Этнические и межэтнические стереотипы, нормы поведения и межпоколенных отношений — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Этнические и межэтнические стереотипы, нормы поведения и межпоколенных отношений

2021-01-31 148
Этнические и межэтнические стереотипы, нормы поведения и межпоколенных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Под этническим стереотипом сегодня принято понимать обобщенное представление о физическом, нравственном и умственном облике представителей различных этнических групп. Этнический стереотип характеризуется повышенной эмоциональностью и устойчивостью в отражении черт стереотипизируемой группы.

В стереотипе выделяются четыре основных параметра:

- содержание - набор характеристик, приписываемых этнической группе;[3]

- степень согласованности - единообразие характеристик, приписываемых этнической группе;

- направленность - общее положительное или отрицательное восприятие объекта стереотипизирования

 

(может быть выведена непосредственно из содержания стереотипа: наличие большего или меньшего количества положительных или отрицательных характеристик);

- интенсивность - степень предубежденности по отношению к стереотипизируемой группе, выраженная в стереотипе (можно получить ранжированием характеристик, приписываемых этнической группе).

Этнические стереотипы являются инструментами передачи от поколения к поколению социального и нравственного опыта этноса, включая правила поведения, обычаи, ритуалы, нормы и ценности. Система этнических стереотипов отражает определенные модели поведения, привычные для индивида механизмы действий, базирующиеся на том, как жили и поступали предки. Большинство философских и этносоциологических подходов к проблеме стереотипов исходят из того, что в основе их формирования лежат системы этнических представлений. Этнические представления, возникающие на базе традиционных суждений, бытующих в общественном сознании этноса, являются продуктом социокультурной среды. Как наиболее устойчивые, обобщенные и эмоционально насыщенные образы-представления этнических групп этнические стереотипы складываются в практике межэтнических отношений, выступая одним из регуляторов межэтнического восприятия и поведения. Важными признаками этностереотипов являются: · образность, схематичность, упрощенность; · целостность, ярко выраженная оценочная и ценностная окраска: отношение к другому в виде симпатии или антипатии, которое определяет поведение при контакте с иной этнической группой; · символичность, иллюзорность, нагруженность «ошибочным компонентом»; · субъективность. Схематичность и упрощенность этнических стереотипов обусловлена тем, что, обобщая во многом похожие общественно-культурные явления, они соединяют их в единую категорию, сокращая до предельного минимума количество отличительных черт, которые характеризуют данное явление. Это связано с естественной потребностью человека классифицировать поступающую извне информацию, выделяя наиболее существенные и яркие признаки, с целью упрощения процесса усвоения и оперирования полученными знаниями. Этнические стереотипы в определенной степени категоричны, они делят мир на две противоположные категории: знакомое и незнакомое. При этом знакомое воспринимается как нечто положительное, незнакомое – как враждебное и потому негативное. Таким образом, этностереотип содержит в себе как положительный, так и отрицательный (негативный) оценочный компонент. По своей природе этнический стереотип не может отвечать требованиям, предъявляемым истине, так как он обобщает схожие явления посредством сокращения их характеристик и нивелировки различий. При этом происходит искажение реальной действительности и утрата специфики каждого из отдельных явлений. Этнические стереотипы формируются не на основе личного опыта, а заимствуются у той этнической группы, к которой принадлежит человек. При этом в большинстве случаев не подвергается обсуждению степень его соответствия истине, так как стереотип является отражением оценки явления этносом, и человек, в стремлении соответствовать установкам группы, строит стратегию своего поведения, исходя из той оценки, которую дает явлению общность. Исходя из вышеперечисленных характеристик, этностереотипы можно рассматривать как представления, сформированные в этническом самосознании, схематично и выразительно передающие образ того или иного явления и определяющие его место в иерархии ценностей, присущей данной этнической группе. В сознании человека прочно закрепилась привычка придавать той или иной этнической группе какиелибо характерные черты, приписывать определенные качества: хитрость, агрессивность, общительность, наивность, подлость и др., что часто становится основой для различного рода поговорок и анекдотов. Среди причин, объясняющих повседневную распространенность этнических стереотипов, следует упомянуть готовность характеризовать большие этнические группы недифференцированными и пристрастными признаками, причем такая категоризация остается устойчивой в течение длительного периода времени. Однако было бы неверно утверждать, что данный этнос обладает лишь для него характерными чертами. Каждая этническая группа обладает всем спектром «характерологических качеств», особенность заключается в степени их проявления. Стереотипный образ включает в себя лишь наиболее яркие, экзотичные и непривычные черты, которые удалось выделить при знакомстве с явлением. Это порождает упрощенные схемы, помогающие индивиду ориентироваться в социальном пространстве, идентифицировать себя с этнической общностью и установить определенные взаимоотношения с иноэтничными группами. Источником стереотипа об ином этносе может быть либо мимолетный контакт, либо информация, полученная из СМИ, литературы (вторичные источники), зафиксированная в сознании этноса. По мнению А.К. Байбурина, «механизм стереотипизации основан, во-первых, на хранении, передаче и аккумуляции социокультурной информации, во-вторых, на отборе наиболее значимых фрагментов в условиях постоянного обновления. Существенное влияние на формирование стереотипа оказывает операция сравнения, сопоставления себя с другим объектом, определение того, насколько свойства собственного этноса отличаются от другого

