Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2021-02-01 | 101 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
называет психолог) (называют дети)
1) Наступила осень, 1) Птицы улетают
похолодало. На юг.
2) Река покрылась 3) За контрольную |
2) Наступили силь
ные холода (t<Or).
3) Решил все без
шибок.
3. Игра *Угадай причину» Для этой игры потребуется небольшой мяч. Психолог называет ситуацию и кидает мяч ребенку, который должен назвать возможную причину такой ситуации. Поскольку ситуация неоднозначна, то причин ее может быть несколько (мяч может бросаться несколько раз). Например:
В вазе завяли цветы. Возможные причины:
— нет воды,
— цветы не стоят в срезанном виде,
— в букете есть цветы, которые не могут
стоять вместе,
— кто-то сломал стебли и-т.п.
4. Самостоятельная работа
В тетрадях (на карточках) для каждогс ребенка написан текст с пропусками, кото рые надо заполнить, указывая причину i следствие того или иного события.
Вербальный материал
1) Если я..., то...
2) Сначала бывает....., а потом.......
3) Не может быть........
4) Я думаю, что......, потому что.........
5. Подведение итогов занятия
Психолог обращается к детям с вопросами Что нового узнали на занятии? Что бы„т особенно интересно? Что не понравилос
3-75 |
33
Цель игры та же, но форма меняется на более эмоциональную и увеличивается темп игры Важно, чтобы дети осознали вариативность причин в тех или иных случаях.
Диагностическая методика, которая проводится с целью выяснения того, насколько усвоено понимание причины и следствия, а также опре деление ассоциативного ряда ребенка.
Обмен мнениями с це лью более глубокого осоз нания содержания за нятия.
Окончание таблицы
Продолжение таблицы
Содержание занятия | Психологический комментарий |
или было очень сложно? Чему научились? Какие задания и игры показались важными и интересными? | |
6. Домашнее задание Понаблюдать и рассказать о каких-либо интересных явлениях, которые можно наблюдать там, где вы живете. |
Содержание занятия
|
Для этого можно использовать деревья, рассмотреть школьный двор, парк, в котором они находятся ит.д.
Начинает игру психолог. Он называет какое-либо необычное свойство того или иного объекта (например, оказывается, у этого дерева верхние листья уже пожелтели, а нижние еще совсем зеленые и т.д.).
Психологический комментарий
Можно дополнительно мотивировать детей, если поставить задачу использовать эти наблюдения при написании сочинения об этом предмете (объекте).
ЗАНЯТИЕ 11. Тема «Необычное в обычном»
Задачи:
— развитие функции анализа и аналитического сравнения;
— формирование умения строить суждения
наблюдений.
На занятии потребуется
детям: тетрадь с заданиями, ручка, карандаши;
психологу: мяч для подвижных игр.
Содержание занятия | Псияолигичгакий КОММИМ'ПфИ* |
Это занятие лучше проводить не в классе, а на улице: в школьном дворе, в парке и т.п. Можно также провести первую часть занятия на пришкольном участке, а затем вернуться в класс. Если такой возможности нет, тогда все занятие проводится в классе. | |
1. Сообщение темы и цели занятия Психолог напоминает детям, что на прошлом занятии они учились понимать и устанавливать связи между различными явлениями в окружающем мире. На этом занятии дети продолжат развивать свою наблюдательность, учат находить необычное в обычном. | |
2. Игра «Необычное в обычном» Психолог предлагает детям посмотреть на какой-либо хорошо знакомый предмет и отметить в нем что-то особенное, на что сразу можно и не обратить внимание. | 1'|<:<||1Г1Н1' nun'in iii'ic скогои'" пшштня Mil nno обратить ttitiiMnKMi ■ ■ I. Ha Mt|i|";iriMi-!Mi II ■.......................... in ТГХ ИЛИ lllll.l. "!............................................................... 0. |
3. Игра «Что особенного*
|
Дети встают в круг. Психолог просит внимательно посмотреть друг на друга и найти во внешнем облике одноклассников (одежде, внешности) ту деталь, которая им очень понравилась. При этом надо подбежать к этому человеку, выдвинуть его в круг, а самому, встав на его место, назвать эту особенно понравившуюся деталь.
