Как президенты говорят по телефону — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Как президенты говорят по телефону

2021-01-31 58
Как президенты говорят по телефону 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Как правило, разговор российского президента с президентом другой страны организовывает Министерство иностранных дел. К примеру, госдепартамент США выходит на МИД или нашего посла в стране и сообщает, что господин Буш хотел бы поговорить с президентом Путиным. Об этом моментально докладывают помощнику президента по международным вопросам или напрямую самому Владимиру Владимировичу.

Президент назначает удобное ему время. За перевод отвечает МИД. Там в специально оборудованном пункте сидит переводчик-синхронист. Такого, чтобы президент был готов к разговору, а переводчика на месте не оказалось, быть не может. В министерстве существуют соответствующие дежурные службы.

Спонтанным разговор двух президентов никогда не бывает. Прежде необходимо установить связь, проверить слышимость. Когда соответствующие службы удостоверятся в качестве связи, идет соединение. Начинается разговор, с синхронным переводом. У другой стороны тоже задействован при этом свой синхронист, но случается, что тот президент говорит: давайте через вашего будем работать. И тогда, к примеру, американский переводчик только подстраховывает российского.

 

Секретарь

 

В реестре государственных служащих сегодня нет специальности «секретарь». Официально сотрудницы, сидящие в приемных у высоких начальников, именуются «специалистами». У начальников департаментов в здании правительства работают специалисты первой категории, у вице-премьеров — ведущие специалисты, у премьера — специалисты-эксперты. Чаще всего будущих секретарей набирают на факультете делопроизводства Историко-архивного института и в колледже Министерства иностранных дел. Ежегодно оттуда присылают на стажировку в высокие государственные учреждения около двух десятков человек, но лишь немногие оказываются действительно годными для дальнейшей службы в приемных у высокого начальства; При этом не все туда сразу попадают, многие прежде несколько лет работают обычными служащими в Управлении делопроизводства и архива, и нельзя сказать, что зарплата у них вполне соответствует нагрузке.

У российского президента секретарши нет. В приемной его кремлевского кабинета круглосуточно и посменно дежурят по два сотрудника администрации президента. Таких сменных секретарей у президента три пары. Это люди зрелого возраста и с высшим образованием. Они отвечают на звонки, соединяют президента с собеседниками и принимают его посетителей. За их работу отвечает заместитель главы администрации И. И. Сечин. С приходом в Кремль Путина работа его секретарей усложнилась: увеличились и объем корреспонденции, и число посетителей, что первое время создавало определенные проблемы.

Основные наши праздники, как известно, День Победы, День России, День Конституции, Рождество (Новый год) и Пасха. Когда решается вопрос о рассылке поздравительных открыток за подписью президента, он, как правило, сам просматривает списки и вносит в них уточнения. Какую-то часть открыток, очень небольшую, президент подписывает, на остальные ставится его факсимиле. В этом смысле канцелярия работает очень четко.

Чаем и кофе посетителей угощают сотрудники соответствующей службы. Это специально обученные девушки и юноши в униформе, которые приносят в кремлевские кабинеты горячие напитки со стандартным набором: галеты, сушки, печенье, мармелад. Чай-кофе подают в белом фарфоровом сервизе с российским гербом.

В советскую эпоху была очень популярна картина «Ходоки у Ленина», написанная В. Серовым в 1950 году в качестве иллюстрации реальной жизненной истории. В 1918-м погорельцы из деревни Елицы Новгородской области добрались до Петрограда и благодаря своему земляку-охраннику добились у коменданта Смольного разрешения прийти на прием к Ленину. По ленинской записке им выдали зерна, дров и, кажется, леса на строительство. Этот сюжет был особенно любим официальной пропагандой в те времена, когда подобное уже никак не могло случиться.

На экскурсии в Музее-квартире Ленина в Кремле посетителям рассказывали, что после покушения эсерки Каплан, когда Кремль закрыли, у Троицких ворот стояла телефонная будка со списком кремлевских телефонов, включая телефон председателя Совнаркома. А рядом была приписка с просьбой не беспокоить его по пустякам. Тем, кто любит историю, при этом непременно вспоминается ящик для жалоб, выставленный у Зимнего дворца по приказу Павла I. Тот тоже просуществовал недолго, как и этот телефон.

