Сотрудничество Казахстана и Армении в рамках ЕврАзЭС — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Сотрудничество Казахстана и Армении в рамках ЕврАзЭС

2021-04-19 51
Сотрудничество Казахстана и Армении в рамках ЕврАзЭС 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

лет назад - в марте 1994 года - в стенах Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев выступил с инициативой создания Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС). Выдвинутая идея базировалась на добровольной, равноправной интеграции, совместном политико-экономическом развитии постсоветских государств, общем продвижении стран СНГ на фундаментальные позиции в мире глобальных отношений современности [1].

Впоследствии мир явился очевидцем воплощения евразийской инициативы в деятельность целого ряда межгосударственных структур, таких как ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС и др. Сегодня страны Содружества изыскивают пути противодействия мировому кризису, ибо крайне сложно, невозможно в одиночку преодолеть экономические проблемы, судьба в очередной раз подтверждает актуальность разработки и внедрения концепции евразийского интеграционного симбиоза.

Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС) является международной экономической организацией, которая преследует цель создания в государствах-членах (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан) единого таможенного пространства, единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составных функций общего рынка.

ЕврАзЭС является правопреемницей Таможенного союза.

Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества был подписан 10 октября 2000 года в Астане. 31 мая 2001 года после ратификации договора всеми его государствами-членами, руководители Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана объявили о фактической деятельности новой международной организации. Создание ЕврАзЭС стал прежде всего логическим завершением процесса организационно-правового объединения пяти стран-членов СНГ, выбравших путь глубокой и динамичной интеграции в экономической сфере.

Основными задачами Сообщества являются [1]:

.   Завершение процесса оформления режима свободной торговли, действующего в полной мере, установление единых таможенных тарифов и единой системы мер нетарифного регулирования.

.   Установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внешние рынки.

.   Введение единого порядка контроля за валютными операциями.

.   Создание общей унифицированной системы таможенного регулирования.

.   Разработка и реализация совместных программ экономического и социального развития.

.   Создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности.

.   Формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы.

.   Формирование общего энергетического рынка услуг.

.   Создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки стран-членов.

.   Предоставление гражданам государств-членов Сообщества равных прав в получении образования и медицинской помощи на всей его территории.

.   Сближение и гармонизация национального законодательства.

.   Обеспечение координации правовых систем государств-членов ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества.

Руководящие органы ЕврАзЭС: Межгосударственный Совет, Интеграционный Комитет, Комиссия постоянных представителей Межпарламентской Ассамблеи и Суд Сообщества.

В рамках Сообщества функционирует также ряд вспомогательных органов. При Интеграционном Комитете действуют Совет энергетической политики, Совет транспортной политики, Совет по пограничным вопросам, Совет управляющих таможеных служб, Совет управляющих налоговых служб, Совет министров юстиции.

В 2003 г. Сообщество получило статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

В отличие от государств-членов ЕврАзЭС Армения имеет более либеральный и упрощенный режим регулирования валюты, касательно же вопроса членства в Сообществе, то, принимая во внимание вышеупомянутые различия и особенности законодательства, Республика Армения приняла решение присоединиться к Сообществу в качестве наблюдателя.

апреля 2003 года на очередном заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС Республика Армения получила статус наблюдателя. Армения как государство-наблюдатель может в полной мере участвовать во всех программах экономического сотрудничества Сообщества, а также может быть полноправным членом Исполнительного комитета, созданного в рамках ЕврАзЭС.

После предоставления Армении статуса наблюдателя Управление ведет еще более последовательную работу в направлении участия РА в соответствующих процессах внутри ЕврАзЭС.

В ходе заседания Межгосударственного совета в Москве в феврале 2010 г., на котором участвовали президенты государств-членов ЕврАзЭС, а также Армении в качестве наблюдателя, были приняты решения о создании Антикризисного фонда и Центра высоких технологий ЕврАзЭС, где Общая сумма фонда составляет 10 млрд. долларов США. Доля Российской Федерации составляет 7,5 млрд. долларов США, Казахстана - 1 млрд. долларов., Беларуси - 10 млн. долларов, доля же Армении, Кыргызстана и Таджикистана - 1 млн. долларов [7].

