Печать князя Ярослава Владимировича. Внизу: прорись — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Печать князя Ярослава Владимировича. Внизу: прорись

2021-01-31 101
Печать князя Ярослава Владимировича. Внизу: прорись 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Печать князя Святополка Ярополчича (Владимировича). Внизу: прорись

 

Погребение князя Владимира Святославича. Миниатюра Радзивиловской летописи  

 

Миниатюра «Сказания о святых Борисе и Глебе» из Сильвестровского сборника XIV века. Вверху: Владимир посылает Бориса против печенегов. Внизу: смерть Владимира

 

Миниатюра «Сказания о святых Борисе и Глебе» из Сильвестровского сборника. Вверху: Христос подает венцы Борису и Глебу. Внизу: Святой Борис идет на печенегов

 

Миниатюра «Сказания о святых Борисе и Глебе» из Сильвестровского сборника. Убиение святого Бориса

 

Печать князя Глеба Владимировича с изображением святого царя Давида из шведского города Сигтуны

 

Памятный знак на месте гибели святого Бориса. Город Переяславль, ныне Переяслав-Хмельницкий, Украина  

 

Убиение святого Глеба. Миниатюра Радзивиловской летописи  

 

Миниатюра «Сказания о святых Борисе и Глебе» из Сильвестровского сборника. Убиение святого Глеба

 

Шиферная иконка святых Бориса и Глеба из Солотчинского монастыря. Первая треть XIII в.  

 

Каменная иконка святого Глеба из Тмутаракани. XI в.

 

Начало княжения Ярослава Мудрого в Киеве. Миниатюра Радзивиловской летописи  

 

Святые Борис и Глеб. Икона из Саввино-Вишерского монастыря. XIII в.  

 

Перенесение мощей святых Бориса и Глеба в малую церковь при Ярославе Мудром. Миниатюра Сильвестровского сборника  

 

Святые Борис и Глеб. Псковская икона конца XIV — начала XV в.  

 

Перенесение мощей святых Бориса и Глеба в новую церковь. Миниатюра Сильвестровского сборника  

 

Святые Борис и Глеб в житии. Икона из Борисоглебской церкви в Запрудах в Коломне. Конец XIV в.  

 

Святые Борис и Глеб. Фреска собора Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке. XII в.  

 

Убиение Бориса и его слуги Георгия Угрина. Клеймо иконы святых Бориса и Глеба из церкви в Запрудах в Коломне  

 

Убиение Глеба. Клеймо иконы святых Бориса и Глеба из церкви в Запрудах в Коломне  

 

Святые Борис, Глеб и отец их Владимир. Икона из Софийского собора в Новгороде. Начало XIV в.  

Ссылки

 

1

 

Еремин И.П.  Лекции и статьи по истории древней русской литературы. 2-е изд., доп. Л., 1987. С. 21, 22.

 

2

 

Ключевский В.О.  Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1989. (Репринтн. воспр. изд.: М., 1871.) С. 358.

 

3

 

Там же. С. 368.

 

4

 

Лепахин В.В.  Иконичная агиография // Слово: Православный образовательный портал (http://www.portal-slovo.ru/art/35902.php7ELEMENT_ ID=35902&SHOWALL_2=1).

 

5

 

Поппэ А.В.  Земная гибель и небесное торжество Бориса и Глеба // ТОДРЛ. СПб., 2003. Т 54. С. 307-308.

 

6

 

Парамонова М.Ю.  Святые правители Латинской Европы и Древней Руси: Сравнительно-исторический анализ Вацлавского и борисоглебского культов. М., 2003. С. 217-218.

 

7

 

Коллингвуд Р.Дж.  Идея истории. Автобиография / Пер. и коммент. Ю.А. Асеева; статья М.А. Кисселя. М., 1980. (Серия «Памятники исторической мысли».) С. 237—268.

 

8

 

Парамонова М.Ю.  Святые правители Латинской Европы и Древней Руси. С. 218.

 

9

 

