К определению ценности как психологического феномена — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

К определению ценности как психологического феномена

2021-04-19 95
К определению ценности как психологического феномена 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План

 

Введение

. Понятие ценностей личности

1.1 К определению ценности как психологического феномена

Виды ценностей

2. Межличностные отношения и факторы, их определяющие

Межличностные отношения, как социально-психологический феномен

Место ценностей в структуре межличностных отношений

. Взаимосвязь личностных ценностей и типов межличностных отношений

Этапы и методы исследования

Анализ результатов исследования

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

 


Введение

Актуальность. Интенсивное социальное развитие нашего общества, его демократизация и гуманизация повышают требования к формированию созидающей, активной личности и делают значимыми исследования проблем становления регуляторных процессов, позволяющих человеку выступать подлинным субъектом собственного поведения и деятельности, самостоятельно определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации. Условиями и одновременно критериями этого развития являются отношение к себе и к окружающим, которые личность оценивает на основе сложившейся системы личностных ценностей. Человек - социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях, в различного рода формальных и неформальных объединениях, индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

В связи с определяющей ролью межличностных отношений в развитии и формировании личности, сегодня становится важным исследование соотношения различных феноменов личности с ее поведением. Системы личностных ценностей и типы межличностных отношений, возникающие на их основе, представляют собой важную научную проблему и требуют изучения. Именно их взаимосвязь способствует пониманию мотивационно-целевых особенностей отношений человека.

Так же важно то, что проблема эффективного обмена информацией между людьми и возможности достижения взаимопонимания в контактах между ними является очень важной для психологии.

Понятия «ценности» трудами многочисленных отечественных и зарубежных ученых приобрели статус системных научных понятий с четким содержанием и объемом. В психологической литературе вопросам изучения ценностей личности и её отношений с другими личностями и миром в целом посвящены научные работы А.Н. Леонтьева, А. Адлера, А.В. Ядова и других. Изучению феноменологии ценностной регуляции деятельности посвящены работы Д.А. Леонтьева, В. Франкла и других. Активное развитие личности в связи с ценностным самоопределением рассматривают Б.С. Братусь, К. Роджерс, Г. Олпорта, В.В. Столин и другие. Изучению ценностей как источников мотивации посвящены работы Б.Г. Ананьева, А. Маслоу, М. Рокича и других.

Исследование методологических и теоретических подходов к изучению ценностных систем, представленных в исследованиях, и типах межличностных взаимоотношений нашли свое отражение в работах Б.Г.Ананьева, А.Н.Бодалева, В.Н.Мясищева, и других.

Проблеме межличностных взаимодействий посвятили труды многие исследователи, психологи, среди которых: А.А. Бодалев, К.К. Платонов, А.В. Петровский и другие, что подтверждает актуальность данной темы. Смысловая основа деятельности личности исследована Л.Н.Коганом, Д.А.Леонтьевым и другими.

Цель исследования предполагает выявление взаимосвязи ценностно-смысловой сферы личности и типа межличностных отношений.

Объектом исследования является ценностно-смысловая сфера личности.

Предмет исследования - взаимосвязь терминальных и инструментальных ценностей и типа межличностных отношений.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

. Изучить понятия ценности личности, посредством анализа литературы.

. Описать систему личностных ценностей, как совокупность терминальных и инструментальных ценностей.

. Раскрыть понятие межличностных отношений.

4. Выявить особенности личности, влияющие на формирование межличностных отношений.

5. Определить существование взаимосвязи системы личностных терминальных и инструментальных ценностей и типов межличностных отношений.

В соответствии с целью и задачами исследования была выдвинута гипотеза:

Чем более выражены дружелюбные и агрессивные тенденции в интерперсональных отношениях, тем предпочтительнее будут ценности межличностного общения и индивидуалистические ценности соответственно.

Для сбора эмпирических данных использовались следующие методы:

1. Библиографический метод.

.   Психодиагностические методы:

А) Для выявления терминальных и инструментальных ценностей была использована методика М. Рокича «Ценностные ориентации».

Б) Для определения типов межличностных отношений применялась методика Т. Лири «Диагностика межличностных отношений».

. ьМетоды обработки данных: для математической обработки полученных результатов исследования был использован коэффициента ранговой корреляции rs-Спирмена. Все расчеты производились в программе Statistika 6.0, так же для построения таблиц исходных данных и корреляционных плеяд использовались программы Microsoft Office - Excel, Word, Paint.

