил Чик. Не стал он обижать своего приятеля Чирика, взял у него пять зернышек. И ему стало при этом очень стыдно. Ведь сам склевал

 

целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. – Почему Чику стало стыдно?

 – Почему Чик решил никому не давать пшена из посылки бабушки? (Жалко. Он пожадничал, хотя у него был целый ящик пшена.)

– А как поступил Чирик, когда нашел десять зернышек? Почему он так поступил? (Он хороший, добрый друг.)

 – Почему рассказ называется "Урок дружбы"? – Нарисуйте Чика и Чирика.

Не будь жадным

В ходе беседы педагог продолжает воспитывать у детей отрицательное отношение к жадности. Воспитатель рассказывает детям:

 ... Миша и Саша стояли у окна и смотрели, как ребята на площадке играют в футбол. Друзья радовались удаче знакомых, огорчались неудачам. Вскоре они отвлеклись: Миша достал из кармана мандарин и начал его чистить, а его друг внимательно наблюдал, как из-под шкурки появлялись аппетитные плотные дольки. Миша отрывал дольку за долькой и аккуратно отправлял их в рот. Саша как зачарованный смотрел на мандарин. Скоро исчезнет последняя долька. – Если бы у меня был мандарин, я бы тебя обязательно угостил, – со вздохом сказал Саша. – Как жаль, – сказал Миша, отправляя последнюю дольку в рот, – что у тебя нет мандарина. – По-дружески ли поступил Миша? Какой Миша? (Жадный.)

 – Как вы думаете, понимает ли Миша, что поступает неправильно?

– Придумайте название этой истории.

– Придумайте небольшой рассказ о друзьях, которые умеют делиться.

Нарисуйте иллюстрацию к этой истории. Дели хлеб пополам, хоть и голоден сам (6–7 лет) В ходе беседы воспитатель продолжает формировать у детей привычку делиться с друзьми. Педагог предлагает детям послушать стихотворение Я. Акима "Яблоко".

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою,

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

– О каком правиле дружбы говорится в этом стихотворении?

– В стихотворении яблоко описано так, что его тут же хочется съесть. Почему тот, у кого в руках оно оказалось, не сделал это?

– Какое еще название можно подобрать к этому стихотворению?

 – Нарисуйте рисунок к стихотворению. – А теперь послушайте еще одну историю о том, как делили яблоко (В. Сутеев "Яблоко"). Сначала педагог читает первые три части рассказа.

 ... 1 Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони еще висело одно-единственное яблоко. В эту осеннюю пору бежал по лесу заяц и увидел яблоко. Но как его достать? Яблоко высоко висит – не допрыгнешь! – Крра-крра! Смотрит заяц – на елке сидит ворона и смеется.

 

 – Эй, ворона! – крикнул заяц. – Сорви-ка мне яблоко! Ворона перелетела с елки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала – упало оно вниз.

 2 – Спасибо тебе, ворона! – сказал заяц и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело… и побежало. Что такое? Испугался заяц, потом понял: яблоко упало прямо на ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Еж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось. – Стой, стой! – кричит заяц.

 – Куда мое яблоко потащил?

3 Остановился ежик и говорит: – Это мое яблоко. Оно упало, а я его поймал. Заяц подскочил к ежу:

 – Сейчас же отдай мое яблоко! Я его нашел! К ним ворона подлетела.

 – Напрасно спорите, – говорит, – это мое яблоко, я его себе сорвала. Никто друг с другом согласиться не может. Каждый кричит: – Мое яблоко! Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: ворона ежа в нос клюнула, еж зайца иголками уколол, а заяц ворону ногой лягнул…

 – Как вы думаете, у кого из зверей больше прав, чтобы сказать: "Это мое яблоко"? – Почему каждый из зверей считает яблоко своим?

– Во что обернулся спор зверей, которые не могли поделить яблоко? – Как бы вы рассудили зверей?

– Послушайте, что же было дальше....

