Особенности подросткового возраста в связи с суицидальной активностью — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности подросткового возраста в связи с суицидальной активностью

2021-04-19 87
Особенности подросткового возраста в связи с суицидальной активностью 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Подростковый возраст начинается примерно в 12-14 до 17-18. Основная грань личности, на которую опирается данный период, является формирование чувства идентичности (Эриксон, Вагин, и т.д.). Также данный возраст, с психологической точки зрения, объясняется как «период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями: половым созреванием и развитием, бурной физиологической перестройкой организма» [11].

Данная возрастная группа ставит перед собой цели, основанные на трех элементах внутренней части индивида: первая – «это процесс отождествления себя с другим индивидом или группой, принятия существующих внешних норм, ценностей, стилей поведения как «своих»», вторая - это возможность переноса своих чувств, желаний, фантазий, черт на другого человека — и как бы продолжение себя в другом», третья – «под идентификацией понимают процесс постановки субъектом себя на место другого с целью моделирования смыслового поля другого, взаимопонимания и взаимообщения» [29, с59-60].

В этом периоде кризис идентичности становится актуальной проблемой личности. Если раньше данный факт рассматривался косвенно и не так ярко, то в подростковом возрасте, в связи с «физиологической революцией» и другими внутренними изменениями, в коллективе происходит смена ролей, что часто приводит к спутанности идентичности. Личность пытается осознать свое место в мире, отыскать свое место в обществе, значимость своей индивидуальности, и в данном периоде подросток обращен на себя в большей степени, чем на внешнюю среду, поэтому относится отрицательно к нормам и стандартом.

Желания взрослых помочь подростку в этих проблемах (либо других целях) порождает жесткое навязывание неприемлемых для него ролей. Результатом является яростный протест, сопротивление со всплесками агрессивного поведения (которое в свою очередь вполне легко может обратиться против самого подростка).

Симптомами неудачной идентификации являются: Побеги из школы, бродяжничество, делинквентное, аддиктивное и суицидальное поведение.

На данном этапе развития индивида не стоит забывать и факт эмоциональной сферы подростка. Ведь данная личностная характеристика имеет свойство к “ самоподкреплению ” у подростков. Это значит, что они неосознанно желают сохранить ту или иную позитивную либо негативную эмоцию, что в итоге придает подростковому возрасту особую ригидность эмоциональной сферы (негибкость, косность, инертность, тенденция к самоподдержанию). Подросток, под влиянием “самоподкрепления” эмоций, может «купаться» в собственных эмоциях печали, гнева, чувстве вины, горя. «Эти переживания могут вызвать у него удовольствие, а избавление от отрицательных эмоций может стать неприятным и даже вызвать отвержение» [11].

Абрамова Г.С. Утверждает, что настоящая дружба (будет называться далее дружба), а именно встречи с настоящим другом могут дать человеку вопрос о сущности его жизни, «о цели существования» [1, с513]. Пока человек ощущает такую дружбу, понимание со стороны, принятия таким как есть без критики в ущерб, нотаций, учений, он не теряет своей идентификации, своего Я, и с готовностью и теплом отдает такой же энергетический заряд своему настоящему другу. По Э. Берн изучая отношения настоящих друзей выделил три составляющие, которые могут определить настоящую дружбу. Так, друзья не могут быть друг другу «родителями», они могут быть либо оба взрослыми (или ребенка), либо взрослый и ребенком (или ребенок-взрослый). Друзья могут проявлять сочувствие и заботу (свойственному родительскому эго-состоянию), но, не разрушая дружбу. Однако когда сочувствия и заботы не просят, это нельзя назвать дружбой. Однако сложно определить какой-то определенный тип отношений, т.к. люди разные и впоследствии отношения таковы. Простое присутствие друга все же не делает дружбу настоящей дружбой. Только встречи несут реальный экзистенциональный смысл. «Во встречах всегда заложена готовность к продолжению, к возобновлению, если же с ней не связано это переживание, то, значит, дружбе пришел конец» [1, с513].

Подростковому возрасту, в отличие от других возрастных форм появляется способность переживания одиночества. Подросткам впервые за время жизни представился шанс взглянуть на себя со стороны, остановиться и задуматься. Подростки дистанцируются от взрослости (во что они могут уже перейти) и смотрят на себя со стороны детства. «Эта дистанция – удаленность от взрослой жизни, позволяет им сблизиться со сверстниками, так как одиночество подростков – это не пустота, это энергетический источник, который требует направленного выхода энергии» [1, с495]. В противном случае, если энергия не задействуется в нужном направлении и будет накапливаться в личности, она способна «взорваться», а именно проявить суицидальную активность. С.А. в этом случае является наиболее легким путем избавления от всех жизненных трудностей, которые могут возникнуть на протяжении всей жизни в будущем.

