Булгаков роман Белая гвардия: Тема нравственного выбора,политической нестабильности. Проблема бесчестия и трусости, раскола общества, гражданской войны — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Булгаков роман Белая гвардия: Тема нравственного выбора,политической нестабильности. Проблема бесчестия и трусости, раскола общества, гражданской войны

2021-04-19 271
Булгаков роман Белая гвардия: Тема нравственного выбора,политической нестабильности. Проблема бесчестия и трусости, раскола общества, гражданской войны 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Роман «Белая гвардия» — о трагической судьбе интеллигенции в тяжёлые времена революции, после убийства императора Николая II. Книга также повествует о сложном положении офицерства, готового исполнять долг перед отечеством в условиях зыбкой, нестабильной политической обстановки в стране. Белогвардейские офицеры были готовы защищать гетманскую власть, но автор ставит вопрос — есть ли в этом смысл, если гетман сбежал, оставив страну и её защитников на произвол судьбы?

Алексей и Николка Турбины — офицеры, готовые защищать родину и прежнюю власть, но перед жестоким механизмом политической системы они (и такие, как они) оказываются бессильными. Алексея тяжело ранят, и он вынужден бороться уже не за родину и не за оккупированный город, а за свою жизнь, в чём ему помогает женщина, спасшая его от смерти. А Николка в последний момент бежит, спасённый Най-Турсом, которого убивают. При всём желании защищать отечество герои не забывают о семье и доме, о сестре, оставленной мужем. Образ-антагонист в романе — капитан Тальберг, который, в отличие от братьев Турбиных, покидает отечество дом и жену в тяжёлое время и уезжает в Германию.

Герои: Главные герои и их характеристика

Алексей Васильевич Турбин — двадцативосьмилетний доктор, дивизионный врач, который, отдавая долг чести отечеству, вступает в схватку с петлюровцами, когда его часть распустили, так как борьба уже была бессмысленна, но получает серьёзное ранение и вынужден спасаться. Заболевает тифом, находится на грани жизни и смерти, но в итоге выживает.

Николай Васильевич Турбин (Николка) — семнадцатилетний унтер-офицер, младший брат Алексея, готовый до последнего сражаться с петлюровцами за отечество и гетманскую власть, но по настоянию полковника убегает, срывая с себя знаки отличия, так как бой уже не имеет смысла (петлюровцы захватили Город, а гетман сбежал). Затем Николка помогает сестре ухаживать за раненым Алексеем.

Елена Васильевна Турбина-Тальберг (Елена рыжая) — двадцатичетырёхлетняя замужняя женщина, которую оставил муж. Переживает и молится за обоих братьев, участвующих в военных действиях, ждёт мужа и втайне надеется, что тот вернётся.

Сергей Иванович Тальберг — капитан, муж Елены рыжей, неустойчивый в политических взглядах, который меняет их в зависимости от обстановки в городе (действует по принципу флюгера), за что верные своим взглядам Турбины его не уважают. В итоге он покидает дом, жену и ночным поездом уезжает в Германию.

Леонид Юрьевич Шервинский — гвардии поручик, щеголеватый улан, поклонник Елены рыжей, друг Турбиных, верит в поддержку союзников и рассказывает, будто бы сам видел государя.

Виктор Викторович Мышлаевский — поручик, ещё один друг Турбиных, верный отечеству, чести и долгу. В романе один из первых предвестников петлюровской оккупации, участник боя в нескольких километрах от Города. Когда петлюровцы врываются в Город, Мышлаевский принимает сторону тех, кто хотят распустить мортирный дивизион, чтобы не губить жизни юнкеров, и хочет поджечь здание юнкерской гимназии, чтобы она не доставалась врагу.

Карась — друг Турбиных, сдержанный, честный офицер, который во время роспуска мортирного дивизиона присоединяется к тем, кто распускает юнкеров, встаёт на сторону Мышлаевского и полковника Малышева, предложившего такой выход.

Феликс Феликсович Най-Турс — полковник, который не боится дерзить генералу и распускает юнкеров в момент захвата Города Петлюрой. Сам героически погибает на глазах у Николки Турбина. Для него ценнее, чем власть свергнутого гетмана, жизнь юнкеров — молодых людей, которых чуть не отправили на последний бессмысленный бой с петлюровцами, но он в спешном порядке распускает их, заставляя срывать знаки отличия и уничтожать документы. Най-Турс в романе — образ идеального офицера, для которого ценны не только боевые качества и честь собратьев по оружию, но и их жизни.

