ЗАНЯТИЕ 2. Тема «Вводно - диагностическое занятие» — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

ЗАНЯТИЕ 2. Тема «Вводно - диагностическое занятие»

2021-02-01 84
ЗАНЯТИЕ 2. Тема «Вводно - диагностическое занятие» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задачи:

диагностика учебной мотивации к началу 3 класса;

изучение индивидуальных особенностей развития интел-
лектуально-познавательных, функций (внимание, память,

;              мышление).

На занятий потребуется

детям: бумага А4, бумага в клетку, ручка, карандаш;

психологу: „индивидуальные бланки с мотивационной анкетой (см. Приложение к занятию 2).

 

Содержание занятия Психологический комментарий
1. Ориентировка в содержании занятия В начале занятия психолог напоминает детям о содержании прошлого занятия и интересуется, трудно ли было выполнять домашнее задание. После этого объявляется цель данного занятия: «Сегодня вы будете знакомиться со мной, а я — с вами». Обраща­ясь к прошлому занятию, психолог напоми­нает, что когда хотят что-то узнать, то задают вопросы. Поэтому первая часть занятия по­свящается тому, что дети могут придумать и задать вопросы психологу о том, что они хо­тят узнать: о нём самом или о чем-то другом. Поскольку далее детям предстоит выполнять ди­агностические задания, необходимо сориентиро­вать их на вдумчцвое вы­полнение деятельности и расположить к доверию к психологу.
•. 2. Вопросы психологу Дети размышляют и записывают вопросы на листочке (1-3 вопроса).  
3. Диагностика мотивации \ Знакомство продолжается. Чтобы получ­ше узнать об интересах детей, психолог тоже предлагает им ответить на вопросы (см. мо-тивационную анкету в Приложении). Цель анкетирования выявить особенности от­ношения детей к учебной деятельности и характер доминирующих мотивов.
4. Диагностика мышления Для изучения особенностей развития об­разного и логического мышления детям предлагаются две методики; 1) «Матрицы Ра­дона» и 2) «Исключение лишнего» (см. При­ложение к занятию 2). Бланки с диагности­ческим материалом раздаются детям для индивидуальной самостоятельной работы. Выбор методики осу­ществляется психологом в зависимости от конкрет­ных диагностических це-дей. В данном случае це­лью является изучение особенностей развития основных мыслительных операций (анализа, сра­внения и обобщен; 0 на образном и логическом УРОВНЯХ;

Содержание занятия

5. Игра «Что изменилось»Детям предлагается немного отдохнуть и проверить свою внимательность. На стенде (или специальном наборном полотне) вые-тавляютс я геомет рические фигуры в oigge

[должны ¥"теченйе 36 секунд запомнить последовательность их расположения., После этого психолог просит детей опустить головы и закрыть глаза, а в это время меняет местами некоторые фигуры. Дети должны определить, что изменилось.

6. Диагностика памяти

Психолог настраивает детей на важност: запоминания при выполнении следующего задания, цель которого объявляется детям: «Проверим свою память». Диагностируется слуховая и зрительная механическая па­мять, а также способность к образно-ассо циативному^апоминанию (сдс. Приложение к занятию 2).

7. Подведение итогов занятия

Психолог благодарит детей за работу и [Говорит о том, что для него это очень важное занятие: ему предстоит ответить на вопросы детей и, познакомившись с их работами больше узнать о самих детях. В качеств домашнего задания детям предлагаете; | сделать по одной фигуре (любой) для игры «Что изменилось?».


Окончание таблицы

Психологический комментарий

Игра не ййеет строго иагностической цели, используется для ре-аксации детей, пере­ключения на другой вид еятельности и положи-ельного эмоциональ-ого подкрепления для ыполнения последую­щей деятельности.

Для поощрения наибо­лее активных детей в иг­ре можно предоставить им возможность менять фигуры (занять место ве­дущего).