О недостоверности ранних летописных дат см., например: Кузьмин А.Г.  Хронология начальной летописи // Вестник МГУ. Сер. «История». 1968. № 6. Существуют разные версии, когда в древнерусское летописание была впервые введена хронологическая сетка. М. X. Алешковский, обратив внимание на то, что точные (с указанием дня) даты появляются в летописи только в 1060-х годах, отнес начало ведения по годных записей на Руси к этому времени; см.: Алешковский М.X.  К типологии текстов «Повести временных лет» // Источниковедение отечественной истории: Сборник статей. 1975. М., 1978. С. 133—167. В новейшем исследовании С.М. Михеева доказывается, что хронологическая сетка была впервые внесена в летопись книжником — составителем гипотетического свода конца 1070-х — 1080-х годов; см.: Михеев С.М.  Кто писал «Повесть временных лет»? М., 2011. (Славяно-германские исследования. Т. 6.) С. 103—104. А.А. Шахматов полагал, что краткие известия в статьях «Повести временных лет» за 1000—1093 годы восходят к некоему княжескому помяннику, который заимствовал эти сведения из надписей на княжеских надгробиях; см.: Шахматов А.А.  История русского летописания. СПб., 2002. Т. 1. Повесть временных лет и древнейшие русские летописные своды. Кн. 1. Разыскания о древнейших русских летописных сводах; С. 123—124. Вместе с тем высказываются предположения, что некоторые летописные заметки восходят к летописным записям, которые могли вестись уже в конце X или в начале XI века; см.: Насонов А.Н.  История русского летописания XI — начала XVIII века: Очерки и исследования. М., 1969. С. 21—34, 51—52; Гимон Т. В., Гиппиус А.А.  Русское летописание в свете типологических параллелей (к постановке проблемы) // Жанры и формы в письменной культуре средневековья. М, 2005. С. 185— 186; Гимон Т.В.  Историописание раннесредневековой Англии и Древней Руси: Сравнительное исследование. М., 2012. С. 117—118. Подробный обзор современного состояния проблемы принадлежит известному филологу исследователю летописания А.А. Гиппиусу; см.: Гиппиус А.А.  До и после Начального свода: ранняя летописная история Руси как объект текстологической реконструкции // Русь в IX—X веках: Археологическая панорама / Отв. ред. Н.А. Макаров. М.; Вологда, 2012. С. 37—62.

 

10

 

Блок М.  Апология истории, или Ремесло историка / Пер. Е. М. Лысенко; прим. и статья А.Я. Гуревича. Изд. 2-е, доп. М, 1986. (Серия «Па мятники исторической мысли».) С. 52.

 

11

 

Повесть временных лет / Подг. текста, пер., статьи и коммент. Д.С. Лихачева / Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб., 1996. С. 172.

 

12

 

БЛДР. СПб., 1997. Т. 1. XI — начало XII века. С. 327, пер. Н.И. Милютенко. «Память и похвала…» — компилятивное произведение, составленное из разновременных частей и в своем окончательном виде сложившееся к рубежу XII—XIII веков, но основу его составляет древнее житие князя — крестителя Руси; см.: Соболевский А.И.  Память и похвала князю Владимиру и Сказание о свв. Борисе и Глебе (По поводу статьи г. Левитского) // Христианское чтение. 1890. Т. 202. № 5—6. С. 794 и др., Бугославский С.А.  К литературной истории «Памяти и похвалы» князю Владимиру. Л., 1925. [Оттиск из ИОРЯ С.Т. XXIX.] С. 105-141.

 

13

 

В «Памяти и похвале князю Владимиру» Иакова мниха годом вокняжения Владимира в Киеве назван 978-й, причем указан точный день — 11 июня, однако здесь же сказано, что Владимир сел на киевский стол в «осмое лето по смерти отца своего Святослава» (БЛДР Т. 1. С. 326). Святослав погиб на обратном пути из Болгарии от руки печенегов в днепровских порогах весной 972 года. Прибавление к году его смерти восьми лет дает дату вокняжения Владимира в Киеве, отличную от приведенной Иаковом, — 980 год, которым и датирует «Повесть временных лет» вокняжение Владимира в Киеве. Многие исследователи считают верной датой 978 год (см.: Карпов А.Ю.  Владимир Святой. М., 1997. (Серия «Жизнь замечательных людей»; вып. 738.) С. 87—88, 97). Все остальные хронологические выкладки «Памяти и похвалы…» (год крещения Владимира, год похода князя на Корсунь и крещения Руси) выглядят — в отличие от летописной даты крещения Владимира и крещения Руси — достоверными. Однако М.Б. Свердлов признает верным год вокняжения, указанный в летописи, — 980-й, а 978 год в «Памяти и похвале…» называет опиской переписчика. В «Памяти и похвале» сказано, что Владимир княжил в Киеве 37 лет, что соответствует времени от 978 года до кончины князя в 1015 году. Но по мнению историка, 37 лет княжения Владимира в «Памяти и похвале…» отсчитываются от 978 года, потому что якобы в этот год новгородский князь, бежавший из своей земли от Ярополка в Скандинавию, вернулся с варяжскими воинами на Русь и начал войну за Киев против Ярополка. См.: Свердлов М.Б.  Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI — первой трети XIII в. СПб., 2003. С. 244. Но нет никаких данных, позволяющих заключить, что отсчет идет от 978 года как года возвращения Владимира из-за моря.

 

14

 

См.: Соловьев С.М.  История России с древнейших времен. Кн. 1. (Т. 1-2.) М., 1959. С. 170.

 

15

 

Повесть временных лет. С. 242—243.