Ныне все управленческое хозяйство — отлаженный механизм, у которого есть приводные ремни. Если человеку очень нужно, чтобы его проблему решили на самом высоком уровне, он может обратиться в приемную президента. Из приемной информация поступает руководству администрации, после чего, по необходимости, доводится до сведения главы государства.

После каждой проведенной встречи президент сообщает помощнику, какие достигнуты договоренности и какие документы следует подготовить.

 

Приемная

 

Приемная президента Российской Федерации находится по адресу: улица Ильинка, 23, подъезд 11. Она открыта по рабочим дням с 8.45 до 17.45, в ней работают ее собственные сотрудники, а также, по соответствующему графику, сотрудники аппарата президента. Сюда, а не в суд, пока обращаются люди, не нашедшие понимания при решении своих личных проблем, а также те, кто считает, что может своим советом помочь исполнительной власти вывести страну из кризиса.

Очень многие из тех, кто пишет президенту, просятся на прием. Естественно, что президент не имеет возможности принять всех желающих. Это во всем мире так. Поэтому руководители всех подразделений администрации: глава аппарата, его заместители, начальники управлений по очереди дежурят в приемной президента. И люди, которые записались на прием, имеют возможность изложить им свои просьбы. По собственному опыту могу сказать, что руководителям администрации такое дежурство выпадает примерно один раз в два месяца.

В приемной есть правительственная связь, так что в случае необходимости можно сразу снять трубку и переговорить с руководителем соответствующего ведомства. Когда я был заместителем главы администрации президента, я неоднократно вел там прием и нередко пользовался этой связью, чтобы на месте решить вопрос или попросить содействия какого-то ведомства.

Бывают просьбы личного характера, предложения, и отнюдь не всегда они оказываются достаточно обоснованными. Но особенно сложно работать с кулибиными, убежденными, что их изобретение недооценили и что, если государство его внедрит, произойдет целая революция в промышленности. При этом чаще всего то, что человек заблуждается, становится понятным сразу, но объяснить и доказать что-либо ему, к сожалению, совершенно невозможно.

Ходоков как таковых сегодня быть не может. Хотя — всякое бывает. Осенью 2002 года у Спасских ворот тоже стояли ходоки — дети из Международного детского дома в Иванове. Они хотели попасть к президенту, чтобы остановить передачу детдома военным для организации там Суворовского училища. Тем более что документы подписала администрация Ивановской области, а детдом принадлежит Российскому Красному Кресту. Всем домом дети собирали средства на поездку в Москву своих товарищей, которые целые дни проводили у кремлевских ворот. И президент к ним вышел. Он внимательно выслушал их рассказ, дал слово во всем разобраться и пообещал позаботиться о том, чтобы детдом не закрыли.

 

Указы

 

Указ — это документ, временно, до принятия соответствующего закона регламентирующий деятельность государственных органов. В эпоху Ельцина указов готовилось и принималось намного больше, чем теперь. Это происходило потому, что исполнительной власти не удавалось добиться того, чтобы в Государственной думе вовремя принимались законы, жизненно важные для дальнейшего развития страны, в частности по приватизации, государственному строительству и многим другим вопросам, вызывавшим и вызывающим острые дискуссии.

Слишком долго предаваться дискуссиям было нельзя. Соответствующее подразделение получало через главу администрации указание: подготовить проект указа. Обычно такой проект непременно просматривает президент, высказывает свои замечания. После того как документ в целом одобрен, он направляется на экспертную оценку в контрольное и правовое управления администрации. Там смотрят, соответствует ли будущий указ действующему законодательству, нет ли каких-либо нарушений и что необходимо исправить. Когда документ обретает окончательный вид, его визируют все принимавшие участие в его разработке службы и эксперты. В канцелярии президента проверяют, все ли визы на документе стоят, и только тогда проект указа поступает на подпись к главе государства.

