Роль когнитивной оценки в возникновении эмоциональных состояний. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Роль когнитивной оценки в возникновении эмоциональных состояний.

2021-02-01 502
Роль когнитивной оценки в возникновении эмоциональных состояний. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Утверждается, что детерминанты эмоций необходимо искать в интеллектуальной или познавательной сфере.

В эксперименте Стенли Шахтера и Джерома Э. Зингера было сделано следующее: под предлогом проверки действия витаминного препарата на сумеречное зрение испытуемым вводился адреналин, который усиливает сердцебиение, учащает дыхание, вызывает озноб и может вызвать жар. Одной группе во время инъекции говорилось, что таким может быть побочное воздействие препарата (информированная группа); другую заверяли, что никаких побочных эффектов не ожидается (неинформированная группа); третьей сообщалось о не соответствующих действительности побочных эффектах, например о глухоте и зуде (ложно информированная группа). Контрольная группа (группа-плацебо) получала нейтральный препарат (физиологический раствор). После инъекции испытуемого отправляли в комнату для ожидания, где он должен был оставаться до тех пор, пока не начнется экспериментальная проверка действия препарата. Там находился еще один человек, якобы тоже принимавший участие в этом эксперименте и ждавший своей очереди. В действительности же он был подставным лицом, в присутствии испытуемого демонстрировавшим одну из двух эмоциональных модальностей поведения. В эйфорическом варианте (для половины испытуемых) он вел себя очень весело, в частности делал бумажные самолетики, запускал их и пытался вовлечь в это занятие испытуемого. В гневном варианте он, напротив, ругал вопросы, на которые должен был отвечать письменно, взвинчивал себя этим, пока, наконец, в ярости не покидал комнату.

Воздействие наблюдения эйфорического и гневного поведения на испытуемых каждой группы оценивалось на основе скрытого наблюдения и последующих самоотчетов испытуемых.

Результаты эксперимента позволили утверждать, что в формуле «Эмоция = познание*возбуждение» детерминирующим компонентом является познавательный компонент. Значимые различия обнаружились между участниками, получившими адекватную информацию о последствиях возбуждающей инъекции, и участниками, такой информации не получившими (в «условиях гнева») или получившими неадекватную информацию («в условиях эйфории»).

Ричард Лазарус предложил рассматривать 6 оценочных компонентов: 3 первичных и 3 вторичных, которые формируют когнитивный профиль каждой эмоции. Все первичные оценочные компоненты касаются мотивационных переменных, все вторичные оценочные компоненты относятся к доступным вариантам совладания с ситуацией. В условиях сущностно-значимых тем (специфическая значимость каждой эмоции, согласно Р. Лазарусу) происходит синтез отдельных оценочных компонентов в конкретную значимость.

Первый когнитивный компонент для возникновения эмоции - это наличие цели. Если нет цели и она не возникла при встрече с ситуацией, нет никакой возможности для появления эмоций. Минимальной когнитивной предпосылкой любой эмоции является ощущение того, что нечто в окружении имеет отношение к моим целям. Однако, если мы хотим предсказать, окажется ли эмоция положительной или отрицательной, то нам нужно знать, будут ли условия оценены как благоприятные или неблагоприятные.

27.Эмоции в регуляции деятельности. Закономерности развития регулирующей функции эмоций. Соотношение эмоций, мотивации и личностного смысла.

Попытку ответить на вопрос: какую функцию выполняют эмоции? - мы обнаруживаем уже в работах психологов-интроспекционистов. Титченер, например, рассматривал эмоции (чувства) как психические процессы, возникающие у человека в зависимости от того, какое значение имеют действующие на него раздражители.

Подобных представлений придерживался и Витвицкий, который отмечал, что у человека существует врожденная предрасположенность испытывать удовольствие при полезных действиях и страдание - при воздействиях, вредных для индивиды, группы или вида. От также утверждал, что характерным свойством чувств является их "жизненная теплота", побуждающая к действия. Чувства являются фактором, обусловливающим соответствующую деятельность.

