Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2021-02-01 | 325 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Г. Д. ЛИТВИНЦЕВА
СЦЕНАРНОЕ МАСТЕРСТВО
Методическое пособие для редакторов и методистов НМЦ
Москва 1989
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Типы сценариев и их характерные признаки
Сценарии театрализованных представлений и театров малых форм
Тема, идея и гражданcкая позиция
Как отбирать и писать тексты для сценариев
Прием и ход
Конфликт
Образ и образность
Особенности композиции агитпредставлений
Список рекомендуемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Однажды в одной высокой инстанции мы говорили с сотрудницей, в обязанности которой входила работа с авторами» Нужны были лучшие агитбригадные сценарии прошлых лет. Полистав очередную работу, женщина слегка скривилась почему-то и, оглянувшись по сторонам, доверительно прошептала: "Зачем вам? Это же не ли-те-ра-ту-ра!"
В самом деле. Что такое сценарии, по которым ставят агитспектакли, разыгрывают эстрадные обозрения, зазывают на клубные вечера? Словари толкуют сценарий как литературное произведение, но только в применении к кино и театру, а о других типах сценариев даже не упоминают. Да, это действительно не литература.
"Драма как род литературы и драматургия - это отнюдь не синонимы. Однако сценарии, не являющиеся драмами, - драматургия. - пишет О.Марков. - Нельзя считать драматургию театрализованных представлений родом литературы, так как драма составляет сферу творчества не одних писателей, но и деятелей других видов искусства, которые не имеют литературной родословной."*
*Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба. М., 1988, с.98.
Имеется в виду балетная драматургия, музыкальная драматургия. В.Гагин рассматривает драматургию в широком смысле и в узком, доказывает недостаточность методологии литературоведческого и искусствоведческого анализа в применении к сценарию клубного мероприятия.**
|
**Гагин В.Н. Выразительные средства клубной работы. М., 1983.
Не стоит, видимо, приникать значимость творческого труда сценариста лишь потому, что продукт его деятельности не является литературой.
Очевидно, сценарий - это особым образом организованный разнородный материал (стихи, публицистика, информация, музыка, факты жизни реальных людей, пантомима, плакат, свет и т.д.), цель которого - вовлечение зрителя в действие с заранее рассчитанным результатом. Особым образом, но каким? Значит, существует специфика, свои законы? Безусловно. Об этом написаны книги, этому обучают в институтах культуры и культпросветучилищах, об этом говорят на авторских творческих лабораториях и семинарах.
Но для того, чтобы всерьез разобраться в идейно-художественном содержании сценария, нужны не только специальные знания, но и настоящее желание понять природу такой драматургии - драматургии жизни и искусства. "Одному редактору, - пишет Л.Никулин, - прочитали веселый фельетон. Редактор смеялся навзрыд» - Ну что, пойдет? - спросил автор. - Нет, - помирая со смеху, сказал редактор, - не пойдет. - Но почему же? - вскричал автор. - Вы же смеялись, вы и теперь смеетесь. - Правда, - сознался редактор, - я и теперь смеюсь, но я смеюсь животным смехом... Мне случалось видеть критиков, которые искренне хохотали на премьере и делались мрачными, как служители морга, когда сочиняли рецензии.»*
*Русская советская эстрада 1917-1929» Н», 1976, с.360-361.
Вам встречались подобные редакторы? Наверняка. А встречались ли вам критики, пишущие о сценариях и о тех программах, которые по ним поставлены? Знаете ли вы "эстрадоведов", "агитбригадоведов", "сценариеведов"? Может быть, искусствоведческие статьи по интересующему нас вопросу появляются в газетах? Мы не имеем в виду скороспелые фельетонные заметки, которые время от времени публикует "Советская культура", не принимаем во внимание и лихие нападки местных журналистов на очередной сценарий агитбригады. Мы говорим о другом - о профессиональном подходе к драматургии сценариев, о доброжелательном отношении к столь сложному и творческому делу. Тем, кто постоянно общается с авторами, редактирует и рецензирует сценарии, участвует в творческих лабораториях и семинарах, бывает на (фестивалях и конкурсах самодеятельного искусства, хорошо известно, как богат и неисследован этот пласт художественной культуры народа.
|
НМЦ и некоторые дворцы культуры имеют право заказывать и приобретать сценарии. Специалисты-заказчики должны точно ставить перед автором задачи, уметь не только анализировать сценарий, но и помогать в работе над ним. При этом сама по себе причастность к литературе или искусству не дает надежных критериев оценки сценарного творчества. Мало помогают и книги ученых: в них сильно ощутим отрыв теории от практики»
В связи с этим важно подчеркнуть следующее: именно в повседневной практике эстрадных и агитационно-художественных коллективов, через творчество сценаристов и режиссеров идет процесс формирования и развития теории и методики самодеятельных театров малых форм. Использование конкретного художественного опыта, анализ его является для нас основным методическим приемом для определения некоторых тенденций развития театров малых форм, выработки критериев оценки сценариев театрализованных, эстрадных и агитбригадных представлений. Пособие адресовано специалистам отделов художественной самодеятельности и редакторам НМЦ, а также всем, кто занимается театрами малых форм.