Несмотря на этот четкий порядок, случались ошибки: исполнение некоторых из подписанных и вступивших в силу указов оказалось под вопросом в силу того, что они были просто нереалистичны.

Существуют еще кадровые указы, когда президент, в соответствии со своим правом, закрепленным конституцией, производит назначения всех силовых министров, других министров — по представлению правительства, заместителей премьера, послов — по представлению МИДа. Такие указы готовить и принимать несложно. Там всего две строчки: назначить такого-то, предположим, министром. Вторая строчка: указ вступает в силу со дня опубликования. Однако и при принятии кадрового указа, прежде чем документ попадет на стол президента, на нем должны стоять подписи всех начальников подразделений, которые курируют эти вопросы.

Кандидатуру назначенца на высокую должность президент, конечно, согласовывает с кадровым управлением, другими подразделениями, но окончательное решение остается за ним. Он может выслушать все аргументы против и сказать: готовьте проект указа. И все, вопрос решен.

 

Архив

 

В советское время доступ в архивы был ограничен. Для того чтобы туда попасть, необходимо было заручиться специальным письмом от государственного учреждения, где должны были быть указаны тема, которая вас интересует, и цель, которую вы преследуете. Конечно, несмотря ни на что, исследователи в архивах сидели, они писали и публиковали соответствующие работы, но препоны оставались, особенно в той части, которая касалась советского периода отечественной истории.

Впервые о действиях, которые предпринимались в сталинский период, о том, что происходило на самом верху во время войны, стали говорить на XX съезде КПСС. Тогда вслух, с высокой трибуны впервые зазвучали имена: какие были репрессии, кто ставил подписи. Конечно, тогда люди узнали отнюдь не всю правду, но это было только начало. О том, что происходило в сталинскую эпоху, стало известно не только от живых свидетелей, но главным образом из документов, которые сохранились в государственном архиве и архиве Центрального Комитета КПСС. Говорят, что Хрущеву удалось уничтожить многие бумаги, которые подтверждали его участие в репрессиях. Трудно сказать, так ли это на самом деле. Хотя нельзя исключить, что по его указанию какие-то документы в архиве уничтожить могли. Но это лишь предположение.

Работа комиссии по реабилитации жертв сталинских репрессий, которую возглавил в эпоху перестройки А. Н. Яковлев, стала возможной именно потому, что в ее распоряжении оказались прежде засекреченные архивные документы, дела, заведенные на Бухарина, Тухачевского, Зиновьева, Каменева, всех тех, кто попал под репрессии и в довоенный период, и после войны.

С этим же связана деятельность уполномоченного по правам человека: есть архивы, есть доступ к ним, есть возможность рассматривать и пересматривать некоторые дела.

В конце года каждое подразделение администрации президента подготавливает и сдает по описи документы в собственный архив. По истечении определенного срока эти документы передают на хранение теперь уже в государственный архив. Документы расписывают по категориям в зависимости от степени важности и секретности, часть из них предназначена для вечного хранения, другая часть через какое-то время уничтожается.

Порядок в архиве строгий. Если кому-то пришло в голову что-то уничтожить, втихую он это сделать не сможет. Придется писать объяснительную записку, требовать вернуть документы из архива, как-то мотивировать свое требование. Кстати, подлинники уже, как правило, на руки не выдаются, только копии.

Если необходимо поднять, что было 5–10— 15 лет тому назад, можно посмотреть описи, по которым сдавались в архив документы и которые хранятся в каждом подразделении администрации президента. Обычно речь идет об указах, проектах указов, распоряжениях президента, графике его работы, аналитических записках, которые регулярно готовит каждое управление.

В архиве работают специалисты высокого класса. Они-то и определяют сроки хранения отдельных документов, ведь все хранить невозможно.

Жизнь показывает, что по крупным проблемам, по той же Катыни, которая долгое время была засекречена, все документы сохранились. Об этом же свидетельствуют изданные А. Н. Яковлевым по отдельным периодам нашей истории книги, в которых он подвел итоги работы возглавлявшейся им комиссии по реабилитации.