5. Имплицитные концепции личности и воспитания.

Имплицитная теория личности (ИТЛ) – это психологическая концепция, которая описывает конкретные закономерности и предубеждения, используемые человеком при формировании впечатлений. Это житейские представления человека о ком-то, которые формируются стихийно и не осознаваемо. Исследования в этой области относятся к довольно самостоятельной ветви психологии, их ценность заключается в том, что в них разрабатывается математический аппарат, который позволяет одновременно учитывать влияние большого количества переменных. Для изучения имплицитных теорий личности применяется несколько методик, среди которых наибольшую известность имеют две – это метод личностного семантического дифференциала (ЛСД) Ч. Осгуда и тест личностных конструктов (ТЛК). Отличительные особенности этих методик заключаются в том, что в первой методике оцениваемые черты [4]человека задаются экспериментатором, а в тесте испытуемый сам называет те качества, по которым идет сравнение оцениваемых людей. Тест личностных конструктов (ТЛК) доступен испытуемым с большим активным словарным запасом.
Существует два источника порождения ИТЛ общественной практикой. Первый источник связан с психологическими теориями личности. Примером является устаревшая теория физиогномики, суть которой заключалась в наличии связи между определенным типом личности и конструкционным строением его тела. Такие устаревшие подходы к оценке личностных особенностей сохраняются и сегодня и, более того, у людей, изучающих основы научной педагогики и психологии. Также источником порождения новых имплицитных теорий личности (ИТЛ) является изменение взглядов на какие-либо общественные явления, например, сегодня, совершенно другое отношение к понятию «предприниматель». Неправильные обобщения способствуют формированию неадекватных ИТЛ. Так, при обобщении небольшого количества случаев, человек может сделать вывод о закономерной связи между какими-то психическими свойствами, сопутствующих друг другу непостоянно. Например, встретившись несколько раз с интеллектуальными людьми, которые отличались аккуратностью, можно сделать вывод о том, что для всех интеллектуалов характерно это качество.
Имплицитные социальные теории Оказывается, что человек создает не только имплицитные теории личности и указывает в них личностные черты, но, также создает и имплицитные социальные теории, где между собой увязывает определенные социальные события, т.е. выявляет причинно-следственные связи. В принципе, каждый человек имеет представления о взаимосвязях социальных событий, что и зачем должно следовать, какие причины вызывают разнообразные следствия. Подобные теории называют расхожей мудростью, например, существует убеждение, что с преступностью можно покончить только беспощадной жестокостью – это есть расхожая мудрость. Пример говорит о том, что имплицитные социальные теории, как и научные теории, пытаются определить причинно-следственные связи, а это делает их похожими. Однако различия между ними, естественно, существуют, во-первых, это отсутствие четких формулировок в имплицитных социальных теориях, отсюда они расплывчаты и неопределенны. Расхожая мудрость является следствием неверных сведений или просто заблуждений. Во-вторых, в основании формализованных социальных теорий лежит строгая логика, с помощью специальных процедур они подвергаются проверке в отличие от имплицитных теорий, основанных на случайных наблюдениях. Д. Келли, говоря о поведении человека, на которого влияние оказывают имплицитные теории, считает, что человек воспринимает мир при помощи простых шаблонов, схем, ясных образов, которые сам же и создает. Эти шаблоны и понятные образцы Келли назвал «конструктами», а человек, интерпретируя какое-нибудь явление, пытается втолкнуть окружающий социальный мир в эти, знакомые ему, схемы. С одной стороны, конструкт является способом истолкования мира, его постижения, а с другой стороны – возникает поведение, соответствующее этому истолкованию. Поведение человека предопределено его интерпретацией окружающего социального мира и, как считает Келли, человек действует вроде стихийного ученого, создавая собственные конструкты и пытаясь предугадать события. Человек желает быть абсолютно уверенным в системе своих конструктов, поэтому он интересуется информацией, подтверждающей его взгляд на мир, а т.к. абсолютной и объективной истины не существует, то научные теории не имеют преимуществ перед имплицитными теориями, считает Келли.
Эмпатия, аттракция, идентификация Без определенных психологических механизмов невозможно восприятие и понимание человека человеком. Эти механизмы объединили в группу, куда вошли: эмпатия, аттракция, идентификация. В переводе на русский язык «идентификация» означает уподобление себя другому – человек пытается понять другого, поставив себя на его место через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам. Всем известно такое выражение – «побывали бы вы на моем месте», его употребляют тогда, когда человека неправильно понимают. Данное выражение приглашает включить психологические механизмы идентификации. Интересно, что подобные выражения есть у разных народов. Идентификация связана с эмпатией, которую можно назвать особым способом понимания другого. Речь идет не об эмоциональном вчувствовании, а не о рациональном осмыслении проблем. Обычно переживания людей не остаются незамеченными, это основа содействия и помощи друг другу. Эмоциональный отклик дает возможность понять состояние другого человека. В ряде случаев эмпатия может носить избирательный характер, когда эмоциональный отклик возникает в отношении близкого и значимого человека. В основе эмпатии лежит умение правильно представлять, что происходит внутри другого, представлять его переживания, его оценку окружающему миру. Благодаря эмпатии человек способен чувствовать тревогу, ликование, огорчение, разочарование. Выше эмпатия будет у того человека, который способен увидеть глазами других одно и тоже событие, и насколько он допускает право на существование разных точек зрения

