Но особо свитый на другом месте. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Но особо свитый на другом месте.

2021-02-01 43
Но особо свитый на другом месте. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

8 Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.

9 Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.

10 Итак ученики опять возвратились к себе.

11А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, 12и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.

13И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.

14Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.

15Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.

16Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни́! - что значит: Учитель!

17Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.

18Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей.

Каноны читались: Воскресный, Божией Матери и Святым отрокам (Анании, Азарии и Мисаилу, друзьям и сподвижникам пророка Даниила) (по одному тропарю), а также святым праотцам (два тропаря). Стихиры были, как всегда сокращены.

По окончании службы о.Димитрий напомнил всем расписание служб и сообщил, что в позднюю литургию, как ожидается, возглавит правящий архиерей, Владыка Феогност.

Литургия.

В конце литургии.

Итак, на сей раз, учитывая намечающееся архиерейское богослужение (учитывая и то, что 25 декабря на престольный праздник прихода святителя Спиридона Тримифунтского я не поехал, несколько обеднив мою книжку), я решил идти не на раннюю литургию, как было в предыдущие воскресные дни, но позднюю. Итак, настало утро. Погода в этот день была мрачная, хмурая, срывался мелкий дождь. Иду в храм, попутно слыша начинающийся благовест, а затем и трезвон (без басового колокола). Вот, и храм. По двору, игнорируя верующих, с воплями носятся два кота. Вхожу в храм. В центре стоит архиерейский амвон, на котором лежит один орлец[582], что означает, что чина встречи не будет. А на амвоне обычном уже установлены аналои с иконами для чтения входных молитв и расстелены орлецы.

Вскоре начинается служба. Ближе к концу 3 часа открывается завеса, что означает окончание проскомидии[583] и диакон кадит храм. По окончании чтения часов традиционно начинается чтение молитв ко святому причащению.

Ожидание длится довольно долго, так что они прочитываются все, а потом их начинают читать заново. Прочитываются две или три молитвы, когда на амвон выходят иподиаконы с архиерейским жезлом и подсвечником. В следующий момент выясняется, что правящий архиерей, где-то задержавшись, теперь прочитал входные молитвы (в которых духовенство испрашивает благословение на совершение литургии) прямо в алтаре, без выхода на амвон. Поэтому аналои сразу же убираются. Еще минут через десять в храме зажигается весь свет. Открываются Царские врата, и в центр выходит правящий архиерей в сопровождении о.Антония Новицкого и о.Димитрия Осипова. Начинается чтение предначинательных молитв. Чтец в это время читает конечную молитву 6 часа. «Время сотворити Господеви, преосвященнейший Владыко благослови… Помолися за ны, преосвященнейший Владыко, помяни нас преосвященнейший Владыко…» - Слышен голос диакона. Старший священник и диаконы берут благословение архиерея. Старший священник (о.Антоний Новицкий) направляется к престолу, а протодиакон идет на амвон. «Благослови Владыко!» - Произносит диакон, Царские врата открываются, а священник, знаменуя Евангелием на престоле Крест, произносит начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.». Царство Божие – это не только небесные обители, но и сей храм Господень, где совершается богослужение, ибо сказано: «Если где двое или трое (собрались) во имя Мое, там и Я посреди них….». После этого начинается великая ектения, в которой мы молимся о ниспослании мира душам нашим и миру нашему и о спасении душ наших и о всех православных христианах, начиная от священноначалия и кончая ближних наших, плавающих путешествующих, страждущих, плененных, о ниспослании всяческих плодов земных и наконец, воспомянув Божию Матерь и всех святых, предаем живот наш Богу. Звучит славословие. В это время архиерею подносится книга, по которой он читает тайные священнические молитвы, которые должны читаться в определенные ее моменты. 

