Примечание: О – очная форма обучения; З – заочная форма обучения — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Примечание: О – очная форма обучения; З – заочная форма обучения

2021-04-19 89
Примечание: О – очная форма обучения; З – заочная форма обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 «Б1. В. ОД. 19» «Зарубежная литература Средних веков и Возрождения»

Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

Образовательная программа «Филологическое образование»

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения очная, заочная

 

Составитель (и): к.филол.н., доц.  Козлова Г.А.

 

                                                             Армавир, 2017

                                             


Обоснование РПД

 

Рабочая программа по дисциплине «Зарубежная литература Средних веков и Возрождения» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВО (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен для студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, образовательная программа «Филологическое образование».

Рабочая программа дисциплины рекомендована к утверждению учебно-методической комиссией на заседании кафедры отечественной филологии и журналистики от «_____» ___________ 20__ г., протокол № ___.

Автор (составитель): Козлова Г.А., доцент кафедры отечественной филологии и журналистики АГПУ, кандидат филологических наук, доцент

Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры отечественной филологии и журналистики «____»_________________ 20___ г. протокол № ____

Заведующий кафедрой ______________/ Безруков А.А.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Обоснование РПД 2
2. Представление содержания РПД 3
3. Цели освоения учебной дисциплины 4
4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы 4
5. Место дисциплины в структуре ООП ВО 5
6. Объём дисциплины (модуля) 5

7.

Содержание дисциплины (модуля):

Структура учебной дисциплины

5
6
Виды занятий и их содержание: а) планы и содержание лекционных занятий;   11
8. б) тематика практических занятий 15
9. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) 24
10. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) 25
11. Технологическая карта дисциплины 34
12. Перечень основной и дополнительной учебной литературы 35
13. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникативной сети ти «Интернет» 36
14. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) 37
15. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине 37
16. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине 37

17.

Дополнительные материалы:

а) глоссарий;

б) тестовые задания

  37
39

 

 


 

Рабочая программа дисциплины (РПД) «Зарубежная литература Средних веков и Возрождения» составлена в соответствии с ФГОС ВО и программами по соответствующим разделам курса для педагогических университетов, рекомендованными УМО для высших учебных заведений. Программа курса предусматривает знакомство студентов с актуальными проблемами зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения, в том числе, с литературными направлениями данных периодов, писателями и их произведениями.

Структура и содержание настоящего РПД определяются целями и задачами, стоящими перед высшей школой на современном этапе развития образования и государственными требованиями к содержанию и уровню профессиональной подготовки бакалавра. Программа ориентирует на сознательное, вдумчивое отношение к процессам, происходящим в литературе.

Произведения, избираемые для филологического анализа, согласуются со школьной программой.

Цели освоения дисциплины:

  • сформировать у студентов представление об основных тенденциях развития зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения;
  • изложить основы и научить студентов применению историко-теоретического метода исследования мирового литературного процесса, других литературоведческих методов и подходов, применимых к изучению, как первых этапов развития европейской литературы, так и последующих;
  • дать представление о специфике изучаемых этапов литературного развития Европы в контексте ее культурного развития, а также о высших достижениях зарубежной литературы, имеющих непреходящее значение;
  • обучить основам анализа произведений европейских писателей средневековья и Возрождения, подготовить студентов к проведению занятий в школе по изучению жизни и творчества писателей этих эпох;
  • раскрыть сущность гуманистического и христианского подходов к анализу художественных текстов;
  • помочь студентам выработать квалифицированное отношение к основным тенденциям развития МЛП, отраженным в творчестве писателей, сформировать умение ориентироваться в изменениях, происходящих в современном литературоведении.

 

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю),

соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:

 

ОК-1 способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения
ОК-2 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции
ОПК-5 владение основами профессиональной этики и речевой культуры

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • основные понятия, необходимые для понимания зарубежной литературы Средних веков и Возрождения и культуры в целом. Основные положения и концепции в области истории литературы, иметь представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии;
  • основные характеристики зарубежной литературы Средних веков и Возрождения  и иметь представление о ее роли в МЛП;
  • ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;
  • этапы историко-литературного процесса;
  • творчество ведущих писателей, его оценку в литературоведении и критике;
  • содержание и художественные особенности произведений;
  • содержание преподаваемого предмета.

