Суть реформы законодательства о СРО в сфере строительства, архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий применительно к сфере закупок в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ и ПП РФ № 615 — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Суть реформы законодательства о СРО в сфере строительства, архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий применительно к сфере закупок в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ и ПП РФ № 615

2021-01-31 69
Суть реформы законодательства о СРО в сфере строительства, архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий применительно к сфере закупок в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ и ПП РФ № 615 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Суть реформы законодательства о СРО в сфере строительства, архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий применительно к сфере закупок в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ и ПП РФ № 615

 

Й ПРАКТИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЙ АСПЕКТ (ПОЛОЖЕНИЕ) РЕФОРМЫ: с 01.07.2017 Г. ДЕЙСТВУЕТ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ЧЛЕНСТВА СРО В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ, КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Это означает, что участник закупки – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель на выполнение работ п о строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства с 01.07.2017 г. должны быть зарегистрированы в СРО субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирован данный участник закупки, как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (см. п. 1 ч. 3 ст. 55.4 ГрК).

В случае невыполнения данного требования о перерегистрации с СРО в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по месту своего нахождения участник закупки подлежит исключению из членов действующей СРО (см. ч. 6, 7 ст. 3.3 федерального закона от федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации").

Региональный принцип регистрации членов СРО-участников закупки не распространяется на проектно-изыскательские работы (действует только для сферы строительства).

 

Й ПРАКТИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЙ АСПЕКТ (ПОЛОЖЕНИЕ) РЕФОРМЫ: с 01.07.2017 Г. ДЛЯ УЧАСТИЯ В КОНКУРЕНТЫХ ПРОЦЕДУРАХ ЗАКУПОК У СРО УЧАСТНИКА ЗАКУПКИ ДОЛЖЕН БЫТЬ СФОРМИРОВАН СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОМПЕНСАЦИОННЫЙ ФОНД ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ДОГОВОРАМ (КОНТРАКТАМ), ЗАКЛЮЧЁННЫМ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОНКУРЕНТНЫХ ПРОЦЕДУР ЗАКУПОК

С 01.07.2017 г. СРО в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, архитектурно-строительного проектирования, инженерных изысканий несут субсидиарную ответственность по договорам (контрактам), заключённым с заказчиками в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ и ПП РФ № 615 (статья 60.1 ГрК) с использованием конкурентных способов заключения договоров (контрактов).

Размер субсидиарной ответственности СРО по таким договорам (контрактам) членов СРО установлен в пределах ¼ средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств по возмещению реального ущерба и штрафов (неустоек) за неисполнение договоров (контрактов), заключенных с помощью конкурентных способов.

В целях реализации данной субсидиарной ответственности СРО формирует такой компенсационный фонд обеспечения исполнения договорных обязательств до 01.07.2017 г. путем внесения взносов своих членов в размерах, установленных частями 11 и 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ в зависимости от уровня ответственности (стоимости обязательств) членов СРО.

 

Таблица 1: Размеры взносов в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств для членов СРО в области архитектурно-строительного проектирования или инженерных изысканий

Градостроительный кодекс РФ (часть 11 статьи 55.16)

Объем выполняемых работ Стоимость/ совокупный размер обязательств Взнос в КФ обеспечения договорных обязательств, рублей 1 уровень ответственности не превышает 25 млн. рублей 150 000 2 уровень ответственности не превышает 50 млн. рублей 350 000 3 уровень ответственности не превышает 300 млн. рублей 2 500 000 4 уровень ответственности 300 млн. рублей и более 3 500 000

 

Таблица 2: Размеры взносов в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств для членов СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства

Градостроительный кодекс РФ (часть 13 статьи 55.16)

Объем выполняемых работ Стоимость/ совокупный размер обязательств Взнос в КФ обеспечения договорных обязательств, рублей 1 уровень ответственности не превышает 60 млн. рублей 200 000 2 уровень ответственности не превышает 500 млн. рублей 2 500 000 3 уровень ответственности не превышает 3 млрд. рублей 4 500 000 4 уровень ответственности не превышает 10 млрд. рублей 7 000 000 5 уровень ответственности 10 млрд. рублей и более 25 000 000

При отсутствии у СРО участника закупки компенсационного фонда обеспечения исполнения договорных обязательств ему запрещается заключать договоры (контракты) с помощью конкурентных процедур закупок, то есть участвовать в конкурентных процедурах закупок в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ, ПП РФ № 615 (п. 1 ч. 3 ст. 55.8 ГрК).

Также участнику закупки запрещается заключать новые договоры (контракты) с помощью конкурентных способов, если совокупный размер обязательств по договорам (контрактам), заключённым с помощью конкурентных способов, превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, то есть заявленный участником закупки уровень ответственности в своей СРО.