По Абрамовой Г.С. наличие устойчивой и адекватной самооценки является внешним показателем, которую определяет адекватность интегративной возможности Я. Доверие между взрослыми и подростками способно воздействовать на адекватность и устойчивость самооценки. По данным исследованиям автор утверждает, что наличие доверительных отношений сводит до минимума процент неадекватной самооценки. В случае регламентированных отношений между взрослым и ребенком большинство подростков дали результат неадекватной либо неустойчивой самооценки [1, с501].

В подростковом возрасте, силы, которые появляются у личностного Я, направлены на интеграцию в разные формы жизни с целью поиска своей эффективности и пользы обществу. В этом индивиду помогает механизм интериоризации (вращиванию и выращиванию интеграций). Вращивание (материал) - это психологическая информация, выращивание (почва) – это необходимые переживания [1, с502]. «Материалом» служит работающая личность, уже живущая полной жизнью, интегрированная в обществе. Ей может стать как сверстники так и взрослые. И выраженной значимостью здесь являются отношения чем информация которой обмениваются личности. При условии, когда к Я подростка подходят с мерками «универсальности, правильности жизни», то он попадает в конфликтную ситуацию между несоответствием Я и данной ему формой правильности жизни. Конфликт может выражаться в различных по силе своей проявлениях, от депрессий до агрессии. Однако ресурсы для интегрирования собственного Я у него не бесконечны и при отсутствии психологической информации наступает душевная пустота. Последняя в свою очередь проявляется в безразличности к жизни, духовном оскудении, наличием безответственности и т.д. Получается, что взрослый мир (если он воспринимается подростком как значимый) способствует поддержанию позитивного настроя на возможность состоятельности жизни.

Вагин Ю.Р. утверждает, что детям свойственно драться, ругаться, вести себя эгоистично. Но чрезмерная агрессия и прилежность являются для подростковой среды отклонением (не сам факт единичного их проявления), т.к. «в основе подавляющего большинства расстройств поведения, свойственных детскому и подростковому возрасту, лежит неспособность или трудность подавления собственной агрессивности, направленной вовне» [29,c66]. Агрессия, которая возникает при «навязывании» подростку ему не свойственных ролей либо отсутствии психологической информации для идентификации себя в разных формах деятельности.

Он объясняет это тем, что нынешние суровые условия, несмотря на материальную самодостаточность в семье, снижают адаптивные свойства, делая человека уязвимее. «Высказывается предположение, что в последние десятилетия становится всё более очевидным влияние таких факторов, как безработица среди молодёжи, возрастающие требования к работоспособности и давление отбора в школе и вузе при одновременном снижении шансов на достойное будущее. Эти факторы признаются важными как для роста подростковых и детских суицидов, так и для роста числа эксцессов насилия в молодёжных движениях и объединениях молодёжных фанатов» [29,с67-68].

Вагин отмечает, что когда личность отклоняется от своего нормального пути, это вызывает напряжение, но все же если человек может справиться с этим напряжением, у него не появляется серьезных отклонений. Но когда человек не может справиться с этим напряжением, возникают отклонения (которые природные по своей сути, несут компенсаторный характер, то есть «норма»), и человек сам уже не может с ними справиться.

И все же человек стремиться оставить после себя след, быть полезным, удовлетворять потребность быть нужным но при этом не чувствовать страданий от жизни. Избавления от всех страданий является смерть (быстрое избавление – самоубийство, медленное – укорачивание время жизни всевозможными вредными препаратами, алкоголем). Но если человек не может оставить после себя след? Возможно, это и есть подкрепляющий мотив о своей заниженной самооценке, осознание своего отклонения от своего предназначения в обществе (пусть и малого). Невозможность справиться со своей никчемностью, понимания своей нежелательности.

Если в человеке еще живет неосознанная жизненная пустота, то человек пытается «позвать на помощь» любыми путями. Но в основном подросток с наличием низкой самооценки, неумением справляться со своими страхами, боязнь проявлять инициативность, неумение быть ответственным, порождает плохое представление о своей жизни, и поэтому призывом о помощи может стать и суицидальная активность [14, с35].