Уметь:

  • выделять круг художественных конфликтов и персонажей, составляющих арсенал «вечных» или «мировых» тем и образов, применять полученные знания в области истории литературы данного периода в собственной профессиональной деятельности;
  • проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в области истории античной литературы с формулированием аргументированных умозаключений и выводов;
  • системно анализировать и выбирать образовательные концепции;
  • учитывать в педагогическом процессе различные особенности учащихся;
  • использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов;
  • организовывать внеучебную деятельность обучающихся.

владеть: навыками филологического анализа текста по предмету «Зарубежная литература Средних веков и Возрождения».

 

 Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО

Дисциплина «Зарубежная литература Средних веков и Возрождения» относится к обязательным дисциплинам вариативной части профессионального цикла. По содержанию и методически программа дисциплины связана с изученными учебными дисциплинами: «Античная литература», «Древнерусская литература», «Философия», иностранные языки и др. Она подготавливает студентов к изучению таких дисциплин, как  «Зарубежная литература 17 – 18 в.в.», «История зарубежной литературы 19 в.» и др. В процессе изучения дисциплины преподаватель опирается на знания студентов по истории, философии, психологии, русской литературе, культурологии и др.

 

Объем дисциплины (модуля)

Таблица 1

Выписка из учебного плана

Форма обучения

Семестр

 

Трудоемкость

Лекции, час.

Практич.

занятия, час.

Контроль, час.

СРС,

час

Форма

аттестации

зач. ед. час
очная 2 2 72 14 22 36 зачет
заочная 5 2 72 6 6 4 56 зачет

в т.ч. с интерактив. форм.

         

 

Содержание дисциплины (модуля)

См. следующую страницу


Структура учебной дисциплины

 

 

Таблица 2. Тематический план дисциплины

 

 