 4 Вот тут-то медведь и появился. Да как рявкнет:

– Что такое? Что за шум? Все к нему:

– Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали медведю все, как было.

 5 Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил: – Кто яблоко нашел? – Я! – сказал заяц.

– Кто яблоко сорвал? – Как р-раз я! – каркнула ворона.

– Хорошо. А кто его поймал? – Я поймал! – пискнул еж.

– Вот что, рассудил медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить.

– Но тут только одно яблоко! – сказали еж, заяц и ворона.

– Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку. И все хором воскликнули:

– Как же мы раньше не догадались!

6 Ежик взял яблоко и разделил его на четыре части. Один кусочек дал зайцу:

 – Это тебе, заяц, – ты первый яблоко увидел.

Второй кусочек вороне отдал:

– Это тебе, ворона, ты яблоко сорвала.

Третийкусочек ежик себе в рот положил:

– Это мне, потому что я поймал яблоко.

Четвертый кусочек ежик медведю в лапу положил:

 

– А это тебе, Михаил Иванович…

– Мне-то за что? – удивился медведь.

– А за то, что ты нас всех помирил и уму разуму научил!

И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что медведь рассудил справедливо, никого не обидел.

– Согласны ли вы с тем, как медведь рассудил зверей?

 – Почему ежик четвертый кусочек яблока отдал Михаилу Ивановичу?

– Почему медведь удивился? (Он был бескорыстным, нежадным, справедливым.) – Почему все звери остались довольны? Воспитатель еще раз читает отрывок со слов "Мне-то за что?.." и спрашивает:

– О каком правиле дружбы здесь идет речь? –

 Нарисуйте, кому бы могло достаться яблоко, если бы не вмешался медведь.

– Придумайте новое название этой сказке.

Взаимопомощь

В ходе бесед по этой теме воспитатель знакомит детей с таким понятием, как взаимопомощь. Педагог подчеркивает, что помогать нужно не только знакомым, но и незнакомым людям. На примере художественных произведений он объясняет детям, что настоящая помощь бескорыстна, но иногда, чтобы помочь другому человеку, требуется немало сил и времени. Но все это компенсируется глубоким чувством удовлетворения от собственной полезности окружающим. Зайчик, который всем помогал (5–6 лет) С помощью сказки Е. Бехлерова педагог объясняет детям, что помощь другим может приносить радость тем, кто ее оказывает. Воспитатель читает сказку Е. Бехлерова "Капустный лист".

... Нес зайчик лист капусты. Лист был большой, круглый, и зайчик шел и радовался: – Ну и позавтракаю же я на славу! Вдруг он услышал жалобный писк. Это воробышек лежал под кустом: злой мальчишка подшиб его камнем.

– Пить, пить, – стал просить воробышек.

 Зайчик недолго раздумывал. Он сразу побежал к реке, принес воды в капустном листе и напоил раненого воробья.

– Ну, а сейчас-то я наемся до отвала, до дому уже рукой подать, – подумал зайчик и пошел дальше. А в это время хлынул дождь.

– Подумаешь, дождь! Не боюсь я тебя! – сказал зайчик и припустил со всех ног домой. И снова его кто-то тихонько окликнул:

– Зайчик, спаси! Это бабочка лежала в траве.

– Если дождь намочит крылья, я не смогу взлететь.

– Иди под зонтик! – сказал зайчик и поднял капустный лист над бабочкой. И даже сам под ним поместился.Дождь прошел. Бабочка сказала "спасибо" и улетела. Подойдя к реке, зайчик увидел тонущую мышку. Он бросил ей лист. Мышка на нем добралась до берега, поблагодарила зайчика и убежала. А капустный лист подхватила волна и унесла.

 

 

– Эх, уплыл мой завтрак! – воскликнул зайчик. – Ну, ничего, зато… И он побежал домой, а что он сказал, уже не было слышно.

– Какое настроение было у зайчика, который побежал домой без капустного листа? – Как можно охарактеризовать зайчика? Какой он? (Добрый, отзывчивый.)