Лариосик (Ларион Суржанский) — дальний родственник Турбиных, который приехал к ним из провинции, переживая развод с женой. Неуклюжий, растяпа, но добродушный, любит бывать в библиотеке и держит кенара в клетке.

Юлия Александровна Рейсс — женщина, которая спасает раненого Алексея Турбина, и у него завязывается с ней роман.

Василий Иванович Лисович (Василиса) — трусливый инженер, домохозяин, у которого Турбины снимают второй этаж дома. Скопидом, живёт с жадной женой Вандой, прячет ценности в тайниках. В итоге его грабят бандиты. Своё прозвище — Василиса, получил из-за того, что из-за беспорядков в городе в 1918 году стал подписываться в документах другим почерком, сокращая имя и фамилию так: «Вас. Лис».

Петлюровцы в романе — лишь шестерёнки в глобальном политическом перевороте, который влечёт за собой необратимые последствия.

Тематика: Тема нравственного выбора. Центральной темой является положение белогвардейцев, которые вынуждены выбирать — участвовать ли им в бессмысленных сражениях за власть сбежавшего гетмана или всё-таки спасать свои жизни. Союзники не являются на помощь, и город захватывают петлюровцы, а, в конечном итоге, большевики — реальная сила, угрожающая старому жизненному укладу и политическому строю.

Политическая нестабильность. События разворачиваются уже после событий Октябрьской революции и расстрела Николая II, когда большевики захватили власть в Петербурге и продолжали укреплять свои позиции. Петлюровцы, захватившие Киев (в романе — Город), слабы перед большевиками, равно как и белогвардейцы. «Белая гвардия» — это трагический роман о том, как погибает интеллигенция и всё, что с ней связано.

В романе присутствуют библейские мотивы, и, чтобы усилить их звучание, автор вводит образ помешанного на христианской религии больного, который приходит лечиться к доктору Алексею Турбину. Начинается роман с отсчёта от Рождества Христова, а перед самым финалом упоминаются строки из Апокалипсиса св. Иоанна Богослова. То есть — судьба Города, захваченного петлюровцами и большевиками, в романе сравнивается с Апокалипсисом.

Проблематика: Бесчестье и трусость. Если Турбины, Мышлаевский, Шервинский, Карась, Най-Турс единодушны и собираются защищать отечество до последней капли крови, то Тальберг и гетман предпочитают бежать как крысы с тонущего корабля, а индивиды вроде Василия Лисовича трусят, хитрят и приспосабливаются к существующим условиям.

Также одна из главных проблем романа заключается в выборе между нравственным долгом и жизнью. Ставится вопрос ребром — есть ли смысл с честью защищать такое правительство, которое бесчестно покидает отечество в труднейшие для него времена, и тут же есть ответ на этот самый вопрос: смысла нет, в этом случае жизнь ставится на первое место.

Раскол русского общества. Кроме того, проблема в произведении «Белая гвардия» заключается в отношении народа к происходящему. Народ не поддерживает офицеров и белогвардейцев и, в целом, встаёт на сторону петлюровцев, ведь на той стороне беззаконие и вседозволенность.

Гражданская война. В романе противопоставляются три силы — белогвардейцы, петлюровцы и большевики, и одна из них лишь промежуточная, временная — это петлюровцы. Борьба с петлюровцами не сможет оказать такого сильного влияния на ход истории, как борьба между белогвардейцами и большевиками — двумя реальными силами, одна из которых проиграет и канет в Лету навсегда — это и есть Белая гвардия.

Смысл: В целом, смысл романа «Белая гвардия» — это борьба. Борьба между смелостью и трусостью, честью и бесчестьем, добром и злом, богом и дьяволом. Отвага и честь — это Турбины и их друзья, Най-Турс, полковник Малышев, распустивший юнкеров и не позволивший им умирать. Трусость и бесчестье, им противопоставленные — это гетман, Тальберг, штабс-капитан Студзинский, который, побоявшись нарушить приказ, собрался арестовать полковника Малышева за то, что тот хочет распустить юнкеров.

Обычные граждане, не участвующие в военных действиях, в романе тоже оцениваются по этим же критериям: честь, храбрость – трусость, бесчестье. Например, женские образы — Елена, ждущая оставившего её мужа, Ирина Най-Турс, не побоявшаяся вместе с Николкой идти в анатомический театр за телом убитого брата, Юлия Александровна Рейсс — это олицетворение чести, смелости, решительности — и Ванда, жена инженера Лисовича, скупая, жадная до вещей, — олицетворяет трусость, низменность. Да и сам инженер Лисович — мелочный, трусливый и скаредный. Лариосик, несмотря на всю свою неуклюжесть и нелепость,— человечный и мягкий, это персонаж, который олицетворяет если не отвагу и решимость, то просто добронравие и мягкосердечие — качества, которых так не хватает в людях в то жестокое время, описанное в романе.

