Пальчиковая игра «Чылгычылар (табунщики)». — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Пальчиковая игра «Чылгычылар (табунщики)».

2021-01-31 177
Пальчиковая игра «Чылгычылар (табунщики)». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТУВИНСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

    Цель: Научить детей правилам проведения тувинских национальных игр, совершенствование умений и навыков играть в тувинские народные игры, развитие общей выносливости, воспитание здорового соперничества, формирование желания побеждать, умения проигрывать.

Игры ‒ своеобразная школа ребенка. В них удовлетворя­ется жажда действия; предоставляется обильная пища для ра­боты ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справед­ливость. В играх ‒ залог полноценной душевной жизни ре­бенка в будущем.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая пред­ставление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных об­рядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.

Тувинские народные игры выделяет четыре основные группы:

1. Массовые народные игры: баг кагары (выбивание ремня), баг адары (стрельба из лука в ремень), кара адары (стрельба из лука в мишень), аът чарыжы (конные состязания), хуреш (национальная борьба), шаптараазынныг оюннар (игровые состязания);

2. Настольные семейно-бытовые игры: шыдыраа (шахматы), буга шыдыраа (бычьи шахматы), тугул шыдыраа (телячьи шахматы), хорул ойну (игра в хорул), даалы, панчык, кажык (игра в кости), дорт берге (четыре трудные испытания, игра на счастье), чыттырып кагары (игра в кости), дужуруп кагары, аът тудары (ловля коня), кажык-биле бодалажыр (игра в кости, «устный счёт»), кажык-биле аът чарыжы (скачки), кажык адары (стрельба в кости);

3. Молодёжные игры: хойнун ыры (хоровод), ак ыяш (белая палочка), согур аза (слепой чёрт), ок чугуртуру (передача стрелы), чинчи чажырар (прятать бусинку), тевек (почекушки), мынгырты (качели), чунгу (катание), адыр бут (соревнования на ходулях), кууйлу (игра с палкой), лапту (коллективная игра с мячом);

4. Детские игры, игры взрослых с детьми: сайзанак (игра с камнями), ужар ушпас (летит, не летит), чаштыр (прятки), бодалга (устный счёт), звуковые и подражательные игры, игры на пальцах, игры взрослых с детьми. На основе этих игр созданы танцы: «Стрельба из лука», «Табунщики», «Девиг» (танец орла), «Ак ыяш» (белая палочка), «Тевек» (почекушки).

В традиционном тувинском обществе было очень много детских игр. Есть игры, способствующие развитию речи, воображения, памяти, интеллекта, физических данных: силы, выносливости. Так, игра тевек (почекушки), развивает ловкость, выносливость, гибкость, тренирует ноги, способствует выработке правильного дыхания. Игра аскак – кадай развивает речевые навыки у детей, участники игры повторяют, закрепляют традиционный речевой этикет. Во время игры дети кричат, визжат, бегают, прыгают, падают, выплескивают эмоции, выводят энергию, получают встряску. Это полезно и для физического, и для психического здоровья.

В основном эти игры проводились как состязания или соревнования, и проигравшие исполняли специальные задания. В эти задания входили исполнения роли, например: вой волка, лай собаки, подражание звукам разных животных: овца, козла, коровы. Не сумевшим исполнить эти задания давали более легкие, например, показать образ одного общего знакомого. А остальные угадывали.

Подвижные игры, таким образом, способствовали возникновению тувинских обрядово-игровых танцев. Данный процесс был проиллюстрирован в этой статье на ряде примеров, детализация которых может стать темой дальнейших публикаций.

ОПИСАНИЕ ИГР

ИГРЫ НА ПАЛЬЦАХ

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться и понимать смысл речи.

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге стимулирует развитие речи. Они развивают ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. Одним из практических опытов развитие мелкой моторики и улучшение координации движений пальцев рук, ибо уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Упражнения и ритмичные движения пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют развитие речи. Сопровождение упражнений короткими строчками улучшает четкость речи, совершенствует память и воображение. Игры дают кистям и пальцам рук силу, подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчает овладение навыками письма.