№п/п

Раздел

дисциплины

Всего

Виды учебной работы

Лекции Практ. зан. СРС Кол. ч.  
1. Периодизация курса. История возникновения термина «средние века». Литература периода разложения родового строя и зарождения феодализма. Эпос древних европейских народов (кельтский, германский, древнескандинавский). Мифология как мировоззренческая основа эпоса. Памятники латинской письменности. Светская и религиозная латинская литература. «Каролингское» и «Оттоновское» Возрождения.       О – 2 З – 2       - Подготовить доклады и сообщения по теме лекции Литература 1. Козлова Г.А. Зарубежная литература в контексте христианской мысли. Сборник научных статей.- Армавир, АГПА, 2011.                     О-2 З-4
2. Литература эпохи развитого феодализма. Народное творчество и его отражение в письменных памятниках. Усиление исторических и религиозных мотивов. Новое осмысления понятий родина, герой, богатырский подвиг. Национальные героические эпосы: «Песнь о Роланде» (Франция), «Песнь о моем Сиде» (Испания), «Песнь о Нибелунгах» (Германия).   О – 2 О – 4 Ведение читательских дневников. Конспект научно-критической литературы. Литература «Песнь о Роланде» (Франция), «Песнь о моем Сиде» (Испания) «Песнь о Нибелунгах» (Германия). О-2 З-4
3. Рыцарская литература Зрелого Средневековья. Лирика трубадуров, труверов и миннезингеров. Основные жанры средневековой поэзии. Лирика Прованса как особое культурное явление «Малого Возрождения» XII в. Рыцарский роман. Этимология названия жанра. Основные циклы. Рыцарский роман как учредитель и критик кодекса рыцарской чести. Основные персонажи рыцарских романов. Судьба рыцарской идеи.     О – 2   - Доклады по теме Литература 1. Козлова Г.А. Зарубежная литература в контексте христианской мысли.-Армавир, АГПА, 2011. 2. Лирика трубадуров и миннезингеров (по хрестоматии). 3. Куртуазный роман: «Роман о Тристане и Изольде», «Окассен и Николетт» (по хрестоматии).   О-4 З-4
4. Городская и народная литература Зрелого Средневековья. Представление о средневековом городе. Жанры городской литературы. Городской роман (аллегорический эпос У.Ленгленда), шванки, фаблио, лирика вагантов. Обретение общего культурного пространства с выходом драмы на городскую площадь. Жанры средневековой драматургии. Мистерии, миракли, моралите.   - - Рефераты по теме. Чтение текстов произведений и ведение читательского дневника   О-2 З-4
5. Предвозрождение в Италии на рубеже XIII – XIV вв. города – государства Италии, выросшие на основе античных полисов: Рим, Венеция, Флоренция. Творчество Данте А. Книга «Новая жизнь». Смысл названия и традиции поэзии «нового сладостного стиля». Формирование гуманистического мировоззрения в трактате «Пир». История создания «Божественной комедии». Особенности композиции и художественное своеобразие. Своеобразие и периодизация итальянского Возрождения. Петрарка Ф. как основоположник западноевропейского гуманизма. Представление о ренессансном индивидуализме и его оборотной стороне. Решение проблем нового отношения к Любви и Славе. Философская проза Петрарки Ф. «О презрении к миру». «Книга песен». Образ Лауры.   - О – 4 З – 2 Сообщения по теме «Предвозрождение в Италии: архитектура, живопись, литература» Литература 1. Данте А. Новая жизнь. Божественная комедия. Часть I. Ад. 2. Петрарка. Книга песен (2-3 сонета по выбору выучить наизусть).   О-2 З-4
6. Творчество Д.Боккаччо. Ранние произведения: мифологические и психологические мотивы. «Амето», «Фьезоланские нимфы», «Фьяметта». Преодоление традиций куртуазной литературы и формирование ренессансного реализма. Жанр ренессансной новеллы, ее установка на устный рассказ, жанровые модификации. Структура книги «Декамерон». Основные темы книги. Развитие гуманизма в конце XIV и в XV вв. Флоренция как центр гуманизма. Разрыв гуманистов с католической культурой. Неоплатонизм как мировоззренческая основа эпохи ученого гуманизма. Платоновская Академия.   О – 2 О – 2 Ведение читательского дневника и работа с художественным текстом. Литература 1. Козлова Г.А. Зарубежная литература в контексте христианской мысли.-Армавир, АГПА, 2011. 2. Боккаччо Д.. Декамерон (10 новелл). «Фьезоланские нимфы», «Фьяметта» (по хрестоматии).   О-4 З-6
