Типы сценариев и их характерные признаки — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сценариев и их характерные признаки

2021-02-01 325
Типы сценариев и их характерные признаки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Г. Д. ЛИТВИНЦЕВА

 

СЦЕНАРНОЕ МАСТЕРСТВО

 

 

Методическое пособие для редакторов и методистов НМЦ

 

Москва 1989

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Типы сценариев и их характерные признаки

Сценарии театрализованных представлений и театров малых форм

Тема, идея и гражданcкая позиция

Как отбирать и писать тексты для сценариев

Прием и ход

Конфликт 

Образ и образность

Особенности композиции агитпредставлений

Список рекомендуемой литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

Однажды в одной высокой инстанции мы говорили с сотрудницей, в обязанности которой входила работа с авторами» Нужны были лучшие агитбригадные сценарии прошлых лет. Полистав очередную работу, женщи­на слегка скривилась почему-то и, оглянувшись по сторонам, довери­тельно прошептала: "Зачем вам? Это же не ли-те-ра-ту-ра!"

В самом деле. Что такое сценарии, по которым ставят агитспектакли, разыгрывают эстрадные обозрения, зазывают на клубные вечера? Сло­вари толкуют сценарий как литературное произведение, но только в при­менении к кино и театру, а о других типах сценариев даже не упомина­ют. Да, это действительно не литература.

"Драма как род литературы и драматургия - это отнюдь не синони­мы. Однако сценарии, не являющиеся драмами, - драматургия. - пишет О.Марков. - Нельзя считать драматургию театрализованных представлений родом литературы, так как драма составляет сферу творчества не одних писателей, но и деятелей других видов искусства, которые не имеют ли­тературной родословной."*

*Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагоги­ческой деятельности клуба. М., 1988, с.98.

Имеется в виду балетная драматургия, музы­кальная драматургия. В.Гагин рассматривает драматургию в широком смысле и в узком, доказывает недостаточность методологии литературо­ведческого и искусствоведческого анализа в применении к сценарию клубного мероприятия.**

**Гагин В.Н. Выразительные средства клубной работы. М., 1983.

Не стоит, видимо, приникать значимость творческого труда сцена­риста лишь потому, что продукт его деятельности не является литературой.

Очевидно, сценарий - это особым образом организованный разнород­ный материал (стихи, публицистика, информация, музыка, факты жизни реальных людей, пантомима, плакат, свет и т.д.), цель которого - во­влечение зрителя в действие с заранее рассчитанным результатом. Осо­бым образом, но каким? Значит, существует специфика, свои законы? Безусловно. Об этом написаны книги, этому обучают в институтах куль­туры и культпросветучилищах, об этом говорят на авторских творческих лабораториях и семинарах.

Но для того, чтобы всерьез разобраться в идейно-художественном содержании сценария, нужны не только специальные знания, но и настоящее желание понять природу такой драматургии - драматургии жизни и искусства. "Одному редактору, - пишет Л.Никулин, - прочитали веселый фельетон. Редактор смеялся навзрыд» - Ну что, пойдет? - спросил ав­тор. - Нет, - помирая со смеху, сказал редактор, - не пойдет. - Но почему же? - вскричал автор. - Вы же смеялись, вы и теперь смеетесь. - Правда, - сознался редактор, - я и теперь смеюсь, но я смеюсь живот­ным смехом... Мне случалось видеть критиков, которые искренне хохота­ли на премьере и делались мрачными, как служители морга, когда сочи­няли рецензии.»*

*Русская советская эстрада 1917-1929» Н», 1976, с.360-361.

Вам встречались подобные редакторы? Наверняка. А встречались ли вам критики, пишущие о сценариях и о тех программах, которые по ним поставлены? Знаете ли вы "эстрадоведов", "агитбригадоведов", "сценариеведов"? Может быть, искусствоведческие статьи по интересующему нас вопросу появляются в газетах? Мы не имеем в виду скороспелые фелье­тонные заметки, которые время от времени публикует "Советская культу­ра", не принимаем во внимание и лихие нападки местных журналистов на очередной сценарий агитбригады. Мы говорим о другом - о профессио­нальном подходе к драматургии сценариев, о доброжелательном отношении к столь сложному и творческому делу. Тем, кто постоянно общается с авторами, редактирует и рецензирует сценарии, участвует в творческих лабораториях и семинарах, бывает на (фестивалях и конкурсах самодеятельного искусства, хорошо известно, как богат и неисследован этот пласт художественной культуры народа.

