Типы мотивации и регуляции в теории самодетерминации (E.Deci, R.Ryan, 2000) — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы мотивации и регуляции в теории самодетерминации (E.Deci, R.Ryan, 2000)

2021-02-01 159
Типы мотивации и регуляции в теории самодетерминации (E.Deci, R.Ryan, 2000) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Типы регуляции Описание Условия формирования Способствующие факторы
Амотивация Непреднамеренное поведение, обусловленное неконтролируемыми влечениями, эмоциями или внешними силами. Полное отсутствие интернализации (процесс освоения внешних структур, в результате чего они становятся внутренними), интереса к поведению или веры в его значимость. Непоследовательные реакции окружающих, отсутствие связи поведения с его результатами.
Внешняя мотивация. Внешняя регуляция. Преднамеренные реакции, управляемые прежде всего заданными извне условиями. Интернализуется только информация, соответствующая важности действия, согласно заданным условиям. Практика принуждения или сильного давления, которая ставит акцент на заслуженных вознаграждениях и поощрениях.
Внешняя мотивация. Интроецированная регуляция. Интроекция - бессознательный процесс, в результате которого нечто, воспринимаемое извне, воспринимается человеком как происходящее из него самого. Поведение управляется заданными извне условиями, связанными с поддержанием чувства собственной ценности и общим одобрением, сопровождаемым переживаниями тревоги и давлением. Интернализация условий ощущения собственной ценности и информации о видах деятельности и качествах, которые полезны для получения одобрения.   Относительно контролирующие контексты, характеризующиеся условным принятием и вниманием.  
Внешняя мотивация. Идентифицированная регуляция. Индентификация - частично осознаваемый процесс уподобления себя другому. Относительно произвольные действия, регулируемые чувством значимости или роли для реализации своих ценностей и целей. Интернализация личной значимости деятельности посредством осознанной идентификации с ее смыслом и ценностью. Контекст, поддерживающий автономию, учитывающий собственную перспективу индивида и поддерживающий его выбор.
Внешняя мотивация. Интегрированная регуляция. Автономные действия, опирающиеся на интегрированное чувство Я и связную идентичность. Взаимная ассимиляция целевой идентичности с другими идентичностями, потребностями и аспектами интегрированного Я. Контекст, поддерживающий автономию, который также поощряет вдумчивое изучение ценностей, потребностей и регуляторных процессов.
Внутренняя мотивация Произвольное включение в деятельность, мотивируемое интересом и спонтанным удовлетворением. Дифференциация общих интересов и навыков в конкретных сферах активности и последующая их интеграция с другими аспектами Я. Предоставление возможностей, стимулирующих преследование и развитие интересов на основе оптимальных вызовов, информативной обратной связи и поддержки автономии и ориентировочной активности.

 

У. Тейджсон определяет свободу как переживание самодетерминации, связанное с самоосознанием. Он выделяет три параметра свободы:

· уровень когнитивного развития (когнитивная основа свободы);

· объем внешних ограничений;

· подсознательные внутренние детерминанты и ограничения;

Ключевым процессом в обретении и расширении свободы является рефлексивное осознание детерминант и ограничений собственной активности.

Близкие взгляды развивает Дж. Истербрук, уделяющий специальное внимание контролю над базовыми потребностями и тревогой, рождающейся в отношениях с внешним миром. Эффективность контроля и степень свободы оказываются непосредственно связанными с интеллектуальными способностями, обучаемостью и компетентностью.

Дж. Ричлак выдвигает на первый план проблему самодетерминации. Он видит основание свободы в способности самого субъекта, исходя из своих желаний и формулируемых на их основе осмысленных целей, детерминировать собственные действия, включаться в систему детерминации своей активности и ее переструктурировать, дополняя каузальную детерминацию поведения целевой. Основой свободы воли является диалектическая способность саморефлексии и трансценденции, позволяющая субъекту ставить под вопрос и изменять те предпосылки, на которых строится его поведение.