«Мы продолжаем верить, что человек — единственное существо на Земле, имеющее возможность бесконечного развития и творческого самосовершенствования. В соответствии с этой верой мы пытаемся максимально использовать все свои возможности для продления нашей жизни и развития своих детей»[29, с29]. «Попытайтесь сделать из нормального ребёнка креативную личность — получите невротика, алкоголика, наркомана или суицидента. Попытайтесь сделать из креативного ребёнка нормальную личность — получите то же самое. Только тот факт, что на креативности можно стало делать деньги, стимулирует многочисленные псевдонаучные исследования и рекомендации по развитию этого качества» [29, с30]. «Родители согласны платить огромные деньги, лишь бы погрузить своего ребёнка в систему максимального информационного нагнетания, лишь бы втиснуть в ребёнка всю мыслимую и немыслимую информацию, совершенно не учитывая его индивидуальные особенности. Это напоминает насилие» [29, с32].

«Креативность, по мнению Вагина Ю.В., это не особое свойство мозга, а одна из основных задач психики — способность центральной нервной системы создавать (creation — от лат. создавать, творить) субъективную модель мира с помощью сенсорных, мнестических, когнитивных и аффективных систем в целях максимально гибкой адаптации индивида к окружающей среде» [29, с33].

Известный российский психиатр Ушаков писал, что «элементы, общие для разума человека и животных, не только доказывают историческую преемственность, единство филогенеза механизмов психики, но и раскрывают те особенности её, которые наиболее полно обусловлены свойствами генетической матрицы... Биологическая, физико-химическая матрица, на основе которой формируется психика, наследуется по общим законам... и пространственно временные параметры объектов и обстоятельств окружающего мира принципиально однотипно (у человека и животных) трансформируются в физико-химические матрицы, которые в свою очередь становятся основой формирования как субъективного образа (разной сложности — подчёркивает Ушаков), так и отношения особи к самим таким объектам и обстоятельствам» [соавтор 29, с35;20, с89—92]. «Если нет морфологической базы — никакое обучение не исправит положения» [29, с35].

«Тонкость структурной организации головного мозга, тонкость и сложность когнитивной сетки — это только один из биологических факторов. Какую бы мелкую сеть мы не опустили в воду, мы ничего не поймаем, если не будем прилагать ещё и энергичные усилия, если мы не будем тащить эту сеть. Поэтому второй биологический фактор — это энергетический фактор, или активность мозговых процессов, или активность психической деятельности. Обобщая имеющиеся по этому вопросу данные, Лейтес сформулировал положение о том, что «свойства нервной системы имеют отношение к общей психической активности человека, связанной с энергетическими характеристиками его деятельности».

«В тех случаях — когда мы имеем перед собой сочетание повышенной мозговой активности и врождённую филигранность структурной организации мозгового вещества, когнитивной сетки — мы имеем право ожидать возникновение феномена креативной личности» [соавтор 29, с36-37; 12, с164-179].

Социальный фактор тоже играет большую роль в формировании креативной личности. «Социальная среда наполняет и формирует основу личности вообще, так же она формирует и наполняет основу креативной личности» [29, с37].

«И ещё раз нужно подчеркнуть: именно в связи с непатологичностью подавляющего числа случаев суицидального и аддиктивного поведения особое значение следует уделять профилактике, помня о том, что в случае их возникновения проблему придётся решать в первую очередь педагогам и психологам, а не правоохранительным органам и врачам» [29,с68].

Подытожим вышесказанное в параграфе. Подростковый возраст, в отличие от других форм возрастных групп, характеризуется бурными физиологическими всплесками, наравне с этими изменениями идет и психосоциальные изменения, а именно поиск идентификации своего Я в обществе (чувство идентичности). Подростки, отождествляя себя с другими людьми, стремятся принять нормы, законы, ценностей стилей поведения для интеграции в «своей» компании сверстников. Таким образом, подросток пытается влиться в общественную жизнь с помощью данных интеграций в «своем» кругу, понять свою роль в коллективе и впоследствии в обществе. Также в данной возрастной группе свойственен перенос своих чувств, желаний, фантазий, черт на другого человека. Подросток пытается продолжить себя в другом человеке. Такого рода проекция объясняется тем, что человек пытается найти смысл своего существования за счет другого. Стремление узнать себя со стороны, понять через реального человека, зачем он живет. Также для того, чтобы научиться интегрироваться в обществе нужно уметь общаться с людьми. Целью моделирования смыслового поля другого достигается подростками за счет постановки себя на место другого.