НМЦ и некоторые дворцы культуры имеют право заказывать и приоб­ретать сценарии. Специалисты-заказчики должны точно ставить перед ав­тором задачи, уметь не только анализировать сценарий, но и помогать в работе над ним. При этом сама по себе причастность к литературе или искусству не дает надежных критериев оценки сценарного творчества. Мало помогают и книги ученых: в них сильно ощутим отрыв теории от практики»

В связи с этим важно подчеркнуть следующее: именно в повседнев­ной практике эстрадных и агитационно-художественных коллективов, че­рез творчество сценаристов и режиссеров идет процесс формирования и развития теории и методики самодеятельных театров малых форм. Использование конкретного художественного опыта, анализ его является для нас основным методическим приемом для определения некоторых тенденций развития театров малых форм, выработки критериев оценки сценариев те­атрализованных, эстрадных и агитбригадных представлений. Пособие ад­ресовано специалистам отделов художественной самодеятельности и ре­дакторам НМЦ, а также всем, кто занимается театрами малых форм.

 

Прием и ход

Создание сценария – много ступенчатый творческий процесс, включающий в себя различные зтапы: определение темы и идеи, отбор материала, поиск способов решения разнородного материала, рождение образов и т.д. 0рганизация художественно целого сценария требует не только знания выразительных средств литературы и искусства, но и тех технологических приемов, закономерностей, которые обнаруживает практика. Одним из важных этапов творческого процесса является поиск приема и хода. Именно с помощью драматургического приема и хода можно композиционно четко организовать материал, достигнуть художественной целостности представления. 

Значение драматургического хода признают все авторы, занимающиеся проблемами сценарного мастерства и режиссуры театрализованных зрелищ. Однако сами понятия приема и хода толкуются ими неоднозначно, причем нередко ученые и практики смешивают эти понятия.

Почти на каждом авторском семинаре или творческой лаборатории возникают бесконечные споры по этому поводу. Начинающие сценаристы упорно пытаются ответить на ряд сложных вопросов, которые возникают уних в процессе творчества. Как правило, многочисленные примеры только запутывают авторов. В 1985 г. появилась работа Л.Рахлиса «Драматургический ход как важнейшее средство в организации художественной целостности клубного сценария», опубликованная в межвузовском сборнике научных трудов Челябинского института культуры. На наш взгляд, она внесла несомненный вклад в развитие теории сценарного мастерства культпросветработника. Поэтому считаем нужным рекомендо­вать практикам определения, данные Л.Рахлисом.

 «Как правило, - пишет автор статьи, - допускается одна и та на ошибка: подмена понятий. Драматургический ход рассматривается как явление, идентичное, художественному приему, а это не одно и то же. По нашему мнению, драматургический ход – способ интеграции доку­ментально-художественного материала путем его образного переосмысления под углом определённой темы. Здесь следует обратить внимание на то, что способ объединения разрозненного документально-художествен­ного материала выступает одновременно как художественная идея сценария. И это один из самых существенных признаков драматургического хода, придающего художественную целостность клубному сценарию. Ху­дожественный прием – понятие более узкое и, главное, более конкрет­ное; он предполагает те или иные формы реализации драматургического хода. Драматургический ход – понятие более широкое, более сложное. Отыскать и сформулировать его бывает довольно непросто. Драматургический ход содержит в себе единство двух противоположностей. Наличие двух противоположных начал или конфликтной ситуации, - еще один характерный признак драматургического хода. Следовательно, драматургический ход связывая между собой эпизоды сценария единым действи­ем, выстраивает это действие и развивает его как разрешение конфликта... Драматургический ход, может выполнять свои функции лишь в том случае, если он не противоречит характеру темы, если он в достаточной степени действителен, если он уместен, не нарочит и окончательно не стерт от многократного употребления.» Л.Рахлис приводит несколько примеров. Мы ограничимся одним: «Водном из клубов было организовано театрализованное чествование юбиляра. Сценарий был задуман оригинально. Юбиляр не восхвалялся, как это принято, а обвинялся, причем обвинялся не врагами, а своими друзьями. Обвинялся в чрезмер­ном пристрастии к работе, в нарушении трудовой дисциплины (не ис­пользовал выходные дни), в легкомысленности по отношению к своему здоровью (ходил на работу будучи больным) и т.д. Нетрудно догадаться, что мы имеем дело со сценарием, в котором автору удалось найти интересный способ подачи документального материала, то есть драматугический ход. В чем он выражался? А в том, что чествование юбиляра строилось посредством "обвинения". Обвинение (разумеется, шуточное) было основным действием, связавшим все эпизоды сценария, а затем и самого вечера в единое целое. Художественым приемом, то есть средством реализации и конкретизации. драматургического хода, стало су­дебное разбирательство, где главными действующими лицами были обвинители, прокурор, защитник, сам юбиляр и другие».