Установка на запоми нание важна для полу чения максимальных ре­зультатов в этом плане оценки потенциала детей Эти методики позволяют получить информацию характере запоминание ребенка и доминирующем типе памяти.


12


 


ЗАНЯТИЕ 3. Тема «Умеем пи мы общаться»

Задачи:

— выявление особенностей общения детей;

— знакомство с правилами общения;

— обучение приемам общения со сверстниками (в паре и 8 группе).
На занятии потребуется

детям: тетрадь, ручка, карандаш;

психологу: карточки с изображением ситуаций общения позитивного и негативного плана.

 

Содержание занятия Психологический комментарий
1. Вводная беседа «Почему люди общаются» Дети высказывают мнения о том, почему для человека так важно общаться с другими людьми. Психолог, наводя детей на вывод о роли общения в жизни человека, расска­зывает о «детях-Маугли* (девочках, найден­ных в начале XX века в индийских джун­глях и не умевших говорить).  
2. Беседа-игра «Как можно общаться» Психолог просит детей определить, что именно он хочет сказать и с помощью жестов и мимики просит двух сидящих за партой поменяться местами. Затем дети обсуждают, каким образом они поняли и нфор м а цию без. с л о в. Анализ видов обще­ния, расширение багажа инструментов общения.
3. Игра-тренинг «Пойми меня» Детям в паре (или в группе) раздаются карточки с заданием с помощью жестов и мимики (без слот;) передать написанную информацию. Дается 5 минут на подготовку невербального сообщения, а потом детей показывают и отгадывают, что сообщалось. В качестве упражнений могут быть предло­жены следующие сообщения: оДаймнеучеб-ннк», *Я пойду слать», «Мы видели учи­теля», «Идикдоске», «Яне хочу есть» ит.п. Развитие вниматель­ности и интуитивного мышления при восприя­тии невербальных средств общения, усвоение невер­бальных способов обще­ния, развитие эмоцио­нального восприятия. Активное освоение не­вербальных способов пе­редачи информации; эмоциональная мотива­ция к общению со сверст­никами.
4. Практическая работа с целью оценки способов общения Детям предлагаются карточки с нарисо­ванными ситуациями общения, в которых Важно увидеть те спо­собы общения, которые являются позитивными и негативными. Опреде­ляя это, ребенок ставит

14


Окончание таблицы

 

Содержание занятия Психологический комментарий
изображены позитивные и негативные формы общения. Детям необходимо разде­лить эти карточки на 2 группы: ситуации, в которых они хотели бы оказаться, и ситу­ации, которые были бы им неприятны. себя на место общаю­щихся и переживает со­ответствующие эмоции. Развитие эмпатии.
5. Аналитическая беседа по результатам практической работы Предлагаются следующие вопросы для обсуждения: — По каким признакам вы откладывали картинки во вторую группу? — Почему вам было бы неприятно ока­заться в такой ситуации? — Как можно было бы изменить ситуацию, чтобы она не была неприятной? Вербализация способ­ствует более глубокому осознанию эмоциональ­ных ощущений.
6. Самостоятельная работа Написать в тетради 5 качеств, которые помогают людям общаться, и 5 качеств, которые мешают общаться (в 2 столбика). Подготовка к прове­дению самоанализа.
7. Самоанализ После самостоятельной работы психолог просит назвать качества, которые дети записали в первый столбик (записывает на доске 15—20 качеств) и во второй столбик (то же самое). Вместе с ним дети в свою тетрадь записывают те качества, которые они не отметили. После этого в получившемся спи­ске он просит подчеркнуть те качества из первого и второго столбиков, которые они могут отнести к себе (есть у них сейчас). Эти качества подчеркиваются зеленым цветом, те качества, которые они хотели бы в себе развить, — синим цветом, а около тех ка­честв, от которых они хотели бы избавиться, поставить красным цветом знак минус. После выполнения этой работы психолог сообщает, что такая работа выполняется человеком тогда, когда он хочет лучше себя попять и разобраться в своих поступках. Одна из первых попы­ток подойти к осознанию самого себя как партнера по общению.
8. Домашнее задание Придумать и показать без слов сообще­ние, в котором было бы слово «хочу» и слово «надо». Для выполнения этого задания класс делится на 2 группы: первая, разби­ваясь на подгруппы, обыгрывает слово «хочу», вторая — слово *надо». Знакомство со спосо­бами самоанализа, раз­витие рефлексии. За­крепление изученного и подготовка к последую­щему занятию.

