е) умением правильно формулировать вопрос. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

е) умением правильно формулировать вопрос.

2021-02-01 171
е) умением правильно формулировать вопрос. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

а) Метод наблюдения даёт возможность изучить участие ребёнка в конкретном виде деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.

 

б) Опросник даёт возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребёнка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям.

 

в) Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.

 

г) Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нём.

 

д) Графические и рисуночные тесты позволяют изучить уровень обученности детей, отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействия с педагогами и родителями.

 

 Сочинения помогают изучить в некоторой степени интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношения к мировым ценностям, мироощущения ребёнка.

 

Модуль 2 Научно-методическое сопровождение образовательного процесса в сфере общего образования

 Тема 2 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

 19 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса рассматривается как планирование, разработка и создание оптимального комплекса учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых образовательной программой. Это совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т. д.), представляющих собой проект системного описания образовательного процесса в школе. Требования к учебно-методическому обеспечению

1.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса должно отличаться разнообразием, соответствовать вариативным образовательным программам, разрабатываться для всех видов учебной деятельности и отличаться комплексностью.

2. Требования к содержанию отдельных компонентов учебно-методических комплексов зависят от вида учебно-методического материала, но общим должен быть комплексный подход. Это означает, что учебно-методическое обеспечение специальности, дисциплины, раздела, темы, модуля представляется в виде некоторого комплекса, который в той или иной форме должен

: · отражать содержание подготовки по дисциплине или разделу;

 · содержать дидактический материал, адекватный организационной форме обучения и позволяющий достигать требуемого уровня усвоения;

 · представлять возможность в любой момент времени проверить эффективность своего труда, самостоятельно проконтролировать себя и откорректировать свою учебную деятельность;

 · максимально включать объективные методы контроля качества образования со стороны администрации и педагогов. Учебно-методическая документация учителя Основными документами, определяющими требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, являются: - государственный образовательный стандарт (федеральный и национально-

региональный компоненты); - базисный учебный план школ РФ, включающий распределение содержания образования по образовательным областям, учебным дисциплинам; - типовые (примерные) образовательные программы по каждой учебной дисциплине базисного учебного плана. На основе приведенных документов образовательное учреждение составляет собственную образовательную программу. Таким образом, рабочая программа является локальным индивидуальным (разработанным учителем для своей деятельности) документом образовательного учреждения. Локальность рабочей программы заключается в том, что она создаётся для определённого (конкретного) образовательного учреждения, а индивидуальность – в том, что она разрабатывается педагогом для своей деятельности.

 

20 Нормативная база разработки методического и учебно-методического обеспечения

 

Закон РФ «Об образовании» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ – принят в 1992 г., изменен и дополнен в 1996 г. Содержит 58 статей, относящихся к государственной политике в области образования, системе образования и ее управления, социальным гарантиям реализации прав граждан на образование, международной деятельности в сфере образования.

 

В статье 7 Закона «Об образовании» указано, что Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке:

1) обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

 2) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

3) требования к уровню подготовки выпускников.

 

49 На федеральном уровне законодательная основа правового регулирования отношений в сфере общего образования представлена:

а) Конституцией РФ,

б) закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании",

в) "профильными" федеральными законами,

г) непрофильными" законами,

 

 

Основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения определяет

а)   цели,

б) задачи,

в) планируемые результаты,

г) содержание и организацию образовательного процесса на ступени образования

 

 

Структура основной образовательной программы ФГОС ступеней общего образования определяют следующую структуру основной образовательной программы:

 · пояснительная записка

· планируемые результаты

· учебный план

· программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени общего образования

· программы отдельных учебных предметов, курсов, включенных в учебный план

· программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени общего образования

· программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа

· программа коррекционной работы

· система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы

· план внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы

 · система условий реализации основной образовательной программы.

 

 

 

 

 Качество УМК и эффективность их применения зависят от ряда факторов:

а) уровня профессионально-педагогической компетентности руководящих и педагогических кадров, управляющих образовательным процессом;

б) уровня обученности и обучаемости учащихся;

в) организационно-педагогических и дидактических условий образовательного процесса.

 

Цель УМК — обеспечение высокого качества подготовки специалистов.