В исследовании принимали участие сотрудники универмага «Октябрьский» в количестве 31 человека, имеющие высшие и среднее образование. Возрастной диапазон участников варьируется от 27 до 35 лет.


Понятие ценностей личности

Виды ценностей

 

С раннего детства усваиваются и затем используются в самосознании ценности, параметры оценок и самооценок, моральные нормы и т.п. Ценности являются основой активности человека, хотя многие авторы отводят эту роль потребностям. Но потребности скорее представляют активность достижения, и объединяют человека с обществом, но во многим лишь как потребителя и производителя материальных и духовных благ, то есть со стороны потребностей этого человека, но совсем не обязательно - со стороны его ценностей. Ценности же заложены в активность отношения, самосознание человека, которое в основном представлено ценностным отношением к бытию [18].

Ценности носят двойственный характер, они социальны, поскольку исторически обусловлены, и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен опыт конкретного субъекта. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит. Поэтому в сознании любого человека присутствуют ценностные представления самого разного рода, это своего рода ориентиры, с которыми он соотносит свои действия, на основе этих ориентиров складываются конкретные типы поведения и выстраиваются межличностные отношения. Социальные ценности нормативны, нестабильны во времени. Изменения в политической, экономической, духовной сферах общества приводят к изменению социальных ценностей. По сути, социальные ценности это то, что является типичным для группы людей, поэтому их так же можно назвать культурные ценности. Они отличаются устойчивостью во времени, передаются из поколения в поколение [47].

В социологическом аспекте ценности - нормативы или регуляторы деятельности. Здесь их целесообразно подразделять на ценности-нормы, ценности-цели, ценности-средства и т.п. Система ценностей отдельной личности или социальной группы зависит от возрастных, половых и психологических особенностей, социального, экономического, политического, профессионального, национального, этнического статуса.

Имеется несколько оснований для типологии ценностей. Поскольку ценности влияют на поведение людей во всех сферах их жизнедеятельности, то простейшим основанием для их типологии является их конкретное предметное содержание. По этому основанию различают ценности социальные, культурные, экономические, политические, духовные и т.д. Одним, но далеко не последним, исследователем здесь можно выделить Гордона Олпорта. Г. Олпорт взялся за задачу их выявления, определения и измерения. И то, что его научный поиск увенчался успехом, демонстрирует хорошо известный личностный тест, в создании которого он принимал активное участие, - "Тест изучения ценностей".

Он говорит о том, что ценности формируются при взаимодействии наследственности и окружающей среды. Фундаментом его теории мотивации является «функциональная автономия». Его концепция говорит о том, что поведение не зависит от мотивов прошлого, определенное поведение может сохраняться и после исчезновения мотива. Он разделял «функциональную автономию» на два уровня:

. Устойчивая функциональная автономия. В нее входят нейрофизиологические механизмы, которые не меняются с течением времени и помогают поддерживать организм в функционирующем состоянии (есть и ложиться спать каждый день в одно и то же время и т.п.);

. Собственная функциональная автономия. Это главная система мотивации, которая обеспечивает постоянство в стремлении человека к соответствию с внутренним образом себя и достижению более высокого уровня зрелости и личностного роста. К ней можно отнести приобретенные интересы человека, его ценности, установки и намерения. Она представляет собой стремление к целям и ценностям, восприятие мира через эти цели и ценности, а также чувство ответственности за свою жизнь [49].

Г. Олпорт говорит о том, что система ценностей, содержит главную цель или тему, которая делает жизнь человека значимой. Взрослая личность имеет глубоко укоренившийся набор неких ценностей, которые и служат объединяющей основой его жизни. Согласно Олпорту, эти ценности лучше всего представить как черты более глубокого уровня. Ниже будут перечислены и описаны данные черты, но всегда стоит помнить, что, ни один человек не подпадает исключительно под какую-либо одну из основных ценностных ориентаций, скорее у разных людей наблюдаются различные комбинации ценностей, при этом может быть и одна наиболее ведущая

НАПРАВЛЕННИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ (по Г. ОЛПОРТУ):

1. Теоретическая. Человек, придающий особое значение этой ценности, прежде всего, заинтересован в раскрытии истины. Такой человек характеризуется рациональным, критическим и эмпирическим подходами к жизни. Теоретический тип в высшей мере интеллектуален и чаще избирает для себя деятельность в области фундаментальной науки или философии.