– Что сделал зайчик, чтобы помочь другим животным?

– А что случилось с воробышком? Как можно назвать человека, который обижает животных? (Злой, недобрый, глупый.)Почему?

 – Вежливо ли вели себя животные, которым помог зайчик?

– Знаете ли вы людей, которые тоже готовы прийти на помощь тем, кому она нужна? Расскажите о них.

– Нарисуйте тех, кому помог зайчик.

– Придумайте такое название этой сказке, которое говорило бы о добрых поступках зайчика.

Добрые дела

Воспитатель объясняет детям, что доброе дело доставляет радость тому, кто его делает. Педагог читает отрывок из рассказа 3. Ежиковой "Крот и его друзья".

 ... Вода в норку все прибывала и прибывала, и Кротику ничего не оставалось, как вылезти на поверхность. Ох! Кругом вода! Наверное, дождь лил всю ночь, и река вышла из берегов. К счастью, совсем рядом с домом Кротика росла раскидистая ива. Она-то и помогла ему спастись. Кротик подпрыгнул, схватился за ветку… Набежавшая волна ему лишь замочила пятки. Кротик сидел на ветке и мечтал о том,

 

чтобы вода поскорей вернулась в реку, когда прямо под ним проплыло гнездо, в котором кто-то жалобно попискивал. Недолго думая, Кротик прыгнул вниз. Птенец –

а пищал, конечно же, он, – обрадовавшись, что он уже не один, сразу же рассказал Кротику свою историю. Только его родители – орлы – улетели в гости, как начался дождь. Сверкали молнии, гремел гром, но птенчик старался не бояться. Когда же ветер сорвал гнездо с дерева и оно поплыло по реке, птенчик испугался…

– Не плачь, – утешил малыша Кротик. – Я тебя не брошу. Никогда еще Кротик не был нянькой. Что ж, все когда-нибудь делаешь в первый раз.

– Ну-ка, открывай рот! – командовал он.

– Ам! Прожевал? А теперь глотай! Вкусно? Тот, кто хочет поскорей вырасти, должен хорошо кушать! По дороге они освободили от цепи собаку, которая сидела на крыше своей будки. Радости собаки не было границ! Собака сплавала в дом и принесла лакомства: пирожки, торт, мороженое.

– Угощайтесь, – говорила собака, довольная, что все это очень понравилось Кротику и птенчику.

 – Раздумывал ли Кротик, прыгая в воду, чтобы помочь птенчику? (Нет, он услышал, что кому-то плохо, и поспешил на помощь.)

– Какие еще добрые дела делали герои сказки? (Кротик заботился о птенце, учил его есть. Кротик и птенчик освободили собаку.)

– Как собака отблагодарила Кротика?

– Вы радовались вместе с героями их добрым делам?

 В свободное время воспитатель помогает детям организовать игру по сюжету сказки. "Он сам наказал себя" (5–6 лет) В беседе воспитатель объясняет детям, что человек, совершивший плохой поступок, сам себя наказывает. Воспитатель читает детям рассказ В. Осеевой "Кто наказал его":

 ... Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

– Кто наказал его? – спросила соседка.

– Он сам наказал себя, – ответила мама.

– Почему мальчик заплакал?

– Кто виноват в том, что произошло?

– Может ли мальчик исправить то, что натворил? Как?

В инсценировках дети могут показать, как мальчик исправил свои проступки: извинился перед прохожим, товарищем, сестрой, погладил и чем-нибудь угостил собаку Хорошие товарищи (5–6 дет) В ходе беседы педагог обращает внимание детей на необходимость доброжелательного отношения к товарищу, у которого что-то не получается, хотя он старется изо всех сил. Воспитатель читает стихотворение С. Михалкова "Хорошие товарищи".

 Мальчик Миша мается –

Миша заикается.

Как другие – чисто, ясно,

- Он не может говорить.