 

Задачами УМК, его элементов (или составляющих) являются:

 создание наилучших условий для управления образовательным процессом путем систематизации учебно-методических материалов и сведения к минимуму нормативно-методических, стандартно реализуемых документов, обеспечивающих подготовку выпускников;

оптимизация подготовки и проведения занятий, интенсификация всего учебно-воспитательного процесса;

активизация деятельности как обучаемого, так и обучающего, развитие познавательной активности учащихся через дифференциацию заданий с учетом их индивидуальных способностей;

обеспечение единства требований к учащимся;

 организация и регулирование методической работы преподавателей, классных руководителей, предметных (цикловых) комиссий, кафедр, лаборантов, мастеров и прочих сотрудников, совершенствование мастерства преподавателей с передачей педагогического опыта;

обеспечение учебно-методическими материалами всех видов занятий и учебной и внеаудиторной деятельности;

оказание методической помощи: учащимся в учебной, учебно-исследовательской, научной и прочих видах деятельности; преподавателям, не имеющим достаточного опыта работы.

Обеспечение непрерывности и продуктивности внутренней системы повышения квалификации работников образовательного процесса.

 

Структура УМК можно представить в виде блоков:

а) нормативно-методические материалы;

б) учебно-информационные материалы;

в) учебно-методические материалы.

 

 

I блок – нормативно-методические материалы, определяющие основные требования к содержанию и качеству подготовки специалиста, формам и методам обучения, управлению образовательным процессом и отдельным его элементам, направлениям, представлены федеральными, региональными и локальными документами. Также в их перечень включаются материалы, разрабатываемые научно-методическими центрами, отраслевыми методическими кабинетами, методическими службами.

 II блок – учебно-информационные материалы, определяющие различные источники информации, которыми могут пользоваться как преподаватели, так и студенты, довольно обширны. Список источников информации (основной и дополнительной) должен быть известен учащимся заранее.

III блок – учебно-методические материалы. Это наиболее емкая и значимая для преподавателей и студентов часть УМК. В третьем блоке КУМО кроме включенных в список различных учебно-методических материалов можно рекомендовать создание специальных подборок (кейсов, папок и пр.), которыми учащиеся должны своевременно обеспечиваться при организации самостоятельной работы.

 

 

Нормативная и учебно-методическая документация:

а) государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности;

б) выписка из рабочего учебного плана;

в) перечень оборудования кабинета и лаборатории;

г) федеральная программа по учебной дисциплине;

д) рабочая учебная программа;

е) календарно-тематический план;

ж) планы учебных занятий (технологические карты).

 

Средства обучения

 

Выделяются 3 группы средств обучения:

 · учебно-методическая литература: учебники учебные пособия конспекты лекций справочники, задачники каталоги, альбомы частные методики методические пособия методические рекомендации методические разработки методические указания

· учебно-наглядные пособия: изобразительные плакаты, схемы рисунки, фотографии чертежи, графики таблицы, диаграммы натуральные приборы, механизмы инструменты модели, макеты разрезы, муляжи. При дальнейшей классификации учебно-наглядных пособий необходимо выделить широкий набор раздаточных дидактических материалов. К числу такого рода источников учебной информации относят различные карточки-задания, дидактические задания для выполнения самостоятельных, практических, лабораторных работ и курсовых проектов для решения проблемных ситуаций, ситуационных задач.

 · технические средства обучения: аудиовизуальные (проигрыватель, магнитофон, диапроектор, кодоскоп, телевизор, компьютер, мультимедиа-система, Интернет); технические средства программированного обучения; тренажеры.

 

В последнее время в образовательный процесс активно внедряются компьютерные средств обучения. Особенно следует отметить мультимедиа-систему и Интернет. Они умножают информативность образовательного процесса, обогащают его содержание, создают условия для его интенсификации, кардинально меняют технологии информационного методического обеспечения. Возникает необходимость создания автоматизированных банков данных научно-методической информации, информационно-методического обеспечения учебного процесса и создания базы для внедрения элементов дистанционного обеспечения. Средства контроля Стандартом регламентированы государственные требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. Они изложены в понятиях «иметь преставление, понимать», «знать», «уметь», «владеть навыками». Данные уровни являются основой для системы контроля за ходом и качеством усвоения студентами учебного материала. В педагогической практике традиционно сложились и применяются следующие виды контроля: входной, текущий, рубежный, итоговый. Средства контроля бывают на бумажном носителе (контрольные вопросы, работы, тесты, кроссворды, зачетные задачи и задания к курсовым работам, экзаменационные билеты и т.п.) и технические средства контроля (особо следует выделить компьютерные контролирующие программы). Разрабатывая методические материалы по контролю качества обучения студентов, следует обратить внимание на: разнообразие форм, методов и приемов контроля; вариативность контрольных заданий, как для аудиторных заданий, так и для выполнения домашних работ (в том числе с учетом уровня подготовленности студентов), варианты для заочного обучения; учебно-методическое обеспечение контроля, акцентируя внимание на необходимости и целесообразности использования конкретных наглядных (иллюстративных) материалов, в том числе изготовленных студентами; критерии оценки для всех видов самостоятельных работ.