Прием и ход
Создание сценария – много ступенчатый творческий процесс, включающий в себя различные зтапы: определение темы и идеи, отбор материала, поиск способов решения разнородного материала, рождение образов и т.д. 0рганизация художественно целого сценария требует не только знания выразительных средств литературы и искусства, но и тех технологических приемов, закономерностей, которые обнаруживает практика. Одним из важных этапов творческого процесса является поиск приема и хода. Именно с помощью драматургического приема и хода можно композиционно четко организовать материал, достигнуть художественной целостности представления.
|
Значение драматургического хода признают все авторы, занимающиеся проблемами сценарного мастерства и режиссуры театрализованных зрелищ. Однако сами понятия приема и хода толкуются ими неоднозначно, причем нередко ученые и практики смешивают эти понятия.
Почти на каждом авторском семинаре или творческой лаборатории возникают бесконечные споры по этому поводу. Начинающие сценаристы упорно пытаются ответить на ряд сложных вопросов, которые возникают уних в процессе творчества. Как правило, многочисленные примеры только запутывают авторов. В 1985 г. появилась работа Л.Рахлиса «Драматургический ход как важнейшее средство в организации художественной целостности клубного сценария», опубликованная в межвузовском сборнике научных трудов Челябинского института культуры. На наш взгляд, она внесла несомненный вклад в развитие теории сценарного мастерства культпросветработника. Поэтому считаем нужным рекомендовать практикам определения, данные Л.Рахлисом.
«Как правило, - пишет автор статьи, - допускается одна и та на ошибка: подмена понятий. Драматургический ход рассматривается как явление, идентичное, художественному приему, а это не одно и то же. По нашему мнению, драматургический ход – способ интеграции документально-художественного материала путем его образного переосмысления под углом определённой темы. Здесь следует обратить внимание на то, что способ объединения разрозненного документально-художественного материала выступает одновременно как художественная идея сценария. И это один из самых существенных признаков драматургического хода, придающего художественную целостность клубному сценарию. Художественный прием – понятие более узкое и, главное, более конкретное; он предполагает те или иные формы реализации драматургического хода. Драматургический ход – понятие более широкое, более сложное. Отыскать и сформулировать его бывает довольно непросто. Драматургический ход содержит в себе единство двух противоположностей. Наличие двух противоположных начал или конфликтной ситуации, - еще один характерный признак драматургического хода. Следовательно, драматургический ход связывая между собой эпизоды сценария единым действием, выстраивает это действие и развивает его как разрешение конфликта... Драматургический ход, может выполнять свои функции лишь в том случае, если он не противоречит характеру темы, если он в достаточной степени действителен, если он уместен, не нарочит и окончательно не стерт от многократного употребления.» Л.Рахлис приводит несколько примеров. Мы ограничимся одним: «Водном из клубов было организовано театрализованное чествование юбиляра. Сценарий был задуман оригинально. Юбиляр не восхвалялся, как это принято, а обвинялся, причем обвинялся не врагами, а своими друзьями. Обвинялся в чрезмерном пристрастии к работе, в нарушении трудовой дисциплины (не использовал выходные дни), в легкомысленности по отношению к своему здоровью (ходил на работу будучи больным) и т.д. Нетрудно догадаться, что мы имеем дело со сценарием, в котором автору удалось найти интересный способ подачи документального материала, то есть драматугический ход. В чем он выражался? А в том, что чествование юбиляра строилось посредством "обвинения". Обвинение (разумеется, шуточное) было основным действием, связавшим все эпизоды сценария, а затем и самого вечера в единое целое. Художественым приемом, то есть средством реализации и конкретизации. драматургического хода, стало судебное разбирательство, где главными действующими лицами были обвинители, прокурор, защитник, сам юбиляр и другие».