В апреле 2009 года в соответствии с решением Правительства Республики Армения Армянский фонд «Инкубатор» был включен в состав наблюдательного совета Центра высоких технологий ЕврАзЭС, в настоящее время координируя все вопросы сотрудничества с Центром, а Министерство финансов Республики Армения координирует вопросы, связанные с Антикризисным фондом.

мая 2009 г. Министерство экономики представило в Министерство иностранных дел РА новые проекты соглашения «О создании Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества» и концепции «О создании Центр высоких технологий Евразийского экономического сообщества», которые прошли соответствующие этапы обсуждения в рамках межведомственной координации.

-16 мая 2009 года на конференции, организованной Секретариатом Интеграционного Комитета ЕврАзЭС, в которой принял участие заместитель министра финансов Республики Армения, были обсуждены проекты следующих документов [6]:

-  проекты соглашений «О создании Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества» и «О создании Центра высоких технологий Евразийского экономического сообщества»,

-  положения о создании Антикризисного фонда,

-  соглашения об управлении средствами Антикризисного фонда,

-  концепция Центра высоких технологий Евразийского экономического сообщества»,

-  положения о Центре высоких технологий Евразийского экономического сообщества».

Следует отметить, что Республика Армения, не будучи полноправным членом ЕврАзЭС, выполняет все свои функции в отношении Антикризисного фонда и Центра высоких технологий с особым статусом и процедурами.

июня 2009 года в ходе заседания Межгосударственного Совета (на уровне глав правительств) в Москве, после долгих консультаций по тарифной политике России, Казахстана и Беларуси было заявлено о создании Таможенного союза между этими тремя странами. Они также заявили, что они будут вместе вступать во Всемирную торговую организацию.

В тот же день члены Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (на уровне глав правительств), а также премьер-министр Республики Армения подписали соглашение об учреждении Антикризисного фонда и Центра высоких технологий ЕврАзЭС.

На нынешнем этапе вышеупомянутые документы прошли внутренние правовые процедуры. При Правительстве РА уже действует межведомственная комиссия, которая будет координировать и представлять в Антикризисный фонд представляющие взаимный интерес инвестиционные проекты с целью их финансирования со стороны Фонда.

октября 2009 г. Национальное Собрание Республики Армения ратифицировало договор об учреждении Антикризисного фонда ЕврАзЭС и соглашение о регулировании средств Фонда. 18 ноября 2009 г. соответствующие уведомления о ратификации были направлены в Секретариат ЕврАзЭС.

В рамках ЕврАзЭС осуществлены значительные шаги по созданию режима свободной торговли товарами и услугами. Это, как отмечает Н. А. Назарбаев, позволило увеличить объем взаимного товарооборота стран - участниц Сообщества в 3,5 раза, а общий объем взаимных инвестиций - почти в 5 раз.

В рамках ЕврАзЭС стали создаваться реальные механизмы финансовой интеграции. Например, Евразийский банк развития сегодня финансирует ряд проектов в Казахстане, России, Белоруссии и Таджикистане. На февральском саммите ЕврАзЭС в Москве приняты такие прорывные проекты, как создание совместного Антикризисного фонда в размере 10 миллиардов долларов и международного Центра высоких технологий. Эти структуры призваны смягчить удары мирового кризиса по экономике стран сообщества.

Под эгидой ЕврАзЭС стали обсуждаться и приниматься конкретные экономические проекты, например создание общей энергетической системы, единого цикла в области производства мирной атомной энергии, сооружение евразийских транспортных магистралей и др. На сегодняшней постсоветской зоне уже отчасти действует своеобразная зона свободной торговли - СНГ. Несмотря на многочисленные сложности, допущенные ошибки, постоянно ведется работа по углублению интеграционных процессов, используется опыт ЕС с опорой на многолетнее сотрудничество с соседними государствами. На этом пути сформировано ЕврАзЭС, велись интенсивные действия по образованию ЕЭП.

Подписание соглашения по созданию Таможенного союза Беларусь - Казахстан - Россия - новый этап интеграционного явления.

