Профориентационная работа с учащимися 10-11 классов — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Профориентационная работа с учащимися 10-11 классов

2021-02-01 58
Профориентационная работа с учащимися 10-11 классов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Профориентационная работа с учащимися 10-11 классов

Составитель: Громадская Юлия Николаевна, учитель математики 678920, Республика Саха(Якутия), Алданский район, с. Ыллымах Муниципальное казенное образовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №13

АННОТАЦИЯ

Данная работа ориентирована прежде всего на выпускников школ, но она может быть полезна абитуриентам и студентам учебных заведений. В данной работе представлен системный подход к профориентации учащихся 10-11 классов.

Методики, описанные в данной работе, основаны на изучении уровня соответствия физических качеств и психофизиологических особенностей профессиональным требованиям и позволяют разработать серию классных часов и бесед, направленных на определение степени профпригодности к конкретному виду деятельности и помочь старшеклассникам избежать проблем при выборе своей будущей профессии.

Психологические тесты и анкеты содержат инструкции и подробное объяснение для обработки полученных результатов.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................

4

ВЫБОР ПРОФЕСИИ – ПЕРВЫЕ ШАГИ.....................................

7
1. Как выбрать профессию.............................................. 7
2. Что влияет на выбор профессии....................................... 8
3. Психофизиологические особенности профессиональной ориентации........ 9
4. Формула выбора профессии.......................................... 12
5. Методика поиска профессии.......................................... 14

ПРОФЕССИИ И РЫНОК ТРУДА...........................................

16
1. Новые профессии и профессии исчезающие............................. 16
2. Рынок труда........................................................ 16
3. Перспективы развития рынка труда в республике Саха (Якутия)............ 18

ЛИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИИ...............................................

20
1. Анкета «Ориентация»............................................... 20
2. Психологический тест для оценки уровня интеллекта..................... 22
3. Характерологическая анкета.......................................... 22
4. Тест на определение типа личности по методике Д. Холланда.............. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................

26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................

28

ПРИЛОЖЕНИЯ..........................................................

29

 


ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях рациональное использова­ние трудовых ресурсов является не столько существен­ным, сколько необходимым фактором развития произ­водства, торговли, сферы услуг и других видов эконо­мической деятельности.

Причины неэффективной профессиональной деятель­ности многочисленны, однако большая часть из них (80% и более) прямо связана с физиологическими, психичес­кими и социальными особенностями работников.

Труд работников должен быть производительным, однако не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию.

Профессия (от лат. professio — официально указан­ное занятие, специальность) — род трудовой деятельно­сти, занятий, требующих определенной подготовленнос­ти и являющихся источником существования.

Некоторые индивиды за короткое время могут овла­деть трудовыми навыками, быстро достигают професси­онального совершенства, у других «вхождение в профес­сию» затягивается, человек теряет к профессии интерес и переходит к иному виду деятельности. В настоящее время эта проблема достаточна актуальна, поскольку под­ростки, в общем, как и взрослое население, в связи с большой конкуренцией на рынке труда буквально «цеп­ляются» за любую возможность трудоустройства.

Поэтому важно с подросткового возраста достаточно точно определиться со своими профессиональными интересами, склонностями, состоянием здоровья, работос­пособностью, необходимыми знаниями, умениями, на­выками. Все эти проблемы помогает решить профориентация, которая является особой формой заботы обще­ства о профессиональном становлении подрастающего по­коления, поддержки и развития природных дарований, и сопровождается проведением комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопре­делении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономи­ческой ситуации на рынке труда.

Вообще, начало профориентации нередко относят к 1908 г. — к моменту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно дру­гой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности. Возникла она из потреб­ностей развития человеческого общества. Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем появились профессии, а следовательно, и потребность в ориентации на профессии.

История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит далекое прошлое. Это относится в основном к диагностике знаний, умений и способностей. Еще в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. В Древнем Египте искусству жреца обучали только тех, кто выдерживал систему оп­ределенных испытаний. Вначале кандидат проходил про­цедуру, которую сегодня можно было бы назвать собесе­дованием.