Эта идея была развита в гормической психологии, разработанной Мак-Дауголлом. Он исходил не из самих психических явлений, а из факта целенаправленного поведения живых существ, источник которой он видел в существовании "жизненного импульса", или влечения. По его мнению, главным регулятором целенаправленного поведения животных и людей являются инстинкты. Каждый инстинкт состоит из 3-х компонентов: предрасположенности к восприятию некоторых раздражителей, эмоции и предрасположенности к выполнению определенных действий. Побуждающая сила инстинкта заключена в эмоции, которая направляет индивида к определенным целям и свидетельствует об актуализации инстинкта. Отдельным инстинктам соответствуют специфические эмоции. Эмоция содержит импульс к действию, однако то, как будет вести себя человек в конкретной ситуации зависит еще и от других психических образований - сложных чувств. Чувства - это приобретенные (а не врожденные) психические структура, некоторые волевые тенденции. Теория Мак-Дауголла не получила большого распространения.

В концепции психоанализа эмоции также являются основным регулятором действий человека. Эмоции - это психические процессы, или специфический вид функций. По мере развития контактов с окружением эмоции начинают "связываться" с определенными объектами внешнего мира (катексис), благодаря чему эти объекты приобретают ценность для субъекта. Процесс вытеснения эмоции происходит благодаря возникновению тревоги; в результате вытеснения нарушается связь некоторых эмоциональных процессов с другими сферами личности, что иногда вызывает психические расстройства.

Таким образом, в рамках психоанализа:

Источники эмоций: Они коренятся в биологических функциях человека; в процессе развития формируются новые психические образования, которые также могут стать мощным источником разнообразных эмоций.

Роль эмоций: Эмоции регулируют действия человека; то, как эти действия будут совершаться, зависит от актуального сочетания эмоциональных сил; неправильное протекание эмоциональных процессов является источником психических расстройств (неврозов, психозов).

Связь эмоций с другими процессами: В начале своего развития человек полностью подчинен коренящимся в "оно" эмоциям и влечениям (руководствуясь принципом удовольствия). Затем постепенно развиваются психические процессы: восприятие, память и т.д., которые становятся инстанцией, регулирующей эмоции; человек начинает руководствоваться принципом реальности.

К эмоциональным процессам относится широкий класс процессов внутренней регуляции деятельности. Эту функцию они выполняют, отражая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъекта, их значения для осуществления его жизни.

Специальный анализ соотношения смысла и эмоции, проведенный (Витис Казис Вилюнас) В.К. Вилюнасом, привел его к выводу, «что обе системы терминологии — «эмоциональная» и «смысловая» - описывают в психологии одни и те же явления и поэтому в большой степени взаимозаменяемы.

Д.А. Леонтьев с этим не согласен. Эмоциональная реакция, как правило, сигнализирует нам о личностном смысле. Можно говорить о том, что эмоции выполняют вспомогательную функцию презентации личностного смысла на осознаваемом уровне, не столько содержательно отображая его (это невозможно, поскольку смысл гораздо сложнее и глубже эмоции), сколько привлекая к нему внимание и ставя задачу на его содержательное раскрытие.

Личностный смысл - структурная характеристика отношения мотива к цели и оценка мотивом данной ситуации по отношению к его потребностной сфере. Понятие личностного смысла шире понятия эмоции, хотя когда-то в литературе эти понятия уравнивались. Личностный смысл проявляется на осознаваемом и неосознаваемом уровнях в сновидениях, оговорках, описках и т.д.

Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных, секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в ходе развития эмоции утрачивают свою прямую инстинктивную основу, приобретают сложнообусловленный характер, дифференцируются и образуют многообразные виды так называемых высших эмоциональных процессов: социальных, интеллектуальных и эстетических, которые у человека составляют "главное содержание его эмоциональной жизни". По своему происхождению, способам проявления и формам протекания эмоции характеризуются рядом специфических закономерностей. Даже так называемые низшие эмоции являются у человека продуктом общественно-исторического развития, т.е. результатом трансформации инстинктивных, биологических форм, с одной стороны, и формирования новых видов эмоций — с другой; это относится так же к эмоционально-выразительным, мимическим и пантомимическим движениям, которые, включаясь в процесс общения между людьми, приобретают в значительной мере условный и вместе с тем социальный характер, чем и объясняются отмечаемые культурные различия в мимике и эмоциональных жестах. Таким образом, эмоции и эмоциональные жесты человека представляют собой не рудиментарные явления психики, а продукт положительного развития и выполняют в регулировании его деятельности важную роль. К эмоциональным, в широком смысле слова, процессам в настоящее время принято от носить аффекты, собственно эмоции и чувства (классификация А.Н Леонтьева).