Ещё один смысл романа «Белая гвардия» — в том, что к богу близки не те, кто ему официально служат – не церковники, но те, кто даже в кровавое и беспощадное время, когда на землю спустилось зло, сохранили в себе зёрна человечности, и пусть даже это — красноармейцы. Об этом рассказывает сон Алексея Турбина — притча романа «Белая гвардия», в которой бог объясняет, что белогвардейцы попадут в свой рай, с церковными полами, а красноармейцы — в свой, с красными звёздами, потому что и те, и другие верили в наступление добра для отечества, хоть и по-разному. Но суть и тех, и других одна, несмотря на то, что они по разным сторонам. А вот церковники, «служители бога», согласно этой притче, не попадут в рай, так как многие из них отступали от истины. Таким образом, суть романа «Белая гвардия» в том, что человечность (добро, честь, бог, смелость) и бесчеловечность (зло, дьявол, бесчестье, трусость) всегда будут бороться за власть над этим миром. И неважно, под какими знамёнами будет эта борьба происходить — белыми или красными, но на стороне зла всегда будут насилие, жестокость и низменные качества, которым должно противостоять добро, милосердие, честность. В этой извечной борьбе важно выбрать не удобную, а правильную сторону.

 

А.Т Твардовский поэма "Василий Теркин".Проблема жестокойсти войны и оккупации. Темы: подвига, героизма,преданности патриотизма.

Василий Теркин» — не просто высокохудожественное и безмерно значимое произведение Александра Твардовского, ставшее голосом своей эпохи. Нет. Это одна из тех с кровью вырванных из сердца драм человеческой жизни, которая воевала вместе с нашими солдатами на самой кровопролитной войне 20 века. Поэма, написанная подлинно народным языком, была на слуху у тех, кто сидел в окопах, шел на передовую и защищал родину каждый раз, как в последний. Особенно выразительной на фоне всего повествования современникам кажется глава «Переправа».

Сюжет: Ночью бойцы советской армии готовятся переправиться через реку: на том берегу враг. Мост взорван, остается перебираться вплавь. На дворе ноябрь, река уже скованная холодом, поэтому солдатам тяжело пробираться по замершей водяной глади. Первый взвод благополучно добрался до пункта назначения, но вдруг раздались выстрелы, и остальные лодки не смогли пробиться. Солдаты были вынуждены ждать вестей с того берега в смутной тревоге за однополчан.

Основные войсковые части расположились на ночлег. Все чувствовали вину за то, что люди на другом берегу остались без помощи. Однако двое дозорных увидели в ледяной воде человека, добирающегося вплавь до их стороны. Им оказался Василий Теркин, один из солдат, которые смогли переправиться. После того, как его отогрели и растерли, он пришел в норму и рассказал, что героическими усилиями отряд удерживает свои позиции на вражеском участке. Но людям понадобится помощь артиллерии для полной победы. Мужественный боец, рискнувший жизнью ради того, чтобы сообщить эту весть, быстро овладевает собой, шутит и даже просит не тратить спирт на растирание, а дать ему его в качестве напитка.

Тематика: Тема подвига. В центре повествования Твардовского – один из многих геройских поступков «обыкновенного» и «простого» парня Василия. Автор типизирует черты героя не с целью того, чтобы как-то унизить его, подчеркивая обыденность его судьбы, распространенность фамилии и имени. Нет, характер Теркина олицетворяет собой весь сражающийся народ: добрый, щедрый, оптимистичный, веселый балагур, но в тоже время стойкий, несгибаемый, сильный, готовый отдать все за Родину. Вот какие качества бойца проявились в главе «Переправа». Именно поэтому она так сильно запоминается читателю: приятно видеть, как солдат не только идет на подвиг, но и делает это без пафоса, как будто ничего особенного не происходит.

Тема патриотизма. Каждому солдату хочется жить, но еще сильнее они хотят освободить Родину от оккупантов. Василий, не задумываясь об орденах и наградах, рискует собой, как и сотни его товарищей, которые бьются на том берегу, ожидая подкрепления. Никто из них не ждет поощрения, все идут воевать за свое отечество. И даже совершив мужественный, достойный медали поступок, герой лишь шутливо просит налить ему спирту, как бы принижая значение собственного подвига, понимая, что вместе с ним тысячи людей идут на смерть, и многим везет меньше.