Общий подход к пониманию сущности индивидуаль­ности имеет непосредственное значение для решения задач профессионального отбора. Прогнозирование про­фессионально важных свойств человека основано на учете качеств, которые выявляются путем сопоставления по­казателей свойств с показателями независимых крите­риев успешной деятельности.

В данной работе представлены некоторые популярные методи­ки по самодиагностике при выборе профессии, советы, которые помогут при осуществлении поиска работы, а также предлагаются формулы профессионального само­определения, главным образом, для тех, кто только всту­пает в трудовую жизнь.

Новизна. В данной работе представлен системный подход к профориентации учащихся 10-11 классов. Именно такой подход очень важен для старшеклассников в этом возрасте. Они всерьёз задумываются над тем, чем им предстоит заняться в ближайшем будущем, какую профессию выбрать. И многим из них трудно определиться даже тогда, когда наступает время сдавать выпускные экзамены. Поэтому необходимо своевременно начать работу с подростками, чтобы они не оказались в положении сложного выбора на пороге выпуска школы.

Методики, представленные в данной работе, позволяют разработать серию классных часов и бесед, направленных на определение степени профпригодности к конкретному виду деятельности и помочь старшеклассникам избежать проблем при выборе своей будущей профессии.

Такую работу с подростками можно начинать уже в 8-9 классах. Ребята в этом возрасте имеют некоторые представления о том, чем они будут заниматься в дальнейшем, и очень важно помочь им определиться с выбором к окончанию школы.

Цель работы – на ранних этапах профориентации подростка определить степень его профпригодности к конкретному виду деятельности посредством всестороннего изучения его личности, т. е. изучения уровня соответствия физических качеств и психофизиологических особенностей профессиональным требованиям.

Задачи:

1.  Получить представление об особенностях развития интеллекта школьников.

2. Определить социальную направленность личности подростка.

3. Помочь школьнику понять ту сферу деятельности, которая подошла бы ему, в которой он мог бы реализовать свои способности.

Значимость. Республика Саха (Якутия) – суровый, но удивительный край. Огромные просторы, великолепная природа, гигантские запасы природного сырья и полезных ископаемых. Развивается промышленность, прокладываются новые дороги, строятся новые дома и поселки. В республике активно внедряются самые новые производственные процессы, развиваются новейшие информационные технологии. На данный момент РС(Я) является частью мировой экономики.

Сегодня республике нужны не просто грамотные в какой-то определенной области специалисты, а специалисты – профессионалы с высоким нравственным интеллектом, предприимчивые и коммуникабельные. Необходимы знающие, эрудированные специалисты нового поколения: промышленники, энергетики, владеющие современной, автоматизированной техникой, информационной технологией, экономической и правовой грамотностью.

Подростки существенно отличаются друг от друга как по темпераменту и по характеру, так и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Именно поэтому каждый выпускник должен сделать правильный выбор профессии в соответствии с собственными интересами, возможностями и потребностями рынка труда.

 

 


Как выбрать профессию

Хорошо, когда проблема выбора профессии трево­жит — это означает социальную и психологическую зре­лость молодого человека. Хуже, если ему пока все рав­но: мама за ручку отведет в юридический институт (по­тому что тебе «как бы нравится» история), а потом ока­жется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.

Трудности профессионального самоопределения воз­никают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли для себя в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели привить им любовь к каким-либо учебным предметам, а таланты еще «зары­ты в землю». Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут они определить­ся, чем хотелось бы заниматься — потому что из всего, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем рабо­тает их папа, кто такой ихтиолог — и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ре­бят очень активна и в учебе, и в различных других формах деятельности. Им интересно все, они посещают одновре­менно три кружка, пять факультативов и десять спортив­ных секций. Более того, у них все получается. Как гово­рится, если человек талантлив — он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок — во всем добивается успеха. Однако... он тоже не может определить, что нра­вится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.