 

И просить его напрасно

То, что скажет, повторить…

 Но ребята не смеются –

 Дружба классная крепка:

Ты, Мишутка, не теряйся!..

Молча с духом собирайся

И смелее говори!

– Можно ли детей назвать доброжелательными?

 – В чем это проявляется? (Дети поддерживают, подбадривают Мишу. Они не дразнят мальчика, не смеются над ним.)

 Воспитатель утверждает, что все дети хотят делать добро, особенно если с кем-то случилась беда.

Почему нельзя дразниться

В ходе занятия воспитатель продолжает воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости, стремится объяснить дошкольникам, что тот, кто дразнится, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред (с таким человеком никто не хочет дружить). Воспитатель предлагает детям послушать басню С. Михалкова "Зеркало":

 ... Жил-был один Носорог. Он имел привычку над всеми издеваться. – Горбун! Горбун! – дразнил он Верблюда. – Это я горбун? – возмущался Верблюд. – Да будь у меня на спине три горба, я был бы еще красивей! – Эй, толстокожий! – кричал Носорог Слону. – Где у тебя нос, а где хвост? Что-то я не разберу!.. Однажды достали друзья зеркало и пошли искать Носорога. А тот как раз к Страусу приставал: – Эй ты, недощипанный! Голоногий! Летать не умеешь, а птицей называешься! От обиды бедный Страус даже голову под крыло спрятал. – Послушай, друг! – сказал Верблюд, подойдя поближе. – Неужели ты сам себя красавцем считаешь? – Конечно! – ответил Носорог. – Кто же в этом сомневается? – Ну, тогда посмотри на себя! – сказал Слон и протянул Носорогу зеркало. Посмотрел Носорог в зеркало и захохотал: – Ха, ха, ха! Что это еще за уродина на меня смотрит? Что у него на носу? Хо-хо-хо! Ха- ха-ха! – Как носорог относился к окружающим?

– Как звери вели себя, когда носорог их обзывал, обижал, дразнил?

– Как вы поступаете, когда вас кто-нибудь дразнит? (Тоже обзываетесь? Деретесь?) – Как звери проучили носорога?

– Давайте придумаем продолжение басни, в которой носорог поймет, что нельзя издеваться над другими; что надо жить дружно со всеми. (Например, носорог испугался, что теперь никто не захочет с ним дружить, сел и заплакал…)

Правда – неправда Дети старшего дошкольного возраста знают, что нельзя обманывать окружающих, что всегда нужно говорить правду Но страх наказания, чувство стыда заставляет детей иногда скрывать свои проступки. Сильное эмоциональное переживание притупляет знание о том, что врать нельзя. Воспитатель на примерах старается показать детям, что правдивость, честность всегда радуют

 

взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке. Педагог объясняет детям, что особого осуждения заслуживает перекладывание вины на другого, ни в чем не

повинного человека. В ходе бесед по этой теме дошкольники осваивают такие понятия, как: "правда", "честность", и их противоположности: "неправда", "нечестность", "ложь", "обман".

 

Спасибо за правду

В ходе беседы воспитатель формирует у детей представление о том, что всегда нужно говорить правду, что за правду хвалят. Педагог начинает разговор с вопроса: – За что мы говорим "спасибо"? Затем воспитатель предлагает послушать рассказ Л. Толстого:

... Мальчик играл и нечаянно разбил дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришел и спросил: "Кто разбил?" Мальчик затрясся от страха и сказал: "Я". Отец сказал: "Спасибо, что правду сказал".

– Когда мы говорим "спасибо"?

 – Как вы думаете, мальчику трудно было сознаться в своей оплошности?

– Что мальчик почувствовал, когда отец спросил: "Кто разбил?" (Испугался, "затрясся от страха".)

– Как можно охарактеризовать мальчика? (Правдивый, смелый, честный.)

– А что можно сказать об отце мальчика? (Он ценит правду, честность.) В процессе обсуждения рассказа воспитатель использует такие понятия, как "честность", "нечестность", "обман", "ложь".