Атрибутивная теория мотивации. Бернард Вайнер обратил внимание на эксперименты бихевиористов с частичным подкреплением (крысы и голуби). После прекращения подкрепления они продолжали «надеяться» и до 100 раз нажимали кнопку или педаль впустую. Люди же очень быстро прекращают нажимать после прекращения подкрепления.

Экспериментальное исследование 1970 года показало, что люди с высокой мотивацией достижения приписывают успех своим способностям, а неудачу – случайности, в отличие от них люди с низкой мотивацией приписывают успех тому, что задача была не слишком сложной, а неудачу нехваткой своих способностей.

Четыре фактора, с помощью которых может объясняться причина успехов и неудач:

· способности (внутренний, стабильный)

· усилия (внутренний, нестабильный)

· трудность задачи (внешний, стабильный)

· удача (внешний, нестабильный)

Локус контроля – понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам. Введено социальным психологом Джулианом Роттером в 1954 году.

Склонность приписывать результаты деятельности внешним факторам называется «внешний локус контроля» (экстернальность).

Склонность приписывать результаты деятельности внутренним факторам называется «внутренний локус контроля» (интернальность). Внутренними факторами здесь являются свойства личности индивида: свои усилия, собственные положительные и отрицательные качества, наличие или отсутствие необходимых знаний, умений и навыков, и т. п.

Выученная беспомощность

Мартин Селигман показал, что опыт длительных неуспехов может выступить сильным и надёжным рычагом снижения ожидания в отношении успеха.

Эксперимент: Одной группе предъявлялся неприятный звук, который можно было отменить, второй – тот же звук, который нельзя было отменить. Во второй серии снова подавался звук, и можно было найти способ его отменить. Группа, которая ранее не имела возможности отменить звук, смирялась с ним, а группа, которая могла отменить, – отменяла звук.

Аналогичные эксперименты с собакой, которой били током через пол закрытой комнаты. В первом случае она не имела возможности спрятаться. Через некоторое время она смирялась. Во втором случае собаку помещали в комнату, где можно было спрятаться о тока. Однако она смирялась с неприятными ощущениями и не искала способа избежать их.

М. Селигман показал, что оптимисты и пессимисты по-разному толкуют хорошие и плохие события. Для оптимиста хорошие события в его жизни закономерны, а плохие – случайны. Для пессимиста плохие события в его жизни закономерны, а хорошие – случайны.

Самоэффективность – вера в эффективность собственных действий и ожидание успеха от их реализации. Один из ключевых терминов социально-когнитивной теории Альберта Бандуры. Общая самоэффективность складывается из частных самоэффективностей, существующих в различных областях человеческой деятельности.

В ряде исследований А. Бандура показал, что причиной нарушений поведения может быть отсутствие веры в эффективность собственных действий. Это открытие А. Бандуры часто называют теорией самоэффективности. Самоэффективность означает убеждение человека в том, что в сложной ситуации он сможет продемонстрировать удачное поведение. То есть вера в эффективность означает оценку собственной очень конкретно обозначенной поведенческой компетентности.

А. Бандура выдвинул гипотезу, что когнитивная по природе самоэффективность влияет на моторное поведение (например, будет ли стрессовая ситуация стимулировать попытки овладения ею, насколько это будут интенсивные попытки и как долго они будут продолжаться).

В своем концепте ожиданий А. Бандура различает ожидание эффективности и ожидание результатов. Ожидание результатов он определяет как оценку человеком того, что определенное поведение приведет к определенным результатам. Ожидание эффективности означает оценку того, в какой степени он в состоянии вести себя так, как это необходимо, чтобы получить некоторый результат. Различие состоит в том, что индивид может полагать, что некоторая реакция может привести или наверняка приведет к желательному результату, но не верить в то, что он сам в состоянии совершить это действие.

На формирование самоэффективности влияют четыре обстоятельства:

1. Наличие более или менее широкого репертуара навыков поведения.

2. Опыт, приобретенный посредством наблюдения за другими людьми (физическое или символическое следование модели).