 

Зарплата

 

В настоящее время зарплата президента России составляет 1 762 236 рублей в год, то есть около 150 тысяч рублей в месяц. Глава администрации президента получает соответственно 1 069 200 рублей, министр — 1 057 342 рубля.

Для сравнения: зарплата президента США Джорджа Буша составляет 400 тысяч долларов в год (то есть примерно 11 миллионов рублей), госсекретарь Колин Пауэлл и председатель ФРС Алан Гринспэн получают соответственно по 171 900 долларов, председатель Комиссии по ценным бумагам и биржам Уильям Доналдсон — 142 500. Зарплата британского премьер-министра Тони Блэра составляет 163 418 фунтов — около 291 тысячи долларов в год.

Сотрудники администрации президента имеют ряд должностных привилегий. К ним следует отнести бесплатное пользование мобильной телефонной связью начальниками управлений и их заместителями; государственный автотранспорт, который предоставляется руководителям аппарата, начиная с начальников управлений. Как и в советское время, сотрудники администрации могут приобрести с хорошей скидкой путевку в комфортабельный санаторий, пользуются услугами кремлевской поликлиники, больницы (в самом Кремле поликлиники нет, есть небольшой медпункт для оказания экстренной помощи). К их услугам Центральная клиническая больница, больница и поликлиника на Мичуринском, на Сивцевом Вражке.

Есть также пансионаты, служебные дачи, которые сотрудники могут снять за свои деньги на летний период. Обходится это удовольствие отнюдь не дешево. Если раньше, когда жил на государственной даче, я платил в месяц самое большее 20–30 рублей, что составляло примерно десятую часть моей зарплаты, то теперь на оплату дачи у сотрудника администрации уходит 35–40 процентов его месячного заработка.

Конечно, люди, выполняющие столь ответственную работу, живущие в постоянном напряжении сил и нервов, должны получать такую зарплату, которая обеспечила бы им достойную жизнь и позволила бы обходиться без льгот и привилегий. Но о хорошей зарплате для чиновников можно будет говорить лишь тогда, когда наши пенсионеры станут получать достойные пенсии, а врачи и учителя — не менее достойную зарплату.

 

Протокол президента

 

Дипломатический протокол имеет богатую историю. Он зародился в античные времена и первоначально был непосредственно связан с мировоззрением древних народов, их верованиями и культами. Древние римляне в ходе церемонии заключения мира совершали ритуальное жертвоприношение. Поскольку власть императора была священной, в древности придавали особое значение признанию этого священства послами чужих государей. В противном случае чужеземец выказывал непочтение не только к власти, но и к местным богам. Для этого было придумано множество громоздких церемоний с паданием ниц, подношением подарков и проч. В Византии, например, для произведения особого эффекта во время церемонии принятия иноземных послов специальный механизм приподнимал трон императора под грозное рычание золоченых механических львов.

На Руси также существовал особый порядок заключения договоров с иноземцами. После обязательного молебна придворный священник зачитывал положения договора о мире, слова которого повторял за ним великий князь. По окончании чтения текста договора великий князь передавал документ главе делегации государства, с которым заключался мир. Договор считался нерушимым только после того, как глава делегации скреплял достигнутые договоренности особой присягой в виде «крестного целования», причем Иван Грозный, например, сам внимательно следил за тщательностью выполнения этой церемонии.

В 1774 году был разработан «Церемониал для чужестранных послов при Императорском российском дворе», явившийся, по сути, первой попыткой систематизации и законодательного оформления протокольных норм в России. В 1827 году протокол получил свое развитие в «Высочайше утвержденных этикетах при Императорском российском дворе». Эти документы и были основой русского дипломатического протокола вплоть до Октябрьской революции.

В Советском Союзе все функции по обеспечению дипломатического протокола возлагались на протокольный отдел Министерства иностранных дел. Советский протокол имел определенную специфику, во многом продиктованную идеологией. Отсутствие должности президента и фактическое исполнение его обязанностей генеральным секретарем ЦК КПСС, имевшим статус лидера политической партии, но не руководителя государства, приводили к трудностям в соблюдении принципа паритета при проведении встреч с главами западных государств. Советское протокольное старшинство было следующим: генеральный секретарь, а затем по алфавиту члены Политбюро, кандидаты в члены Политбюро, члены ЦК КПСС и так далее вплоть до секретарей райкома. С позиций сегодняшнего времени советский протокол кажется чересчур официозным. Возможно, это происходило отчасти потому, что советские лидеры сравнительно редко принимали участие в международных мероприятиях или выезжали с визитами за рубеж.