 

50 Федеральный компонент носит рекомендательный характер и состоит из:

а) Государственного образовательного стандарта,

б) примерного учебного плана,

в) примерной учебной программы,

г) перечня кабинетов и лабораторий,

д) техкарты уроков

 

 

 51 Региональный компонент разрабатывается в учебном заведении и включает в себя следующую документацию:

а) рабочий учебный план;

б) рабочая учебная программа;

в) тематический план;

г) планы учебных занятий (технологические карты)

д) ФГОС

 

 

 

52 Средства обучения классифицируются на 4 основных вида:

1. вербальные (словесные),   а) учебная и учебно-методическая литература, инструкционные карты, словари, дидактические материалы.  
2. учебно-наглядные пособия,   б) используются без помощи ТСО (технических средств обучения) и бывают натурального, изобразительного и знакового типа.
3. технические средства обучения в) аудиовизуальные (проигрыватель, магнитофон, диапроектор, кодоскоп, телевизор, компьютер, мультимедиа-система, Интернет); технические средства программированного обучения; тренажеры.  
4. специальные оборудования для практической деятельности. г) для практической и лабораторной деятельности требуются специальные оборудования.

 

 

 

 

53 В ида контроля для образовательного контроля усвоения знаний, умений и навыков учащихся:

входного,

текущего,

рубежного,

итогового.

 

26  Рабочая программа дисциплины «Рабочая программа – это нормативно управленческий документ учителя, предназначенный для реализации требований стандарта к уровню подготовки учащихся по учебной дисциплине». /Закон «Об образовании», ст. 32/

 

Рабочая программа состоит из следующих компонентов:

1. Структура рабочей программы:

Титульный лист рабочей программы.

- Рабочая программа по (название учебного предмета).

- Составитель программы.

- Год.

2. Пояснительная записка (содержит сведения)

- О соответствии рабочей программы ФГОС.

- О целях образования для конкретной группы.

- О требованиях к уровню подготовки учащихся для конкретной группы.

3. Содержание учебной дисциплины:

 - Название раздела, темы, урока.

- Количество часов.

- Требования к уровню подготовки (знать, уметь).

- Виды контроля, измерители.

 - Элементы дополнительного содержания.

- Форма урока.

- Средства наглядности (ИКТ, демонстрации, оборудование, таблицы, иллюстрации, интерактивная доска, учебник).

4. Тематический план (основное содержание):

- Перечень разделов и тем с указанием количества часов, отводимых на изучение.

- Содержание каждой темы в соответствии с ФГОС.

 - Контрольные, лабораторные, практические работы (количество), перечень экскурсий.

 - Требования к уровню подготовки учащихся по каждой теме (знания, умения).

5. Ресурсное обеспечение рабочей программы:

- Литература основная и дополнительная для учителя и учащихся.

- Медиаресурсы.

- Оборудование.

- Программное обеспечение.

- Дидактические материалы.

 

 

 

 

 

54 Конспект поурочного плана содержит две основные части. Соотнесите части конспекта урока и их содержание:

Формальная часть конспекта включает: номер урока в изучаемой теме; тема учебной программы; тема урока; триединая цель урока; тип учебного занятия; формы проведения учебного занятия; материальное обеспечение учебного занятия; распределение рабочего времени на учебном занятии.
Содержательная часть конспекта включает описание этапов урока, названия, последовательность и содержание которых зависит от конкретного предмета.

 

 

 55 ________ – это инструмент, краткое стандартизованное испытание, в основе которого лежит специально подготовленный набор заданий, позволяющих объективно и надежно оценить исследуемые качества на основе использования статистических методов.