|
Если взять различные типы сценариев, то прием наиболее часто встречается в агитбригадах, причем, как правило, он лежит на поверхности. Это ярмарки, путешествия, суды, страницы газеты, собрания, артлото, посиделки, агитфотовитрины, ожившие картины, вернисажи, бани и т.д. Иногда авторам в поисках приема помогают ассоциации, возникающие от многозначности того или иного слова. Это наблюдается, например, в сценариях А.Аскерова "Золотой ключ", В.Андреева "Чудеса и чудаки", О.Тиммермана "Про всевозможные рога и всякие рогатки". Возможно использовать литературный прием. Так построен сценарий В.Андреева "Интервью, интервью, интервью...". Агитбригадчики успешно заимствуют приемы для сценариев у телевидения; в частности, из передач "Утренняя почта", "Что? Где? Когда?", "Очевидное - невероятное" и др.
В эстрадном представлении "Эй, музыканты!"* (сценарий написан для народной вокально-инструментальной агитбригады Сегежского РДК Карельской АССР) прием – репетиция ансамбля-оркестра. Ходом является пародийное смещение современных явлений из одного ряда в другой. Автор сценария Г.Якерсон показывает, что бы получилось, если бы законы оркестра, на которых основывается его работа, перенести на производственные коллективы. Он «скрещивает» эти противоположности и доводит, ситуацию до абсурда. Ход этот - в основе драматургии каждого эпизода. Здесь есть и наличие двух противоположных начал, о котором пишет Л.Рахлис, и, образное переосмысление темы, и, наконец, именно ход выявляет идею.
|
* Якерсон Г. Эй, музыканты! Сценарий эстрадного представления. -В кн.: Разговор по существу.
Иногда ход прямо заявлен авторами. Это сделано, например, в сценарии А. Аскерова и М. Леонова "Дело и видимость дела".
Перед нами фрагмент из сценария для агитбригады журналиста из Рязани А.Нефедова "Вы по какому вопросу?" (рекомендован репертуарно-редакционной коллегией Управления клубных учреждений Министерства культуры РСФСР в 1988 г.).
Распахиваются двери трех кабинетов райкома комсомола - Первого, Второго, Третьего. За столами у телефонов - молодые люди в строгих костюмах. Первый нажимает на кнопку селектора, в двух других кабинетах раздается звонок.
ПЕРВЫЙ. Внимание! Начинаем совещание! По порядку номеров рассчитайсь. Первый!
ВТОРОЙ. Второй!
ТРЕТИЙ. Третий!
ПЕРВЫЙ. Как дела с проектом постановления по улучшению досуга молодежи?
ВТОРОЙ. Еще не готово, но начало есть. Мешает иждивенческая позиция молодежи все им дай, все им подготовь. Но начало есть! (Встает, застегивает пиджак, начинает читать). "Организациям раздали задания по подготовке проекта улучшения досуга молодежи. Конкретность этих заданий задала деловой тон в выполнении этих конкретных дел".
ПЕРВЫЙ. Так, хорошо. (Помечает в блокноте). Главное, чтобы побольше про конкретные дела. Конкретность - это хорошо! Начало - в дело! Как насчет встреч с молодежью?
ТРЕТИЙ. Звонил по телефону в организации. Выявлено несколько неформальных объединений молодежи. Провел соответствующую работу: "металлистов" объединили с кружком любителей народной музыки, "брейкеров" записали в клуб бальных танцев, "рокеры" изучают комбайн и трактор... Все приходится делать самому - мешает иждивенческая позиция отдельных товарищей из молодежи...
ВТОРОЙ. По телефону получена информация о недавнем субботнике. По случаю приезда к нам проверяющего из вышестоящей организации проведен субботник на территории больницы. Силами больных высажено сто деревьев...
ПЕРВЫЙ. Завтра проверяющий будет знакомиться с работой первичной организации литейного завода. Надо организовать субботник! Так! Срочно нужно доставить еще деревья на субботник, вернее, на вто... короче, завтра!
ТРЕТИЙ. А если взять те деревья, что в больнице посадили?
ПЕРВЫЙ. Правильно! (Помечает в блокноте). Срочно дать задание организации больницы: подготовить их деревья на посадку литейному заводу! Потом отдадут назад! Что у нас там дальше?
ВТОРОЙ Надо провести выборы комсорга в одной организации. Комсомолъцы хотят предложить несколько кандидатур.
ПЕРВЫЙ. Рано нам «несколько»! Ну и кто там?
ВТОРОЙ. Я их для удобства пометил цифрами - один, два и три.
(Бросает Первому три папки).