Тема преданности. Высаживаясь на вражеский берег, никто из бойцов не думает о предательстве, все борются и отстаивают свободу своей страны. Несмотря на то, что численный перевес на стороне оккупантов, наши ребята идут в бой и не сдаются на милость врага.

Проблема оккупации. Русская земля поделена на вражескую и советскую территории. Автор символично разделяет их рекой — рекой крови наших предков. Проливая кровь, они штурмовали свои же города и села, вероломно и нагло захваченные оккупантами, силы которых многократно превышали мощность отечественных войск.

Проблема жестокости войны. Борьба ставит людям нелегкие условия, в которых появляется нечто более важное, чем жизнь. Поэтому бойцы жертвуют собой, а их подвигам нет числа. Если бы Василий не доплыл, его потеря была бы незаметна на фоне десятков других смертей на том берегу, и никто бы, может, и не узнал, какие мучения претерпел Теркин, чтобы выполнить свой долг.

Главная мысль: Твардовский пишет предельно ясно, каждая строка имеет ясный и вполне конкретный посыл. Смысл главы «Переправа» раскрывается в рефрене: «Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле». Герой переплывает ледяную реку, рискует умереть страшной смертью – замерзнуть и утонуть. Его безмолвный подвиг в этом случае остался бы незамеченным, никто бы не узнал, что с ним стало, даже тела его не нашли бы потомки. Но он все равно делает это, ведь его цель – не почёт и известность, а спасение родины. И не только: речь идет уже о судьбе мира во всем мире, ведь фашизм и нацизм – угрозы мирового масштаба.

Поэтому подвиг русского солдата – это не защита своих личных интересов и земель, это дар всем странам и всем людям, жертва ради их «жизни на земле». Теркин, как и его товарищи, готовы безвестно кануть, пойти на дно, лишь бы сохранить будущее – настоящее для всех нас. В этом и заключается основная идея главы.

Настроение: Сам автор не считал себя фронтовиком, иронично писал о работе военных корреспондентов: «Мы подъезжаем к тем ямочкам и окопчикам, где лежат солдаты, наскоро о чем-то расспрашиваем, дергаясь от даже далекого взрыва мины, а потом уезжаем, провожаемые незабываемым взглядом». Тем не менее, солдаты сразу признали «Василия Теркина» как правдивую и близкую им поэму, из-за ее честности и открытости она интересна читателям до сих пор. В частности, глава «Переправа» пропитана ощущением святости долга русского солдата не только по отношению к родине, но и к миру. Этот бой автор называет «святым» и показывает, как бескорыстна жертва тех, кто в нем участвует. Герой рискует собой не у всех на глазах, не напоказ, не для того, чтобы остаться в истории или хотя бы на передовицах газет. Его цель: помочь своему отряду любой ценой.

Но поэт понимает, что Василий вносит более серьезный вклад в мировую гармонию: он помогает возвратить ее. Настроение искреннего самопожертвования пронизывает стихотворные строки.

Средства художественной выразительности: Язык произведения прост и ясен, близок к народному, но это не значит, что он беден на изобразительные средства. Автор использует эпитеты («снег шершавый», «путем суровым», «жухлый лед», «след кровавый» и другие), сравнения («точно крыша под ногой», «как плоты, пошли понтоны», «берег правый, как стена» и другие). Здесь также встречается любимая А. Т. Твардовским аллитерация, создающая динамичность повествования. Все эти приемы позволяют ему создать накаленную и динамичную атмосферу боя.

Поэма лишена всех рамок. Ее изобразительная сила не скованна ни сюжетом, ни идеологией, в произведении подлинный патриотизм не превращается в пафос, все в меру, все настоящее. За это внутреннее тепло и правду «Василия Теркина» полюбили советские солдаты, за это же любим ее и мы, потомки.

Б. Васильев повесть "А зори здесь тихие"

Война – не место для женщины. Но в порыве защитить свою страну, своё отечество, даже представительницы прекрасной половины человечества готовы сражаться. Борис Львович Васильев в повести «А зори здесь тихие…» смог передать тяжёлую судьбу пятерых девушек–зенитчиц и их командира во время второй войны.

 

Смысл названия: Название повести передает эффект неожиданности, который обрушился на героев. Этот разъезд, где происходило действие, был действительно тихим и спокойным местом. Если вдалеке оккупанты бомбили Кировскую дорогу, то «здесь» царила гармония. Те мужчины, которых направляли его охранять, спивались, потому что делать там нечего: ни боев, ни нацистов, ни заданий. Как в тылу. Именно поэтому туда послали девушек, как бы зная, что с ними ничего не случится, участок безопасный. Однако читатель видит, что враг только усыплял бдительность, планируя атаку. После трагических событий, описанных автором, остается только горько посетовать на неудавшееся оправдание этой жуткой случайности: «А зори здесь тихие». Тишина в названии также передает эмоцию траура – минуту молчания. Сама природа скорбит, видя такое надругательство над человеком.