7. Кризис гуманизма в XVI – нач. XVII в. Усиление аристократических тенденций в лирике (пастораль, «петраркизм»). Развитие гуманистической драмы. Возникновение народного итальянского театра: комедия масок. Творчество Т. Тассо. Поэма «Освобожденный Иерусалим». Столкновение стремлений автора воспеть свободного человека Возрождения и католическое мировоззрение поэта. Разорванность сознания Т.Тассо.     -   -   Написание рефератов. Филологический анализ текстов. Проверка рефератов. Знание поэтических отрывков. Чтение художественных текстов. Литература Тассо Т. Освобожденный Иерусалим (по хрестоматии).   О-4 З-4
8. Литература эпохи Реформации в Германии и Нидерландах. Основные деятели Реформации: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Эразм Роттердамский. Спор о свободе воли. «Письма темных людей» и деятельность Ульриха фон Гуттена. Бюргерская и народная литература. Творчество С. Бранта и Г. Сакса. Сатирический характер народной литературы. Идеи «христианского гуманизма» в творчестве Э. Роттердамского. Сатира «похвала глупости». Немецкие народные книги.   - О – 4 З – 2 Чтение художественных текстов. Литература 1. Брант С. Корабль дураков. 2. Сакс Г. Виттенбергский соловей. Похвальное слово городу Нюрнбергу. 3. Немецкие народные книги: «История о докторе Иоганне Фаусте».   О-4 З-6
9. Возрождение во Франции. Абсолютная монархия при Франциске I. Религиозная Реформация и гонения на протестантов. Успехи кальвинизма. Творчество Ф. Вийона как отражение кризиса средневекового сознания. Высокое Возрождение во Франции. Творчество Ф. Рабле. Своеобразие разработки ренессансной проблематики в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль». Понятие о народной смеховой культуре. Карнавал как смешение высокого и низкого, всеосмеивание как сущность западноевропейского карнавального мышления. Позднее Возрождение во Франции. Творчество литературной группы «Плеяда». Реформа французского литературного языка. Любовная лирика П. Ронсара.   О – 2 З – 2 - Сообщения по теме «Возрождение во Франции». Чтение художественных текстов. Литература 1. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль (1 – 2 части). 2. Ронсар П. Из цикла «Любовь к Кассандре»: «Скорей погаснет в небе звездный хор…». Из цикла «Любовь к Марии»: «Мари! Вставайте же! Сегодны вы ленивы!..». Из цикла «Любовь к Елене»: «Когда уж старенькой, со свечкой, перед жаром…» (1 сонет по выбору выучить наизусть).   О-4 З-4
10. Английская литература XIV века. Предвозрождение. Д.Чосер и У.Ленгленд. Два направления в развитии литературы. Своеобразие жанров паломничества и видения. Молитва и проповедь в структуре видения. Значение Д.Чосера для развития английского языка. «Кентерберийские рассказы» Чосера как энциклопедия жанров литературы XIV века. Жанр утопии в творчестве Т.Мора как отражение кризиса гуманизма. Своеобразие английского Возрождения.   О – 2 З – 2 - Чтение художественных текстов. Литература 1. Ленгленд У. Видение о Петре Пахаре (по хрестоматии). 2. Чосер Д. Кентерберийские рассказы (общий пролог, пролог продавца индульгенций, пролог мажордома, рассказ мажордома, рассказ юриста, рассказ мельника).   О-2 З-4
11. Актуальные проблемы творчества У.Шекспира. Своеобразие английского сонета. Основные темы и образы сонетов У.Шекспира. Ренессансная тенденция идеализации действительности в споре с принципом эстетизации «ужасного». Система драматических жанров в творчестве У.Шекспира. Жанровые модификации шекспировских комедий. Взаимодействие жанровых особенностей исторической пьесы и трагедии. Великие трагедии У.Шекспира. «Магистральный сюжет» поиска человеком граней между Добром и Злом и методов борьбы со Злом.   О – 2 О – 4 З – 2 Сообщение по теме «Своеобразие английского сонета». Чтение художественных текстов. Литература 1. Шекспир У. Двенадцатая ночь. Гамлет. Король Лир. Сонеты (3 сонета выучить наизусть, монолог Гамлета).   О-4 З-6
12. Совмещение рыцарских идеалов с идеями Возрождения и своеобразие их воплощения в романе М.де Сервантеса «Дон Кихот». Столкновение жанровых принципов рыцарского и плутовского романов. Амбивалентность образа Дон Кихота как особого взгляда на проблему граней между Добром и Злом. И.Тургенев и В.Белинский о Дон Кихоте.   - О – 4   Чтение художественных текстов. Литература Сервантес М.. Дон Кихот. Английская испанка.   О-2 З-6