ПЕРВЫЙ (взвешивает папку на ладони). Так, этот не подойдет. Он, кажется, записи Высоцкого собирает. Вот если бы он марки собирал. У нас и так по организации полтора процента "металлистов" зарегистрировано. Кстати, лектора туда направили?
ТРЕТИЙ. Да, был.(Вытаскивает еще одну папку, смотрит в нее).Пообещали слушать только Софию Ротару. Заодно решили болеть не за "Металлист", а за "Арарат"...
ПЕРВЫЙ. Хорошо! Теперь второй (Берет на ладонь вторую папку - кандидатуру). А что сделал этот... фант? Тьфу, то есть кандидат?
ВТОРОЙ. Он на дискотеку каскадеров приглашал.
Первый сразу же откладывает папку в сторону.
ТРЕТИЙ. Но зато он теперь отвечает за спортивную работу!
ПЕРВЫЙ. Все равно! Это ж надо додуматься: не поговорив заранее, позвать для показательных выступлений каскадеров! Нет, с этой самодеятельностью надо кончать! Посоветовался бы с нами: мы бы им ребят из оперативного отряда пригласили. Они тоже приемы всякие знают...
ТРЕТИЙ. У нас в оперотряде только девушки... Теперь ведь по три дня к отпуску не дают...
ПЕРВЫЙ. Все равно. Вообще-то девушки - самые дисциплинированные из молодежи. Они брейк не танцуют, на мотоциклах с рокерами не ездят...
ТРЕТИЙ. Есть, которые и ездят...
ПЕРВЫЙ. Ну, не все же! Так, а тут что? (берет третью папку). Нет, этот тоже не пойдет.
ВТОРОЙ. За ним трудные подростки, кажется, тянутся...
ПЕРВЫЙ. Все равно. Еще неизвестно, почему тянутся... Я помню, он на последней конференции критиковал: мол, райком ничего не делает для молодежи, в бумажках, говорит, погрязли...
ВТОРОЙ. Вот она, иждивенческая позиция молодежи!
ТРЕТИЙ. Да, проглядели!
ПЕРВЫЙ. Словом, все три кандидата не подходят. Подготовьте свои варианты, это дело нельзя пускать на самотек. И главное - больше работать с организациями, узнавать, чем там живут и дышат! Сегодня же обзвонить всех! Ясно? Должен быть индивидуальный подход!
ВТОРОЙ. Ясно!
ТРЕТИЙ. Ясно!
ПЕРВЫЙ. Так, совещание закончено!
О чем этот фрагмент? Пожалуй, о том, как ретивые начальники-комсомольцы вместо пользы приносят вред. И как только стало ясно, что это бюрократические игры с отрицательным коэффициентом действия, обозначился драматургический ход - действие как контрдействие. Ход ярче высветил идею, которую приблизительно можно сформулировать так: нельзя, чтобы в райкоме комсомола процветали головотяпство и административно-бюрократический кураж. Прием здесь назван - совещание. Попробуем выявить прием и ход в тех сценках, которые мы ранее уже приводили. В "Открытом уроке" А.Аскерова и К.Леонова прием назван - урок. В основе хода следующий момент: законы физики применяются не к явлениям природы, а к действительности. В "Колобке" Б.Федотова прием - собрание, ход строится за счет саморазоблачения персонажа. Тут скрещиваются два взгляда на "трудовую" биографию Колобка: с точки зрения самого выступающего и с позиции обыкновенного честного человека, то есть зрителя. Несоответствие их и высекает искру смеха.