Кроме того, название иллюстрирует мир на земле, которого добивались девушки, отдавая свои молодые жизни. Они достигли своей цели, но какой ценой? Их усилиям, их борьбе, их крику с помощью союза «а» противопоставляется эта кровью омытая тишина.

Жанр и направление: Жанр книги – повесть. Она очень небольшая по объему, читается на одном дыхании. Автор намеренно вынул из военных будней, хорошо знакомых ему, все те бытовые подробности, которые замедляют динамику текста. Он хотел оставить только эмоционально заряженные фрагменты, вызывающие неподдельную реакцию читателя на прочитанное.

Направление – реалистическая военная проза. Б. Васильев повествует о войне, используя реальный жизненный материал для создания сюжета.

Суть: Главный герой – Федот Евграфыч Васков, является старшиной 171 железнодорожного уезда. Здесь спокойно, и прибывшие в эту местность солдаты часто начинают выпивать от безделья. Герой пишет на них рапорты, и в конечном итоге ему отправляют девчат-зенитчиц.

Поначалу Васков не понимает, как обращаться с юными девушками, но, когда дело доходит до военных действий, все они становятся единой командой. Одна из них замечает двух немцев, главный герой понимает, что это диверсанты, которые собираются пройти тайно через лес к важным стратегическим объектам.

Федот быстро собирает группу из пяти девушек. Они идут по местной тропе, чтобы опередить немцев. Однако выясняется, что вместо двух человек во вражеском отряде шестнадцать бойцов. Васков знает, что им не справиться, и он отсылает одну из девушек за подмогой. К сожалению, Лиза погибает, утонув в болоте и не успев передать послание.

В это время, стараясь хитростью обмануть немцев, отряд старается отвести их как можно дальше. Они изображают лесорубов, стреляют из-за валунов, находят место отдыха немцев. Но силы не равны, и в ходе неравной битвы погибают остальные девушки.

Герою всё же удаётся захватить оставшихся солдат в плен. Спустя много лет он возвращается сюда, чтобы привезти на могилу мраморную плиту. В эпилоге молодые люди, увидев старика, понимают, что оказывается и тут шли бои. Повесть заканчивается фразой одного из молодых ребят: «А зори-то здесь тихие-тихие, только сегодня разглядел».

Герои: Федот Васьков – единственный выживший из команды. Впоследствии потерял руку из-за ранения. Храбрый, ответственный и надёжный человек. Считает неприемлемым пьянство на войне, рьяно отстаивает необходимость дисциплины. Несмотря на сложный характер девушек, заботится о них и очень переживает, когда осознает, что не уберег бойцов. В конце произведения читатель видит его с приёмным сыном. Что означает, что Федот сдержал обещание, данное Рите – позаботился о ее сыне, ставшем сиротой.

Образы девушек:

Елизавета Бричкина – трудолюбивая девушка. Она родилась в простой семье. Её мать больна, а отец работает лесником. До войны Лиза собиралась переехать из деревни в город и учиться в техникуме. Она умирает при выполнении приказа: тонет в болоте, пытаясь привести солдат на подмогу своей команде. Погибая в трясине, она до последнего не верит в то, что смерть не даст ей реализовать честолюбивые мечты.

Софья Гурвич – рядовой боец. Бывшая студентка Московского университета, отличница. Она изучала немецкий язык и могла быть хорошим переводчиком, ей прочили большое будущее. Выросла Соня среди дружной еврейской семьи. Умирает, пытаясь вернуть командиру забытый кисет. Она случайно встречает немцев, которые закалывают её двумя ударами в грудь. Хоть на войне у нее не все получалось, она упорно и терпеливо выполняла свои обязанности и достойно приняла смерть.

Галина Четвертак – самая младшая из группы. Она сирота, выросла в детском доме. На войну идёт ради «романтики», но быстро понимает, что это не место для слабых. Васков берёт её с собой в воспитательных целях, но Галя не выдерживает давления. Она паникует и пытается убежать от немцев, но те убивают девушку. Несмотря на трусость героини, старшина говорит остальным, что она погибла в перестрелке.

