Правовое регулирование аудиовизуальной информации, предназначенной для детской аудитории — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Правовое регулирование аудиовизуальной информации, предназначенной для детской аудитории

2021-04-19 100
Правовое регулирование аудиовизуальной информации, предназначенной для детской аудитории 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Система возрастной классификации кинопоказа в России - совокупность норм, регулирующих показ фильмов, программ и иных аудиовизуальных произведений в Российской Федерации, исходя из возрастных особенностей зрительской аудитории.

В соответствии с международными нормами, защищающими права детей на безопасность от информации, наносящей им психический, физический и нравственный ущерб, в Российской Федерации принято соответствующее законодательство.

Применительно к кинематографу (фильмам и иным аудиовизуальным произведениям) действуют как нормы законодательства (статья 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации"), так и подзаконных актов ("Положение о регистрации кино- и видеофильмов", утверждённое постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. № 396).

В советский период действовала трёхуровневая система возрастных ограничений, заносимая в разрешительное удостоверение, выдаваемое каждому фильму (отечественному или зарубежному):

·   для любой зрительской аудитории;

·   для любой зрительской аудитории (кроме специальных детских сеансов);

·   для лиц старше 16 лет.

Была мера отказа в выдаче разрешительных удостоверений фильму, что подразумевало, в том числе не только политические мотивы, но и нравственно-этические.

В Российской Федерации контроль и надзор в сфере средств массовой информации (в том числе электронных) и массовых коммуникаций, а также нормативно-правовое регулирование контроля и надзора в данной области осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.

Правовые нормы, ограничивающие распространение информации, способной нанести вред здоровью и психическому развитию граждан Российской Федерации (особенно детей), содержатся в следующих законах: "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", "О средствах массовой информации" и закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

Федеральный закон "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" допускает возможность вмешательства государства в деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры в случае, если она ведет к "пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии" (ст. 31).

Ограничение демонстрации насилия, жестокости и порнографии предусматривается в ст. 4 Закона РФ "О средствах массовой информации". Использование материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости не допускается. Но Закон "О СМИ" не выделяет ребенка как отдельный субъект правоотношений и не предусматривает запрета или ограничения распространения информации, систематически эксплуатирующей интерес детей к сексу, провоцирующей ребенка на антисоциальное, уголовно наказуемое деяние либо поведение, в результате которого может быть причинен вред здоровью или развитию детей.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" "органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение".

Серьезным шагом вперед в направлении ограничения показа информации, вредной для несовершеннолетних, стала Хартия телевещателей "Против насилия и жестокости", подписанная 8 июня 2005 г. в Госдуме руководителями шести федеральных каналов ("Первый", "Россия", НТВ, ТВЦ, СТС и REN TV). Хартия провозглашает недопустимость "использования средств массовой информации для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости; распространения в средствах массовой информации сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их компонентов и пропаганды каких-либо преимуществ их использования и предписывает руководителям каналов ввести добровольные ограничения при освещении событий и демонстрации материалов, способных причинить серьезный вред умственному или моральному развитию детей".

Регулирование проката видеопродукции в РФ осуществляется на основании Приказа Министерства культуры РФ N 192 "Об утверждении Руководства по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, положения и состава Межведомственной конфликтной комиссии по возрастной классификации аудиовизуальных произведений". Однако единая система классификации аудиовизуальных произведений (фильмов и программ) в России была создана только в 2005 г. на основе Приказа Роскультуры от 15 марта 2005 г. N 112. В ее основу был заложен принцип запрещения фильмов, пропагандирующих войну, насилие и жестокость, расовую, национальную, религиозную и другую классовую и иную исключительность или нетерпимость, порнографию.

Классификация фильмов в Российской Федерации была создана и действует для того, чтобы защитить в первую очередь детей и подростков от аудиовизуальных произведений, которые могут нанести вред их здоровью, эмоциональному и интеллектуальному развитию. Также классификация призвана с должным уважением отнестись к мнению той части взрослой аудитории, которую беспокоит жестокость и насилие, его воздействие на членов общества против их воли.

