Субъекты мирового хозяйства. Центр и периферия мировой экономики. Крупные мировые экономические объединения и блоки. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Субъекты мирового хозяйства. Центр и периферия мировой экономики. Крупные мировые экономические объединения и блоки.

2021-02-01 102
Субъекты мирового хозяйства. Центр и периферия мировой экономики. Крупные мировые экономические объединения и блоки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Система мирового хозяйства упрощенно может быть представленав виде механизма, у которого есть составные части, или основные участники —субъекты. Главнымииз этих составных частей являются национальные

11экономики,а также интеграционные объединения, международные экономические организации, транснациональные корпорации (ТНК),национальные предприятия (компании) различного уровня, физические лица (индивидуалы).Национальные экономики остаются бесспорно главным субъектом мировой экономики. О преобладающем значении национальных экономик говорит то, что большинство стран мирасохраняет экономический суверенитет: несмотря на растущее внешнее давление, главные экономические решения в странах (особенно крупных) по-прежнему принимают их собственные правительства, а не внешние силы. Поэтому при анализе мировой экономики следует опираться прежде всего на тенденции, имеющие место в главных экономических державах мира. И все же значениенациональных экономик в мировом хозяйстве снижается: об этом свидетельствует то, что экономический суверенитет в некоторых интеграционных объединениях уже сочетается с наднациональным механизмом принятия решений,что при принятии экономических решений правительства (особенно малых стран) ориентируются нередко на требования международных экономических организаций и иностранных ТНК, а не собственных компаний и граждан.В прошлом внешнеэкономической деятельностью в той илииной стране занимались преимущественно те национальные фирмы, для которых рынок их стран оставался главным. Но в последние десятилетия многие из них превратились в ТНК, для которых полем деятельности (торговой,промышленной, финансовой) становится весь мир. В результатеТНК стали важной самостоятельной частью мирового хозяйства, производя 1/5 –1/4 часть мирового валового внутреннего продукта (ВВП). Хотя большинствоТНК пока еще работают преимущественно на внутренние рынки стран своего происхождения, они являются главными проводниками глобализации: ведь глобализация, превращающая мир в единый рынок, выгодна прежде всего им, так как на этом рынке они являются самыми сильными хозяйствующими субъектами (особенно врамках своего региона). Причем ихинтересы не всегда совпадают с интересами национальных экономик, включая страны их происхождения. Можно предположить, что по мере нарастания глобализации значение ТНК в мировой экономике и их воздействие на другие субъекты мирового хозяйства будут расти.Все больше сращиваясь (во многом из-за деятельности ТНК),экономики многих соседних странобразуют региональные экономические объединения. Они стали заметной частью механизма мирового хозяйства, а некоторые (прежде всего ЕС) вообще выступают во внешнем мире от лица входящих в них стран. Однако подавляющее большинство интеграционных группировок, за исключением нескольких (прежде всего ЕС и НАФТА —см. Глоссарий), оказывают пока слабое воздействие на экономику своих членов. Пока что экономическая интеграция успешнее всего идет в наиболее развитых регионах мира, и в других регионах она,вероятно, будет усиливаться по мере повышения уровня их развития.

 

Формирование экономических союзов становится важным фактором международных отношений во второй половине XX века. Успех Европейских Сообществ стимулирует создание объединений государств, расположенных в непосредственной близости друг от друга, в других частях мира. Как правило, целями подобных группировок являются: интенсификация взаимных торговых и финансовых потоков, создание зоны мира в регионе, совместное решение специфических региональных проблем, коллективная защита от более сильных соседей и представительство интересов группировки в международных организациях. Конечной целью экономических союзов является слияние экономических структур стран-участииц в единый хозяйственный комплекс с региональным разделением труда, при относительно высоком уровне развития производительных сил и достаточной степени интенсивности взаимных связей.