.   Экономическая. "Экономический" человек выше всего ценит то, что полезно или выгодно. Он исключительно "практичен" и прочно придерживается стереотипа преуспевающего американского бизнесмена. Представители этого типа живо интересуются тем, как делать деньги; знания, не находящие конкретного применения, они считают бесполезными. Многие блестящие достижения в области техники и технологии явились результатом осуществления научных потребностей людей экономического склада.

.   Эстетическая. Такой человек больше всего ценит форму и гармонию. Воспринимая любые жизненные явления с точки зрения привлекательности, симметрии или уместности, относящиеся к этому типу люди трактуют жизнь как ход явлений, при котором каждый отдельный индивидуум наслаждается жизнью ради самого себя. Эстетический субъект не обязательно будет творцом, художником, но его наклонности могут проявляться в повышенном и активном интересе к эстетическим сторонам жизни.

.   Социальная. Наивысшей ценностью для социального типа является любовь людей. Весьма вероятно, что такой человек будет рассматривать теоретические, экономические и эстетические подходы к жизни как холодные и негуманные, считая любовь единственной приемлемой формой человеческих взаимоотношений. В чистом виде социальная установка является альтруистической и тесно связана с религиозными ценностями.

.   Политическая. Доминирующим интересом политического типа является власть. Профессиональная активность людей этого типа не обязательно ограничивается сферой политики, поскольку лидеры в любой области обычно выше всего ценят власть и влияние. Таким образом, у "политических личностей" существуют явные индивидуальные различия в отношении ценности власти. В то же время незавуалированное выражение данного мотива у политического типа отвергает все другие в жажде личной власти, влияния, славы и известности.

. Религиозная. Представители этого типа, главным образом, заинтересованы в понимании мира как единого целого. Однако способы выражения этого желания могут быть различными. Например, одни религиозные личности являются "имманентными мистиками", которые находят смысл в самоутверждении и активном участии в жизни. В то же время другие являются "трансцендентными мистиками", стремящимися соединиться с высшей реальностью путем отстранения от жизни (например, монахи). Независимо от способа самовыражения, религиозная личность видит в мироздании единство и высший смысл [50, с.312].

Другим основанием типологии ценностей может служить их отнесение к соответствующим потребностям индивидов, например витальным - простейшим или первичным потребностям, значимым для сохранения и продолжения жизни (благополучие, комфорт, безопасность) [21, с.6].

Одним из представителей, исследовавших такой вид ценности является Абрахам Маслоу. Он называет их дефицитными мотивами (Д-мотивами). Но его исследования не ограничиваются только этой группой. Так же он выделяет мотивы роста, которые он назвал метаценности, которые представляют собой объективные мотивы роста. Он указывал на то, что метаценности являются основой самоактуализации человека. А. Маслоу выделил четырнадцать метаценностей: целостность, совершенство, завершение, закон, активность, богатство, простота, красота, доброта, уникальность, ненапряженность, игра, истина, опора на себя. И сделал предположение, что все они в равной степени важны, не располагаются в порядке приоритетности, и в зависимости от обстоятельств жизни могут взаимозаменяться. Так же А. Маслоу выделял метапатологии, возникающие вследствие неудовлетворения метаценностей. Некоторые из них это: недоверие, цинизм, скептицизм, ненависть, антипатия, отвращение, расчет только на себя и для себя, гнев, непризнание законов, тотальный эгоизм, перекладывание ответственности на других, бессмысленность, отчаяние, утрата смысла жизни, дезинтеграция, распад, разложение, утрата чувства собственного "Я" и индивидуальности и т.д. [50, c.492]

Хотя концепция А. Маслоу была критикована из-за большой степени субъективизма оценок на которые опирается его определение самоактуализации, а следовательно и выделенные им метаценности, как его основа, тем не менее он создал "Опросник личностной ориентации", который дал исследователям возможность измерить ценности и поведение, связанные с самоактуализацией.

Еще одним основанием типологии ценностей по отнесение к соответствующим потребностям индивидов являются социализационные - более сложные потребности в усвоении ценностей, норм, образцов поведения, одобряемых в данном этносе, обществе, культуре [21, с.6]. Они нашли отражение в работах такого выдающегося отечественного ученого, как Б.Г. Ананьев. Все ценности он делит на три группы: ценности материальные, социально-политические и духовные. К материальным ценностям относятся техника и материальные блага - пища, одежда, жилище, сфера вещей, обеспечивающих известный уровень комфорта. Материальное благосостояние и удовлетворение материальных потребностей людей занимают важное место в жизни социалистического общества. Однако лишь в совокупности с общественно-политическими и духовными ценностями материальные ценности выполняют функцию стимулятора индивидуально-психического развития. К общественно-политическим ценностям относятся свобода, братство, равенство, справедливость. К духовным - образование, науку, искусство [3]. Направленность личности на те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации. Из множества социальных ролей, установок, ценностных ориентации лишь некоторые входят в структуру личности. Статус и социальные функции - все это характеристики личности, определяющие ее мировоззрение, жизненную направленность, общественное поведение, основные тенденции развития.