По С.Л. Рубинштейну: С одной стороны, ход и исход человеческой деятельности вызывают обычно у человека те или иные чувства, с другой – чувства человека, его эмоциональные состояния влияют на его деятельность. Эмоции не только обусловливают деятельность, но и сами обусловливаются ею. Характер эмоций, их основные свойства и строение эмоциональных процессов зависят от нее. Характер эмоционального процесса зависит далее и от структуры деятельности. У человека эмоции, связанные с деятельностью, занимают особое место, поскольку именно она дает положительный или отрицательный результат. Отличное от элементарного физического удовольствия или неудовольствия чувство удовлетворения или неудовлетворения со всеми его разновидностями и оттенками (чувства успеха, удачи, торжества, ликования и неуспеха, неудачи, краха и т.д.) связано прежде всего с ходом и исходом деятельности. При этом в одних случаях чувство удовлетворения связано преимущественно с результатом деятельности, с ее достижениями, в других - с ходом ее. Однако и тогда, когда это чувство связано в первую очередь с результатом деятельности, результат переживается эмоционально, поскольку осознается как достижение по отношению к деятельности, которая к ним привела. Когда данное достижение уже закреплено и превратилось в обычное состояние, во вновь установившийся уровень, не требующий напряжения, труда, борьбы за его сохранение, чувство удовлетворения относительно быстро начинает притупляться. Эмоционально переживается не остановка на каком-нибудь уровне, а переход, движение к более высокому уровню. Это можно наблюдать на деятельности любого рабочего, добившегося резкого повышения производительности труда. Чувство достигнутого успеха, торжества сравнительно быстро затухает, и каждый раз снова разгорается стремление к новым достижениям, ради которых нужно биться и работать. Точно так же, когда эмоциональные переживания вызывает сам процесс деятельности, то радость и увлечение процессом труда, преодоление трудностей, борьба не являются чувствами, связанными лишь с процессом функционирования. Наслаждение, которое доставляет нам процесс труда, - это в основном наслаждение, связанное с преодолением трудностей, т.е. с достижением частичных результатов, с приближением к результату, который является конечной целью деятельности, с движением по направлению к нему. Таким образом, чувства, связанные по преимуществу с ходом деятельности, хотя и отличны, но неотрывны от чувств, связанных с ее исходом.

Карл Бюлер выдвинул закон, согласно которому по ходу действия положительные эмоции перемещаются от конца к началу.

28.Аффекты, их психологическая характеристика. Аффективные следы. Проблема детекции лжи. Патологический аффект: его специфика и динамика.

Согласно А.Н. Леонтьеву, аффекты – сильные, относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, содержание и характер которых может, однако, изменяться, в частности, под влиянием воспитания и самовоспитания.

Аффекты могут возникать не только под действием факторов, затрагивающих поддержание физического состояния человека. Также они могут возникнуть в социальных отношениях, например в результате социальных оценок и санкций. Являются сдвинутыми к концу события, т.е. возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию. Регулирующая функция состоит в создании аффективных следов, управляющих избирательностью последующего поведения (накопление опыта). Такие аффективные следы обнаруживают тенденцию к навязчивости - ассоциативный эксперимент Юнга - (даже относительно далекие по смыслу стимулы по ассоциации вызывают элементы аффективного комплекса) и тенденцию к торможению (А.Р. Лурия) (актуализация элементов аффективного комплекса вызывает торможение речевых реакций + сопряженных с ними двигательных). На этом основан принцип действия "детектора лжи". Повторение ситуаций, вызывающих отрицательное аффективное состояние, ведет к аккумуляции аффекта, которая может разрядиться в бурном неуправляемом аффективном поведении - "аффективном взрыве".

Аффект нарушает всю энергетику организма, а так как корни всякого аффективного состояния сосредоточены, конечно, в деятельности его нервной системы, дающей ответы и на внешние, и на внутренние раздражители, то ясно, что максимальные отклонения при аффекте наблюдаются именно в высших нервно-психических процессах: мышлении, скорости и правильности ответов организма, распределении и устойчивости его внимания, закреплении и сохранении его навыков и т.д.

