Личностное самоопределение в период юности — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Личностное самоопределение в период юности

2021-04-19 109
Личностное самоопределение в период юности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Юность - период жизни после отрочества до взрослости. Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного подростка, притязающего на взрослость, до действительного взросления. Входя в период юности, человек обретает возможность второго рождения личности. Определим возрастные рамки этой стадии, так как терминология в области взросления несколько запутана. Возрастные границы условны. По В.С. Мухиной период юности продолжается от 15-16 лет до 21-25 лет. П. М. Якобсон началом периода юности считает возраст 15 лет, а конец - 22 года. Ранней юностью он называет годы обучения в школе (старший школьный возраст). Это возраст от 15-16 лет до 18 лет. [53] Мы будем придерживаться точки зрения Якобсона.

Изучением личностного самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрастах занимались Л. И. Божович, И. С. Кон, В. Ф. Сафин, Г. П. Ников, М. Р. Гинзбург, И. В. Дубровина, Э. Эриксон и др.

Для понимания проблемы личностного самоопределения следует отметить чрезвычайно существенное положение: уровень личности - это уровень ценностно-смысловой детерминации, уровень существования в мире смыслов и ценностей. Как указывают Б. В. Зейгарник и Б. С. Братусь, для личности “основная плоскость движения - нравственно-ценностная. [18, с 122] Первый момент - это, что существование в мире смыслов есть существование на собственно личностном уровне (на это указывал еще Л.С. Выготский); область смыслов и ценностей есть та область, в которой и происходит взаимодействие личности и общества; ценности и смыслы есть, язык этого взаимодействия. Второй момент - ведущая роль ценностей для формирования личности: они определяют главные характеристики личности, ее стержень, мораль и нравственность. Таким образом, обретение ценности есть обретение личностью самой себя. И третий момент - выделяемые Б.В. Зейгарник и Б.С. Братусем функции смысловых образований: создание эталона, образа будущего и оценка деятельности с ее нравственной, смысловой стороны. [18]

Ценностные ориентации - это элементы структуры личности, которые характеризуют содержательную сторону ее направленности. Это устойчивые, инвариантные образования морального сознания, смысловые компоненты мировоззрения, выражающие суть нравственности человека, а значит, и общие культурно-исторические условия и перспективы. [22]

Ценности - это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и выражающие смысл культуры эпохи, определенного общества в целом, всего человечества. В рамках этого подхода, как нам представляется, адекватно решается вопрос о соотношении ценностей и целей: “Ценность в первую очередь является тем, что дает идеальной (т.е. реально еще не осуществленной) цели силу воздействия на способ и характер человеческой деятельности, побудительную силу” [22, с. 21]. Таким образом, ценности, ценностное сознание лежит в основе целеполагания.

П. Герстманн указывает на принципиальное различие в природе элементов представления человека о своем будущем, из которого следует и различие в их функции. Он различает в составе жизненного плана два типа целей: конечные (идеальные) и вспомогательные (реальные, конкретные). Конечные цели представляют собой идеалы, понимаемые как ценности; эти цели стабильны. Реальные же цели характеризуются конкретностью и досягаемостью, они могут изменяться в зависимости от успехов или неудач [5]. Таким образом, Герстманн прямо указывает на связь жизненного плана с ценностями.

Ценности, в свою очередь, тесно связаны с представлением о смысле жизни (см., например, [47]), которое является одновременно и основание развития личности, и его результатом.

Итак, мы отметили, что самоопределение связано с ценностями, с потребностью формирования смысловой системы, в которой центральное место занимает проблема смысла жизни, с ориентацией на будущее, Теперь мы можем сформулировать эти связи более конкретно. Определение человеком себя в обществе как личности есть определение себя (самоопределение, занятие активной позиции) относительно социокультурных ценностей, и тем самым - определение смысла своего существования. Определение себя как личности - личностное самоопределение - имеет ценностно-смысловую природу. Ценности же задают ориентацию на будущее. [10]

М. Р. Гинзбург говорит о том, что в период ранней юности личностное самоопределение имеет ценностно-смысловую природу. А теперь рассмотрим те характеристики раннего юношеского возраста, которые дают основание для такого подхода.

В юношеском возрасте возникает потребность занять определенное место в обществе. Однако само по себе это стремление вовсе не является специфической особенностью этого возраста. Как явствует из работ Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейна, стремление занять новую социальную позицию характерно для всех межвозрастных переходов и представляет собой, собственно, один из механизмов этих переходов. Специфику следует искать в качественных особенностях той системы отношений, которая складывается в данном возрасте между ребенком и обществом. В раннем юношеском возрасте юноша выходит на общение с обществом напрямую. [10]

Заинтересованность глобальными проблемами смысла жизни вообще и собственного существования является существенной характеристикой формирующегося самоопределения. Помимо того, что эти проблемы волнуют юношей и девушек, они еще широко ими обсуждаются - со сверстниками и теми взрослыми, которых они считают заслуживающими их доверия. Наличие интереса к смыслу жизни и его активное обсуждение, по мнению М.Р. Гинзбурга, свидетельствует об активно идущем процессе самоопределения; их отсутствие - об его искажении [10].

Совершающееся в ранней юности открытие внутреннего мира сопряжено с переживанием его как ценности. Открытие себя как неповторимо уникальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного “я” (“Кто я?”, “Какой я?”,“Каковы мои способности?”, “За что я могу себя уважать?”), а с другой - осознание своего положения в мире (“Каков мой жизненный идеал?”, “Кто мои друзья и враги?”, “Кем я хочу стать?”, “Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стали лучше?”).

