Формирование эффективной модели социально-трудовых отношений — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Формирование эффективной модели социально-трудовых отношений

2021-02-01 50
Формирование эффективной модели социально-трудовых отношений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Без сомнения, актуальнейшим вопросом социальной модернизации является создание эффективной модели социально-трудовых отношений.

На это всем госорганам и бизнес-сообществу следует обратить особое внимание.

а) Развитие сферы занятости

За два десятилетия Независимости сфера занятости претерпела колоссальные изменения. Численность занятого населения выросла более чем на 700 тыс. человек, достигнув 8,4 млн. человек.

Значительная часть населения в 90-е годы «прошла школу вынужденной безработицы».

Многие проявили способность к трудовой самоорганизации, самостоятельной смене трудовой квалификации, стали бизнесменами, в том числе и посредством целенаправленной поддержки со стороны государства.

Сегодня мы реализуем индустриально-инновационную программу.

Это вопрос номер один для будущего страны.

Создаются новые рабочие места. Но мы видим, что не все безработные стремятся работать. К сожалению, психология такова, что человек лучше будет «таксовать» у базара, чем пойдет за новой квалификацией.

Но если мы хотим стать конкурентной нацией, то эту психологию надо изживать! Надо осваивать новую квалификацию и идти на завод, на производство. И молодой, и взрослый казахстанец не должен сидеть на месте и все критиковать, а стремиться туда, где есть работа, где можно - ЗА-РА-БО-ТАТЬ!

В других странах люди едут на заработки далеко за границу и без всяких гарантий. А мы создаем рабочие места, строим новое производство в своей собственной стране. Поэтому надо ехать туда, где есть работа. Ведь мы же мобильный народ!

Из занятого населения 1/3 составляют так называемые «самозанятые».

Однако методика оценки их численности условна.

В этой категории есть владельцы частных подворий, имеющие скот (по сути, мелкие фермеры), частные извозчики на собственном автотранспорте, владельцы нескольких квартир, сдающие их в аренду. Значительную часть самозанятых составляют трудоспособные люди, имеющие непостоянную работу.

Поэтому сегодня важно реализовать меры, направленные на обеспечение включения самозанятого населения в реальную экономику. И эти меры должны учитывать перспективы развития инфраструктуры, объектов Карты индустриализации.

Правительству надо решать вопросы о создании новых объектов индустриальной и инновационной экономики в регионах с избыточным числом самозанятого населения.

 

ПОРУЧЕНИЕ 4

Министерству труда и социальной защиты населения РК до 1 июля 2013 года:

– разработать методику соотнесения трудоспособного населения в группу самозанятых, адекватную реальной ситуации и перспективам сферы занятости;

совершенствовать методику определения уровня безработицы с учетом новой методики по определению самозанятого населения.

 

Важной частью работы по совершенствованию отношений в сфере занятости должно стать повышение правовой грамотности всех субъектов социально-трудовых отношений.

Я хочу подчеркнуть: люди труда не должны быть в стороне от правовых вопросов.

Устраиваясь на работу, все должны вникать в каж­дую бумагу, какую они подписывают.

Принятие в 2007 году Трудового кодекса Респуб­лики Казахстан стало важным шагом на пути правового обеспечения всей сферы занятости. Однако многие эксперты отмечают сложность формулировок кодекса для восприятия широким кругом работников.

Полагаю, что для разрешения данной проб­лемы необходима, во-первых, организация правового всеобуча наемных работников, возможно, за счет средств работодателей. Во-вторых, массированная пропагандистская работа, издание комментирующих материалов, в доступной форме излагающих основы трудового законодательства.


ПОРУЧЕНИЕ 5

Министерству труда и социальной защиты населения РК:

до 1 декабря 2012 года проработать вопрос об организации, начиная с 2013 года, системы всеобуча работников основам трудового законодательства Республики Казахстан;

– разработать проект издания и распространения, в том числе через возможности Интернета и официальные сайты государственных органов, серии единых общенациональных справочников по основным положениям Трудового кодекса и других правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

 

b) Национальная система профессиональных квалификаций

Надо признать, что каждый человек, особенно молодой, хочет видеть свою перспективу в той или иной профессиональной области. Это абсолютно нормальное желание. Человек целеустремленно идет к вершине, когда ее видит.

Поэтому необходимо придать импульс всей работе по созданию национальной системы квалификаций (НСК), которая имеет не только нормативное значение, но и, по сути, является «дорожной картой» для каждой профессии.

НСК позволит «построить» профессиональные лифты по каждой специальности. При этом квалифицированные рабочие должны быть включены в национальную систему.

Основы нормативной базы для создания НСК сформированы с внесением дополнений в Трудовой кодекс в 2010 году. Однако этот процесс надо ускорить.

Один из самых главных моментов в формирующейся национальной системе квалификаций заключается в том, что профессиональные стандарты, разработанные в рамках НСК, должны стать ориентиром для образовательных стандартов, применяемых в учебных заведениях при подготовке специалистов. Не должно быть разрыва между профессиональными и образовательными стандартами.

В условиях Единого экономического пространства, предусматривающего создание общего рынка трудовых ресурсов, важна координация деятельности по созданию национальных систем квалификаций в трех странах.

 

Поручение 6

Правительству РК до 1 июля 2013 года:

– разработать и принять План поэтапной разработки национальной системы квалификаций на период до 2020 года;

– активизировать работу по созданию независимой системы подтверждения квалификации для выпускников ВУЗов и колледжей.