15


 


     


Содержание сказки по­могает детям пережить собственные ощущения, связанные с нежеланием выполнять ту или иную деятельность. Эмоцио нальное сопереживание герою ставит перед деть­ми проблему выбора между собственными же­ланиями и необходимо­стью выполнения какой-либо деятельности.

Анализ данной ситу­ации важен для развития у детей рефлексивных действий и произвольно-регуляторной сферы.

Важный вывод, к ко торому надо подвеет* детей в ходе анализа прежде чем совершить какой-либо поступок важно обдумать, как * нему отнесутся другие

Обобщение эмоциональ­ных и рациональных по­требностей. Поиск опти­мального решения без ущерба для эмоциональ­ного состояния ребенка, но с учетом их обязан­ностей по отношению к другим людям.


ЗАНЯТИЕ 4. Тема «Как подружились Хочу и Надо»

Задача:

— развитие произвольно-рефлексивных действий в поведе­нии и деятельности. На занятии потребуется детям: тетрадь, ручка; психологу: сказка «Как подружились Хочу и Надо».

Содержание занятия

Психологический комментарий

Контроль за усвоением редств невербального бщения.

1. Анализ домашнего задания

Дети показывают, как без слов можно ообщить информацию со словами «хочу» i «надо». Необходимо понять, что сооб­щается. Особо обращается внимание на то, (акие средства используют дети для пере-,ачи информации.

2. Лекция-беседа

Психолог предлагает детям послушать «торию о двух словечках — Хочу и Надо.

«Проснувшись утром, Костя увидел, как _ окне ярко сияло солнце. Ветка яблони призывно стучала в окошко, словно пригла­шая: выходи, на улице так хорошо!

Сейчас, позавтракаю и пойду гулять!
подумал Костя. Но, повернувшись от окна,
он увидел, что в комнате царит беспорядок:
на полу валялись один носок, игрушечный
самосвал, фонарик и чайная ложка. На
стуле рядом с рубашкой почему-то висело
велосипедное колесо, а на шкафу дружно
уживалась футбольный мяч и ботинок.

Да! Пожалуй, погулять придется не
скоро. Мама опять скажет, что надо
убираться.

Тут из-под кровати вдруг вылез мал?нь кип человечек.

— Ты кто? Гном? Откуда ты взялся? —
спросил Костя.

— Я не взялся, я с тобой живу. Меня
зовут Надо. Тебе ведь надо убирать ком
ноту? Вот потому я здесь.

— Надо-то, надо, но как не хочется!
Тут неожиданно появился другой челове

чек, очень похожий на первого.

Раз не хочется, значат не надо!
мягко пропел он.

16


Продолжение таблицы

Содержание занятия                               Психологический

ком (лент арий

Как эта не надо? Да если здесь не
убраться, скоро все спотыкаться будут! —

возразил Надо.

А ты кто?спросил Костя нового

человечка.

— Я — Хочу. Делаю только, что хочу, а

не то, что кому-то надо.

Вот это да! И чего же мы сейчас
делать будем?

Аты сам как думаешь?спросил

Надо.

— Не знаю,ответил Костя.

~ А тут и знать нечего,подхватил Хочу,на улицу ты хочешь, так пошли?

— Так ведь комнату убрать надо!

настаивал другой.

— Если надо, но не хочется, значит вроде
и не надо! — не унимался Хочу.