3. Высказываемые другими убеждения — вербальное подкрепление или наказание.

4. Физическое, психологическое, эмоциональное состояние (человек всегда тем или иным способом оценивает свое эмоциональное состояние: страх, спокойствие, возбуждение в конфликтных ситуациях — и это влияет на оценку собственных поведенческих способностей).

Самоэффективность понимается А. Бандурой как переменная, которая находится во взаимной зависимости от актуальной ситуации и прежней истории развития индивида.

Посредством оценки ожиданий и уровня самоэффективности можно достаточно точно предсказать реальное поведение.

  23.Общее представление об эмоциях. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии.

Эмоция (от лат. emoveo – потрясаю, волную) – эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.

Левое полушарие отвечает за аналитические рациональные процессы (по Павлову, вторая сигнальная система), правое полушарие отвечает за эмоционально-образные процессы (по Павлову, первая сигнальная система). Межполушарная асимметрия базируется на основании «новизна» - «рутина». Правое полушарие работает без алгоритмов, когда человек сталкивается с чем-то новым, левое полушарие работает по ранее выработанным алгоритмам.

Понимание эмоций в психологии началось с Рене Декарта и Бенедикта Спинозы.

В своей работе «Страсти души» Рене Декарт отнес к телесным функциям не только рефлексы, но и эмоции, различные психические состояния, восприятие идей, запоминание и внутренние стремления. Под страстями Р. Декарт подразумевал все реакции тела, которые отражают «животные духи».

Страсти – восприятие, ощущения, душевные движения. Первичные страсти: удивление, любовь, ненависть, желание, радость, печаль.

Причины страстей:

· Воздействие т.н. духов на железу в мозге;

· Предметы, действующие на чувства.

Назначение страстей Р. Декарт видел в следующем: «Желать то, что природа преподносит нам как полезное, и не менять своего желания».

Новое продвижение к пониманию эмоций пришло со стороны эволюционной биологии. Чарльз Дарвин написал книгу «О выражении эмоций у человека и животных», заложив основы естественнонаучного понимания эмоций. Он констатировал, что большинство человеческих эмоций не имеет аналогов в животном мире, хотя подчиняются тем же биологическим законам функциональности. У приматов ладони потеют, потому что им необходимо в случае появления опасности убегать, цепляясь за ветви деревьев. Человеку обычно удирать по ветвям не нужно, а рудимент потения ладоней остался и не несёт прежнего биологического смысла. У некоторых животных (например, у медведя) нет анатомических основ для существования эмоций.

Ч. Дарвину удалось выявить только самые общие закономерности эволюции эмоциональных состояний. Чувства человека имеют животное происхождение, как и весь человек в целом.

Бенедикт Спиноза рассматривал подчинённость человека аффектам и его борьбе с ними. Л.С. Выготский говорил о том, что Б. Спиноза достиг большего, чем современные психологи. Эмоции (в терминах Б. Спинозы – аффекты) – состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее. Аффекты связаны с определенными представлениями, т.е. эмоция – это всегда отношение к чему-то. Б. Спиноза подходил к изучению эмоций интроспективно: доказывал способность разума сопротивляться аффектам. Аффектом называется как состояние человеческой души, так и связанное с этим состояние человеческого тела. Аффекты, возникнув от тех или иных причин, могут слагаться друг с другом многочисленными способами, образуя всё новые и новые разновидности аффектов, страстей. Их разнообразие вызывается не только природой того или иного объекта, но и природой самого человека.

Учение об аффектах и воле. Положения Б. Спинозы:

1. Всякая вещь стремится пребывать в своем существовании (наличие внутреннего источника), и это стремление есть сущность вещи.

2. Если такое стремление относится только к душе, то это воля. Если к душе и телу, то это влечение. Если влечение сознательно, то оно называется желанием (первым простым аффектом).