Патологический аффект – это болезненное состояние психогенного происхождения, возникающее у практически психически здорового человека. Патологический аффект понимается психиатрами как острая реакция в ответ на психотравмирующее воздействие, на высоте развития которой имеет место нарушение сознания по типу аффективного сумеречного состояния (сумеречное состояние психогенного происхождения). Сумеречное состояние - внезапное помрачение сознания с последующей амнезией, при котором больной совершает взаимосвязанные последовательные действия, обусловленные образным бредом, галлюцинациями и бурными аффектами страха, злобы (могут быть совершены антиобщественные, в т.ч. опасные для окружающих, поступки). Аффективная реакция такого типа характеризуется остротой, яркостью выражения и трехфазностью течения: подготовительной фазой, фазой взрыва и заключительной (исходной) фазой. Для каждой их этих фаз нарушение сознания и отдельных его ингредиентов (памяти, восприятия, запаса представлений и т.п.) имеет свои особенности. Юлий Вениаминович Португалов охарактеризовал каждую из этих фаз следующим образом:

· Подготовительная фаза характеризуется сохранением сознания. Патологический аффект в начале своего развития не может протекать на фоне бессознательного состояния. Восприятие в этой фазе вплоть до наступления взрыва нарушается не резко, однако преобладает неспособность наблюдать и осознавать происходящее психически. Бедный, сильно суженный круг представлений резко аффективно окрашен. Душевная деятельность становится односторонней из-за единственного стремления - осуществить свое намерение. Вся остальная личность, поскольку она противоречит этому, как бы перестает существовать.

· Фаза взрыва, с биологической точки зрения, является процессом реагирования. Здесь патологический аффект выступает как комплекс сильнейшего чувственного тона, требующий немедленного реагирования. Волевые расстройства проявляются в нарушении равновесия между усилившимися побуждениями и ослабленным тормозящим аппаратом, т. е. в том, что получило название утраты самообладания. Происходит беспорядочная смена представлений. Сознание в этой фазе нарушается, утрачивая ясность поля и снижая его порог. По описанию некоторых испытуемых, они в момент правонарушения находились, как во сне, ничего о нем не помнят. Агрессивные действия, наблюдаемые в этой фазе, будучи обусловленными местью, ревностью и т. п., обычно выражаются в нападении, разрушении, борьбе, гневе, ярости. В некоторых случаях вместо агрессивных действий поведение приобретает пассивный характер и выражается в растерянности, бесцельной хлопотливости и т.п. Таким образом, в этой стадии патологического аффекта проявляются как бы две линии поведения: в одном случае — стремление отразить, напасть, в другом — желание убежать, спрятаться.

· Исходная или заключительная фаза в основном характеризуется истощением психических и физических сил. Аффект, как состояние наивысшего внутреннего напряжения, физиологически представляет собой громадную работу, сопровождающуюся тратой большого запаса энергии. Он неминуемо ведет к быстрому истощению нервной системы, что выражается в некотором психическом отупении, равнодушии и безучастности ко всему окружающему, иногда склонности ко сну. Спустя некоторое время после восстановления сил, обнаруживается нарушение воспоминаний о событиях, относящихся к периоду развития и взрыва патологического аффекта.

Экспериментальные методы диагностики аффектов А.Р. Лурия: Создал аппарат (вместе с А.Н. Леонтьевым), который регистрировал динамику физиологических проявлений. Метод сопряжённых моторных реакций: испытуемому последовательно предъявляется ряд словесных раздражителей. На каждое слово ряда он должен ответить по свободной ассоциации другим словом и одновременно нажать на ключ пальцами правой и левой рук. Вызванное словом эмоциональное состояние регистрируется по речевым ответам и деформации двигательных реакций - изменению их длительности и пр. Сочетание речевых и двигательных симптомов полнее отражает динамику эмоциональных состояний, чем традиционно используемые вегетативные показатели. Если человек специально контролирует себя, его время реакции увеличивается.

В 1929 году вышла книга А.Р. Лурия «Природа человеческих аффектов» на английском языке. На русском языке книга вышла только в 2002 году.

Проблема детекции лжи.