— Нельзя делать только то, что хочется.
^Почему? — спросил Костя».
Расскаапрерывается.

3. Беседа                                  Вербализация эмоцио-

Психолог спрашивает ребят, как бы они нальных переживаний
отве ти л и Ко ст е?                                                   детей

Анализ потребкостно-волевых особенностей де­тей. Развитие рефлексии.

4. Практическая работа

Детям предлагается в столбик *Хочу* выписать те желания, которые у них есть сейчас (то, чего хочется именно сейчас) — 3 желания. Затем в столбик «Надо» выпи­сать то, что надо сейчас долать.

5. Беседа

После этого психолог просит детей поду­мать и ответить на следующие вопросы:

1. Можно ли свои желания выполнить в
какое-то другое (свободное) время?

2. Что для ребят сейчас важнее: то, что
написано в столбике «Хочуа, или то, что
написано в столбике «Надо»?

3. Есть ли другие люди, для которых то,
что написано в столбике *Надо?, тоже явля­
ет с я очень важным?

17

Вывод: не всегда то, что хочется кому-то, бывает приятно другим. Бывает так, что желание одного человека доставляет непри­ятности другому.


Окончание таблицы

 

 

Содержание занятия Психологический комментарий
6. Игра «Как подружились Хочу и Надо* Класс делится на три равкые группы: 1 группа — «Хочу», 2 группа — «Надо», 3 группа — мировые судьи. Из них составляются трояки играющих. Задача мировых судей достичь соглашения между Хочу и Надо, которые высказывают свои пожелания. Правила игоы для йг.р.х. ичастников:

Формирование стрем­ления к поиску решения в трудной ситуации. Раз­витие произвольности и рефлексивных функций.

Преодоление эгоцен­трического мышления.

1) доброжелательное общение, 2) не перебивать и не повышать голос, 3) стремиться найти общее, подходящее для всех решение. За несоблюдение правил начисляются штрафные очки. Во время игры психолог наблюдает за ее ходом и помогает детям в случае затруднения. В течение игры каждый из трех участ­ников должен побывать в роли другого.
7. Подведение итогов урока Дети обмениваются мнениями, отвечая на вопросы психолога, в какой роли им было труднее всего и почему. Анализ эмоциональ­ных переживаний, осоз­нание важности другого мнения.
8. Домашнее задание Дома детям предлагается закончить сказ­ку. Психолог может напомнить им ее содер­жание и то, на чем она прервалась. Вербализация эмоци­ональных аспектов об­щения.

Содержание занятия

1. Вводная беседа

Психолог начинает беседу с детьми с вопроса, все ли они читали стихотворение С.Я. Маршака «ЧеловекРассеянный». Если в классе есть дети, которые не знакомы с ним, психолог зачитывает самые интерес­ные отрывки из стихотворения.

Затем он обращает внимание на тему, которая написана на доске и задает вопрос: "Почему Человека Рассеянного можно назвать смешным? И почему его можно назвать грустным?»

Мысль о том, что для человека бывает очень неприятно, если он забывает сделать что-то очень важное или в результате своей невнимательности оказывается в трудной ситуации.

Психолог обращается к ребятам с вопро­сом, было ли что-то подобное с ними в жизни, в учебе?

2. Диагностическая игра на внимание

Психолог раздает детям индивидуальные карточки с изображением парных сюжетов на которых надо найти 10 отличий. В том месте, где отличие найдено, ребенок должен поста­вить галочку. Время поиска — 1 минута.

По окончании игры дети подписывают число найденньг отличий и могут обме­няться мнениями — много ли удалось найти за 1 минуту.


Психологический комментарий

В беседе важно подчер­кнуть, что невниматель­ность человека может подвести его в различ­ных ситуациях.

Необходимо обратить внимание детей на важ­ность этого качества в учебе к в жизни (моти-вационная основа по­следующих заданий).