В сцене Ю.Ивановой "Нас не волнует, не колышет" прием не назван. Как его определить? Зададим себе несколько вопросов. Где происходит действие? В подвале. Значит, прием - подвал? Но подвал, в отличие от таких приемов, как ярмарка, собрание, стадион и пр., не подразумевает никакого игрового действия. На ярмарке - торгуют, на собрании голосуют, на стадионе - играют, "болеют" и т.д. А что делают в подвале? А в сточных водах? Видимо, плавают. Но Тритон и Головастик не просто плавают. Они целенаправленно плавают - заселяют и обвивают "квартиру". Значит, у них - новоселье. Это и есть прием. Теперь по думаем, какие вопросы помогут найти ход. Что хочет сказать автор этим эпизодом? Наверное, то, что в плачевном положении Дома культуры виноват бюрократ Семен Семенович? Нет, не он: ведь сам Семен Семенович ссылается на кого-то "сверху". Значит, показывается не вина одного, нам дают понять, что это цепочка, а Семен Семенович лишь одно еезвено. Предположим. И кто же им противостоит? Очевидно, Первый: он-то хочет нормальных условий для культурно-просветительной работы. Но если все так просто, зачем тогда Ю.Ивановой потребовалось выдумывать обитателей сточных вод? Какую функцию они выполняют? Они радуются, торжествуют, одобряют Семена Семеновича и порицают Первого. Неужели они введены только для того, чтобы еще раз сказать "кто есть кто"? Вряд ли. Рассуждаем дальше. Автор пишет, что это семейство гадов (по Дарвину)» Значит, именно гады помогают таким, как Семен Семенович и ему подобным. Значит, развиваться культуре мешают не только бюрократы, но и головастики. Таким образом, бюрократы не только тормозят перестройку, но и создают условия для процветания серых скользких типов. Выходит, от них урон двойной. Так появляются два плана: верхний - в Доме культуры, где борются с администрированием и невежеством и строят культуру; нижний – в сточных водах, где размывают фундамент тритоны, раки и головастики. Скрещивание этих двух планов и наводит на главную мысль - развитие культурно-просветительной работы невозможно при таком давлении сверху и снизу. От конкретного факта автор переходит к показу явления и причин, его породивших. Заслуживает внимания необычность и смелость финала: не победа положительных сил и не многообещающий лозунг-призыв, а торжество посредственности. И это не противоречит жизненной правде: к сожалению, положение в культпросветработе, материальная база клубных учреждений оставляют желать лучшего.
Анализируя все примеры, мы шли таким путем: текст - определение темы, ее трактовки - идея - конфликт - прием - ход. Небесполезно, наверное, пойти обратным: тема - идея - конфликт - прием - ход - текст.
Автору пособия надо было написать сценарий театрализованного представления, посвященного Международному году ребенка. Сознавая обширность и неисчерпаемость темы, следовало прежде всего понять, в каком ключе ее решать. Первое, что пришло в голову, - прочно усвоенное со школьной скамьи представление о счастливом детстве советских детей и несчастных ребятах капиталистических стран. Наверное, нужно объяснить, что писался сценарий десять лет назад и что автор будущего представления был воспитан на "Хижине дяди Тома" и "Мистере Твистере". Итак, в сценарии надо противопоставить два мира, два детства. А главная идея какая? Детям у нас хорошо, а там - плохо? Но это прописная истина. Стоит ли призывать к тому, что всем давно известно? И какой вывод можно сделать из такого факта? Призвать детей всех стран освободиться от ига капитализма? Это нелепо. Какой найти прием? и опять сознание услужливо предложило то, что на поверхности, по первому кругу ассоциаций - пионерский лагерь "Артек". Хорошо, пусть международный лагерь. А каковы условия игры, на чем будет строиться действенная основа представления? В лагере отдыхают, загорают, играют - словом, живут. Но нельзя же показать жизнь ребят во всей ее многогранности? Надо выбрать что-то одно, высветить определенную грань. Прочитано много журналов, газет, книг... Но дело не двигалось с места. Наверное, это невыполнимая задача. Перед глазами маячил "Артек", в котором сценарист никогда не бывала, веселье отличников Страны Советов - на одном полюсе, и тощий негритенок и жирный бизнесмен с дубиной - на другом полюсе. Все! Дальше этого фантазия не шла. И вдруг в журнале "Работница" попалось сообщение о том, что к нам в гости приехал мальчик из США и пропал. Оказывается, ему сказали, что теперь его не пустят домой, к родителям. Этот простой житейский случай сразу отвлек от громких фраз в защиту угнетенных и борьбы за мир. До сих пор мысли вращались в привычном заштампованном; русле: советские дети хорошие, и в нашей стране всем непременно хорошо. И вдруг представился мальчик из США, который не любуется красными галстуками и не верит улыбкам русских детей, а бежит из "нашей солнечной страны" (по выражению одного из героев рассказа Ф.Искандера). Ему плохо не там, в капиталистической Америке, а у нас. Это уже был какой-то необычный поворот. И сразу подумалось - конечно, мальчик бежит из "Артека". Уже завязывался некий сюжет. Не языковый барьер мешал, а образ жизни, взгляды на те или иные явления были у ребят различны, непонятны были и поступки друг друга. Так возникла тема разобщения и единения. В конечном счете дети должны прийти к пониманию. Это и будет разрешением конфликта. Теперь, казалось, найдено главное - идея. Надо искать произведения, в которых этот мотив, отражался бы наиболее наглядно. Помнится, у Л.Кассиля в повести "Будьте готовы, ваше высочество!" советские пионеры никак не могли понять принца из Джунгахары, а когда увидели его надменность и неуемное желание повелевать, стали перевоспитывать. Но это потом. А сначала должен быть пролог, обозначено место действия, дан общий настрой, чтобы зрители поняли, о чем пойдет речь.
