Историко-архитектурные исследования объекта культурного наследия — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историко-архитектурные исследования объекта культурного наследия

2021-02-01 61
Историко-архитектурные исследования объекта культурного наследия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первый каменный замок Гердауэн появляется на месте прусского укрепленного пункта Бартии в начале XIV века. Строительство резиденция комтура Гердауэна Иоханнеса фон Виннунгена было начато в 1312 году. К его прибытию в 1315 году, возможно, уже был построен комтурский замок, расширение которого продолжалось еще десять лет. В 1325 году в день Святых Петра и Павла замок был освящен.

Благодаря сохранившимся архивным данным можно предположить первоначальный облик орденской крепости, которая в последние века своего существования была значительно перестроена и разрушена. Цитадель с комтурским замком, окруженным пархамом, была расположена в северо-западной части возвышенности. Холм был окружен рвом, на котором располагалась башня данцкера, куда вел мост прямо из замка. Юго-восточная территории была окружена форбургом с двумя трехэтажными флигелями на северо-востоке и башней с воротами на юго-западе.

Реконструкция облика средневекового комплекса, выполненная историком А.П. Бахтиным помогает наглядно оценить композицию расположения построек замка на первоначальный период.

 

Реконструкция плана замка Гердауэн А.П. Бахтина

Можно предположить, что юго-восточное цитадели было ограждение форбурга совмещенное с хозяйственной постройкой, примерно на одном уровне с воротами, так как в поздних документах упоминаются споры из-за бойниц в стене между старым и новым замком, территории которых были равнозначными.

 

Реконструкция плана замка Гердауэн А.П. Бахтина с предположениями автора исследования.

Сведения о следующих строительных этапах относятся к периоду после передачи замка Гердауэн Георгу I фон Шлибену.

Саксонский рыцарь-феодал был приглашен в качестве союзника ордена в Тринадцатилетней войне и в 1454 году он штурмом взял мятежный Гердауэн. В 1469 году великий магистр Генрих Рёйсс фон Плауэн наградил Георга фон Шлибена замком Гердауэн с ближайшими владениями. После его смерти в 1477 году, замок перешел к его сыну Дитриху I, этот период не отличается значительными перестройками, какие происходили после перехода собственности к сыновьям Альбрехту I и Дитриху II.

В 1570 году братья собрались при многочисленных свидетелях, чтобы разделить между собой территорию замка. Согласно их договору, дом Гердауэн должен быть поделен на две части: застроенную – старый замок и незастроенную – новый замок. Вместе со старым замком передавались и сопутствующие постройки цитадели, неосвоенная часть холма доставалась вместе с домом с воротами, конюшнями и тремя ограждающими стенами. Согласно условиям договора, будущий владелец старого замка должен был заложить старые ворота, чтобы не проходить через территорию своего брата и взамен должен был построить новые для удобства обоих. Также Новый замок – второй дом должен был быть построен в границах старых ограждающих стен. По жребию Альбрехт I получил себе цитадель, а Дитрих II построил себе новый дом на восточной стороне холма. С тех пор на замковом холме фактически существовало два замка, которые в следующие столетия стали предметами споров будущих наследников.

В качестве примера всплывает вышеупомянутый спор 1637 года между Альбрехтом Фридрихом I и Георгом Адамом, возникший из-за бойниц, вновь пробитых предыдущим владельцем замков Эрнстом I. Окна здания, разделяющего замки до середины XIX века, были заложены и конфликт был улажен.

Согласно имеющимся сведениям, после семилетней войны (1756—1763) Георг Адам V занимался восстановлением замка и парков, которые по всей видимости могли пострадать от ведения боевых действий. После семилетней войны и предшествующей эпидемии Гердауэн потерял значительную часть населения. Шлибены не смогли сохранить в своих руках имение, пришедшее в упадок и были вынуждены с ним расстаться.

Когда в 1831 году Гердауэну возвращают статус города барон Конрад Фрайгер фон Ромберк выкупает замок с принадлежащими ему территориями.