С началом перестройки все изменилось. Президент СССР М. С. Горбачев много времени уделял международным вопросам, часто встречался с зарубежными лидерами. Изменилась и внешняя политика страны, став более открытой, что, в свою очередь, привело к изменению протокольных норм. В мае 1990 года в управлении делами президента СССР был создан протокольный отдел, который занялся разработкой президентского протокола в соответствии с требованиями времени.

В конце 1991 года, когда СССР распался, Россия стала выступать как самостоятельное государство. 20 января 1992 года Б. Н. Ельцин принял решение о реорганизации управления протокола в службу протокола администрации президента Российской Федерации. Были подготовлены и утверждены «Положение о службе протокола администрации президента Российской Федерации» и «Положение об организационно-протокольном обеспечении международных контактов руководства России». В 1993 году глава администрации президента утвердил «Порядок приема и обслуживания иностранных делегаций, командирования за границу делегаций на высшем уровне и работников администрации президента Российской Федерации». Летом 1995 года указом президента было утверждено «Положение об управлении протокола президента Российской Федерации», которое в декабре 1998 года было дополнено в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Эти документы являются нормативной базой для работы подразделения.

Главная задача управления протокола — осуществление всего комплекса протокольных норм в отношении главы государства и его супруги, содействие в организации визитов лидеров зарубежных стран, проведении крупных конференций и других официальных мероприятий на высшем уровне. Управление протокола работает в тесном контакте с департаментом государственного протокола Министерства иностранных дел, иностранными посольствами, коллегами за рубежом. Ведется досье всех состоявшихся встреч и визитов.

Дипломатический протокол изменяется под влиянием времени. Международная интеграция привела к увеличению количества контактов глав государств; к государственному, официальному и рабочему визитам прибавилась «встреча без галстуков», во время которой лидеры разных стран в неофициальной обстановке обсуждают важнейшие внешнеполитические проблемы. Проводится множество международных конференций и встреч на высшем уровне, в которых одновременно принимают участие руководители нескольких держав.

Протокол требует самого пристального внимания к мельчайшим деталям, знания политики и географии, экономики и культуры, национальных и религиозных традиций различных государств.

Когда шло формирование протокольной службы президента СССР, главной задачей было определить приоритетные направления работы и уже в соответствии с ними подбирать людей. С одной стороны, нужны были люди, хорошо знакомые с дипломатией, имевшие практический опыт. С другой — они должны были обладать качествами, присущими далеко не всякому дипломату: обширными разносторонними познаниями, скромностью и умением быть незаметным, чувством локтя и предельным вниманием.

С тех пор прошло чуть более десяти лет. Сегодня протокольные подразделения созданы в министерствах, ведомствах, крупных промышленных корпорациях, банковско-финансовых группах. А потому многие уверены, будто хорошо понимают, что такое протокол. Мне немало доводилось встречаться с людьми, которые работают на этих направлениях. В ходе таких встреч родилась пока еще нереализованная идея создать ассоциацию или сообщество протоколистов, дабы иметь возможность постоянно обмениваться мнениями, вырабатывать единые правила игры на всем поле протокольной службы. Речь не идет об унификации, это было бы неверно, поскольку у всех заинтересованных сторон разные возможности и разные подходы. Но было бы неплохо приблизить их работу к единым международным правилам.