Итого:

72: контроль – 4, О – 14 З – 6 О -22 З - 6   О – 36 З – 56

 

О – 2 ч, З – 2 ч

Основные понятия: средние века, эпос, мифология, Возрождение.

                                                                

План

1.  Периодизация курса. История возникновения термина «средние века».

2. Литература периода разложения родового строя и зарождения феодализма.

3. Эпос древних европейских народов (кельтский, германский, древнескандинавский).

4. Мифология как мировоззренческая основа эпоса. Памятники латинской письменности.

5. Светская и религиозная латинская литература. «Каролингское» и «Оттоновское» Возрождения.

Методы и приемы организации учебной деятельност и:

а) проблемное изложение материала;

б) метод Сократа, направленный на освоение обучающимися отдельных этапов проблемно-поисковой деятельности;

в) использование презентациии мультимедийного сопровождение лекции.

Литература

1. Козлова Г.А. Зарубежная литература в контексте христианской мысли. Армавир, АГПА, 2011           

2. Осьмухина О.Ю., Казеева Е.А. От античности к XIX столетию: История зарубежной литературы. Учебное пособие. – М., 2010.

3. Стадников, Г.В. Зарубежная литература и культура Средних веков, Возрождения, XVII века: учебник для вузов / Г. В. Стадников. – М.: Академия, 2008. – 165с.

4. Федотов О.И. История западноевропейской литературы средних веков: идеограммы, схемы, графики. Учебник. – М., 2011.

ТЕМА №2. Литература эпохи развитого феодализма.. О – 2 ч

Основные понятия: мифология, устное народное творчество, героический эпос, завязка, кульминация, развязка.

 

План

1. Народное творчество и его отражение в письменных памятниках. Усиление исторических и религиозных мотивов.

2. Новое осмысления понятий родина, герой, богатырский подвиг.

3. Национальные героические эпосы: «Песнь о Роланде» (Франция), «Песнь о моем Сиде» (Испания), «Песнь о Нибелунгах» (Германия).

4. Историческое и художественное своеобразии «Песни о Роланде». Христианские мотивы и героика образов.

5. Героическая борьба испанского народа в «Песни о моем Сиде».

6. Сказочная основа и героические образы в немецком эпосе.

 

Литература

1. Зарубежная литература Средних веков. Сост. Назарова Л. А., Турышева О. Н. Екатеринбург, 2008.

2. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. Учебное пособие, практикум. – М., 2011.

3. Козлова Г.А. Зарубежная литература в контексте христианской мысли. Сборник научных статей.- Армавир, АГПА, 2011

О - 4 ч, З – 2 ч

 

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии)

  1. Основные деятели Реформации: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Эразм Роттердамский.
  2. Спор о свободе воли.
  3. «Письма темных людей» и деятельность Ульриха фон Гуттена.
  4. Бюргерская и народная литература.
  5. Творчество С. Бранта и Г. Сакса.
  6. Сатирический характер народной литературы.
  7. Идеи «христианского гуманизма» в творчестве Э. Роттердамского. Сатира «похвала глупости».
  8. Немецкие народные книги.

 

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:

- собеседование по теме занятия;

- ответы на вопросы

 

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

1. Внимательно прочитать материал учебных пособий по заданной теме.

2. Ответить на вопросы плана.

3. Подготовить критический материал по теме занятия.

 

Литература для подготовки к занятию

Основная:

1. История литературы Италии Возрождение. Чинквеченто / Институт мировой литературы РАН; редкол.: М. Л. Андреев (гл. ред.) [и др.]. – М.: ИМЛИ РАН. Т. 2.: Возрождение, кн. 2. Чинквеченто / [отв. ред. М. Л. Андреев; Л. В. Евдокимова, Ю. В. Иванова, А. В. Топорова и др.]. – 2010. – 719 с.: табл.

2. Луков В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней: учебное пособие для вузов / Вл. А. Луков; Международная академия наук педагогического образования.-6-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2009. – 510с.

3. Осьмухина О.Ю., Казеева Е.А. От античности к XIX столетию: История зарубежной литературы. Учебное пособие. – М., 2010.

Дополнительная:

  1. Европейские поэты Возрождения/Вступ. ст. Р. Самарина. М., 1974. (БВЛ).

2. Жирмунский В.М. Народный героический эпос: Сравнительно исторические очерки. М.; Л., 1962.

  1. Западноевропейская средневековая словесность/Под ред. Л.Г. Андреева. M, 1985.
  2. Зарубежная литература средних веков. Вып. 1: Латинская, кельтская, скандинавская, прован­сальская, французская литературы: Хрестоматия. 2-е изд./Сост. Б.И. Пуришев. М., 1975.
  3. Иванов В.Г. История этики Средних веков. С.-Петербург. 2002.
  4. Из истории культуры средних веков и Возрождения: Сб. статей. М., 1976.
  5. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. для филол. спец. вузов/М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский, С. С. Мокульский, А. А. Смирнов; Предисл. Н. А. Жирмунской и З. И. Плавскина.- 4-е изд., испр. и доп.- М.: Высш. шк., 1987.- 415 с.
  6. История западноевропейского театра/Под ред. С.С. Мокульского. М., 1956. Т. 1.
  7. История немецкой литературы. М., 1962. Т. 1.
  8. Козлова Г.А. Зарубежная литература в контексте христианской мысли. Сборник научных статей.- Армавир, АГПА, 2011
  9. Литература и искусство западноевропейского средневековья. Под ред. О.Л. Мощанской, Н.М. Ильченко. М., 2002.