Евгения Комелькова – молодая красивая девушка, дочь офицера. Немцы захватывают её деревню, она успевает спрятаться, но всю её семью расстреливают у неё на глазах. На войне проявляет храбрость и героизм, Женя заслоняет собой сослуживцев. Сначала её ранят, а затем расстреливают в упор, ведь она отвела отряд на себя, желая спасти остальных.

Маргарита Осянина – младший сержант и командир отделения зенитчиц. Серьёзная и рассудительная, была замужем и имеет сына. Однако муж погибает в первые дни войны, после чего Рита стала ненавидеть немцев тихо и безжалостно. Во время сражения её смертельно ранят, и она выстреливает себе в висок. Но перед смертью просит Васькова позаботиться о сыне.

Темы: Героизм, чувство долга. Вчерашние школьницы, ещё совсем молодые девушки уходят на войну. Но делают они это не из-за нужды. Каждая приходит по своей воле и, как показала история, каждая вложила все свои силы, чтобы противостоять немецко-фашистским захватчикам.

Женщина на войне. В первую очередь в произведении Б. Васильева важен тот факт, что девушки находятся не в тылу. Они наравне с мужчинами воюют за честь своей родины. Каждая из них – это личность, у каждой были планы на жизнь, своя семья. Но жестокая судьба отнимает это всё. В устах главного героя звучит мысль о том, что война страшна тем, что, отнимая жизни женщин, она губит жизнь целого народа.

Подвиг маленького человека. Ни одна из девушек не была профессиональным бойцом. Это были обычные советские люди с разными характерами и судьбой. Но война сплачивает героинь, и они готовы сражаться вместе. Вклад в борьбу каждой из них не был напрасным.

Мужество и смелость. Некоторые героини особенно выделились на фоне остальных, проявив феноменальную отвагу. Например, Женя Комелькова ценой жизни спасла товарищей, обратив преследование врагов на себя. Она не боялась рискнуть, так как была уверена в победе. Даже получив ранение, девушка лишь удивилась, что такое произошло с ней.

Родина. Васков винил себя за то, что случилось с его подопечными. Он представлял, что их сыновья поднимутся и выскажут упрек мужчинам, которые не смогли уберечь женщин. Он не верил, что какой-то Беломорканал стоит этих жертв, ведь его и так охраняли сотни бойцов. Но в разговоре со старшиной Рита пресекла его самобичевание, сказав, что отчество – это не каналы и дороги, которые они защищали от диверсантов. Это вся русская земля, которая требовала защиты здесь и сейчас. Именно так автор представляет родину.

Проблематика: Проблема войны. Борьба не разбирает, кого убить, а кого оставить в живых, она слепа и равнодушна, подобна разрушительной стихии. Поэтому случайно гибнут слабые и ни в чем не повинные женщины, а единственный мужчина выживает, тоже случайно. Они принимают неравный бой, и вполне естественно, что им никто не успел помочь. Таковы условия военного времени: везде, даже в самом тихом месте, опасно, везде ломаются судьбы.

Проблема памяти. В финале старшина приходит на место страшной расправы с сыном героини и встречает молодых людей, которые удивляются тому, что в этой глуши происходили бои. Таким образом, выживший мужчина увековечивает память о погибших женщинах, устанавливая мемориальную плиту. Теперь потомки будут помнить их подвиг.

Проблема трусости. Галя Четвертак не смогла воспитать в себе необходимую храбрость, и своим неразумным поведением она осложнила проведение операции. Автор не винит ее строго: девушка и так воспитывалась в тяжелейших условиях, ей не у кого было учиться вести себя достойно. Родители бросили ее, побоявшись ответственности, так и сама Галя испугалась в решающий момент. На ее примере Васильев показывает, что война – это не место для романтиков, потому что борьба всегда не красива, она чудовищна, и выдержать ее гнёт дано не каждому.

Смысл: Автор хотел показать, как русские женщины, издавна славящиеся своей силой воли, боролись с оккупацией. Он не зря рассказывает о каждой биографии в отдельности, ведь по ним видно, с какими испытаниями прекрасный пол сталкивался в тылу и на передовой. Пощады не было никому, и в этих условиях девушки принимали на себя удар противника. Каждая из них пошла на жертву добровольно. В этом отчаянном напряжении воли всех народных сил и кроется главная мысль Бориса Васильева. Будущие и настоящие матери пожертвовали естественным долгом – рожать и воспитывать будущие поколения – ради того, чтобы спасти весь мир от тирании нацизма.