В этом случае участник обязан самостоятельно увеличить размер внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности члена СРО либо он утрачивает право на заключение новых договоров (контрактов) с использованием конкурентных способов заключения договоров (см. п. 2 ч. 3, ч. 5, 6 ст. 55.8 ГрК), по обязательствам, предусмотренным частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса, обязан вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации.

 

Й ПРАКТИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЙ АСПЕКТ (ПОЛОЖЕНИЕ) РЕФОРМЫ: СРО, СФОРМИРОВАВШИЕ КОМПЕНСАЦИОННЫЙ ФОНД ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮТ МОНИТОРИНГ ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ СВОИХ ЧЛЕНОВ, А ТАКЖЕ НАДЕЛЕНЫ ПРАВОМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗАКУПОК И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ ЧЛЕНОВ СРО ПО ТРЕБОВАНИЯМ ЗАКАЗЧИКОВ

СРО самостоятельно осуществляют мониторинг договорных обязательств своих членов по договорам (контрактам), заключённым по результатам конкурентных процедур закупок с помощью реестров договоров, контрактов, заключённых заказчиками и размещённых в единой информационной системе в сфере закупок.

В случае выявления превышения уровня ответственности (совокупного размера обязательств) участника закупки, исходя из которого участником был внесён взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, СРО вправе выдать участнику обязательное для исполнения предупреждение о внесении дополнительного взноса в фонд до следующего уровня ответственности члена СРО.

В связи с тем, что СРО несёт субсидиарную ответственность по договорам (контрактам), заключённых членами СРО с использованием конкурентных способов, оно имеет право подавать иски и участвовать в качестве лица, участвующего в деле при рассмотрении судебных споров о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам (контрактам) своих членов.

Кроме того, СРО имеет право осуществлять общественный контроль в сфере закупок (ч. 11 ст. 55.13 ГрК).

Проблема № 1: Как правильно сформулировать требования к участникам закупки строительных и проектно-изыскательских работ?

При формировании требований к участникам закупок строительных и проектно-изыскательских работ большинство заказчиков, уполномоченных органов в документации о закупке в том или ином виде воспроизводит положения части 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ.

Результатом этого является следующая или похожая ошибочная формулировка требований к участникам закупки:

Таблица 3: Пример формулировки требований к участникам закупки строительных работ из аукциона в рамках 44-ФЗ:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, в том числе: а) участник закупки должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства; б) СРО, в которой состоит участник закупки, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; в) совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов закупок (в том числе с учетом возможного заключения контракта, являющегося предметом настоящего аукциона), не должен превышать уровень ответственности участника закупки по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. Указанные требования не применяются в отношении участников аукциона, предложивших цену контракта в размере 3 000 000 рублей и менее, а также в отношении юридических лиц, указанных в пп. 1-4 ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В указанной формулировке заказчиком допущены следующие типичные ошибки, которых необходимо избегать при формировании документации о закупке:

Проблема №2: Какой документ с 01.07.2017 г. подтверждает право участника закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, архитектурно-строительному проектированию, инженерным изысканиям?

В связи с отменой с 01.07.2017 г. свидетельств СРО о допуске к определённому виду или видам работ многие специалисты по закупкам задаются вопросом о том, каким образом проверять соответствие участников закупок строительных и проектно-изыскательских работ новым требованиям.

Весьма популярной в настоящее время является точка зрения, что заменой свидетельства СРО является выписка из реестра членов саморегулируемой организации, которую участник закупки якобы должен предоставлять в составе своей заявки на участие в процедуре закупки.

Форма такой выписки из реестра членов СРО в настоящее время установлена приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.03.2017 № 45921).

Если правомерность истребования данной выписки в рамках Закона № 223-ФЗ у автора вопросов не вызывается, то её истребование в рамках Закона № 44-ФЗ о контрактной системе автору настоящей статьи представляется неправомерным.

В силу прямого указания закона – части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ право на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту возникает с момента вступления в СРО. В день вступления в силу решения саморегулируемой организации о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации саморегулируемая организация размещает такое решение на своем сайте в сети "Интернет", вносит в реестр членов саморегулируемой организации сведения о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации, направляет в Национальное объединение саморегулируемых организаций, членом которого она является, уведомление о принятом решении.

Реестр членов СРО представляет собой общедоступный информационный ресурс, размещённый СРО в сети «Интернет» и содержащий систематизированную информацию о членах СРО, а также сведения о лицах, прекративших членство в СРО.

Помимо реестра членов СРО в Российской Федерации соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций на основании пункта 8 части 8 статьи 55.20 Градостроительного кодекса РФ ведётся Единый реестр членов саморегулируемых организаций приказом Ростехнадзора от 25.03.2015 № 114 "Об утверждении формы единого реестра членов саморегулируемых организаций" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.04.2015 № 36736).