Если взять различные типы сценариев, то прием наиболее часто встречается в агитбригадах, причем, как правило, он лежит на поверх­ности. Это ярмарки, путешествия, суды, страницы газеты, собрания, артлото, посиделки, агитфотовитрины, ожившие картины, вернисажи, ба­ни и т.д. Иногда авторам в поисках приема помогают ассоциации, возни­кающие от многозначности того или иного слова. Это наблюдается, на­пример, в сценариях А.Аскерова "Золотой ключ", В.Андреева "Чудеса и чудаки", О.Тиммермана "Про всевозможные рога и всякие рогатки". Воз­можно использовать литературный прием. Так построен сценарий В.Анд­реева "Интервью, интервью, интервью...". Агитбригадчики успешно за­имствуют приемы для сценариев у телевидения; в частности, из передач "Утренняя почта", "Что? Где? Когда?", "Очевидное - невероятное" и др. 

В эстрадном представлении "Эй, музыканты!"* (сценарий написан для народной вокально-инструментальной агитбригады Сегежского РДК Карельской АССР) прием – репетиция ансамбля-оркестра. Ходом является пародийное смещение современных явлений из одного ряда в другой. Автор сценария Г.Якерсон показывает, что бы получилось, если бы за­коны оркестра, на которых основывается его работа, перенести на про­изводственные коллективы. Он «скрещивает» эти противоположности и доводит, ситуацию до абсурда. Ход этот - в основе драматургии каждого эпизода. Здесь есть и наличие двух противоположных начал, о котором пишет Л.Рахлис, и, образное переосмысление темы, и, наконец, именно ход выявляет идею.

* Якерсон Г. Эй, музыканты! Сценарий эстрадного представления. -В кн.: Разговор по существу.

Иногда ход прямо заявлен авторами. Это  сделано, например, в сценарии А. Аскерова и М. Леонова "Дело и видимость дела".

Перед нами фрагмент из сценария для агитбригады журналиста из Рязани А.Нефедова "Вы по какому вопросу?" (рекомендован репертуарно-редакционной коллегией Управления клубных учреждений Министерства культуры РСФСР в 1988 г.).  

Распахиваются двери трех кабинетов райкома комсомола - Первого, Второго, Третьего. За столами у телефонов - молодые люди в стро­гих костюмах. Первый нажимает на кнопку селектора, в двух других кабинетах разда­ется звонок.

ПЕРВЫЙ. Внимание! Начинаем совещание! По порядку номеров рассчитайсь. Первый!

ВТОРОЙ. Второй!

ТРЕТИЙ. Третий!                                                                                               

ПЕРВЫЙ. Как дела с проектом постановления по улучшению досуга молодежи?                                                                                                        

ВТОРОЙ. Еще не готово, но начало есть. Мешает иждивенческая позиция молодежи все им дай, все им подготовь. Но начало есть! (Встает, за­стегивает пиджак, начинает читать). "Организациям раздали задания по подготовке проекта улучшения досуга молодежи. Конкретность этих зада­ний задала деловой тон в выполнении этих конкретных дел".

ПЕРВЫЙ. Так, хорошо. (Помечает в блокноте). Главное, чтобы побольше про конкретные дела. Конкретность - это хорошо! Начало - в дело! Как насчет встреч с молодежью?

ТРЕТИЙ. Звонил по телефону в организации. Выявлено несколько нефор­мальных объединений молодежи. Провел соответствующую работу: "метал­листов" объединили с кружком любителей народной музыки, "брейкеров" записали в клуб бальных танцев, "рокеры" изучают комбайн и трактор... Все приходится делать самому - мешает иждивенческая позиция отдельных товарищей из молодежи...

ВТОРОЙ. По телефону получена информация о недавнем субботнике. По случаю приезда к нам проверяющего из вышестоящей организации проведен субботник на территории больницы. Силами больных высажено сто деревь­ев...

ПЕРВЫЙ. Завтра проверяющий будет знакомиться с работой первичной организации литейного завода. Надо организовать субботник! Так! Срочно нужно доставить еще деревья на субботник, вернее, на вто... короче, завтра!

ТРЕТИЙ. А если взять те деревья, что в больнице посадили?

ПЕРВЫЙ. Правильно! (Помечает в блокноте). Срочно дать задание орга­низации больницы: подготовить их деревья на посадку литейному заводу! Потом отдадут назад! Что у нас там дальше?

ВТОРОЙ Надо провести выборы комсорга в одной организации. Комсомолъцы хотят предложить несколько кандидатур.

ПЕРВЫЙ. Рано нам «несколько»! Ну и кто там?

ВТОРОЙ. Я их для удобства пометил цифрами - один, два и три.

