Подборка комплекса дидактических игр на формирование межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Подборка комплекса дидактических игр на формирование межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха

2021-04-19 230
Подборка комплекса дидактических игр на формирование межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Дидактическая игра является одной их уникальных форм обучения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха, которая позволяет сделать интересными и увлекательными работу дошкольников не только на творческо-поисковом уровне, но и по изучению материала, осуществляемые в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной активности[8, c. 69].

В нашей работе мы подобрали комплекс дидактических игр, направленных на развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. Комплекс игр направлен на развитие сплочённости между детьми, умение слушать собеседника, умение договариваться.

 

Таблица 1 - Комплекс дидактических игр, направленный на сплочённость между детьми

Название игры Цель игры Методические приёмы Оборудование
1 «Скульптура» Развивать сплочённость между детьми. Объяснение Счётные палочки
2 «Ты мне нравишься» Развивать сплочённость между детьми. Объяснение Пример Клубок цветной шерсти
3 «Дотронься до…» Развивать сплочённость между детьми. Объяснение  

 

Сплоченность коллектива является ее важной социальной характеристикой.

Сплоченность - это психическое образование, которое объединяет всех членов коллектива в их совместной деятельности и создает целостное единство коллектива. Это мера тяготения членов коллектива друг к другу и к коллективу. Это непременное качество любого трудового коллектива. Необходимость движения к общей цели предполагает наличие определенной общности взаимодействия между членами коллектива. Сплочённость - это важнейшая характеристика коллектива. Показателями сплоченности коллектива являются - ценностно-ориентационное единство и адекватность возложения ответственности за результаты совместной деятельности.

Таблица 2 - Комплекс дидактических игр, направленный на формирование умения слушать собеседника.

Название игры Цель игры Методические приёмы Оборудование
1 «Говорящие очки» Формирование умения слушать собеседника Объяснение Солнцезащитные очки со сравнительно светлыми стёклами
2 «Лунный камень» Формирование умения слушать собеседника Объяснение Красивый камень
3 «Волшебна палочка» Формирование умения слушать собеседника Объяснение Палочка

 

В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

В этом возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.

Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса.

Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.


Таблица 3 - Комплекс дидактических игр, направленный на формирование умения договариваться.

Название игры Цель игры Методические приёмы Оборудование
1 «Рукавички» Формирование умения договариваться Объяснение Рукавички с различными незакрашенными узорами, карандаши.
2 «Весёлое лото» Формирование умения договариваться Объяснение 28 карт с изображениями разных предметов
3 «Соберём котёнка вместе» Формирование умения договариваться Объяснение Показ иллюстрации Детали из бумаги разного цвета и формы

 

Умение договариваться стало не просто умением, которым можно владеть или не владеть. Умение договариваться стало потребностью и необходимостью, потому что вся наша жизнь проходит в постоянном процессе общения.

Таким образом, можно отметить важность таких умений как слушать собеседника, умение договариваться и сплочённость коллектива. В разработанном нами комплексе представлены дидактические игры по каждому из данных направлений.

 

Выводы по второй главе

 

Эмпирическое исследование проводилось с целью выявления уровня развития межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Для проведения исследования нами использовались диагностические методики «Капитан корабля» Е.О.Смирновой, «Два домика» Лаврентьевой Г. П., Титаренко Т. М., «Выбор в действии», «Секрет» Репиной Т.А. Нами был подобран комплекс дидактических игр, направленный на развитие межличностных развитий. Он включает следующие игры: «Скульптура», «Ты мне нравишься», «Дотронься до…», «Говорящие очки», «Лунный камень», «Волшебна палочка», «Рукавички»,«Весёлое лото», «Соберём котёнка вместе».

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Межличностные отношения - это те непосредственные связи и отношения, которые складываются в реальной жизни между мыслящими и чувствующими индивидами.

Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении. Исключительно велика роль общения в формировании личности ребенка. В дошкольном возрасте у ребенка возникают сложные и разнообразные виды отношений с другими, которые в значительной степени определяют становление его личности. Важно изучить эти отношения, чтобы целенаправленно формировать их, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат.

Средство развития - это приём или способ действия, направленный на осуществление перехода к новому, более совершенному, качественному состоянию, от простого - к сложному, от низшего - к высшему.

Дети, имеющие нарушения слуха имеют более низкий социометрический статус в сравнении с детьми имеющих сохранный слух. В связи с этим учитывая ведущую деятельность детей дошкольного возраста, следует сказать о необходимости использования игровых методов по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом. В частности, одним из главных методов, является дидактическая игра.