Следующая типология ценностей по отнесение к соответствующим потребностям носит название смысложизненным - высшим по сложности и функциям потребностям в наполнении своей деятельности общим смыслом, значимым для всей жизни [21, с.6]. Несомненно здесь стоит обратить внимание на концепцию Виктора Франкла. В. Франкл указывает на смысловую природу ценностей. В его концепции ценности - смысловые универсалии, образовавшиеся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться. Он выделяет три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения, которые отражают три основных пути, какими человек может найти смысл в жизни. «Первый-это что он дает миру в своих творениях; второй-это, что он берет от мира в своих встречах и переживаниях; третий - это позиция, которую он занимает по отношению к своему тяжелому положению в том случае, если он не может изменить свою тяжелую судьбу. Вот почему жизнь никогда не перестает иметь смысл, потому что даже человек, который лишен ценностей творчества и переживания, все еще имеет смысл своей жизни, ждущий осуществления,- смысл, содержащийся в праве пройти через страдание, не сгибаясь (Цит. по: [49, с.159])».

Приоритет принадлежит ценностям творчества, основным путем реализации которых является труд человека как его вклад в жизнь общества, а не просто как его занятие. Смысл труда человека заключается, прежде всего, в том, что человек делает сверх своих предписанных служебных обязанностей, что он привносит как личность в свою работу. Ценности творчества являются наиболее естественными и важными, но не необходимыми. Из числа ценностей переживания В. Франкл подробно останавливается на любви, которая обладает богатым ценностным потенциалом. Любовь - это взаимоотношения на уровне духовного, смыслового измерения, переживание другого человека в его неповторимости и уникальности, познание его глубинной сущности. Вместе с тем и любовь не является необходимым условием или наилучшим вариантом осмысленности жизни. Новизна подхода В. Франкла связана у него с третьей группой ценностей, которым он уделяет наибольшее внимание - с ценностями отношения. К этим ценностям человеку приходится прибегать, когда он оказывается во власти обстоятельств, которые он не в состоянии изменить. Но при любых обстоятельствах человек свободен, занять осмысленную позицию по отношению к ним и придать своему страданию глубокий жизненный смысл [49, с.161].

«Важным для типологии ценностей является социокультурное основание. С точки зрения социокультурного смысла ценностей наиболее фундаментальным основанием для их типологии является различение терминальных и инструментальных ценностей. Терминальные, или целевые ценности обобщенно выражают важнейшие цели, идеалы, самоценные смыслы жизни людей - такие как ценность человеческой жизни, семьи, межличностных отношений, свободы, труда и аналогичные им. Их в свою очередь подразделяют на личностные и социальные. В инструментальных ценностях запечатлены одобряемые в данном обществе или иной общности средства достижения целей. С одной стороны, это нравственные нормы поведения, а с другой - качества, способности людей (такие как независимость, инициативность, авторитетность и др.). По определению, целевые ценности более устойчивы и имеют более высокий статус по сравнению с терминальными ценностями (Цит. по: [21, с.6])». Соответствующим вопросом, о разделении терминальных и инструментальных ценностей занимался В.А. Ядов. Он говорит о том, что наряду с общей направленностью интересов личности в определенные сферы деятельности высший уровень диспозиционной иерархии образуют ценностные ориентации. Система ценностей, по Ядову, имеет определенную иерархию, вершину ее составляет «жизненный идеал» - социально-политический и нравственный образ желаемого будущего. Ценностные ориентации, так или иначе, согласуются с идеалом, формируя собственную иерархию жизненных целей, более отдаленных, относительно близких и ближайших, а также ценностей-средств, или представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона. Порядок в иерархии, скорее всего, определяется степенью обобщенности и важности ценностей для реализации потребностей и физического и социального существования человека. В какую сторону повернется индивидуальная «ось ценностного сознания» будет, надо полагать, зависеть от условий воспитания и жизненной обстановки формирования личности. Но сам факт организации ценностно-ориентационных структур вокруг этой оси убеждает, что именно образ жизни - решающий фактор формирования этого высшего диспозиционного уровня [42, c.214].