В развитых странах экономическая интеграция начиналась с либерализации взаимной торговли и лишь затем затрагивала сферу производства. Напротив, в развивающихся странах интеграционные процессы сначала распространялись на сферу производства и потом — на сферу взаимной торговли. Объяснением могут служить следующие причины: (1) созданию оптимальной структуры экономики интегрирующихся стран препятствуют не столько искусственные ограничения в виде таможенно- тарифных и нетарифных ограничений, сколько естественные барьеры — низкий уровень развития экономики стран-участниц, слабая степень экономической взаимодополняемости, устранить которые можно лишь путем активизации производственного сотрудничества; (2) производственное сотрудничество требует большой координации и усилий ряда стран, что легче сделать в рамках группировки, т.е. на совместной, а не на индивидуальной основе.

В 60—80-е гг. экономические трудности развивающихся стран заставляли их руководствоваться не долгосрочными, а краткосрочными интересами и рассматривать интеграцию как инструмент повышения уровней экономического развития и содействия индустриализации. Поэтому приоритет в рамках созданных экономических союзов был отдан производственному сотрудничеству, а не либерализации взаимной торговли (для проведения которой не было объективных условий, а также препятствовали и субъективные причины). Специфика сложившихся экономических и политических предпосылок интеграционных процессов в развивающихся странах привела к формированию разных типов объединений. В сфере взаимной торговли создавались зоны свободной торговли. С учетом узости по объему охвата товаров и невысокого уровня взаимной торговой либерализации появился специальный термин, впервые введенный известным экономистом Р. Лангхаммером. Это зона преференциальной торговли (preferential trade area — РТА).

Более того, в рассматриваемый период в развивающихся странах в основном были сформированы зоны преференциальной торговли. Интеграционные меры в данной сфере дали наибольшие результаты, так как усилия стран-участниц были сосредоточены на торговой либерализации, кроме того, договориться о сближении рынков гораздо легче.

В 70-е годы в ВТО ежегодно подавалось от двух до пяти заявок о создании торговых блоков. В конце 90-хгодов это число возросло до 15. Однако в большинстве случаев создаваемые объединения ставили перед собой практические узкие задачи, и не имели широкой, долгосрочной программы действий. Многие из них насчитывали по две-три страны, а некоторые буквально с самого начала существовали на бумаге. Большое количество региональных объединений было создано в Африке и в Латинской Америке. Однако из-за низкого уровня хозяйственного развития, недостаточного опыта ведения международных дел и политических разногласий они очень мало способствовали социально-экономическому прогрессу государств-членов.

В группировках была проведена частичная либерализация взаимной торговли, с сохранением большого количества исключений для чувствительных товаров, т.е. действовали зоны преференциальной торговли. Торговая либерализация способствовала интенсификации взаимной торговли и повышению ее доли в совокупном товарообороте. При этом динамика роста наблюдалась в первые пять — семь лет после создания экономических объединений, когда отмена или снижение пошлин стимулировали рост торговли. Но в дальнейшем влияние фактора либерализации исчерпывалось, так как на последующих этапах необходимо наличие объективных экономических предпосылок для реализации интеграционных мер. К ним относят — степень взаимодополняемости экспортных структур стран- участниц, уровень экономического развития стран и др.

В настоящее время наиболее значимыми региональными группировками являются: Европейский Союз, Североамериканская ассоциация свободной торговли, Ассоциация стран Юго-восточной Азии, Содружество Независимых государств, Общий рынок стран Южного Конуса и Экономическое сообщество государств Западной Африки. На данные группировки приходится около 60% мирового ВВП и порядка 40% населения земного шара. Число полноправных членов в рассматриваемых объединениях варьируется от 3 до 27. Каждое из них включает страны с общим населением от 230 до 570 млн. человек. Сильные различия между группировками наблюдаются по уровню благосостояния и по степени поляризации доходов.

Формирование экономических союзов становится важным фактором международных отношений во второй половине XX века. Успех Европейских Сообществ стимулирует создание объединений государств, расположенных в непосредственной близости друг от друга, в других частях мира. Как правило, целями подобных группировок являются: интенсификация взаимных торговых и финансовых потоков, создание зоны мира в регионе, совместное решение специфических региональных проблем, коллективная защита от более сильных соседей и представительство интересов группировки в международных организациях.

Конечной целью экономических союзов является слияние экономических структур стран-участииц в единый хозяйственный комплекс с региональным разделением труда, при относительно высоком уровне развития производительных сил и достаточной степени интенсивности взаимных связей.

