Реализация прав на общение с ребенком — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Реализация прав на общение с ребенком

2021-04-19 47
Реализация прав на общение с ребенком 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общение с ребенком относится к числу личных прав одного из родителей, о существовании которого прямо говорит закон.[14] Поэтому нарушение этого права, создание условий, затрудняющих или делающих невозможной его реализацию, есть правонарушение. Причем это нарушение не только прав одного из родителей, но и ребенка. Поэтому СК РФ запрещает родителю, с которым проживает ребенок, препятствовать его общению с другим родителем при условии, если такое общение не причинит вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Общение должно приносить пользу ребенку, служить источником его полноценного воспитания и развития.

В основе противодействия общению не должны лежать сугубо личные, продиктованные эгоистическими соображениями мотивы. Проблемы осуществления права на общение возникают при прекращении семейных отношений между родителями. Целесообразно именно в этот момент решить все вопросы, связанные с правом на общение. Тогда легче оценить реальную перспективу будущих контактов отдельно проживающего родителя со своими детьми.

Родителям предоставляется право заключать соглашения о порядке осуществления права на общение, где могут быть зафиксированы любые важные для сторон детали: место общения, график общения, его частота, продолжительность и т.п.[15]

В любом случае это соглашение должно быть свободно от положений, противоречащих интересам ребенка, заключено в простой письменной форме, не подлежащей нотариальному удостоверению. При необходимости это соглашение может послужить одним из доказательств, при рассмотрении судом иска об устранении препятствий к общению. Нарушение права на общение касается одного из наиболее значимых личных прав гражданина как родителя. Семейный кодекс устанавливает защиту прав отдельно проживающего родителя в судебном порядке. В отличие от КоБС (Кодекс о браке и семье), при наличии спора, связанного с реализацией этого права, любая из заинтересованных сторон может обратиться с иском в суд. Спор разрешается с обязательным участием органов опеки и попечительства, дающим свое заключение по поручению суда, а не по просьбе родителей.

Суд в своем решении подтверждает право на общение и одновременно определяет его форму, сообразуясь с конкретной ситуацией (возрастом ребенка, состоянием его здоровья, привязанностью к каждому из родителей и т.п.). Но, в иске может быть отказано, если того требуют интересы ребенка. В любом случае всякий раз такой отказ нуждается в серьезном обосновании. Судебный порядок служит более надежной гарантией осуществления права на общение. Если родитель, обязанный устранить препятствия к общению, по независящим от него причинам сделать этого не может (тяжело болен, выехал в командировку и т.п.), применение к нему мер принудительного характера откладывается. Сознательное упорное нежелание подчиниться решению суда, уйти от его исполнения любым способом, даже ценой нанесения душевной травмы ребенку, рассматривается как злостное невыполнение решения суда. Это позволяет передать несовершеннолетнего другому родителю для совместного проживания. При рассмотрении такого иска суд обязательно учитывает мнение ребенка, его желание (нежелание) перейти жить к другому родителю. Только противодействия исполнению решения суда по делам подобного рода для лишения родительских прав недостаточно. Если родитель, чьи права нарушаются, стремится только к общению, он вправе обратиться за помощью в орган опеки и попечительства, к педагогу, воспитателю.

Родитель, проживающий отдельно от своего ребенка, имеет право на получение интересующей его информации о ребенке из любого учреждения, где находится его ребенок, будь то общеобразовательное учреждение, специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением или больница, дом инвалидов, центр милосердия или реабилитации, и т.п. Такая информация о ребенке не должна представлять угрозы его жизни и здоровью со стороны родителя, если он, например, страдает тяжелым и опасным для окружающих психическим заболеванием, глубоким слабоумием, после возвращения из мест лишения свободы, продолжает вести асоциальный образ жизни и т.п. Родитель, имеющий право на информацию о ребенке, вправе оспорить (обжаловать) в судебном порядке отказ в предоставлении ему этой информации. При этом он освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но должен доказать факт нарушения своих прав, в данном случае родительских.

Право на общение, включает в себя не только право на личные встречи, но и право общения по телефону, электронной почте, в системе on-line. Родитель имеет право на общение с ребенком, в том числе и в тех случаях, когда они расторгли брак, прекратили совместное проживание и даже если находятся в разных государствах. Согласно ст. 10 Конвенции ООН "О правах ребенка" 1989г. в соответствии с обязательством государств-участников по п. 1 ст. 9 заявления ребенка или его родителей на въезд в государство-участник или выезд из него с целью воссоединения семьи, должны рассматриваться государствами-участниками позитивным, гуманным и оперативным образом. Государства-участники обеспечивают, чтобы представление такой просьбы не приводило к неблагоприятным последствиям для заявителей и членов их семьи.[16] Несовершеннолетний ребенок, родители которого проживают в разных государствах, имеет право поддерживать на регулярной основе, за исключением особых обстоятельств, личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. С этой целью и в соответствии с обязательством по п. 2 ст. 9 государства-участники уважают право ребенка и его родителей покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну. В отношении права покидать любую страну действуют только такие ограничения, какие установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц, и совместимы с признанными в названной Конвенции другими правами.