3. Душа может изменяться к большему-меньшему совершенству. Тогда возникает удовольствие (пассивное состояние, через которое душа переходит к большему совершенству) и неудовольствие. Это так же простые аффекты

4. Любые сложные аффекты сводятся к 3 основным: желанию, удовольствию и неудовольствию.

Если человек остается во власти аффектов, то он их раб. А осознание аффектов – свобода, блаженство души. Это суть развития воли (понимание своей аффективной сферы является источником развития воли). Способность души к укрощению аффектов состоит в их отделении от соответствующих представлении (в их познании). Другими словами, нужно отделять предмет от своего отношения к нему. На сегодняшний день этим занимается когнитивная психотерапия.

Таким образом, от Б. Спинозы и от Ч. Дарвина идут две параллельные линии изучения психологии эмоций: Б. Спиноза подходил к изучению эмоций интроспективно, а Ч. Дарвин рассматривал эмоции объективно, снаружи.

Подавляющее большинство исследований эмоций были посвящены изучению того, как соотносятся психологические составляющие эмоций с физиологическими реакциями.

Уильям Джеймс оказался представителем эволюционно-объективистской парадигмы, хотя в остальном был приверженцем интроспекции. Он называл эмоции «цыганами нашей психики». По его мнению, эмоции это рудимент, в будущем их не будет.

Уильям Джеймс и Карл Ланге создали теорию, согласно которой восприятие каких-то явлений сначала вызывает физиологические реакции, которые воспринимаются человеком и порождают психологические переживания. Эмоции – есть переживание собственных физиологических реакций.

Разочарование – это уменьшение произвольной иннервации

Страх – это уменьшение произвольной иннервации + сокращение сосудов + спазм гладких мышц.

Уолтер Кэннон опровергнул теорию Джеймса-Ланге:

1. Перерезка блуждающего нерва у собаки не уничтожает эмоции.

2. Одни и те же телесные изменения происходят при очень разных эмоциональных состояниях. Каким образом довольно скудному набору телесных изменений соответствует огромное множество эмоций?

3. Во внутренних органах очень мало нервных окончаний, этого количества недостаточно, чтобы передавать куда-то информацию о телесных изменениях.

4. Введение адреналина вызывает состояние «я чувствую себя, как если бы я был напуган, но я не напуган».

Эксперименты показывают, что кошка, лишенная симпатической нервной системы, на угрозу своим котятам реагирует также как и нормальная кошка.

Эмоции возникают в тех ситуациях, когда следующим шагом будет усиленная мышечная активность. Для этого и важны телесные функции. Физиологические реакции важны, потому что вслед за эмоциональной реакцией последует мышечная активность. То есть происходит мобилизация организма для того, что последует после эмоциональной реакции.

В своих экспериментах У. Кэннон показал, что просто усиленная мышечная работа даёт те же физиологические изменения, что и эмоции.

В процессе эволюции эмоция не отмирает, отмирают её телесные компоненты.

Пётр Кузьмич Анохин: Эмоции – это физиологические состояния организма.

Эмоции отражают аспекты значимости. Отсутствие эмоций – никакой значимости. Различие между эмоциями и смыслом заключается в привязке эмоций к физиологическим состояниям организма. Количество эмоциональных состояний ограничено. Эмоции дают яркую, но неспецифичную оценку смысла.

Эмоции – это всегда реакция, а на что неизвестно. Поверхностная оценка ситуации.

Эмоции – это чувственная ткань смысла.

А.Н. Леонтьев: Эмоции выполняют роль внутренних сигналов. Они отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Функция эмоций: индикация +/- санкционирование прошлой, настоящей и будущей деятельности. Эмоции способны регулировать деятельность в соответствии с предвосхищаемыми обстоятельствами. Индивидуальный эмоциональный опыт + опыт, усвоенный в различных коммуникациях.

Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в ходе развития эмоции утрачивают свою прямую инстинктивную основу, приобретают сложно обусловленный характер, дифференцируются и образуют многообразные виды высших эмоциональных процессов: социальных, интеллектуальных и эстетических. Даже низшие эмоции являются у человека продуктом общественно-исторического развития, результатом трансформации их инстинктивных, биологических форм, с одной стороны, и формирования новых видов эмоций - с другой.

