Принципы обучения истории слепых и слабовидящих школьников. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Принципы обучения истории слепых и слабовидящих школьников.

2021-02-01 101
Принципы обучения истории слепых и слабовидящих школьников. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Так как цели и задачи обучения истории в школах для детей с нормальным и нарушенным зрением совпадают, идентичны и принципы обучения.

Современная концепция обучения истории в школах России обозначает новые требования к отбору содержания учебного материала и расстановке акцентов в его преподавании.

Руководящим документом в вопросе отбора содержания является Историко-культурный стандарт (ИКС). В нем также предлагается внести некоторые концептуальные изменения в освещение программного материала, применить новые подходы, а именно:

1. Культурно-антропологический подход. Он заключается в том, что наряду с вниманием к политической истории особое место должно быть уделено личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий жизни «рядовых граждан», сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы.

2. Более глубокое освещение вопросов культуры и этнокультурного взаимодействия народов России.

3. Этнокультурный компонент: история страны через историю регионов. В соответствии с данным подходом следует сосредоточить внимание на многонациональном иполиконфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории. В регионах это предполагает изучение собственной истории, разумно вписанной в общероссийский контекст.

4. Выработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям. Это подразумевает гораздо большую активность учеников на уроках, нежели это было несколько десятилетий назад. Поэтому школьный курс истории должен быть обеспечен учебно-методическим комплексом (УМК), включающим хрестоматии, атласы и т.п. Также предполагается широкое использование информационно-компьютерных технологий. Новая роль учителя заключается в том, чтобы познакомить учеников с основами научной критики и анализа источников информации. Также он, конечно, должен стимулировать исследовательский интерес детей.

5. Учебник как навигатор в информационном пространстве. Это значит, что учебник должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы и т. д.

Общие дидактические принципы преподавания истории, как и других предметов, в обычной школе и школе слепых и слабовидящих совпадают.

Однако пути реализации некоторых из них (в частности, принципов наглядности и учёта индивидуальных особенностей) для слепых и слабовидящих определяются не только спецификой учебного предмета, но и индивидуальными особенностями обучающихся.

По сравнению с обучением нормально видящих, при обучении слепых и слабовидящих детей возникают следующие главные трудности:

• Замедленный темп работы (особенно у незрячих). Дети не могут продуктивно работать с той же скоростью, что и зрячие.

· Проблемы с восприятием визуальных объектов. Дети либо вообще не видят (слепые), либо видят плохо, с искажениями, что предъявляет особые требования к работе с наглядностью.

· Необходимость строгого дозирования зрительной нагрузки (для детей с остатком зрения).

· Более сложное, чем у зрячих сверстников психологическое состояние детей, нередко наличие дополнительных заболеваний.

· Наличие фрагментарности и искажений в области чувственного и, отчасти, интеллектуального опыта, связанное с нарушениями зрения.

На уроках истории в школе слабовидящих применяются те же виды наглядности, что и в школе для детей, не имеющих нарушений зрения. У слабовидящих школьников гораздо чаще встречаются недоразвитие фонематического и речевого слуха, дефекты произношения. В связи с этим особое значение при обучении приобретает звуковая наглядность: чёткое произношение слов, особенно исторических терминов, выразительное чтение, подбор ярких образов и примеров.

Большая роль в процессе обучения истории слепых и слабовидящих отводится зрительной наглядности. Но, в отличие от обычной школы, виды и формы зрительной наглядности и приёмы её использования в школе для детей с нарушенным зрением зависят не только от характера изучаемого предмета, от этапа работы над темой, но и от зрительных возможностей обучающихся.

Виды зрительной наглядности при обучении истории слабовидящих разнообразны: таблицы, схемы, картины, рисунки, репродукции, слайды презентаций, видео- и аудиоряды, выделение слов и их форм шрифтом, цветом, подчёркиванием, особыми значками и т.д. Часть печатных пособий, изданных для обычных школ, при условии правильно организованного восприятия может быть использована и в школе для детей с нарушением зрения. В дополнение к ним тифлопедагогу приходится в большом количестве самому изготавливать наглядные пособия для индивидуальной и фронтальной работы. В.А.Феоктистова экспериментально доказала, что средний размер картин и рисунков, предназначенных для индивидуального пользования слабовидящими школьниками, должен быть 27х18 см, а время рассматривания их - 2-4 минуты.

