Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2021-02-01 | 55 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ОП. 05. Специальная психология и педагогика
Практическое занятие № 5 Анализ карты обследования ребенка с нарушением речи
Цель работы: анализ нарушении в развитии детей с нарушением речи.
Задание:
1. Проанализируйте речевую карту (помещена в приложении)
2. Какие речевые навыки проверяются у ребенка с нарушением речи
3. Опираясь на речевую карту определите норму и нарушение развития проверяемых речевых навыков. Привести примеры конкретных признаков нарушения речевых навыков
КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ УЧЕНИКА 1-4 КЛАССА
Дата обследования «____» «___________________» 20___ г.
Ф.И.О _____________________________________________________________
Дата рождения «____» «___________________» 20___ г.
Класс _____ Дата поступления «____» «___________________» 20___ г.
Общие сведения о семье: ___________________________________________________________________
Данные общего и речевого анамнеза: /перенесенные заболевания; от какой беременности, по счету роды; первые слова, первая фраза/______________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Состояние органов слуха: ____________________________________________________________________
Состояние органов зрения: ____________________________________________________________________
Состояние общей и мелкой моторики, ведущая рука: ____________________________________________________________________
Состояние интеллекта: ______________________________________________
Проявление заикания: _______________________________________________
Строение артикуляционного аппарата:
строение ________________________ подвижность _________________________
Общее звучание речи:
голос /нормальный, тихий, громкий/ - |
выразительность - |
дыхание /верхне-ключичное, диафрагмальное, нижне-рёберное/ - |
темп /быстрый, медленный, нормальный/ - |
дикция /чёткая, нечеткая/ - |
ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ
|
/фонематических слух и фонематическое восприятие/
Инструкция 1. | |||
Повторение слоговых рядов: | |||
ба - па/па - ба | са-за/за-са | ||
та - да/да - та | жа-ша/ша-жа | ||
ма - на/на - ма | са-ша/ша-са | ||
ва - фа/фа - ва | ла-ра/ра-ла |
Инструкция 2. | |||
Различение слов со сходным слуховым составом: | |||
том-дом-ком | коса-коза | ||
кот-кит-ток | суп-зуб | ||
рак-лак | бочка-почка | ||
тень-день | тень-день-пень | ||
жевать-зевать | телка - челка | ||
вечер - ветер | мажет - машет | ||
Мишка - миска |
Вывод: ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКА ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА
Выделение первого ударного гласного
Инструкция:
Назови первый ударный звук в словах.
Выделение первого согласного | ||||||
Инструкция: Назови первый согласный звук в словах. | ||||||
палка | танк | мак | шар | царь | чудо | щука |
Выделение последнего согласного | ||||||
Инструкция: Назови последний согласный звук в словах. | ||||||
суп | мак | кот | сом | нос | меч | клещ |
Определение места звука в слове | |
Инструкция: Определи место звука в слове. | |
Первый в слове крыша | |
Третий в слове школа | |
Последний в слове стакан |
Определение количества звуков в слове | ||
Инструкция: Назови сколько звуков в слове. | ||
кот | место | колодец |
Определение количества слов в предложении | |
Инструкция: Назови сколько слов в предложении. | |
День был теплый. | |
Около дома росла высокая берёза. |
Составление слов из слогов (прямой порядок) | |||
Инструкция: Составь слово из слогов, данных в прямой последовательности. | |||
ок, но | ма, лы, ши | ||
вес, на | ка, ран, да, ши |
Составление слов из слогов (непрямой порядок)
| ||||
Инструкция: Составь слово из слогов, данных в неправильной последовательности. | ||||
хи, му | цы, спи | |||
ка, зер, ло | роб, во, бьи | |||
та, ша, мы | ран, ка, даш |
Вывод: ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
ИССЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ
Инструкция: Смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения. | |||
Губы в «улыбке» | Язык «чашечкой» | ||
Губы «трубочкой» | Щелканье языком | ||
Язык «лопаткой» | «Вкусное варенье» | ||
Язык «иголочкой» | «Маятник» | ||
«Качели» | Чередование движений губ «улыбка»-«трубочка» |
Вывод: _______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
ИССЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Инструкция 1. Повторяй за мной слова. | |||||
С | собака – маска - нос | Щ | щука – вещи - лещ | ||
С’ | сено – василёк - высь | Ч | чайка – очки - ночь | ||
З | замок - коза | Р | рыба – корова - топор | ||
З’ | зима - магазин | Р’ | река - варенье - дверь | ||
Ц | цапля – овца - палец | Л | лампа – молоко - пол | ||
Ш | шуба – кошка - камыш | Л’ | лето - колесо - соль | ||
Ж | жук - ножи |
Инструкция 2. Повтори отражённо за логопедом слова и словосочетания. | ||||
[к-х] |
| |||
[л’-й] |
| |||
[с-ш] |
| |||
[з-ж] |
| |||
[с-с’-ч] |
| |||
[т’-ч] |
| |||
[ч-ц] |
| |||
[ч-щ] |
| |||
[с-ц] |
| |||
[щ-с] |
| |||
[л-р] |
|
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКА СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ
Инструкция: Повторяй за мной слова. | |||||
скакалка | сахарница | экскурсовод | |||
танкист | проспект | регулировщик | |||
милиционер | перекресток | демонстрация | |||
баскетбол | аквариум | перепорхнуть | |||
аквалангист | скатерть | кораблекрушение |
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Понимание обобщений.