Как же разобраться в себе? Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и характе­ристиками будущей работы. Профессия должна быть интересна.

Любая профессия требует, чтобы у человека присут­ствовали так называемые «профессионально важные ка­чества», например, корректору важно внимание, худож­нику — образное мышление и т. д. Поэтому, выбирая

определенную профессию, важно осознать, есть ли способности, отвечающие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения нужно выбирать ту профессию, где способности будут максимально реализованы.

Наконец, тип реализуемой профессиональной деятель­ности должен совпадать с личностным, характеро­логическим типом. Скажем, если человек общителен — ему больше подойдут профессии, связанные с многочислен­ными контактами, а если эмоционально неустойчив, то он не сможет выполнять рутинные виды деятельности, тре­бующие концентрации в течение длительного времени.

Итак, для того чтобы выбрать профессию, необходи­мо прежде всего познать себя. В этом поможет нехитрое упражне­ние: посмотреть на себя глазами другого человека. Нужно попытаться объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек — не зная истинных моти­вов.

В подростковом возрасте характер пока только формируется. Психические свойства человека (будь то способ­ности, интересы или черты характера) — исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало слу­чаев, когда человеку, не имеющему способностей к му­зыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное — интерес. Способности формируются в деятельности. С другой стороны, интерес — вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понра­вится ли подростку психология или та же экономика — ведь в школе он не изучал ничего подобного... Для того чтоб не ошибиться, надо расширять кругозор по отно­шению к миру профессий.

Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, подросток приступает к выбору уже не профессии, а вуза или факультета. Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация вуза и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Более того, профессия должна приносить удовольствие и обеспечивать максимальную ре­ализацию возможностей (польза обществу).

 

Формула выбора профессии

Что следует учитывать при выборе профессии? Благодаря чему человек может достигнуть успехов в про­фессиональной деятельности, делая это без особенных усилии и напряжения, и к тому же получая от этого удовольствие?

Двум тысячам выпускников был задан вопрос: «Ка­кие требования Вы предъявляете к своей будущей про­фессии?» И вот какие были получены результаты.

Профессия должна быть:

1) престижной;

2) хорошо оплачиваемой;

3) интересной;

4) с хорошими условиями труда;

5) чтобы ее легко было приобрести;

6) соответствовать желанию родителей;

7) можно было бы учиться и работать с друзьями;

8) востребована на рынке труда.

Как видим, на первое место большинство выпускни­ков поставили престижность профессии. Они думают, что, получив престижную профессию, автоматически станут уважаемыми людьми. Однако следует иметь в виду, что общественное признание профессий существенно меня­ется со временем. К примеру, престижной считалась про­фессия инженера. Но изменилась экономическая ситуа­ция, и на первый план вышли профессии, связанные с бизнесом. Но что будет с ними лет через десять, пока никто не знает.

На второе место молодые люди ставят желание приоб­рести хорошо оплачиваемую профессию, не зная, навер­ное, того, что оплачивается не профессии, а должность.

А вот третье требование, которое называют выпуск­ники, «должна быть интересной» — одно до наиболее веских для выбора профессии.

На четвертом месте стоят условия труда. Требование существенное, но условия тоже связаны не столько с профессией, сколько с местом работы. И чем выше будет ваша квалификация, тем больше шансов выбрать себе рабочее место по душе.

Пятое требование к будущей профессии — доступ­ность обучения, то есть выбирают профессию, которую легче получить. Иногда это оправдано, если только не ограничивает возможности профессионального выбора.

Шестое место занимает не очень удачное требование к профессии, связанное с желаниями родителей. К со­жалению, родители зачастую недостаточно знают мир профессий, да и в ваших профессиональных возможностях ориентируются слабо.

Седьмое требование еще менее основательно для выбора профессии. Это — желание учиться за компанию, то есть, вы выбираете себе профессию в соответствии с интересами и способностями ваших друзей, а не с собственными.