Психолог обращает внимание детей, что это должна быть именно деталь одежды или внешности, а не сама одежда (пальто, шарф и т.д.).
4. Анализ по представлению (игра)
Детям предлагается называть как можно больше признаков того предмета, который указывает психолог. Например, психолог называет слово «лплоко». Учащиеся должны перечислить как можно больше признаков, которые могут характеризовать яблоко (круглое, красное, зеленое, кислое, червивое, большое и т.д.).
Эту игру можно проводить, разбившись на команды. Чья команда назовет больше признаков, та и является победителем. Она может называть следующее понятие.
5. Игра «Что это?»
Эту игру также можно проводить по ко
мандам или фронтально. Психолог (а лучше
команда) называет признаки какого-либо
предмета (живого или неживого) или яв
ления. Задача остальных отгадать его.
Можно проводить эту игру с мячом, посы-
лая его тому, кому адресован вопрос. _______
Если игра проводится на улице, она должна быть подвижной. В ней сочетаются две развивающие задачи: развитие аналитического восприятия и формирование установки на положительное эмоциональное восприятие сверстника.
Развитие функцш анализа на основе пред ставлений — начальны* этап развития вариатив ности мышления.
Игра, обратная преды дущей. Ее цель —■ раз витие операции синтеза умение характеризо вать предмет по его приз накам.
34
35
Продолжение таблицы
Окончание таблицы
Содержание занятия | Психологический KllMMCIITIipilti |
6. Подведение итогов занятия Психолог просит детей ответить ня вопрос: Чему могут научить те игры, в которые они сегодня играли?ВажНо определить, помнят ли дети тему и цель занятия, понимают ли задачи игр. Если четкого понимания у детей не сложилось, психолог еще раз напоминает детям, что они учились наблюдать и замечать различные признаки в объектах и определять сам объект по его признакам. | Обязательное осознание детьми цели выпол-няемых заданий. |
7. Домашнее задание В тетрадях, которые раздаются детям, есть карточки (или записи) с заданием: 1) написать как можно больше признаков таких понятий, как «арифметическая зада ча», «предложение», «учебник»; 2)попризнакамдогадаться,чтоэтотакое: • имеет 4 равные стороны и 4 равных угла, является геометрической фигурой (квадрат); • небольшой прибор, необходимый для черчения округлых геометрических фигур (циркуль); • помещение, дом, в котором обучаются различным знаниям и умениям дети от 6 до 17 лет,..... (допиши другие признаки и назови его). | Само<-тонт1ми.нпн ра бота детей о ц........ и изу чения возможности пе реноса ynjell'llllnm. |
ЗАНЯТИЕ 12. Тема «Как Колобок превращается в Кубик»
|
Задачи:
— анализ существенных и несущественных прнанНН!)
■— сравнение предметов. На занятии потребуется детям: тетрадь, ручка, карандаш; психологу: геометрические тела: шар я куб; чип карточки с заданиями к самостоятельной работе (см.