Разумеется, главная идея писателя – гуманистический посыл: женщинам не место на войне. Их жизни топчут тяжелые солдатские сапоги, как будто им на пути попадаются не люди, а цветы. Но если враг посягнул на родную землю, если он безжалостно истребляет все, что дорого сердцу, то даже девушка способна бросить ему вызов и победить в неравной борьбе.

«Юшка», анализ рассказа Платонова

История создания

Рассказ «Юшка» был написан Платоновым в первой половине 30-х гг., а опубликован только после смерти писателя, в 1966 г., в «Избранном».

Литературное направление и жанр

«Юшка» - это рассказ, раскрывающий на нескольких страницах образ мыслей населения целого городка и менталитет человека как такового.

В произведении неожиданный конец, связанный с приездом в город сироты, выученной на врача. Такая концовка делает рассказ похожим на новеллу. Есть в произведении и сходство с притчей, если воспринимать концовку как мораль, показывающую истинное милосердие.

Тема, основная мысль и проблематика

Тема рассказа – природа добра и зла, милосердия и жестокости, красота человеческой души. Основная мысль может быть выражена сразу несколькими библейскими истинами: творить добро нужно бескорыстно; человеческие сердца лукавы и крайне испорчены, поэтому люди не ведают, что творят; нужно возлюбить ближнего своего, как самого себя. Проблематика рассказа тоже связана с нравственностью. Платонов поднимает проблему запоздалой благодарности, презрения и жестокости к непохожим на всех. Одна из важнейших проблем – нравственная мёртвость героев, противопоставленная нравственной живости Юшки, хотя как раз в его живости сомневаются дети.

Сюжет и композиция

Действие рассказа происходит «в старинное время». Такая отсылка к прошлому делает рассказ почти сказкой, начинающейся со слов «в некотором царстве жили-были». То есть герой рассказа сразу представлен как универсальный вневременной герой, в котором воплощены нравственные ориентиры человечества.

Помощник кузнеца Юшка, над которым смеются все жители города как над существом кротким и безответным, каждое лето уходит на месяц. По его словам, то к племяннице, то к другой родственнице в деревню или в Москву. В тот год, когда Юшка не пошёл никуда, чувствуя себя очень плохо, он умер, сбитый с ног очередным насмешником.

Осенью в городе появилась сирота, которую Юшка всю жизнь кормил и учил. Девушка приехала, чтобы вылечить своего благодетеля от туберкулёза. Она осталась в городе и всю жизнь посвятила бескорыстной помощи больным.

Герои

Рассказ назван по имени главного героя. Юшка – это не прозвище, как думают многие читатели, а уменьшительно-ласкательное имя, которое в Воронежской губернии образовывалось от южнорусского варианта имени Ефим – Юхим. Но слово юшка в том же южнорусском диалекте означает жидкую еду наподобие супа, вообще жидкость и даже кровь. Таким образом, имя героя как бы говорящее. Оно намекает на способность героя приспособиться к жёсткому злому миру, как приспосабливается вода к форме сосуда. А также имя – намёк на смерть героя, умершего от открывшегося кровотечения, очевидно, спровоцированного ударом в грудь.

Юшка – помощник кузнеца. Сейчас человека, который выполняет такую работу, «которую нужно было делать», назвали бы чернорабочим. Его возраст определяется как «старый на вид». Только в средине рассказа читатель узнаёт, что Юшке было 40 лет, а слабым и старым на вид он был из-за болезни.

Рассказ оказался пророческим и для самого Платонова, который умер от туберкулёза, заразившись от сына, попавшего в тюрьму в 15 лет и выпущенного через 2,5 года уже тяжелобольным.

В портрете Юшки подчёркнуты его худоба и невысокий рост. Особо выделены глаза, белые, как у слепца, со стоящими в них постоянно слезами. Этот образ не случаен: Юшка видит мир не таким, каким он есть на самом деле. Он не замечает зла, считая его проявлением любви, и словно вечно плачет о нуждах других.

Юшка похож на блаженного, какими их представлял русский народ. Разница только в том, что блаженных не принято было обижать. Но Юшку унижают и бьют, называя не блаженным, а блажным, непохожим, животным, божьим чучелом, юродом негодным. И требуют, чтобы Юшка был похожим на них, жил, как все.

Юшка считает всех людей равными «по надобности». Его случайно убивает односельчанин как раз за то, что он осмелился равнять себя с ним.

Герой соотносим даже с Христом, который пострадал за народ, претерпев мучения. Когда над Христом издевались римские солдаты, он молчал, не объясняя им ничего. Но ещё больше похож на Юшку герой романа Булгакова, написанного чуть позже «Юшки», в 1937 г. Иешуа, в отличие от библейского Иисуса, активно оправдывает обидчиков, называя их добрыми людьми. Так и Юшка называет обижающих его детей родными, маленькими.