Единый реестр членов СРО Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации (НОПРИЗ), размещён в сети «Интернет» по адресу: http://nopriz.ru/nreesters/elektronnyy-reestr/

Единый реестр членов СРО Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство (НОСТРОЙ) размещён в сети «Интернет» по адресу: http://reestr.nostroy.ru/reestr

Оба единых реестра содержат всю информацию о членах СРО, которые последние обязаны направлять в Национальное объединение саморегулируемых организаций, и являются доступными для ознакомления без взимания платы.

При этом в соответствии с частью 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса РФ выписка из реестра членов СРО не является обязательным документом для участника закупки – члена СРО, поскольку предоставляется только по запросу заинтересованного лица и имеет срок действия не более одного месяца.

В связи с этим правовая позиция заказчиков, уполномоченных органов, требующих у участника закупки указанную выписку из реестра членов СРО при проведении процедур закупок в рамках Закона № 44-ФЗ о контрактной системе представляется не основанной на законе.

С точки зрения автора настоящей статьи, желание заказчиков, уполномоченных органов требовать «бумажку» - выписку из реестра членов СРО обусловлено не требованиями законодательства РФ о контрактной системе, а в большинстве случаев незнанием существования этих Единых реестров членов СРО Национальных объединений саморегулируемых организаций.

Между тем, проверка членов СРО установленным требованиям с помощью функционала Единого реестра членов СРО Национального объединения саморегулируемых организаций не представляет каких-либо объективных проблем для специалиста по закупкам.

Пошаговый алгоритм проверки:

ШАГ 1. Открываем с помощью любого браузера соответствующий Единый реестр членов СРО:

- единый реестр членов СРО НОСТРОЙ – см.: http://reestr.nostroy.ru/reestr;

- единый реестр членов СРО НОПРИЗ – см: http://nopriz.ru/nreesters/elektronnyy-reestr/.

ШАГ 2. Вводим данные участника закупки (примечание: проще всего поиск осуществлять по ИНН или ОГРН).

ШАГ 3. Получаем информацию о том членом какого СРО является участник.

 

ШАГ 4. Смотрим информацию о размере взносов участника закупки в компенсационные фонды СРО.

 

На представленном скриншоте уважаемый читатель видит картину, которая наблюдается у большинства участников закупок строительных и проектно-изыскательских работ, в том числе и у крупных компаний, после 01.07.2017 г.:

- размер взноса в компенсационный фонд возмещения время – 0 рублей;

- размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств – 0 рублей.

При наличии таких данных в Едином реестре членов СРО Национального объединения саморегулируемых организаций никакая выписка из реестра членов СРО не освобождает заказчика, уполномоченный орган от необходимости направления письменного запроса в саморегулируемую организацию и Национальное объединение саморегулируемых организации о предоставлении выписок из реестра членов СРО и единого реестра членов СРО, соответственно.

Даже в том случае, если представленная «бумажка» (например, скан выписки из реестра членов СРО, предоставленная в заявке участника закупки) выглядит очень красиво с точки зрения специалистов заказчика, уполномоченного органа и греет их бюрократическую душу. Непроведение проверки в данном случае может повлечь привлечение к административной ответственности членов комиссии за необоснованный допуск или отказ в допуске участника закупки по результатам рассмотрения заявки.

Поэтому умение пользоваться указанными реестрами (их функционалом) является необходимым навыком для любого квалифицированного специалиста по закупкам после 01.07.2017 г.*

Пояснение: естественно, автором обзора учитывается то, что в период с 01.07.2017 (начала полной реализации 372-ФЗ) указанные реестры работают со сбоями и не все СРО добросовестно исполняют свои обязанности по своевременному предоставлению информации Нациальным объединениям СРО. Однако, как показывает собственный опыт проведения закупок в подавляющем большинстве случаев информация из указанных Единых реестров членов СРО Нациальных объединений СРО подтверждается и СРО при выявлении факта подделки свидетельства СРО (с 01.07.2017 г. - скана выписки из реестра членов СРО участниками закупки).

 

Проблема №3: Применяются ли новые требования к участникам закупок строительных и проектно-изыскательских работ о наличии у СРО, членами которого они являются, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)?

Данный вопрос имеет важнейшее практическое значение. Большое количество договоров (контрактов) на выполнение строительных и проектно-изыскательских работ заключается заказчиками путём осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом в Градостроительном кодексе РФ с 01.07.2017 г. требуется наличие компенсационного фонда обеспечения договорных обязательства у СРО, членами которого являются участники закупки, только в случае, если договор заключается участником закупки «с использованием конкурентных способов заключения договоров».

Таблица 7: Размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда в области архитектурно-строительного проектирования или инженерных изысканий

Таблица 2: Размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда для членов СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства

Проблема № 6: Постановление Правительства РФ № 570 от 15.05.2017 и приказ Минрегионразвития России № 624 от 30.12.2009 г.: как правильно применять с учётом изменений градостроительного законодательства

И другие проблемы.

 

Суть реформы законодательства о СРО в сфере строительства, архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий применительно к сфере закупок в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ и ПП РФ № 615

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.