ОП. 05. Специальная психология и педагогика — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

ОП. 05. Специальная психология и педагогика

2021-02-01 55
ОП. 05. Специальная психология и педагогика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОП. 05. Специальная психология и педагогика

Практическое занятие № 5  Анализ карты обследования ребенка с нарушением речи

Цель работы: анализ нарушении в развитии детей с нарушением речи.

Задание:

1. Проанализируйте речевую карту (помещена в приложении)

2. Какие речевые навыки проверяются у ребенка с нарушением речи

3. Опираясь на речевую карту определите норму и нарушение развития проверяемых речевых навыков. Привести примеры конкретных признаков нарушения речевых навыков

 

КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ УЧЕНИКА 1-4 КЛАССА

 

Дата обследования «____» «___________________» 20___ г.

Ф.И.О _____________________________________________________________

Дата рождения «____» «___________________» 20___ г.

Класс _____ Дата поступления «____» «___________________» 20___ г.

Общие сведения о семье: ___________________________________________________________________

Данные общего и речевого анамнеза: /перенесенные заболевания; от какой беременности, по счету роды; первые слова, первая фраза/______________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

Состояние органов слуха: ____________________________________________________________________

Состояние органов зрения: ____________________________________________________________________

Состояние общей и мелкой моторики, ведущая рука: ____________________________________________________________________

Состояние интеллекта: ______________________________________________

Проявление заикания: _______________________________________________

Строение артикуляционного аппарата:

строение ________________________ подвижность _________________________

Общее звучание речи:

голос /нормальный, тихий, громкий/ -
выразительность -
дыхание /верхне-ключичное, диафрагмальное, нижне-рёберное/ -
темп /быстрый, медленный, нормальный/ -
дикция /чёткая, нечеткая/ -

 

ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ

/фонематических слух и фонематическое восприятие/

Инструкция 1.

Повторение слоговых рядов:

ба - па/па - ба   са-за/за-са  
та - да/да - та   жа-ша/ша-жа  
ма - на/на - ма   са-ша/ша-са  
ва - фа/фа - ва   ла-ра/ра-ла  

 

Инструкция 2.

Различение слов со сходным слуховым составом:

том-дом-ком   коса-коза  
кот-кит-ток   суп-зуб  
рак-лак   бочка-почка  
тень-день   тень-день-пень  
жевать-зевать   телка - челка  
вечер - ветер   мажет - машет  
Мишка - миска      

Вывод: ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

 

ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКА ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА

 

Выделение первого ударного гласного

Инструкция:

Назови первый ударный звук в словах.

утка Оля Аня остров ива астра уши              

 

Выделение первого согласного

Инструкция:

Назови первый согласный звук в словах.

палка танк мак шар царь чудо щука
             

 

Выделение последнего согласного

Инструкция:

Назови последний согласный звук в словах.

суп мак кот сом нос меч клещ
             

 

Определение места звука в слове

Инструкция:

Определи место звука в слове.

Первый в слове крыша  
Третий в слове школа  
Последний в слове стакан  

 

Определение количества звуков в слове

Инструкция:

Назови сколько звуков в слове.

кот место колодец
     

 

Определение количества слов в предложении

Инструкция:

Назови сколько слов в предложении.

День был теплый.  
Около дома росла высокая берёза.  

 

Составление слов из слогов (прямой порядок)

Инструкция:

Составь слово из слогов, данных в прямой последовательности.

ок, но   ма, лы, ши  
вес, на   ка, ран, да, ши  

 

Составление слов из слогов (непрямой порядок)

Инструкция:

Составь слово из слогов, данных в неправильной последовательности.

хи, му   цы, спи  
ка, зер, ло   роб, во, бьи  
та, ша, мы   ран, ка, даш  

Вывод: ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

 

ИССЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

 

Инструкция:

Смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения.

Губы в «улыбке»   Язык «чашечкой»  
Губы «трубочкой»   Щелканье языком  
Язык «лопаткой»   «Вкусное варенье»  
Язык «иголочкой»   «Маятник»  
«Качели»   Чередование движений губ «улыбка»-«трубочка»  

Вывод: _______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

 

Инструкция 1.

Повторяй за мной слова.