Конвенцией определен перечень лиц, с которыми ребенок имеет право на общение. К ним относятся:

- родители (если ребенок усыновлен, то он имеет право на общение с усыновителями);

- дедушка, бабушка со стороны, как матери, так и отца;

- братья, сестры, в том числе неполнородные;

- другие родственники (тети, дяди, двоюродные братья и сестры, прадедушки, прабабушки и др.).

Право на общение должно быть реализовано также в случаях расторжения брака между родителями или признания брака недействительным. Если ребенок усыновлен, то он может сохранить право на общение в соответствии с п. 3, 4 ст. 137 СК РФ. Если ребенок усыновлен одним лицом, то личные неимущественные и имущественные права и обязанности могут быть сохранены с матерью, если усыновитель - мужчина, или с отцом, если усыновитель - женщина. Если один из родителей усыновленного ребенка умер, то по просьбе родителей умершего (дедушки или бабушки ребенка) могут быть сохранены личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к родственникам умершего родителя.

Реализация права на общение возможна лишь при наличии желания ребенка и его родственников. Общение с ребенком является обязанностью исключительно родителей, для других родственников это право, но не обязанность (см. также комментарий к ст.67СК).[17]

Обязанность и право родителей на общение с ребенком являются составляющей права и обязанности родителей по воспитанию ребенка. Однако в том случае, если родители или другие родственники отказываются от общения с ребенком, их нельзя к этому принудить.

Важное внимание уделим осуществлению права на общение ребенка со своими родственниками в случае нахождения в экстремальной ситуации. К таким ситуациям относятся задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении. Право на общение включает не только право на личное общение, но и на общение по телефону. Ограничение права ребенка на общение возможно только при наличии существенных причин (например, опасность для ребенка со стороны родственников). В соответствии со ст. 96 УПК РФ дознаватель, следователь или прокурор не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого уведомляет об этом кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии - других родственников или предоставляет возможность такого уведомления самому подозреваемому. При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с санкции прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда подозреваемый, является несовершеннолетним. В соответствии со ст. 423 УПК РФ о задержании, заключении под стражу или продлении срока содержания под стражей, несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого об этом незамедлительно извещаются его законные представители. Допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до 14 лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевшего и свидетеля в возрасте от 14 до 18 лет проводятся с участием педагога. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель.[18]

В том случае, если родители уклоняются от общения с ребенком, попавшим в экстремальную ситуацию, и не оказывают ему помощь, необходимую для спасения жизни или здоровья, к ним могут быть применены нормы ст. 125 УК РФ[19] об уголовной ответственности, согласно которой заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу, либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. В целях обеспечения права на защиту, общение при нахождении ребенка в лечебном учреждении ст. 22 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 предоставляет право одному из родителей или иному члену семьи по усмотрению родителей в интересах лечения ребенка находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка. Лицу, находящемуся вместе с ребенком в больничном учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, выдается листок нетрудоспособности.

2.3 Выполнение обязанности обеспечить ребенка образованием

 

Основные обязанности и права родителей в сфере образования определяются Конституцией РФ ст.38,43,Законом РФ "Об образовании", в частности ст.14-19,52; Типовым положением об образовательном учреждении; Уставом образовательного учреждения. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования не только имеют права, но и несут юридические обязанности в отношении своих детей-учеников. Родители обучающегося, воспитанника обязаны:

- заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте;

- подать заявление при приеме ребенка в образовательное учреждение;

- оформить договор с дошкольным образовательным учреждением, если ребенок поступает в данное учреждение;

- оплачивать пребывание ребенка в дошкольном образовательном учреждении;

- обеспечить получение детьми основного общего образования;

- отвечать за воспитание своих детей и создание необходимых условий для получения ими образования;

- выполнять устав образовательного учреждения;

- контролировать проведение перевода обучающегося в специальные (коррекционные) группы и классы, только с их согласия и по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссии;

- контролировать осуществление гражданским образовательным учреждением военной подготовки учащихся только с их согласия и на факультативной основе;

- контролировать проведение начальной профессиональной подготовки общеобразовательным учреждением только с их согласия и согласия их ребенка;

-контролировать привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой только с их согласия и согласия их ребенка;

- отвечать за ликвидацию, обучающимися, академической задолженности в течение следующего учебного года, если обучающиеся были переведены в следующий класс условно. [20]Обязанности и права родителей не предусмотренные указанными документами, могут закрепляться в заключенном между ними и образовательным учреждением договором в соответствии с уставом данного учреждения. Как уже подчеркивалось ранее, образование является неотъемлемой частью процесса воспитания ребенка. При этом государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (п. 2 ст. 43 Конституции РФ).