 

Задание для СРС. Ведение читательского дневника, работа с художественным текстом

 

 

Тема № 8. СОНЕТЫ У.ШЕКСПИРА. РАЗВИТИЕ И ПРЕОДОЛЕНИЕ ПЕТРАРКИСТСКИХ ТРАДИЦИЙ. О - 2 ч, З – 2 ч

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии)

1. Жанр сонета в английской литературе эпохи У.Шекспира:

а) место сонетов в творчестве У.Шекспира.

б) основные темы шекспировских сонетов и их связь с драматургией Шекспира.

2. Прочитайте русские переводы сонета 130. Какие слова шекспировского сонета остаются не переведенными на русский язык?

3. Шекспир о Любви, ее силе и опасностях (сонет 116).

а) ренессансные концепции Любви.

б) Ф.Петрарка и У.Шекспир: отношение к Любви. Традиции Ф.Петрарки, их развитие и творческий спор с ними.

Методы и приемы организации учебной деятельност и:

а) проблемное изложение материала;

б) метод Сократа, направленный на освоение обучающимися отдельных этапов проблемно-поисковой деятельности;

в) использование презентациии мультимедийного сопровождение лекции.

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:

- собеседование по теме занятия;

- ответы на вопросы

 

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

1. Внимательно прочитать материал учебных пособий по заданной теме.

2. Ответить на вопросы плана.

3. Подготовить критический материал по теме занятия.

Литература для подготовки к занятию

Основная:

1. История литературы Италии Возрождение. Чинквеченто / Институт мировой литературы РАН; редкол.: М. Л. Андреев (гл. ред.) [и др.]. – М.: ИМЛИ РАН. Т. 2.: Возрождение, кн. 2. Чинквеченто / [отв. ред. М. Л. Андреев; Л. В. Евдокимова, Ю. В. Иванова, А. В. Топорова и др.]. – 2010. – 719 с.: табл.

2. Луков В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней: учебное пособие для вузов / Вл. А. Луков; Международная академия наук педагогического образования.-6-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2009. – 510с.

3. Осьмухина О.Ю., Казеева Е.А. От античности к XIX столетию: История зарубежной литературы. Учебное пособие. – М., 2010.

Дополнительная:

1. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. для филол. спец. вузов/М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский, С. С. Мокульский, А. А. Смирнов; Предисл. Н. А. Жирмунской и З. И. Плавскина.- 4-е изд., испр. и доп.- М.: Высш. шк., 1987.- 415 с.

2. Черноземова Е.Н., В.А. Луков. История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения. М., 2004.

3. Комарова В.П. Творчество Шекспира. С. – Петербург. 2001.

4. Шайтанов И.О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения. В 2 т. Т. 2. М. 2001.

5. Аникст А.А. Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974.

6. Аникин Г.В. Михальская Н.П. История английской литературы. М, 1975.

7. Черноземова Е.Н. История английской литературы. Практикум. М., 1998.

 

Задание для СРС. Сообщение по теме «Своеобразие английского сонета». Чтение художественных текстов

 

Тема № 9. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ТРАГЕДИИ У. ШЕКСПИРА «ГАМЛЕТ». О - 2 ч

 

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии)

I. Амбивалентность шекспировского текста как показатель высокой
художественности и источник его многозначности. Способы со­здания амбивалентности.

1. Особенности композиции.

2. Многозначная лексика.

3. Отказ от прямой оценки и мотивации поступков персонажей.

II. Жанровая амбивалентность текста и ее закрепление в полном
названии пьесы. Взаимодействие жанровых черт трагедии и
хроники в пьесе.

