Анализ использования синестезии В. Набоковым — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Анализ использования синестезии В. Набоковым

2021-04-19 132
Анализ использования синестезии В. Набоковым 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Теперь рассмотрим те примеры употребления синестетических метафор, которые нам удалось выделить из выбранных (практически наугад) набоковских текстов. Как мы уже условились ранее, все найденные примеры мы распределим на группы в зависимости от вида интермодальной связи, т.е. комбинации тех органов чувств, которые задействованы в данном двойственном (или множественном) ощущении. Теперь о графе «Прочее». Поскольку стертых (общеязыковых) метафор у Набокова почти не встречается (а если это случается, они все равно оживляются авторским переосмыслением), окказиональные метафоры мы специально отмечать здесь не будем; особо отмечать будем развернутые метафоры.

 

Комбинации со зрительной модальность в качестве основной

Пример Дополнительная модальность Прочее
Она покупала переливчатое, прямо-таки журчащее платье, которое сияло и лилось в витрине баснословного магазина («Камера обскура»). Слух  
Кречмар сел рядом с ней, не спускал глаз с этого лица, в котором все было прелестно: и жаркий цвет щек… («Камера обскура») Температура Стертая
Гладким покровом тьмы он был отделен от недавней очаровательной, мучительной, ярко-красочной жизни, прервавшейся на головокружительном вираже («Камера обскура»). Осязание Несколько стертая
Люди в ярких шарфах пили крепкий чай, готовые снова лететь на мороз, на скаты, что гудящим блеском били в широкие стекла («Удар крыла»). Слух  
- Вид у вас сегодня оглушительный, - протянул молодой человек с экзотической любезностью («Удар крыла»). Слух  
Хорошо купаться под вечер, да еще когда расширяются тихие круги теплого дождя («Совершенство»). Слух  
Она почти дремала, выползая на панель, застывая в сиреневатой, щербатой тьме, в теплом запахе гари, в шуме и дрожи двух, трех, четырех грузовиков… («Волшебник») Осязание  
Вдруг разлился золотой, крепко настоянный электрический свет. («Приглашение на казнь») Вкус Развернутая
Она заморгала, поворачивая голову, и на мягкой, сливочной белизны, шее была черная бархатка, а бархатная тишина платья, расширяясь книзу, сливалась с темнотой («Приглашение на казнь»). Слух Развернутая, «матрешкой»
пространственные    
Керн, спеша, поволок его к шкафу, откинул зеркальную дверь, стал вталкивать, втискивать крылья в скрипучую глубину («Удар крыла»). Слух  

 

Комбинации со слуховой модальность в качестве основной

Пример Дополнительная модальность Прочее
…Как у иной певицы, со знаменитым на весь мир контральто, в голосе проскальзывают даже тогда, когда она говорит по телефону с модисткой, драгоценные, смуглые ноты… («Камера обскура») Зрение Развернутая
Ведь он был наблюдателен, - он заметил, например, кошку, которая выскочила из палисадника, девочку в красном платье, для которой придержал дверь, пучок звуков, доносившихся из швейцарской, где играло радио («Камера обскура»). Зрение  
И тусклое пение струн перебивалось постукиванием варварских молоточков («Удар крыла»). Зрение  
Где-то густо и сладко звенели бубенцы («Удар крыла»). Зрение, осязание, вкус  
…И был еще сам хозяин - кислый толстяк, с серебряным грохотом поворачивавший ручку кассы, - и еще малокровная, прозрачная маникюрша, которая, казалось, высохла от прикосновении к бесчисленным человеческим пальцам, ложившимся по пяти штук сразу на бархатную подушечку перед ней («Бритва»). Зрение  
Позади стойки на полках блестели бутылки, повыше крупно тикали часы, старомодные, в виде шалашика с выскакивавшей кукушкой («Драка»). Зрение (размер)  
Страстно хотелось все испытать, до всего добраться, пропустить сквозь себя пятнистую музыку, пестрые голоса, крики птиц, и на минуту войти в душу прохожего, как входишь в свежую тень дерева («Совершенство»). Зрение  
Устроившись посредине глубокой воронки, вырытой Давидом, и подложив под локоть газетный лист, он слушал яркое, тугое хлопание флагов… («Совершенство») Зрение, осязание Развернутая
Там трещали сверчки, качались ветви, изредка падало с тугим стуком яблоко, и луна делала гимнастику на беленой стене курятника («Красавица»). Осязание  
- Узнав из достоверного источника, что нонче решилась ваша судьба, - начал он сдобным басом, - я почел своим долгом, сударь мой… («Приглашение на казнь») Вкус  
Она заморгала, поворачивая голову, и на мягкой, сливочной белизны, шее была черная бархатка, а бархатная тишина платья, расширяясь книзу, сливалась с темнотой («Приглашение на казнь»). Зрение, осязание  
Стоя в тюремном коридоре и слушая полновесный звон часов, которые как раз начали свой неторопливый счет, он представил себе жизнь города такой, какой она обычно бывала в этот свежий утренний час («Приглашение на казнь»). Осязание (кинестетика)  