Выполняя обязанность по получению детьми основного общего образования, родители имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей с учетом их мнения (п. 2 ст. 63 СК РФ). Данное право основано на положении ст. 26 Декларации прав человека о приоритетном праве родителей в выборе вида образования для своих малолетних детей. Закон РФ «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13 января 2007г. также предоставляет родителям право выбора образовательного учреждения, где будет обучаться их ребенок, а также формы обучения до получения ребенком основного общего образования. Таким образом, прежде всего от выбора родителей зависит, где и в какой форме их дети получат образование: очно, заочно, в форме экстерната, самообразования, семейного образования и др. Однако необходимо учитывать, что избранная форма образования должна соответствовать единому государственному образовательному стандарту.[21] Учет мнения ребенка при выборе учебного заведения и формы обучения обязателен независимо от возраста ребенка. Но, если, пожелания ребенка противоречат его интересам (например, ребенок не может обучаться в компьютерном классе из-за слабого зрения) либо не могут быть выполнены в силу объективных причин (уровень материальной обеспеченности семьи не позволяет обучать ребенка в платной школе), родители вправе поступить по своему усмотрению.

Государство обязано уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований, который может быть установлен или утвержден государством. На выбор родителем и его ребенком вида образовательного учреждения, формы обучения оказывают воздействие и состояние здоровья ребенка, степень материальной обеспеченности семьи, семейные традиции, профессия родителей и т.п.

Родители – это семья ребенка. Семья - ключевая социальная группа – основа гражданского общества и государства.[22] Трудно переоценить значение родителей, семьи в образовании и воспитании человека, его становлении как личности и гражданина. Государственный приоритет в вопросах обеспечения стабильности семьи, гарантия со стороны государства и Президента России. Право родителей (законных представителей) в области образования, преимущественное право на воспитание ребенка и возможность обеспечения своих конституционных родительских обязанностей - это залог стабильности государства и общества.

Как мы уже говорили выше роль родителей как непосредственных участников образовательного процесса и их обязанность обеспечения получения детьми основного общего образования отражена в Законе «Об образовании в РФ». Однако на практике отсутствуют реальные механизмы участия родителей в образовательном процессе и управлении общеобразовательным учреждением. Современная школа остается закрытой для родительской общественности. Права родителей ущемляются, создаются искусственные условия для отделения родителей от ребенка.

19 ноября 2007 года в Кремле состоялась встреча тогдашнего Президента России В.В. Путина с иерархами Русской православной церкви по случаю 90-летия восстановления патриаршества. Говоря об имеющемся опыте «преподавания знаний о религии» и «духовно-нравственного воспитания», Президент отметил, что «все эти формы имеют право на существование», но при этом «при разработке образовательных стандартов, и, разумеется, при изучении конфессионально ориентированных предметов должен соблюдаться принцип добровольности». Важнейшим приоритетом при этом, является возрождение семейных ценностей и изменение отношения людей к институту семьи и вопросам воспитания детей, возможно только усилиями всего общества … роль религиозных конфессий, здесь очень высока". [23]

Это означает, что изучение «конфессионально ориентированных предметов», нормальное духовно-нравственное воспитание в общеобразовательных школах, возможно лишь при положительном волеизъявлении граждан-родителей по этому поводу. В свою очередь это предполагает наличие правового механизма участия родителей (законных представителей) в управлении общеобразовательными учреждениями. Тем не менее, разработка этого механизма, «саботируется» наделенными властными полномочиями чиновниками.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы образования принимают недостаточные и несистемные усилия для реализации в школе принципа государственно-общественного управления образованием. Это делается без учета роли родителей и реализации их прав и обязанностей по образованию и воспитанию несовершеннолетних детей. Создание механизма реального включения родителей в управление общеобразовательными учреждениями и в целом в российское образование, является залогом не только модернизации российского образования, но и выполнения «Национальных проектов», а также главной линии на формирование гражданского общества. Именно по причине отсутствия реального и легитимного включения родительской общественности в процесс управления образованием, сегодня развитие образования в значительной степени осуществляется в интересах бюрократии, а не государства, общества и семьи. Об этом свидетельствует проведение различных «экспериментов», таких как ЕГЭ, без их серьезной апробации и без учета мнения родителей. В школу поступают низкокачественные, а порой просто вредные для ребенка учебники и учебные программы. Попытки родителей повлиять на качество образования наталкиваются на противодействие чиновников, заинтересованных в кулуарном рассмотрении вопросов. Отсутствуют открытые конкурсы учебников и учебных программ, нацеленные на выбор объективно лучших вариантов. Фамилии экспертов засекречены, процедура экспертизы непрозрачна, что способствует тотальной безответственности и навязыванию неприемлемых с точки зрения родителей программ и учебников.