Кстати, сегодня часто путают протокол и этикет. По этикету, например, издано море книг, но если их все собрать и прочесть, голова пойдет кругом. Многие авторы этих книг основываются на этикете зарубежном. Кто-то составляет из зарубежных материалов сборники, называя их чуть ли не энциклопедиями. То же сегодня происходит и с протоколом. Книги по протоколу издают теперь не только крупнейшие центральные издательства, но и российские губернии. Возможно, это хорошо: они, безусловно, нужны как пособия для местной администрации. Беда заключается в том, что в таких изданиях содержится много неверной, пафосной информации, так как при отборе материала составители не учли специфику государственного протокола, протокола президента и протокола губернатора или крупного предприятия. Излишняя напыщенность не будет способствовать улучшению работы, а временами и вызовет улыбку у приглашенных на то или иное мероприятие. При выработке протокола, имеющего локальный характер, необходимо учитывать специфику своей области, уважительно относиться к национальным традициям своего края. Нельзя по одной схеме проводить мероприятия на юге и севере нашей страны. Но уходить от шаблонов, искать что-то новое мы обязаны.

Протокол — это кропотливая совместная работа многих служб. Если ставить во главу угла только протокол и не считаться с теми задачами, которые стоят перед другими службами, плодотворной работы не получится. И в то же время такое взаимодействие должно быть незаметным для непосвященных. О нем должны знать лишь те, кто готовит мероприятие.

Президентский протокол появился в нашей стране после того, как на заседании Верховного Совета первым президентом Советского Союза был избран Михаил Сергеевич Горбачев. Нужно было создавать администрацию президента, которая отличалась бы от администрации генерального секретаря ЦК КПСС. Во всех странах, где есть президент, есть президентский протокол, и хотя в целом такой протокол уже унифицирован международной практикой, в каждой стране обязательно выделяются чисто национальные его особенности, опирающиеся на историческую традицию. Во всех крупных государствах протокол вырабатывался долгими годами.

У американцев главное место проведения многих мероприятий — лужайка возле Белого дома. Здесь могут одновременно находиться полторы — две тысячи человек — помимо делегации, которую принимает президент. Именно здесь играют гимны, перед высоким гостем проходят солдаты в униформе времен образования США. Американский президент приветствует своего гостя на глазах широкой общественности.

То же и с инаугурацией. В США все фиксировано: каждые четыре года 4 ноября проходят выборы президента, а 20 января, через два с половиной месяца, проводится церемония вступления в должность вновь избранного главы государства. В январе в Вашингтоне довольно тепло, так что весь церемониал проходит на Капитолийском холме при большом стечении народа. А потом организаторы успешной предвыборной кампании разъезжаются по 10–15 гостиницам и одновременно проводят там инаугурационный прием. Президент объезжает почти все эти гостиницы, фотографируется с теми, кто пришел на его праздник. Билеты на такой прием стоят от одной до двух тысяч долларов. Уговаривать купить билет никого не надо: элита стремится выпить шампанского с человеком, который четыре года будет осуществлять высшую исполнительную власть в стране.

Когда мы решали, как провести инаугурацию первого советского президента, мы изучили множество документов, но это мало что дало. Нам не хотелось резкого перехода от советского периода истории назад, к царскому прошлому, да это было бы и непонятно нашим современникам. После долгих размышлений мы остановились на простом и строгом варианте: президентская клятва на конституции в Кремлевском дворце съездов и прием в банкетном зале на 1100 человек, с присутствием представителей всех политических партий и движений, а также молодежных организаций.

Так была заложена традиция, которая продолжения не получила: наступил 1991 год, произошло ГКЧП, и Михаил Сергеевич Горбачев стал президентом несуществующей страны.

Работая в протоколе, следует прежде всего уважать себя. Здесь нельзя заниматься политиканством, нельзя допускать малейшей тени высокомерия. Необходимо внимательно выслушивать просьбы и требования зарубежных коллег, настаивать на выполнении всех наших протокольных позиций, но и стараться идти навстречу. Какими бы сложными отношения ни были, гость всегда должен чувствовать прежде всего доброжелательность принимающей стороны. В своей протокольной практике я всегда ставил это во главу утла.

За столом переговоров я всегда начинаю с того, что стараюсь понять, какая у моего собеседника позиция. И знаю наверное, что навязать ему свою точку зрения не смогу. Зато могу выделить ключевые проблемы, растолковать коллеге свою позицию и добиться понимания в принципиальных вопросах.