Диакон о.Александр Лысенко, снова исполняющий обязанности иподиакона, держит архиерейский чиновник, открывая его во время ектений, дабы архиерей читал положенные для чтения во время литургии священнические молитвы. Начинается пение первого антифона. Звучит первый антифон – 102 псалом, в котором псалмопевец восторгается милостью Божией к человеку: «Благослови душе моя Господа [Благословен еси Господи]! Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя имя святое Его! Благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желания твоя, обновится, яко орля (орленок), юность твоя. Творяй милости своя Господь и судьбы всем обидимым, сказа пути своя Моисеови и сыновом Израилевым хотения своя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив, не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам, но по высоте небесней от земли сотворил есть Господь милость свою на боящихся Его. Елика отстоит восток от запад, тако удалил от нас беззакония наша, якоже щедрит Отец сыны, тако ущедрит Господь боящихся Его, яко позна создание наше, помяну, яко персть (земля) есмы. Яко человек трава дни его, яко цвет сельный, тако отцветет, яко дух пройдет в нем и не будет, и не познает к тому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся его и правда его на сынех сынов, хранящих Завет его и помнящих вся заповеди Его, творити я. Господь на небеси уготова престол свой и Царствие его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его и сильнии крепостию творящи слово (сильные в творении Слова Его), услышати глас Словес Его. Благословите Господа вси силы Его, слуги Его, творящии волю Его, благословите Господа вся дела Его. На всяком месте владычествия Его Благослови душе моя Господа!»

Как всегда, следует малая ектения, еще один призыв к молитве. Ектения – это в основном, не молитва, а призыв к ней, дабы и мы не стояли в храме бесцельно, но использовали это время для беседы с Богом. После этого следует второй антифон, восхваляющий милость Божию и говорящий о том, что надежда на Бога не будет посрамлена: «Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем, пою Бога моего дондеже есть. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения, изыде дух – возвратится в землю свою, с ним же погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа, Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них, хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженныя, Господь любит праведныя, Господь хранит пришельцы, сира (сироту) и вдову примет и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род».

После этого верхний хор поет традиционное песнопение: «Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един от Всесвятыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас!» И снова звучит ектения…. Начинается пение третьего антифона, включающего пение молитвы Благоразумного разбойника: «Помяни мя (в данном случае поется «нас») Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» и 9 заповедей Блаженства, данных Христом, которые, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, дают представление о том, что есть благо: осознание своей нищеты духовной пред Богом, плюс обнищание сомнительным «богатством» грехов, осознание и оплакивание с отвержением своих грехов, кротость и смирение, жажда правды Божией и оправдания, милосердие, которого в нас так не хватает, чистота сердца, стремление к миру и миротворчеству, до которого нам тоже далеко, и наконец, готовность принять любые страдания от ненавидящих имя Господне и радость, ибо «мзда ваша многа на небесех», как сказал Господь. Вот, текст с этими заповедями (Мф. Гл.5, ст 2 – 12): 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4Блаженны плачущие, (прежде всего, плачущие о грехах своих) ибо они утешатся. 5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Заповеди Блаженства, в которых Господь говорит о том, что должен делать человек, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, Ветхозаветного. Нищие духом – это люди, видящие себя нищими духовно пред Богом, точнее, адекватно воспринимающие себя, а человеку, видящему свои грехи и понимающему, насколько он отвержен от Бога и по своей склонности ко греху нищ, некогда судить ближних, да такой человек даже радуется, когда кто укажет ему на его недостатки и обличит и даже будет благодарить, как благодетеля. Это и есть смирение, то есть, свобода от гордости, этого мертвящего дыхания сатаны, которым заражены мы все. Плачущие – здесь не все плачущие вообще, как клевещут неверующие, но плачущие о грехах своих, то есть видящие мерзость своих грехов и ненавидящие это зло и в этой ненависти стремящиеся изгладить его из души. Без Бога это невозможно, но прошедших этот путь до конца мы называем святыми, ибо их очистил и освятил сам Господь. О кротости я не скажу, она вытекает из всего, сказанного выше – видящему свою мерзость некогда смотреть на других и озлобляться. Жаждущий же правды, прежде всего, жаждет исполнения правды Божией, оправдания, не только в себе, но и в ближних, дабы грешник не погиб, но обратился и был жив. Также это и жажда праведности, стремление жить по заповедям Господним, что вытекает из предыдущего. Увы, в нас того нет, мы с вами, живя по своей гордости, вовсе не горим желанием жить по повелениям Божиим. Жаждущий же правды и смиренный человек и в ближнем видит Творение Божие и любя Бога, любит и творение Его и всячески помогает всякому из ближних не из страха перед заповедью «если вы что сделали малым сим, вы сделали это мне», но из любви, подражая Богу, всегда творящему добро и помогающему людям. Плод же заботы о спасении души есть чистота сердца, которая не собственными силами дается, но с помощью Божией и такой человек также будет любить мир, мир в себе, который с очищением и будет нисходить на него от Бога, мир с ближними, к которому он будет стремиться, не по менторскому стремлению поучать других, но по любви, не терпящей злобы и вражды. И такой человек, любя Бога, вкусив мир Божий, вкусив сладкого, не сможет уже питаться горечью, которую дает мир сей и ради этой сладости будет готов терпеть всевозможные поношения и даже гонения, какие не способен претерпеть ни один человек и читая жития святых, иные даже не верят, что человек такое может претерпеть (даже некоторые рационалисты-богословы и те подвергают подлинность житий мучеников сомнению). Он и не может, но благодатью Божией он обретает эту силу претерпевать скорби от людей и всякие вообще и разумеет их, как поучения…. Таковы эти заповеди. Читая их еще раз, понимаешь, сколь ты сам далек от того пути, к которому призваны мы все. «Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершенен» - Так говорит Господь, заграждая уста говорящим, что святые – это какие-то другие люди, а нам им даже подражать не нужно…. Другого пути в Царство Божие нет. Боже, настави мя на путь правый!