На сцену выходят ребята из разных стран. Они весело поют песню З.Компанейца на стихи Л.Кондрашенко "Встало солнце".
ХОР Встало солнце на ноги, на ноги.
Над землею - радуги, радуги!
По земле шагают пионеры в ряд.
Словно ленты радуги, галстуки!
Это наивно-призывная песня символизировала тему единения, дружбы ребят разных стран, безмятежности детства. И тотчас же горнисты играют позывные тревоги, вбегает Петя и сообщает, что исчез Джон, мальчик из США. Советские дети как по команде разбегаются - они спешат на помощь товарищу. Иная реакция у соотечественника Джона.
МАЛЬЧИК ИЗ США. Зачем его искать? Человек свободен. Убежал - значит знает зачем.
ПЕТЯ (торопливо). При чем тут свободен? От кого свободен? От нас, что ли? А вдруг ему... вдруг его кто-нибудь обидел?
МАЛЬЧИК. Кого? Джона? Да он кого хочешь сам обидит! У него, может, пистолет есть!
ПЕТЯ (недоверчиво). Да где он его возьмет?..
Так уже в начале представления обнаруживается конфликт в силу непонимания, различная реакция на один и тот же факт. Скрещивание этих линий и стало основным драматургическим ходом. Теперь сложность заключалась в поисках нужных стихов, песен, рассказов. Нужно было отобрать то, что прямо "работало" на идею. Подбирались номера, в которых раскрывалась тема разобщения ребят разных национальностей, писались блиц-сценки, связывающие номера. Движение к пониманию, единению происходило в общем коллективном действии, будь то игра в индейцев или символическая трубка мира. В финале - подготовка всеми детьми письма к людям Земли. Конечно, сценарий был несовершенен.*
*Литвинцева Г.Д, Пусть всегда будет солнце, - Вожатый 1989, № 8.
Несмотря на художественно-логическую последовательность развития идеи, действенность представления, игровое начало, он был не лишен тенденциозности и наивности.
Мы привели примеры, в которых выявляются драматургический прием и ход. Но присутствуют ли они в каждом сценарии?
На Всероссийской заключительной декаде агитационно-художественных бригад и агиттеатров.в ноябре 1987 г. выступили 17 коллективов. И только в двух из них Л.Рахлис обнаружил драматургический ход. Конечно, одноразовый просмотр не позволил здесь глубоко проанализировать работу и при более детальном изучении сценариев можно было, наверное, увидеть ход и в других агитпредставлениях.
.Но практика показывает, что во многих сценариях нет приема и хода. Это бывает в тех случаях, когда сценарий многотемный и много формный, что приводит к пестроте и эклектике.
Как видим, прием и ход появляются в результате серьезного исследования автором проблемы, определения главной темы, различных ее поворотов, умения увидеть противоречия действительности, выстроить конфликт, точно сформулировать идею. Поиски приема и хода не формальные изыски, а творческий процесс. Органичность приема, правильная выбор хода придают сценарию композиционную стройность, идейно-художественную цельность и завершенность.
Конфликт
"Конфликт (столкновение) художественный, противоположность, противоречие как принцип взаимоотношения между образами художественного произведения. Термин «конфликт» традиционно применяется к изобразительно-динамическим видам искусства. К этим видам искусства относятся и театрализованные представления, и театры малых форм. Конфликт - понятие не однозначное. Коль скоро мы утверждаем, что сценарная драматургия имеет свои специфические свойства, очевидно, что и конфликт следует рассматривать исходя из особенностей и драмы, и театрализованных представлений. На наш взгляд, существует два типа конфликтов: один идет от драмы, а другой – от сценарной драматургии.
Как известно, в драме происходит столкновение действующих лиц. Здесь возможны варианты: «событийная коллизия, смысловая оппозиция, образы реальных противоречий, противопоставление самих образов.» В драме противопоставляются характеры, поступки, взгляды персонажей. В представлениях и театрах малых форм сталкиваются не характеры, а позиции людей. В связи с этим важным представляется высказывание О. Маркова: «В драматургии клубных театрализованных представлений задача сценариста заключается в умении выявить ре характер, а «социальный тип» своего героя.»