Эмоции и эмоциональные выразительные движение - не рудиментарные явления психики, а продукт положительного развития. Эмоциональные процессы: аффекты, собственно эмоции и чувства.

Теории эмоций:

· Теория Джеймса-Ланге предполагает, что вначале возникает реакция организма на какую-то ситуацию, которая затем переживается нами как определенная эмоция. Т.е. при встрече со злобной собакой мы вначале ощущаем, как у нас задрожали колени и похолодело внутри, а потом понимаем, что мы испугались. По мнению Джемса, "мы грустим потому что плачем, злимся потому что наносим удар, боимся потому что дрожим".

· Теория Кэннона-Барда подвергает сомнению названную теорию, т.к., по мнению Кэннона, многим различным эмоциям соответствуют одинаковые физиологические состояния и только от индивида зависит, как он истолкует это состояние и какой знак - положительный или отрицательный- ему припишет.

· Информационная теория П. Симонова устанавливает зависимость между возникновением эмоции определенной окрашенности и выраженности и степенью информированности индивида о возможности удовлетворения какой-либо потребности.

24.Биологическая целесообразность эмоций. Функции эмоций. Возможные основания и разновидности классификаций эмоций.

Биологическая целесообразность эмоций состоит в том, что они выступают в роли механизма уравновешивания, приспособления к окружающей среде.

Вызывают органические изменения:

· Сердечно-сосудистой системы

· Дыхательной системы

· Пищеварительной системы

· Желез внутренней и внешней секреции

· Биохимических показателей

· Кожно-гальванической реакции

· Температуры тела, реакции зрачка, мигания

· Электроэнцефалографии

· Электромиографии (метод исследования функционального состояния органов движения и речи путем регистрации биопотенциалов мышц)

Закон Уайлдера: Если в эмоциональном фоне исходная величина велика, то при эмоциональном напряжении (стрессе) показатели мало меняются; если в эмоциональном фоне исходная величина низкая, то при стрессе она может оказаться такой же, а может быть прямо противоположной.

Функции эмоций:

1. Функция оценки (возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека).

2. Функция мобилизации (проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству; заставляет организм сосредоточить все усилия на преодоление негативной ситуации).

3. Функция следообразования (заключается в предвосхищении событий, которые произойдут в будущем; но случается, что возникает после действия).

4. Функция побуждения и поддержания деятельности.

5. Функция компенсации информационного дефицита (ресурс для решения задач).

6. Функция коммуникации.

7. Функция дезорганизации (для полной мобилизации физических сил).

Эмоции отражают аспекты значимости. Отсутствие эмоций – никакой значимости. Различие между эмоциями и смыслом заключается в привязке эмоций к физиологическим состояниям организма. Эмоции дают яркую, но неспецифичную окраску смысла.

Варианты классификации эмоций

А.Н. Леонтьев (классификация эмоциональных явлений) – в классификации рассматриваются энергетические и временны́е параметры.

· Собственно эмоции – психические процессы переживания смысла, механизм внутренней регуляции деятельности.

Эмоции – более длительное состояние (по сравнению с аффектами), иногда лишь слабо проявляющееся во внешнем поведении. Они имеют отчётливо выраженный ситуационный характер (выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям). Ярко выраженный идеаторный характер эмоций - способность предвосхищать ситуации или события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях. Эмоциональный опыт человека шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Через собственные эмоции разные люди понимают друг друга, попадая в общие ситуации. Эмоции могут обобщаться из разных ситуаций.

· Аффекты – сильные, относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, содержание и характер которых может, однако, изменяться, в частности, под влиянием воспитания и самовоспитания.