(Бросает Первому три папки).

ПЕРВЫЙ (взвешивает папку на ладони). Так, этот не подойдет. Он, кажется, записи Высоцкого собирает. Вот если бы он марки собирал. У нас и так по организации полтора процента "металлистов" зарегистри­ровано. Кстати, лектора туда направили?      

ТРЕТИЙ. Да, был.(Вытаскивает еще одну папку, смотрит в нее).Пообещали слушать только Софию Ротару. Заодно решили болеть не за "Метал­лист", а за "Арарат"...

ПЕРВЫЙ. Хорошо! Теперь второй (Берет на ладонь вторую папку - канди­датуру). А что сделал этот... фант? Тьфу, то есть кандидат?

ВТОРОЙ. Он на дискотеку каскадеров приглашал.

Первый сразу же откладывает папку в сторону.

ТРЕТИЙ. Но зато он теперь отвечает за спортивную работу!

ПЕРВЫЙ. Все равно! Это ж надо додуматься: не поговорив заранее, поз­вать для показательных выступлений каскадеров! Нет, с этой самодея­тельностью надо кончать! Посоветовался бы с нами: мы бы им ребят из оперативного отряда пригласили. Они тоже приемы всякие знают...

ТРЕТИЙ. У нас в оперотряде только девушки... Теперь ведь по три дня к отпуску не дают...  

ПЕРВЫЙ. Все равно. Вообще-то девушки - самые дисциплинированные из  молодежи. Они брейк не танцуют, на мотоциклах с рокерами не ездят...

ТРЕТИЙ. Есть, которые и ездят...

ПЕРВЫЙ. Ну, не все же! Так, а тут что? (берет третью папку). Нет, этот тоже не пойдет.

ВТОРОЙ. За ним трудные подростки, кажется, тянутся...

ПЕРВЫЙ. Все равно. Еще неизвестно, почему тянутся... Я помню, он на последней конференции критиковал: мол, райком ничего не делает для молодежи, в бумажках, говорит, погрязли...

 ВТОРОЙ. Вот она, иждивенческая позиция молодежи!

  ТРЕТИЙ. Да, проглядели!

ПЕРВЫЙ. Словом, все три кандидата не подходят. Подготовьте свои варианты, это дело нельзя пускать на самотек. И главное - больше работать с организациями, узнавать, чем там живут и дышат! Сегодня же обзвонить всех! Ясно? Должен быть индивидуальный подход!

ВТОРОЙ. Ясно!

ТРЕТИЙ. Ясно!

ПЕРВЫЙ. Так, совещание закончено!

 

О чем этот фрагмент? Пожалуй, о том, как ретивые начальники-комсомольцы вместо пользы приносят вред. И как только стало ясно, что это бюрократические игры с отрицательным коэффициентом действия, обозначился драматургический ход - действие как контрдействие. Ход ярче высветил идею, которую приблизительно можно сформулировать так: нельзя, чтобы в райкоме комсомола процветали головотяпство и адми­нистративно-бюрократический кураж. Прием здесь назван - совещание. Попробуем выявить прием и ход в тех сценках, которые мы ранее уже приводили. В "Открытом уроке" А.Аскерова и К.Леонова прием назван - урок. В основе хода следующий момент: законы физики применяются не к явлениям природы, а к действительности. В "Колобке" Б.Федотова прием - собрание, ход строится за счет саморазоблачения персонажа. Тут скрещиваются два взгляда на "трудовую" биографию Колобка: с точки зрения самого выступающего и с позиции обыкновенного честного человека, то есть зрителя. Несоответствие их и высекает искру смеха.