Вообще, изначально, различает два класса ценностей: терминальные и инструментальные, американский психолог Милтон Рокич. Его исследования, проводившиеся в 60-х - 70-е годы в США, можно считать наиболее богатым и методически обоснованным направлением исследований ценностных представлений. Им был создан тест, в основу которого лег метод прямого ранжирования ценностей. Рокич определяет ценность, как устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования. Он выделяет следующие признаки, характеризующие человеческие ценности:

общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в разной степени;

ценности организованы в системы;

истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности;

влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

Терминальные ценности Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремиться, а инструментальные - как убеждения в том, что определенный образ действий (например, честность, рационализм) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях. Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, причем для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность.

И в нашей старее уже в 70-е гг. была создана исследовательская группа по изучению ценностных ориентации. В этой группе В. А. Ядов с коллегами адаптировали методику Рокича. В это время и получила известность диспозиционная концепция личности В. А. Ядова, затронутая нами выше, где ценностные ориентации заняли одно из центральных мест [29].

Д.А. Леонтьев, отмечает, что индивидуальная иерархия ценностных ориентации, как правило, представляет собой последовательность достаточно хорошо разграничиваемых «блоков». Он приводит возможные группировки ценностей, объединенные в блоки по различным основаниям и представляющие собой своего рода полярные ценностные системы. В частности, среди терминальных ценностей противопоставляются:

. Конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, семейная жизнь) - абстрактные ценности (познание, развитие, свобода, творчество).

. Ценности профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) - ценности личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, семейная жизнь).

. Индивидуальные ценности (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) - ценности межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других).

. Активные ценности (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) - пассивные ценности (красота природы и искусства, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость).

Среди инструментальных ценностей Д. А. Леонтьев выделяет следующие дихотомии:

. Этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам) - ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) - ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность).

. Индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твердая воля) - конформистские ценности (исполнительность, самоконтроль, ответственность) - альтруистические ценности (терпимость, чуткость, широта взглядов).

. Ценности самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость, смелость, твердая воля) - ценности принятия других (терпимость, чуткость, широта взглядов).

. Интеллектуальные ценности (образованность, рационализм, самоконтроль) - ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность, чуткость) [55, с.16].

Таким образом, на основе анализа литературы, можно сказать, что ценностные ориентации сложный социально - психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру и себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Ценности воплощают в себе исторический опыт и концентрированно выражают смысл культуры отдельного этноса и всего человечества.

Ценностные ориентации являются важнейшими компонентами структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Но лишь система ценностей образует внутренний стержень личности и оказывает влияние на социальные интересы и потребности, выступая одним из важнейших мотиваторов социального действия, поведения. Сложившаяся система ценностных ориентаций есть высший уровень регуляции по отношению к потребностям, интересам и мотивам поведения.

Система ценностей - это обобщенные цели и средства их достижения. Они обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. Система ценностей в свою очередь оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности, выступая одним из важнейших мотиваторов социального действия, поведения индивидов. Таким образом, каждая ценность и системы ценностей имеют двуединое основание: в индивиде как самоценном субъекте и в обществе как социокультурной системе. Конечно, можно отказаться от общественных ценностей, от принятого в данном обществе образа жизни, однако и в группах, жизнь которых протекает за пределами "нормального" общества (например, в группах хиппи), тоже существуют определенные нормы, стандарты и ценности.


Этапы и методы исследования

 

С целью доказательства гипотезы о том, что Чем более выражены дружелюбные и агрессивные тенденции в интерперсональных отношениях, тем предпочтительнее будут ценности межличностного общения и индивидуалистические ценности соответственно, было осуществлено исследование, которое включило в себя три этапа.

На первом этапе производился подбор методик, осуществлялся диагностический опрос респондентов. С целью исследования ценностных ориентации была использована методика «Ценностных ориентации» М. Рокича. Для изучения типов межличностных отношений применялась методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

На втором этапе проводилось обработка данных и изучение особенностей взаимосвязи терминальных и инструментальных ценностей и межличностных отношений с использованием критерия r-Спирмена.

На третьем этапе осуществлялась интерпретация полученных данных, формулировались выводы.