Содержание занятия
KUMMt-in'NJIIiti
Визуальный пипцщ Шч.Гт.имгМ |
1. Эвристическая беседа
для болпп дитильиогв |
На специальных демонстрационных подставках выставлены шар и куб. Психо- лог сообщает детям, что эти предметы
Содержание занятия | Психологический комментарий |
называются геометрическими телами, или объемными фигурами, и спрашивает детей, знакомы ли им названия этих фигур. Если нет — сообщает. Поскольку на прошлом занятии дети уже учились выделять и называть признаки предметов, то иа этом занятии предлагается не просто называть признаки той или иной фигуры, а отмечать именно те из них, по которым шар отличается от куба. Дети называют различные признаки, после чего психолог сообщает, что сейчас пети сравнивали пва поепмета. называя отличительные признаки этих предметов. | Понятия сравнение, отличительные призна ки, главные и, неглавные признаки надо выписать заранее на доску. |
2. Выделение существенных и несущественных признаков Нопоосы детям: 1) Останется ли шар шаром, если он будет другого цвета? 2) Останется ли куб кубом если он станет совсем маленьким или, наоборот, очень большим? 3) Останется ли... если ему нарисовать глазки или носик? И т.п. У каждого предмета есть признаки, изменение которых не изменит самого предмета (психолог и дети приводят примеры). Эти признаки неглавные (несу щественные). Какие признаки можно считать не главными для шара и куба (цвет, размер). Вопоосы детям: 1) Останется ли шар шаром, если разделить его на 2 половинки? (Если есть возможность, надо это сделать.) 2) Останется ли куб кубом, если отпилит! у пего уголок? | Необходимо, чтобы ребенок пояснял свой ответ. Этот вывод рекомендуется написать на плакате и повесить иа доску. |
37
|
36
Продолжение табл |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ комментарий Также рекомендуется дятьэтотиынод как эри- телмгу ю опору для эппо- минпи пни осмысления. |
Перенос щшнмои ана-лиза на ДРУГОЙ Пр*Д1МТ. |
Необходима тех детиЙ. кто ни при ни мал учнстии н ннплн зе свойств шл|1Н и иуби |
Проверш понима переноси и им пицц мп другие о |
Можно ofl|M гни. пни мание двтвН ни п II............ определяющий iTHttjWI наки, и помочь оферту ЛИрОВП'П, MI.M и |
Содержание занятия
Вывод:
Значит, у каждого предмета есть свойства (признаки), при изменении которых меняется и сам предмет (он уже не будет этим предметом). Такие признаки, или свойства называются главными (существенными). Именно они определяют, что это такой предмет. Например, психолог показывает тетрадь:
— Что это? Почему вы так решили?
Дети называют признаки тетради: состоит
из листочков, скрепленных вместе; имеет обложку; предназначена для письма.
Далее психолог вынимает скрепки, убирает обложку и несколько листков, а несколько из них складывает вместе, не скрепляя.
— А это что? (Листочки из тетради.)
Почему не тетрадка? (Потому что у нее нет
обложки и листы не скреплены вместе.)
Назовите главные (существенные) приз
наки тетради,... несущественные ее при
знаки.
— Назовите главные (существенные)
признаки шара, куба....несущественные
признаки шара, куба.
3. Игра «Угадай-ка»
Детям предлагается выбрать любой Предмет из находящихся в классе и назвать его признаки. Остальные должны угадать этот предмет, назвать главные и неглавные ого признаки.
4. Подведение итогов занятия
Вопрос детям:
Как же среди различных признаков предметов отличить главные (существенные) признаки от неглавных (несущественных)?
Если изменить главный признак, предмет уже не будет этим предметом, он будет носить другое название. Неглавные признаки при своем изменении не меняют I сущности, и названия самого предмета.
Окончание таблицы
Содержание занятия | Психологический комментарий |
5. Домашнее задание Выписать в два столбика существенные и несущественные признаки предметов и явлений: кошка, зима, школа. |
ЗАНЯТИЕ 13. Тема «Общее в различном»
|
Задачи:
— развитие обобщения на наглядно-образном и вербальном
уровне;
— обучение приемам групповой (парной) работы.
На занятии потребуется
детям: тетрадь, ручка, караддащ;
психологу: плакат с алгоритмом рассуждения при обобщении; листы-плакаты для игры «Убери лишний».
Содержание занятия | Психологический комментарий |
1. Вводная беседа Психолог напоминает, что на прошлом занятии дети учились находить главные и неглавные свойства (признаки) предметов. Цель этого занятия — научиться находить существенные (главные) признаки у различных объектов. | Актуализация знаний. Их применение потребуется на этом занятии. |
2. Упражнения в обобщении На доске написаны ряды слов, в которых необходимо назвать лишнее, остальные объединить, назвав одним словом. 1) береза, сосна, тополь, шиповник, ель; 2) Сергей, Владимир, Иванов, Олег, Степан; 3) число, умножение, деление, сложение, вычитание. Каждый ряд слов анализируется по следующим вопросам психолога детям: — Почему это слово лишнее? — Каким словом можно объединить остальные? — Докажите, что все оставшиеся слова действительно можно обозначить этим понятием. Здесь потребуется помощь взрослого. Он задает алгоритм рассуждения, который должен быть представлен на доске:. | Это задание часто используется лишь как диалогическое. В данном случае, задавая алгоритм анализа и обобщения, психолог помогает детям проходить основные шаги для выполнения операции обобщения. Важно вербализовать ход рассуждения с опорой на алгоритм. |
38
39
Содержание занятия
1) Назови те свойства предметов,
являются общими для них.