Дидактическая игра - это средство познания мира через игру. Ребенок с нарушениями слуха изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. В игре у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы. В жизни дошкольника с нарушениями слуха дидактическая игра имеет такое же значение, как для взрослого работа, служба. В игре воспитываются те физические и психологические навыки, которые будут необходимы для работы: активность, творчество, умение преодолевать трудности.

В процессе данного исследования были изучены межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. Своеобразие протекания процессов восприятия, связанное с нарушением слуха, отрицательно сказывается на формирование коммуникативной компитентности, в том числе на характере межличностных отношений.

Эмпирическое исследование проводилось с целью выявления уровня развития межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Для проведения исследования нами использовались диагностические методики «Капитан корабля» Е.О.Смирновой, «Два домика» Лаврентьевой Г. П., Титаренко Т. М., «Выбор в действии», «Секрет» Репиной Т.А.

Нами был подобран комплекс дидактических игр, направленный на развитие межличностных развитий. Он включает следующие игры: «Скульптура», «Ты мне нравишься», «Дотронься до…», «Говорящие очки», «Лунный камень», «Волшебна палочка», «Рукавички»,«Весёлое лото», «Соберём котёнка вместе».

 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

 

1. Богданова,Т.Г. Сурдопсихология [Текст]./ Т.Г. Богданова. - М.:Академия, 2002. - С. 203.

. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / Р.М. Боскис. - М.: Советский спорт,2004. - С. 303.

. Венгер, Л.А Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст] / Л. А. Венгера, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. - М.: Просвещение, 1988. - С. 144.

. Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб., 2003. - С.654.

. Генденштейн, Л.Э., Мадышева, Е.Л. Арифметические игры для детей 6-7. [Текст] / Л.Э.Гендельштейн. - М., Харьков: Илекса:1998. - С.48.

. Герасименко, Ю. А., Карпова, Г. А. Межличностные отношения учащихся с нарушениями слуха: диагностика и коррекция: Монография. [Текст] / Ю.А. Герасименко. - Урал. 2004. - С.43.

. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога. [Текст] / С.Ю. Головин. - Минск:Харвест. 1998.-С.800.

. Головчиц, Л.А. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. [Текст] /Л.А. Головчиц. М.: ООО умиц «Граф пресс», 2003. - С.160.

. Гуревич, П.С. Психологический словарь. [Текст] / П.С.Гуревич. - ОЛМА Медиа. Групп. 2007.- С.800.

. Зайцева, Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. [Текст] / Г.Л. Зайцева. - М., 1992. - С.188.

. Зайцева, Г.Л. Современные научные подходы к образованию детей с недостатками слуха: основные идеи и перспективы. Дефектология, №3 [Текст] / Г.Л. Зайцева. -1995. -С.167.

. Кардаш, Л.А. Педагогическое взаимодействие коррекционного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушениями слуха.: Дис…канд. пед. наук / [Текст] /Л.А. Кардаш. - Екатеринбург: 2005-С.138.

. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. [Текст] /Я.Л. Коломинский. - Мн.: Тетра Системс, 2000. -С.256.

. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир. [Текст] / М.В. Крулехт. -СПб.: Детство-Пресс. 2002.-С.138.

. Лебеденко, Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников. [Текст] / Е.Н.Лебеденко. - СПб.: Детство-Пресс, 2003.- С.247.

. Леве, А. Развитие слуха у неслышащих детей: история, методы, возможности (перевод с нем.). [Текст] /А. Леве. - М., 2003.-С.142.

. Максаков, А.И., Тумакова, Г.А. Учите, играя. [Текст] /А.И. Максакова. - М.: Просвещение, 1983.-С.144.

. Недоспасова, В.А. Растем, играя. [Текст] /В.А. Недопасова. - М.: Просвещение, 2003.- 256.

. Немов,Р.С. Кн. 3. Психодиагностика. 4-е изд., [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Просвещение. 2001. -640с.

. Носкова, Л.П. Игра в жизни детей с нарушениями слуха. Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя. [Текст] / Л.П. Носкова. - М.: Просвещение, 1993. - С.104.

. Пуйк, Т.Э. Особенности оценки и самооценки социально значимых черт личности у глухих школьников. Исследование личности детей с нарушениями слуха. [Текст] / Т.Э. Пуйк. - М., 1988.- С.263.

