Формирование каллиграфических навыков в 3 классе — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Формирование каллиграфических навыков в 3 классе

2021-02-01 110
Формирование каллиграфических навыков в 3 классе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Во 2 классе на уроках русского и белорусского языков учащиеся уже приобрели определенные навыки и умения в области письма.

Работая с упражнениями учебника, научились списывать с печатного шрифта, ориентироваться в одну линейку (если переход на новую разлиновку осуществлялся в конце 2класса, если же нет, то эту задачу придется решать в 3 классе).

Письмо учащихся становится более устойчивым, но говорить о проч­ных навыках письма восьмилетнего ученика еще слишком рано. Почерк еще не сформирован у многих учащихся: не установилась определенная высота букв в письме, имеют место колебания в наклоне, нет плавности письма, скорость письма далека еще до совершенства.

Дальнейшее формирование графических навыков требует постоянного руководства, контроля со стороны учителя и на третьем году обучения.

В третьем классе больше внимания уделяется выработке плавности, ритмичности письма, начинается работа по выработке скорости письма при одновременном соблюдении всех других требований.

Остановимся кратко на тех задачах, которые стоят перед учителем второго класса по обучению правильному письму:

1. Дальнейшее закрепление гигиенических навыков письма.

2. Работа над формой букв (трудных для быстрого начертания, наи­более подверженных уподоблению друг другу).

3. Работа над соблюдением одинаковой высоты (линейности) строч­ных букв, а также соблюдение пропорций заглавных и строчных букв.

4. Работа над соблюдением наклона букв в слове, слов на строке.

5.Работа над совершенствованием соединений букв в словах.

6.Работа над соблюдением равных расстояний между буквами в словах, между словами на строке.

7. Отработка плавности, ритмичности письма.

8. Работа по формированию скорости письма.

9. Работа по исправлению индивидуальных недочетов в письме.

Решать эти задачи по отдельности невозможно. Как правило, они

решаются в комплексе и предусматриваются при составлении упражне­ний для минуток чистописания.

В третьем классе учащиеся пишут в тетради с широкой линейкой. Отсюда и нарушения высоты букв на всей строке (волнообразное письмо). Если же не обращать своевременно внимания на эту сторону письма, то появление новых недочетов неизбежно, а это повлечет за собой не улучшение, а наоборот, ухудшение письма.

Поэтому первые занятия в начале учебного года рекомендовано по­святить работе над высотой букв.

Вначале можно заняться отработкой высоты букв, не выходящих за

строку: п, к, и, т, м.

Далее идут упражнения, позволяющие отрабатывать высоту строчных букв, имеющих в своем составе элементы, выходящие вверх или вниз за строку: в, б, д, з, р.

С самых первых уроков нужно напоминать учащимся, что высота строчных букв равна приблизительно 3 мм, а высота заглавных — в два раза больше высоты строчной, не дописывается до верхней линейки и равняется приблизительно 6 мм.

Нужно учить детей сравнивать буквы по высоте: написанную букву сравнивать с предыдущей в слове. Буквы нового слова сравнивать по высоте с буквами предыдущего слова.

Высоту букв в словах на конце строки сравнивать с высотой букв в начале строки и т. д. Только так вырабатывается линейность (письмо с равной высотой букв).

Начиная с третьего класса, нужно приучать учеников в конце урока окинуть взглядом все написанное на уроке, оценить: все ли получилось так, как нужно? Что не так и почему? На что нужно обратить внимание в дальнейшем?

Как быть с высотой строчных букв, которые имеют элементы, выхдящие вверх за строку (в, б) и выходящие вниз за строку (з, ф, р, ц, д)1

При уменьшении величины этих букв зрительное восприятие образа этих букв сразу же нарушается. Это хорошо видно глазом, а при письме чувствуется. При правильном написании петель, выходящих вверх и вниз за строку, буквы не будут мешать друг другу, не будут перекрывать друг друга в процессе письма.

Учащимся нужно объяснить, что длина элементов этих букв должна рав­няться высоте заглавной буквы. В упражнения минуток чистописания целе­сообразно включать такие написания, которые позволяют это видеть:

Высоту букв нужно периодически корректировать (на протяжении учебного года).

В третьем классе работу по совершенствованию форм букв можно построить, поделив все буквы на 3 группы:

] группа — буквы, в написании которых чаще всего допускаются недочеты:

Вв, Рр.Дд, Фф, Пп, Тт, Кк...

2 группа — буквы, при написании которых есть противоположные по направлению движения руки при письме всей буквы или ее отдель­ных элементов:

 

 

3 группа — буквы, сходные по направлению движений руки при написании:

 

 

В третьем классе более детально и чаще нужно отрабатывать пра­вильное начертание тех букв, которые чаще всего подвергаются дефор­мации, искажению, употребляются друг с другом. Это неизбежно случа­ется при ускорении письма.

 

 

Продолжается работа над правильным наклоном букв в письме. К третьему классу уже многие дети чувствуют наклон.

Выработать правильный наклон помогают упражнения по прописыванию букв в чередовании с наклонными линиями различной длины.

Упражнения такого рода способствуют не только выработке наклона букв, но и помогают отрабатывать параллельность элементов букв, се соразмерность.

Продолжается работа по отработке безотрывного соединения букв, что улучшает скоропись.

Продолжается работа над правильной расстановкой букв и слов на строке.

 Есть тесное письмо (буквы стоят в словах, а слова в предложениях слиш­ком близко), а есть письмо размашистое (элементы букв расположены очень далеко друг от друга). Иногда учащиеся пишут неравномерно элементы букв или же не соблюдают одинакового расстояния между словами в предложении.

Если такие отклонения имеют место, то работа над равномерностью расстановки букв или слов в основном ведется индивидуально. Учитель объясняет ученику, в чем его ошибка и как се исправить.

Развитию плавности движений руки в процессе письма способству­ют специальные упражнения с росчерками.

Важно продолжать развивать самоконтроль учащихся. Это необходимо еще и потому, что при требовании ускоренного письма часто начинают появляться ошибки не только каллиграфического характера, но и пропуски, замены, искажения букв, орфографические. Учащиеся должны самостоятельно определять свои задачи при каждом повторном воспроизведении буквы, соединения, слова, фразы, проверять степень соответствия написанного образцу, выявлять причины своих неудач и добиваться их устранения при повторных записях. Анализируя графические ошибки при проверке учитель намечает меры по исправлению качества письма как для фронтальной, так и для индивидуальной работы.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.