 

Комбинации с осязательной модальность в качестве основной

ПримерДополнительная модальностьПрочее    
тактильные    
Керн перевалился на другой бок, - осторожно, - чтобы не лопнула грудь от выпуклых ударов («Удар крыла»). Зрение  
Там, там - лепет Марфиньки, ее ноги в белых чулках и бархатных туфельках, холодная грудь и розовые поцелуи со вкусом лесной земляники («Приглашение на казнь»). Зрение (цвет), вкус Развернутая
кинетические (движение)    
И случалось, ночью, когда все стихало - и радиола, и вода в уборной, и белые шажки сиделки… («Волшебник») Зрение (цвет)  
Грифы столбов пролетали со спазмами гортанной музыки. Дрожь в перегородках вагона была как треск мощно топорщившихся крыл («Волшебник»). Слух Развернутая
кинестетические (вес)    
Через пять минут, чувствуя прохладную легкость, плотность волос на темени, каждую линию своих отчетливых одежд, он спустился в столовую. Осязание (температура)  
температурные    
Она, не вставая, принялась вылезать из рукавов макинтоша, нагнув голову, наклоняя плечи то вправо, то влево, и на Кречмара веяло фиалковым жаром, пока он помогал ей освободиться от пальто и глядел, как ходят ее лопатки, как собираются и расходятся складки смугловатой кожи на позвонках («Камера обскура»). Зрение, обоняние  
Оттуда шло как бы легчайшее ядовито-душистое тепло, и что-то дрожало там, как дрожит воздух в зной («Камера обскура»). Обоняние  
Душистый холод ее волос щекотал ему висок… («Удар крыла») Обоняние  
…в ожидании своей очереди, отставя ногу, скрестив горящие руки на груди, наклонив мреющую голову, вея страшным каштановым жаром… («Волшебник») Чувства (эмоции), зрение (цвет) Развернутая

 

Комбинации с обонятельной модальность в качестве основной

Пример Дополнительная модальность Прочее
Она почти дремала, выползая на панель, застывая в сиреневатой, щербатой тьме, в теплом запахе гари, в шуме и дрожи двух, трех, четырех грузовиков… («Волшебник») Осязание (температура)  

 