Конфликт действующих лиц в эпизоде или номере, как правило, открыт, носит внешний характер. Назовем его простым конфликтом. Проведем пример такого столкновения такого социального типа с реальной средой в сценке "Выборы", написанной журналистом Г.Горячим из Петрозаводска, участником творческой лаборатории агитбригадчиков в Ленинграде.
Красный уголок колхоза. В зале - работники хозяйства. Входят две женщины, по виду городские. Одна молодая, пытается казаться солидной. Другая - уверенная, подвижная. Хозяйским глазом окинув зал, взошла на трибуну.
УПОЛНОМОЧЕННАЯ (радостно и торжественно). Ну, вот, товарищи! И дождались мы радостных дней, когда можно свободно, без всяких ограничений выбирать себе председателя, причем из любого количества кандидатов. Теперь можно многое: можно выдвигать, можно голосовать, можно выбирать, можно доверять... То, о чем мы раньше не могли говорить открыто, гласно, теперь о том же можно говорить открыто и гласно (повышая голос). А поэтому совершенно гласно мы выдвигаем сегодня на пост руководителя вашего хозяйства всеми уважаемую Алевтину Николаевну Петрову!
КАНДИДАТ (негромк о). Алевтину Петровну Николаеву.
УПОЛНОМОЧЕННАЯ (нисколько не смущаясь). Да, вот именно -Алевтину Петровну Николаеву, которую все мы уважаем и любим. (Пытается аплодировать, но ее никто не поддерживает). Товарищи, я же гласно сказала - всеми уважаемую и... И… (не находя нужного слова) и еще более уважаемую. (Колхозники, нахмурившись, молчат). В чем дело, товарищи?!
ПЕРВАЯ. Да все в том же. Хватит - наголосовались за ваших, которые прикидываются нашими!
ВТОРАЯ Что верно, то верно - не надо нам боле городских.
УПОЛНОМОЧЕННАЯ. Товарищи! Да какая же она городская? Да у нее дед с бабкой с такой глухомани, что ваша глухомань в сравнении с ней - Москва!
ТРЕТЬЯ. Брось заливать-то!
УПОЛНОМОЧЕННАЯ. Да как же это так, товарищи?! Что вы себе позволяете? Ведь кандидатура Алевтины Петровны утверждена там (поднимает правую руку вверх) и согласованно там (вытягивает левую руку еще выше) и только после этого выдвинуто вам для широкого обсуждения с последующим выдвижением.
ПЕРВАЯ Можете передать и там, и даже там, что мы широко, даже очень широко обсудили их кандидатуру и выдвигаем нашего потомственного крестьянина Николая Полуярова.
УПОЛНОМОЧЕННАЯ Ну, как вы можете, товарищи?! Как вы можете сравнивать? Алевтина Петровна - человек с большим кругозором, с большими знаниями, с большим жизненным опытом и с большой перспективой - она еще достаточно молода.
ПЕРВАЯ. Да видали мы здесь, в нашем колхозе "На зависть врагам" имени выдающегося деятеля, всяких - и перспективных, и широких, и узких! Сколько их перебывало! Нам свой человек нужен, который нашу землю любит.
УПОЛНОМОЧЕННАЯ. Алевтина Петровна землю любит: она активный член Советского фонда мира.
ВТОРАЯ. Началось…
УПОЛНОМОЧЕННАЯ. И вашу землю полюбит. Обязательно полюбит! Но, товарищи, мало землю любить - ее необходимо преобразовывать. А у Алевтины Петровны есть свой план преобразования. Пожалуйста, Алевтина Петровна!(Предлагает ей пройти на трибуну).
ПЕРВАЯ. Не хотим пустые разговоры слушать!
УПОЛНОМОЧЕННАЯ. Нет, товарищи, вы недопонимаете всего того громадного и большого, что у нас в стране происходит. А у нас, между прочим, гласность. И кандидат должен своих избирателей ознакомить с программой своей деятельности.
АЛЕВТИНА ПЕТРОВНА (еще сомневаясь, говорить ли ей. Та подталкивает ее). Я... тут... В случае, если я возглавлю колхоз "На зависть врагам", то буду преобразовывать землю... Списочный состав имеющихся.., разнарядки по культурам в век, когда страна переходит на рельсы автоматизации... а наше управление, укладывая полотно в сторону развитого... Да... Хотела сказать, идя навстречу клиенту, должны увеличить оказание услуг... Не то опять... После завоза продуктов в столовую должны сверяться наклад... Что...
УПОЛНОМОЧЕННАЯ. Да вы не волнуйтесь, будьте, как дома. О земле чего-нибудь скажите.
