Методы и приемы, используемые для работы по развитию мелкой моторики рук. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Методы и приемы, используемые для работы по развитию мелкой моторики рук.

2021-01-31 83
Методы и приемы, используемые для работы по развитию мелкой моторики рук. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Говоря о практической деятельности по развитию мелкой моторики рук, невозможно не сказать о таких авторах, как В.В. Цвынтарный, Т.Ткаченко, С.Ю. Афонькина, А.Е.Белая, А.В.Антонова.

Весомый вклад в развитие этой в развитие этой проблемы внес В.В. Цвынтарный. Его книга «Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем» является продолжением ставшей известной работы «Играем пальчиками и развиваем речь». В первой книге больше акцент сделан на невербальные упражнения. На наш взгляд, наибольшую ценность представляли упражнения, развивающие подвижность суставов рук. Как известно, дошкольники сенситивны к игровым методам обучения, поэтому вся работа построена на игровом материале. Хочется обратить внимание на два блока заданий: работа по созданию жестикуляторного образа стихотворения и работа со счетным материалом, сопровождающаяся рифмованными строчками. Привлекают внимание иллюстрации, демонстрирующие правильное выполнение упражнений, сопровождающие стихотворения.

Вторая работа, «Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем», сочетает развитие мелкой моторики рук и фонематического слуха. Автор предлагает, используя игровую методику и подражательные способности детей, развивать речевой слух. Игры и упражнения расположены автором в порядке усложнения.

Работа начинается с изолированного звука. Уточняется артикуляционный уклад, руками изображается символ звука («л» - колокольчик, «з» - комар). Затем звук включается в слоги, слова, предложения. Итогом работы являются небольшие стихи, рассказы.

Автор обращает внимание на обучение правильному дыханию, которое является энергетической основой нашей речи. Здесь также приводятся интересные, на наш взгляд, упражнения.

Мы полагаем, что книги этого автора станут хорошим подспорьем для работы по развитию словаря, фразовой и связной речи детей.

В статье воспитателя Г.Я.Ген «Развитие руки» обращается внимание на то, что в целостной системе воспитания и обучения дошкольников важнейшую роль играет развитие рук. Но этой проблеме не всегда уделяется внимание в должной степени. И, когда 6-летний ребенок обучается письму, он испытывает огромные трудности из-за слабого развития мышц рук. Автор подчеркивает, что развитие тонкой моторики требует согласованного участия многих психических функций. «В процессе интенсивного развития мелких мышц кисти, пальцев рук у ребенка начинается активизироваться деятельность соответствующего участка коры головного мозга. Развитие этого центра мозга стимулирует соседние участки»[11]. Одним из важных «соседей» является речевой центр.

Автор предлагает начинать работу по подготовке руки к письму задолго до поступления в школу. (Хотя на наш взгляд эти этапы можно использовать и для развития моторики, как предпосылки к формированию связной речи.)

Методике по подготовке руки к письму включает в себя:

· развитие ручной умелости (выполнение разнообразных практических дел, создание поделок с помощью различных инструментов и материалов)

· развитие пространственной ориентировки, в частности на листе бумаги

· развитие чувства ритма, умение согласовывать темп, ритм движения, слово и жест

· развитие изобразительных и графических умений в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений

Предложенные автором упражнения (авторские и адаптированные в ходе практики) соответствуют перечисленным этапам. Хочется отметить необходимость использования игр с прищепками, пластинами конструктора, тестом, бумагой, доступными предметами (см. Приложение № 1).

Говоря о проблеме подготовки детей к письму, невозможно не обратить внимание на работу А.В.Антоновой «Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи». На наш взгляд, это методика подходит для детей массовых групп, но имеющих проблемы со связной речью. Пособие рассчитано на два года. Предлагается начинать занятия с детьми 5 лет. 1-ый этап, подготовительный, включает в себя обследование детей по выявлению нарушений мелкой моторики, умения слушать, запоминать и выполнять действия на основании словесной и зрительной инструкций педагога. На этом этапе с детьми ведется работа по коррекции обще и тонкой моторики. Обращается внимание на систематичность занятий, охват всех детей, включение упражнений в физкультурные и музыкально-ритмические занятия, деятельность во время прогулок, игр. Необходимые индивидуальные занятия с детьми, затрудняющимися выполнять движения.

Автор советует использовать для развития мелкой моторики различные мозаики, пирамидки, шнуровку, застегивание и растегивание пуговиц, складывание из палочек (спичек, семян) фигурок, плетение косичек, упражнения с эспандером, разглаживание мятой фольги т.д.

Автор подчеркивает, что главным является проведение специальных упражнений, гимнастики для пальцев, стимулирующих развитие речи. Невозможно не согласиться с утверждением, что «систематическое средство повышения работоспособности головного мозга».[12]

2-ой этап, непосредственное обучение графическим навыкам, включает в себя обучение ориентировке в тетради; рисование прямых линий, квадратов, косых линий, дуг, овалов по точкам и без них. Задания даны в пособии в порядке увеличения сложности.

Хочется отметить зрительные диктанты, приведенные в книге. Они, на наш взгляд, способствуют развитию, как мелкой моторики рук, так и зрительной памяти, пространственной ориентации, сенсорики.

При работе с 6-летними детьми, параллельно ведется тренировка рук и обучение графическим навыкам.

Упражнениям для тренировки пальцев предшествует массаж кистей рук. Затем детям предлагаются такие задания:

· сжать и раздать кулаки;

· ладонь – кулак – ребро;

· чередовать: колечко – ушки – рожки;

· соединить, разъединить скрещенные пальцы обеих рук                        

и т.д. постепенно усложняя задания.

Текст сопровождается рисунками, помогающими точнее выполнять задания.

 Развитие графических навыков рекомендуется освоить в три этапа. На 1-ом дети учатся рисовать фигуры, состоящие из прямых линий, заштриховывать их.

На 2-ом – дети учатся письму наклонных линий, штриховке косыми линиями.

На 3-ем – учатся рисовать круги, полуовалы, овалы, петельки.

При подготовке детей письму, автор ставит такие цели: тренировать руку, развивать глазомер, слуховое внимание, зрительное восприятие, правильно держать ручку, ориентироваться на листе бумаги.

В пособии даны рекомендации по проведению занятий, которые, на наш взгляд, помогут сделать работу более эффективной и плодотворной.

 

 

Невозможно не обратить внимание на работу А.Е. Белой и В.И. Мирясовой. Хотя книга озаглавлена как «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», это не просто пальчиковые игры в узком смысле.

Каждый небольшой раздел, а их в книге 11, начинается, что очень важно, с рекомендаций родителям о важности этого вида занятий, о тех навыках, которые можно развить, а также особенностях проведения.

В каждой части авторы нашли интересные слова и приемы, которые «оживят», помогут сделать работу насыщенной, разнообразной и плодотворной. Стихи, используемые в пособии, придуманы авторами книги. Они помогают развить внимание, память детей. Хочется отметить иллюстрации к книге. Они не просто оформляют, а помогают представить ребенку, да и взрослому результаты, к которым хотелось бы стремиться. Например, если в разделе «Вкладывание букв» говорится об использовании мелких предметов (мозаики, веточек, орешков, толстых ниток и т.д.), то иллюстрации к стихотворению наглядно показывают буквы из печенья, желудей, семян, пуговиц.

Невозможно не обратить внимания, что книгу можно использовать не только дома, за столом. Представлены задания из природного материала, которые можно выполнить в парке, рисовать на снегу, асфальте, запотевшем окне. Даны игры на кухне, даче, в деревне…

Думаю, что пособие поможет в развитии речи дошкольников.

 

      

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.