 

КАЖЫК (ИГРЫ В КОСТИ)

Игра в кости у тувинцев является самой распространенной. Существует много вариантов ее в разных районах Тувы. Большинство вариантов этой игры отображало жизнь кочевников-скотоводов. «Бараньи астрагалы приносят счастье», – считают тувинцы и другие тюркоязычные народы. Тувинцы, особенно дети, специально собирают кости. Когда их накапливается до тысячи, их закапывают в зимнем загоне для овец и начинают собирать снова. Тувинец считает, что кости приносят счастье и способствуют размножению поголовья скота, его сохранности.

2.1. «Д ө рт берге» (четыре трудности, «игра на счастье»).

Издавна тувинцы четырем сторонам кости давали названия: выпуклой стороне – баран, обратной с ямочкой стороне – коза, стоящей верхней ровной стороне – лошадь и обратной, менее ровной стороне – корова. Для игры берут четыре крупные кости, и каждый играющий бросает их на коврик. Счастлив тот, кому выпали все четыре вида скота: баран, коза, лошадь и корова. Считается, что это счастье определяет будущее человека. Менее счастливым считается тот, кому выпало четыре коровы, и т. д. Чтобы не смешивать с другими костями, на них наносят специальные знаки. Количество игроков произвольно.

БОРЬБА (ХУРЕШ)

Все выстраиваются кому как удобно и передвигаются по площадке, исполняя танец орла, а затем кланяются и идут обратно в танце. Затем борцы делятся на две равные группы и усаживаются на видном месте. Борются попарно, выставляя от каждой команды по борцу. По окончании борьбы каждая пара исполняет танец орла (руки разводят в стороны и прыжками с одной стороны на другую продвигаются вперед). Перед игрой борцы друг другу кланяются в знак уважения и начинают борьбу. Существует много основных приемов, но дети исполняют наиболее легкие:

1. Тевери ‒ удар ногой (подсечка).

2. Катай кагары ‒ удар ногой по обеим ногам (сильная подсечка с отрывом от земли).

3. Буттаары ‒ хватать за ногу.

4. Чая-тудары ‒ боковой прием.

5. Тырыкылаары ‒ круговой прием (вращение).

6. Былдаары ‒ обман (увертывание).

Правила игры. При выполнении последнего приема выигрывает тот, кто первым коснется любой части тела, кроме коленей. Каждый игрок имеет право использовать любой прием. Для борьбы желательно иметь спортивный камзол с рукавами (содак-шудак с национальным орнаментом) и трусы. Победа встречается детьми радостно, какая бы команда ни выиграла, дети хлопают в ладоши, раздаются радостные крики. Победитель встает, традиционно похлопывает себя по бедрам, небольшими прыжками обегает вокруг побежденного и уходит на место. Для личного успеха борца немаловажную роль играет секундант. Он поддерживает его дух, настроение и сопровождает его в течение всей игры. Тому, кто побеждает неоднократно, присваивают почетные титулы: пар — тигр; арзылан — лев; чаан — слон; начын — богатырь и т. д. Дети рисуют эмблемы и выдают всем борцам на память. Игра проводится один раз.

 

СОГУР – АЗА (СЛЕПОЙ ЧЕРТ)

В разных местах Тувы эту игру называют по разному. Одни называют аскак–кадай – хромая старушка, другие – куске, моортай – кошка, мышка. Главные роли в игре исполняют Согур – аза (черт), авазы (мать), и дети.

Впереди становится мать, за ней вереницей, держась друг за друга, стоят дети. Мать с чертом встречаются и разговаривают. Будто обмениваются бросает наземь трубку и при этом говорит:

- У черта трубку не буду курить, у отца и матери – буду курить.

Услышав это черт спрашивает у матери:

- Что за тобой?

- Это мой когээржик (кожаный сосуд для молочной водки. Существует поверье, что черт не может пить араку).

- За когээржиком что?

- Тень моего когээржика.

- За тенью твоего когээржика?