С собака – маска - нос   Щ щука – вещи - лещ  
С’ сено – василёк - высь   Ч чайка – очки - ночь  
З замок - коза   Р рыба – корова - топор  
З’ зима - магазин   Р’ река - варенье - дверь  
Ц цапля – овца - палец   Л лампа – молоко - пол  
Ш шуба – кошка - камыш   Л’ лето - колесо - соль  
Ж жук - ножи        

 

Инструкция 2.

Повтори отражённо за логопедом слова и словосочетания.

[к-х]
Холодильник, кухня, хомяк.
Катя на кухне.
[л’-й]
Илья и Юля гуляют по аллее.
[с-ш]
Саша идёт по шоссе.
Машинист сошёл с подножки.
[з-ж]
Закружу, заслужил, задрожал.
У Зои жёлтый зонт.
Железная лопата.
[с-с’-ч]
Сонечка, сачок, часть, сумочка, учусь, верчусь, качусь.
Закачалась мачта.
У Сонечки семечки.
[т’-ч]
Учитель, птичка, аптечка, течёт, молчать, кричать.
[ч-ц]
Ученица, учительница, качается, получается, цыплёночек.
[ч-щ]
Чаща, чище, щеточка, часовщик, учащийся, скучающий, щечки.
[с-ц]
Спица, синица, лестница, сцена, сахарница, гусеница.
[щ-с]
Смеющий, усищи, хвостище, сеющий.
[л-р]
Лара, рояль, балерина.

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКА СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ

 

Инструкция:

Повторяй за мной слова.

скакалка   сахарница   экскурсовод  
танкист   проспект   регулировщик  
милиционер   перекресток   демонстрация  
баскетбол   аквариум   перепорхнуть  
аквалангист   скатерть   кораблекрушение  

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Понимание обобщений.

Инструкция 1.

Назови одним словом.

Кровать, стул, диван, шкаф, кресло, стол...  
Вилка, блюдце, нож, чашка, тарелка, кастрюля, сковородка...  
Яблоко, вишня, груша, слива, персик...  
Сапоги, туфли, тапочки, ботинки, кеды, босоножки, кроссовки...  

 

Инструкция 2.

Продолжи ряд слов, и дай общее название.

Огурец, лук..  
Ручка, линейка..  
Берёза, клён..  
Телевизор, утюг..  
Ландыш, василёк..  
Автомобиль, тепловоз..  

 

Исключение лишнего слова.

Инструкция:

Выбери лишнее слово, объясни свой выбор.

помидор, яблоко, апельсин береза, ольха, василёк ель, одуванчик, собака
     

 

4. Понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки, явления:

Инструкция:

Объясни понимание слов /предметов, действий, признаков/.

ваза   сердитый   зазеленело  
аквариум   острый   гремит  

 

Аналогии.

Инструкция:

Подбери и составь похожую пару.

лошадь/жеребенок; корова/ пастбище; рога, молоко, телёнок камень/тяжелый; пух, трудный, перина, лёгкий, перья здание/ дом; игра, друг, хороший, товарищ, подруга
     

 

Подбор слов - антонимов.

Инструкция:

Подобрать слова антонимы.

веселый   молодой   весна  
здоровый   большой   темно  
узкий   длинный   влажно  
острый   сильный   плавно  
мокрый   открытый   просто  
сесть   прыгать      

 

Подбор слов-синонимов.

Инструкция:

Подбери слово с одинаковым значением.

ребята - /дети/   врач - /доктор/  
жестокий - /злой/   водитель - /шофер/  
светить - /сверкать/   летчик - /пилот/  
товарищ - /друг/   беда - /горе/  

 

Подбор родственных слов.

Инструкция:

Подбери родственное слово.

сад -   соль -  
боль -   земля -  

 

Подбор метафор.

Инструкция:

Подбери слова-метафоры по плану: какой человек, если у него:

«светлая голова»   «золотые руки»  
«каменное сердце»      

Вывод: ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

 

А). СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Образование существительных.

Инструкция:

Образуй существительные.

Уменьшительная форма:

дерево - /деревце/   рыба  
лес   ложка  
книга   яблоко  
ведро   гриб  
скамейка      

Детеныши животных:

у козы - /козленок/   у собаки  
у коровы   у овцы  
у лошади   у свиньи  
у индюшки   у верблюдицы  

Отглагольная форма:

учит - /учитель/   рыбачит - /рыбак/  
косит - /косарь/   кормит - /кормилец/  

 

2.Преобразование единственного числа имен существительных во множественное.