Это упражнение можно рассматривать и как ди­агностическое, и как тре­нировочное для произ вольного внимания и восприятия,


 


ЗАНЯТИЕ 5. Тема «Смешной и грустный Человек Рассеянный»

Задача:

— развитие произвольного внимания и восприятия;

— формирование мот ив ацион ной направленности на
действие контроля.

На занятии потребуется

детям: тетрадь с заданиями к игре 3 (см. занятие), ручка, карандаш;

..психологу: карточки для детей к игре «10 отличий», карточки с алгоритмом к игре «Шифровка» {см. занятие).

18


3. Игры и упражнения на развитие внимания и восприятия

Чтобы быть внимательным, а не рассеян­ным человеком, надо постоянно трени­ровать свое внимание. И это может быть очень интересное и веселое занятие.

Игра 1. Что изменилось Дети уже знакомились с правилами этой игры, когда узнавали изменения в ряду геометрических фигур (см. занятие 2). Но теперь ситуация меняется.

19


Развитие внимания и зрительного восприятия. Развитие наблюдатель­ности ребенка, привле­чение внимания к соб­ственному внешнему


Содержание занятия

Дети разбиваются на группы по 4 чело­века (можно объединить 2 парты). В группе каждый учащийся по очереди становится водящим. На одну минуту он отворачи­вается и закрывает глаза. В это время дру-гиеучастники вносят изменения в костюм, Прическу, детали внешности одного из партнеров по группе. Эти иаменения и должен обнаружить водящий.

Иг ра 2. Узнай меня

У психолога имеется набор по-разному звучащих предметов (не более 10). Он просит детей внимательно послушать и запомнить, как звучит тот или иной предмет. После этого дети опускают голову на парту и закрывают глаза, а психолог повторяет звучание того или иного предмета. Дети угадывают, какой из предметов звучал.

ЦграЗ. Ш и фровка

- В тетрадях у детей психолог пишет зарат нее (или раздает на занятии каждому ребен­ку карточкиУалгрритм рисова

*»         *■   "*   rii    f

типа:2 —»,1| J Ц| й т.д., где цифра обозначает количество клеток, а стрелка - направление ланий. Следуя написанному алгоритму, дети рису­ют зашифрованный в нем рисунок. Это может быть самолет, кошка, буква, цветок в т.п. Для начала рекомендуется выбирать простой узор с несложным алгоритмом, Если ребенок правильно его расшифрует, то рисунок (узор) получится правильный, если он ошибется, то не сможет узнать, что было зашифровано. Для того чтобы у ребенка все получилось, психолог советует дётйм сна­чала подчеркнуть шаг в шифровке: 2 -*, ft потом его нарисовать. В этом случае ребенок контролирует каждое свое действие иверо-j ятность ошибки^минимальна. По усмот­рению психолога можно предложить детям разные «Шифровки», и тогда каждый будет выполнять свою работу или делать общий алгоритм, тогдл Детимогут Сверяться друг с другом в ходе работы.


Продолжение щаблицы

Психологический

комментарий

Развитие слухового восприятия, памяти и внимания.

Переключение работы анализаторов со зритель­ного на слуховой.

Развитие произволь­ного внимания (концен­трация и устойчивость).

Формирование мотива­ционной направленности на действия контроля.

Обучение действиям по простейшему алгоритму.


Окончание таблицы

 

Содержание занятия ■ Психологический комментарии
4. Подведение итогов занятия Психолог спрашивает, какая игра показа­лась детям самой легкой, а какая самой трудной. После высказываний детей дела­ется вывод о том; что там, где было труднее всего, и надо тренировать свое внимание. Важно показать детям необходимость контро­лировать выполняемые действия.
5. Домашнее задание Дома детям предлагается написать алго­ритм (зашифровать) к рисунку, который предлагается психологом (рисунок может, быть заранее воспроизведен в тетрадях детей иди на карточках, которые им раздаются). Закрепление умения действовать по алгорит­му, развитие произволь­ности.

Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.