- А там мои дети!

- Если дети, - говорит черт, - я их съем.

С этими словами черт выскакивает и кидается, чтоб кого-нибудь поймать. И в это время мать тоже выскакивает, заслоняет своих детей. Кого поймал черт, тот из игры выходит. Игра продолжается до тех пор, пока черт всех не переловит. В следующий раз заново выбирают “черта” и “мать”.

 

ТЕВЕКТЭЭРИ (ПОЧЕКУШКИ)

Эта игра встречается в самых различных районах Тувы и широко распространена. Сама игра имеет немало вариантов, которое никем до сих пор описаны не были. Суть игры заключается в том, что играющие поочередно подбрасывают “тевек” ногой, соревнуясь в наибольшей ловкости. Тевек изготавливается из свинцовой пластинки, через которую продевают пучки козьей шерсти.

Различные варианты этой игры представляют собой усложнение основной задачи. Это происходит в том случае, когда противники соревнуются с одинаковым успехом. Вначале избирают самый простой способ игры. В таком случае один из игроков подкидывает тевек одной ногой (тевектээр), обычно правой, и старается подбрасывать его как можно дольше, не уронив на землю. Известны случаи, когда противник, “работая” ногой, подбрасывал тевек до 2000 раз, не совершив ошибки, после чего в измножении падал на землю. Если ни один из противников не имел преимущества перед другим, игру усложняли. Теперь тевек подбрасывали поочередно то одной, то другой ногой (далгыыр). Умелые игроки способны продержать тевек таким образом довольно долго в воздухе, подбрасывая его до 300 раз. Противники и в этом случае могли быть равными. Тогда приступали к еще более усложненному варианту игры (чиннээри). Она заключалась в том, что играющий, стоя на одной ноге, подбрасывает тевек, при этом не опуская ногу на землю. В случае, если тевек отлетел в сторону, игрок мог настигнуть его, подскакивая на одной ноге. Самый трудный способ игры отличался от предыдущего тем, что игрок должен был подбрасывать тевек, стоя на одной ноге и на одном месте (кызыл чин). Некоторые “ловкачи” могли подкинуть таким способом тевек до 50-60 раз. В заключении проводится концовка игры, названная “човадыр” (изматывание противника). Проигравший бросает тевек на ногу победителю, а тот изо всей силы отбрасывает его ногой, заставляя противника бежать за ним. Эта “операция” продолжается до тех пор, пока выигравший не совершит ошибку или побежденный не сумеет поймать отброшенный ногой тевек.

 

8. ИГРА “АК-ЫЯШ”

Играющие садятся вокруг очага так, чтобы внутри круга двое могли свободно бегать. Игру начинает один (одна) из играющих. Начинающий ходит вокруг – посматривает, кому бы подкинуть “ак ыяш”, и незаметно “приглянувшейся” (шемуся) подбросит его. “Пораженный”, соскочив с места, старается догнать и задеть платком бежавшего. А бежавший, сделав круг, старается занять место “пораженного”. Если это не удалось ему (ей) грозит “суд”. Он (она) должны исполнять песню, играть на музыкальных инструментах.


СКОРОГОВОРКИ

В играх где все играющие делятся на две партии (группы, команды), вначале выбирают вожака для каждой партии, а затем уже определяют состав команд. Разделить всех игроков поровну, так, чтобы никому не было обидно, помогают скороговорки.

Играющие образуют пары, отходят в сторону и сговариваются между собой, кому какое название взять. Это могут быть названия зверей, птицы, игрушки, растения и т.д.

 

ВЫБИРАЛКИ

Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались скороговорки: кого вы­бираешь? что выбираешь? что возьмешь?




ТУВИНСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

    Цель: Научить детей правилам проведения тувинских национальных игр, совершенствование умений и навыков играть в тувинские народные игры, развитие общей выносливости, воспитание здорового соперничества, формирование желания побеждать, умения проигрывать.