Юшка считает, что он нужен и детям, и взрослым. Казалось бы, он ошибочно делает вывод о том, что дети и взрослые нуждаются в нём, потому что любят его. Но через годы становится понятным, что его действительно любили, просто не умея выразить ни любви, ни потребности в нём. А именно так и думал Юшка, которого обижали.

Как и многие блаженные, Юшка обходится малым. Свой крошечный доход (семь рублей и шестьдесят копеек в месяц) Юшка не тратит на чай и сахар, довольствуясь простой бесплатной едой кузнеца – хлебом, щами и кашей. Настолько же проста и одежда Юшки, которая за все годы как будто не изнашивается, оставаясь равномерно ветхой и дырявой, но исполняя своё предназначение.

Народ обижал Юшку, потому что в сердцах людей «лютая ярость», «злое горе и обида». Кротость Юшки противопоставлена агрессии людей, спровоцированной их горем, виновником которого все считают Юшку.

К Юшке добра Даша, дочь кузнеца. Она пытается объяснить Юшке, что его никто не любит, что его жизнь напрасна. Но Юшка знает, зачем он живёт: по воле родителей и для цели, о которой он никому не говорит, как и о своей любви ко всему живому.

Юшка не нуждается в людях, как они в нём, зато, уходя в безлюдные места, Юшка переживал единение с природой. Он чувствовал себя осиротевшим даже от смерти жука или букашки. Именно живая природа исцеляла героя, давая ему силы.

После смерти Юшка разделяет судьбу многих юродивых и святых. Нашедший его труп столяр сразу просит прощения: «Забраковали тебя люди». Проститься с ним пришёл весь народ. Но потом Юшку забыли, как забывают и обычных людей, и юродивых, и святых. Одинокий Юшка оказался благодетелем, даровав народу ту, что стала заботиться о нём – выращенную и выученную на его деньги сиротку, ставшую врачом. Её и называют дочерью доброго Юшки, не помня его самого.

Особенности стиля

В рассказе встречаются традиционные для Платонова мотивы. Один из них – мотив смерти. Дети сомневаются в том, что Юшка живой, потому что он не отвечает злом на их зло.

Пейзаж в рассказе раскрывает источник душевных сил героя. В отличие от людей, черпающих энергию из удовольствия обижать слабых, Юшка слабых поддерживал и воспринимал себя как часть природы. Странное платоновское выражение «лица жуков», встречающееся и в других произведениях, показывает, что и природу Юшка воспринимал как равную себе, очеловечивая её.

Платонов создаёт убедительный образ счастья, которое случается с людьми вопреки их злым поступкам. Жизнь писателя во многом была подобна жизни его героя: тяжёлая неблагодарная работа, в которую он вкладывал душу, и преждевременная смерть от болезни.

  МАтренин двор солженицын рассказ Рассказ «Матрёнин двор» был написан Солженицыным в 1959 г. Первое название рассказа – «Не стоит село без праведника» (русская пословица). Окончательный вариант названия придумал Твардовский, который был в то время редактором журнала «Новый мир», где и был напечатан рассказ в № 1 за 1963 г. По настоянию редакции начало рассказа было изменено и события отнесены не к 1956, а к 1953 г., то есть к дохрущёвской эпохе. Это поклон Хрущёву, благодаря разрешению которого был напечатан первый рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (1962).

Образ рассказчика в произведении «Матрёнин двор» автобиографичен. После смерти Сталина Солженицын был реабилитирован, действительно проживал в деревне Мильцево (Тальново в рассказе) и снимал угол у Матрёны Васильевны Захаровой (Григорьевой в рассказе). Солженицын очень точно передал не только подробности жизни прототипа Марёны, но и особенности быта и даже местного говора деревни.

Литературное направление и жанр

Солженицын развивал толстовскую традицию русской прозы в реалистическом направлении. Рассказ соединяет в себе черты художественного очерка, собственно рассказа и элементы жития. Жизнь русской деревни отражена настолько объективно и многообразно, что произведение приближается к жанру «рассказ романного типа». В этом жанре характер героя показан не только в переломный момент своего развития, но и освещена история характера, этапы его становления. В судьбе героя отражается судьба всей эпохи и страны (как говорит Солженицын, земли).

Проблематика

В центре рассказа нравственная проблематика. Стоят ли многие человеческие жизни захваченного участка или продиктованного человеческой жадностью решения не делать второго рейса трактором? Материальные ценности в народе ценятся выше, чем сам челове


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.