. Речицкая, Е.Г., Пархалина, Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. [Текст] / Е.Г. Речицкая. - М., 2000.- С.154.

. Сабуров, В.В. Технологическая модель подготовки родителей для повышения коррекционной направленности воспитания в семье детей с нарушениями интеллекта и пути ее реализации: Дис…канд. пед. Наук. [Текст] / В.В. Сабуров.- Урал. гос. пед. ун-т.- Екатеринбург, 1999.- С.142.

. Смирнова, А. Н. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. [Текст] / А.Н. Смирнова. - М.: Просвещение, 2005. -С.274.

. Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива. [Текст]/ В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение. 1981. -С.640.

. Таварткиладзе, Г.А., Васильева, Л.Д. Раннее выявление нарушений слуха у детей первых лет жизни. Метод. реком. [Текст]/ Г.А. Таваррткиладзе. - М.: Просвещение. 198. -С.15.

. Флери, В.И. Глухонемые, рассматриваемые в отношении к способам образования, самым свойственным их природе. [Текст]/ В.И. Флери. - СПб. 1935.- С.145.

. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. [Текст]/ К. Фопель. - М., 2001. - С.302.

. Цукерман, И. В. Глухота и проблема общения. [Текст]/ И.В. Цукерман. - М.: Просвещение. 198. -С.360.

. Шибутани, Т. Социальная психология. [Текст]/ Т. Шибутани. - М.: Просвещение. 1969. -С.193.

. Шматко, Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. [Текст]/Н.Д. Шматко. - М.: Просвещение. 1995. -С.240.

. Шулежко, Е.Е., Ершова, А.П., Букатов, В.М. Социо-игровые подходы к педагогике. [Текст]/ Е.Е. Шулежко. - Красноярск, 1990. -С.321.

. Янн, П. А. Воспитание и обучение глухого ребенка. Сурдопедагогика как наука. [Текст]/ П.А. Янн. - М. 2003. - С.146.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Комплекс игр, направленный на развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

. 1. Дидактическая игра «Скульптуры».

Цель игры: развивать сплочённость между детьми.

Материал: каждому ребёнку по одной счётной палочке.

Ход игры: каждый из играющих берёт по одной палочке. Один начинает игру: он кладёт палочку посреди группы на пол. Второй кладёт свою палочку рядом с предыдущей так, чтобы они соприкасались друг с другом. Третья палочка должна касаться одной из ранее положенных. Игра так и продолжается до тех пор, пока не будут выложены на пол все палочки. Нужно расположить палочки так, чтобы из них получилась какая-нибудь фигура. Потом палочки убираются, и предлагается выложить такую же фигуру из тел, при этом каждый должен касаться хотя бы кого-нибудь из группы.

2. Дидактическая игра «Ты мне нравишься (паутина)».

Цель игры: развитие сплочённости детей.

Материал: клубок цветной шерсти.

Ход игры: воспитатель предлагает детям сесть в один общий круг. Пару раз обматывает свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и прокатывает клубок в сторону одного из детей. После того, как клубок передан, ребёнку говорят: "Коля (Маша, Петя!) ты мне нравишься, потому что… (всегда помогаешь другим детям, всегда вежлив с взрослыми и детьми, всегда очень аккуратен)". Выслушав обращённые к нему слова ребёнок обматывает нитью свою ладонь так, чтобы "паутина" была более-менее натянута. После этого ребёнок должен подумать и решить, кому передать клубок дальше и сказать чем нравится ему выбранный сверстник. При этом можно говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нём нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так игра продолжается всё дальше и дальше. Нужно хорошо запомнить, что вам скажут, когда будут передавать клубок. Воспитатель следит, чтобы все дети были задействованы в плетении паутины. Постепенно "паутина" будет расти. Ребёнок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый ребёнок наматывает свою часть на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

. Дидактическая игра «Дотронься до…»

Цель игры: развивать сплочённость между детьми.

Ход игры: дети стоят в кругу. Ведущий говорит: «Дотронься до… синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронутся до этого цвета. Больше двух детей до одного участника игры дотрагиваться нельзя.

. Дидактическая игра «Говорящие очки».

Цель игры: развивать умение слушать собеседника.

Материал: солнцезащитные очки со сравнительно светлыми стёклами.