И на последнем месте стоит возможность трудоустройства после окончания профессионального учебного за­ведения.

Таким образом, большинство выпускников, выбирая профессию, свои собственные интересы и склонности ставят на третье место по степени важности, а возмож­ность трудоустройства — и вовсе на восьмое. И совер­шенно не учитывают свою профессиональную пригод­ность, которая является одним из важнейших моментов, учитываемых в процессе профессионального выбо­ра. Что же такое профессиональная пригодность? Это ваше здоровье, психофизиологические особенности вашего организма, профессиональные способности и про­фессиональная квалификация.

Итак, выбор профессии — это уравнение с несколь­кими неизвестными. Существует так называемая «фор­мула выбора профессии», согласно которой нужно суметь совместить три составляющие: хочу, могу и надо и тогда профессиональный выбор будет удачным.

Что такое хочу? Это ваши интересы, склонности, же­лания, мечты.

Могу — это ваши психофизиологические возможнос­ти, здоровье, способности, т. е. профессиональная при­годность.

И, наконец, надо — это потребность в кадрах на рынке труда, востребованность вашей профессии.

Иными словами, задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:

1) интересна и привлекательна для вас;

2) соответствует вашим способностям;

3) пользуется спросом на рынке труда.

Любой труд ориентирован на других людей, суще­ствует профессиональное разделение, и даже в очень узкой области знания, в пределах одного факультета, люди начинают делать очень разную работу.

Типичная ошибка при выборе профессии: спрашивать себя, какая область деятельности вам будет наибо­лее интересна. Логика такого рассуждения проста: я иду работать, чтобы мне платили зарплату, а это значит, что мне нужно найти работу поинтереснее, чтобы потом не было больно и обидно за зря потраченное время.

Но все как раз наоборот: чем более интересны обще­ству ваша профессия и ваши умения, тем больше вы будете получать денег. Чем более компетентно и умело вы сможете решить чьи-то проблемы, тем дороже это бу­дет оплачено. Вы, в первую очередь, должны быть инте­ресны тем, что вы делаете и как вы это делаете. А то, что вам должно быть интересно дело, которым вы собираетесь заняться, вопрос уже второго порядка.

Правильный выбор профессии подчиняете и двум правилам. Первое: профессия должна быть интересна тем, кому вы ее предлагаете. Чем ценнее будет ваше умение для об­щества, тем дороже оно будет готово оплачивать ваш труд. И если первое утверждение справедливо, если вы им в полной мере руководствуетесь, тогда вступает в силувтороеправило: профессия в максимальной мере, насколько это возможно, должна интересовать вас и нравиться вам.

 

Методика поиска профессии

Данная методика предложена Томским государствен­ным университетом. Она имеет весьма универсальный характер, и в дальнейшем вы могли бы ею пользоваться для решении любых проблем, в том числе связанных с профессиональным выбором.

Семь этапов принятия решения о выборе профессии

1. Составить список подходящих профессий.

Составьте список профессий, которые вам нравятся, интересны, по которым вы хотели бы работать, которые вам подходят.

2. Составить перечень требований к выбираемой про­фессии.

Составьте список своих требований:

  • выбираемая профессия я будущий род занятий;
  • выбираемая профессия и жизненные ценности;
  • выбираемая профессия и жизненные цели;
  • выбираемая профессия и мои сегодняшние горя­чие проблемы;
  • выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности
  • желательный уровень профессиональной подготовки;
  • выбираемая профессия и мои склонности и спо­собности;
  • желательные содержание, характер и условия ра­боты.

3. Определить значимость каждого требования.

Определите, насколько все перечисленные требова­ния значимы. Может быть, есть менее важные требо­вания, которые, по большому счету, можно и не учи­тывать.

4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.

Кроме тех требований, которые есть у вас к профес­сии, существуют и требования самой профессии. Про­анализируйте, развиты ли у вас профессиональные ка­чества, отвечают ли ваши интеллектуальные способнос­ти, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5. Подсчитать и проанализировать результаты. Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.