2) Назови главные (существенные) из них.
3)Если у разных предметов совпадают
главные свойства, назови понятие, которой их объединяет.
Рассуждение-по этому алгоритму и поиск родового понятия должны вести дети помощью психолога.
3. Игра «Убери лишнее, назови общее»
Для этой игры необходимо заранее под г.. товить несколько листов-плакатов с написанными на них различными группами объектов, среди которых дети будут искать лишний, а остальные объединять одним словом. Можно провести эту игру в груп повой форме, тогда такие задания иад< подготовить для каждой группы.
Рекомендуемый материал:
86 + 4 = 90 |
1. 37 - 17 = 20
29-14 |
48 + 12 = 60
52-6 = 46
(29—14 — не является математическим равенством, остальные — математически! равенства.)
2. Бежать, смеяться, ходьба, рисовап
учиться
{Ходьба — существительное, остальные глаголы.)
3. й, н, к, и, р (и — гласный, остальные
согласные.)
таблицы
"синологический
IУ|,пМ(Ч1Л\ |'и и UMi'illIO
■lor м-1.-|<тн|;|.М1 |>Г)Об-
Щ' mi" i iropl ш дгги
1 ... „ ■
Д1ЧМ-.-...............
'lib'........ цнн mjia-
Iliifl р "ПН 1МЦ1Ж-
и........ [ц| I-....... IX
■ I 111.11 1-
■..... тптс'1-
[i i lllltTIUI.
Окончание таблицы
Содержание занятия | Психологический комментарий |
Если дифференциация на группы произведена по характеру (уровню) обучаемости детей, то учащимся с отставанием в интеллектуальном развитии рекомендуется предлагать более простые ряды для обобщения, т.о. уровень сложности обобщаемых объектов должен соответствовать знаниям и опыту детей. Каждая группа обосновывает свой ответ. | |
4. Самостоятельная работа Детям предлагается придумать и записать в тетради ряд объектов, которые относятся к одному и тому же понятию, И включить в них лишний объект. После выполнения этой работы дети меняются тетрадями, и партнер по парте должен найти этот лишний объект и исключить его, обобщивостальные. | Необходимо отметить детей, которым для выполнения этой работы потребуется помощь взрослого. Функция обобщения у этих детей затруднена. |
5. Подведение итогов занятия В тетради рядом с выполненным заданием детям необходимо поставить цветовой значок степени сложности выполняемого задания: красный — сложно; желтый — иногда сомневаюсь; зеленый — легко. | Необходима обратная связь для оценки степени напряжения при обобщении и самооценка детьми своих знаний. |
6. Домашнее задание Записать цепочки слов, которые можно обозначить одним словом. |
(Овал не относится к многоугольникам.) 5. А.С. Пушкин, М.ГО. Лермонтов, С. A. Ei:i-нин, Н.А. Некрасов, П.И. Чайковский
(П.И. Чайковский — композитор, остал).
ные — поэты.) ______,
40
ЗАНЯТИЕ 14. Тема «Развиваем мышление»
Задачи:
— развитие анал и ти ко -синтетического мышления;
— формирование образного и понятийного обобщения;
— развитие навыков учебного сотрудничества.
На занятии потребуется
детям; тетрадь, ручка, цветные карандаши или фломастеры; психологу: наборы мозаики (или разрезных картинок), мяч, карточки с заданиями для обобщения.
41
г
Продолжение таблицы
г/*
ф
Содержание занятия
1. Игра «Мозаика»
Детям предлагается в парах собрать из отдельных частей целостную сюжетную картинку. (Уровень ее сложности и качество материала: разрезанная открытка, пвзлы, социальная мозаяка я т.п. — подбираются психологом в зависимости от уровня развития детей и методических возможностей.)
2. Практическая работа «Ловушкя»
Детям предлагаются карточки с написанными рядами для обобщения и выделенными в них «лишними» объектами. Учащимся предлагается проверить, правильно ли отмечеп «лишний» объект, и уметь это доказать (обобщив оставшиеся одним словом).
