Обработка сигнала нервной системой — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Обработка сигнала нервной системой

2021-01-31 84
Обработка сигнала нервной системой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В процессе обработки участвуют две важнейших составляющих.

1. Память. В памяти хранятся врожденные и накопленные жизненным опытом образы и реакции. Важнейшим свойством памяти является хранение характерных, типичных черт образа и нивелирование случайных, не имеющих отношения к делу характеристик. Иными словами в памяти хранятся обобщенные образы "скрипка вообще", "певческий голос вообще" и т.д. На этом свойстве основывается все современное здание Hi-Fi (high fidelity - высокая верность (англ.)) и Hi-End (high end - наивысшая точка (англ.)), т.к. практически значимой для слушателя является верность именно внутренним, хранящимся в памяти, образам звуков.

2. Внимание - осознаваемое субъектом ограничение поля восприятия, фокусирование восприятия на определенной его части. Например, благодаря вниманию человек способен выделить голос собеседника из шума толпы или звучание отдельного инструмента в оркестре.

Сканирование поля восприятия - перевод внимания с одних аспектов поступающего потока информации на другие. Это очень важный процесс, поскольку исследования показывают, что одновременно может восприниматься один (или очень небольшое количество) образов.

Установка на доминанту - априорная (доопытная) готовность субъекта к селективному восприятию отдельных аспектов явления, включая предполагаемый результат восприятия. Обычно установки формируются как обобщение предыдущего опыта восприятия похожих явлений или как отображение текущих целей воспринимающего субъекта. В других случаях формирование установок происходит под действием авторитетного мнения или мнения большинства. Это тоже учет опыта, только чужого, если нас удастся убедить, что это опыт. Это полезно, но только в том случае, если при конфликте установки с чувственным опытом приоритет остается за реальными ощущениями. Не особенно преувеличивая, можно сказать, что тренировка слуха музыкантом или аудиофилом представляет собой выверенную систему установок на доминанту.

Прямое сравнение образа и объекта невозможно, т.к. объект описывается в терминах физики, а образ в терминах ощущений. Но можно говорить об адекватности образа, если выводы, сделанные наблюдателем, подтверждаются опытом. Неадекватный образ называется иллюзией.

Константностью восприятия называется поддержание адекватности образов в условиях, когда физические воздействия на органы чувств (стимулы) подталкивают к обратному. Примером служит поддержание постоянной оценки мощности источника звука при его перемещениях.

Порог - значение стимула, при котором он начинает восприниматься. Большинство порогов зависят от действия других стимулов. Возможные варианты совместного действия стимулов следующие.

1. Индифферентное - стимулы не влияют на пороги друг друга.

2. Синергичное - один или оба порога понижаются (демаскировка). Взаимно демаскируются, как правило, компоненты корреляционно связанные друг с другом. Например, после того как Вы включили радиоприемник, можете заметить, что у соседей включена та же программа, хотя до этого Вы ничего не слышали. Механизм демаскировки в данном случае состоит в концентрации внимания на демаскирующем сигнале и, соответственно, похожих на него. Взаимная демаскировка проявляется, вероятно, и по отношению отдельным элементам сигнала, однако, содержательное исследование этого эффекта крайне затруднено неразделимостью образа на части, проявляющейся в этом случае особенно остро.

3. Антагонистическое - один или оба порога повышаются (маскировка). В этом случае один из стимулов называется маскером.

Стимулы не обязательно должны иметь одинаковую природу. Из других сенсорных систем по отношению к слуху особенно заметна (де)маскировка со стороны зрительной системы. Например, в телевизионных системах искажения звука в целом менее заметны. Это пример маскировки. Визуальный захват источника звука повышает точность локализации (демаскировка). И наоборот, отсутствие зрительной информации приводит к искажениям в получаемых эмоциях, даже если звуковой сигнал передан совершенно точно. Поэтому математически точная передача даже трехмерного звукового поля не является безусловным идеалом. Возможно, более похожее на живой концерт ощущение человек испытает от в чем-то гипертрофированного (т.е. формально искаженного) звучания.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.