АЛЕВТИНА ПЕТРОВНА. Ага, я постараюсь. Так вот, товарищи, я и говорю, почему мы должны из года в год садить картошку? Тем более, что урожайность ее низкая, а потери высокие. Вот я и предлагаю, как бывший сотрудник ботанического сада, выращивать ананасы. (Оживляется). Товарищи, это же прекраснейший из плодов! Прямо царь плодов!
ТРЕТЬЯ (протяжно) Царь с царицею….
АЛЕВТИНА ПЕТРОВНА. Есть в мире страны, которые получают огромные прибыли от экспорта ананасов. Мы же в этом отношении недопустимо отстали и отныне будем верстывать. Мы создадим отечественную, школу ананасоведов, будем.
ВТОРАЯ. Если не помрем...
АЛЕВТИНА ПЕТРОВНА. Что это значит?
УПОЛНОМОЧЕННАЯ. А это значит, что нет дисциплины в хозяйстве! А от того и огрехи, потери и прочее. Алевтина Петровна и призвана навести у вас порядок.
ТРЕТЬЯ. Никто не наведет порядок, кроме нас самих.
ПЕРВАЯ. Не мешайте нам. У нас свой кандидат. Давай, Николай!
НИКОЛАЙ ПОЛУЯРОВ. Перво-наперво в нашем колхозе необходимо отремонтировать…
УПОЛНОМОЧЕННАЯ. Не позволю! Прекратите надругательство над демократией, не позволю анархию разводить!
ВТОРАЯ. Вот тебе, бабушка, и демократизация выборов! Вот тебе и любое количество.кандидатов!
УПОЛНОМОЧЕННАЯ. Если бы вам нужно было несколько кандидатов, мы бы вам об этом сообщили. А если к вам приехал один кандидат, значит, больше вам и не надо. (Немного успокоившись, не обращая внимания на шум и протесты). Значит, будем голосовать! Кто за Алевтину Петровну, прошу поднять руки! (Поднимает руку. Колхозники возмущаются). Значит, товарищи, единогласно! Вас ждет прекрасное будущее, если вы дружно возьметесь за поставленные цели. А цели у вас прекрасные -освоить промышленное производство ананаса. А картошка, свекла и морковка - это вчерашний день! Эти продукты прошлого пусть там, не у нас, едят. Наш же советский труженик, наш отечественный человек давно заждался такого продукта, как ананас. За дело, товарищи!
Все уходят с репликами: "Мы свои выборы устроим!"
В агитационно-художественном представлении конфликт, как правило, ярко выражен. Агитация - резкое разграничение явлений и понятий по принципу "за" и "против" - обязывает сопоставлять и противопоставлять диаметрально противоположные явления жизни.
В театре эстрадных миниатюр конфликт может не носить социальной окраски, быть более бытовым, по-эстрадному веселым.
Это мы видим, например, в интермедии московского драматурга Е.Смолина "Бабушка и внуки" из эстрадного представления "Веселая школа, или Детям до шестнадцати" (сценарий направлен для распространения Министерством культуры СССР в 1989 г.).
На сцену выходят двое в образах старушек.
ПЕРВАЯ. Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?
ВТОРАЯ. Да что вы, я еще уроки не сделала...
ПЕРВАЯ. Какие уроки? Ты что, в детство впала? Ты я сто лет, как школу кончила!
ВТОРАЯ. Да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат. Вот хочу попробовать, хотя это, наверное, ужасно непедагогично.
ПЕРВАЯ. Чего это - "непедагогично"? Да я всю жизнь за внуков уроки делаю!.
ВТОРАЯ. Правда? Это вы их так балуете?
ПЕРВАЯ. Я не балую! Я с ними знаешь как строго? Вот сделаю уроки, а уж начисто они у меня всегда сами переписывают...
ВТОРАЯ. О, вы действительно строго!
ПЕРВАЯ. А то! Так что, если что - меня спрашивай, у меня опыт большой!
ВТОРАЯ. Ну, если не трудно, проверьте, как я стихотворение выучила. Гм-гм!."У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том",..
ПЕРВАЯ. Так, хорошо!
ВТОРАЯ. "... и днем и ночью пес ученый..."
ПЕРВАЯ. Какой пес?
ВТОРАЯ. Ну, я не знаю, какая у него порода... может, доберман-пинчер?
ПЕРВАЯ. Да не пес, а кот ученый! Поняла? Кот!
ВТОРАЯ..А-а! Поняла-поняла! 'Ну, я тогда сначала: "У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!