В период между 1850 и 1855 годами барон фон Ромберк производит реконструкцию замка, перестраивая его в современную на тот момент усадьбу. План Гердауэна XIX запечатлел период перестройки имения. Становится известно, что сначала реконструкции подверглась часть нового замка, а только затем территория старого. Автором зданий в неороманском и неоготическом стилях стал знаменитый немецкий архитектор Карл Эдуард Кноблаух. Известно, что в главном доме усадьбы – новом замке сохранили средневековые подвалы. От этого времени оставили и часть широкой крепостной стены, внешний вид которой был изменен в соответствии с новой архитектурной стилистикой. Во флигеле – бывшем старом замке сохранились средневековые подвалы, а также стены цокольного, первого и второго этажа с маленькой башенкой на крыше.

В доме Карла Эдуарда Кноблауха были найдены эскизные проекты неоготического главного дома. Один из вариантов был практически полностью воплощен. Во многих деталях прослеживается игра со средневековыми мотивами. Это было Г-образное одноэтажное здание на высоком цоколе со ступенчатыми неоготическими фронтонами на торцах и ризалитах северо-восточного и юго-восточного фасада. Архитектурное решение было одновременно простым и изящным. Фасады завершены карнизами с декоративными зубцами, над окнами с лучковым завершением до нас дошли фрагменты сандриков в виде ступенчатых полочек. Такой архитектурный прием встречается и на нескольких зданиях города Гердауэна. Окна нового замка также были украшены ставнями зеленого цвета, которые со временем потускнели, но не меняли своего первоначального облика после возведения дома в 1855 году.

 

Неиспользованный вариант решения фасадов нового замка Гердауэн К.Кноблауха

Фасады и разрез, взятые за основу при строительстве нового замка К.Кноблауха

План нового замка Гердауэн К.Кноблауха

 

Проект, предложенный архитектором, воплотили не полностью. В этом можно убедиться благодаря сохранившимся архивным фотографиям и изображениям. Терраса юго-восточного фасада появилась уже при следующем владельце и отличалась от представленной на проекте. Также не стали воплощать колоннаду, которая вероятно должна была выполнять роль перголы для прогулок в тени вдоль монументального дома. Вместо массивного крепостного ограждения на плане Кноблауха виднеется незначительной толщины стенка. Вероятно, предлагалось сделать забор в стиле всего комплекса, каким он представлен вблизи флигеля, однако при реализации обошлись лишь реконструкцией старого фрагмента стен. Современники говорили, что она была такой широкой, что там вполне можно было разместить террасу. И если реконструированный в неороманском стиле старый замок слегка выбивается из творчества Кноблауха, то главный дом и здание хозяйственного назначения с конюшней вобрало в себя многие элементы присущие берлинскому архитектору. Вероятно, в архитектурном облике флигеля хотели намеренно подчеркнуть средневековое начало, сохранив общую строгость и монументальность, но при этом добавив декор и крыльцо, которые создали неповторимый романтический образ древней твердыни.

 

Старый замок в неороманском стиле, фото 1930-1939гг.

 

Множество деталей нового облика замкового холма при бароне фон Ромберке становятся известны благодаря иллюстрации Александа Дункера к книге «Сельские резиденции, замки и резиденции рыцарских землевладельцев в прусской монархии». Неоготические ворота с тремя башнями имели открытый проем, как со стороны главного въезда с юга (закрывался деревянными решетчатыми воротами), так и с запада (был заложен следующим хозяином). Отсюда можно было пройти к террасированным садам с теплицами, устроенными на склоне холма. У его подножья, вдоль Алленбургского шоссе виднеется дом смотрителя замковой мельницы, согласно архивным картам, построенный здесь в середине XVIII в. Здесь также видно, что к этому дому тоже приложил руку Кноблаух, повторив новую архитектуру главного дома и конюшни. Стоит отметить, что это едва ли не единственное изображение, где лучше всего читается неоготический фасад хозяйственного сооружения.

 

Реконструкция генплана замка к 1945 году

Реконструкция планировки хозяйственной постройки к 1945 году

 

Белые оштукатуренные стены строений и синие сланцевые кровли стали визитной карточкой проектов К.Э. Кноблауха и не обошли замок Гердауэн стороной. В тот период подобный тип крыши мог рассказать о большом состоянии владельца здания и, действительно, Конрад фон Янсон был совсем не беден, раз смог позволить себе покупку таких, пусть и пришедших в запустение, но очень обширных владений. К сожалению, после его смерти семья столкнулась с долгами, и имение, которое унаследовал Макс Фрайгер фон Ромберг было продано в 1882 году.