Итак, в основе самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрасте лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на той основе смысла своего собственного существования. М.Р. Гинзбург полагает, что в раннем юношеском возрасте личностное самоопределение (т.е. ценностно-смысловое, самоопределение относительно ценностей) является генетически исходным, определяющим развитие всех других видов самоопределения. Личностное самоопределение отнюдь не завершается в подростковом и раннем юношеском возрасте, и в ходе дальнейшего развития человек приходит к новому личностному самоопределению (переопределению). [11]

Личностное самоопределение задает личностно значимую ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений, требования, предъявляемые к нему, т.е. задает социальное самоопределение. На основе социального самоопределения вырабатываются требования к определенной профессиональной области, осуществляется (естественно, не без влияния многих других факторов) профессиональное самоопределения.

Л.И. Божович, говорила о “двуплановости” личностного самоопределения юноши, которая заключается в том, что оно осуществляется одновременно, с одной стороны, как конкретное определение будущей профессии и планирование жизни, а с другой - как неконкретные поиски смысла своего существования.

И.В. Дубровина вносит уточнение в проблему самоопределения как центрального момента в раннем юношеском возрасте. Результаты проведенных исследований позволяют утверждать, что основным психологическим новообразование раннего юношеского возраста следует считать не самоопределение как таковое (личностное, профессиональное, шире - жизненное), а психологическую готовность к самоопределению, которая предполагает: а) сформированность на высоком уровне психологических структур, прежде всего самосознания; б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, ценностные ориентации и временные перспективы; в) становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов каждым старшеклассником.

Вместе с тем, психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное человека место предполагает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у старшеклассника сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность (психологическую готовность) непрерывного роста его личности сейчас и в будущем [46]. Ш. Бюлер также говорила, что, выделенная ею первая фаза жизни (возраст до 16-20 лет) только предшествует самоопределению, так как человек в этот период еще не способен самостоятельно ставить цели [31].

По мнению С.П. Кряжде, в раннем юношеском возрасте представления о будущем имеют романтический, вневременной характер. Это объясняется тем, что мы имеем дело с личностным самоопределением, происходящем на уровне ценностей. Ценность же принципиально вневременна; задавая человеку представление о будущем, она не соотносит его с хронологией. Более или менее точное планирование своей жизни во времени (жизненный план, понимаемый как система целей), по-видимому, возникает на уровне социального самоопределения. В дальнейшем эти два вида представления о своем будущем сосуществуют, выполняя различные функции: смысловое будущее - функцию смыслообразования, временное - регулятивную функцию. Отсюда та двойственность жизненных планов, жизненных перспектив, которая отмечается многими исследователями. [10, 11]

В зарубежной психологии в качестве аналога понятия “личностное самоопределение” выступает категория “психосоциальная идентичность”, разработанная и введенная в научный оборот американским ученым Эриком Эриксоном [52].

Центральным моментом, сквозь призму которого рассматривается все становление личности в переходном возрасте, включая и его юношеский этап, является “нормативный кризис идентичности”. Термин “кризис” употребляется здесь в значении поворотной, критической точки развития, когда в равной степени обостряются как уязвимость, так и возрастающий потенциал личности, и она оказывается перед выбором между двумя альтернативными возможностями, одна из которых ведет к позитивному, а другая к негативному его направлениям.

Главной задачей, которая встает перед индивидом в ранней юности, по Эриксону, является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного “Я”. Юноша должен ответить на вопросы: “Кто я?” и “Каков мой дальнейший путь?”. В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности. В ранней юности индивид стремится к переоценке самого себя в отношениях с близкими людьми, с обществом в целом - в физическом, социальном и эмоциональном планах.

Поиск идентичности может решаться по-разному. Один из способов решения проблемы идентичности заключается в испытании различных ролей. Некоторые молодые люди после ролевого экспериментирования и моральных исканий начинают продвигаться в направлении той или иной цели. Другие могут и вовсе миновать кризис идентичности. К ним относятся те, кто безоговорочно принимает ценности своей семьи и избирает поприще, предопределенное родителями. Главной опасностью, которой, по мнению Эриксона, должен избежать молодой человек в этот период, являетсяразмывание чувства своего “Я”, вследствие растерянности, сомнений в возможности направить свою жизнь в определенное русло. [52]

Итак, резюмируем основные положения по проблеме личностного самоопределения, которые нашли отражение в нашей работе. Личностное самоопределение как психологическое явление возникает на границе старшего подросткового и раннего юношеского возраста. Потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире. Личностное самоопределение имеет ценностно-смысловую природу. В раннем юношеском возрасте происходит активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования, обретение своего ценностно-смыслового единства и его реализации, происходит определение себя в мире - самоопределение. Существенной особенностью личностного самоопределения является его ориентированность в будущее.

Проанализировав литературные источники, мы можем сделать вывод, что данная проблема была более подробно рассмотрена именно отечественными психологами. В зарубежной психологии были заложены основы для изучения личностного самоопределения при рассмотрении таких проблем как проблема “свободы-детерминизма” и проблема идентичности. Конкретно понятие личностного самоопределения было рассмотрено Ш. Бюллер. Отечественные психологи предложили различные подходы к пониманию его природы.

 

2.
Особенности личностного самоопределения студентов (девушек и юношей) в зависимости от типа семьи


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.