В сцене Ю.Ивановой "Нас не волнует, не колышет" прием не назван. Как его определить? Зададим себе несколько вопросов. Где происходит действие? В подвале. Значит, прием - подвал? Но подвал, в отличие от таких приемов, как ярмарка, собрание, стадион и пр., не подразуме­вает никакого игрового действия. На ярмарке - торгуют, на собрании голосуют, на стадионе - играют, "болеют" и т.д. А что делают в под­вале? А в сточных водах? Видимо, плавают. Но Тритон и Головастик не просто плавают. Они целенаправленно плавают - заселяют и обвивают "квартиру". Значит, у них - новоселье. Это и есть прием. Теперь по думаем, какие вопросы помогут найти ход. Что хочет сказать автор этим эпизодом? Наверное, то, что в плачевном положении Дома культуры виноват бюрократ Семен Семенович? Нет, не он: ведь сам Семен Семенович ссылается на кого-то "сверху". Значит, показывается не вина од­ного, нам дают понять, что это цепочка, а Семен Семенович лишь одно еезвено. Предположим. И кто же им противостоит? Очевидно, Первый: он-то хочет нормальных условий для культурно-просветительной работы. Но если все так просто, зачем тогда Ю.Ивановой потребовалось выду­мывать обитателей сточных вод? Какую функцию они выполняют? Они радуются, торжествуют, одобряют Семена Семеновича и порицают Первого. Неужели они введены только для того, чтобы еще раз сказать "кто есть кто"? Вряд ли. Рассуждаем дальше. Автор пишет, что это семейство га­дов (по Дарвину)» Значит, именно гады помогают таким, как Семен Се­менович и ему подобным. Значит, развиваться культуре мешают не только бюрократы, но и головастики. Таким образом, бюрократы не только тор­мозят перестройку, но и создают условия для процветания серых сколь­зких типов. Выходит, от них урон двойной. Так появляются два плана:  верхний - в Доме культуры, где борются с администрированием и невежеством и строят культуру; нижний – в сточных водах, где размывают фундамент тритоны, раки и головастики. Скрещивание этих двух планов и наводит на главную мысль - развитие культурно-просветительной ра­боты невозможно при таком давлении сверху и снизу. От конкретного факта автор переходит к показу явления и причин, его породивших. Заслуживает внимания необычность и смелость финала: не победа поло­жительных сил и не многообещающий лозунг-призыв, а торжество посред­ственности. И это не противоречит жизненной правде: к сожалению, по­ложение в культпросветработе, материальная база клубных учреждений оставляют желать лучшего.

Анализируя все примеры, мы шли таким путем: текст - определение темы, ее трактовки - идея - конфликт - прием - ход. Небесполезно, наверное, пойти обратным: тема - идея - конфликт - прием - ход - текст.

Автору пособия надо было написать сценарий театрализованного представления, посвященного Международному году ребенка. Сознавая обширность и неисчерпаемость темы, следовало прежде всего понять, в каком ключе ее решать. Первое, что пришло в голову, - прочно усво­енное со школьной скамьи представление о счастливом детстве советских детей и несчастных ребятах капиталистических стран. Наверное, нужно объяснить, что писался сценарий десять лет назад и что автор будущего представления был воспитан на "Хижине дяди Тома" и "Мистере Твистере". Итак, в сценарии надо противопоставить два мира, два детства. А главная идея какая? Детям у нас хорошо, а там - плохо? Но это про­писная истина. Стоит ли призывать к тому, что всем давно известно? И какой вывод можно сделать из такого факта? Призвать детей всех стран освободиться от ига капитализма? Это нелепо. Какой найти при­ем? и опять сознание услужливо предложило то, что на поверхности, по первому кругу ассоциаций - пионерский лагерь "Артек". Хорошо, пусть международный лагерь. А каковы условия игры, на чем будет строиться действенная основа представления? В лагере отдыхают, загорают, играют - словом, живут. Но нельзя же показать жизнь ребят во всей ее многогранности? Надо выбрать что-то одно, высветить определенную грань. Прочитано много журналов, газет, книг... Но дело не двига­лось с места. Наверное, это невыполнимая задача. Перед глазами маячил "Артек", в котором сценарист никогда не бывала, веселье отличников Страны Советов - на одном полюсе, и тощий негритенок и жирный бизнесмен с дубиной - на другом полюсе. Все! Дальше этого фантазия не шла. И вдруг в журнале "Работница" попалось сообщение о том, что к нам в гости приехал мальчик из США и пропал. Оказывается, ему ска­зали, что теперь его не пустят домой, к родителям. Этот простой жи­тейский случай сразу отвлек от громких фраз в защиту угнетенных и борьбы за мир. До сих пор мысли вращались в привычном заштампованном; русле: советские дети хорошие, и в нашей стране всем непременно хо­рошо. И вдруг представился мальчик из США, который не любуется крас­ными галстуками и не верит улыбкам русских детей, а бежит из "нашей солнечной страны" (по выражению одного из героев рассказа Ф.Исканде­ра). Ему плохо не там, в капиталистической Америке, а у нас. Это уже был какой-то необычный поворот. И сразу подумалось - конечно, маль­чик бежит из "Артека". Уже завязывался некий сюжет. Не языковый барьер мешал, а образ жизни, взгляды на те или иные явления были у ребят различны, непонятны были и поступки друг друга. Так возникла тема разобщения и единения. В конечном счете дети должны прийти к пониманию. Это и будет разрешением конфликта. Теперь, казалось, най­дено главное - идея. Надо искать произведения, в которых этот мотив, отражался бы наиболее наглядно. Помнится, у Л.Кассиля в повести "Будьте готовы, ваше высочество!" советские пионеры никак не могли понять принца из Джунгахары, а когда увидели его надменность и неу­емное желание повелевать, стали перевоспитывать. Но это потом. А сначала должен быть пролог, обозначено место действия, дан общий на­строй, чтобы зрители поняли, о чем пойдет речь. 