Предлагаемые ряды с ошибками:
1) Лес, береза, тополь, осина, кедр, ясень.
(Дети должны увидеть ошибку — подчеркнутое слово «кедр», хотя лишним в данном ряду будет слово «леса. Необходимо примерно такое пояснение: «Лишним будет не слово «кедр», а слово «лес», так как кедр, береза, тополь, осина и ясень -~ это конкретные деревья, а лес — это не конкретное дерево, а множество (совокупность) различных деревьев.);
2) Кот, снег, луч, дом, врач, обед. (Верно,
«обед» — двусложное слово, остальные
односложные.);
3)8. 32, 41, 14, 56, 2. (Неверно, лишним будет число 41 — оно нечетное, остальные числа — четные.);
Психологический комментарий
Включение этой игры в начале занятия позволяет детям сконцентрироваться на решении мыслительных задач, активизирует эмоционально-познавательный интерес и стимулирует совместную учебную активность.
Эта работа является, с одной стороны, закреплением умения детей обобщать различные объекты (знания, полученные на прошлом занятии), а с другой — это аналитическая работа, требующая контроля и оценки данной информации. Эту работу рекомендуется выполнять в парах.
При решении данных заданий в случае затруднения дети обращаются за помощью к психологу и вместе с ним проводят анализ данного ряда объектов.
Содержание занятия
5) Ходьба, бежать, лететь, идти, плыть, стоять. (Верно — «ходьба» —■ существительное, остальные — глаголы.)
3- Игра «Что это?»
Игра может проводиться как подвижная или (если нет такой возможности) за партами в классе.
Дети встают в круг, в центре — психолог. Он кидает мяч одному из учеников, называя какой-либо конкретный предмет: например — оокупьэ. Тот, кому кинули мяч, должен, поймав его, назвать обобщающее слово (родовое понятие), к которому принадлежит данный объект. Например: «это рыба 9. Затем он встает в круг и кидает мяч другому, называя свой конкретный предмет, и т.д.
4. Творческая работа в парах
Детям предлагается придумать 3 цепочки для обобщения, по возможности из тех понятий, которые еще не использовались. Обобщение проводит сосед по парте, с которым они обмениваются заданиями.
5- Подведение итогов занятия
Психолог просит детей записать в тетради втапы занятия:
• Игра «Мозаика» (М)
• Работа «Ловушки» (Л)
• Игра «Что это* (Э)
• Творческая работа (Т)
И дать оценку каждому виду работ по следующим критериям:
нужное |
простое |
интересное
иг нужное |
трудное не интересное
Психологический комментарий
Игра стимулирует активность мышления, побуждая детей актуализировать знания и речевой запас
Экспресс-диагностика уровня осмысления приема обобщения.
Это новый для детей вид оценки содержания деятельности. Он позволяет увидеть не только эмоциональное отношение ребенка к заданию (как было раньше), но и оценить понимание ребенком личной значимости этого задания. Необходимо подробно рассказать детям, как производить оценку: что означает высота каждого столбика.
CJ
<Й --- t —\ |
(Неверно, лишний — *—i, так как остальные — четырехугольники.);
Необходимо каждый из видов работ разместить на оценочной шкале (ставя только ни главную букву задания).
43
If
42
Окончание таблицы
Содержание занятия | Психологический комментарий |
6. Домашнее задание Придумать другие шкалы для оценки занятий по психологии. |
ЗАНЯТИЕ 15. Тема «История о человеке, который нашел время»
Задачи:
— обучение приемам самоорганизации в процессе учебной
деятельности;
— знакомство с приемами планирования своей деятельности.
На занятии потребуется
детям: тетрадь, ручка, цветные карандаши или фломастеры;
психологу: отдельные плакаты с пунктами режима дня, карточки с деформированными планами (см. занятие), по возможности — кассета с фильмом «Сказка о потерянном времени».