Малый вход. Это описание будет похоже на предыдущие, но уж очень красив он при архиерейском богослужении. В центр устремляется процессия, состоящая из пономаря с подсвечником, а затем иподиаконов с архиерейским жезлом, дикирием и трикирием и рипидами, диакона с кадилом, протодиакона о.Евгения Габова с Евангелием, а также и прочего духовенства. Пономарь с подсвечником и иподиакон с жезлом становятся у амвона, иподиаконы с дикирием и трикирием – по обе стороны от архиерея. Все выстраиваются в центре. Во время пения антифона Владыка снова сидит, вставая в последний момент. Наконец, протодиакон Евгений испрашивает благословение на вход и следует возглас: «Премудрость прОсти». Затем духовенство традиционно начинает петь: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, Воскресый из мертвых, поющия Ти. Аллилуиа.» При этом предстоятель благословляет верующих на 4 стороны дикирием и трикирием. Это один из торжественных моментов архиерейской литургии. Заканчивается время, когда архиерей, символизируя нахождение Христа среди людей, пребывал в центре храма и после благословения духовенство, продолжая петь, направляется в алтарь и с амвона предстоятель снова благословляет народ. Хор подхватывает со слов «Спаси ны……» и снова пропевает. По окончании пения архиерей кадит алтарь и солею, держа дикирий в предшествии диакона с трикирием под протяжное пение «бокового» хора «Исполла эти дэспота». Пение тропарей и кондаков было сокращено до минимума: хор пропел воскресный тропарь и сразу же духовенство пропело кондак Недели святых праотец[584]. И после этого сразу же следует традиционный призыв диакона к молитве и славословие, которое воспевает уже сам архиерей, а затем, как и на всякой полной литургии, звучат традиционные слова: «Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны…», повторяемые духовенством в алтаре и затем местным хором, а затем, во весь голос воспевая «И во веки веков», уходит в алтарь. И начинается пение Трисвятого, как всегда, попеременно хором и духовенством. После третьего пения архиерей выходит на амвон с крестом и дикирием и произносит особую молитву: «Услыши Боже с небесе и виждь и посети виноград сей (это про паству) и утверди и (его) его же насади десница Твоя» и благословляет народ на 3 стороны под протяжное пение хора, продолжающего петь Трисвятое протяжным распевом.