В. Марстон в начале 20 в. окрестил применявшийся сфигмограф (аппарат для графической регистрации пульса) для "инструментального метода обнаружения лжи" - "детектором лжи". Активное развитие метода началось в 20-ые годы в США. Дж. Ларсон сконструировал устройство, обеспечивающее непрерывную и одновременную регистрацию кровяного давления, пульса и дыхания. А его помощник Л. Килер впервые сконструировал полиграф, специально предназначенный для выявления у человека скрываемой им информации (1933 г.), разработал методику испытаний на полиграфе (1935 г.).

Инициатором работ по детекции лжи в нашей стране был А.Р. Лурия, которому тогда было 25 лет. В основу исследований был положен ассоциативный метод, в дополнение к которому он предложил вести запись на приборе быстроты реакции испытуемого на слова-раздражители. Занимаясь исследованиями в этом направлении, ученый установил, что "состояние моторной сферы очень точно отражает нервно-психическое состояние испытуемого и дает объективную характеристику структуры протекающей реакции. Ранняя модель детектора лжи. А.Р. Лурия сформулировал принцип психофизиологических способов выявления у человека скрываемой им информации: "единственная возможность изучить механику внутренних процессов сводится к тому, чтобы соединить эти скрытые процессы с каким-нибудь одновременно протекающим рядом доступных для непосредственного наблюдения процессов, в которых внутренние закономерности находили бы свое отражение".

Первым (после Лурии), кто соприкоснулся с данной тематикой, был академик П.В. Симонов. Занимаясь разработкой информационной теории эмоций, в конце 60-х - начале 70-х гг. он изучил "метод обнаружения эмоциональных реакций на значимый для субъекта сигнал". Он пришел к выводу, что эффективность данного метода не вызывает сомнений.

29.Чувства и настроения, их психологическая характеристика

Согласно А.Н Леонтьеву, чувства – особый подкласс эмоциональных процессов, служащий основой для формирования устойчивых эмоциональных констант и носящий предметный характер.

Отчетливо выраженный предметный характер возникает в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте - конкретном или обобщенном, отвлеченном (чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т.д.). Образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств к конкретному объекту и кончая высшими социальными чувствами, относящимися к социальным ценностям и идеалам. Чувства являются продуктом жизни человека в обществе, общения и воспитания.

Согласно С.Л. Рубинштейну, чувства выражают в форме переживания отношение субъекта к окружению, к тому, что он познает и делает. Чувства выражают состояние субъекта и отношение к объекту. А.Н. Леонтьев. А.А. Смирнов, С.Л. Рубинштейн и Б.М. Теплова подчеркивали, что в отличие от эмоций чувства связаны с потребностями, возникшими в ходе исторического развития человечества. В их основе лежат прежде всего потребности, связанные с отношениями между людьми.

В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, чувства субъективно выделяют явления, имеющие для человека стабильную мотивационную значимость. Одно и то же чувство может реализоваться в различных эмоциях. Это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью их связей друг с другом. Пример: чувство любви порождает целый спектр эмоций (радость, гнев, печаль, сочувствие, ревность и т.д.). В одном и том же чувстве нередко сливаются и переходят друг в друга разные по знаку (положительны/отрицательные) эмоции.

Исторически чувства формируются в процессе развития человека и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. В онтогенезе чувства проявляются позже, чем собственно эмоции. Они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий.

Подход Вильгельма Вундта:

(каждое из 6 направлений на схеме может сосуществовать с чувствами тех двух измерений, к которым само оно не принадлежит)

В. Вундт выделил три измерения эмоций:

· удовольствие - неудовольствие;

Между ними, в виде индифферентной середины, находится, по-видимому, состояние, свободное от чувства, воспринимаемое нами при безразличных впечатлениях.

· успокоение - возбуждение;

Высшая степень успокоение - подавленность (депрессия).

· напряжение - разрешение;

Чувство разрешения нередко соединяется с удовольствием, а чувство напряжения - с неудовольствием. Но оно же может комбинироваться и с чувством возбуждения, может даже быть заглушено каким-нибудь из этих чувств.

В конкретных душевных состояниях обыкновенно смешиваются друг с другом элементы многих чувств. В. Вундт подчеркивал, что найти еще какие-нибудь другие эмоциональные элементы специфически отличающиеся от трех выше различенных пар противоположностей, по-видимому, уже нельзя.