В дополнение советской классификации аудиовизуальных произведений в 2001 году были добавлены ещё две возрастные страты (12 и 18 лет), что в большей степени соответствует международной принятой практике (например, рейтинги Американской киноассоциации) и, что не менее важно, психологическим особенностям современного российского подростка и культурным ценностям и традициям российского общества. Затем в 2005 году по инициативе педагогов и психологов была добавлена ещё одна категория (14 лет).

Общие принципы применения руководства по классификации фильмов включают:

·   полную свободу в выборе и просмотре фильмов для взрослой аудитории при условии достаточной защиты детей и подростков, а также взрослых, которые могли бы встретиться с фильмами определённого содержания против своей воли или без предупреждения о таком содержании;

·   запрещение фильмов, пропагандирующих войну, насилие и жестокость, расовую, национальную, религиозную, классовую и иную исключительность или нетерпимость, порнографию, что предусмотрено статьей 29 Конституции Российской Федерации и статьей 31 Основ законодательства Российской Федерации о культуре.

В 2005 году была введена единая возрастная классификация аудиовизуальных произведений ("Фильмы" и "Программы"), соответствующая психовозрастным особенностям восприятия зрительской аудитории. Рассмотрим ее подробнее.

.   Фильм разрешён для показа в любой зрительской аудитории.

Это фильмы для семейного просмотра и для демонстрации на специальных детских сеансах (аудиовизуальный ряд фильмов не содержит материалов, наносящих вред или оскорбляющих чувства зрителей любого возраста; фильмы, которые не содержат сцен насилия и жестокости, ненормативной лексики и оскорбляющих нравственность выражений).

.   Детям до 12 лет просмотр фильма разрешён в сопровождении родителей.

Такой фильм требует от родителей изучения целесообразности его показа детям младшего школьного возраста, родители могут посчитать некоторые материалы неподходящими для своих детей (могут употребляться отдельные жаргонные слова без брани, сцены насилия без демонстрации кровопролития, краткое изображение несчастного случая или катастрофы, отдельные кадры наготы, мягкая подача "сверхъестественных" тем или тем "ужасов"). Родителям следует сопровождать детей, чтобы при необходимости объяснить им смысл происходящего на экране.

. Фильм разрешён для показа зрителям, достигшим 14 лет (фильмы этой категории могут содержать взрослые темы).

Термин "взрослые темы" может включать в себя словесное упоминание или описание и наглядное изображение, связанное со следующими темами: самоубийство, преступление, коррупция, проблемы замужества и женитьбы, развод и другие эмоциональные травмы, наркотики и алкогольная зависимость, смерть и серьёзные болезни, расизм, религиозные вопросы.

Также могут быть элементы насилия и жестокости (драки, применение оружия без сильного кровопролития), эпизоды обнажённой натуры, отдельное употребление грубых жаргонных слов, возможны краткие сцены с применением наркотиков при негативном отношении к ним по сюжетной линии фильма.

. Фильм разрешён для показа зрителям старше 16 лет.

Большинство взрослых тем могут рассматриваться в фильмах этой категории:

·   может использоваться грубая речь персонажей и вульгарные выражения при условии, что они не являются чрезмерно оскорбительными;

·   сексуальные взаимоотношения партнёров могут предполагаться или имитироваться при условии, что их действия не выходят за рамки общепринятых норм поведения;

·   большое количество сцен насилия и жестокости;

·   сцены употребления наркотиков и их последствия могут быть показаны, но не в оправдывающем или сочувственном к данному явлению отношении.

. Фильм разрешён для показа зрителям старше 18 лет (фильм, который может смотреть только взрослый, то есть человек от 18 лет и старше). Допускается следующее:

·   язык - фактически нет ограничений в речи персонажей;

·   секс - изображение сцен полового акта или других эротических действий, сексуального насилия или принуждения, при условии оправданности их сюжетом и художественной задачей кинопроизведения;

·   насилие - явное и реалистическое изображение насилия может быть показано, если оно не даётся со всеми подробностями и чрезмерной жестокостью;

·   могут быть показаны сцены злоупотребления наркотиками и их последствие, но не в положительном контексте;

·   могут иметь место сцены асоциального поведения.