В протоколе главное быть откровенным со своим партнером. Вопросы возникают порой самые неожиданные и на первый взгляд простые. Например, цвет платья супруги президента. Если модным был, к примеру, зеленый, нам следовало быть начеку: нельзя было допустить, чтобы обе супруги появились в одеяниях одинакового цвета. Я говорил: большая просьба, узнайте, в чем будет супруга вашего президента. И коллеги мне сообщали, и если надо было, мы эту ситуацию координировали. Когда было тяжело находить общие решения, я так и говорил: мне тяжело. Когда начались проблемы со здоровьем у Бориса Николаевича, мне приходилось считать ступеньки: высоких лестниц нашему президенту было не одолеть. Я просил найти другой въезд, другой проход, где ступеней поменьше.

К примеру, была у нас еще одна протокольная проблема: фраки. Когда Горбачев находился с визитом в Испании, принимающая сторона предложила нам надеть на прием фраки. И хотя они настаивали, мы отказались, так как Михаил Сергеевич был категорически против, и сошлись на темном костюме. Когда в Испанию с визитом приехал Ельцин, к тому времени мы уже начали носить смокинги, впервые надев их в Москве во время визита королевы Великобритании. В Испании нам снова предложили надеть на прием к королю фрак. Мы, в свою очередь, предложили смокинг, но, как оказалось, смокинг король не признает, и мы вновь сошлись на темном костюме.

Единственное мероприятие, на которое Михаилу Сергеевичу непременно пришлось бы надеть фрак, — это церемония вручения ему Нобелевской премии мира в Стокгольме. Но так сложилось, что он туда не поехал, и вместо него фрак надел Анатолий Гаврилович Ковалев, первый заместитель министра иностранных дел, который был уполномочен получить премию вместо него.

Языком протокола всегда был французский, но постепенно, когда весь мир заговорил по-английски, английский стали признавать и в протоколе, иначе получается много путаницы. Например, при рассадке. Обычно мы оговариваем, по какому алфавиту будем рассаживать гостей. К примеру, если «восьмерка» проходит во Франции — это один порядок, если в Денвере, в Америке — другой. Но обязательно по алфавиту, поскольку все участники встречи равны.

Первое место отводится хозяину, потом, по алфавиту, гостям.

Подготовкой визитов, помимо управления протокола, всегда занимались Министерство иностранных дел, 9-е управление (ныне ФСО), управление правительственной связи, управление делами. Когда мы принимали гостей у себя, наибольшая нагрузка падала на МИД. Нужно отдать должное руководителям протокола МИДа, в том числе Д. С. Никифорову и руководителю 9-го управления ныне покойному Ю. С. Плеханову. Они всегда находили между собой общий язык, а взаимоотношения руководителей у нас обычно становятся эталоном для подчиненных. Если в верхах все нормально, рядовые сотрудники понимают друг друга с полуслова. Никифоров работал недолго, в 1986 году ушел, и на его место был назначен В. И. Чернышов, к тому времени дважды побывавший послом и только что вернувшийся из Бразилии. Почти десять лет мы работали с ним душа в душу. Всякое приходилось переживать. В протоколе, как у минеров, если все в порядке, протоколиста никто не замечает, ну а если что не так — кого винить, как не его? Бывали моменты, что и защищаться приходилось, когда одна из служб пыталась свои огрехи свалить на нас.

Когда мы приезжали с официальными визитами в другие страны, мы всегда с восхищением смотрели, как там организовываются протокольные мероприятия, как прекрасно используются великолепные залы, изысканных форм столы, стулья, изготовленные под старину. Одетые в ливреи вышколенные официанты, великолепная именная посуда. Если это прием у монарха, то, естественно, с его вензелями. Если в президентской стране, то с президентской символикой. Поначалу все это нас даже удивляло.

В свое время в Советском Союзе была изготовлена посуда с советской символикой — для Кремля, наших посольств. Герб Советского Союза красовался на чашке, блюдце, тарелке, чайнике. На большее воображения не хватило. Выглядел тот сервиз более чем скромно. Во времена Ельцина стало возможным проводить протокольные мероприятия в отреставрированных залах, появились новая посуда, мебель.