Заключение

Обобщая имеющиеся исследования по проблемам этнокультурной социализации, можно сделать следующий вывод: в ходе этнокультурной социализации индивид усваивает не только универсальные компоненты социального опыта, но и приобщается к культуре определенной этнической группы, членом которой он является. В процессе межличностного взаимодействия происходит усвоение на индивидуально-личностном уровне определенной совокупности потребностей, идеалов, мотивов деятельности, осваивается этническое пространство. Таким образом, этнообусловленные социальные ценности и нормы, которые передаются от социума к индивиду, впоследствии интернализируются и становятся частью личности.

Целостность и эффективность системы этнокультурной социализации личности достигается гармонизацией ее структурных и функциональных компонентов. Отличительная особенность целостности заключается в том, что ни один из компонентов системы, взятый в отдельности, не достигает цели, которой является этнокультурная компетентность личности.

 

Список использованной литературы:

1.Конспект лекций

2.https://studopedia.ru/8_71324_pokazhite-na-primerah-proyavlenie-implitsitnih-kontseptsiy-lichnosti-i-vospitaniya.html;

3.http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/73785/20-Shevelyeva.pdf?sequence=1;

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Национальный_характер;

5. https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32109

6.http://znakka4estva.ru/dokumenty/sociologiya-obschestvoznanie/etnokulturnye-usloviya-kak-mezofaktory-socializacii/;

7. https://spravochnick.ru/psihologiya/implicitnaya_teoriya_lichnosti/

 


[1] https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32109

[2] https://ru.wikipedia.org/wiki/Национальный_характер

[3] http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/73785/20-Shevelyeva.pdf?sequence=1

[4] https://studopedia.ru/8_71324_pokazhite-na-primerah-proyavlenie-implitsitnih-kontseptsiy-lichnosti-i-vospitaniya.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.