 

56 Установите соответствие критериев качества теста и их определений:

Надежность – характеристика теста, показывающая обеспечивает ли тест объективность результатов; отражающая точность диагностических измерений; устойчивость результатов теста к действию случайных факторов.  
Валидность (пригодный) – характеристика теста, указывающая на то, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает; пригодность тестовых результатов для той цели, ради которой проводится тестирование (качество заданий, их число в тесте, глубина охвата содержания, баланс распределения заданий в тесте по степени трудности).  
Объективность – оценивания обеспечивается максимальной стандартизацией ее проведения. Объективность процедуры измерения возможна лишь при одинаковых условиях для всех участников.  

 

 

В соответствии с уровнями познавательной деятельности можно выделить четыре типа контрольных заданий.

задания (вопросы, задачи), способствующие усвоению информации на уровне знакомства, в том числе на узнавание (опознавание, различие), воспроизведение отдельных фактов, данных, понятий, определений, норм, нормативов, правил.

задания, предполагающие усвоение и воспроизведение обучаемым информации на уровне простых мыслительных операций.

задания, требующие для усвоения информации относительно сложных мыслительных операций и формулирующие умение действовать в нестандартной обстановке.

проблемные задания, развивающие продуктивно-творческое мышление,

 

 

 

 /Зайцев В.С. Современные педагогические технологии/ ***

 

28  В настоящее время одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления является дискуссия. В отличие от обсуждения как обмена мнениями, дискуссией называют обсуждение-спор, столкновение точек зрения, позиций и т.д. Имея возможность проявлять на занятиях инициативу, брать на себя ответственность, предлагать свою точку зрения и т. д., ученики во многом приобретают статус субъекта учебной деятельности. Преподаватель и учащиеся будут вместе, хотя и с разными акцентами, участвовать в поисках истины. Взаимодействие в учебной дискуссии строится не просто на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, но на содержательно направленной самоорганизации участников – т.е. обращении учеников друг к другу и к учителю для углубленного и разностороннего обсуждения самих идей, точек зрения, проблемы. Общение в ходе дискуссии побуждает учеников искать различные способы для выражения своей мысли, повышает восприимчивость к новым сведениям, новой точке зрения; эти личностно развивающие результаты дискуссии впрямую реализуются на обсуждаемом в группах учебном материале.  Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

 

С помощью ИКТ решаются следующие дидактические задачи.

 Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;

 Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;

 Индивидуализация работы самого учителя;

 Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;

Усиление мотивации к обучению;

Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;

Обеспечение гибкости процесса обучения. Изучение опыта инновационных идей повышает методическое и профессиональное мастерство педагога.

 

 


Пока не смотрим!!!

Цель и целеполагание на уроке ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования относит к метапредметные результатам освоения основной образовательной программы умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. Таким образом, перед учителем ставиться проблема обучения школьников приёмам постановки цели, выбору стратегии её достижения
Что же такое цель? С точки зрения психологии, цель — субъективный образ конечного результата, регулирующий ход деятельности. Она должна обладать следующими свойствами: конкретностью, измеримостью, достижимостью, ориентированностью на результат, соотносимостью с конкретным сроком.
Как формулировать цель?
-Цели формируются через результаты, выраженные в действиях учащихся.
- Цель, сформулированная через результаты обучения, выраженные в таких действиях учеников, которые можно реально опознать, называется диагностической (диагностичной, диагностируемой или операциональной)
-Цель описывает желаемый, но возможно еще не достигнутый результат

Целеполагание урока — одно из самых «больных» мест педагогической деятельности. Почему?
Ответ на этот вопрос отчасти лежит в плоскости другого вопроса: а насколько привычным для нас является деятельность целеполагания в повседневной жизни?

 Ведь это довольно трудоемкая деятельность, требующая большой концентрации внимания.

 

Гораздо проще и удобнее жить «как придется» — в полном соответствии с обстоятельствами и уже сложившимися стереотипами. Целеполагание здесь становится ненужным.
Вопреки этому некоторые ученые считают целеполагание главной функцией «образа Я» человека. То есть — если человек осуществляет целеполагание, то он обладает «образом Я». А если целеполагания нет — нет и «Я». Человек вроде бы как-то живет, что-то желает, но оказывается, что он подобен зомби: вместо того чтобы самому ставить цели, он слепо следует каким-то чужим, извне навязанным целям.

 Например, некритично реагируя на рекламу, идет и покупает не очень- то нужный ему товар, выполняя цели совсем чужих людей — сотрудников службы фирмы, которая выпустила товар.
Дети очень хорошо ощущают разницу, что за учитель ведет урок: учитель, имеющий свое «Я» и сознательно ставящий цели, или «учитель-зомби».