 

На сцену выходят ребята из разных стран. Они весело поют песню З.Компанейца на стихи Л.Кондрашенко "Встало солнце".

ХОР Встало солнце на ноги, на ноги.

   Над землею - радуги, радуги!                            

   По земле шагают пионеры в ряд.                    

   Словно ленты радуги, галстуки!

Это наивно-призывная песня символизировала тему единения, дружбы ре­бят разных стран, безмятежности детства. И тотчас же горнисты играют позывные тревоги, вбегает Петя и сообщает, что исчез Джон, мальчик из США. Советские дети как по команде разбегаются - они спешат на помощь товарищу. Иная реакция у соотечественника Джона.

МАЛЬЧИК ИЗ США. Зачем его искать? Человек свободен. Убежал - значит знает зачем.    

ПЕТЯ (торопливо). При чем тут свободен? От кого свободен? От нас, что ли? А вдруг ему... вдруг его кто-нибудь обидел?

МАЛЬЧИК. Кого? Джона? Да он кого хочешь сам обидит! У него, может, пистолет есть!

ПЕТЯ (недоверчиво). Да где он его возьмет?..     

 

Так уже в начале представления обнаруживается конфликт в силу непонимания, различная реакция на один и тот же факт. Скрещивание этих линий и стало основным драматургическим ходом. Теперь сложность заключалась в поисках нужных стихов, песен, рассказов. Нужно было отобрать то, что прямо "работало" на идею. Подбирались номера, в ко­торых раскрывалась тема разобщения ребят разных национальностей, пи­сались блиц-сценки, связывающие номера. Движение к пониманию, едине­нию происходило в общем коллективном действии, будь то игра в индей­цев или символическая трубка мира. В финале - подготовка всеми детьми письма к людям Земли. Конечно, сценарий был несовершенен.*

*Литвинцева Г.Д, Пусть всегда будет солнце, - Вожатый 1989, № 8.

Несмотря на художественно-логическую последовательность развития идеи, дейст­венность представления, игровое начало, он был не лишен тенденциоз­ности и наивности.

Мы привели примеры, в которых выявляются драматургический прием и ход. Но присутствуют ли они в каждом сценарии?

На Всероссийской заключительной декаде агитационно-художествен­ных бригад и агиттеатров.в ноябре 1987 г. выступили 17 коллективов. И только в двух из них Л.Рахлис обнаружил драматургический ход. Конечно, одноразовый просмотр не позволил здесь глубоко проанализи­ровать работу и при более детальном изучении сценариев можно было, наверное, увидеть ход и в других агитпредставлениях.

.Но практика показывает, что во многих сценариях нет приема и хода. Это бывает в тех случаях, когда сценарий многотемный и много формный, что приводит к пестроте и эклектике.

Как видим, прием и ход появляются в результате серьезного ис­следования автором проблемы, определения главной темы, различных ее поворотов, умения увидеть противоречия действительности, выстроить конфликт, точно сформулировать идею. Поиски приема и хода не формальные изыски, а творческий процесс. Органичность приема, правиль­ная выбор хода придают сценарию композиционную стройность, идейно-художественную цельность и завершенность.

 

Конфликт

"Конфликт (столкновение) художественный, противоположность, противоречие как принцип взаимоотношения между образами художественного произведения. Термин «конфликт» традиционно применяется к изобразительно-динамическим видам искусства. К этим видам  искусства относятся и театрализованные представления, и театры малых форм. Конфликт - понятие не однозначное. Коль скоро мы утверждаем, что сценарная драматургия имеет свои специфические свойства, очевидно, что и конфликт следует рассматривать исходя из особенностей и драмы, и театрализованных представлений. На наш взгляд, существует два типа конфликтов: один идет от драмы, а другой – от сценарной драматургии.

 Как известно, в драме происходит столкновение действующих лиц. Здесь возможны варианты: «событийная коллизия, смысловая оппозиция, образы реальных противоречий, противопоставление самих образов.» В драме противопоставляются характеры, поступки, взгляды персонажей. В представлениях и театрах малых форм сталкиваются не характеры, а позиции людей. В связи с этим важным представляется высказывание О. Маркова: «В драматургии клубных театрализованных представлений задача сценариста заключается в умении выявить ре характер, а «социальный тип» своего героя.»