Методика «Ценностные ориентации» была разработана М. Рокичем в 1973 г. Она основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает 2 класса ценностей:

) терминальные. Убеждение в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

) инструментальные. Убеждение в том, что какой-то образ действий или свойство личности являются предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявляются 2 списка ценностей (по 18 ценностей в каждом) на листках бумаги в алфавитном порядке. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер. Соответственно самая значимая ценность будет иметь номер 1, менее значимая номер 2 и так до самой не значимой, которой присвоится номер 18. Вначале предъявляется набор терминальных (приложение 6), а затем набор инструментальных ценностей (приложение 7).

Результаты ранжирования заносим в таблицу (приложение 1, приложение 2), предварительно преобразовав результаты для корректной корреляции. Преобразование состояло в том, что самой не значимой ценности был присвоен номер 1, а самой наименее важной номер 18, все остальные ценности были преобразованы соответствующим образом. В соответствии с выделенными Д.А. Леонтьевым блоками личностных ценностей, выделяем преобладающие ценности личности.

Надежность методики проверялась М. Рокичем на устойчивость ценностной структуры к ретестированию через временные интервалы от 3 недель до 14-16 месяцев на выборках студентов колледжей. Были получены следующие результаты:

 

  3 нед. 7 нед. 2-4 мес. 14-16 мес.
Терминальные ценности 0,78 0,78 0,76 0,69
Инструментальные ценности 0,72 0,71 0,65 0,61

 

Для отдельных ценностей при ретестировании с интервалом 3-7 недель показатель устойчивости варьирует от 0,51 до 0,88 (терминальные ценности) и от 0,45 до 0,70 (инструментальные ценности). Для адаптированного варианта методики при ретестировании с интервалом в 2 недели были получены средние показатели надежности 0,82 (для терминальных ценностей) и 0,79 (для инструментальных). В целом, как по американским, так и по советским данным устойчивость терминальных ценностей оказалась выше, чем инструментальных. Наиболее устойчивыми оказались ценности, имеющие самые высокие и самые низкие ранги.

О валидности методики косвенно свидетельствуют результаты, полученные при обследовании различных социальных групп. Различия в оценках одних и тех же ценностей мужчинами и женщинами достигают статистически значимых пределов для 12 из 18 терминальных ценностей и для 8 инструментальных. [25]

Метод исследования типов межличностных отношений Т. Лири. Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.

Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь - соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений (Приложение 9), из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выявление какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа. Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т. е. поведения в оценке окружающих (со стороны), для самооценки, оценки близких людей, для описания «идеального Я». В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа. Для нашего исследования мы применяли инструкцию для выявления «реального Я».

Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения: 0-4 балла - низкая, адаптивное поведение; 5-8 баллов - умеренная; 9-12 баллов - высокая экстремальное поведение; 13-16 баллов - экстремальная до патологии.

Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, социальное "Я", реальное "Я", мои партнеры и т. д.

Методика была представлена респонденту списком. Далее производился подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального ключа к опроснику. Полученные баллы не были перенесены на дискограмму, так как в нашем исследовании полученные результаты использовались для статистической обработки, а не для построения личностного профиля. По специальным формулам были определены показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.

Доминирование = (I - V) + 0,7 х (VIII + II - IV - VI)

Дружелюбие = (VII - III) + 0,7 х (VIII - II - IV + VI)

Надежность опросника Лири проверялась путем сопоставления с данными ММPI и шестнадцатифакторного опросника Кэттелла, так же эти исследования подтвердили его высокую конструктную валидность. В нашей стране модификация опросника была проведена Л.Н. Собчик еще в начале 70-х, а в 1990 году ею издано руководство к русскоязычной версии. [43]

В исследовании принимали участие сотрудники универмага «Октябрьский» в количестве 31 человека, имеющие высшие и среднее образование. Возрастной диапазон участников варьируется от 27 до 35 лет.

 

Заключение

В результате нашего исследования частично подтвердилась ранее выдвинутая гипотеза о том, что чем более выражены дружелюбные и агрессивные тенденции в интерперсональных отношениях, тем предпочтительнее будут ценности межличностного общения и индивидуалистические ценности соответственно. Была выявлена взаимосвязь между дружелюбным типом межличностных отношений и такой ценностью межличностного общения, как жизнерадостность. Вследствие этого можно говорить о том, что личность настроенная дружелюбно по отношению к другим людям привносит в их жизнь радость, оптимизм, помощь и поддержку, в ответ ожидания признания, внимания и уважения. Чем больше будет таких взаимоотношений, особенно в сфере продаж товаров и услуг, тем больше будет взаимопонимания и продуктивности в жизни обеих сторон.

В ходе проведение настоящего исследования были решены следующие задачи:

. На основе анализа литературы было определено, что ценности л<


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.