Содержание занятия | Психологический комментарий |
1. Вводная беседа Психолог обращается к детям с вопросом о том, что часто можно услышать выражения «Ты потерял много временив, «Это время ужо потеряно».. — Что означают эти выражения? (Обмен мнениями, беседа. Можно показать детям отрывок из кинофильма «Сказка о потерянном времени».) | Беседа с детьми и обмен мнениями показывают психологу, на каком уровне понимания находятся данные суждения. |
2. Упражнение, обобщающее смысл беседы Психолог просит детей закончить предложение, используя спои знания. 1) Ты потеряешь время, если... 2) Чтобы не терять время зря, надо... 3) Если я буду.... то время не будет потеряно. | Для обобщения беседы необходимо, чтобы ребенок сумел правильно высказать СБОЮ МЫСЛЬ. В этом может помочь методика неоконченных предложений. |
3. Знакомство с приемами планирования Психолог сообщает детям, что есть хороший помощник, который помогает не терять время зря. Зовут его План. Он помогает | Цель данного этапа занятия — дать представление детям о том, что |
44
Со держ аниезянятия
организовать работу так, чтобы время не пропадало зря. Но он может помочь только в том случае, если появится до того, как начнется работа. (С некоторыми приемами планирования дети должны уже быть знакомы в ходе уроков чтения — обучаться пересказу текста по плану.)
Самое главное — уметь правильно составить план, тогда он действительно будет помощником в деле.
I прием: Конструирование плана
Этот прием лучше всего отрабатывать на примере составления режима днЯ-
На доске хаотично вывешены плакаты (листочки) с написанными пунктами режима дня. Детям предлагается выстроить их в нужнойпоследователыюсти.
Примерные пункты плана:
7-00. Подъем.
7-10. Умывание.
7-30. Завтрак.
8-00-13-00. Школа.
14-00. Обед.
14-30-15-30. Отдых, прогулка.
15-30-17-00. Уроки.
17-00-19-00. Домашние дела.
19-00. Ужин.
19-30-21-00. Свободное время.
21-30. Сон-
После выстраивания этого плана дети могут обменяться мнениями о том, какой режим дня у них, а психолог задаст детям домашнее задание: составить и написать в тетради свой режим дня.
II прием: Исправление деформированного
плана
С этим приемом дети знакомятся, работая в парах. Им необходимо найти ошибки (как не может быть) в планах к различным видам деятельности: решению арифметической задачи; разбору слова по составу; заучиванию стихотворения и выполнению аппликации — и исправить план, переставив местами его пункты.
45
Продолжение таблицы
Психологический комментарий
такое план и для чего его необходимо использовать.
На этом занятии дети знакомятся с различными вариантами планов и учатся устанавливать правильную последовательность его составления на уже знакомых видах деятельности.
В зависимости от уровня развития детей эту работу молено проводить либо в полном объеме, либо в сокращенном варианте, дав для анализа только один (два) варианта деформированных планов. Цель — научить детей понимать смысло-
Продолжение таблицы
Содержание занятия | Психологический |
комментарий | |
(Со всеми этими видами работ дети дол- | вую последовательность |
жны быть знакомы.) | выполняемых действий, |
которые отражены в | |
Мвтевиал для ипважнения 1в скобках | плане. |
указан правильный номер): | |
I. План решения арифметической задачи | |
(деформированный) | |
1) читаю задачу (1) | |
2) выполняю арифметическое действие | |
(пишу решение) (4) | |
3) определяю, что дано и что надо найти (2) | |
- 4) обдумываю, что надо сделать, чтобы | |
найти искомое, и во сколько действий | |
задача(3) | |
5) записываю ответ (6) | |
6} проверяю, верно ли решил задачу (5) | |
II. План разбора слова по составу | |
(деформированный) | |
1) выделяю корень слова (3) | |
2) меняю форму слова (число, падеж) | |
и определяю окончание и основу слова (1) | |
3) подбираю однокоренные слова (2) - | |
4) выделяю суффикс (5) | |
5) определяю, есть ли приставка, и выде- | |
ляю ее (4) | |
HI. План заучивания стихотворения | |
(деформированный) | |
1) читаю стихотворение (1) | |
2) заучиваю 1-й столбик (строфу) (4) | |
3) определяю расстановку пауз и ударе- | |
ний (3) | |
4) учу И-Й столбик (и другие) (5) | |
5) определяю основную мысль стихотво- | |
рения и интонацию, с которой надо произ- | |
носить главные слова (2) | |
lV. План выполнения аппликации | |