Конфликт действующих лиц в эпизоде или номере, как правило, открыт, носит внешний характер. Назовем его простым конфликтом. Проведем пример такого столкновения такого социального типа с реальной средой в сценке "Выборы", написанной журналистом Г.Горячим из Петрозаводска, участником творческой лаборатории агитбригадчиков в Ленинграде.

 

Красный уголок колхоза. В зале - работники хозяйства. Входят две женщины, по виду городские. Одна молодая, пытается казаться солидной. Другая - уверенная, подвиж­ная. Хозяйским глазом окинув зал, взошла на трибуну.

УПОЛНОМОЧЕННАЯ (радостно и торжественно). Ну, вот, товарищи! И дож­дались мы радостных дней, когда можно свободно, без всяких ограни­чений выбирать себе председателя, причем из любого количества канди­датов. Теперь можно многое: можно выдвигать, можно голосовать, можно выбирать, можно доверять... То, о чем мы раньше не могли говорить открыто, гласно, теперь о том же можно говорить открыто и гласно (по­вышая голос). А поэтому совершенно гласно мы выдвигаем сегодня на пост руководителя вашего хозяйства всеми уважаемую Алевтину Николаевну Петрову!                                                                     

КАНДИДАТ (негромк о). Алевтину Петровну Николаеву.

УПОЛНОМОЧЕННАЯ (нисколько не смущаясь). Да, вот именно -Алевтину Петровну Николаеву, которую все мы уважаем и любим. (Пытается апло­дировать, но ее никто не поддерживает). Товарищи, я же гласно сказа­ла - всеми уважаемую и... И… (не находя нужного слова) и еще более уважаемую. (Колхозники, нахмурившись, молчат). В чем дело, товари­щи?!  

ПЕРВАЯ. Да все в том же. Хватит - наголосовались за ваших, которые прикидываются нашими!

ВТОРАЯ Что верно, то верно - не надо нам боле городских.

УПОЛНОМОЧЕННАЯ. Товарищи! Да какая же она городская? Да у нее дед с бабкой с такой глухомани, что ваша глухомань в сравнении с ней - Москва!

ТРЕТЬЯ. Брось заливать-то!

УПОЛНОМОЧЕННАЯ. Да как же это так, товарищи?! Что вы себе позволяе­те? Ведь кандидатура Алевтины Петровны утверждена там (поднимает правую руку вверх) и согласованно там (вытягивает левую руку еще выше) и только после этого выдвинуто вам для широкого обсуждения с последующим выдвижением.

ПЕРВАЯ     Можете передать и там, и даже там, что мы широко, даже очень широко обсудили их кандидатуру и выдвигаем нашего потомственного крестьянина Николая Полуярова.

УПОЛНОМОЧЕННАЯ Ну, как вы можете, товарищи?! Как вы можете сравни­вать? Алевтина Петровна - человек с большим кругозором, с большими знаниями, с большим жизненным опытом и с большой перспективой - она еще достаточно молода.

ПЕРВАЯ. Да видали мы здесь, в нашем колхозе "На зависть врагам" име­ни выдающегося деятеля, всяких - и перспективных, и широких, и уз­ких! Сколько их перебывало! Нам свой человек нужен, который нашу зем­лю любит.

УПОЛНОМОЧЕННАЯ. Алевтина Петровна землю любит: она активный член Со­ветского фонда мира.

  ВТОРАЯ. Началось…

УПОЛНОМОЧЕННАЯ. И вашу землю полюбит. Обязательно полюбит! Но, това­рищи, мало землю любить - ее необходимо преобразовывать. А у Алевти­ны Петровны есть свой план преобразования. Пожалуйста, Алевтина Пет­ровна!(Предлагает ей пройти на трибуну).

ПЕРВАЯ. Не хотим пустые разговоры слушать!

УПОЛНОМОЧЕННАЯ. Нет, товарищи, вы недопонимаете всего того громад­ного и большого, что у нас в стране происходит. А у нас, между про­чим, гласность. И кандидат должен своих избирателей ознакомить с программой своей деятельности.

АЛЕВТИНА ПЕТРОВНА (еще сомневаясь, говорить ли ей. Та подталкивает ее). Я... тут... В случае, если я возглавлю колхоз "На зависть врагам", то буду преобразовывать землю... Списочный состав имеющихся.., разнарядки по культурам в век, когда страна переходит на рельсы ав­томатизации... а наше управление, укладывая полотно в сторону разви­того... Да... Хотела сказать, идя навстречу клиенту, должны увели­чить оказание услуг... Не то опять... После завоза продуктов в сто­ловую должны сверяться наклад... Что...

УПОЛНОМОЧЕННАЯ. Да вы не волнуйтесь, будьте, как дома. О земле чего-нибудь скажите.