Возглашал прокимен и читал Апостольское чтение незнакомый диакон, и ранее участвующий в службах.

Чтения литургии. Отрывок из послания апостола Павла к Колоссянам: 1Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; 2о горнем помышляйте, а не о земном.

3Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.

4 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.

5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, 6 за которые гнев Божий грядет на сынов противления, 7 в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.

8 А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; 9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его 10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, 11 где нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

12Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, 13снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.

14Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.

15И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.

16Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.

17И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.

Гнев, ярость, злословие и прочее апостол советует отложить. Для человека гнев естествен, однако это не отменяет факта, что он – греховен (как бы кто его не оправдывал, указывая на эту самую естественность). Это лишь означает, что борьба с ним будет непростой. А вместо злобы апостол советует стяжать мир и братолюбие по образцу Бога, любящего всех. Так и человек призывается любить всех людей, вне зависимости от их национальной или социальной принадлежности. Для нас то, к чему апостол нас призывает, очень и очень высоко, так что кажется недосягаемым. Но с Богом возможно все, потому эти слова нам и читаются…

«Аллилуиа» - возглашает голос диакона, а на архиерейский амвон ставится аналой и в который раз сюда направляется процессия, состоящая из иподиаконов с подсвечником и архиерейским жезлом, с дикирием и трикирием и рипидами, и наконец, диакон с Евангелием, который кладет Евангелие на аналой, иподиаконы держат рипиды по обе стороны от Евангелия, дикирий и трикирий также держат вблизи. С архиерея в это время снимается большой омофор, а после чтения будет надет малый, в котором он будет служить всю оставшуюся часть литургии. Испросив благословение, диакон, начинает читать Евангелие (от Луки): 1Случилось Ему в субботу прийти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним.

2И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью.

3По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу?

4Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил.

5При сем сказал им: если у кого из вас осёл или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?

6И не могли отвечать Ему на это.

7Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: 8когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, 9и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.

10Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, 11ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.

12Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.

13Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, 14и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.

15Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!

16 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, 17 и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.

18 И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.

19 Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.

20 Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.

21 И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.

22 И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.

23 Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.

24 Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

Бог призывает к Себе всех, но многие ли откликаются на зов? В узком смысле Господь имел в виду иудеев, к которым пришел и ради которых проповедовал. Однако избранный народ не принял Его, предпочтя свои земные дела и заботы (ведь они ждали не Спасителя от грехов, а земного царя, избавителя от римского гнета, да правителя, который даст им хлеба и зрелищ). Народ, к которому Он пришел, гнал Его и наконец, распял на Кресте. Это также Господь отражает в притче – в одном из Евангелий Господь говорит, что некоторые из приглашенных извинялись, ссылаясь на некие дела, не позволяющие делать это, а другие начали избивать и убивать гонцов, звавших их на пир. И так как званные отвергли приглашение, Господь призвал всех, кто откликнется. «Истинно говорю вам, придут с востока и с запада и воссядут с Авраамом и Исааком и Иаковом в Царствии Небесном, сыны же Царствия изгнаны будут во тьму внешнюю и там будет плач и скрежет зубов» - этими словами в одном из Евангелий завершается данная притча. Так и произошло – на проповедь апостолов откликнулись люди со всех концов мира, среди которых были и наши с вами предки, овцы, «яже не суть от двора сего». Итак, Господь призывает к себе всех, но каждый из нас, сочетавшись Христу в крещении, попал в число званных. Но откликается ли каждый из нас на зов Христов, либо предпочитает свои сиюминутные дела, либо тоже, извиняясь, уклоняется от пира? Но отказавшийся от пира, не попадет на него, а на его место сядет другой, откликнувшийся на зов. Также в другом Евангелии есть упоминание того, как хозяин приходит, чтобы посмотреть на тех, кто пришел. Увидев среди гостей человека, не одевшегося подобающим образом (здесь уточнялось, что это не просто ужин, а брачный пир, который хозяин устроил в честь свадьбы своего сына), он спросил – как он сюда попал, будучи, пренебрегая сложившимся этикетом. Не получив же ответ, он велел изгнать этого человека вон. Так и человек, чья душа, как одежда, загрязнена грехом, не попадет в Царство, будучи чужда Богу (ведь такая душа ближе по состоянию к демонам, чью волю исполняет, нежели к Богу). Лишь очистив душу свою, как одежду, человек может войти на пир сей. Для подготовки к пиру этому есть время, ибо Хозяин не требует того, чтобы человек приходил прямо сейчас. Для очищения одежд души своей есть время и Бог сам дал для этого все – все эти средства можно найти в Таинствах Церкви. Не отменяются и личные усилия человека, хоть человек слаб и без Бога сделать ничего не может. Но с помощью Божией ризы его могут быть очищены и сам он достойно войдет и возляжет на пиру этом. О том, чтобы удостоиться пира будущего века, подобает заботиться сейчас, пока еще есть время. По этой причине и читается сей текст, дабы мы вспоминали о том, что мы ныне совсем не готовы для участия в пиру, на который нас зовет Господь, а вспомнив, посвятили время подготовке к нему….