 

Замок Гердауэн, иллюстрация Александра Дункера, 1857-1883 гг.

Альфред фон Янсон приобретает Гердауэн с 22000 акров земли в 1882 году примерно за два миллиона марок. Его современники сохранили много сведений об облике и планировке зданий. Во время первой мировой войны усадьба чудом не пострадала, когда как сам город Гнрдауэн был практически стерт.

Значительных изменений в архитектурный облик замка Альфред фон Янсон не вносил, ввиду его хорошего состояния после недавних ремонтных работ. Среди основных перестроек можно отметить только террасу главного дома. Элизабет Нойман упоминает ее строительство в 1880-х гг. Однако согласно датировке архивных фотографий, можно предположить ее время строительства в середине 1920-х годов.

 

Фото юго-восточного фасада главного дома до (1920-1930 гг.) и после (1925-1939гг.) постройки террасы с навесом

 

Вульф Вагнер смог воссоздать планировку усадьбы при помощи доктора Питера Графа фон Зедтвица, Элизабет Нойман и Эрнста Шварца, которые успели застать замок во всей красе. Было составлено подробное описание, позволяющее представить интерьеры, от которых практически не осталось даже иконографических данных: «Фактический главный вход находился с восточной стороны, но в основном его использовали только во время визитов; к нему вела высокая лестница. Лестница оканчивалась массивной деревянной дверью. Поскольку окна холла закрывали винтовые лестниц и темные занавески, помещение выглядело довольно мрачно. Там стояло два рыцарских доспеха и «исключительно красивый» шкаф в стиле гданьского барокко. К стенам были прикреплены многочисленные неолитические находки, такие как каменные молотки. По обе стороны от главного входы в нишах были расположены лестницы, которые вели в винный погреб и наверх в частично обустроенный чердак. В нише справа была железная винтовая лестница, которая вела в редко используемую комнату со различными старыми игрушками на столах, включая фонограф Эдисона, игрушечный поезд с лампочками, которые можно было поднимать и опускать на цепях, и старые зажигалки. Помещения справа от вестибюля до 1945 года практически не использовались, поэтому о них мало что можно сказать: прямо рядом с холлом была небольшая спальня, которая когда-то использовалась доктором Мартином фон Янсоном. Следом находился каминный зал, из которого выходила дверь на стену, ведущую к воротам внутреннего двора. Рядом с парком находилась охотничья комната, украшенная обычными трофеями, последним помещением в южной части замка была бильярдная с выходом в так называемую балконную комнату, в которую также можно было попасть через холл. Когда в 1880-х годах была построена терраса, одно из ее окон стало балконной дверью, из-за кровли террасы комната теряла много света. За балконной комнатой следовала цветочная комната, названная в честь большого зеркала с драпировкой из папье-маше, у которого спереди была цветочная ванна, но в которой цветы не росли. Цветочная комната служила гостиной, в которой происходила повседневная жизнь. В северо-западном углу за ширмой, разрисованной шинуазри, стояла большая белая мейсенская изразцовая печь, на восточной стене висел морской пейзаж Будена над фортепиано Blüthner. Стены были оклеены обоями с коричневатой текстурой. Между окнами был камин. Рядом с южным окном в алькове находился передвижной стол, а на западной стене – картина морского пехотинца в натуральную величину. С потолка свисала цветная Венецианская люстра. Помещение украшал паркетный пол из клена со вставками из ореха».

Большой коричневый зал рядом со столовой принадлежал боковому крылу замка. Со стороны парка у него был выход на балкон. На юго-восточной стороне салона стоял старинный готический шкаф (до 1400 года), в юго-западном и северо-западном углу - простая изразцовая печь зеленого цвета, а между двумя печами стояла многоярусная стойка со старыми венецианскими бокалами. На потолке была изображена сцена из легенды об Актеоне, где он превратился в оленя и был растерзан своими собаками за то. На одном из четырех круглых медальонов по углам комнаты был изображен сокол, убивающий цаплю. На кожаных стульях сохранился герб Ромберка. В центре большого стола расположили чучело орлана-белохвоста. На выходе из коричневого зала расположился буфет с обеденным лифтом ручного управления. Далее по коридору можно было попасть в спальные комнаты хозяина замка и его жены. Здесь, в боковом крыле дома, происходила вся повседневная жизнь, поэтому, расположенный тут второй вход использовался каждый день. В углу внутреннего двора между Коричневым и Синим залом находилась гостиная Альфреда фон Янсона, которая была обставлена весьма скромно, однако за темными шкафами этой комнаты хранилась одна из крупнейших частных коллекций минералов того времени, проданная в 1892 году.