В развитых странах экономическая интеграция начиналась с либерализации взаимной торговли и лишь затем затрагивала сферу производства. Напротив, в развивающихся странах интеграционные процессы сначала распространялись на сферу производства и потом — на сферу взаимной торговли. Объяснением могут служить следующие причины: (1) созданию оптимальной структуры экономики интегрирующихся стран препятствуют не столько искусственные ограничения в виде таможенно- тарифных и нетарифных ограничений, сколько естественные барьеры — низкий уровень развития экономики стран-участниц, слабая степень экономической взаимодополняемости, устранить которые можно лишь путем активизации производственного сотрудничества; (2) производственное сотрудничество требует большой координации и усилий ряда стран, что легче сделать в рамках группировки, т.е. на совместной, а не на индивидуальной основе.

В 60—80-е гг. экономические трудности развивающихся стран заставляли их руководствоваться не долгосрочными, а краткосрочными интересами и рассматривать интеграцию как инструмент повышения уровней экономического развития и содействия индустриализации. Поэтому приоритет в рамках созданных экономических союзов был отдан производственному сотрудничеству, а не либерализации взаимной торговли (для проведения которой не было объективных условий, а также препятствовали и субъективные причины). Специфика сложившихся экономических и политических предпосылок интеграционных процессов в развивающихся странах привела к формированию разных типов объединений. В сфере взаимной торговли создавались зоны свободной торговли. С учетом узости по объему охвата товаров и невысокого уровня взаимной торговой либерализации появился специальный термин, впервые введенный известным экономистом Р. Лангхаммером. Это зона преференциальной торговли (preferential trade area — РТА).

Более того, в рассматриваемый период в развивающихся странах в основном были сформированы зоны преференциальной торговли. Интеграционные меры в данной сфере дали наибольшие результаты, так как усилия стран-участниц были сосредоточены на торговой либерализации, кроме того, договориться о сближении рынков гораздо легче.

В 70-е годы в ВТО ежегодно подавалось от двух до пяти заявок о создании торговых блоков. В конце 90-хгодов это число возросло до 15. Однако в большинстве случаев создаваемые объединения ставили перед собой практические узкие задачи, и не имели широкой, долгосрочной программы действий. Многие из них насчитывали по две-три страны, а некоторые буквально с самого начала существовали на бумаге. Большое количество региональных объединений было создано в Африке и в Латинской Америке. Однако из-за низкого уровня хозяйственного развития, недостаточного опыта ведения международных дел и политических разногласий они очень мало способствовали социально-экономическому прогрессу государств-членов.

В группировках была проведена частичная либерализация взаимной торговли, с сохранением большого количества исключений для чувствительных товаров, т.е. действовали зоны преференциальной торговли. Торговая либерализация способствовала интенсификации взаимной торговли и повышению ее доли в совокупном товарообороте. При этом динамика роста наблюдалась в первые пять — семь лет после создания экономических объединений, когда отмена или снижение пошлин стимулировали рост торговли. Но в дальнейшем влияние фактора либерализации исчерпывалось, так как на последующих этапах необходимо наличие объективных экономических предпосылок для реализации интеграционных мер. К ним относят — степень взаимодополняемости экспортных структур стран- участниц, уровень экономического развития стран и др.

В настоящее время наиболее значимыми региональными группировками являются: Европейский Союз, Североамериканская ассоциация свободной торговли, Ассоциация стран Юго-восточной Азии, Содружество Независимых государств, Общий рынок стран Южного Конуса и Экономическое сообщество государств Западной Африки. На данные группировки приходится около 60% мирового ВВП и порядка 40% населения земного шара. Число полноправных членов в рассматриваемых объединениях варьируется от 3 до 27. Каждое из них включает страны с общим населением от 230 до 570 млн. человек. Сильные различия между группировками наблюдаются по уровню благосостояния и по степени поляризации доходов.