Аффекты могут возникать не только под действием факторов, затрагивающих поддержание физического состояния человека. Также они могут возникнуть в социальных отношениях, например в результате социальных оценок и санкций. Являются сдвинутыми к концу события, т.е. возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию. Регулирующая функция состоит в создании аффективных следов, управляющих избирательностью последующего поведения (накопление опыта). Такие аффективные следы обнаруживают тенденцию к навязчивости (даже относительно далекие по смыслу стимулы по ассоциации вызывают элементы аффективного комплекса) и тенденцию к торможению (актуализация элементов аффективного комплекса вызывает торможение речевых реакций + сопряженных с ними двигательных). На этом основан принцип действия "детектора лжи". Повторение ситуаций, вызывающих отрицательное аффективное состояние, ведет к аккумуляции аффекта, которая может разрядиться в бурном неуправляемом аффективном поведении - "аффективном взрыве".

· Чувства – особый подкласс эмоциональных процессов, служащий основой для формирования устойчивых эмоциональных констант и носящий предметный характер.

Отчетливо выраженный предметный характер возникает в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте - конкретном или обобщенном, отвлеченном (чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т.д.). Образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств к конкретному объекту и кончая высшими социальными чувствами, относящимися к социальным ценностям и идеалам. Чувства являются продуктом жизни человека в обществе, общения и воспитания.

Кроме того, А.Н. Леонтьев выделяет настроения – фоновый процесс, не привязанный к конкретному объекту или ситуации. Эмоциональное состояние невысокой интенсивности, образует эмоциональный фон для протекания других психических процессов.

В середине XX века было введено понятие «базовые эмоции», означающее наиболее типичные эмоции, заложенные биологически, через них можно выразить все остальные эмоции.

Классификация эмоций по знаку: положительные (факт удовлетворения актуальных потребностей) и отрицательные (факт неудовлетворения актуальных потребностей) + неопределенные (эмоциональная сторона первичной ориентировки в новых ситуациях; например. недоумение, интерес, любопытство)

Классификация по характеру воздействия на организм: стенические (вызывают активное состояние) и астенические (вызывают пассивное состояние).

Классификация по фактору времени: длительные (эмоции) и кратковременные (аффекты).

Классификация по величине интенсивности: слабые (эмоциональный тон), средние (собственно эмоции) и сильные (аффекты).

Наиболее распространённой является классификация Роберта Плутчика (1966): выделяет 8 базисных эмоций, деля их на четыре пары, каждая из которых связана с определенным действием:

1. Разрушение (гнев) - защита (страх);

2. Принятие (одобрение) - отвержение (отвращение);

3. Воспроизведение (радость) - лишение (уныние);

4. Исследование (ожидание) - ориентация (удивление);

В. Вундт выделил три измерения эмоций:

· удовольствие - неудовольствие,

· успокоение - возбуждение,

· напряжение - разрядка.

Кэррол Изард выделяет 10 основных эмоций: гнев, презрение, отвращение, дистресс (горе-страдание), страх, вину, интерес, радость, стыд, удивление.

С его точки зрения, базовые эмоции должны обладать следующими обязательными характеристиками:

1.  иметь отчетливые и специфические нервные субстраты;

2. проявляться при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики);

3. влечь за собой отчетливое и специфическое переживание, осознаваемое человеком;

4. возникать в результате эволюционно-биологических процессов;

5. оказывать организующее и мотивирующее влияние на человека, служить его адаптации;

Однако сам К. Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные к базовым, не обладают всеми этими признаками. Так, эмоция вины не имеет отчетливого мимического и пантомимического выражения. С другой стороны, некоторые исследователи приписывают базовым эмоциям и другие характеристики.

Очевидно, что базовыми можно называть те эмоции, которые имеют глубокие филогенетические корни, т. е. имеются не только у человека, но и у животных. Остальные эмоции, присущие только человеку (стыд, вина) к ним не относятся.

Вряд ли можно назвать эмоциями также интерес и застенчивость.