III. Основной конфликт пьесы. Способы борьбы со Злом как
«магистральный сюжет» мировой литературы.

IV. Драматическая функция метафор в «Гамлете».

1. Драматическое развитие метафоры разливающегося яда.

2. Метафоры «мир - театр».

3. Метафоры «мир - тюрьма».

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:

- собеседование по теме занятия;

- работа в малых группах;

- использование презентаций по теме занятия;

- ведение читательских дневников и чтение художественных текстов.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

1. Ответить на вопросы плана.

2. Проработать и законспектировать научно-критические работы по теме занятия.

3. Подготовить сообщения по теме занятия (индивидуальное задание).

 

Литература для подготовки к занятию

Основная:

1. История литературы Италии Возрождение. Чинквеченто / Институт мировой литературы РАН; редкол.: М. Л. Андреев (гл. ред.) [и др.]. – М.: ИМЛИ РАН. Т. 2.: Возрождение, кн. 2. Чинквеченто / [отв. ред. М. Л. Андреев; Л. В. Евдокимова, Ю. В. Иванова, А. В. Топорова и др.]. – 2010. – 719 с.: табл.

2. Луков В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней: учебное пособие для вузов / Вл. А. Луков; Международная академия наук педагогического образования.-6-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2009. – 510с.

3. Осьмухина О.Ю., Казеева Е.А. От античности к XIX столетию: История зарубежной литературы. Учебное пособие. – М., 2010.

Дополнительная:

1. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. для филол. спец. вузов/М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский, С. С. Мокульский, А. А. Смирнов; Предисл. Н. А. Жирмунской и З. И. Плавскина.- 4-е изд., испр. и доп.- М.: Высш. шк., 1987.- 415 с.

2. Черноземова Е.Н., В.А. Луков. История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения. М., 2004.

3. Комарова В.П. Творчество Шекспира. С. – Петербург. 2001.

4. Шайтанов И.О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения. В 2 т. Т. 2. М. 2001.

5. Аникст А.А. Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974.

6. Аникин Г.В. Михальская Н.П. История английской литературы. М, 1975.

7. Черноземова Е.Н. История английской литературы. Практикум. М., 1998.

Задание для СРС. Чтение художественных текстов, ведение читательского дневника

Тема № 10,11. РОМАН М.де СЕРВАНТЕСА «ДОН КИХОТ». О - 4 ч

 

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии)

I. История создания «Дон Кихота».

II. Жанровое своеобразие романа М.де Сервантеса, его взаимоотношения
с рыцарским, пасторальным и плутовским романом, лирикой и
драмой.

III. Система образов-персонажей романа.

IV. Трактовки образа Дон Кихота.

V. Трактовки образа Санчо Пансы.

VI. Особенности композиции романа.

VII. «Дон Кихот» в русской культуре. Дилемма «Гамлет и Дон Кихот». И.С. Тургенев о Дон Кихоте (конспект статьи).

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:

- работа с художественным текстом;

- работа с читательским дневником;

- заслушивание сообщений по теме занятия

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

1. Ответить на вопросы плана.

2. Прочитать роман «Дон Кихот».

3. Вести читательский дневник.

 

Литература для подготовки к занятию

Основная:

1. История литературы Италии Возрождение. Чинквеченто / Институт мировой литературы РАН; редкол.: М. Л. Андреев (гл. ред.) [и др.]. – М.: ИМЛИ РАН. Т. 2.: Возрождение, кн. 2. Чинквеченто / [отв. ред. М. Л. Андреев; Л. В. Евдокимова, Ю. В. Иванова, А. В. Топорова и др.]. – 2010. – 719 с.: табл.

2. Луков В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней: учебное пособие для вузов / Вл. А. Луков; Международная академия наук педагогического образования.-6-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2009. – 510с.

3. Осьмухина О.Ю., Казеева Е.А. От античности к XIX столетию: История зарубежной литературы. Учебное пособие. – М., 2010.