Инструкция 1. Назови одним словом. | |
Кровать, стул, диван, шкаф, кресло, стол... | |
Вилка, блюдце, нож, чашка, тарелка, кастрюля, сковородка... | |
Яблоко, вишня, груша, слива, персик... | |
Сапоги, туфли, тапочки, ботинки, кеды, босоножки, кроссовки... | |
Инструкция 2. Продолжи ряд слов, и дай общее название. | |
Огурец, лук.. | |
Ручка, линейка.. | |
Берёза, клён.. | |
Телевизор, утюг.. | |
Ландыш, василёк.. | |
Автомобиль, тепловоз.. |
Исключение лишнего слова.
Инструкция: Выбери лишнее слово, объясни свой выбор. | ||
помидор, яблоко, апельсин | береза, ольха, василёк | ель, одуванчик, собака |
4. Понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки, явления:
Инструкция: Объясни понимание слов /предметов, действий, признаков/. | |||||
ваза | сердитый | зазеленело | |||
аквариум | острый | гремит |
Аналогии.
Инструкция: Подбери и составь похожую пару. | ||
лошадь/жеребенок; корова/ пастбище; рога, молоко, телёнок | камень/тяжелый; пух, трудный, перина, лёгкий, перья | здание/ дом; игра, друг, хороший, товарищ, подруга |
Подбор слов - антонимов.
Инструкция: Подобрать слова антонимы. | |||||
веселый | молодой | весна | |||
здоровый | большой | темно | |||
узкий | длинный | влажно | |||
острый | сильный | плавно | |||
мокрый | открытый | просто | |||
сесть | прыгать |
Подбор слов-синонимов.
Инструкция: Подбери слово с одинаковым значением. | |||
ребята - /дети/ | врач - /доктор/ | ||
жестокий - /злой/ | водитель - /шофер/ | ||
светить - /сверкать/ | летчик - /пилот/ | ||
товарищ - /друг/ | беда - /горе/ |
Подбор родственных слов.
Инструкция: Подбери родственное слово. | |||
сад - | соль - | ||
боль - | земля - |
Подбор метафор.
Инструкция: Подбери слова-метафоры по плану: какой человек, если у него:
| ||||
«светлая голова» | «золотые руки» | |||
«каменное сердце» |
Вывод: ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
А). СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Образование существительных.
Инструкция: Образуй существительные. | |||
Уменьшительная форма: | |||
дерево - /деревце/ | рыба | ||
лес | ложка | ||
книга | яблоко | ||
ведро | гриб | ||
скамейка | |||
Детеныши животных: | |||
у козы - /козленок/ | у собаки | ||
у коровы | у овцы | ||
у лошади | у свиньи | ||
у индюшки | у верблюдицы | ||
Отглагольная форма: | |||
учит - /учитель/ | рыбачит - /рыбак/ | ||
косит - /косарь/ | кормит - /кормилец/ |
2.Преобразование единственного числа имен существительных во множественное.