Комбинации с ментальной модальность в качестве основной

Пример Дополнительная модальность Прочее
Воспоминания, впечатления    
Да, шелестящее, слабо пахнущее одеколоном воспоминание, больше ничего («Камера обскура»). Осязание, обоняние Развернутая
…Давид торопил Иванова, которому немоглось, хотелось валяться в постели и думать о каких-то далеких, неясных полусобытиях, освещенных воспоминанием только с одного бока, о каких-то дымчатых, приятных вещах… («Совершенство») Зрение Развернутая (матрешка)
Он копит и другое, - яркие детские впечатления, оставляющие свою краску на перстах души («Совершенство»). Зрение Развернутая
И капитан Иванов, попав, после одного эпического побега и многих пресных мытарств, в Берлин, занялся именно тем, на что его давняя кличка намекала, - цирюльным делом («Бритва»). Вкус  
Когда же, в каком-нибудь 1970 году (они похожи на телефонные номера, эти цифры еще далеких годов), ему попадется картина, - Бонзо, пожирающий теннисный мяч, - которая висит сейчас в его спальне, он почувствует толчок, свет, изумление пред жизнью («Совершенство»). Зрение, осязание, эмоции Развернутая (матрешка)
Но если и было у меня пять-шесть нормальных романов, что бледная случайность их по сравнению с моим единственным пламенем? («Волшебник») Зрение  
Но когда цель ослепляет, и душит, и сушит гортань, когда здоровый стыд и хилая трусливость сторожат каждый шаг… («Волшебник») Состояние здоровья  
Некоторое время все молчали: глиняный кувшин с водой на дне, поивший всех узников мира; стены, друг другу на плечи положившие руки, как четверо неслышным шепотом обсуждающих квадратную тайну; бархатный паук, похожий чем-то на Марфиньку; большие черные книги на столе… («Приглашение на казнь») Зрение  
Чувства, эмоции    
Тупое «тут», подпертое и запертое четою «твердо», темная тюрьма, в которую заключен неуемно воющий ужас, держит меня и теснит («Приглашение на казнь»). Слух Развернутая
Вот с такого ощущения начинается мой мир: постепенно яснеет дымчатый воздух, - и такая разлита в нем лучащаяся, дрожащая доброта, так расплавляется моя душа в родимой области («Приглашение на казнь»). Зрении (свет), осязание (вибрация) Развернутая
Ощущение времени    
Оттого что все было подернуто пылью сумерек, ему казалось, что у него помутилось зрение, а ноги странно ослабели от мягкого прикосновения песка («Совершенство»). Осязание Развернутая
Характеристика человека    
…И был еще сам хозяин - кислый толстяк, с серебряным грохотом поворачивавший ручку кассы, - и еще малокровная, прозрачная маникюрша, которая, казалось, высохла от прикосновении к бесчисленным человеческим пальцам, ложившимся по пяти штук сразу на бархатную подушечку перед ней («Бритва»).    
Слово, речь    
- Балуем мы вас, - проворчал Родион напоследок, - и долго не мог отпереть дверь Цинциннатовой камеры, - даже наградил ее круглым русским словцом, и это подействовало («Приглашение на казнь»). Зрение (размерность) Развернутая
… Слово, извлеченное на воздух, лопается, как лопаются в сетях те шарообразные рыбы, которые дышат и блистают только на темной, сдавленной глубине («Приглашение на казнь»). Кинетика  

 

Обобщим результаты.

Синестетические метафоры, используемые Владимиром Набоковым, на удивление разнообразны. В них задействованы абсолютно все модальности человеческого восприятия - почти в равной мере; конечно, зрительный и слуховой каналы несколько более наполнены, но не в тех пропорциях, которые установлены физиологией. Кроме того, отличительной чертой набоковского стиля следует считать очень полновесное задействование модальности, связанной с деятельностью коры головного мозга, т.е. со всем, что касается памяти, впечатлений, эмоций. Память - Мнемозина - вообще является особенным действующим лицом его произведений - наравне с самим Набоковым-автором.

Далее. Практически все метафоры у Набокова образные, авторские, окказиональные, большинство из них вообще не повторяется. Многие из них развернутые. Часто встречаются метафоры, реализованные фразой - а то и несколькими, где структура метафоры напоминает матрешку: одно понятие метафоризируется другим, это - третьим и т.д.

Это, стало быть, еще одно средство обогащения авторского языка, причем средство невероятной силы. Именно оно вносит существенный вклад в создание того утонченного, рафинированно интеллектуального стиля, свойственного Набокову.

И вот в заключение еще одна цитата - очень показательная. Мы по какой-то неведомой, таинственной причине до сих пор не упомянули о постоянном присутствии Набокова-автора в его произведениях, зачастую в качестве наблюдателя, оценивающего не только происходящее, но и свой стиль, свои писательские умения и свой писательский инструментарий. Удивляется!

«Стой! Вот опять чувствую, что сейчас выскажусь по-настоящему, затравлю слово. Увы, никто не учил меня этой ловитве, и давно забыто древнее врожденное искусство писать, когда оно в школе не нуждалось, а разгоралось и бежало как пожар, - и теперь оно кажется таким же невозможным, как музыка, некогда извлекаемая из чудовищной рояли, которая проворно журчала или вдруг раскалывала мир на огромные, сверкающие, цельные куски, - я-то сам так отчетливо представляю себе все это, но вы - не я, вот в чем непоправимое несчастье. Не умея писать, но преступным чутьем догадываясь о том, как складывают слова, как должно поступить, чтобы слово обыкновенное оживало, чтобы оно заимствовало у своего соседа его блеск, жар, тень, само отражаясь в нем и его тоже обновляя этим отражением, - так что вся строка - живой перелив…» («Приглашение на казнь»).