 

Правда всегда узнается

Беседа помогает детям понять, что любая неправда всегда раскрывается, что солгавший человек испытывает чувство вины не только за свой проступок, но и за то, что он сказал неправду. Воспитатель предлагает детям послушать рассказ Л. Толстого "Косточка".

 Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит: – А что, дети, не съел ли кто-нибудь из вас одну сливу? Все сказали: – Нет. Ваня покраснел как рак и сказал тоже: – Нет, я не ел. Тогда отец сказал: – Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь. Ваня побледнел и сказал: – Нет, я косточку бросил за окошко. И все засмеялись, а Ваня заплакал.

 – Почему мальчик нарушил запрет и съел сливу до обеда?

– Почему он не сознался в своем проступке? (Ему было стыдно.)

– Каким образом отец выяснил, что сын съел сливу?

 

 

– Почему Ваня заплакал? (Стыдно, что съел сливу без разрешения; что отец хитростью заставил его сознаться; что все смеялись.)

Воспитатель читает детям побасёнку 1. – Ты пирог съел? – Нет! Не я! – А вкусный был? – Очень…– Чем похожи этот шуточный рассказ и рассказ "Косточка"? (В обоих случаях признание вины получено хитростью; герои чувствуют себя вдвойне виноватыми.)

 

Еще один секрет вежливости

В ходе этой беседы воспитатель напоминает детям о том, что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.

 – Вспомните, какое волшебное слово узнал Павлик и как оно ему помогло? (В. Осеева. "Волшебное слово".) А как нужно было произнести это слово? (Тихо, глядя в глаза тому, к кому обращаешься.) – А вот как повел себя Буратино, когда пришел на урок к Мальвине. (Сцена из пьесы А. Толстого "Золотой ключик".) Мальвина (приветливо). Здравствуйте, дети!

Буратино (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к классу). Здравствуйте! Мальвина. Что ты такой невеселый, Буратино?

Буратино. Невеселый и все. А тебе что от меня надо?

 Мальвина (с обидой). Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?

 Буратино. А что я тебе такого сказал?

Мальвина. Ничего особенного ты мне не сказал, но ты так со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.

Буратино. Вот еще, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!

 Мальвина. Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже с папой Карло!

Буратино. Подумаешь – тон! Может быть, я иногда говорю немного громко или капризно. Зато я люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я,

конечно, засмеялся и спросил его: "Ну, как посадка прошла?" А он обиделся и ушел. А что плохого я ему сказал? А разве я один так разговариваю и шучу? Есть такие

ребята, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся. Давайте не будем думать, кто хуже себя ведет, а просто станем все лучше. Хорошо я придумал, Мальвина?

Мальвина. Очень хорошо, Буратино.

Затем воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

– Как Буратино оправдывал свое поведение? (Другие тоже бывают грубыми.)

– Что придумал Буратино, чтобы исправиться? (Просто станем все лучше.)

– Какие принято говорить слова, когда хотят извиниться за грубость, шалость? (Простите, извините, прошу прощения.)Ответ на этот вопрос можно найти в стихотворении. Воспитатель читает отрывок стихотворения А. Шибаева "Добрые слова" и предлагает детям отгадать слово, которое герой хотел услышать от Вити: Встретил Витю я, соседа,

- Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

 Налетел из-за угла!

– Что Витя должен был сказать соседу?

 Но – представьте – зря от Вити

Ждал я слова… (извините).

 – Витя не извинился? Как мы его назовем? (Невежливый.)

– А теперь послушайте стихотворение "Я не плачу" (Г. Ладонщиков) и подумайте, что мальчик хотел сказать маме.

 Мама сильно рассердилась,

Без меня пошла в кино.

Жалко мне, что так случилось,

Но не плачу все равно.

Я за шалости наказан,

Справедливо, может быть,

Только я прощенья сразу

Не решился попросить.

 А теперь сказал бы маме:

"Ну прости в последний раз!"