За двадцатилетие полученной независимости три страны после неоднозначного и спорного «развода» научились жить самостоятельно, достигнув немалых успехов в своей жизнедеятельности. Несмотря на все проблемы, они смогли доказать свою состоятельность, стали известными членами мирового цивилизованного сообщества. В то же самое время необходимость их дальнейшего развития после восстановления, возрождения, укрепления национальных экономик обострила такие вопросы, как определение для них наиболее перспективных производств в настоящее время, того, продукция каких отраслей может быть востребована на мировом рынке современности. Не вызывает сомнений, что их решение для каждого отдельного государства в условиях глобализации крайне затруднено. Но, объединившись в новую структуру, они существенно могут усилить свои позиции.

Казахстан, имеющий торгово-экономические взаимоотношения практически со всеми государствами мира, в последние годы становится зоной все более нарастающей международной конкуренции и все чаще сталкивается с жестким соперничеством. Государство является признанной частью мировой макроэкономики, и кризис ипотечного кредитования, который разразился в США, не обошел стороной и РК.

Следовательно, одной из главнейших сегодняшних задач является достойный выход из этого проблемного положения. В этом направлении уже делается многое. Так, например, в начале 2000 года был создан Национальный фонд Казахстана. Основными задачами фонда являются обеспечение макроэкономической стабильности путем вывода избытка нефтедолларов из экономики и сдерживание давления на курс национальной валюты и инфляции, а также оптимальное планирование использования природных ресурсов. В настоящее время сумма накопления фонда составила более 23 млрд. долларов.

Тенденции вхождения в мировую экономику довольно сложны. Как и везде, есть и лидеры, и свои аутсайдеры. Ясно, что никто не хочет быть среди отстающих в мировой торговле. Человечество, являясь покупателем, определяет лидеров мировой экономики, предпочитая известные торговые марки, покупая брендовую, новую продукцию и товары.

Имея огромный опыт мировой конъюнктуры, мощный капитал ТНК, развитые страны мира постоянно наращивают свой потенциал и увеличивают отрыв от молодых, развивающихся стран. Многие из них, получив политическую свободу, не смогли преодолеть экономическую зависимость, связанную с преимущественным развитием сырьевых отраслей народного хозяйства, или, как для стран СНГ, удачно провести конверсию ВПК. В условиях интенсивного развития мирового хозяйства такие экономики пытаются активно интегрироваться в мировое хозяйство.

Ученые выявляют возможные пути использования отдельных факторов производств в казахстанской экономике. Наличие значительных минерально-сырьевых ресурсов в ряде стран, имеющих их меньшие запасы (Италия, Германия, Япония и пр.), но добившихся высоких показателей экономического роста, крайне важно для дальнейшего развития республики. Казахстанцы хотят стать полноправными членами современного цивилизованного мирового сообщества. Ныне практически не бывает абсолютно самостоятельных экономик, слишком сильные технологические связи существуют между государствами, в частности, они, несомненно, существуют между Россией и Казахстаном.

Программа «30 корпоративных лидеров», автором которой является Президент страны Н. Назарбаев, ориентирована также на создание совместных проектов с иностранными компаниями и инвесторами. Для того чтобы развивать отрасли, которые уже освоены, в которых уже есть свои основные лидеры, недостаточно иметь одни лишь денежные средства, конкуренция в любом случае будет очень жесткой и заметной.

Поэтому потребуется помощь иностранных держав, вместе с которыми будут создавать совместные крупные прорывные проекты как в сырьевом секторе, который Казахстан уже успешно развивает (например, с корпорацией «ТенгизШеврОйл» в Западном Казахстане), так и в несырьевом. В целом это должно придать новый импульс развитию, модернизации республиканской экономики, росту ее авторитета среди других стран СНГ, мирового сообщества. Таким образом, и Армения, и Казахстан активно сотрудничают в рамках и Содружества Независимых Государств и в рамках ЕврАзЭС, которое организовано в целях преодоления последствий мирового финансового кризиса, поддержки национальных экономик, облегчению условий торговли в рамках указанных организаций.



Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.