Однако изменения в подростковом периоде протекает неспокойно. Она обладает неустойчивостью, проявлениями агрессивного либо депрессивного состояния. Но при условии созидательного характера, умея справляться со своими расстройствами, данный период проходит спокойно. В обратном случае энергия способна накапливаться и в итоге может привести к отклоняющему поведению как единственно правильной и известной защитной формой своей личности.


Вывод

1. Феномен суицидальной активности рассматривается как в общих трех подходах: социологический, психопатологический и социально-психологический. Так и как объяснение суицидальной активности (термин разработанный школой Ю.Р. Вагина) в рамках авитальной активности.

2. Для подросткового возраста, в отличие от других возрастных форм, характерны такие особенности, как период интенсивных психологических и физических изменений (период тяжелого кризиса), а так же особая эмоциональная характеристика. Эмоциональная личностная характеристика подростков имеет свойство к “ самоподкреплению ”, то есть они неосознанно желают сохранить ту или иную позитивную либо негативную эмоцию, что в итоге придает подростковому возрасту особую ригидность эмоциональной сферы (негибкость, косность, инертность, тенденция к самоподдержанию).

Период тяжелого кризиса и необычной эмоциональной характеристики подростков (а именно свойством к “ самоподкреплению ”) являются потенциально опасными для риска появления суицидальной активности при кризисе идентичности (спутанности идентификации «не с тем, с кем нужно»).

3. При изучении материала были выявлены две наиболее широкие типологии суицидальной активности.

Первая структура - суицидальное поведение по Зимановской Е.В.

Суицидальное поведение (термин, введенный Амбрумовой) – это осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Оно делится на суицидальные действия и суицидальные проявления. Суицидальные действия разделяются на суицидальные попытки и завершенные суициды. Суицидальные проявления разбивают на две группы: первая - суицидальные мысли, суицидальные представления, суицидальные переживания; вторая – суицидальные тенденции. Суицидальные тенденции подразделяются на замыслы и намерения (см. рис. 1, с5).

Вторая структура - суицидальная активности по Вагину Ю.Р.

Суицидальная активность – это любая внешняя и внутренняя активность, направленная стремлением лишения себя жизни. Данная форма активности является частью системы авитальной активности. Подразделяется С.А. на суицидальные мысли, суицидальные тенденции, суицидальную готовность, суицидальные попытки и завершённый суицид.

Суицидальная активность, в отличие от суицидального поведения охватывает не только внешнюю активность личности, но и внутреннюю сферу, т.к. поведение является внешним проявлением человеческой активности. Поэтому наиболее целесообразно использовать термин суицидальная активность.

4. Основная роль родителей в семье (здоровой) является воспитание здоровой личности из своего ребенка. Помогать ему в трудных ситуациях, быть защитой при требующих этого обстоятельствах, быть примером адекватной адаптации в обществе (источником «психологической информации»).

5. Было выявлено четыре основных фактора дисгармоничности:

· Суперинтеграция семьи (нарушение личностных границ в сторону чрезмерной близости, «растворение» членов (а) семьи друг в друге)

· Формальные отношения (отсутствие либо нарушение прочных эмоциональных связей)

· Диктат (если он исходит из цели самого процесса подавления, насилия, желание утвердить собственное превосходство над более слабым)

· Закрытость семьи как система (нарушение личностных границ в сторону чрезмерной отдаленности, семья воспринимается как единственный смысл жизни)

6. Нестабильность стороны подросткового возраста делает их уязвимее для возникновения суицидальных форм. Родители же, как одни из самых близких людей, могут поспособствовать облегчению протекания данного периода своей поддержкой и защитой. Однако при наличии любой из форм дисгармоничности семьи суицидальный риск подростковой активности увеличивает. И у самих родителей, возможно и не осознавая при дисгармоничности, снижается уровень поддержки и им сложнее осознать и оказать помощь своему ребенку.


Заключение

Целью данной работы было изучение взаимосвязи детско-родительских отношений и суицидальной активности у подростков.

Для этого нужно было сначала разобрать термины суицидальной активности и детско-родительских отношений как самостоятельные явления. Были описаны две основные типологии суицидальной активности, разбор самого термина суицидальная активность, причины и мотивы данной активности. Так же, разбор детско-родительских отношений, формы семейных взаимоотношений, тактики воспитания, родительские позиции.