6. Проверить результаты.

Чтобы убедиться в правильности ваших размышле­ний, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7. Определить основные практические шаги к успеху.

 Итак, вы приняли решение, теперь важно опреде­лить: в каком учебном заведении вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе про­фессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

 


ПРОФЕССИИ И РЫНОК ТРУДА

Рынок труда

У рынка труда есть свои законы. Прежде всего, на рынке труда существуют продавцы и покупатели, и есть товар. Только товар этот специфический —  человеческий труд.  Продавец предлагает свой труд, покупатель — спрашивает его. Продавец стремится продать свой труд подороже, а покупатель — купить подешевле. Работники и есть продавцы на рынке труда, а работода­тели — это покупатели труда.

Цена любого товара, который предлагается на рынке, определяется не только его каче­ством, но и тем насколько он нужен, как часто его спраши­вают. Цена товара зависит от спроса на него и предложения.

Рабочая сила, т.е. ваши здоровье, квалификация и способности является на рынке труда ни чем иным, как товаром. Сколько стоит этот товар? Чем мень­ше предлагают его на рынке, тем дороже он стоит. Поэтому самыми дорогими товарами являются товары дефицитные, которых не хватает, несмотря на крайнюю в них нужду если же спрос на товар невелик или вообще отсутствует, то цена на него оказывается очень низкой.

Если профессионализм является товаром, то цена на него зависти не только от его уровня или качества, а от того, требуются ли профессионалы этого класса и типа на рынке труда и сколько подобных профессионалов предлагает работодателям свои услуги. Поэтому платить большие деньги вам будут не за то, что вы обладаете высокой про­фессиональной квалификацией, а за то, что в вашей квали­фикации в данный момент нуждаются и за то, что других столь же квалифицированных людей не так уж много и выбирать работодателю не приходится. Если же наша профессия сегодня не требуется, то будь мы хоть семи пядей во лбу, рассчитывать сможем в лучшем случае лишь на минимальную оплату. А если при этом таких как мы хоть пруд пруди, то работу по специальности мы можем вообще не найти.

       Кроме того, зара­ботная плата — это характеристика не профессии, а рабочею места, должности. Ведь платят-то нам не за то, что мы можем или умеем, а за то, что мы реально выполняем на своем рабо­чем месте, за конкретный объем и качество нашего труда. И двум людям, имеющим одну и ту же профессию, но разные рабочие места, могут платить неодинаково. Это зависит от отрасли, в которой они работают, от региона, в котором они проживают от размера и формы собственности предприятия, от должности, которую они занимают. Более того, материальное вознаг­раждение определяется не только заработной платой, но и раз­личными премиями, льготами, компенсациями. Поэтому люди одной профессии могут зарабатывать разные деньги.

ЛИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИИ

Некоторые люди считают, что уж себя-то они понима­ют на все 100 процентов. Это чужая душа – потемки. Другие испытывают сомнения относительно того, что же они могут и чего, в конечном счете, хотят. И даже в привычных ситуациях далеко не всегда уверены в том, как они себя поведут. Но и те и другие иногда удивляются самим себе и совершают что-то со­всем неожиданное. Жизнь часто преподносит нам сюрпризы.

Особенно трудно бывает оценивать себя с профессиональ­ной стороны. Ведь профессиональный опыт у каждого чело­века ограничивается только теми видами профессиональной деятельности, которые он уже пробовал выполнять. И в этом отношении молодые люди могут испытывать большие затруд­нения, нежели те, кто уже имел возможность многое в жизни испытать.

В процессе профессионального вы­бора имеют наибольшее значение склонности и способности человека.

Склонности – это желания человека, потребности в опре­деленных видах деятельности стремления не только к резуль­тату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность различных видов деятельности, интерес к ним. Склонности мы условно обозначаем выражением «Я хочу».