Доля взаимной торговли в общей внешней торговле государств-членов, которая свидетельствует о степени интегрированности общего внутреннего рынка, также различна. В ЕС она достигает 60%. Это означает, что в среднем каждая из стран-участниц направляет в страны-партнеры и получает оттуда 60% экспорта и импорта, и только 40% стоимости их внешней торговли связано с третьими странами. Подобной ситуации нет больше ни в одной региональной группировке мира. В НАФТА несмотря на определенную географическим фактором высокую ориентацию экономик Канады и Мексики на США, аналогичный показатель составляет 45%. В АСЕАН, СНГ и МЕРКОСУР росту взаимной торговли препятствует недостаточное развитие промышленного потенциала и похожая структура экспорта государств-участников. Там указанная доля равняется примерно 20%. Самый низкий показатель характерен для регионального объединения африканских стран – ЭКОВАС.

Период 1990—2010-х гг. характеризуется активизацией интеграционных проектов в развивающихся странах. Хотя многие из них находятся на доинтеграционном уровне. Примеры наиболее успешных интеграционных объединений в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в Латинской Америке и Африке рассмотрены в следующих разделах.

За годы существования и развития ЕС создан также единый рынок финансовых услуг. В налоговой сфере постепенно, путем преодоления различных трудностей, продолжается гармонизация налогов и систем налогообложения стран ЕС.

Важнейшей составной частью европейской экономической интеграции стала валютная интеграция стран ЕС. Объективной основой валютной интеграции послужили достижения в сфере формирования единого регионального хозяйственного комплекса. Формирование валютного союза в рамках ЕС и введение единой европейской валюты в безналичное обращение с января 1999 г. потребовало от стран ЕС и его органов управления как теоретического осмысления, так и практического решения проблем впервые в мире осуществляемой международной валютной интеграции.

Для успешного развития экономической интеграции вглубь было необходимо разработать и постоянно осуществлять единую для всех стран – членов ЕС интеграционную политику по следующим направлениям хозяйственного взаимодействия.

Аграрная политика. Сельское хозяйство – одна из важнейших сфер политики ЕС. Преобладающая часть всех постановлений и директив касается сельскохозяйственных проблем, на этот сектор прямо или косвенно направляется большая часть бюджета ЕС. Аграрная политика базируется на единой системе цеп, гарантирующей установление единой минимальной цены для многих сельскохозяйственных продуктов стран ЕС.

Промышленная политика. Ее можно определить, основываясь на экономической политике ЕС в целом, как совокупность взаимосвязанных решений руководящих органов ЕС, стремящихся при помощи различных инструментов развития бизнеса достичь количественных и качественных средне- или долгосрочных целей для промышленности Европейского союза в целом. Эффективность промышленной политики как таковой может быть обеспечена только при ее взаимодействии со всем комплексом мероприятий интеграционной политики ЕС, а ее цели должны быть подчинены и скоординированы с общими и локальными целями во всех других областях хозяйственной деятельности ЕС. Цель промышленной политики состоит в укреплении и обновлении промышленной базы европейских государств и изменении ее структуры для увеличения доли внутреннего потребления продукции передовых отраслей за счет собственного производства и повышения конкурентоспособности промышленных товаров стран ЕС на мировых рынках.

Внешнеэкономическая политика является одним из важнейших инструментов воздействия на состояние и динамику развития европейской промышленности. Она основывается на разумном сочетании мероприятий, устраняющих препятствия для свободного международного обмена товарами, услугами и факторами производства, и мер по защите внутренних производителей ЕС.

Внешнеторговая политика на нынешнем этапе предоставляет национальным правительствам стран ЕС следующие возможности:

  • • вводить импортные квоты по товарам из третьих стран;
  • • заключать договоры о так называемых добровольных ограничениях экспорта (прежде всего со странами, имеющими крайне низкие цены на продукцию текстильной и электронной промышленности);
  • • использовать по соглашению импортные квоты на торговлю текстильными волокнами;
  • • сохранять особые торговые отношения с бывшими колониями Великобритании.

Политика регулирования конкуренции. Регулирование конкуренции стало одним из важнейших направлений интеграционной политики ЕС. Официально цель этой политики заключается не только в устранении препятствий, стоящих на пути обмена между странами-членами, но и в стимулировании оптимального распределения ресурсов и создании более конкурентоспособных структур.

Основное назначение конкурентной политики ЕС состоит в том, чтобы устранять государственные и частные барьеры на пути развития открытой и свободной конкуренции, что крайне важно для стимулирования межстранового экономического сотрудничества в интересах международного бизнеса.