Игры ‒ своеобразная школа ребенка. В них удовлетворя­ется жажда действия; предоставляется обильная пища для ра­боты ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справед­ливость. В играх ‒ залог полноценной душевной жизни ре­бенка в будущем.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая пред­ставление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных об­рядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.

Тувинские народные игры выделяет четыре основные группы:

1. Массовые народные игры: баг кагары (выбивание ремня), баг адары (стрельба из лука в ремень), кара адары (стрельба из лука в мишень), аът чарыжы (конные состязания), хуреш (национальная борьба), шаптараазынныг оюннар (игровые состязания);

2. Настольные семейно-бытовые игры: шыдыраа (шахматы), буга шыдыраа (бычьи шахматы), тугул шыдыраа (телячьи шахматы), хорул ойну (игра в хорул), даалы, панчык, кажык (игра в кости), дорт берге (четыре трудные испытания, игра на счастье), чыттырып кагары (игра в кости), дужуруп кагары, аът тудары (ловля коня), кажык-биле бодалажыр (игра в кости, «устный счёт»), кажык-биле аът чарыжы (скачки), кажык адары (стрельба в кости);

3. Молодёжные игры: хойнун ыры (хоровод), ак ыяш (белая палочка), согур аза (слепой чёрт), ок чугуртуру (передача стрелы), чинчи чажырар (прятать бусинку), тевек (почекушки), мынгырты (качели), чунгу (катание), адыр бут (соревнования на ходулях), кууйлу (игра с палкой), лапту (коллективная игра с мячом);

4. Детские игры, игры взрослых с детьми: сайзанак (игра с камнями), ужар ушпас (летит, не летит), чаштыр (прятки), бодалга (устный счёт), звуковые и подражательные игры, игры на пальцах, игры взрослых с детьми. На основе этих игр созданы танцы: «Стрельба из лука», «Табунщики», «Девиг» (танец орла), «Ак ыяш» (белая палочка), «Тевек» (почекушки).

В традиционном тувинском обществе было очень много детских игр. Есть игры, способствующие развитию речи, воображения, памяти, интеллекта, физических данных: силы, выносливости. Так, игра тевек (почекушки), развивает ловкость, выносливость, гибкость, тренирует ноги, способствует выработке правильного дыхания. Игра аскак – кадай развивает речевые навыки у детей, участники игры повторяют, закрепляют традиционный речевой этикет. Во время игры дети кричат, визжат, бегают, прыгают, падают, выплескивают эмоции, выводят энергию, получают встряску. Это полезно и для физического, и для психического здоровья.

В основном эти игры проводились как состязания или соревнования, и проигравшие исполняли специальные задания. В эти задания входили исполнения роли, например: вой волка, лай собаки, подражание звукам разных животных: овца, козла, коровы. Не сумевшим исполнить эти задания давали более легкие, например, показать образ одного общего знакомого. А остальные угадывали.

Подвижные игры, таким образом, способствовали возникновению тувинских обрядово-игровых танцев. Данный процесс был проиллюстрирован в этой статье на ряде примеров, детализация которых может стать темой дальнейших публикаций.

ОПИСАНИЕ ИГР

ИГРЫ НА ПАЛЬЦАХ

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться и понимать смысл речи.

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге стимулирует развитие речи. Они развивают ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. Одним из практических опытов развитие мелкой моторики и улучшение координации движений пальцев рук, ибо уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Упражнения и ритмичные движения пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют развитие речи. Сопровождение упражнений короткими строчками улучшает четкость речи, совершенствует память и воображение. Игры дают кистям и пальцам рук силу, подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчает овладение навыками письма.

 

Пальчиковая игра «Чылгычылар (табунщики)».

Показывая на большой палец:

– Матпаадыр (большой палец) караулит.

Показывая на указательный палец:

– Бажы-курлуг (указательный палец) кухарничает.

Показывая на средний палец:

– Ортаа-мерген (средний палец) костер разводит.

Показывая на безымянный палец:

– Уваа-шежен (безымянный палец) ловит.

Показывая на мизинца:

– Биче-мөөмей (мизинец) вареные почки ест.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.