Способности – это такие индивидуальные качества чело­века, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности. Способности  мы можем выразить слова ми «Я могу».

Профессиональные склонности и способности являются наиболее важными психологическими качествами человека, которые являются необходимым условием правильного выбора профессии, успешности обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. То, насколько успешно чело­век будет справляться со своими профессиональными обязанностями, и в какой мере человеку будет нравиться его ра­бота, зависит, прежде всего, от его склонностей и способно­стей.

 

Анкета «Ориентация»

Для того чтобы узнать о своих профессиональных склонностях, а также о том, как вы представляете себе свои профессиональные способности можно воспользоваться анкетой «Ориентация» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Эта анкета позволит вам быстро и просто определить вашу направленность на тот или иной тип и класс профессий. Она сделана специально для тех случаев, когда человек испытывает затруднения при выбо­ре профессии. Анкета состоит из двух частей «Я хочу» и «Я могу».

В первой части («Я хочу») вы можете оценить по 4-балльной шкале степень своего желания заниматься каждым из 35 приведенных и перечне видов деятельности. Эта частьанкеты предназначена для определения сферы профессио­нальных склонностей, интересов, предпочтений, стремлений и наиболее привлекательных видов профессиональной дея­тельности.

Во второй части («Я могу») вы можете оценить с помощью такой же шкалы степень своих способностей к каждому из 35 заданных видов деятельности. Эта часть предназначена для определения ваших представлений о своих профессио­нальных способностях. Эта часть анкеты определяет не столько объективную степень выраженности наших профес­сиональных способностей, сколько то, что вы о них думаете как вы их оцениваете. Для того чтобы получить точную и объективную информацию о ваших профессиональных спо­собностях, вам необходимо воспользоваться более сложны­ми психологическими тестами.

Об­работка результатов анкеты очень проста. Суждения, характе­ризующие различные виды профессиональной деятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каж­дой группе из пяти суждений необходимо подсчитать суммар­ное количество баллов, выбранных вами, и записать эту сумму в рамке справа от соответствующей группы суждений. Суммар­ная оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15 бал­лов. В зависимости от того, в какой группе вы набрали максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность или способность к соответствующему типу или классу профессий.

Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5 характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку «предмет труда»: 1) человек-человек, 2) человек-техника, 3) человек-знаковая система, 4) человек художественный образ, 5) человек-природа.

Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессии, разделенных по признаку «характер труда»: А) исполнительские, Б) творческие.

 Зная координаты своих профессиональных предпочтений, можно определить наиболее подходящую дня вас профессиональную группу. Сначала определяется, к какому из пяти типов профессий (1, 2, 3, 4 или 5) вы в наибольшей степени склонны и способны. Затем определяется ваша преимущественная склонность и способность к одному из двух классов профессий (А или Б).

 

 

Характерологическая анкета

Уровень интеллектуального развития определяет способности к обучению и познавательной деятельности, в то время как способности к общению с другими людьми и управлению своим собственным поведением и чувствами зависят преимущественно от характера. Люди часто говорят о положительных и отрицательных чертах характера: общительности, честности, скромности, уверенности, настойчивости, хитрости, жадности. Говорят о «простом» и «сложном», «тяжелом» и «легком», «сильном» и «слабом» характере.

Определить тип характера может помочь характерологическая анкета (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Люди различаются по степени выраженности тех или иных черт характера. В зависимости от этого они имеют разные возможности для дальнейшего развития личности, разные возможности приспособления к условиям жизни и разный уровень душев­ного благополучия. Различные типы характера проявляются и избирательной чувствительности к определенного рода ситуациям и в специфических способах реагирования на эти ситуации.

Чтобы оценить степень выраженности черт каждо­го из шести типов характера, вам необходимо вновь обратить­ся к характерологической анкете. Вопросы этой анкеты объединены в 6 групп по 8 или 12 вопросов. Каждая группа вопросов соответствует одному из 6 типов характера (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). В каждой группе необходимо подсчитать количество вопросов, на которые вы ответили «да» умножить это количество на коэффициент «2» или «3»,  указанный для этой группы в самом правом столбце, и полученный результат записать в клетке ниже соответствующего коэффициента. В ре­зультате по каждому типу вы получите оценку от 2 до 24 бал­лов.