Приятно было видеть, как протокольная служба вместе с управлением делами президента В. В. Путина подготовилась к празднованию 300-летия Петербурга: был восстановлен ряд роскошных залов в Петербурге и окрестностях; для приемов использовались новые формы столов и скатертей. Выглядели проводимые мероприятия действительно парадно. Пресса моментально нашла словечко: «по-царски». А пусть бы и по-царски, чем слишком просто и безвкусно. Раньше, кроме двух залов, Георгиевского и Грановитой палаты, нам негде было проводить приемы. Фуршеты еще можно было организовывать в Кремлевском дворце съездов, но для приемов это помещение не годилось.

 

Протокол супруги президента

 

В системе российского государственного протокола особое место отводится протоколу супруги президента, роль которой в нашей стране стала намного заметнее и ответственнее. Эту сферу регламентируют соответствующие указы и распоряжения президента Российской Федерации. Протокол супруги президента, участвующей в мероприятиях, которые связаны с визитом глав иностранных государств и правительств и их супруг в Российскую Федерацию, а также в поездках российского президента за рубеж, является неотъемлемой частью президентского протокола.

В отличие от прежних времен ныне супруга президента значительно более активно включена в общественную жизнь страны, а ее деятельность посвящена адресной помощи в реализации различных гуманитарных и социальных программ.

Супруга российского президента не имеет собственного офиса и присутственных часов, как это практикуется в других странах. При этом она непременно участвует в официальных мероприятиях, присутствует на культурных акциях, оказывает помощь медицинским учреждениям и детским домам. А потому ответы на письма и телефонные звонки, рассмотрение вопросов, традиционно относящихся к обязанностям супруги главы государства, их протокольное обеспечение, а также планирование различных мероприятий входят в компетенцию управления протокола президента Российской Федерации, его руководителя и сотрудников.

Схема проведения мероприятий, в которых принимает участие супруга, сходна с президентской. Однако, естественно, имеются отличия. По формальным признакам можно разделить мероприятия на два вида: первый — события, имеющие межгосударственный характер, второй — внутренний, российский.

Государственные и официальные визиты президента России с супругой за рубеж относятся к числу наиболее сложных и требующих многочисленных согласований с зарубежными партнерами по линии управления протокола президента и МИДа, службы безопасности и других заинтересованных ведомств. Согласование всевозможных деталей мероприятий нередко продолжается до начала визита и имеет целью максимальное внимание к пожеланиям принимающей стороны.

Мероприятия, которые входят в программу супруги президента, можно разделить на те, которые официально проводит принимающая сторона (церемонии официальных встреч и проводов, официальный обед, официальные посещения выставок, библиотек, музеев, пресс-конференций и пр.), и те, которые на протокольном языке именуются «частным временем».

Благодаря второй части программы супруга президента получает дополнительную возможность ознакомиться с историческими, культурными и социальными центрами страны, что, несомненно, дополняет программу президента, которая носит сугубо деловой характер.

Вместе с тем раздел «частное время» предполагает отдых супруги президента от официальных мероприятий. Это приобретает особое значение в странах, находящихся на значительном удалении от России, в других часовых поясах и климатических условиях. Как правило, программа супруги президента включает в себя посещение учреждений здравоохранения, знакомство с их особенностями, в частности, местом и ролью частного здравоохранения в системе государственных лечебниц.

Когда в России принимают главу иностранного государства с супругой, «женская» программа готовится в соответствии с высказанными ранее пожеланиями. Окончательное решение по ней принимает супруга российского президента. С учетом принципа взаимности, а также дружеских отношений, установившихся с той или иной первой дамой в ходе предыдущих встреч, супруга российского президента может рекомендовать какие-то дополнения, придающие более теплый и доверительный характер новой встрече.

Обязательные официальные мероприятия, которые проводятся от имени супруги российского президента таковы: церемония официальной встречи в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца, осмотр архитектурных памятников — Теремного дворца, церкви Спаса, залов Большого Кремлевского дворца, резиденции презид<


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.