Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2021-02-01 | 58 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Цель: обучать участников выражению негативных чувств социально приемлемыми способами.
Участники: родители и их дети от 13 лет
Ведущий предлагает участникам правила; затем дети и родители стараются прокомментировать каждое из них.
Правила заключаются в следующем:
Особый акцент необходимо сделать на использование Я – сообщение.
Психолог рассказывает о двух формах обращения к другому человеку: «ты – сообщениях» и «я – сообщениях».
Ты – сообщение часто нарушают коммуникацию, так как вызывают у другого чувство обиды и горечи, желание защитить свое «Я».
Я – сообщение – более эффективный способ изменения поведения другого человека в желаемую сторону. В то же время сохраняются отношения между людьми.
Ведущий знакомит родителей с моделью Я – сообщение, которая состоит из трех основных частей:
В обращении может использоваться не полная форма Я – сообщения, а укороченная (Мне хотелось бы, чтобы мы договорились о том, кто выносит мусор» и т.п.).
Первоочередная цель Я – высказываний – не заставлять кого-то что-то сделать, а передать свое мнение, свою позицию, свои чувства и потребности; в такой форме другой услышит и поймет их гораздо быстрее.
Упражнение № 7 «Строим мосты вместо стен…»
Цель:
· обучать участников выражению негативных чувств социально приемлемыми способами.
Участники: родители и их дети от 13 лет
Процедура проведения:
Ведущий предлагает родителям и детям потренироваться в применении Я – сообщения таким образом:
Дети описывают какой-то факт неприемлемого поведения со своей стороны, а родители формулируют Я – сообщение, затем озвучивают их в круг. Отмечаются наиболее удачные варианты.
Аналогичную работу выполняют и подростки, им могут предлагать ситуации, как родители, так и сверстники. (Например, излишняя эмоциональность и несправедливость со стороны родителей или ситуации, когда родители, в силу определенных обстоятельств, не выполнили своего обещания, недовольство поступком друга и т.д.).
По окончании упражнения участники делятся своими впечатлениями и мыслями.
Упражнение 8 «Причины конфликта»
Цель:
· обучать участников навыкам разрешения и избегания конфликтов конструктивными методами.
Участники: родители и их дети от 10 лет
Процедура проведения:
Сейчас предлагаю разобрать ваши конфликтные ситуации в семье. Каждый на своем листочке пишет те конфликтные ситуации, которые произошли в семье. Начиная фразу со слов «ПРИЧИНОЙ КОНФЛИКТА БЫЛО ТО, ЧТО…»
Пример: Я не отпустила ее на дискотеку.
Выслушиваем участников.
Итог: Как видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок. Самый эффективный способ избежать конфликта это применение техники «ДА…,НО…»
Пример: Да я понимаю, что тебе охота на дискотеку и там весело, но твой возраст не позволяет туда ходить, ведь на дискотеки впускают только с 18 лет. И если тебя поймают, то ответственность понесу я и штраф платить тоже мне.
Вторая техника – «МЯГКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ»
Пример: Извини меня, но я не могу отпустить тебя – а то потом меня вызовут на комиссию. Либо Не хочу с тобой ссорится, но мне очень неприятно, когда педагоги на тебя жалуются.
Тетья техника – «ИЩЕМ КОМПРОМИСС» - то решение проблемы, которое удовлетворило бы обоих.
Пример: Я не смогла тебя отпустить на дискотеку, но зато могу позволить пригласить тебе друзей к нам в гости.
ВЫВОД: В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличатся взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликта. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье нужно научится предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся нужно уметь из него выйти.
Литература
1. Друг другу навстречу: Методическая разработка психокоррекционной программы детско-родительских отношений./ Автор-составитель Ройтман Н.И.. г. Рыбинск, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник»: 2006. – 73 с.
2. Коррекция детско-родительских отношений: Методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений, родителей. – г.о. Новокуйбышевск, 2009 г. – 103 стр.
3. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Личко А. Е.Психопатии и акцентуации характера у подростков.... 2-е доп. и перераб., Л.: Медицина, 1983.
4. Методические рекомендации для родителей, педагогов и специалистов образовательных учреждений,. – г. о. Новокуйбышевск, 2007 - 91 стр. Автор неизвестен.
5. Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации. Учебное пособие/ под ред. Н.М. Платоновой и Ю.П.Платонова – Спб.: Речь, 2004.-154с.
6. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.
7. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192 с.
8. Рогов Е.И. «Психология группы» - М.:Гуманитар.изд.центр Владос, 2005. – 430с.
9. Шапарь В.Б.: "Тренинг ведущих видов деятельности личности"- Ростов н/Дану: Феникс, 2007.-365с.
Приложение 1
Анкета
«Атмосфера в семье»
Цель: Определение психологического климата в семье
Описание: Анкета разработана на основе двух методик:
- Оценка психологического климата в группе с помощью методики А.Ф.Фидлера
- Определение психологического климата в классе (по А.Н. Лутошкину)
Используется для оценки психологической атмосферы в семье. В основе лежит метод семантического дифференциала.
Бланк ответов
Ф.И.О._________________________________________________год рождения_____________
Соц. статус: мама____папа____сын____дочь____другое_______________________________
Инструкция: В таблице приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в Вашей семье. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре Вы поставите знак +, тем более выражен этот признак в Вашей семье.
Утверждение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Утверждение |
1. Доброта | Частые конфликты | ||||||||||
2. Дружелюбие | Враждебность | ||||||||||
3. Теплота | Холодность | ||||||||||
4. У нас есть семейные традиции. | У нас нет семейных традиций | ||||||||||
5. Мы часто проводим время вместе, участвуем в совместных делах | Мы очень редко проводим время вместе | ||||||||||
6. Мне легко и комфортно дома | Я чувствую часто напряжение и тревогу дома | ||||||||||
7. Мы редко ругаемся | Мы часто ругаемся | ||||||||||
8. Я всегда делюсь своими переживаниями с членами семьи | Я ни когда не делюсь своими переживаниями с членами семьи | ||||||||||
9. Члены семьи с уважением относятся к мнению друг друга | Каждый остается при своем мнении, не уважают мнение другого | ||||||||||
10. Достижения и неудачи одного члена семьи переживаются всеми как свои собственные | Достижения и неудачи одного члена семьи не интересуют других членов семьи | ||||||||||
11. Я всегда могу обратиться за помощью к членам моей семьи и они мне не откажут | Я не стану обращаться за помощью к членам моей семьи, в этом нет смысла. | ||||||||||
12. В семье существует справедливое отношение ко всем членам семьи, нет «любимчиков» и «отвергнутых» | Семья разделяется на «любимчиков» и «отвергнутых» | ||||||||||
13. Я горжусь своей семьей | Мне не чем гордится в своей семье. |
Итого:_____________
Обработка и анализ данных:
1. Высчитывается средний балл у каждого члена семьи. Делается вывод об эмоциональной привлекательности семьи для конкретного его члена.
2.На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в семье.
Интерпретация:
От 1 до 3 баллов – благоприятный психологический климат в семье. Для благопрятного П. к. с. характерны коллективистская сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, высокая внутренняя дисциплинированность, принципиальность, ответственность.
В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь. Здесь законом жизни является желание и умение понимать другого человека, каждый свободно выражает свое собственное мнение по любому вопросу и все относятся к нему серьезно. При этом хорошо развиты самокритика, доброжелательная критика в отношении любого другого члена семьи, взаимная терпеливость н корректность в случаях несовпадения мнений. Такая семья способна переносить житейские трудности, преодолевать узкособственнические интересы во имя передовых идеалов.
Важный показатель благоприятного П. к. с.— стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, преподносить друг другу приятные сюрпризы, вместе путешествовать. И еще один признак благоприятного психологического климата - открытость семьи, добрые отношения с родственниками, соседями, друзьями и знакомыми.
От 4 до 7 баллов – средний уровень удовлетворенности членами семьи атмосферой сложившийся в их доме. Члены семьи проводят время вместе, но не достаточно часто. Бывают моменты, когда семья испытывает дискомфорт в общении (ссоры, ругань, критика, не желание помочь). Члены семьи не полностью открыты для взаимодействия т.е. есть проблемы и переживания с которыми отдельный член семьи желает делится, а есть такие которые он держит при себе или делится не со всеми членами семьи.
От 8 до 10 баллов - Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний). Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее. Неблагоприятный П. к. с. ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту положительных эмоций. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!