 

16

 

Иловайский Д.И.  Становление Руси. М., 2005. С. 558.

 

17

 

Рыбаков Б.А.  Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. 2-е изд., доп. М., 1993. С. 549.

 

18

 

Мавродин В.В.  Охота в Киевской Руси // http://www.varvar.ru/arhiv/ texts/mavrodin 1.html.

 

19

 

Вернадский Г.В.  Киевская Русь / Пер. с англ. Е. П. Беренштейна, Б.Л. Губмана, О.В. Строгановой; под ред. Б.А. Николаева. Тверь; М., 1999. С. 116.

 

20

 

См. об этом: Каравашкин А.В.  Литературный обычай Древней Руси (XI-XVI вв.). М., 2011. С. 492.

 

21

 

Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам: Тексты и комментарии: В 3 т. / Отв. ред. Н.Н. Покровский, Г.Д. Ленхофф. М., 2007. Т. 1. Житие св. княгини Ольги. Степени 1-Х / Подг. под рук. Н.Н. Покровского. С. 233—235; Емченко Е. Б.  Стоглав: Исследование и текст. М., 2000. С. 399.

 

22

 

Свердлов М.Б.  Домонгольская Русь. С. 240.

 

23

 

Соловьев С.М.  История России с древнейших времен. Кн. 1. С. 170.

 

24

 

См. об этом: Королев А.С.  Святослав. С. 39 и др.

 

25

 

Соловьев С.М.  История России с древнейших времен. Кн. 1. С. 169.

 

26

 

Из последних работ на эту тему см.: Толочко А.  «История Российская» Василия Татищева: Источники и известия. М.; Киев, 2005. Впрочем, одно из известий Иоакимовской летописи — о насильственном крещении новгородцев воеводами Добрыней и Путятой — нашло археологическое подтверждение; см.: Янин В.Л.  Летописные рассказы о крещении новгородцев (о возможном источнике Иоакимовской летописи) // Янин В. Л.  Средневековый Новгород: Очерки архитектуры и истории. М., 2004. С. 130—143. А в повествовании Иоакимовской летописи о новгородском правителе Гостомысле, возможно, отразились древние предания скандинавского происхождения, зафиксированные русскими книжниками в XV—XVI веках; см.: Конча С.В.  Скандинавские элементы Иоакимовской летописи и вопрос о ее происхождении // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2012. № 3 (49). С. 98-111.

 

27

 

См.: Королев А. С  Святослав. С. 249—257.

 

28

 

Шахматов А.А.  История русского летописания. Т. 1. Кн. 1. С. 243— 245, 250—255. Сообщение в Новгородской Первой летописи младшего извода: «Ярополк же княжа в Киеве, и воевода бе (был. — А. Р.)  у не го Блуд»: ПСРЛ. М., 2000. Т. 3. Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов. С. 124.

 

29

 

ПСР Л.Т. 3. С. 109-110.

 

30

 

Повесть временных лет. С. 27 (оригинал), 164 (пер. Д.С. Лихачева).

 

31

 

Шахматов А.А.  История русского летописания. Т. 1. Кн. 1. С. 234— 257.

 

32

 

Там же. С. 250.

 

33

 

Там же. Развитие идеи А.А. Шахматова принадлежит А.Н. Насонову и А.Г. Кузьмину; см.: Насонов А.Н.  История русского летописания XI — начала XVIII в. С. 44; Кузьмин А.Г.  Начальные этапы древнерусского летописания. М., 1977. С. 335—336.

 

34

 

Греков Б.Д.  Киевская Русь. М., 2004. С. 379—380.

 

35

 

Свердлов М.Б.  Домонгольская Русь. С. 173.

 

36

 

Вернадский Г.В.  Киевская Русь. С. 208.

 

37

 

Королев Л.С.  Святослав. С. 47, 50.

 

38

 

Греков Б.  Киевская Русь. С. 562.

 

39

 

Назаренко А.В.  Древняя Русь на международных путях. С. 368.

 

40

 

Свердлов М.Б.  Домонгольская Русь. С. 250—253.

 

41

 

Назаренко А.В.  Древняя Русь на международных путях. С. 370.

 

42

 

См.: Королев А.С.  Святослав. С. 39.

 

43

 

Свердлов М.Б.  Домонгольская Русь. С. 242.

 

44

 

Там же. С. 255.

 

45

 

БЛДР. Т 1. С. 339, пер. Л.А. Дмитриева.

 

46

 

Топоров В. Н  Святость и святые в русской духовной культуре. М., 1995. Т. 1. Начало христианства на Руси. С. 495—496.