Ход игры: все дети садятся в общий круг. Ведущий надевает очки, поворачивается направо и смотрит на своего соседа, который спрашивает: «Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?» Как только ребёнок в волшебных очках услышит это заклинание, он тут же должен от имени волшебных очков сказать что-нибудь доброе и приятное в адрес своего соседа справа. После этого он снимает волшебные очки и передаёт их своему соседу слева. Когда его сосед наденет очки, уже бывший ведущий обращается к нему с заклинанием. И новый ведущий в волшебных очках говорит о нём добрые и приятные слова. Игра продолжается, пока очки не обойдут по всему кругу.

. Дидактическая игра «Лунный камень».

Цель игры: развивать умение слушать собеседника.

Материал: красивый камень.

Ход игры: дети, расположившись в кругу, произносят знакомые стихотворения, скороговорки, загадки, считалки, чистоговорки по одному слову по очереди. Для того чтобы очередь строго соблюдалась, дети по кругу передают лунный камень. Пока камень у говорящего, другие дети молчат.

. Дидактическая игра «Волшебная палочка»

Цель игры: развитие словарного запаса детей, развивать умение слушать собеседника.

Материал: палочка.

Ход игры: дети становятся в круг. Воспитатель с помощью детей выбирают тему, о которой будут говорить. «Будем говорить про котёнка всё, что знаем». Воспитатель предлагает сначала подобрать слова про то, какой котёнок (подбор слов-прилагаетльных). Педагог вручает палочку кому-либо из детей, тот называет слово и передаёт палочку следующему и т.д. Повторять слова нельзя. Если кто-то не может подобрать слово, другой участник может ему «подарить» своё слово. Когда палочка дойдёт до середины круга, воспитатель меняет задание: «Теперь будем подбирать слова про то, что котёнок может делать» (подбор слов-глаголов).

. Дидактическая игра «Рукавички».

Цель игры: учить договариваться друг с другом.

Материал: рукавички с различными незакрашенными узорами, карандаши.

Ход игры: каждому ребёнку даётся вырезанная из бумаги рукавичка. Предлагается найти свою пару, т.е. рукавичку с точно таким же узором. Дети ходят по группе и ищут свою пару. После того, как каждая пара рукавичек встретилась, дети должны договориться и раскрасить одинаково рукавички.

. Дидактическая игра «Весёлое лото».

Цель игры: учить договариваться друг с другом.

Материал: 28 карт, разделенных на 2 клетки, в каждой из них нарисованы разнообразные предметы одежды, обуви, мебели, посуды, музыкальные инструменты, спортивные принадлежности, школьные принадлежности.

Ход игры: игроки получают по 5 карт. Первым начинает тот, кто имеет карточку с изображением двух предметов, относящихся к одному родовому понятию. Ходят по очереди, составляя цепочку из карточек так, чтобы картинки, приставляемые друг к другу относились к одному родовому понятию. Если у игрока нужной картинки не оказывается, любой играющий может предложить ему свою.

. Дидактическая игра «Соберём котёнка вместе».

Цель игры: учить договариваться друг с другом.

Материал: три фланелеграфа в рамках; три коробки с деталями оранжевого, белого, черного цвета. Детали выполнены из разной по тактильным ощущениям ткани: мех, лен, бархат; имеют круглую, овальную, треугольную, квадратную, прямоугольную форму и разный размер.

Ход игры: в гости к детям приходит кошка, у которой есть три котенка: Белыш, Черныш и Рыжик. Кошка рассказывает детям про своих котят и жалуется, что у нее нет их фотографий. Воспитатель предлагает детям сделать для кошечки портреты котят.

Вот тут детали разного цвета, формы и размера. (Для младщей группы - детали в коробках, разобраны по цвету. Для средней группы - все детали можно смешать). Надо выбрать подходящие и сделать портреты котят. Давайте вспомним, как зовут котят?

Белыш, Черныш, Рыжик.

А как вы думаете, почему их так назвали: Белыш, Черныш, Рыжик?

Потому что Белыш - этот котенок белого цвета. Черныш черного цвета. Рыжик - рыжий.

Выберите себе друга и договоритесь, портрет какого котенка вы будете делать.

Дети делятся на три команды, воспитатель выясняет, какого котенка будет делать каждая команда.

Когда «портреты» готовы, воспитатель просит рассказать детей про котенка, которого они собрали. Как зовут котенка? Что есть у котенка, и какой формы? (голова круглой формы, туловище овальной формы) Какая шерсть у котенка? (мягкая, жесткая, пушистая, щелковистая.). Что делает котенок?


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.