Инструкция: Преобразуй единственное число имен существительных во множественное. | |||
стол | ухо | ||
ведро | лев | ||
глаз | перо | ||
рот | дерево |
3. Преобразование множественного числа имен существительных в единственное.
Инструкция: Преобразуй множественное число имен существительных в единственное. | |||
котята | лбы | ||
ведра | львы | ||
глаза | перья | ||
яблони |
Образование глаголов
Инструкция: Образуй глаголы. | |||
читатель - /читает/ | пахарь - /пашет/ | ||
переводчик - /переводит/ | танцовщица - /танцует/ | ||
певица - /поёт/ | регулировщик - /регулирует/ |
Образование глаголов с помощью приставок
Инструкция: Образуй глаголы с помощью приставок. | |||
ехал - /приехал, заехал/ | ходит - | ||
летел - | шить - |
Образование прилагательных.
Инструкция: Образуй прилагательные. | |||
качественные по отношению к слову «день» дождь (дождливый день) | |||
ветер | снег | ||
теплота | солнце | ||
относительных прилагательных: суп из рыбы (рыбный) | |||
книга из бумаги | платье из шёлка | ||
варенье из малины | варенье из сливы | ||
подушка из пуха | ком из снега | ||
притяжательных по отношению к слову: «хвост» собаки (собачий) | |||
коровы | льва | ||
зайца | голова коровы — (коровья голова) | ||
нора лисы | шерсть собаки | ||
усы кошки | клюв птицы |
Образование сложных слов.
Инструкция: Образуй сложные слова. | |||
«лист и падать» /листопад/ | «глубокая и вода» | ||
«лес и парк» | «разный и цвет» |
Вывод: ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Б). СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
1. Изменение существительного по падежам.
Инструкция 1. Измени существительные по падежам. | |
Лошадь ест кусок (сахар) | |
Детям дали варенье из (клубника) | |
На лугу много (кони) | |
В городе много (трамвай) | |
Ребята сделали подарок (учительница) | |
Инструкция 2. Измени слово по образцу: Ветка – (ветки), (нет чего? веток) | |
корень | ребенок |
лист | человек |
облако |
|
В). ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Критерии оценки:
понимание инструкций | лексическая адекватность | грамматическое оформление | звуковое оформление | темп высказывания |
Повторение предложений
Инструкция: Повтори предложения за логопедом. | |
Наступила осень. | |
Птичка свила гнездо. | |
В саду было много красных яблок. | |
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. |
Завершение предложений
Инструкция: Закончи предложения за логопедом. | |
Собака зарычала, потому что …. | |
Ветер дул с такой силой, что …. | |
Я бродил у реки до тех пор, пока …. |
3. Вертификация
Инструкция: Исправь ошибки в предложениях. | |
У Нины большая яблоко. | |
По морю плывут корабль. | |
Хорошо спится медведь под снегом. |
4. Добавление предлога в предложение.
Инструкция: Добавь предлог в предложение. |
Щенок спрятался _____ крыльцом. |
Чайка летит _____ водой. |
Птенец выпал _____ гнезда. |
Лена наливает чай ____ чашки. |
5. Составление предложений из слов в начальной форме.
Инструкция: Составь предложение из слов, данных в начальной форме. |
|
|
|
|
ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
ОБСЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ
Характеристика владения навыком чтения: | ||||||||||
способ чтения: | ||||||||||
побуквенное | слоговое отрывное | слоговое плавное | слоги + слова | целыми словами | ||||||
правильность: | ||||||||||
повторения | перестановки | искажения | недочитывания | |||||||
выразительность: | ||||||||||
эмоциональность | пунктуация | |||||||||
осознанность: | ||||||||||
главная мысль | ответы на вопросы | пересказы | ||||||||
темп: | ||||||||||
кол-во слов прочитанных в минуту | ||||||||||
Вывод:
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
ОБСЛЕДОВАНИЕ НАВЫКА ПИСЬМА
1. Списывание (с печатного текста). |
2. Запись слов под диктовку (словарный диктант, диктант). |
3. Изложение. |
Вывод:
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПЛАН РАБОТЫ:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛОГОПЕД: /___________________/
ОП. 05. Специальная психология и педагогика
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!