 Я не плачу, слезы сами,

Сами катятся из глаз.

– Почему мальчик плачет? (Он наказан за шалости. Мама сердится, она не взяла его в кино.)

– О чем жалеет мальчик? (Мальчик сразу не попросил у мамы прощения.)

– Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а злое слово может сделать человеку больно. Недаром в народе говорят: "Слово лечит, слово и ранит".

Воспитанность и вежливость

Воспитатель вместе с детьми вспоминает правила вежливости. В ходе беседы выясняется, что вежливый человек не только пользуется вежливыми словами, но и с их помощью выражает свое отношение к окружающим, что умение хорошо относиться к окружающим, проявлять к ним уважение называется воспитанностью. Воспитатель предлагает детям послушать отрывок из произведения Г. Остера "Зарядка для хвоста"

– Воспитание, что это? – спросила мартышка.

– Это много чего, – сказала бабушка.

– В двух словах не скажешь. Ну вот ты, мартышка. Если я сейчас сорву и дам тебе банан, что ты сделаешь?

– Спелый банан? – уточнила мартышка.

– Очень спелый, – кивнула бабушка.

– Съем! – сказала мартышка.

Бабушка неодобрительно покачала головой.

– Сначала скажу "спасибо", – поправилась мартышка. – А потом съем!

– Ну что ж, ты поступишь, как вежливая мартышка! – сказала бабушка. – Но вежливость – это еще не все воспитание! Хорошо воспитанная мартышка сначала предложит банан товарищу!

– А вдруг он его возьмет?! – испугалась мартышка.

Слоненок ничего не сказал, но про себя он тоже подумал, что если предложить банан товарищу, то никакой товарищ от банана не откажется, если, конечно, он умный, этот товарищ.

– Нет! Воспитанной быть не интересно! – сказала мартышка.

– А ты попробуй! – Бабушка сорвала спелый и сочный банан и протянула его мартышке: – Попробуй!

– Что пробовать? – спросила мартышка. – Банан? Или быть воспитанной?

Бабушка ничего не ответила. Мартышка посмотрела на банан, потом на бабушку. Потом опять на банан. Банан был очень спелый и удивительно вкусный на вид. – Большое спасибо! – сказала мартышка и уже открыла рот, чтобы съесть банан, как вдруг заметила, что на нее очень внимательно смотрит слоненок. Вернее, не на нее, а на ее банан. Мартышка смутилась.

– Ты ведь не очень любишь бананы? – спросила она слоненка. – Ты ведь, наверно, их почти совсем не любишь, правда?

– Нет, почему же? – возразил слоненок. – Я их довольно сильно люблю.

Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы по прочитанному произведению: – Почему мартышке не понравилось быть воспитанной? (Надо делиться бананом.)

– Как мартышка спросила слоненка, любит ли он бананы? Какой ответ она хотела услышать? Что ответил слоненок на вопрос мартышки?

– Как должна была поступить мартышка, чтобы про нее сказали "воспитанная"?

– Давайте дочитаем эту сказку и узнаем, как поступила мартышка....

 

 

– Да? – сказала мартышка упавшим голосом. – Ну, тогда – на! И мартышка отдала слоненку свой банан. Слоненок сказал "спасибо" и стал очищать банан от кожуры. К слоненку подошел попугай. Слоненок вздохнул и положил перед попугаем очищенный банан.

– Бери! Это тебе! – сказал слоненок. Попугай поблагодарил слоненка, взял банан и понес его удаву.

– Удав, – сказал попугай. – Прими от меня этот прекрасный банан!

– Я принимаю его от тебя с глубокой благодарностью! – сказал удав, взял банан и протянул его мартышке.

Сначала мартышка очень удивилась, а потом сильно обрадовалась.

– Я поняла! Поняла! Воспитанной быть очень интересно! – Как вы думаете, что было дальше. (Педагог подводит детей к мысли, что нужно разделить банан на всех.)

Кто кого обидел?

В беседе педагог знакомит дош


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.242 с.