Глава вторая раздела пятого — «О способах и видах добывания средств к существованию» — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Глава вторая раздела пятого — «О способах и видах добывания средств к существованию»

2021-01-31 85
Глава вторая раздела пятого — «О способах и видах добывания средств к существованию» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Знай, что средства к существованию — это пропитание. Это слово — имя результата действия от имени действия айш, т. е. «существование». Это означает, что жизнь невозможна без средств к существованию. [...] Добывание пропитания и его обретение могут происходить путем изымания его из рук другого и изъятия его у другого силой согласно принятому закону. Это называется «контрибуцией» и «фиском».

Пропитание дает также и дикое животное, если его загнать и убить на суше или на море. Это называется охотой. Его дает также прирученное животное, выделяющее полезные для людей вещества, — такие, как молоко от скота, шелк от шелковичных червей, мед от пчел. Его дают и растения — злаки и деревья, если заниматься ими и готовить их к тому, чтобы они давали плоды. Все это называется земледелием.

Пропитание дают и человеческие труды, вложенные либо в определенные материи, и это называется ремеслами, например плотницкое и столярное дело, ткачество, наездничество и тому подобное; либо в неопределенные материи, и это — все другие занятия.

Обретение пропитания дают и товары, получение дохода от них, если перевозить их по разным местностям и удерживать их, ожидая рыночных колебаний. Это называется торговлей.

Это способы и виды добывания средств к существованию. Это и имеют в виду знатоки адаба и мудрости, как аль-Харири и другие, которые говорят: «Мааш — это эмирство, торговля, земледелие и ремесло». Но эмирство не является естественным способом добывания средств к существованию, и нам нет нужды упоминать его здесь.

Что же касается земледелия, ремесел и торговли, то они — естественные виды добывания средств к существованию. Земледелие предшествует всем им, ибо оно просто и естественно, не требует исследования и занятий наукой... За ним следуют ремесла, возникшие после земледелия, ибо они сложны и научны, в них используется мысль и исследование. Ремесла чаще всего существуют только у цивилизованных людей, а ведь цивилизация возникает позже, чем примитивность. Торговля хотя и является естественным видом обретения, но ее методы и способы в большинстве своем — это уловки с целью получить разницу между стоимостями купленного и проданного...

 

 

Литература [9]

 

1. Маркс К., Энгельс Ф. Ив ранних произведений. 1956.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд.

 

* * *

 

3. Ибн-Хальдун. Исцеление стремящегося к углубленному знанию проблем. Бейрут, 1959.

4. Ибн-Хальдун. Книга поучительных примеров и диван сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современников, обладавших властью великих размеров, в семи томах. Булак, 1284 г. хиджры.

5. Ибн-Хальдун. Ознакомление с Ибн-Хальдуном и его путешествиями на Запад и Восток (арабского мира). Кано, 1951.

6. Ибн-Хальдун. Пролегомены. Бейрут, б. г.

7. Ибн-Хальдун. Сердцевина сути основ вероучения. Тунис, 1952.

7а. Ibn Khaldun. The Muqaddimah. An introduction to History, trans. by Rosenthal F. New York, 1958.

 

* * *

 

8. Бациева С. М. Географический фактор в историко-социологической концепции Ибн Халдуна. — Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока, XII год. сессия ЛО ИВ АН СССР, Л., 1977.

9. Бациева С. М. Историко-социологический трактат Ибн Халдуна «Мукаддима». М., 1965.

10. Бациева С. М. «Шифа ас-саил» — трактат Ибн Халдуна о суфизме.— Ближний и Средний Восток: история, культура, источниковедение. М., 1968.

11. Блашер Р. Некоторые соображения по поводу форм, присущих энциклопедизму в Египте и Сирии в период с VIII/XIV по IX/XV в. — Арабская средневековая культура и литература. М., 1978.

12. Босворт К. Э. Мусульманские династии. Справочник по хронологии и генеалогии. М., 1971.

13. Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979.

14. Гаудио А. Цивилизация Сахары. Десять тысячелетий истории, культуры и торговли. М., 1977.

15. Григорян С. Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1966.

16. Иванов Н. А. «Китаб аль-Ибар» Ибн-Халдуна как источник по истории стран Северной Африки в XIV в.— Арабский сборник. М., 1959.

17. Иванов Н. А. Свободные и податные племена Северной Африки в XIV в.— Арабские страны. История. М., 1963.

18. История буржуазной социологии XIX — начала XX века. М., 1979.

19. Качановский Ю. В. Рабовладение, феодализм или азиатский способ производства? М., 1971.

20. Куббель Л. Е. Об особенностях классообразования в средневековых обществах Западного и Центрального Судана. — Становление классов и государства. М.. 1976.

21. В. И. Ленин и А. М. Горький. Письма, воспоминания, документы. М., 1958.