. Фильмы, не подлежащие классификации (любой фильм или программа, содержащие следующие сцены, не подлежат классификации и в их регистрации будет отказано):

·   демонстрация сексуального насилия в отношении детей;

·   неоправданные подробности сцен садизма и чрезмерного насилия и жестокости, особенно в отношении детей и животных, содержащие сцены расчленения жертв, истязаний, уничтожения людей особо изуверскими способами; крупные продолжительные планы истерзанных людей и животных; насилие над трупами;

·   методы изготовления и применения оружия и приспособлений для пыток, причём подобные сцены занимают основное экранное время;

·   сцены, прославляющие шовинизм и национальную исключительность, расизм, пропагандирующие войны и конфликты, призывы к свержению существующего политического строя;

·   сцены порнографического содержания, а именно натуралистическая подробная фиксация сцен полового акта и детализированная демонстрация обнажённых гениталий в процессе сексуального контакта исключительно для возбуждения сексуальных инстинктов зрителей вне какой-либо художественной или просветительской цели; самоцельное изображение групповых сексуальных действий;

·   сцены, содержащие детализированные инструкции или поощрения к преступлению и насилию, а также к злоупотреблению наркотическими веществами.

Сведения о возрастной классификации аудиовизуальных произведений после их присвоения фильму или программе вносятся в прокатные удостоверения, выдаваемые в установленном порядке Роскультурой. Эти сведения указываются на обложках дисков DVD и видеокассет, соответствующая информация размещается в кассовых залах и на фасадной рекламе кино-видеозрелищных предприятий.

Классификационные сведения после их присвоения фильму или программе должны быть внесены в прокатные удостоверения аудиовизуальных произведений, указаны на обложках дисков DVD и видеокассет, размещены в кассовых залах и на фасадной рекламе киновидеозрелищных предприятий, на официальном сайте Федерального агентства по культуре и кинематографии и внесены в Государственный реестр фильмов.

Несмотря на то, что в отдельных законодательных актах присутствуют нормы, уполномочивающие государство ограничивать пропаганду насилия, жестокости и порнографии и запрещающие распространение данной информации в СМИ, реализация указанных требований затрудняется вследствие отсутствия либо неоднозначности формулировки норм ответственности за нарушение данных требований в Уголовном кодексе РФ.

Анализируя российскую систему противодействия распространению агрессивной информации, следует отметить, что на данный момент действующее российское законодательство не наделяет органы, ответственные за контроль и надзор за сферой массовой информации и массовых коммуникаций, реальными механизмами контроля за содержанием распространяемой информации, в том числе наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей. Законодательство также не предусматривает ответственности для радио- и телевещательных компаний за размещение информации, вредной для несовершеннолетних, и не уполномочивает лицензирующие органы налагать санкции за ее распространение.

Система классификации аудиовизуального контента в России - значительный шаг по пути развития цивилизованного кино- и видеорынка. Но, как полагают специалисты, значительные ниши, например, телепоказ и сеть Интернет остались в стороне от регулирования и создания полной системы информационной безопасности несовершеннолетних.

С 1 сентября 2012 года в России будет действовать эффективная система защиты несовершеннолетних от вредной информации. Вступит в силу Федеральный Закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию". Он позволит в полной мере реализовать права ребенка на гармоничное развитие, отраженное в принципе 2 Декларации прав ребенка ООН. В соответствии с ним "ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы".

3.2 Особенности закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

 

Проблема защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию, давно ждет своего решения. Комитет Государственной думы по информационной политике отклонил более 40 законопроектов, содержавших поправки в Закон РФ "О средствах массовой информации", касавшихся защиты детей от вредной информации в электронных СМИ.

В Государственной Думе работа по подготовке законопроекта, направленного на защиту детей от вредной информации велась с 2008 года. Проект федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" был разработан институтом укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокураторе Российской федерации. В конце 2010 года проект закона доработала рабочая группа при Комитете Государственной думы ФС РФ по делам женщин, семьи и детей.

Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее Закон) был принят в ударном темпе. 21 декабря его приняла в третьем чтении Госдума, 24 декабря - одобрил Совет Федерации, а 29-го - подписал президент России. Уже с 1 сентября 2012 г. книги, газеты и журналы, аудиовизуальная продукция, компьютерные программы и сайты - всю информационную продукцию, содержащую вредные для детей сведения, будут маркировать специальными знаками.