Повсеместно ущемляются права родителей и в вопросе охраны прав здоровья ребенка. Многие образовательные учреждения реализуют сами и совместно с различными организациями растлевающие детей программы полового просвещения под видом профилактики заболеваний. Прививки осуществляются в массовом порядке без учета индивидуального состояния здоровья ребенка и противопоказаний. При этом игнорируется право родителей на информированное согласие на проведение прививок и профилактической работы, как способов медицинского вмешательства.

Все указанное, способствует углублению социального кризиса, межведомственной рассогласованности и привело к противодействию родителей и различных общественных групп процессу модернизации образования.

В программе «Концепция модернизации Российского образования до 2010 года» указано, что: «Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект.[24] Интересы гражданского общества и государства в области образования не всегда совпадают с интересами самой системы образования. Непосредственно активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность».

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 28 марта 2006 года №- Пр-488 в рамках ПНПО[25] осуществляется поддержка субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 848 в качестве основного критерия конкурсного отбора субъектов Российской Федерации определено обеспечение государственно-общественного характера управления образованием.

Особую важность темы модернизации образования Владимир Владимирович Путин подчеркнул на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, который прошел в Белгороде 13 сентября 2007 года. Итогом Совета стало поручение Президента России к марту 2008 года подготовить комплексный план по формированию современной модели образования.

Поэтому крайне важно, для координации усилий Церкви, общества и государства в решении вопроса создания в России условий для созидательного государственно-общественного взаимодействия, обладать объективной информацией о происходящих процессах в образовании и совместными усилиями исправлять их в интересах гражданина, семьи, общества и государства.

Таким образом, можно констатировать о том, что:

1. Отсутствие реального и четкого механизма участия родителей, родительского сообщества (законных представителей) в управлении общеобразовательными учреждениями, и реализации ими преимущественного права на воспитание ребенка, способствует нарушению конституционных прав участников образовательного процесса на бесплатное, доступное и качественное образование, на получение объективной информации, препятствует реализации фундаментального права и обязанности родителей по защите интересов детей (Статьи 38 и 4 Конституции РФ).

2. Конституция РФ, ФЗ «Об образовании», Семейный кодекс РФ декларируют права родителей (законных представителей) на воспитание и образование своих детей. Однако в законодательстве Российской Федерации, подзаконных актах и законодательстве Субъектов Федерации не определены реальные полномочия и права родителей, порядок их участия в управлении общеобразовательными учреждениями в разрешении конфликтных ситуаций, в выборах должностных лиц, управлении финансовой деятельностью школ, контроле качества и определении содержания образования. Учредители образовательных учреждений в добровольном порядке не регламентируют механизмы реализации родителями своих прав. Из-за указанных пробелов сложилась практика имитации создания органов самоуправления и демократического, государственно-общественного управления в интересах чиновников. Органы, носящие название «общественных органов» или «органов местного самоуправления» зачастую не избираются снизу, а назначаются сверху и наделяются полномочиями тоже сверху, что лишает их законного права представлять интересы участников образовательного процесса.

Руководящей «элитой» созданы все условия для системного нарушения конституционных прав родителей на участие в образовании и воспитании своих детей. В настоящее времея практически отсутствует реальный механизм участия родителей в управлении образовательными учреждениями. Не обеспечены Конституционные права и свободы граждан России на бесплатное, доступное и качественное образование, на получение объективной информации, на защиту информации об участниках образовательного процесса (то есть детей, родителей и учителей).

В многочисленных исследованиях и мониторингах доказано, что основная социально-психологическая причина, по которой молодежь идет в криминальные структуры, это лицемерие представителей старшего поколения, прежде всего родителей, а затем уже общества и власти. Поэтому «бессилие родителей» перед «системой», которая заинтересована сохранять имитацию самоуправления и государственно-общественного управления в системе образования можно смело назвать главным фактором роста отчужденности детей от родителей и как следствие криминализации общества.

3. Сложившаяся на данный момент ситуация делает невозможным создание государственно-общественной системы управления образованием, прозрачной и эффективной системы финансирования образовательной деятельности, препятствует принятию эффективных мер, направленных на объединение усилий общества и власти в сфере образования.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.