22. Луццато Дж. Экономическая история Италии. Античность и средине века. М., 1954.

23. Мец А. Мусульманский Ренессанс, 2-е изд. М., 1973.

24. Монтавес П. М. Ислам и христианство в экономике Средиземноморья позднего средневековья (XIII международный конгресс исторических наук). М., 1970.

25. Пеев Й. Великий арабский мыслитель Ибн-Халдун. — «Историческое обозрение», т. 33, кн. 3. София, 1977 (на болг. яз.).

26. Пелла Ш. Вариации на тему адаба.— Арабская средневековая культура и литература. М., 1978.

27. Першиц А. И. Некоторые особенности классообразования и раннеклассовых отношений у кочевников-скотоводов.— Становление классов и государства. М., 1976.

28. Поршнев Б. Ф. Феодализм и народные массы. М., 1964.

29. Рутенбург В. И. Очерк из истории раннего капитализма в Италии. Флорентийские компании XIV в. М.—Л., 1951.

30. Сагадеев А. В. «Знание» и познавательное отношение к действительности в средневековой мусульманской культуре.— Ф. Роузентал. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. М., 1978.

31. Семенова Л. А. Некоторые проблемы экономики арабского средневековья в зарубежной историографии.— Актуальные проблемы стран Арабского Востока и Северной Африки. М., 1977.

32. Тунис. М., 1978.

33. Хобсбаум Э. Дж. От социальной истории к истории общества.— Философия и методология истории. М., 1977.

34. Феоктистов А. М. Проблемы культурно-исторического процесса в социально-экономическом учении Ибн-Халдуна. — «Проблемы философии» (Киев), 1977, вып. 41.

 

* * *

 

35. Амара М. Заря национального пробуждения. Каир, 1975.

36. Аль-Ани Н. Философский метод Ибн-Хальдуна в историческом исследовании. — «Ас-Сакафа аль-джадида» (Багдад), 1975, № 1.

37. Аль-Ани Н. Очерк развития домарксистской социально-философской мысли.— «Ас-Сакафа аль-джадида», 1974, № 5.

38. Глаб Ф. Марксистский социализм, «импорт идей» и «атеизм». — «Ат-Тална» (Каир), 1974, № 11.

39. Де Буур. История философии в исламе. Каир, б. г.

40. Инан М. А. Ибн-Хальдун. Его жизнь и идейное наследие. Каир, 1953.

41. Инан М. А. Книги, на которые повлияли «Пролегомены» Ибн-Хальдуна.— «Аль-Араби» (Эль-Кувейт), 1974, № 1(182).

42. Нашаат М. А. Пионер экономической науки. — Ибн-Хальдун.— «Аль-Арабн», 1973, № 177.

43. Аль-Умари А. Д. Исследования по истории Сунны. Багдад, 1972.

44. Тарабулюси Ф. О марксизме, конфессионализме и культурном наследии.— «Аль-Хуррийя» (Бейрут), 1977, № 834.

45. Тизини Т. Новый взгляд на арабскую средневековую мысль. Дамаск, 1971.

46. Аль-Халед X. Аль-Макризи и черты научно-исторического метода.— «Аль-Хуррийя», 1977, № 839.

47. Аль-Хусари С. Исследования о «Пролегоменах» Ибн-Хальдуна. Каир — Багдад, 1961.

48. Чистые братья. Трактаты, в 4-х томах. Бейрут, 1957.

49. Шараф-ад-Дин М. Исламский мыслитель Ибн-Хальдун — действительный основатель социологии.— «Ан-Наджм ас-Сакиб» (Насер), 1971, № 2.

50. Шарит-А. Этическая мысль Ибн-Хальдуна. Алжир, 1975.

51. Аш-Шахрастани. Книга религий и сект. Каир, 1967.

52. Amin S. La Nation Arabe. Nationalisme et lutte des classes. Paris, 1976.

53. Bielawski J. Tworca socjologii w swiecie islamu — Ibn Chaldun i jego poglady na kulture i spoleczenslwo. — Kultura i spoleczenstwo, t. 3, N 2. Warszawa, 1959.

54. Boutoul G. lbn Khaldoun. Sa philosophie sociale. Paris, 1930.

55. Colosio S. Contribution a l’etude d’Ibn Khaldoun. — «Revue du monde musulman» (Paris), 1914, XXVI.

56. Enan. M. A. Ibn Khaldun: his life & work. Laho-1946.

57. Garaudy R. La contribution historique de la civilisation arabe. — «Cahiers du Communisme» (Paris), 1947, N 2.

58. Garaudy R. Pour un dialogue des civilisations. L’Occident est un accident. Paris, 1977.

59. Lacoste I. lbn Khaldoun. Naissance de l’histoire passee du Tiers-Monde. Paris, 1966.

60. Lacoste I. La grande oeuvre d’Ibn Khaldoun.— «La Pensee». Paris, 1956, N 69.

61. Megherbi A. Le pensee sociologique d’Ibn Khaldoun. Alger, 1977.

62. Nassar N. La pensee realiste d’Ibn Khaldun. Paris, 1967.

63. Schmidt N. Ibn Khaldun. Historian, Soci & Philosopher. New York, s. a.

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.com

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1] В исследованиях на русском языке есть три варианта написания имени мыслителя: «Ибн Халдун», «Ибн-Халдун», «Ибн-Хальдун». По нашему мнению, наиболее соответствующим звуковому и грамматическому строю арабского языка является третий вариант.