Целью этого закона является обеспечение государственной и общественной защиты прав детей, охраны их физического и психического здоровья, а также нравственного и духовного развития.

Новый закон запрещает распространять в местах, доступных для детей, информационную продукцию, причиняющую вред их здоровью и развитию, без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты. Печатные издания с недетской информацией надо будет украсить специальными "информационными знаками" и продавать в запечатанных упаковках. Перед началом телепередач нужно будет показать на телеэкране такой же знак или текстовое предупреждение. Знаки разместят также на афишах и билетах зрелищных мероприятий, в телепрограммах. Размер знака информационной продукции должен составлять не менее чем пять процентов площади экрана, афиши или билета мероприятия.

Исключение сделано для официально утвержденных учебников, а также "периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера".

Для начала следует уяснить, распространение какой информации, по мнению законодателей, необходимо ограничить. Об этом говорится в части 3 статьи 5 Закона. Данная статья определяет виды информации, способной нанести вред здоровью и развитию детей. К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация:

) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и/или психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и/или их последствий;

) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Запрещенной, согласно части 2 статьи 5 Закона, для распространения среди детей является информация:

) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и/или здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и/или одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и/или жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;

) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

) оправдывающая противоправное поведение;

) содержащая нецензурную брань;

) содержащая информацию порнографического характера.

Как разъяснила депутат Государственной думы Елена Мизулина, закон распространяется только на информацию, доступную для детей. При этом, если производитель считает, что контент для детей безвреден, то никакой возрастной маркировки можно не делать. Однако бдительные граждане могут пожаловаться на газету или фильм в специальный уполномоченный орган (его еще предстоит определить правительству). Если экспертиза признает информацию вредной для детей, ее производителя привлекут к ответственности согласно Кодексу об административных правонарушениях. Пока что в КоАПе нет соответствующих статей - они должны появиться в течение года.

Законом не разрешается распространять запрещенную (п. 1-5 ч.2 ст.5 Закона) для детей информацию с 4:00 до 23:00 по местному времени. Ограничивается распространение некоторых пунктов вредной для детей информации (отдельные бранные слова и выражения; изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной) с 7:00 до 21:00 часа. Исключение составляют "трансляции на платной основе с применением декодирующих технических устройств". В другое время передачи и фильмы, попадающие под данную категорию, могут транслироваться лишь при условии сопровождения их предупреждением об ограниченном распространении данной информации, например, в виде бегущей строки.

При присвоении классификации тому или иному информационному продукту будут учитываться: его тематика, жанр, содержание и художественное оформление; особенности восприятия содержащейся в нем информации детьми определенной возрастной категории; вероятность причинения содержащейся в нем информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Предлагается введение возрастных групп информационной продукции по следующим категориям: "До 6 лет", "С 6 лет", "С 12 лет", "С 16 лет", "С 18 лет" (т.е. информация, запрещенная для детей). Предлагаем рассмотреть каждую классификационную категорию подробнее, опираясь на статьи 7-10 Закона.

.   Категория "До 6 лет".

Материал содержит информацию, не причиняющую вреда здоровью и развитию детей. Сюда же относится информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром или сюжетом эпизодические ненатуралистические изображения или описания физического/психического насилия. При этом добро должно торжествовать над злом. Следует выражать сострадание к жертве насилия и осуждать насилие. Запрещено изображать сексуальное насилие.

. Категория "6+".

Продукция содержит оправданные ее жанром или сюжетом:

) кратковременные и ненатуралистические изображения или описания заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) или их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

) ненатуралистические изображения или описания несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

) не побуждающие к совершению антиобщественных действий или преступлений эпизодическое изображение или описание этих действий и преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

. Категория "12+".

Допускается к обороту информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

) эпизодическое изображение или описание жестокости и насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве или отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию;

) изображение или описание, не побуждающее к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, табачных изделий. Без обоснования и оправдания допустимости антиобщественных действий, выражение отрицательного, осуждающего отношения к ним и содержание указания на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

. Категория "16+".