Близко к этому и деление эмоций Р. Плутчиком на первичные и вторичные (под последними подразумеваются комбинации двух или нескольких первичных эмоций). Так, к вторичным эмоциям он относит гордость (гнев + радость), любовь (радость + принятие), любопытство (удивление + принятие), скромность (страх + принятие) и т. д. Не трудно заметить, что в эмоции у него попали и чувства, и нравственные качества (скромность) и весьма странная эмоция — принятие

Пол Экман с сотрудниками на основе изучения лицевой экспрессии выделяют 6 основных эмоций: гнев, страх, отвращение, удивление, печаль и радость.

25.Предыстория психологии эмоций. Взгляды на эмоции Р. Декарта, Б. Спинозы, Ч. Дарвина. Интроспективный подход В. Вундта.

Понимание эмоций в психологии началось с Рене Декарта и Бенедикта Спинозы.

В своей работе «Страсти души» Рене Декарт отнес к телесным функциям не только рефлексы, но и эмоции, различные психические состояния, восприятие идей, запоминание и внутренние стремления. Под страстями Р. Декарт подразумевал все реакции тела, которые отражают «животные духи».

Страсти – восприятие, ощущения, душевные движения. Первичные страсти: удивление, любовь, ненависть, желание, радость, печаль.

Причины страстей:

· Воздействие т.н. духов на железу в мозге;

· Предметы, действующие на чувства.

Назначение страстей Р. Декарт видел в следующем: «Желать то, что природа преподносит нам как полезное, и не менять своего желания».

Новое продвижение к пониманию эмоций пришло со стороны эволюционной биологии. Чарльз Дарвин написал книгу «О выражении эмоций у человека и животных», заложив основы естественнонаучного понимания эмоций. Он констатировал, что большинство человеческих эмоций не имеет аналогов в животном мире, хотя подчиняются тем же биологическим законам функциональности. У приматов ладони потеют, потому что им необходимо в случае появления опасности убегать, цепляясь за ветви деревьев. Человеку обычно удирать по ветвям не нужно, а рудимент потения ладоней остался и не несёт прежнего биологического смысла. У некоторых животных (например, у медведя) нет анатомических основ для существования эмоций.

Ч. Дарвину удалось выявить только самые общие закономерности эволюции эмоциональных состояний. Чувства человека имеют животное происхождение, как и весь человек в целом.

Бенедикт Спиноза рассматривал подчинённость человека аффектам и его борьбе с ними. Эмоции (в терминах Спинозы – аффекты) – состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее. Аффекты подчиняются определённым закономерностям, логике. Б. Спиноза подходил к изучению эмоций интроспективно. Он доказывал способность разума сопротивляться аффектам. Аффектом называется как состояние человеческой души, имеющей смутные или неясные идеи, так и связанное с этим состояние человеческого тела. Основных аффектов, переживаемых человеком, 3: удовольствие, неудовольствие и желание. Аффекты, возникнув от тех или иных причин, могут слагаться друг с другом многочисленными способами, образуя всё новые и новые разновидности аффектов, страстей. Их разнообразие вызывается не только природой того или иного объекта, но и природой самого человека.

Таким образом, от Б. Спинозы и от Ч. Дарвина идут две параллельные линии изучения психологии эмоций: Б. Спиноза подходил к изучению эмоций интроспективно, а Ч. Дарвин рассматривал эмоции объективно, снаружи.

Подавляющее большинство исследований эмоций были посвящены изучению того, как соотносятся психологические составляющие эмоций с физиологическими реакциями.

Интроспективный подход Вильгельма Вундта:

В. Вундт предложил анализировать всю сферу переживаний, включая внутренний и внешний опыт. Доступ к сфере опыта должен даваться самонаблюдением, включенным в эксперимент. Метод впечатлений (произвольная вариация содержаний сознания с помощью внешних раздражений) и метод выражений (предполагает уже знание соответственных субъективных явлений, анализ которых относится к области первого метода; к субъективно воспринятым чувствам подыскиваются сопровождающие физические явления, которые могли бы иметь значение более или менее постоянных правильных симптомов этих чувств). Оба метода "психофизические".