 

47

 

Об этом свидетельствует «Память и похвала князю русскому Владимиру» Иакова мниха. (Рассказ «Повести временных лет» о крещении князя в Корсуне-Херсонесе в 988 году полон противоречий и потому представляется малодостоверным.) Херсонес русский князь, вероятно, осаждал, будучи уже крещенным. См. работы, в которых обосновывается версия крещения Владимира на Руси в 987 году: Пресняков А.Е.  Княжое право в Древней Руси… С. 346—347; Карпов А.Ю.  Владимир Святой. С. 174—250; Свердлов М.Б.  Домонгольская Русь. С. 277—279. В двух последних работах приведена литература вопроса и содержится обстоятельный обзор разных версий крещения Владимира. Некоторые исследователи считают, что Владимир принял в Киеве в 987 году или около этого времени так называемое предварительное крещение (primo signatio,  то есть собственно оглашение), а крестился уже в Херсонесе после капитуляции города перед русскими войсками в 989 году. См.: Арранц Мигель, о.  О крещении князя Владимира // Тысячелетие введения христианства на Руси. 988—1988. [М.], 1993. С. 62; Петрухин В.Я.  Христианство на Руси во второй половине X — первой половине XI в. // Христианство в странах Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия / Отв. ред. Б.Н. Флоря. М., 2002. С. 77. О противоречиях в летописной версии крещения Владимира см.: Шахматов А.А.  Корсунская легенда о крещении Владимира // Шахматов А.А.  История русского летописания. СПб., 2003. Т. 1. Кн. 2. С. 305—379; ср.: Там же. Т. 1. Кн. 1. С. 31—40; см. также об истории создания летописного повествования о крещении Владимира: он же.  Один из источников летописного сказания о крещении Владимира // Там же. Т. 1. Кн. 2. С. 296—304.

 

48

 

Польский историк А. Поппэ предположил, что мать Владимира Ма-луша, ключница княгини Ольги, должна была креститься под влиянием госпожи и что сам Владимир, хотя и не был крещен, воспитывался матерью в христианском духе (Рорре A.  Vladimir, prince Chretien // Le origini e lo sviluppo della christianita slavo-bizantina. Roma, 1992. P. 51—52). Для та кой догадки нет никаких оснований. «Повесть временных лет» свидетельствует, что до крещения Руси, сразу после вокняжения в Киеве, князь провел реформу, направленную на укрепление и систематизацию языческих верований, воздвигнув возле княжеского дворца идолы Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши — богов не только славянского, но и иранского, а также, возможно, финно-угорского происхождения (см.: Повесть временных лет. С. 37). При Владимире, по свидетельству летописи, в Киеве совершались человеческие жертвоприношения. Согласно житию отца и сына мучеников-варягов, человеческое жертвоприношение, для которого по жребию был избран варяг-сын, готовилось в благодарность за успешный поход Владимира против балтийского племени ятвягов, родственного литовцам. Летопись об этом обстоятельстве прямо не сообщает. См.: Лосева О.В.  Жития русских святых в составе древнерусских Прологов XII — первой трети XV веков. М., 2009. С. 226; ср.: Повесть временных лет. С. 38—39. О Владимире как язычнике см.: Свердлов М.Б.  Домонгольская Русь. С. 272—273, здесь же — литература вопроса.

 

49

 

Филист Г.М.  История «преступлений» Святополка Окаянного. Минск, 1990.

 

50

 

Свердлов М.Б.  Домонгольская Русь. С. 325.

 

51

 

Сотникова М.Я.  Древнейшие русские монеты X—XI вв.: Каталог и исследование. СПб., 1995. С. 196—205.

 

52

 

Свердлов М.Б.  Домонгольская Русь. С. 340—341.

 

53

 

БЛД Р.Т. 1. С. 329, пер. Л.А. Дмитриева.

 

54

 

Повесть временных лет. С. 172.

 

55

 

Пресняков А.Е.  Княжое право в Древней Руси… С. 284—285, 283.

 

56

 

Повесть временных лет. С. 173, 174.

 

57

 

Ильин Н.Н.  Летописная статья 6523 года и ее источник (Опыт анализа). М., 1957. С. 193—194; Miiller L.  Studien zur altnissische Legende der Heiligen Boris und Gleb (5) // Zeitschrift far Slavische Philologie. Heidelberg. 2004. Bd. 63. Heft. 1. S. 33—35. Михеев С.M.  «Святополкъ седе въ Киеве по отци»: Усобица 1015—1019 годов в древнерусских и скандинавских источниках. М., 2009. (Славяно-германские исследования. Т. 4.) С. 63—68. Несколько иначе считал А.А. Шахматов, см: Шахматов А.А.  История русского летописания. Т. 1. Кн. 1. С. 374.

 

58

 

См.: Соловьев С.М.  История России с древнейших времен. Кн. 1. С. 206.

 

59

 

ПСРЛ. М., 1997. Т. 1. Лаврентьевская летопись. Стб. 78 (л. 25).

 

60

 

Михеев С.М.  «Святополкъ седе въ Киеве по отци». С. 84.