Дальше были изучены факторы дисгармоничности семей в детско-родительских отношениях подросткового возраста. Виды дисгармоничности.

Объединив два фактора, была найдена взаимосвязь между суицидальной активностью и детско-родительскими отношениями в подростковом возрасте.

В работе была использована литература по психологии отклоняющегося поведения, психологии подросткового возраста, социальной психологии.

Данная работа может быть использована психологами, медицинскими и социальными работниками, сталкивающимися с проявлениями суицида.


Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов – М.: 2000. – 624с

2. Актуальные проблемы суицидологии // Сб. трудов Моск. НИИ психиатрии. – М., 1978. – Т. 78; 1981. – Т. 92

3. Амбрумова А.Г. Психология самоубийства // Социальная и клиническая психиатрия. – 1996. - №4

4. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. – М., 1980

5. Бойко О. В. Мифология суицида // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2004г. – т.7, №2. с138-159

6. Гилинский Я.И., Юнацкевич Я.И. Социологические и психологические основы суицидологи. – СПб., 1999

7. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд /Пер. с фр.— СПб., 1998.— С. 284

8. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. – М., 1994

9. Зимановская Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения) уч. Пос. для студ. Высшего уч. Зав.: - 2-е изд. М.: издательский центр «Академия», 2004 – 288с

10. Комер Р. Патопсихология нарушения и патологии психики. – Спб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002

11. Копылова Ю. С. Особенности переживания негативных эмоций в подростковом возрасте. – Пермь: ПГУ, философско-социологический факультет: Психологическая лаборатория. 2008г

12. Лейтес Н.С. К вопросу о динамической стороне психической активности //Проблемы дифференциальной психофизиологии.— М., 1977

13. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник. – М.:Гардарики, 2005. – 269с

14. Масагутов Р.М. Гендерные различия в проявлениях аутоагрессии у подростков // Вопросы психологии. – 2003г. - №3

15. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения. – СПб.:Питер, 2006, - 464с

16. Прохорова О.Г. Мы и наши дети: как построить отношения в семье. – СПб: КАРО, 2007, - 160с

17. Семья на рубеже веков. Материалы Международной научно-практической конференции (Пермь 5-6 дек. 2000г) / Перм. ун-т. – Пермь, 2000

18. Суицидология: Прошлое и настоящее: Сб. статей / Сост. А. Н. Моховиков. – М., 2001

19. Телефон доверия в системе социально-психологической службы. – М., 1988г

20. Ушаков Г.К. Этология и персонология //Сб. трудов XIX—XX.— Тбилиси, 1974.— С.

21. Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство. Изд. 2-е.-М.,2001.-с. 165-166

22. http://olga-kamchatka.narod.ru/psy/suicide.doc

23. http://revolution.allbest.ru/psychology/00000785.html - Психо-социальный анализ проблематики суицида

24. http://revolution.allbest.ru/psychology/00001041_0.html - Теория возрастной психологии

25. http://revolution.allbest.ru/psychology/00016607.html - Проблема детско-родительских отношений в неполных семьях

26. http://revolution.allbest.ru/sociology/00018467.html - Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения

27. http://revolution.allbest.ru/sociology/00021119.html - теория аномии

28. http://tarranova.lib.ru/

29. http://tiphoanaliz.narod.ru/lit/aa/aa6.html - Вагин Ю.Р. Авитальная активность. Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2001.— 292 с.

30. http://tzone.kulichki.com/religion/tanatos/suicide.html - Ненастьев А.Н. Самоубийство как девиантное поведение.

31. http://www.psycheya.ru/lib/sozav/sozav_2.htm - Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.А. Психология наркотической зависимости и созависимости. Монография. - М.: МПА, 2001.

32. http://www.tiphoanaliz.narod.ru/arhiv2/meninger.rar

33. http://www.tiphoanaliz.narod.ru/glavnaja.html - Сайт пермского тифоаналитического общества глубинной психологии

34. http://www.tiphoanaliz.narod.ru/slovar.html

35. http://www.volgmed.ru/depts/psy/s/psy012.doc - В.В.Деларю - Психология отклоняющегося поведения


Приложение

 

Симптомами депрессии у подростков являются:

Ø сниженная способность к сосредоточению и вниманию;

Ø сниженные самооценка и чувство уверенности в себе;

Ø идеи виновности и уничижения;

Ø мрачное и пессимистическое видение будущего;

нарушенный сон и аппетит. [29, с147-148]


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.