 

[2] Здесь и далее в круглых скобках сначала лается номер источника в списке литературы, помещенном в конце книги, затем курсивом — номер тома, если издание многотомное, и далее — страницы источника; страницы отделяются точкой с запятой, номера источников — точкой (Ред.).

 

[3] Моисеем и Иисусом.

 

[4] Так арабы называли Средиземное море.

 

[5] Характерно, что и в русском языке есть это семантическое родство — в форме общего корня «вла». Читатель с детства помнит слова старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина: «Хочу быть владычицей морскою». Желание вздорной старухи — это одновременно стремление и владеть морем, и властвовать над ним или над его обитателями.

 

[6] Эти династии следующие (в скобках указывается количество лет правления): омейяды в Сирии (90), аббасиды в Каире (257), испанские омейяды (276), иасриды в Гранаде (263), идрисиды в Марокко (138), рустамиды в Западном Алжире (132), аглабиды в Ифрикии, Алжире, Сицилии (110), аириды в Ифрикии и Восточном Алжире (177), хаммадиды там же (138), альморавиды в Северной Африке и Испании (92), альмохады там же (140), мариниды в Марокко (233), ваттасиды там же (120), тулуниды в Египте и Сирии (38), ихшидиды там же (35), фатимиды в Северной Африке (120), фатимиды в Египте и Сирии (41), мосульская ветвь хамданидов (100), алеппская ветвь хамданидов в Сирии (60), мазйадиды в Хилле и Центральном Ираке (90), марваниды (101), укайлиды в Ираке и Сирии (107), мирдасиды в Алеппо и Северной Сирии (57), айюбиды в Египте (84), айюбиды в Дамаске (75), айюбиды в Алеппо (78), мамлюки-бахриты в Египте и Сирии (140), мамлюки-бурджиты там же (135), сулайхиды в Йемене (90), расулиды там же (226), сельджукиды в Ираке и Иране (157), артукиды (307), заигиды в Сирии (96), ильдегизиды в Азербайджане (69), салгуриды в Фарсе (123), исмаилиты в Иране (166), исмаилиты в Сирии (173), гагатаиды в Мавераннахре, Семиречье (l44), ильханы в Иране (97), шайбаниды в Мавераннахре (98), музаффариды в Иране (85), джалаириды там же (99), тимуриды там же (137), газневиды (220) и гуриды (216) в Афганистане и Индии. Данные взяты из исследования К. Э. Босворта «Мусульманские династии» (12). В список включены не все династии, даваемые в книге. Так, не включены, например, иракские аббасиды (510 лет), ибо в X—XIII в. действительная власть в Ираке принадлежала тюркской придворной гвардии, а аббасидские халифы были правителями только номинально; хафеиды в Тунисе и Восточном Алжире (347 лет), ибо в этом случае многочисленны периоды междуцарствия, разрывы непрерывности правления династии; карматы в связи с изменением формы правления династии с монархической на «демократическую»; удельные правители Арабской Испании (от 10 до 76 лет), ибо сложно выяснить степень их политической и династической самостоятельности, и т. п. Но выбранные сорок пять — это большинство приводимых в справочнике К. Э. Босворта династий.

 

[7] Крайне неправомерно превращать Ибн-Хальдуна в «арабскую альтернативу» «европейскому» марксизму, как это делают некоторые авторы. Так, например, известный египетский экономист Самир Амин, основываясь на взглядах Ибн-Хальдуна, выдвигает «неомарксистскую» концепцию данничества, которая, по его мнению, может адекватно объяснить доколониальное развитие Востока. Данничество в интерпретации Самира Амина «одновременно характеризует отношения господства (правящий класс — государство и управляемые крестьяне) и отношения эксплуатации (изымание прибавочного продукта в форме дани)». При этом данничество «является наиболее общей формой докапиталистического классового общества, а рабство представляет собой исключительное и маргинальное явление; феодализм же — это периферическая форма данничества» (52, 118-119).

 

[8] Ошибка в тексте источника. Имеется в виду следующая ниже глава первая раздела пятого.

 

[9] Позиции 3—7 и 35—51 на арабском языке.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.