Формирование и развитие личности ребенка — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Формирование и развитие личности ребенка

2021-04-19 119
Формирование и развитие личности ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

«Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое «я» и отделил себя от окружающего мира» - Д.И. Писарев.

Ситуация развития человеческого индивида обнаруживает свои особенности уже на самых первых этапах. Главный из них - это опосредованный характер связей ребенка с окружающим миром. Изначально прямые биологические связи «ребенок- мать» очень скоро опосредствуются предметами. Словом, деятельность ребенка все более выступает как реализующая его связи с человеком через вещи, а связи с вещами - через человека. В исходной ситуации развитие ребенка и содержит зерно тех отношений, дальнейшее развертывание которых составляет цепь событий, ведущих к формированию его как личности.

Личность впервые возникает в обществе. Человек вступает в историю (ребенок вступает в жизнь), лишь как индивид, наделенный определенными природными свойствами и способностями и что личностью он остаётся лишь в качестве субъекта общественных отношений. «Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся» (Леонтьев А.Н.).

Процесс формирования личности со стороны изменений, о которых идет речь, может быть представлен, как развитие воли, и это не случайно. Безвольное, импульсивное действие есть действие безличное, хотя о потере воли можно говорить только по отношению к личности. Воля, однако, не является не началом, ни даже "стержнем" личности. Это лишь одно из её выражений. Действительную основу личности, составляет то особое строение совокупных деятельности субъекта, которое возникает на определенном этапе развития его человеческих связей. [33, c. 157].

Личность есть специальное человеческое образование, которое так же не может быть выведено из его приспособительской деятельности, как не могут быть выведены из нее его сознание или его человеческие потребности. Как и сознание человека, как его потребности, личность тоже «производится» - создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. Личность, как и индивид, есть продукт интеграции, процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта.

А.В. Петровский под личностью обозначает системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Формирование личности предполагает развитие действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, как бы перерастают тот круг деятельности, которые они реализуют, и вступают в противоречия с породившими их мотивами.

Дошкольное детство является периодом первоначальною складывания личности - периодом развития личностных механизмов поведения.

Ребенок остается как бы во власти внешних впечатлений. Его переживания и его поведение целиком зависят от того, что он воспринимает здесь и сейчас.

В дошкольном детстве ребенок познает социальную действительность со стороны предметов, созданных людьми. Перед дошкольником «открывается» мир взрослых со стороны их взаимоотношений и деятельности. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте перестраивается в следующие соотношения: ребенок - предмет - взрослый.

Дошкольный возраст, как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения с взрослыми. Сами взрослые не всегда понимают, каким образом их личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно, соответственно специфике детского возраста они интерпретируются, какое значение приобретают для ребенка. (Н.И. Лисина)

Главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они и действовать вместе с ними. Под влиянием опыта общения с взрослыми, у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность - сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении с взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно с налаженной системы взаимоотношений ребенка с взрослыми и начинается ориентация ребенка на других, тем более что он также нуждается в признании окружающих людей. (Н.И. Лисина)

В дошкольном детстве фактически складывается личность, самосознание и мироощущения ребенка. Эти процессы в первую очередь обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребенка. Теперь он может не только ориентироваться и действовать в плане конкретных сиюминутных стимулов, но и устанавливать связи между общими понятиями и представлениями, которые не были получены в его непосредственном опыте. Таким образом, мышление ребенка отрывается от чисто наглядной основы, то есть переходит от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному. Подобное развитие памяти и мышления дошкольника позволяет перейти к новым типам деятельности - игровой, изобразительной, конструктивной. У него, по замечанию Д.Б. Эльконина, «появляется возможность идти от замысла к его воплощению от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли».

Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен принимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому во-первых: очень часто ссоры между родителями, воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности (в силу эмоционального контакта с матерью); во-вторых, он склонен чувствовать себя виноватым в возникновении конфликта, случившегося несчастья, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем. что он плохой, не оправдывает надежд родителей и недостоин их любви. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей дошкольного возраста постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения.

Исследования показывают, что одним из действенных средств укрепления семьи и создания, доверительных отношений между взрослыми и детьми, как основы воспитания является наличие в ней навыков разностороннего общения. Давно известно, что в процессе общения члены семьи реализуют целый спектр разнообразных семейных функций: эмоциональное единение, обмен информацией и передача жизненного опыта от старших младшим, взаимная моральная поддержка ряд других функций.

Дошкольный возраст - период интенсивного усвоения детьми самой разнообразной информации. Согласно концепции Л. С. Выготского, развитие ребенка происходит в форме усвоения общественно-исторического опыта человечества. В самой основе психического развития детей лежит их специфическая воспроизводящая деятельность, посредством которой ребенок усваивает исторически сформировавшиеся функциональные потребности и способности людей для включения в активную жизнь.

Первый - направленность личности. Она определяется системой отношений к окружающему миру, мотивами поведения, потребностями, интересами. Все это - и мотивация действий, и потребности, и интересы - свойственно малышу на третьем году жизни, и что позволительно говорить о том, что в этот период начинает формироваться направленность его личности. Многое здесь будет зависеть от взрослого, на какие чувства подвинут они своего малыша, на каких нравственных, этических ценностях станут строить общение с ним.

Второй блок - возможности личности. Как ребенку удается осваивать мир в конкретной - бытовой, игровой, художественной, элементарной трудовой деятельности. Возможности ребенка, как считают подчас взрослые, ограничены. Да, чисто физически он много чего еще не может выполнить, но зато все, что осваивает, - всерьез, по-настоящему и навсегда. В этой связи следует отметить такие прекрасные качества ребенка, как инициативность, активность и важнейшее качество, как возрастная компетентность, т. е. совокупность навыков, знаний и умений, которым ребенок должен овладеть к определенному возрасту. Формируется и такое важнейшее качество, как творчество (креативность), проявляющееся, например, в оригинальности рисунка, умении перенести разученное в новую ситуацию, в стремлении по-новому сделать постройку и т. д. Креативность зависит от уровня развития мышления, воображения, произвольности и свободы деятельности, а также широты ориентировки в окружающем и осведомленности. В дошкольном детстве компетентность и креативность - важнейшие черты личности - только формируются, они у истоков своего развития. Все зависит от системы воспитания. Родители должны знать об этом и поддерживать единую линию требований к ребенку.

Третий блок - стиль, психологические особенности поведения (темперамент, характер, индивидуальность человека). Они обуславливают такие черты личности, сочувствие ближнему, желание ему помочь, умение уступить другому, терпеливо относится к нему. Эти черты соответствуют характеру доброму, отзывчивому, сердечному. Ребенок учится любить не только близких родственников, но и других людей.

Таким образом личность не есть целостность, обусловленная генотипически. Процесс формирования личности может быть представлен как непрерывный, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств. Самооценка является одним из базовых составляющих понятия «личность». Самооценка является регулятором поведения человека, определяет его самоощущение, отношение с другими людьми, требовательность к себе, отношения к своим успехам и неудачам. Дошкольное детство является периодом первоначального складывания личности, характеризуется сильнейшей зависимостью ребенка от взрослого. В этот период у детей формируются моральное поведение и нравственная саморегуляция, реальная самооценка, как базовые качества личности.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.