Здорово?

 


Заключение

 

И наконец определим функции, присущие набоковской синестетической метафоре:

Ø изобразительная;

Ø оценочная, эмоциональная;

Ø маркировочная, указательная;

Ø игровая (вводит читателя в особый, самостоятельный мир набоковского текста; направляет, становится одним из средств управления вниманием читателя). Этой функции в данной работе практически не уделяется внимания, а жаль, потому что тема эта очень интересная и продуктивная. Заметим, что некоторые исследователи (к примеру, А.М. Люксембург, Г.Ф. Рахимкулова) считают, что исключительно все стилистические средства используются именно в игровых целях. Остается выразить надежду, что в дальнейшем мы еще вернемся к рассмотрению этой темы.

Но все вышеуказанные функции подчинены одной главной цели - общению с читателем (в скобках замечу - с идеальным читателем).

Синестетические метафоры используются Владимиром Набоковым в первую очередь для того, чтобы создать «авторский», пронизанный авторскими (нужными автору, по крайней мере) ощущениями, ассоциациями, восприятиями. При этом данные связи и ассоциации могут быть достаточно далеки от общепринятых. Набоков скорее стремится заместить читательский опыт восприятия своим, соединяя характеристики из разных смысловых групп, создавая оценочный смысл в тех словах, в которых изначально он и не подразумевался.

Все это требует от читателя серьезного и внимательного отношения к тексту, к его указаниям. Благодаря им он может воссоздать мир. создаваемый писателем в своей фантазии, уловить дополнительные смыслы, «спрятанные» автором за цветовым, звуковым символизмом, особой изощренностью сюжета. Именно воссоздание целого мира, а не передача готовых «идей» - вот смысл литературы (и искусства) по Набокову. И для того, чтобы быть адекватным читателем набоковского текста, надо принимать эти правила игры.

синестезия лингвистика метафора модальность


Литература

 

1. Набоков В.В. Другие берега: Роман; Весна в Фиальте: Рассказы / Примеч. О. Дарка. М., 2004.

2. Беседин П.Ф. Взаимодействие осязательных и зрительных ощущений в произведениях И.А. Бунина // Проблемы русского языка и методики его преподавания: Межвузовский сборник научно-методических статей / Под общ. ред. А.Ф. Калинина. Балашов: Николаев, 2005.

3. Галеев Б.М. Что такое синестезия: мифы и реальность? // prometheus_kai.ru.

4. Григорьева О.Н. Цвет и запах власти: Учеб. пособие. М., 2004.

.   Ефимов А.И. Стилистика русского языка. М., 1969.

.   Крюкова Л.Б. К вопросу об адъективных характеристиках объекта восприятия в поэтических текстах периода «серебряного века» // III Международные Бодуэновские чтения: И.А. Бодуэн де Куртенэ и современные проблемы теоретического и прикладного языкознания (Казань, 23-25 мая 2006 г.): Труды и материалы: В 2 т. / Казан. гос. ун-т; Под общ. ред. К.Р. Галиуллина, Г.А. Николаева. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006.

.   Лапшина Т.Н. Синестетическая теория речи и концептуальная рефлекторная дуга Е.Н. Соколова // http://tatila.indeep.ru/text/neuro/synestes.htm.

.   Николина Н.А. Художественный текст как объект филологического анализа. Признаки художественного текста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. зав. М., 2003. С. 35-44.

.   Слободян Е.А. Системный, функциональный и исторический аспекты семантического поля слухового восприятия (на материале русского, польского и английского языков): Автореф. дис…. канд. филол. наук. Уфа, 2007.

.   Штраус Т. Эстетика и поэтика игры в лирике Б. Ахмадулиной и Ю. Левитанского. Пермь, 2000.

.   Большая советская энциклопедия. М., 1969-1978.

.   Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: 2-е изд. М., 1986.

.   Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л.Д. Френкель, 1925.

.   Википедия (свободная энциклопедия) // http://ru.wikipedia.org/wiki/


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.