Самоактуализация как объяснительный принцип, его развитие и критика. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Самоактуализация как объяснительный принцип, его развитие и критика.

2021-02-01 164
Самоактуализация как объяснительный принцип, его развитие и критика. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Самоактуализация – процесс развёртывания и созревания изначально заложенных в организме и личности задатков, потенций и возможностей.

Самоактуализация (от лат. actualis — действительный, настоящий) – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Самоактуализация – процесс разворачивания и перехода врожденных специфически человеческих свойств и характеристик из потенциальной формы в актуальную при благоприятных условиях развития.

 

Курт Гольдштейн рассматривал самоактуализацию как фундаментальный процесс в каждом организме, который может иметь как позитивные, так и негативные последствия для индивидуума. Гольдштейн писал, что «организм управляется тенденцией актуализировать в наибольшей возможной степени свои индивидуальные способности, свою природу в мире».

По Гольдштейну, успешное обращение со средой часто включает определенную долю неуверенности и шока. Здоровый самоактуализирующийся организм часто вызывает такой шок, входя в новые ситуации ради использования своих возможностей. Для Гольдштейна самоактуализация не означает конца проблем и трудностей, напротив, рост часто может принести определенную долю боли и страдания.

Существуют самореализация и самоактуализация.

Самореализация – это процесс личностного развития и трансляции личностью своего содержания другим людям и культуре через созидательные и коммуникативные процессы.

Гольдштейн первоначально связывал осуществление заложенной в индивиде тенденции к актуализации с неизбежным конфликтом с силами внешнего окружения. Нормальный и здоровый организм, актуализируясь, преодолевает препятствия, порождаемые столкновением с миром. В более поздних работах Гольдштейн перемещает акценты с биологической актуализации на сущностную реализацию человека. Он выступает против идеи поддержания гомеостаза и элементаризма.

 

Карл Роджерс

Стремление к актуализации – свойственная всем живым организмам направленность – «...стремление к росту, развитию, созреванию, тенденция проявлять и активизировать все способности организма в той мере, в какой эта активизация способствует развитию организма или личности». Стремление к самоактуализации инстиктоидно.

Помимо потребностей в пище, воде и др., проявлением этого стремления выступает дифференциация органов и функций, рост, использование орудий, стремление к новым впечатлениям, размножению и др. Стремление к актуализации присуще каждому индивиду и готово проявиться при наступлении благоприятных условий. Согласно Роджерсу, по мере того, как формируется и развивается личность, она также стремится актуализировать себя, и нередко направления актуализации организма и актуализации личности сказываются различными или даже противоположными (неконгруэнтными), что становится обычно причиной конфликта и, в конечном счете, невроза. Причину неконгруэнтности Роджерс видит в неадекватном социальном научении, формирующем личность, в развитии универсальной способности человека к символизации в отрыве от врожденного стремления к актуализации организма.

 

Абрахам Маслоу

Отмечает существование особого типа людей – самоактуализирующихся личностей. Они составляют ничтожное меньшинство (около 1 %) населения и представляют собой образец психологически здоровых (зрелых, развивающихся) и максимально выражающих человеческую сущность людей.

Самоактуализирующиеся люди в большей степени, чем другие, ориентированы на настоящее, на «здесь-и-теперь» С этим связана их большая опора на себя, а также склонность к самовыражению. Вместе с тем прошлое и будущее интегрированы у таких людей с настоящим, присутствуют в нем, образуя его фон и придавая ему смысл.

Более выраженная социальность (готовность к искреннему и продуктивному взаимодействию с другими людьми) и направленность на общечеловеческие интересы сочетаются у самоактуализирующихся людей с более ярко выраженной индивидуальностью.

У подавляющего большинства людей оказываются не удовлетворены потребности низших уровней, более насущные, чем самоактуализация, и потому активность человека на протяжении всей жизни направляется на удовлетворение именно этих потребностей.

Маслоу утверждает: «Самоактуализация является в какой-то степени свершившимся фактом лишь у немногих людей. Тем не менее у большинства она присутствует в виде надежды, стремления, влечения, чего-то смутно желаемого, но еще не достигнутого... Ценности самоактуализации существуют в виде реальных даже еще не будучи актуализированными. Человек является одновременно и тем, что он есть, и тем, чем он стремится быть».

Предельные переживания встречаются практически у всех людей.

Самоактуализация как эпизод, в котором индивид более эффективно актуализирует свои потенции, становится человеком в более полном смысле слова.

Плато-переживания – произвольные, более длительные и менее яркие состояния, характеризующие скорее медитацию и просветление.

Метамотивы самоактуализировавшихся людей – ценности Бытия. Маслоу выделяет 14 (15) таких ценностей: 1) истина, 2) добро, 3) красота, 4) целостность, 4а) единство противоположностей, 5) жизненность (процесс, движение), 6) уникальность, 7) совершенство, 7а) необходимость, 8) завершенность, 9) справедливость, 9а) порядок, 10) простота, 11) богатство, 12) легкость, 13) игра, 14) самодостаточность.

Критика теории Маслоу:

1. Исследование самоактуализирующихся людей, выполненное Маслоу, не отвечает критериям научности.

2. Критерии выбора этих людей субъективны и связаны с системой ценностей самого автора исследования или, по меньшей мере, культуры, к которой он принадлежит.

3. Самоактуализация в понимании Маслоу является не единственным механизмом развития и самоосуществления личности, что обнаруживается, в частности, в сравнительно-культурных исследованиях.

4. Концепция Самоактуализации рисует образ эгоцентричной личности, не учитывая моменты взаимодействия людей.

5. Самоактуализация не может выступать как конечная цель развития, она достигается как побочный продукт сознательной ориентации на что-то иное.

6. Не все потенции, заложенные в человеке от рождения, могут и должны быть реализованы, развитие предполагает выбор, какие потенции реализовывать, а какие нет.

7. Концепция Самоактуализации не позволяет объяснить конфликты и кризисы в индивидуальном развитии.

8. Стремления и ценности, направляющие Самоактуализацию, имеют социокультурную природу и исторически меняющееся содержание.

9. Человеческая сущность в теориях Самоактуализации полностью сводится к биологической природе человека.

 

Критика Карла Бюлера: осуществление себя может идти другими путями, кроме самоактуализации.

 

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.