 

61

 

Там же. С. 85.

 

62

 

Поппэ А.  Владимир Святой: У истоков церковного почитания // Факты и знаки: Исследования по семиотике истории. Вып. 1 / Под ред. Б.А. Успенского, Ф.Б. Успенского. М., 2008. С. 36, прим. 33.

 

63

 

Михеев С. М  «Святополкъ седе въ Киеве по отци». С. 86.

 

64

 

Данилевский И.Н.  «Повесть временных лет»: Опыт герменевтического прочтения летописного текста. М., 2004. С. 179.

 

65

 

Повесть временных лет. С. 174.

 

66

 

Там же. С. 37.

 

67

 

Повесть временных лет. С. 191.

 

68

 

Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой, А.В. Подосинова. М., 2010. Т. 4. Западноевропейские источники / Сост., пер. и коммент. А.В. Назаренко. С. 81.

 

69

 

См. об этом подробнее: Шахматов А.А.  История русского летописания. Т. 1. Кн. 1. С. 107, прим. 1.

 

70

 

Петрухин В.Я.  Христианство на Руси во второй половине X — первой половине XI в. С. 84.

 

71

 

Михеев С.М.  «Святополкъ седе въ Киеве по отци». С. 61—63; по мнению автора, непосредственным источником послужила не сама Книга Бытия, а какой-то переведенный с греческого хронограф — изложение событий всемирной истории; ср.: Данилевский И.Н.  «Повесть временных лет». С. 169-174.

 

72

 

Данилевский И.Н.  «Повесть временных лет». С. 169—174; Михеев С. М.  «Святополкъ седе въ Киеве по отци». С. 60—68.

 

73

 

Muller L.  Studien zur altrussische Legende der Heiligen Boris und Gleb (5). S. 33—35; Михеев С.М.  «Святополкъ седе въ Киеве по отци». С. 65—68.

 

74

 

ПСРЛ. СПб., 1851. Т. 5. С. 120 («а от Болгарыни Бориса и Глеба, И сын Судислав, 12 Позвизд»). На этот факт еще в 1908 году обратил внимание А.А. Шахматов: Шахматов А.А.  История русского летописания. Т. 1. Кн. 1. С. 107, прим. 1. А.А. Шахматов допускает неточность, замечая, что имена Судислава и Позвизда есть также и в Новгородской Четвертой летописи; в ней этих имен нет; см.: ПСРЛ. 2-е изд. Пг, 1915. Т. 4. Ч. 1.Вып. 1.С. 56.

 

75

 

Иловайский Д.И.  Становление Руси. С. 784, прим. 12.

 

76

 

Пчелов Е.В.  Рюрик. М., 2010. (Серия «Жизнь замечательных людей». Вып. 1477 [1277].) С. 248.

 

77

 

Там же. С. 251.

 

78

 

Петрухин В.Я.  Древняя Русь. Народ. Князья. Религия // Из Истории русской культуры. М., 2000. Т. 1. Древняя Русь. С. 132.

 

79

 

Такое мнение высказано, например, в книге С.М. Михеева «Святополкъ седе въ Киеве по отци».

 

80

 

Белецкий С В.  О лично-родовых знаках Рюриковичей X—XI вв. // http://hl.mailm.su/gcached?q=cache:lJpNijlT_wJ:http%3A//limiter.ru/bele cldj-s-v-o-lichno-rcKiovyx-znakax-knyazej-ryurikovichej-x-xi-vv.html; он же.  Древнейшая геральдика Руси // Повесть временных лет / Пер. с древне- русск. Д.С. Лихачева, О.В. Творогова; коммент. А.Г. Боброва, С.Л. Николаева, А.Ю. Чернова при участии А.М. Введенского и Л.В. Войтовича. СПб., 2012. С. 431-463.

 

81

 

Драчук В. С.  Рассказывает геральдика. М., 1977. С. 34. Об истории этих знаков см.: Там же. С. 30—34, изображения этих «знаков Рюриковичей» — на с. 197 (таблица V); прориси монет Владимира Святославича, Святополка и Ярослава Мудрого с геральдическими изображениями — на с. 198 (таблица VI).

 

82

 

Белецкий С.В.  О лично-родовых знаках… О монетах Святополка см. подробнее: Сотникова М. Н., Спасский И.Г.  Тысячелетие древнейших монет России. Л., 1983. С. 82—96; Сотникова М.П.  Древнейшие русские монеты X—XI вв. С. 82—96.

 

83

 

См.: Белецкий С.В.  Начало русской геральдики (знаки Рюриковичей X—XI вв.) // У источника: Сборник статей в честь С.М. Каштанова. М., 1997. Ч. 1. С. 112-113; Свердлов М.Б.  Домонгольская Русь. С. 243.