(деформированный) | |
1) выбираю (или рисую) нужную картин- | |
ку для аппликации(1) | |
2) определяю, какие детали мне понадо- | |
бятся (2) |
Окончание таблицы
Содержание занятия | Психологический комментарий |
3) приклеиваю детали (7) 4) размещаю детали на листе-я проверяю, все ли правильно(6) 5) вырезаю необходимые детали (5) 6) подбираю бумагу по цвету для всех необходимых деталей (3) 7) рисую отдельные детали па подготовленной бумаге (4) Важно: Для детей с пониженными интеллектуальными способностями предлагается наиболее простой и знакомый вариант деятельности (I), далее — по степени усложнения. Можно предложить всем детям один-два варианта деформированного плана. Но обязательным условием является его последующая проверка, которую можно организовать также по группам (парам) или фронтально. | 1 |
4. Подведение итогов занятия Во фронтальной беседе детям предлагается вспомнить и назвать план проведенного занятия и оценить уровень сложности каждого задания. | Поскольку на уроке была достаточно новая и сложная для детей работа, то домашнее задание можно не задавать |
ЗАНЯТИЕ 16. Тема «Когда я бываю Незнайкой»
Задачи:
— обучение анализу своих трудностей;
— формирование мотивации на их преодоление;
— диагностика конкретной самооценки и уровня притязаний.
На занятии потребуется
детям: тетрадь, цветные карандаши, фломастеры; психологу: задания учебного характера для игры * Альпинисты».
Содержание занятия | Психологический комментарий |
1. Вводная беседа Психолог напоминает детям, что на прошлых занятиях они говорили о том, что надо делать, чтобы не терять времени зря, и учились планировать свою работу. Но у каждого человека в жизни есть трудности, которые ему предстоит решать. |
46
47
Содержание занятия
Чтобы справиться с этими трудностями, адо прежде всего понять, в чем они заключаются. Поэтому детям предлагается оце-яитьсвои достижения и трудности в учении,
2. Оценивание учебных успехов
и трудностей
Детям предлагается в тетради нарисовать вертикальные лесенки (шкалы), обозначающие учебные предметы и оценить свои достижения в каждом из них, поставив 'алочку в нужном месте. Например:
УСПЕХИ
ТРУДНОСТИ
ТРУД РИСОВАНИЕ |
РУСС. ЯЗ. МАТЕМ. ЧГШИЕ
После выполнения работы дети (по желанию) могут прокомментировать свою оценку
3. Составление «Маршрута преодоления*
Те точки на шкалах, которые дети отметили как достигнутые успехи, надо соединить плавной кривой. Получится линия, которая показывает его (субъективные) достижения. До вершины еще есть проме жуток, и психолог просит детей другим цветом отметить на шкалах точки, куда бы им хотелось подняться в этом году, осваивая данный предмет. В итоге у детей, чья самооценка близка к адекватной, может получиться примерно такая картина:
Продолжение таблицы
Психологический комментарий
Данное шкалирование будет иметь особое значение, если такую же оценку в отношении каждого ребенка сделает учитель (и родители).
Цель упражнения — развитие рефлексивных действий.
Действия самоанализа должны открывать ребенку перспективу его деятельности. Поэтому важно, с одной стороны показать учащемуся, что есть к чему стремиться и как этого достичь.
Окончание таблицы
Содержание занятия | Психологический комментарий | |||
Получившийся «маршрут преодоления* (пунктир) — это то, чего хочет добиться в учебе ребенок, преодолев имеющиеся трудности по тому или иному учебному предмету. | ||||
4. Игра «Альпинисты»
Психолог предлагает детям познакомиться со способом, который помогает определить и преодолеть свои трудности. На доске (или специальном плакате) нарисованы горы, которые необходимо преодолеть альпинистам, чтобы добраться до главной вершины и поместить туда свой флаг. Каждая гора представляет собой определенное препятствие, проблему, которую надо решить альпинистам. Например: 1-я гора — математическая — это может быть арифметическая или логическая задача; 2-я гора — литературная — возможно задание по восстановлению слов в ранее изученном стихотворении; 3-я <
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев... Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу... Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при... Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности... © cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста. |