В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему. Они могут оставаться потенциальными (нереализованными). В содержании доминирующих чувств человека выражаются его мировоззренческие установки. Страсть - чувство исключительной силы стойкости, длительности, выражающееся в направленности помыслов и сил на единую цель.

Варианты классификации чувств:

1. Области деятельности и сферы социальных явлений:

· моральные

· эстетические

· интеллектуальные

· практические

· родительские

2.  Степень обобщённости предметного содержания:

· конкретные (например, к ребёнку, произведению искусства)

· обобщённые (к детям, к музыке)

· абстрактные (чувство справедливости)

Единой классификации не существует.

А.Н. Леонтьев выделял настроения – фоновый процесс, не привязанный к конкретному объекту или ситуации. Эмоциональное состояние невысокой интенсивности, образует эмоциональный фон для протекания других психических процессов.

Существует еще одна точка зрения, по которой настроение является способом и видом реакции сознательного человека на текущее положение дел.

Согласно взглядам В. Вундта, "настроение" заключает в себе понятие о продолжительном возбуждении души. Настроения имеют более спокойный, по сравнению с аффектами, характер. Настроение, как и аффект, всегда происходит путем умозаключения или ряда умозаключений: это вывод, для которого возбуждающие представления служат посылками. Источник всегда - познавательный процесс.

Настроение может означать так же:

· эмоциональное состояние, которое вызывает какой-либо объект (например картина или мелодия). В таком случае говорят о настроении этого объекта (настроении картины, настроении мелодии).

· систему ожиданий и стремлений кого-либо (социальной группы, как политического ресурса; человека, как рабочей единицы и тому подобного). Синонимом этого значения является слово «настрой».

30.Эмоциональные состояния. Тревога и страх. Совладание с негативными эмоциями.

А.Н. Леонтьев (классификация эмоциональных состояний) – в классификации рассматриваются энергетические и временны́е параметры.

· Собственно эмоции – психические процессы переживания смысла, механизм внутренней регуляции деятельности.

Эмоции – более длительное состояние (по сравнению с аффектами), иногда лишь слабо проявляющееся во внешнем поведении. Они имеют отчётливо выраженный ситуационный характер (выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям). Ярко выраженный идеаторный характер эмоций - способность предвосхищать ситуации или события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях. Эмоциональный опыт человека шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Через собственные эмоции разные люди понимают друг друга, попадая в общие ситуации. Эмоции могут обобщаться из разных ситуаций.

· Аффекты – сильные, относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, содержание и характер которых может, однако, изменяться, в частности, под влиянием воспитания и самовоспитания.

Аффекты могут возникать не только под действием факторов, затрагивающих поддержание физического состояния человека. Также они могут возникнуть в социальных отношениях, например в результате социальных оценок и санкций. Являются сдвинутыми к концу события, т.е. возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию. Регулирующая функция состоит в создании аффективных следов, управляющих избирательностью последующего поведения (накопление опыта). Такие аффективные следы обнаруживают тенденцию к навязчивости (даже относительно далекие по смыслу стимулы по ассоциации вызывают элементы аффективного комплекса) и тенденцию к торможению (актуализация элементов аффективного комплекса вызывает торможение речевых реакций + сопряженных с ними двигательных). На этом основан принцип действия "детектора лжи". Повторение ситуаций, вызывающих отрицательное аффективное состояние, ведет к аккумуляции аффекта, которая может разрядиться в бурном неуправляемом аффективном поведении - "аффективном взрыве".

· Чувства – особый подкласс эмоциональных процессов, служащий основой для формирования устойчивых эмоциональных констант и носящий предметный характер.

Отчетливо выраженный предметный характер возникает в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте - конкретном или обобщенном, отвлеченном (чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т.д.). Образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств к конкретному объекту и кончая высшими социальными чувствами, относящимися к социальным ценностям и идеалам. Чувства являются продуктом жизни человека в обществе, общения и воспитания.

Кроме того, А.Н. Леонтьев выделяет настроения – фоновый процесс, не привязанный к конкретному объекту или ситуации. Эмоциональное состояние невысокой интенсивности, образует эмоциональный фон для протекания других психических процессов.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.