 

84

 

Мельникова Е. А.  К вопросу о происхождении знаков Рюриковичей // Мельникова Е. А.  Древняя Русь и Скандинавия: Избранные труды / Под ред. Г.В. Глазыриной, Т.Н. Джаксон. М., 2011. С. 248.

 

85

 

Карпов А.Ю.  Владимир Святой. С. 348—349, со ссылкой на работу: Сотникова М.П.  Древнейшие русские монеты X—XI вв. С. 193. Новейшая интерпретация знаков Рюриковичей и обоснование мнения о двузубце как знаке Святослава, по-видимому повторенном Ярополком и затем, с ориентацией на Ярополка, — Святополком: Фетисов А.А.  «Знак Рюриковичей» из пещерного комплекса Басараби на Нижнем Дунае. С. 210—227.

 

86

 

Свердлов М.Б.  Домонгольская Русь. С. 325.

 

87

 

Янин В.Л.  Актовые печати Древней Руси XI—XV вв. М., 1970. Т. 1. С. 40.

 

88

 

Михеев С.М.  «Святополкъ седе въ Киеве по отци». С. 85.

 

89

 

Свердлов М.Б.  Домонгольская Русь. С. 242, со ссылкой на работы: Пчелов Е. В.  Еще раз о «знаке Рюриковичей» в свете нумизматических данных // Третья Всероссийская нумизматическая конференция. М., 1995. С. 37—38; Мельникова Е. А.  «Знаки Рюриковичей» на восточных монетах // Восточная Европа в древности и средневековье: Политическая структура Древнерусского государства: VIII Чтения памяти В.Т. Пашуто. Тезисы докладов. М., 1996. С. 49; Белецкий С.В.  Начало русской геральдики (знаки Рюриковичей X—XI вв.). С. 109—114.

 

90

 

Сотникова М. П., Спасский И.Г.  Тысячелетие древнейших монет России. С. 85; Белецкий С.В.  Начало русской геральдики (знаки Рюриковичей X-XI вв.). С. 99-100.

 

91

 

Свердлов М Б.  Домонгольская Русь. С. 311—312.

 

92

 

По догадке Н.М. Карамзина, «Владимир усыновил Святополка, однако ж не любил его и, кажется, предвидел в нем будущего злодея» (Карамзин Н.М.  История государства Российского: В 12 т. / Отв. ред. А.Н. Сахаров; подг. текста В.Ю. Афиани, В.М. Живов, В.П. Козлов. М., 1991. Т. 2-3. С. 7).

 

93

 

Повесть временных лет. С. 191.

 

94

 

Шахматов А.А.  История русского летописания. Т. 1. Кн. 1. С. 108.

 

95

 

Михеев С.М.  «Святополкъ седе въ Киеве по отци». С. 60.

 

96

 

ПСР Л.Т. 3. С. 465.

 

97

 

Повесть временных лет. С. 70.

 

98

 

Карпов А.Ю.  Владимир Святой. С. 88-93, 433.

 

99

 

Назаренко А.В.  Древняя Русь на международных путях. С. 368.

 

100

 

Повесть временных лет. С. 66, 71.

 

101

 

ПСРЛ. 2-е изд. Т. 4. Ч. 1. Вып. 1. С. 90; ПСРЛ. СПб., 1851. Т. 5. С. 120; ПСРЛ. М., 2001. Т. 7. С. 311. Очевидно, к общему источнику этих летописей восходит и такое же упоминание в одном из кратких (проложных) житий Бориса и Глеба; ср.: Лосева О.В.  Жития русских святых в составе древнерусских Прологов… С. 413.

 

102

 

Пресняков А.Е.  Княжое право в Древней Руси… С. 371.

 

103

 

Полевой И.А.  История русского народа. М., 1997. Т. 1. С. 165. В от ношении Позвизда еще в XVIII веке такое мнение высказывал В.Н. Татищев; см.: История Российская с самых древнейших времен… Кн. 2. С. 411, прим. 191.

 

104

 

Соловьев С.М.  История России с древнейших времен. Кн. 1. С. 204.

 

105

 

Щавелева Н.И.  Древняя Русь в «Польской хронике» Яна Длугоша (книги I—VI): Текст, перевод, комментарий / Под ред. и с доп. А.В. Назаренко. М., 2004. С. 235.

 

106

 

Там же.

 

107

 

Revelli G.  Monumenti letterari su Boris e Gleb. Литературные памятники о Борисе и Глебе. Genova, 1993. Р. 619.

 

108

 

См.: Ратин А.М.  К интерпретации историко-богословского введения в «Чтении о Борисе и Глебе» преподобного Нестора // Книжность и книжники Древней Руси: Макариевские чтения. Вып. 17: Материалы XVII научной конференции памяти святителя Макария. Можайск, 2010. С. 338-347.