 

c) Профилактика, предупреждение и регулирование трудовых конфликтов

Сегодня в Казахстане недостаточно развиты механизмы регулирования, предупреждения и профилактики трудовых споров и конфликтов.

Конечно, не бывает идеального бесконфликтного общества, но, тем не менее, мы обязаны стремиться к тому, чтобы минимизировать такие риски.

Во-первых, сегодня надо усилить контроль и обеспечение безопасности труда на производстве.

Государственная инспекция по труду в соответствии с законодательством может осуществлять контроль по заявлению работников или в плановом порядке, предупредив работодателя за месяц вперед.

Актуальность и фактор внезапности при такой проверке теряется, что нередко дает работодателям лазейку создавать видимость соблюдения условий труда.

Такой порядок не соответствует требованиям ратифицированной Казахстаном Конвенции МОТ «Об инспекции труда в промышленности и торговле».

Почему я говорю об этой проблеме? Это не просто технический вопрос. Это жизни людей!

Ведь в результате несчастных случаев, нарушений безопасности, отсутствия дисциплины страдают люди в самом трудоспособном возрасте. А у них есть семьи, дети. Поэтому здесь надо навести порядок.

Во-вторых, недостаточна правовая ответственность за провоцирование социально-трудовой конфликтности.

Нередко его стороной становится трудовой коллектив, спровоцированный намеренным ухудшением условий труда, срывом производственного процесса, задержками выплаты заработной платы и т. д.

В то же время ни в Трудовом, ни в Административном, ни в Уголовном кодексах нет статей об ответственности за провоцирование трудовых конфликтов со стороны работодателей, должностных и иных лиц.

Принуждение к забастовке, как и несвоевременность выплаты заработной платы работникам, влечет штраф всего в размере 10–20 месячных расчетных показателей, а невыполнение обязательств по коллективному договору – штраф от 200 до 500 МРП.

 

ПОРУЧЕНИЕ 7

Правительству РК до конца 2012 года внести предложения:

об изменениях и дополнениях в Закон РК «О государственном контроле и надзоре» и Трудовой кодекс в части проведения проверок на предприятиях в соответствии с ратифицированной Конвенцией МОТ;

о включении в Трудовой, Административный и Уголовный кодексы положений об ответственности за умышленное провоцирование трудовой конфликтности;

об усилении административной и уголовной ответственности за возбуждение социальной вражды, принуждение к забастовке, несвоевременную выплату зарплаты, невыполнение коллективных договоров и другие правонарушения.

 

В-третьих, необходимо выстроить эффективный многоуровневый механизм регулирования противоречий в сфере трудовых отношений.

В качестве основных причин трудовых конфликтов можно назвать две: первая – отчужденность работников от вопросов управления предприятия­ми, вторая – слабость механизмов внесудебного урегулирования споров и конфликтов.

Здесь надо использовать опыт ряда развитых стран, на предприятиях которых действуют производственные советы.

В них входят представители рабочих и персонала, а также профессиональных союзов. Как правило, на них решаются многие вопросы состояния и улучшения условий труда, рассматриваются различные социально-бытовые вопросы работников.

Следует отметить, что «народное IPO», которое даст возможность работникам стать миноритария­ми предприятий и компаний, также будет способствовать преодолению отчужденности рабочих и персонала.

Сейчас начался процесс непосредственного проведения «народного IPO», реализуются акции национальной компании «КазТрансОйл». И в этом вопросе не может быть какого-либо поверхностного подхода.

Правительству РК совместно с Фондом национального благосостояния «Самрук-Казына» надо провести масштабный анализ первого опыта «народного IPO», предусмотрев регулярное проведение предварительного экономического и юридического аудита акционируемых национальных компаний и доведение их результатов до потенциальных миноритариев.

Сегодня надо усилить работу по созданию и использованию структур и процедур медиации, в том числе в сфере трудовых отношений.

Структуры медиации надо создавать в национальных и крупных частных компаниях. В США, Австралии и других странах до трети всех споров урегулируются до судебного вмешательства исключительно в рамках процедур медиации.

Со стороны государства сейчас важны инициативные шаги, которые позволят внедрить систему внесудебного разрешения споров и конфликтов, в том числе и в сфере социально-трудовых отношений.


ПОРУЧЕНИЕ 8

Правительству РК до конца 2012 года:

– совместно с Фондом национального благосостояния «Самрук-Казына» провести масштабный анализ первого опыта «народного IPO», предусмотрев регулярное проведение предварительного экономического и юридичес­кого аудита акционируемых национальных компаний и доведение их результатов до потенциальных миноритариев;

– обеспечить принятие подзаконной правовой базы, нацеленной на развитие института медиации;

– инициировать проведение Национальной конференции медиаторов в целях развития данного механизма внесудебного урегулирования споров и конфликтов.

 

- В-четвертых, необходимо провести модернизацию профсоюзных институтов.

Одним из основных партнеров государства в воп­росах совершенствования трудовых отношений выступают профсоюзы. Вместе с тем нынешний формат деятельности крупнейшего профцентра – Федерации профсоюзов Казахстана (ФПК) не соответствует требованиям времени, так как он строится по отраслевому принципу «советского образца».

Существенным проблемным моментом является неэффективное законодательство о профессиональных союзах. В нем неясно изложены положения о коллективных договорах, об ответственности сторон за их выполнение.

Поэтому сейчас требуются решительные шаги по модернизации профсоюзного движения, преж­де всего ФПК.


ПОРУЧЕНИЕ 9

Правительству РК до конца 2012 года провести комплексный анализ законодательства о профессиональных союзах и разработать законопроект о его изменениях.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.