Дополнительная:

1.    Сервантес Сааведра М. де. Дон Кихот // Сервантес Сааведра М. де. Собр. соч.: В 5 т. / Ред. и вст. ст. Ф.В. Кельина; Пер. с исп. Н. Любимова, стихи в пер. М. Лозинского. М.: Правда, 1961. Т. 1-2. (Или другие издания текста романа, желательно в переводе Н.М. Любимова.)

2. Балашов Н.И. Сервантес // История всемирной литературы: В 9 т. М.: Наука, 1985. Т. 3. С. 360-372.

3. Державин К. Н. Сервантес: Жизнь и творчество. М., 1958.

4. Завьялова А. Л. Сервантес Сааведра // Зарубежные писатели: Библиографический словарь: В 2 ч. / Под ред. Н.П. Михальской. М.: Просвеще­ние, 1997. Ч. 2. С. 244-249.

5. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. для филол. спец. вузов/М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский, С. С. Мокульский, А. А. Смирнов; Предисл. Н. А. Жирмунской и З. И. Плавскина.- 4-е изд., испр. и доп.- М.: Высш. шк., 1987.- 415 с.

6. Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения: Курс лекций. М.: Выс­шая школа, 1996. С. 207-250.

7. Сервантес и всемирная литература. М: Наука, 1969.

8. Снеткова Н. «Дон Кихот» Сервантеса. М.; Л., 1965.

9. Шайтанов И.О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения. В 2 т. Т. 2. М. 2001.

10.Тургенев И.С. «Гамлет и Дон Кихот».

 

Задание для СРС. Чтение художественных текстов, ведение читательского дневника

Таблица 3

Содержание СРС

 

Тема (раздел)

Содержание заданий, выносимых на СРС Кол-во часов,   Учебно-методическое обеспечение

1. Периодизация курса. Эпос древних европейских народов «Каролингское» и «Оттоновское» Возрождения.

Подготовить доклады по теме лекции   О-2 З-4 1. Козлова Г.А. Зарубежная литература в контексте христианской мысли. Сборник научных статей.- Армавир, АГПА, 2011.                          

2. Литература эпохи развитого феодализма. Национальные героические эпосы: «Песнь о Роланде» (Франция), «Песнь о моем Сиде» (Испания), «Песнь о Нибелунгах» (Германия).

Ведение читательских дневников. Конспект научно-критической литературы.   О-2 З-4  «Песнь о Роланде» (Франция), «Песнь о моем Сиде» (Испания) «Песнь о Нибелунгах» (Германия).

3. Рыцарская литература Зрелого Средневековья.

Ведение читательских дневников. Доклады по теме   О-4 З-4 1. Козлова Г.А. Зарубежная литература в контексте христианской мысли.-Армавир, АГПА, 2011. 2. Лирика трубадуров и миннезингеров (по хрестоматии). 3. Куртуазный роман: «Роман о Тристане и Изольде», «Окассен и Николетт» (по хрестоматии).  

4. Городская и народная литература Зрелого Средневековья.

Рефераты по теме. Чтение текстов произведений и ведение читательского дневника   О-2 З-4  

5. Предвозрождение в Италии на рубеже XIII – XIV вв. Творчество Данте.

Работа с научной литературой и Интернет-ресурсами. Чтение художественного текста. Сообщения по теме «Предвозрождение в Италии: архитектура, живопись, литература»   О-2 З-4 1. Данте А. Новая жизнь. Божественная комедия. Часть I. Ад. 2. Петрарка. Книга песен (2-3 сонета по выбору выучить наизусть).  

6. Творчество Боккаччо.

Ведение читательского дневника и работа с художественным текстом.   О-4 З-6 1. Козлова Г.А. Зарубежная литература в контексте христианской мысли.-Армавир, АГПА, 2011. 2. Боккаччо. Декамерон (10 новелл). «Фьезоланские нимфы», «Фьяметта» (по хрестоматии).  

7. Кризис гуманизма в XVI – нач. XVII в. Гуманистическая деятельность Макиавелли и Кампанеллы. Творчество Т. Тассо.

Написание рефератов. Филологический анализ текстов. Проверка рефератов. Знание поэтических отрывков. Чтение художественных текстов.   О-4 З-4  

Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.17 с.