Инструкция:

Преобразуй единственное число имен существительных во множественное.

стол   ухо  
ведро   лев  
глаз   перо  
рот   дерево  

 

3. Преобразование множественного числа имен существительных в единственное.

Инструкция:

Преобразуй множественное число имен существительных в единственное.

котята   лбы  
ведра   львы  
глаза   перья  
яблони      

 

Образование глаголов

Инструкция:

Образуй глаголы.

читатель - /читает/   пахарь - /пашет/  
переводчик - /переводит/   танцовщица - /танцует/  
певица - /поёт/   регулировщик - /регулирует/  

 

Образование глаголов с помощью приставок

Инструкция:

Образуй глаголы с помощью приставок.

ехал - /приехал, заехал/   ходит -  
летел -   шить -  

 

Образование прилагательных.

Инструкция:

Образуй прилагательные.

качественные по отношению к слову «день» дождь (дождливый день)

ветер   снег  
теплота   солнце  

относительных прилагательных: суп из рыбы (рыбный)

книга из бумаги   платье из шёлка  
варенье из малины   варенье из сливы  
подушка из пуха   ком из снега  

притяжательных по отношению к слову: «хвост» собаки (собачий)

коровы   льва  
зайца   голова коровы — (коровья голова)  
нора лисы   шерсть собаки  
усы кошки   клюв птицы  

 

Образование сложных слов.

Инструкция:

Образуй сложные слова.

«лист и падать» /листопад/   «глубокая и вода»  
«лес и парк»   «разный и цвет»  

Вывод: ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Б). СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

1. Изменение существительного по падежам.

Инструкция 1.

Измени существительные по падежам.

Лошадь ест кусок (сахар)  
Детям дали варенье из (клубника)  
На лугу много (кони)  
В городе много (трамвай)  
Ребята сделали подарок (учительница)  
Инструкция 2. Измени слово по образцу: Ветка – (ветки), (нет чего? веток)  
корень ребенок
лист человек
облако  

 

В). ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Критерии оценки:

понимание инструкций лексическая адекватность грамматическое оформление звуковое оформление темп высказывания
         

 

Повторение предложений

Инструкция:

Повтори предложения за логопедом.

Наступила осень.  
Птичка свила гнездо.  
В саду было много красных яблок.  
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.  

 

Завершение предложений

Инструкция:

Закончи предложения за логопедом.

Собака зарычала, потому что ….  
Ветер дул с такой силой, что ….  
Я бродил у реки до тех пор, пока ….  

 

3. Вертификация

Инструкция:

Исправь ошибки в предложениях.

У Нины большая яблоко.  
По морю плывут корабль.  
Хорошо спится медведь под снегом.  

 

4. Добавление предлога в предложение.

Инструкция: Добавь предлог в предложение.
Щенок спрятался _____ крыльцом.
Чайка летит _____ водой.
Птенец выпал _____ гнезда.
Лена наливает чай ____ чашки.

 

5. Составление предложений из слов в начальной форме.

Инструкция: Составь предложение из слов, данных в начальной форме.
  • Мальчик, открывать, дверь.
  • Девочка, читать, книжка.
  • Доктор, лечить дети.
  • Рисовать, карандаш, девочка.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

 

ОБСЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ

Характеристика владения навыком чтения:

способ чтения:

побуквенное

слоговое отрывное

слоговое плавное

слоги + слова

целыми словами

правильность:

повторения

перестановки

искажения

недочитывания

выразительность:

эмоциональность

пунктуация

осознанность:

главная мысль

ответы на вопросы

пересказы

темп:

кол-во слов прочитанных в минуту

                     

Вывод:

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

ОБСЛЕДОВАНИЕ НАВЫКА ПИСЬМА

1. Списывание (с печатного текста).
2. Запись слов под диктовку (словарный диктант, диктант).
3. Изложение.

Вывод:

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ПЛАН РАБОТЫ:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

ЛОГОПЕД: /___________________/

 

ОП. 05. Специальная психология и педагогика


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.102 с.