Вопрос «Композиция речи. Опровержение точки зрения противника» — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Вопрос «Композиция речи. Опровержение точки зрения противника»

2021-01-31 80
Вопрос «Композиция речи. Опровержение точки зрения противника» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1. П омним, что ситуация определяет вид спора:

  • дискуссия, диспут, дебаты, прения направлены на установление истины и поиск общего решения вопроса. Дебаты и прения возникают при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на совещаниях, конференциях;
  • полемика поможет одержать победу над противником, опровергнув его точку зрения; отстоять и утвердить собственную позицию. Полемика (научная и общественно значимая, а не просто победа ради победы) важна для выработки новых взглядов, отстаивания общечеловеческих ценностей, воспитания активной гражданской позиции.

2. Следуем требованиям культуры спора:

  • определяем предмет спора

(о чем спорим, что утверждаем, что будем обсуждать, обмениваясь мнениями, суждениями);

  • не отходим от предмета спора

(все положения должны быть связаны с предметом спора);

  • оперируем необходимыми понятиями и терминами:

определяемся в терминах (что есть что), уточняем, в каком значении будет употребляться слово, особенно, если оно многозначное, чтобы избежать “иллюзии понятности”. “Иллюзия понятности” возникает, когда на первый взгляд кажется, что значение слова понятно; когда слово соотносят с таким значением, с которым оно в действительности не соотносится.

  • отличаем мнение, суждение и факт, соответственно используем их в споре:

- факт – данность, объективность, его не нужно доказывать, может служить аргументом, значим в споре;

- мнение ни к чему не обязывает, к нему можно прислушаться, но не следует использовать как аргумент; оно не значимо в споре;

- суждение – обоснованное мнение, которое значимо в споре.

3. Уточняем позиции участников спора:

кто и что утверждает - “за”, “против”; не определился в позиции, почему воздерживается.

4. Определяемся в ситуации спора: доказываем свою точку зрения или опровергаем позицию и доводы оппонента.

Доказываем свою позицию

Доказательство = тезис + аргументы (доводы) + демонстрация

Тезис: “Я считаю …” + аргументы: “потому что…” (1-ый аргумент), “ а также …” (2-ой аргумент), “это же подтверждает и …” (3-ий аргумент)

“Я считаю …, потому что, во-первых,…., во-вторых, …, в третьих…”.

5. Приводим:

  • сильные аргументы:

- научные аксиомы;

- положения законов и официальных документов;

- законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально;

- статистические данные;

- заключения экспертов;

- ссылки на признанные авторитеты;

- показания очевидцев;

(в зависимости от ситуации показания очевидцев и СМИ могут быть слабыми доводами);

  • оптимальное количество аргументов (3).

Один аргумент - это просто факт, на два аргумента проще возразить, чем на три; 4-й аргумент уже лишний, т.к. у аудитории создается впечатление, что оратор пытается давить.

"Кто много доказывает, тот ничего не доказывает";

  • аргументы, воздействующие не только на разум (чтобы доказать),но и на чувства (чтобы убедить).

 

Вопрос «Композиция речи. Заключение»

Заключение – важная композиционная часть публичного выступления, где подводятся итоги, формулируются выводы по основному вопросу, проблеме выступления, намечаются пути дальнейшей деятельности.

Суммирующее заключение подводит итоги речи, напоминая о том, «что вы уже рассказали», служит для напоминания слушателям основных моментов речи и главного тезиса. Такой вид заключения чаще всего используется на учебном занятии.

Типологизирующее заключение обрисовывает перспективы; такой вид заключения более характерен для научной работы: доклада, статьи, диссертации.

Апеллирующее заключение, содержащее эмоциональное высказывание (лозунг, призыв) с целью максимального усиления воздействия речи, в наибольшей степени свойственно вдохновляющей речи.

 

Задачи заключения:

суммировать сказанное;

повысить интерес к предмету речи;

подчеркнуть значение сказанного;

поставить задачи;

призвать к непосредственным действиям (в митинговой речи).

В конце речи могут кратко повторяться её основные тезисы, ещё раз подчеркиваться главная мысль и важность для слушателей разработанной темы, могут использоваться дополнительные сильные аргументы, чтобы повысить убедительность речи и оставить хорошее впечатление об ораторе.

Недопустимо в конце выступления:

извиняться перед слушателями за то, что не сообщил ничего нового и интересного;

обрывать речь без заключения и уходить;

заканчивать речь шуткой, не относящейся к теме выступления, так как такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи.

Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевить и призвать их к активной деятельности.

Варианты допустимых концовок:

цитата;

призыв к действию;

крылатое выражение;

иллюстрация;

комплимент аудитории;

благодарность за внимание.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.