Реконструкция планировки первого этажа нового замка к 1945 году

 

На верхнем этаже было несколько комнат для персонала, две комнаты для внука Герда фон Янсона, и еще одна для его учителей, пока Герд не переехал в школу-интернат в Кенигсберге. Здесь тоже была ванная, которая находилась в комнате бывшей горничной. Боковые стены коридора состояли из дощатых стен, окрашенных в оливково-зеленый цвет. Там, где коридор изгибался вправо на юго-восток, виднелась балка, на которой висела большая люстра в Голубой комнате. Там была двухступенчатая лестница, с которой надо было проявлять осторожность в темноте, потому что коридор не освящался.

 

Реконструкция планировки мансардного этажа нового замка к 1945 году

 

Из генплана замка первой половины XX в. известно, что помимо внутренних лестниц прислуга могла попасть в кухню в подвале напрямую с улицы с северного торца здания, у хозяйственной постройки.

Генплан замка Гердауэн первой половины XX века

Из описаний и архивных фотографий становится известно, что Альфред фон Янсон не стал убирать герб фон Ромберков, размещенный в картуше портала главного входа между декоративными зубцами.

 

Главный вход нового замка, фото 1895-1905 гг. и герб фон Ромберков

 

Сохранилось также и описание планировочной структуры старого замка. На северо-западе двор замка заканчивался так называемой «крепостью», которая являлась старым замком Гердауэн. Наружные стены двухэтажного здания были сложены из кирпича необычайной толщины и окончательно оштукатурены грубо нанесенным цементным раствором. Шатровая крыша, также покрытая серо-голубым сланцем, имела к северу маленькую средневековую башенку, на которой всегда гнездились аисты. На небольшое крыльцо первого этажа вели около двенадцати дощатых ступенек. Это крыльцо датируется временем реконструкции дома и имело неороманские формы. На двух этажах здания расположили четыре жилые квартиры для обслуживающего персонала. Проходя через парадную дверь, можно было сразу оказаться в длинном коридоре, упирающемся в лестницу, которая вела на второй этаж. За лестницей изначально было окно, в нишу которого кучер складывал какие-то мелочи. Первую квартиру слева занимала семья кучера. Вторая квартира была свободной, здесь во время войны расположили эвакуированных с запада, а затем солдат вермахта. Справа находилась лаборатория Альфреда фон Янсона, который всегда интересовался химией.

 

Реконструкция планировки первого этажа старого замка к 1945 году

Реконструкция планировки первого этажа старого замка к 1945 году

 

Квартиры слуги, посыльного и их семей были наверху. Чердак «замка» был мало обустроен и покрыт лишь частично, так что в полу просматривались мощные деревянные балки. Подвальные помещения были сводчатыми. В стене сохранились фрагменты лестницы, которая предположительно могла вести в проход к кирхе на другом берегу озера Банктин.

В 1953 году во время обыска кирхи Гердауэн был обнаружен круглый замурованный вход в полу, за ним шла лестница и железная дверь, за которой находился арочный коридор, засыпанный щебнем, позже вход снова был замурован.

Реконструкция планировки подвала старого замка к 1945 году

Альфред фон Янсон умер в 1943 году, его семья так и не смогла воспользоваться наследием. После 1945 года главный дом был снесен. В 1947 году в бывшем хозяйственном здании с конюшней разместили ветеринарную лечебницу. В 1990-х годах флигель был подвергнут перестройкам, серьезно затронувшим второй этаж и внутренние конструкции, было полностью утрачено крыльцо и большая часть декоративного убранства фасадов, но планы по размещению там гостиницы и ресторана так и не осуществились из-за тяжелого финансового положения инвестора. В результате, памятник окончательно потерял часть древних конструкций, но в то же время был спасен от варварского ремонта, следы которого до сих пор видны на западном фасаде, где планировали возвести балконы. Под эти нужды сильно перестроили стены второго этажа западного фасада, не соблюдая исторические формы. Серьезный разрушения видны и на восточном фасаде. На сегодняшний день территория фактически заброшена и продолжает медленно разрушаться.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.