Валютная политика. При создании ЕС было выражено желание прийти к единой валютной политике. Однако конкретные шаги в этом направлении на первых порах не были сделаны. К тому же единая валютная политика обусловливает проведение в жизнь и единой экономической политики, на что страны-члены на первых этапах становления ЕС не могли решиться. Первым шагом на пути создания европейской валютной системы было введение в 1971 г. европейской расчетной единицы – экю. На смену экю в 1999 г. пришла новая валютная единица объединенной Европы – евро. В связи с этим был создан Европейский центральный банк, находящийся во Франкфурте-на-Майне (ФРГ). Переход 12 стран ЕС на евро существенно облегчил ведение международного бизнеса как внутри ЕС, так и за его пределами. В 2011 г. евро в качестве официальной валюты используется в 17 странах Европы.

Региональная политика. В процессе западноевропейской интеграции в 1990-е гг. неуклонно возрастала роль региональной политики. Сейчас речь идет о создании принципиально нового образования – "Европы регионов", постепенно подвигающейся к федеративному типу надгосударственного устройства.

Расширение Европейского Союза на Восток. Первого мая 2004 г. Европейский Союз вступил в качественно новый этап своего развития. Численность его членов расширилась за счет государств Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), Южной Европы и Балтии с 15 до 25. Учитывая сопутствующие геополитические факторы, такое событие можно сравнить по значимости с созданием самого "Общего рынка" более 40 лет назад.

Евросоюз с 1957 по 2004 г. прошел пять этапов расширения. Новое качество пятого этапа определяется прежде всего тем, что в ЕС вступили страны, еще 10 лет назад строившие социалистическое общество. Некоторые из них (Эстония, Латвия и Литва) входили в состав бывшего СССР и непосредственно взаимодействовали в хозяйственной сфере с Россией, близлежащей территориально и обеспечивающей их финансовую, научную и материально-техническую поддержку. Первого января 2007 г. в состав ЕС были приняты Болгария и Румыния.

Расширение ЕС на Восток будет также иметь позитивные и негативные последствия для России в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Отметим, что 2009 г. ознаменовался принятием Лиссабонского акта (договора), предусматривающего радикальную перестройку структуры управления Евросоюза (введение поста Президента ЕС, министра иностранных дел ЕС и другие изменения). В годы современного финансово-экономического кризиса Европейскому Союзу приходится принимать напряженные меры по антикризисному регулированию экономик ряда стран ЕС (Греция, Ирландия, Испания, Португалия) с единой европейской валютой – евро. Несмотря на разногласия и расхождения союзников во мнениях о способах и методах решения возникших проблем ведущим странам ЕС (Франция и Германия) удается сдерживать натиск кризисных порывов и удерживать европейский корабль "ЕС" на плаву.

Интеграционный процесс в Северной Америке развивается уже несколько десятков лет, но политические институты, способствующие формированию данного процесса, получили распространение относительно недавно. Это обусловлено тем, что главным инициатором интеграционного процесса в Северной Америке выступают США с исключительно высоким уровнем экономического развития (ВВП США превысил 14 трлн долл. в 2010 г.). До конца 1980-х гг. США не испытывали необходимости в заключении соглашений с какими-либо странами.

Соглашение о создании зоны свободной торговли между США, Канадой и Мексикой представляет собой новый этап в развитии международных экономических отношений на североамериканском континенте. Этот трехсторонний договор имел своей целью формирование единого экономического пространства посредством отмены таможенных барьеров между государствами, обеспечение свободного перемещения через их границы товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Эффективность действия Соглашения можно будет выявить лишь по истечении двух десятков лет, что обусловлено в первую очередь масштабами экономики США по сравнению с Канадой и Мексикой. В последние годы в целом отмечается рост экспорта и импорта между США и Мексикой, происходит увеличение занятости и уровня доходов населения стран НАФТА, наблюдается рост производительности труда. Кроме того, происходит перенос части бизнеса с территории США в Мексику при одновременной миграции трудовых ресурсов из Мексики в США. Все это можно объяснить в определенной мере положительным воздействием образования НАФТА на международное экономическое сотрудничество на североамериканском континенте.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.