(каждое из 6 направлений на схеме может сосуществовать с чувствами тех двух измерений, к которым само оно не принадлежит)

В. Вундт выделил три измерения эмоций:

· удовольствие - неудовольствие;

Между ними, в виде индифферентной середины, находится, по-видимому, состояние, свободное от чувства, воспринимаемое нами при безразличных впечатлениях.

· успокоение - возбуждение;

Высшая степень успокоение - подавленность (депрессия).

· напряжение - разрешение;

Чувство разрешения нередко соединяется с удовольствием, а чувство напряжения - с неудовольствием. Но оно же может комбинироваться и с чувством возбуждения, может даже быть заглушено каким-нибудь из этих чувств.

В конкретных душевных состояниях обыкновенно смешиваются друг с другом элементы многих чувств. В. Вундт подчеркивал, что найти еще какие-нибудь другие эмоциональные элементы специфически отличающиеся от трех выше различенных пар противоположностей, по-видимому, уже нельзя.

Он также предложил некоторые гипотетические кривые, выражающие, по его мнению, типичную динамику изменения эмоциональных состояний по каждому из названных измерений. Линия абсцисс - временные величины, а восхождение кривой над линией абсцисс и падение ниже нее - противоположные фазы чувства в пределах одного и того же измерения. Если в соответствии с этими кривыми рассмотреть различные виды эмоциональных процессов, то они будут сильно отличаться друг от друга по обоим измерениям. Наименьшая амплитуда вертикальных колебаний этих кривых будет, вероятно, связана с настроениями, а наибольшая – с аффектами. По горизонтальной же линии соотношения будут обратными: дольше всего будут сохраняться настроения, а меньше всего – аффекты.

Принцип единства эмоционального состояния: Все элементы чувств, находящиеся в данный момент в сознании, объединяются в единую равнодействующую чувства. Все простые чувства, объединяющиеся согласно принципу единства, взаимно модифицируют друг друга, и все они модифицируются общей равнодействующей.

Аффект - быстро проходящее движение, а настроение заключает в себе понятие о продолжительном возбуждении. Сильные аффекты - страсти. Это значит, что сильные движения души при своем колебании между приятным и неприятным чувством всегда склоняются на сторону последнего (страсть этимологически от слова "страдать").

Самые неопределенные из аффектов - горе и радость. Это основные настроения души, а остальные - производные. Горе, обращенное на какой-нибудь внешний предмет, - сожаление. Противоположность сожалению - грусть. Сожаление и грусть переходят в скорбь и уныние, становясь из аффекта продолжительным настроением.

Аффект и настроение всегда происходят путем умозаключения или ряда умозаключений, и то, что мы называем настроением или аффектом, есть, собственно, результат этого умозаключения: вывод, для которого возбуждающие представления служат посылками.

26.Физиология и психология эмоций. Периферическая теория Джеймса-Ланге и ее экспериментальная критика. Роль когнитивной оценки в возникновении эмоциональных состояний.

Подавляющее большинство исследований эмоций были посвящены изучению того, как соотносятся психологические составляющие эмоций с физиологическими реакциями.

Уильям Джеймс оказался представителем эволюционно-объективистской парадигмы, хотя в остальном был приверженцем интроспекции. Он называл эмоции «цыганами нашей психики». По его мнению, эмоции это рудимент, в будущем их не будет.

Уильям Джеймс и Карл Ланге создали теорию, согласно которой восприятие каких-то явлений сначала вызывает физиологические реакции, которые воспринимаются человеком и порождают психологические переживания. Эмоции – есть переживание собственных физиологических реакций.

Разочарование – это уменьшение произвольной иннервации

Страх – это уменьшение произвольной иннервации + сокращение сосудов + спазм гладких мышц.

Уолтер Кэннон опровергнул теорию Джеймса-Ланге:

5. Перерезка блуждающего нерва у собаки не уничтожает эмоции.

6. Одни и те же телесные изменения происходят при очень разных эмоциональных состояниях. Каким образом довольно скудному набору телесных изменений со<


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.103 с.