Лекция 2. Развитие звуковой стороны речи дошкольников (2 ч.) — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Лекция 2. Развитие звуковой стороны речи дошкольников (2 ч.)

2021-02-01 55
Лекция 2. Развитие звуковой стороны речи дошкольников (2 ч.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЛЕКЦИИ (6 ч.)

 

Лекция 1. Теоретические основы методики развития речи дошкольников (2 ч.):

1. Проблема обучения дошкольников родному языку

2. Взаимосвязь речевого и умственного развития

3. Взаимосвязь развития речи и эстетического развития

4. Развитие речи и нравственное воспитание

5. Принципы обучения родному языку

6. Критерии оценки речевого развития дошкольника

 

Лекция 2. Развитие звуковой стороны речи дошкольников (2 ч.)

1. Фонологические средства языка

2. Артикуляционная сторона речи

3. Интонация. Речевой слух. Темп речи.

4. Возрастные особенности становления звуковой стороны слов.

5. Принципы работы с детьми младшего дошкольного возраста

 

Лекция 3. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста (2 ч.)

1. Два подхода к формированию грамматических навыков при обучении языку

2. Принципы формирования грамматического строя языка у детей дошкольного возраста

 

 

Литература:

1.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М., 2002.

2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. Спб: «Детство-Пресс», 2007.

3. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: «КомКнига», 2007.

4. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения дошкольников родному языку. М., 1997.

5. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: «Сфера», 2008.

 


 

Краткое содержание лекций:

Лекция 1. Теоретические основы методики развития речи дошкольников

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет

им пользоваться в дальнейшем. Это положение подтвердили исследования, проведенные в области речевого развития дошкольников психологами, педагогами, лингвистами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, Ф.А. Сохин).

С учетом психолого-педагогических особенностей овладения речью специально организованная система последовательного обучения родному языку включает:

— отбор речевого содержания, доступного для ребенкадошкольника и его методическое обеспечение;

— вычленение приоритетных линий в освоении речи (в словаре

— это работа над смысловой стороной слова, грамматике

— формирование языковых обобщений, в монологической речи

— развитие представлений о структуре связного высказывания разных типов);

— уточнение структуры взаимосвязи разных разделов речевой работы и изменение этой структуры на каждом возрастном этапе;

— преемственность содержания и методов речевой работы с дошкольниками и учениками начальной школы;

— выявление индивидуальных особенностей овладения языком в разных условиях обучения;

— взаимосвязь речевой и художественной деятельности в развитии творчества дошкольников.9 Теоретические основы методики развития речи дошкольников.

Овладение родным языком — стержень формирования личности дошкольника.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (14 ч.)

ЭКЗАМЕН

Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста

(выбрать 1 тему из списка и создать свой семинар-практикум для обучения будущих студентов направления «Дошкольное образование», сопроводив его презентацией (теоретический материал можно отразить на слайдах). Помните, что семинар-практикум содержит: рекомендации, вопросы, ответы, задания, а также вступительную часть и вывод.

Преподавателя:

gimranovajua @ cspu. ru

ВСЕ – одним письмом!!!! в день экзамена!!!!!!

1. Общение как важнейшее условие развития речи на ранних этапах детства. Методика работы с детьми 1-3 лет жизни по развитию речи.

2. Виды занятий по развитию у детей связной монологической речи, их характеристика.

3. Виды занятий по развитию речи, их классификация.

4. Дидактические требования к занятиям по развитию речи.

5. Особенности проведения занятий по развитию речи.

6. Вопросы развития речи в зарубежной педагогике и в России. Коменский

7. Вопросы развития речи в зарубежной педагогике и в России:  Песталоцци.

8. Вопросы развития речи в зарубежной педагогике и в России: Фребель.

9. Вопросы развития речи в зарубежной педагогике и в России: Монтессори.

10. Вопросы развития речи в зарубежной педагогике и в России: Ушинский.

11. Вопросы развития речи в зарубежной педагогике и в России: Водовозова.

12. Вопросы развития речи в зарубежной педагогике и в России: Тихеева

13. Вопросы развития речи в зарубежной педагогике и в России: Эльконин

14. Вопросы развития речи в зарубежной педагогике и в России: Ушакова

15. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи.

16. Этапы обучения правильному звукопроизношению

17. Методика формирования звукопроизношения в процессе образовательной деятельности.

18. Формирование звуковой выразительности речи

19. Диалогическая речь

20. Монологическая речь.

21. Беседа как метод обучения диалогической речи

22. Пересказ литературных произведений.

23. Методические особенности обучения пересказыванию в разных возрастных группах.

24. Рассказывание по игрушкам. Методические особенности обучения рассказыванию по игрушкам на занятиях с игрушками в разных возрастных группах

25. Рассказывание по картине. Методические особенности рассматривания картин в разных возрастных группах. Методические особенности рассказывания по картине.

26. Рассказывание из личного опыта. Методические особенности организации рассказывания в разных возрастных группах.

27. Творческое рассказывание. Методические особенности обучения творческому рассказыванию в разных возрастных группах.

28. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка дошкольника

29. Методика художественного чтения и рассказывания детям

30. Методика заучивания стихотворений

31. Использование художественной литературы в режиме дня

32. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста

33. Ознакомление со словом и предложением

34. Подготовка детей дошкольного возраста к обучению письму

35. Сущность и значение диагностики речевого развития детей

36. Новые образовательные технологии обучения детей развитию речи.

37. Использование ИКТ на уроках развития речи.

ЛЕКЦИИ (6 ч.)

 

Лекция 1. Теоретические основы методики развития речи дошкольников (2 ч.):

1. Проблема обучения дошкольников родному языку

2. Взаимосвязь речевого и умственного развития

3. Взаимосвязь развития речи и эстетического развития

4. Развитие речи и нравственное воспитание

5. Принципы обучения родному языку

6. Критерии оценки речевого развития дошкольника

 

Лекция 2. Развитие звуковой стороны речи дошкольников (2 ч.)

1. Фонологические средства языка

2. Артикуляционная сторона речи

3. Интонация. Речевой слух. Темп речи.

4. Возрастные особенности становления звуковой стороны слов.

5. Принципы работы с детьми младшего дошкольного возраста

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.