В данной категории допускается использование продукции, содержащей оправданные ее жанром или сюжетом:

) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

) изображение или описание жестокости или насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию;

) информация о наркотических средствах или о психотропных, об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Предполагается, возрастная классификация будет выполняться за счет производителей и распространителей информационной продукции. Распространение информационной продукции без указания рекомендуемой возрастной категории допускаться не будет.

Несколько слов скажем и о проведении экспертизы по присвоению классификационной категории информационным материалам. Она может проводиться двумя и более экспертами одной специальности (комиссионная экспертиза) или разных специальностей (комплексная экспертиза).

В качестве экспертов привлекаются лица, имеющие высшее профессиональное образование и обладающие специальными знаниями, в том числе в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии, детской психиатрии.

Экспертами не могут быть лица, имеющие или имевшие судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений против личности, преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, умышленных преступлений против здоровья населения и общественной нравственности.

Также участвовать в присвоении классификации не могут производители, распространители информационной продукции, переданной на экспертизу, или их представители.

На проведение экспертизы информационной продукции отводится 90 дней. В течение пяти дней после подписания экспертного заключения оно направляется в федеральный орган исполнительной власти.

В течение пятнадцати дней федеральный орган исполнительной власти обязан принять решение о соответствии или же несоответствии информационной продукции Законодательству РФ.

Следует отметить, что закон получился неконкретным, поэтому Минкомсвязи и другие ведомства должны принять больше десятка подзаконных актов, которые определят, как будут выглядеть информационные знаки и в каких случаях их следует использовать.

"Разработка и принятие этого закона - классический пример того, как политическая целесообразность превалирует над здравым смыслом и юридической техникой, - считает юрист Михаил Якушев. - Замысел закона - правильный, но реализация... Из аналогий вспоминается, пожалуй, только законопроект "О пчеловодстве", где было высоконаучное определение пчел".

Вот пример некорректности: новый закон оперирует неюридическими понятиями добра и зла - первое должно победить второе. "Между прочим, даже в порнографических фильмах добро очень часто торжествует над злом", - иронизирует Якушев.

По словам Мизулиной, после первых двух чтений из законопроекта пропало множество конкретизирующих деталей. Например, были исключены описание возрастных предупреждающих знаков, правила маркировки сайтов и нормы о специальной, детской зоне российского интернета. В изначальном варианте предполагалось размещение значка в правом верхнем углу на главной странице сайта с информацией, запрещенной для детей ("18+") или ограниченной в распространении среди них ("6+", "12+" и т. п.). "Конечно, такая работа потребует времени, но, например, в Великобритании за один год промаркировали 5-7 млн. сайтов, - говорит депутат. - У нас, наверное, процесс запуска закона будет идти медленнее, чем в Европе, потому что сопротивление очень большое".

Отметим, что для полноценной работы закона нужно принять еще минимум 11 нормативных актов. Среди них - поправки в КоАП, в законы "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", "О рекламе", "Об информации..." и другие.

И все-таки напомним, нормы, заложенные в Федеральном законе Российской Федерации "О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию", соответствуют общемировой практике. Они отвечают требованиям международного права, выраженным, например, в статье 7 "Обязанности телевещателя" Европейской конвенции о трансграничном телевидении ЕТS 132 от 5 мая 1989 г., согласно которой:

·   содержание программ должно обеспечивать уважение достоинства человеческой личности и основных прав других людей и не должно быть непристойным, содержать порнографию, пропагандировать насилие и способствовать расовой ненависти;

·   все программы, которые способны нанести вред физическому, умственному или нравственному развитию детей и подростков, не должны транслироваться в тот период времени, когда дети могут их смотреть.

Принятие в России Федерального закона "О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию" будет способствовать формированию цивилизованной системы защиты прав и интересов детей в информационной сфере.

 


 

Заключение

 

Изображение насилия, порнографии, жестокости средствами массовой информации наносит вред, здоровому развитию подрастающего поколения, оказывает негативное влияние на психику и нравственность детей и юношества, формирует в сознании несовершеннолетних неправильные стереотипы мышления, увеличивая риск антиобщественного поведения в будущем, иными словами, опасно как для личности, так и для всего государства в целом.

Анализ практики современных российских электронных СМИ свидетельствует о явной недостаточной защищенности детей и подростков от неквалифицированного, низкопробного и игнорирующего специфику психологии несовершеннолетних информационного воздействия.