Заканчивается чтение, и диакон уносит Евангелие в алтарь, а архиерей благословляет народ под пение

«Исполла эти дэспота». Начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших ближних (При этом при возглашении прошения о священноначалии отвечал только хор, духовенство на сей раз не пело), и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Традиционно произносились призывы к молитве о единстве Церкви, введенные в службу после незаконного решения Константинопольского патриархата признать украинских раскольников. Также произносились и призывы к молитве о скорейшем завершении строительства кафедральных соборов в Новороссийске и Геленджике. Также традиционно читалась и молитва о мире на Украине… И уже традиционно в ектении звучали прошения об избавлении от «всегубительнаго поветрия» - уже много раз упомянутой эпидемии, ради которой объявлен пресловутый карантин, из-за которого наши храмы опустели, так что трудности, которые и до этого испытывал наш собор, усугубились.. После этого была ектения с призывом к молитве об усопших, в конце которой сам Владыка Феогност читал положенную при этом молитву, при этом длительное время читал имена поминаемых в этот день. Сразу началась ектения об оглашенных, дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обучение всем истинам веры, при этом руководитель его духовный наблюдал за ним, оценивал готовность к принятию крещения и лишь когда видел, что он готов (как ныне происходит при монашеском постриге), крестил его. Во время этого обучения он должен был посещать богослужение, находясь вплоть до этой ектении и когда по ее окончании диакон возглашает: «Оглашеннии изыдите» - должен был выйти, ибо посторонние не могли присутствовать на литургии верных, на Таинстве, которого скоро будут вкушать. Выходить должны были и те, которым по каким- то причинам было запрещено приступать к Чаше. Поэтому у святителя Иоанна Златоуста и есть слова о том, что если человек находится на литургии – и не причащается, то ему нечего на ней делать – пусть выходит при словах, повелевающим выходить. И тогда храм запирался и в нем оставались лишь те, кто были готовы к принятию Таинства. Это – укор всем нам, использующим подчас любые отговорки, чтобы не принимать это Таинство, даже имея на это возможность.… Следуют еще две ектении. В это время на престоле разворачивается антиминс. Началась литургия верных – самая важная часть литургия, которую даже архиерейский чин почти не меняет. Звучит славословие: «Яко да под державою Твоею всегда храними и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу¸ ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» хор на сей раз поет двукратно и звучит Херувимская песнь: «Иже Херувими тайнообразующей и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Во время ее пения священники читают длительную молитву, в которой говорится о недостоинстве человека с его плотскими страстями и похотями приступать ко Святым Дарам. После этого архиерей с сослужащими переходит к жертвеннику, где совершается архиерейская проскомидия. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий и трикирий и рипиды, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также напрестольный Крест. Рипиды иподиаконы традиционно держат над дискосом и чашей. Архиерей встречает приготовленные Дары в Царских вратах. Этот момент символизирует шествие Христа на страдания. Предстоятель произносит традиционные слова, упоминая священноначалие Церкви и всех православных христиан и все духовенство входит в алтарь. После этого Владыка снова благословляет народ и дальше служба не отличается от обычной. архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа» благословляет народ на три стороны. Не изменяется от торжества и момент Евхаристического канона и претворения хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа Спасителя.… Традиционной для архиерейского богослужения выклички, когда диакон с амвона призывает верующих к молитве о священноначалии и о всех христианах, не было. После пения молитвы Господней и закрытия Царских врат перед причащением духовенства (что символизирует тайную вечерю Христову, совершаемую когда-то тоже при закрытых дверях), хор пел стихиру, посвященную Рождеству Христову.