 

В общем, ставить цели педагогической деятельности и, в частности, урока и можно, и нужно. Но здесь начинает действовать очередной миф, который звучит примерно так: «Цели и задачи урока формулируются каким-то особым, научным языком, недоступным простому смертному». Отсюда — первый страх перед целеполаганнем: «Я — обычный человек, и никогда не научусь выражаться тем "научным" туманно-витиеватым языком, которым принято сформулировать цели и задачи».
Существует и страх учителя перед целеполаганием. Цели урока ставить страшно, потому что тогда будет вдвойне страшно констатировать, что они не достигнуты. Лучше уж вовсе не ставить, не облекать в словесные формы, а оставлять где-то «там», в подсознании, чтобы потом интуитивно определять: «получился» урок или «не получился». И почаще говорить себе, что «получился», чтобы не чувствовать себя во всем неудачником.
Целеполагание является проблемой современного урока.
В чем суть проблемы?
·

 

Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения. Приведем пример: на уроке географии, посвященном «Великим географическим открытиям», учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод сделали о значении открытий ученики?
·

Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учи­телем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.
·

Завышение цели. По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине об­разования, в Концепции модернизации российского образо­вания и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства, Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности. Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком - это локальная цель. Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель.
· Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.
В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъек­тов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату

Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся обу­чающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.
Цели должны быть:
· Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
· Конкретные.
· Понятные.
· Осознанные.
· Описывающие желаемый результат.
· Реальные.
· Побудительные (побуждать к действию).
· Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», «понять».
Под целями занятия понимают те результаты, которые предполагает достичь педагог в процессе совместной деятельности с обучающимися при их обучении, воспитании, развитии. Все три цели тесно взаимосвязаны, и в зависимости от конкретных условий их роль в организации и проведении занятия различна. На занятии практически решаются все три цели. Одна из них, как правило, выступает в роли основной, а другие, решая собственные задачи, в то же время помогают достижению главной, ведущей цели

 

 

Основные категории учебных целей Характеристика целей Ключевые слова для постановки задач
Образовательная Формирование программных знаний и умений на уровне знания, понимания, применения. Повторить, дать определение, познакомить, описать, объяснить, демонстрировать, использовать, проконтролировать, обеспечить, закрепить, перечислить, выполнить, систематизировать...
Развивающая Формирование обще учебных и специальных умений; совершенствование мыслительных операций; развитие эмоциональной сферы, моноло­гической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществление самоконтроля и самооценки. Обеспечить развитие, способствовать формированию умений, учить сравнивать, учить выделять главное, учить строить аналоги, развивать глазомер, развивать мелкую моторику рук, развивать умение ориентироваться на местности.
Воспитательная Формирование эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств. воспитанию положи­тельного отношения к знаниям, к процессу учения; формиро­вание идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретение опыта адек­ватного поведения в любом обществе. Обеспечить, содействовать формированию, стимулировать, вызвать интерес, пробудить любознательность, пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности, выразить свое отношение… прививать, укреплять... навыки


Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели. Для этого необходимо учить детей выделять главное, то есть выбору целей обучения.
1. Визуальные:
· Тема-вопрос
· Работа над понятием
· Ситуация яркого пятна
· Исключение
· Домысливание
· Проблемная ситуация
Группировка.
2. Аудиальные:
· Подводящий диалог
· Собери слово
· Исключение
· Проблема предыдущего урока.

Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.
Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.
Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:
– учет уровня знаний и опыта детей,
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
Некоторые приемы целеполагания
Тема-вопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Работа над понятием
Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник".

Подводящий диалог
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Домысливание
Предлагается тема урока и слова "помощники":
Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим
С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.

Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову).
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.

Проблема предыдущего урока
В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.
«На запоминание и воспроизведение»:
- Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей, художников, композиторов.
«На понимание и синтез»:
-Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках музыки фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо персонажу любого произведения, сочинить письмо одного литературного или музыкального героя к другому и т. д.
«На понимание и применение»:
- Лови ошибку!
Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей музыкального произведения и терминов, а ребенку осознать важность внимания
Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия
Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным


Формулирование цели в виде конечного образовательного продукта — наиболее эффективный способ целеполагания. А по внешним «плодам» учеников всегда можно судить и о внутренних результатах обучения, то есть о развитии личностных каче


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.128 с.