В соответствии с требованиями международного права в любом случае возникновения общественного конфликта, связанного с угрозой нарушения прав несовершеннолетних, следует исходить из принципа приоритетности интересов детей, обеспечения государством особой их защиты.

Международное право предусматривает возможность ограничения свободы слова в случаях, когда деятельность средства массовой информации угрожает правам и законным интересам детей.

Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних ориентируют государства на поощрение средств массовой информации в сведении к минимуму показа материалов, связанных с порнографией, наркотиками и насилием, требуют избегать показа детей, женщин и личных отношений в унижающей достоинство форме.

Практически во всех развитых странах действует ряд правовых актов, направленных на защиту детей от вредного воздействия СМИ. В этих целях приняты различные классификации кино- и видеофильмов в зависимости от возраста аудитории, которая должна учитываться при их демонстрации на телеканалах, в кинотеатрах, распространяться путем продажи или почтовой рассылки.

В Соединенных штатах Америки государственная классификация программ и фильмов запрещена. В этой связи производители и распространители аудиовизуальной продукции устанавливают рейтинги на добровольной основе.

На данный момент в США действует рейтинговая система телевидения США, которая регулирует содержание телевизионных передач. Кроме нее функционируют еще три классификации, регламентирующие содержание фильмов. Первая система классификации фильмов разработана Американской кинематографической ассоциацией, активно используется производителями и распространителями кинопродукции. Вторая конкурирующая классификация - маркировка Консультативного правления по фильмам - используется в основном дистрибьюторами коммерческого видео. А последняя система - это Христианский проект по защите детей, который видит свою цель в анализе содержания фильмов с точки зрения фундаментального христианства и определения их соответствия христианским нормам.

Все выше перечисленные классификации большое внимание обращают, в зависимости от возраста аудитории, на содержание в фильме или передаче тех или иных элементов насилия, агрессии, ненормативной лексики, непристойного поведения.

У нас в России после долгих споров о свободе слова и праве личности на информацию Закон о защите детей от негативной и вредной для них информации принят. Он направлен на защиту детей и подростков от травмирующего их психику информационного воздействия, а также от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности. Однако, несмотря на то, что данный правовой акт был подписан Президентом РФ в конце 2010 года, он вступит, в силу только 1 сентября 2012 года.

Внедрение практики маркировки (в терминологии Закона - возрастной классификации) информационной продукции, создание реестров информационной продукции, содержащих сведения о запрещенной к обороту информации, учет критерия доступности для ребенка тех или иных телевизионных программ при введении ограничений распространения информации через электронные СМИ, поддержка института добровольной экспертизы потенциально вредной информации. Все вышеуказанные методы в той или иной мере используются в государствах, которые создают специальные правовые механизмы защиты информационных прав несовершеннолетних и могут быть оценены как позитивные и соответствующие международно-правовым и конституционным стандартам защиты прав и свобод человека.

К сожалению, избрав верное направление развития законодательства, авторы данного закона не наполнили его соответствующим правовым содержанием. К очевидным недостаткам документа относится чрезмерная сложность и неравномерность предлагаемого правового регулирования, наличие норм, ущемляющих права на свободу мысли, слова и информации, недостаточный уровень общественного контроля.

На наш взгляд, для создания эффективной нормативной правовой системы, в полной мере соответствующей мировым стандартам прав и свобод человека необходимы следующие шаги: Во-первых, разработка и принятие целого ряда нормативных правовых актов, корректирующих компетенцию органов государственной власти, на которые возложены обязанности по исполнению закона, и устанавливающих ответственность за его нарушение. Во-вторых, создание независимого контролирующего органа, сочетающего элементы государственного и общественного участия, который будет координировать, и контролировать реализацию государственной политики в области защиты информационных прав детей. Еще одной мерой по повышению эффективности действия закона должно стать внесение поправки в Закон "О рекламе", а также принятие комплекса законодательных, социальных, финансово-экономических, организационно-методических, образовательно-воспитательных мер, направленных на защиту информационной безопасности несовершеннолетних.

Изучив опыт различных классификационных систем в США и России, автор считает необходимым обращать внимание на следующие аспекты:

.Всякое насилие, агрессия на экране приносит людям не<


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.