Причастников было много, если сравнивать с общим числом верующих на службе, так что причащение шло на три чаши (причем, в причащении верующих участвовал и о.Александр Смольников, совершавший раннюю литургию и в позднее не участвовавший. И вот, заканчивается причащение и наступает заключительная часть литургии, состоящая в благодарении за возможность причащения Святых Таин. Как и всегда, частицы, вынутые во время поминовения на литургии, погружаются в Чашу с прошением к Богу омыть грехи всех, здесь поминаемых, Кровью Своей. Именно поэтому поминовение на литургии выше, чем на любой другой из служб и треб. Эта часть просто не предусматривает того, что кто-то может не причащаться, подобно тому, как писал святитель Иоанн Златоуст – если ты не причащаешься, значит….. уходи при словах «оглашении изыдите… - даже и диакон с амвона призывает причастников к благодарению. Когда-то на этом литургия и заканчивалась – в древней литургии святого апостола Иакова, брата Господня, доныне совершаемом в Иерусалиме в день памяти апостола, а в Русской Церкви – в храмах духовных семинарий и академий и в некоторых приходах – с благословения начальства, до сих пор после этого звучит фраза «Отпущаетесь с миром» и служба кончается. У нас же выходящий из алтаря священник у амвона читает молитву с просьбой о благословении всех молившихся в храме и всех верующих по окончании литургии, когда они уйдут в мир с его страстями и грехами.

После отпуста Владыка поздравил всех с воскресным днем. Далее он говорил на тему отрывка из Евангелия, читающегося на службе. Сегодня на литургии читался отрывок, в котором Господь рассказывает нам притчу. Некий человек приготовил вечерю, то есть, по–нашему, ужин, после чего пригласил своих друзей и знакомых на него. Восточная трапеза устроена несколько иначе, чем у нас. О званых ужинах объявлялось заранее и когда трапеза была готова, хозяин посылал гонцов, приглашая всех. В те времена не было такого культа времени, как сегодня, так что когда трапеза была готова, то хозяин и посылал гонцов. И когда он посылает слуг к гостям, то те начинают отказываться:. Один говорит, дескать, я купил землю и хочу ее осмотреть – прошу прощения. Другой говорит, дескать, я купил пять пар волов и хочу их испытать, «имей мя отреченным» (то есть, я отказываюсь). А третий говорит., что не может прийти, так как женился. Это – вопиющее неуважение к пригласившему их человеку. И тогда хозяин, разгневавшись, приказывает собрать на званый ужин всех, кто придет: нищих, хромых, слепых и всех, кто откликнется на зов. В конце следуют слова: «сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных». Чтобы понять сказанное, надо прочитать те слова, что предшествуют этой притче. Некий фарисей, желая узнать побольше о Христе, приглашает Его к себе в гости, дескать, когда человек выпьет побольше, то он начнет говорить, так что о нем можно будет много узнать. И Господь созерцает то, как гости стремятся занять лучшие места. На это говорит Он: «когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.

Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.». Также Господь говорит и хозяину, призывая звать на праздничные застолья не своих друзей и родственников, а бедных. После этого Господь и говорит эту притчу. О чем же Господь говорит нам? Прежде всего, эти слова были адресованы иудеям. Хозяин дома – это, конечно, Творец мира, сам Бог. Господь избрал из всего человечества иудейский народ, которому открыл СЕБЯ, и которому возвестил о приходе Спасителя мира. Он посылал к народу избранному своих посланников – пророков и проповедников, призывая народ сей обратиться к Богу, уготовавшему человеку спасение от порабощения греху, в которое впали первые люди. Но слуги – это не только пророки, но и сам Господь Иисус Христос, принявший человеческую природу, образ раба, и пришедший, также возвещая народу еврейскому спасение. Блаженный Феофилакт Болгарский писал об этом, писал, что Христос стал как бы слугой, призывающим падшего человека вернуться в небесный чертог, из которого он изгнал себя после грехопадения. И удивительное дело – народ, веками ожидавший пришествие Христа, не принял Его. А дело в том, что сознание людей, не ставящих своей целью жизнь с Богом, сознание изменилось. Они ждали не спасителя от греха, а избавителя от римского гнета, ждали земного царя, как ждали земных благ. Потому, когда Господь, призывая хозяина дома, куда Его пригласили, в первую очередь, в праздники не потчевать друзей, а творить дела милосердия, то один из фарисеев произносит: «блажен тот, кто вкусит хлеба в Царствии Небесном». То есть, Царство Божие они понимали, как некое, вполне земное наслаждение, как непрерывную трапезу. В ответ на эти слова, собственно, Господь и говорит эту притчу. Творец всего мира, Бог призывает избранный им когда-то народ ко спасению, но тот не желает спасения, отказываясь и уходя в свои земные дела. И Господь оставил отвергший Его народ, обратившись к тем народам, которые бы приняли Его. И Он отправил слуг своих – теперь уже апостолов, которые проповедовали людям Христа распятого и воскресшего. Таким образом, эта ситуация повторилась уже в наши времена, времена Благодати. Вестники пришли к людям, ранее считавшимся отверженными, чуждыми Бога, призвав их наследовать спасение. Они пришли ко многим народам, в том числе, к нам. Таким образом, Господь призвал и нас. И поэтому эта притча обращена не только к иудеям. В том-то и отличие Слова Божия, что слова, содержащиеся там, обращены ко всем людям всех времен. Господь и ныне зовет нас на при, зовет наследовать спасение. Но мы зачастую ведем себя не лучше тех людей. Каждый день на литургии священник возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите». Но многие ли откликаются на этот зов. Зачастую люди придумывают всякие отговорки, дабы не причащаться: кто-то объясняет это болезнью детей, кто-то – срочными делами или еще чем-нибудь. Сын Божий пострадал ради нашего спасения и каждодневно закалается, давая себя в пищу верным. Однако многие из нас не откликаются на этот зов. Не также ли дело обстоит и с призывом Божиим прийти и наследовать спасение, которое Он предлагает всем? Некогда мы уже отступали от Бога, и тогда Бог попустил нам претерпеть бедствия. И молитвами новомучеников Российских, претерпевших гонения, ставшие следствием отпадения от Бога, Господь возвратил нас. Но не происходит ли это отпадение и сейчас? Многие, приходя в храм, ограничиваются едва ли не одними свечками, избегая участия в Таинствах Церкви, да и молитву произнося наскоро, без внимания. Это подобно тому, как бывает у буддистов – у них при храмах есть барабаны с текстами молитв и люди, желая помолиться, просто вертят их. Хорошо, не надо самому читать молитвы – ты просто вертишь барабан, и молитва читается! Но да не будет этого с нами. Да не будем подобны этим людям, отказывающихся от приглашения на пир, который уготовал нам Господь. Да даст нам Господь откликнуться на этот зов Его, дабы прийти на пир, уготованный нам Богом. Да даст нам Господь соделать души наши вертепом, в котором родится Христос. Разумеется, Господь войдет только в чистое место, так что нам придется очистить этот внутренний вертеп от наполнявших его нечистот, от испражнений животных мысленных, обитавших там, слово


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.