В процессе наблюдений предметов и явлений действительности, работы по картинам, при использовании рисунков решающая роль отводится слову учителя, направляющему восприятие слабовидящего школьника. Правильное применение принципа наглядности имеет важное значение и для обучения слепых детей. Полное или частичное отсутствие зрения неизбежно сужает чувственную основу познания внешнего мира и вызывает необходимость более полного использования сохранных анализаторов. Под руководством учителя осуществляется коррекция зрительного восприятия слабовидящих и частично зрячих обучающихся: дети учатся не просто смотреть, а видеть, выделять существенные признаки, отделять главное от второстепенного, устанавливать причинно-следственные связи.

В этой связи применяются не только обычные средства наглядности, но и специальные. Наглядность в обучении лиц с нарушением зрения является специфическим средством развития их познавательных возможностей и эстетического воспитания, служит источником новых знаний и формирования представлений об окружающем мире.

Учет индивидуальных особенностей в обучении - это принцип, согласно которому в учебной работе с коллективом детей достигается педагогическое воздействие на каждого ребенка с учетом особенностей его развития.

Современная дидактика исходит из необходимости сочетания коллективной учебной работы обучающихся с индивидуальным подходом к отдельным ученикам, с тем чтобы обеспечить успешное обучение, воспитание и развитие каждого школьника (Н. А. Сорокин). В этой связи задача учителя состоит в организации детского коллектива (класса, группы) в овладении знаниями, умениями и навыками. Одновременно с этим учитель должен знать индивидуальные особенности каждого ученика, найти подход к каждому из них. К. Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Принцип учета индивидуальных особенностей в обучении слепых и слабовидящих предполагает всестороннее изучение каждого ребенка, выявление причин, характера и тяжести дефекта, времени его возникновения, особенностей психического и физического развития, интересов, наклонностей и способностей к учению.

Как показывает практика, у значительного числа слепых и слабовидящих детей нарушение зрения осложнено другими дефектами и формами заболевания (заболевания психоневрологического характера, внутренних органов, нарушение речи, двигательной сферы, снижение слуха и др.). Общий индекс здоровья у слепых и слабовидящих детей ниже, чем у нормально видящих, а индекс пропусков занятий по болезни выше, чем у здоровых сверстников. В связи с этим особое внимание должно быть уделено глубокой индивидуализации обучения.

На уроках истории слепые и слабовидящие школьники показывают различные уровни усвоения программного материала. Разным группам обучающихся требуется неодинаковое время и разная степень помощи со стороны учителя для усвоения совокупности существенных признаков исторических фактов, понятий и закономерностей. В зависимости от этого дети получают разные по трудности и объёму варианты вопросов и заданий.

Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования слепых и слабовидящих детей может быть реализована в соответствии с рекомендациями медико-психолого-педагогической комиссии как в течение 5 (с 5 по 9 класс), так и в течение 6 лет (с 5 по 9 дополнительный класс). Как правило, в течение 5 лет программу осваивают обучающиеся с функциональными нарушениями зрения, а в пролонгированный срок – слепые и слабовидящие, хотя бывают и исключения.

Адаптированная учебная программа, рассчитанная на реализацию в течение 5 лет, распределяет учебный материал по классам так же, как указано в Примерной основной программе основного общего образования, она имеет ряд других особенностей реализации.

По этой причине адаптированная учебная программа, рассчитанная на реализацию в пролонгированный срок, распределяет учебный материал по отдельным классам, определяя более тесную связь его с используемыми учебниками и регулируя его распределение между шестью, а не пятью, как в обычной школе, учебными годами, что существенно облегчает для учителя школы для слепых и слабовидящих детей задачу тематического планирования деятельности.

· Классы с 5-го по 8-й соответствуют обычной учебной программе;

· 9 класс: изучается часть тем, соответствующих 9 классу обычной учебной программы.

· 9 дополнительный класс: работа по темам, перенесенным из 9 класса.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.