 

109

 

Повесть временных лет. С. 60 (оригинал), 197 (пер. Д.С. Лихачева); БЛДР Т. 1. С. 340 (оригинал), 341 (пер. Л.А. Дмитриева).

 

110

 

См.: Айналов Д.В.  Очерки и заметки по истории древнерусского искусства. IV. Миниатюры «Сказания» о свв. Борисе и Глебе Сильвестровского сборника // ИОРЯС. СПб., 1910. Т. XV. Кн. 3. С. 85.

 

111

 

История Российская с самых древнейших времен собранная и описанная Василием Никитичем Татищевым. М., 1768. Кн. 1.4. 1. С. 40.

 

112

 

Там же. С. 50-51, прим. 47.

 

113

 

Екатерина II.  О величии России / Сост., биогр. очерк, прим. И.Я. Лосиевского. М., 2006. С. 227.

 

114

 

Соловьев С.М.  История России с древнейших времен. Кн. 1. С. 204.

 

115

 

Повесть временных лет. С. 57.

 

116

 

См.: История Российская с самых древнейших времен собранная и описанная Василием Никитичем Татищевым. Кн. 2. С. 89.

 

117

 

Ср.: Карпов А.Ю.  Ярослав Мудрый. С. 31—32.

 

118

 

Повесть временных лет. С. 57 (оригинал), 195 (пер. Д.С. Лихачева).

 

119

 

«Сага об Олаве сыне Трюггви» // Снорри Стурлусон.  Круг Земной / Изд. подг. А.Я. Гуревич, Ю.К. Кузьменко, О.А. Смирницкая, М.И. Стеблин-Каменский. Репринт, воспр. текста изд. 1980 г. М., 1995. (Серия «Литературные памятники».) С. 126, пер. М.И. Стеблин-Каменского.

 

120

 

Пресняков А.Е.  Княжое право в Древней Руси… С. 32, 341—342; Рыбаков Б.А.  Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. С. 415. В более осторожной форме это отождествление готов принять А.Ю. Карпов; см.: Карпов Л.Ю.  Владимир Святой. С. 306.

 

121

 

См.: Карпов Л.Ю.  Владимир Святой. С. 117; он же.  Ярослав Мудрый. С. 15—16.

 

122

 

См.: Карпов А.Ю.  Владимир Святой. С. 306.

 

123

 

Там же. С. 414, прим. 50.

 

124

 

Снорри Стурлусон.  Круг Земной. С. 646, прим. 95; ср.: Джаксон Т. Н.  Исландские королевские саги о Восточной Европе (с древнейших времен до 1000 г.). Тексты, пер., коммент. М, 1993. С. 210—211.

 

125

 

Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик / Изд. подг. Л.А. Ольшевская, С.Н. Травников. М., 1999. (Серия «Литературные памятники».) С. 48—49 (оригинал), 152 (пер. Л.А. Ольшевской).

 

126

 

Титмар Мерзебургский.  Хроника. С. 165, 177.

 

127

 

Флоря Б.Н.  Христианство в Древнепольском и Древнечешском государстве во 2-й половине X— 1-й половине XI в. // Христианство в странах Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия / Отв. ред. Б.Н. Флоря. М., 2002. С. 248—249, со ссылкой на разыскания польского историка Г. Лябуды.

 

128

 

Повесть временных лет. С. 60 (оригинал), 197 (пер. Д.С. Лихачева).

 

129

 

См.: Шахматов А.А.  История русского летописания. Т. 1. Кн. 1. С. 70-72.

 

130

 

Древнерусские патерики. С. 48 (оригинал), 152 (пер. Л.А. Ольшевской).

 

131

 

Щавелева Н.И.  Древняя Русь в «Польской хронике» Яна Длугоша (книги I—VI). С. 253.

 

132

 

Поппэ А.  Феофана Новгородская // Новгородский исторический сборник. Вып. 6 (16). СПб., 1997. С. 102-120.

 

133

 

Васильев А.А.  История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081 г.) / Вступ. ст., прим. науч. ред., пер. с англ. яз. и имен ной указ А.Г. Грушевого. 2-е изд., испр. СПб., 2000. С. 426. О договоре Владимира с византийскими василевсами и о его крещении см. также, например: Поппэ А.  Политический фон крещения Руси (русско-византийские отношения в 986—989 годах) // Как была крещена Русь. 2-е изд. М., 1989. С. 202—240: Сюзюмов М. Я., Иванов С А.  Комментарии // Лев Диакон.  История / Пер. М.М. Копыленко; статья М.Я. Сюзюмова; коммент. М.Я. Сюзюмова, С.А. Иванова; отв. ред. Г.Г. Литаврин. М., 1988. (Серия «Памятники исторической мысли».) С. 222, прим. 69, 70 (со ссылкой на работы О.М. Рапова и Н.М. Богдановой); Богданова Н.М.  О времени взятия Херсона князем Владимиром // Византийский временник. 1986. Т. 47. С. 39-46; Карпов А.Ю.  Владимир Святой. С. 174—212; Петрухин В.Я.  Христианство на Руси во второй половине X — первой поло вине XI в. С. 79—80.