      В том случае, сели вы получили оценку по какому-либо типу, равную 12 баллов и более, то черты этого типа у вас достаточно сильно выражены. Если вы получили оценку более 12 бал­лов только по одному типу, то он и является для нас наиболее характерным. Если вы набрали более 12баллов по двум или нескольким типам сразу, то ваш тип будет определяться максимальной наиболее высокой оценкой, но только в том слу­чае, если разница оценок между типами составляет более 3 баллов. Если же разница между типами незначительна, то можно предположить, что вам присущи черты, характерные для каждого из этих типов. В этом случае ваш тип является слож­ным, смешанным, объединяющим черты сразу двух или не­скольких типов характера. Наконец, если ни по одному типу вы не набрали более 12 баллов, то определить тип вашего ха­рактера затруднительно, поскольку ни одна из черт не являет­ся достаточно сильно выраженной. В этом случае можно сказать, что вы характеризуетесь хорошими способностями приспособления к довольно широкому кругу ситуаций. Следовательно, вы не имеете ограничений в профессиональном выборе, которые накладывает ваш тип характера, и не существует профессий, которые были бы вам противопоказаны.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бендюков М.А., Соломин И.Л. Диалоги о выборе профессии. – СПб.: Издательский дом «РОСТ», 2001. – 336 с.
  2. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
  3. Блейхер В. М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. – Киев: 1978.
  4. Лучшие психологические тесты. – Петрозаводск: Петроком, 1992.
  5. Фридман Л.М., Пушкина Т.А. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
  6. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – Воронеж, 1996.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета «Ориентация»

ИНСТРУКЦИЯ: Напротив каждого высказывании зачеркните цифру, соответствующую степени вашего желания зани­маться этим видом деятельности (0 — вовсе нет, 1 — пожалуй так, 2 — верно, 3 — совершенно верно)

Я ХОЧУ

(мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):

1

Обслуживать людей..................................... 0 1 2 3

 

Заниматься лечением.................................... 0 1 2 3
Обучать, воспитывать.................................... 0 1 2 3
Защищать права и безопасность........................... 0 1 2 3
Управлять людьми...................................... 0 1 2 3

2

Управлять машинами.................................... 0 1 2 3

 

Ремонтировать оборудование.............................. 0 1 2 3
Собирать и налаживать технику........................... 0 1 2 3
Обрабатывать материалы, изготавливать различные предметы и вещи.................................................. 0 1 2 3
Заниматься строительством............................... 0 1 2 3

3

Обрабатывать тексты и таблицы............................ 0 1 2 3

 

Производить расчеты и вычисления......................... 0 1 2 3
Перерабатывать информацию............................. 0 1 2 3
Работать с чертежами, картами и схемами................... 0 1 2 3
Принимать и передавать сигналы и сообщения............... 0 1 2 3

4

Заниматься художественным оформлением.................. 0 1 2 3

 

Рисовать, фотографировать................................ 0 1 2 3
Создавать произведения искусства......................... 0 1 2 3
Выступать на сцене...................................... 0 1 2 3
Шить, вышивать, вязать.................................. 0 1 2 3

5

Ухаживать за животными................................. 0 1 2 3

 

Заготавливать продукты.................................. 0 1 2 3
Работать на открытом воздухе............................. 0 1 2 3
Выращивать овощи и фрукты............................. 0 1 2 3
Иметь дело с природой................................... 0 1 2 3

А

Работать руками......................................... 0 1 2 3

 

Выполнять решения..................................... 0 1 2 3
Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать........................................................ 0 1 2 3
Получать конкретный практический результат............... 0 1 2 3
Воплощать идеи в жизнь................

Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.