АЛЕВТИНА ПЕТРОВНА. Ага, я постараюсь. Так вот, товарищи, я и говорю, почему мы должны из года в год садить картошку? Тем более, что уро­жайность ее низкая, а потери высокие. Вот я и предлагаю, как бывший сотрудник ботанического сада, выращивать ананасы. (Оживляется). То­варищи, это же прекраснейший из плодов! Прямо царь плодов!

  ТРЕТЬЯ (протяжно) Царь с царицею….

АЛЕВТИНА ПЕТРОВНА. Есть в мире страны, которые получают огромные прибыли  от экспорта ананасов. Мы же в этом отношении недопустимо отстали и отныне будем верстывать. Мы создадим отечественную, школу ананасоведов, будем.

ВТОРАЯ. Если не помрем...                                                                     

АЛЕВТИНА ПЕТРОВНА. Что это значит?                                                  

УПОЛНОМОЧЕННАЯ. А это значит, что нет дисциплины в хозяйстве! А от того и огрехи, потери и прочее. Алевтина Петровна и призвана навес­ти у вас порядок.

ТРЕТЬЯ. Никто не наведет порядок, кроме нас самих.

ПЕРВАЯ. Не мешайте нам. У нас свой кандидат. Давай, Николай!  

НИКОЛАЙ ПОЛУЯРОВ. Перво-наперво в нашем колхозе необходимо отремонтировать…

УПОЛНОМОЧЕННАЯ. Не позволю! Прекратите надругательство над демократией, не позволю анархию разводить!  

ВТОРАЯ. Вот тебе, бабушка, и демократизация выборов! Вот тебе и любое количество.кандидатов!

УПОЛНОМОЧЕННАЯ. Если бы вам нужно было несколько кандидатов, мы бы вам об этом сообщили. А если к вам приехал один кандидат, значит, больше вам и не надо. (Немного успокоившись, не обращая внимания на шум и протесты). Значит, будем голосовать! Кто за Алевтину Петровну, прошу поднять руки! (Поднимает руку. Колхозники возмущаются). Зна­чит, товарищи, единогласно! Вас ждет прекрасное будущее, если вы дружно возьметесь за поставленные цели. А цели у вас прекрасные -освоить промышленное производство ананаса. А картошка, свекла и мор­ковка - это вчерашний день! Эти продукты прошлого пусть там, не у нас, едят. Наш же советский труженик, наш отечественный человек дав­но заждался такого продукта, как ананас. За дело, товарищи!

Все уходят с репликами: "Мы свои выборы устроим!"

 

В агитационно-художественном представлении конфликт, как прави­ло, ярко выражен. Агитация - резкое разграничение явлений и понятий по принципу "за" и "против" - обязывает сопоставлять и противопос­тавлять диаметрально противоположные явления жизни.

В театре эстрадных миниатюр конфликт может не носить социаль­ной окраски, быть более бытовым, по-эстрадному веселым.

Это мы видим, например, в интермедии московского драматурга Е.Смолина "Бабушка и внуки" из эстрадного представления "Веселая школа, или Детям до шестнадцати" (сценарий направлен для распростра­нения Министерством культуры СССР в 1989 г.).

 

На сцену выходят двое в образах старушек.

ПЕРВАЯ. Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?

ВТОРАЯ. Да что вы, я еще уроки не сделала...

ПЕРВАЯ. Какие уроки? Ты что, в детство впала? Ты я сто лет, как шко­лу кончила!

  ВТОРАЯ. Да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат. Вот хочу попробовать, хотя это, наверное, ужасно непедагогично.

ПЕРВАЯ. Чего это - "непедагогично"? Да я всю жизнь за внуков уроки делаю!.

ВТОРАЯ. Правда? Это вы их так балуете?

ПЕРВАЯ. Я не балую! Я с ними знаешь как строго? Вот сделаю уроки, а уж начисто они у меня всегда сами переписывают...

ВТОРАЯ. О, вы действительно строго!

ПЕРВАЯ. А то! Так что, если что - меня спрашивай, у меня опыт боль­шой!

ВТОРАЯ. Ну, если не трудно, проверьте, как я стихотворение выучила. Гм-гм!."У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том",..

ПЕРВАЯ. Так, хорошо!

ВТОРАЯ. "... и днем и ночью пес ученый..."

ПЕРВАЯ. Какой пес?

ВТОРАЯ. Ну, я не знаю, какая у него порода... может, доберман-пинчер?

ПЕРВАЯ. Да не пес, а кот ученый! Поняла? Кот!

ВТОРАЯ..А-а! Поняла-поняла! 'Ну, я тогда сначала: "У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.139 с.