 

134

 

Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. Т. 2. Византийские источники / Сост. М.В. Бибиков. М., 2010. С. 236, пер. Я.Н. Любарского.

 

135

 

См. работы, в которых обосновывается эта версия крещения Владимира и Руси: Пресняков А.Е.  Княжое право в Древней Руси… С. 346—347; Карпов А.Ю.  Владимир Святой. С. 174—250; Свердлов М.Б.  Домонгольская Русь. С. 277—279. В последних двух работах приведена литература вопроса и содержится обстоятельный обзор разных версий крещения Владимира.

 

136

 

Константин Багрянородный.  Об управлении империей: Текст, пер., коммент. / Под ред. Г.Г. Литаврина, А.П. Новосельцева. 2-е изд., испр. М., 1991. С. 59, пер. Г Г. Литаврина.

 

137

 

Там же. С. 343 (комментарии 41 и 44).

 

138

 

См.: Бибиков М.В.  Byzantinorossica: Свод византийских свидетельств о Руси. М., 2004. [Вып.] I. С. 66.

 

139

 

Повесть временных лет. С. 58.

 

140

 

См. подробнее: Карпов А.Ю.  Анна, жена киевского князя Владимира Святого // Слово: Православный образовательный портал (http://www. portal-slovo.ru/history/35775.php).

 

141

 

Щавелева Н.И.  Древняя Русь в «Польской хронике» Яна Длугоша (книги I—VI). С. 233.

 

142

 

Там же. С. 378—379, прим. 95, со ссылкой на исследование А.В. Назаренко, предположившего существование такой древней традиции: Назаренко А.В.  Древняя Русь на международных путях. С. 437—445, 449.

 

143

 

Йахйа Антиохийский.  История // Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. Т. 3. М., 2009. Восточные источники / Сост. Т.М. Калинина, И.Г. Коновалова, В.Я. Петрухин. С. 106 (пер. В.Г. Розена).

 

144

 

См.: Лосева О.В.  Русские месяцесловы XI—XIV веков. М., 2001. С. 88-91.

 

145

 

См.: Константин Багрянородный.  Об управлении империей. С. 344, прим. 51.

 

146

 

История Российская с самых древнейших времен… Кн. 2. С. 399, прим. 163, с. 409, прим. 184.

 

147

 

Там же. С. 409, прим. 184.

 

148

 

Толочко А.  «История Российская» Василия Татищева. С. 445—458; Михеев С.М.  «Святополкъ седе въ Киеве по отци». С. 73.

 

149

 

См. его текст: Милютенко Н.И.  Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси: Древнейшие письменные источники: Научное издание / Отв. ред. Г.М. Прохоров. С. 476.

 

150

 

Соловьев С.М.  История России с древнейших времен. Кн. 1. С. 204— 205; ср.: он же.  История отношений между русскими князьями Рюрикова дома. М., 2003. С. 34—35..

 

151

 

Гедеонов С.А.  Варяги и Русь: Историческое исследование. М., 2004. С. 190 и прим. 118 на с. 411.

 

152

 

Костомаров И.И.  Русская история в описаниях ее главнейших деятелей. М., 1995. Кн. 1.С. 14.

 

153

 

См., например: Поппэ А.В.  Земная гибель и небесное торжество Бориса и Глеба. С. 308—312; эту идею разделяет В.Я. Петрухин: Петрухин В.Я.  Христианство на Руси во второй половине X — первой полови не XI в. С. 106—107 (с признанием гипотетичности аргументов А. Поппэ и спорности одного из них). В. Волков оценивает гипотезу о рождении Бориса и Глеба от христианского брака Владимира с Анной (Volkov V.  Vladimir the Russian Viking. 3rd print.  Woodstock; N. Y, 1998. P. 367, note 187) как обоснованную.

 

154

 

Поппэ А. В  Земная гибель и небесное торжество Бориса и Глеба. С. 312.

 

155

 

Там же. С. 309.

 

156

 

Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. С. 136—137.

 

157

 

Поппэ А.В.  Земная гибель и небесное торжество Бориса и Глеба. С. 309.

 

158

 

Там же. С. 311. Об этих монетах см.: Сотникова М. П., Спасский И. Г.  Тысячелетие древнейших монет России. С. 115—200.

 

159

 

БЛД Р.Т. 1. С. 349, пер. Л.А. Дмитриева.

 

160

 

Там же. С. 351,350.

 

161

 

См. раздел коллективной статьи «Борис


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.496 с.